Реферат по предмету "Религия и мифология"


Особенности отношения человека и абсолюта в религиозной системе иудаизма (на материале анализа текста "Тора. Книга Бытия")

Федеральное государственноеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный институт
Кафедра искусствоведения

КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенностиотношения человека и абсолюта в РЕЛИГИОЗНОЙ системе ИУДАИЗМА
(наматериале анализа текста «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»)
Руководитель А.В.Клыкова
подпись, дата
Студент К.М Добровольский
подпись, дата
Красноярск 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Основные теоретические понятия
2 Особенности религиозной системыиудаизма
2.1 История возникновения и развитиярелигиозной системы иудаизма
2.2 Основные положения религиознойсистемы иудаизма
2.3 Значение текста «Тора. КнигаБытия» в религиозной системе  иудаизм
3 Образ Абсолюта в тексте «Тора. КнигаБытия»
4 Образ человека в тексте «Тора.Книга Бытия»
5 Особенности отношения человека иАбсолюта в тексте «Тора. Книга Бытия»
Заключение
Список литературы
 

ВВЕДЕНИЕ
Объект исследования
Религиозная системаиудаизм на материале анализа текста «Тора. Книга Бытия».
Предмет исследования
Особенности отношениячеловека и Абсолюта в религиозной системе иудаизма на материале анализа текста«Тора. Книга Бытия».
Степень изученности
Одной из древнейшихрелигий мира является иудаизм – религия, зародившаяся у древних евреев, авпоследствии распространившаяся по всему миру. Об иудаизме написано много, этарелигия очень обстоятельно изучалась специалистами. Но в основном изучениеиудаизма ограничивается рассмотрением исторического развития. Некоторыеисследователи изучают его как религию, предшествующую христианству. В своихисследованиях ученые опираются на тексты Ветхого Завета, содержащие в себе всеосновные принципы иудаизма.
Текст «Тора. Книга Бытия»рассматривался, во-первых, с исторической точки зрения. Исследовалось влияние,которое оказал данный текст на новозаветные писания.
В отечественной изарубежной науке сравнительно небольшое количество работ посвящено исследованиютаких понятий, как «Абсолют», «верующий», а особенно их «отношение». При этомимеются важнейшие исследования, которые в основном сосредоточены на различныхаспектах, имеющих большое значение при изучении данной проблемы. ПонятиеАбсолюта рассматривается Г.В.Ф. Гегелем, Кулаичевым А.И., Копцевой Н.П., ИвинымА.А., Никифоровым А.Л., Жуковским В.И., Сарвепалли Р., Пивоваровым Д.В., И.Т.Фроловым; понятие человека рассматривается Жуковским В.И., Копцевой Н.П.,Пивоваровым Д.В., Г.В.Ф. Гегелем, Косамби Д., Сарвепалли Р., Кнотт К., МирчаЭ.; отношение между Абсолютным и относительным как само понятие разрабатываетсяу Копцевой Н.П., Жуковского В.И., Пивоварова Д.В., Сарвепалли Р.; понятиекульта исследуется в работах Маркиной З.А., Мирча Э., Соломон Р., Гришина А.Р.,Герасимова А.В., Гусевой Н.Р., Дюмезиль Ж. Василькова, Оливер П., СтепанецМ.Т., Дандекар Р.Н., Фролова И.Т.
Религиозная системаиудаизма рассматривается многими исследователями. С.М. Пилкингтон изучаетистоки иудаизма, его развитие, важнейшие обряды, традиции и праздники, как онипроисходят в синагоге и в домах верующих. Л.С. Васильев рассматривает историюиудаизма, истоки иудаизма в предшествующей ему религии евреев, значение в немВетхого завета, влияние иудаизма на культуры других стран, в особенности странВостока. А.А. Горелов изучает Еврейскую Библию, сущность иудаизма, его историюа также значение иудаизма для формирования христианства. Большинствоисследователей иудаизма рассматривает его историю и основные представленияиудеев. Это Генкель Г.Г., Каутский К., Дылейко А., Доре Ж., Пушнова Ю.Б.,Леонидов Ф., Ястребов Г., Гуревич П.С., Пол О. Взгляды иудеев на смерть и жизньпосле смерти рассматриваются в работах Джекоба Ньюзнера. Основные течения веврейской мистике и еврейскую философию изучает Шолем Г.Г. Вероучение евреев наоснове рассмотрения молитв изучает Кохановский Л.
Проблема исследования
Проблемой исследованияявляется малоизученность особенностей отношения человека и Абсолюта на примересвященного текста «Тора. Книга Бытия».
Актуальность
Актуальность данногоисследования заключается в рассмотрении текста «Тора. Книга Бытия» какпроизведения искусства, через взаимодействие с которым человек выстраиваетотношения с Абсолютом. Само слово «религия» означает «восстановление ивоспроизводство связи человека и общества с Абсолютом», поэтому при анализерелигиозного текста просто необходимо определить, как осуществляется эта связь,каким должен быть человек для этого и каков образ Абсолюта.
Цель исследования
Целью данногоисследования является изучение особенностей отношения человека и Абсолюта врелигиозной системе иудаизма на основе текста «Тора. Книга Бытия».
Методология
Работа Жуковского В.И.«Визуальная сущность религии», где исследуется философия религии и раскрываютсяее методологические возможности для теории искусства и анализа художественныхтворений; теория Гегеля Г.В.Ф. «Философия религии» — в двух томах: первая частьего труда посвящена истории религиозных верований на начальных ступеняхразвития, вторая – доказательству бытия Бога; теория Пивоварова Д.В. Теориярелигии как связи человека и Абсолюта; Пивоварова Д.В. и Медведева А.Р.«История и философия религии», в которой рассматривается потребность религии вобществе и сущность религии как связи с Абсолютом; Копцевой Н.П. «Философиярелигии».
Задачи исследования
1) Рассмотреть основныетеоретические понятия философии и религии («Абсолют», «человек», «религия»,«отношение»). Определить содержание понятий и их взаимосвязь.
2) Рассмотретьособенности религиозной системы иудаизма (историю возникновения, становления иразвития).
3) Исследовать образАбсолюта в религиозной системе иудаизма на материале текста «Тора. КнигаБытия».
4) Исследовать образчеловека в религиозной системе иудаизма на материале текста «Тора. КнигаБытия».
5) Исследоватьособенности отношения Абсолюта и человека в религиозной системе иудаизма наматериале текста «Тора. Книга Бытия».
6) Реконструироватьпредлагаемые священным текстом способы, посредством которых осуществляетсявзаимодействие-отношение человека и Абсолюта.
Предполагаемый результат
В ходе исследованиясвященного текста «Тора. Книга Бытия» предполагается простроить модель отношениячеловека и Абсолюта в религиозной системе иудаизма.
Апробация
Результаты данной работымогут быть использованы для написания докладов на конференции, для болееглубокого изучения религиозной системы иудаизма.
Структура работы
Структура курсовой работысостоит из введения, пяти параграфов основной части, заключения и списка используемойлитературы (53 источника).

1. «ОСНОВНЫЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»
В этом параграфе мырассматриваем основные термины, которые потребуются нам для дальнейшегоисследования.
В мире существует большоеколичество религиозных систем. Все они предполагают несовершенство и неполнотучеловека по отношению к Абсолюту – совершенному эталону, к которому необходимостремиться человеку для своего спасения и духовного развития.
 
1.1 Понятие «религия»
 
Прежде всего, необходиморассмотреть понятие «религия», т.к. оно является объединяющим все остальныепонятия, рассматриваемые в данной главе.
Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа),мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфическиедействия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов,сверхъестественного [46, с. 1085].
А.А. Грицанов определяетрелигию как мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное сними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой всуществование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религиив качестве Бога, божества. Религия предполагает доминирование в душе человекачувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойнойпоклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человекаи общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией –безусловным средоточием всего существующего, главной святыней).
Религия (лат. Religio – восстановление или воспроизводстволиги, связи) определяется как стремление человека и общества к непосредственнойсвязи с Абсолютом (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего,субстанцией, главной святыней). В зависимости от направлений поиска Абсолютарелигии можно условно подразделить на эгоцентрические, социоцентрические,космоцентрические. Религия во всех ее вариантах обычно понимается как изменяющаясядуховная связь с Абсолютом: а) эта связь могла быть изначальнонепосредственной, но затем она прервалась, и теперь ее восстанавливают; б) этусвязь еще предстоит установить вначале опосредованно, а затем, переводя наболее высокие уровни, превратить в непосредственную; в) эту связь требуетсявоспроизводить как в разные периоды жизни одного и того же индивида, так и вчереде поколений людей. Все религии так или иначе исходят из идеи неполноты инесовершенства человека и предлагают пути нашего совершенствования, восхожденияк высшей целостности и спасения. Религия – одна из необходимых форм постиженияединства мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых имиконечных смыслах универсума, жизни и совершенствования общества и индивида [44,с. 738].
Таким образом, религия –это то, что помогает конечному человеку в его стремлении соединиться сбесконечным Абсолютом. Религия основывается на идее несовершенства человека посравнению с Абсолютом и дальнейшее совершенствования души по примеру эталона –Абсолюта.
 
1.2 Понятие «Абсолют»
 
Центральным понятиемлюбой религии является Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный,совершенный; absolutum – свободный, непривязанный, сам себесоздающий место) – одна из предельно общих категорий, обозначающих всеобщуюоснову мира, полноту бытия и совершенство. Под безусловным понимается то, чтоне нуждается для своего бытия и действия ни в каких условиях или причинах.Абсолют мыслится как: а) творческое первоначало всего сущего; б)противоположное всякому обусловленному существованию; в) единое, непрерывное ибесконечное.
Абсолют — понятиеидеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего,которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное ипротивопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Для Гегелявысшее определение Абсолюта состоит в том, что Абсолют есть дух, прошедший всвоем развитии все стадии истории природы и общества и достигший завершенностив самосознании. Ведущее значение категория Абсолюта приобрела у Брэдли и др.сторонников «абсолютного идеализма», отождествляющих ее с идеей всеобщейгармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект внерасчлененной форме и познается «непосредственным опытом». Брэдли отрицал личностныйхарактер Абсолюта и в этом смысле считал его не «высшей реальностью», но лишьее «основой» или «предпосылкой».
Можно сказать, чтоАбсолют – это духовное первоначало всего сущего, основа мира, Абсолютный Дух,нечто совершенное, неограниченное, бесконечное; некий идеал,противопоставляющийся всему конечному, несовершенному. Это что-то, являющеесяничем и всем одновременно, ничем, т.к. не имеет формы, его нельзя увидеть,потрогать, всем же потому, что от Абсолюта, как от творящего начала происходит всеокружающее нас. Во многих религиях Абсолют проявляется в виде Бога.
Бог (от общеарийского«баха» – благо, одарение, наделение) – Абсолютная личность, верховное существо,стоящее выше всех индивидуальных «я» и свободное от всех недостатков. Бог – этосовершенное, вечное, всемогущее и всепроникающее, всеведущее существо,бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира. В СвященныхПисаниях многих религий личность Бога характеризуется прежде всего ПолнотойБытия, Совершенством, Истиной (Естиной). Вместе с тем Писания представляют Богане только как Абсолютную Личность в явленности Себе или избранным людям, но икак Творца мира и человека – в Его действовании и управлении (Бог – Творецмира, Спаситель и Судья).
По Гегелю Бог 1.абсолютно свят, так как он есть внутри себя совершенно всеобщая сущность. Онесть 2. абсолютное могущество, так как он осуществляет всеобщее и во всеобщемсохраняет единичное, т.е. является вечным творцом Вселенной. Он есть 3.мудрость, так как его могущество – только святое могущество, 4. доброта, таккак единичное в своей действительности получает ль него полную свободу действийи 5 справедливость, так как он вечно возвращает единичное ко всеобщему.
Бог – это проявлениеАбсолюта во всех религиях. Это высшее духовное существо, не требующее длясвоего существования никаких условий. Бог не определенного имеет материальногои телесного воплощения, существует вне времени и вне пространства. Бог — создатель всего мира, всего живого на земле. Он обладает высочайшим разумом.Бог является объектом поклонения, притяжения неразумных людей. В религиозныхверованиях, имеющих объектом поклонения нескольких богов, в каждом из боговпроявляется Абсолют. Бог отличается от Абсолюта тем, что всегда имеетпредельную форму. Бог – это всегда личность. Он имеет определенные качества,характеристики. Но речь идет о бесконечном, а не о конечном, тленном. Богпонимается как высшая личность, выше всех недостатков.
Как было отмечено, поотношению к Абсолюту и Богу применяют качество бесконечности.
Связь абсолютного и относительногопонимается по-разному, в зависимости от трактовок их пространственно-временногосуществования и характера взаимопроникновения. При истолковании абсолютного какуже реализованной бесконечности и достигнутого чистого совершенства оноописывается как самодовлеющая сущность, вечная, ничем не ограничиваемая и самасебе непосредственно создавшая место (абсолютное пространство, эфир); тогдаабсолютное самозаконно (автономно), трансцендентно, непостижимо и всецелопротивоположно миру отношений. Соответственно, мир отношений и человеческое познаниеоказываются лишенными моментов абсолютного, описываются в духе релятивизма.
По А.А. Грицанову,абсолютное и относительное – противоположные по смыслу сопряженные философскиекатегории. Абсолютное — безусловное, независимое, безотносительное,самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное,всеобъемлющее. Относительное (релятивное) – временное, зависящее от тех илииных условий и обстоятельств, и, следовательно, изменчивое; обуславливаемоесистемой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризуетявление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них.Абсолютное и относительное выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловногов условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном и т.д.
Бог – это проявлениеАбсолюта, а, значит, он является совершенным, неограниченным, бесконечным, т.е.абсолютным началом. Относительное – противоположное абсолютному — началопредставляет собой человек – несовершенный, конечный, несвободный (т.е.привязанный к земле, вынужденный здесь жить).
Таким образом, Абсолют — это творческое первоначало всего сущего, единое, непрерывное и бесконечное. Этонечто нематериальное, не имеющее конкретной формы. Он находится вне времени,вне пространства.
 
1.3 Понятие «человек»
 
Понятие «человек»рассматривалось неоднократно. Множество исследователей определяют в человекеединство таких основных модусов, как тело, душа и Дух. Тело здесьрассматривается и как элемент природы (биологические особенности), и какчувственная составляющая (смех, слезы и т.д.). Душа может пониматься какжизненный центр тела, а также как нечто индивидуализирующее человека вобществе. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности».
Человек – фундаментальнаякатегория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философскойсистемы. Сложность философского определения человека состоит в невозможностиоднозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие(например, природа, Бог или общество), поскольку человек – это всегдаодновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. В рамках истории философиичеловек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело,душа и Дух.
Человек является самымсовершенным существом на Земле. Только человек способен на осуществление связис Абсолютным началом. Но эта связь может возникнуть лишь с человеком, которыйпребывает в единстве трех его составляющих – телесной оболочки, души и Духа.
1.4 Понятие«отношение»
 
Отношение — философскаякатегория, характеризующая взаимосвязь элементов определенной системы.Диалектический материализм исходит из того, что отношение носит объективный иуниверсальный характер. В мире существуют только вещи, их свойства и отношения,которые находятся в бесконечных связях с другими вещами и свойствами. Отношениеможет выступать в роли свойства или признака вещей. Вещь, взятая в разныхотношениях, выявляет различные свойства. Таким образом, свойства определяютсяотношением, последнее включает в себя проявление свойств.
Отношение — этовзаимоотнесение, сближение, приобщение двух предметов друг к другу. Отношениеимеется между абсолютным и относительным, а, значит, между Богом и человекомверующим.
Связь – взаимообусловленноесуществование явлений, разделенных в пространстве или во времени.
Связь – средствоприобщения предметов друг к другу, способ пребывания одного в другом, разных вих единстве; форма бытия много в едином.
В религии осуществляетсявосстановление той связи между человеком и Абсолютом, которая в следствиекаких-то причин теряется между ними. Являясь несовершенным, человек стремится котношению с Абсолютом.
Выводы Параграфа
Рассмотрев основныетеоретические понятия, универсальные в своем роде для любой религии, мы смоглисоздать картину религиозной системы с ее элементами и способами ихвзаимодействия.
Основополагающимиэлементами для любой религиозной системы являются элементы «Абсолют» и«Человек». С одной стороны, понятия являются противопоставленными друг другу:Абсолют наделяется качествами бесконечности, идеальности и первоначальности, онявляется первоосновой. Человек по отношению к Абсолюту относителен, конечен,неидеален и условен. Несовершенный человек стремится вернуться к совершенномуАбсолюту, восстановить связь. Основой, способом восстановления связи служитрелигия.
 

2. «ОСОБЕННОСТИРЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЫ ИУДАИЗМ»
Задачей данного параграфаявляется выявить основные особенности религиозной системы иудаизм, и ихвыраженность в священном тексте «Тора. Книга Бытия»
Иудаизм – первая идревнейшая монотеистическая религия. В узком смысле иудаизм – еврейскаярелигия, в широком – вся еврейская цивилизация. Он оказал влияние на такиерелигии, как христианство и ислам, но так и остался вероучением сравнительномалого числа людей. Евреи, ведущие свое происхождение от полумифического предкаЕвра, — древнейший народ, современники исчезнувших цивилизаций Шумера, Аккада иВавилона.
 
2.1 Историявозникновения и развитие религиозной системы иудаизма
 
Характерной чертойиудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм- вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии:христианство и ислам. Еврейская религия – одна изсамых ярких культурных традиций. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единогоБога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь,грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета»,союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носительбожественного откровения). В иврите — священном языке евреев — понятие«иудаизм» отсутствует. В иврите нет слова, которое означало бы религию.Наиболее близким по смыслу является слово «даат» («познание», «знание»),которое относится к области законов или обычаев. Оно употребляется враввинистических писаниях, когда речь идет, например, о требовании, чтобызамужняя женщина, выходя из дому, покрывала голову (Ктубот, 7:6). Этот обычайтем не менее связан с религией, и в раввинистическом комментарии к книге Есфирь(8:17) слово «даат» четко трактуется как «вероисповедание» (Мегилла, 12а).Слово «иудаизм» стало широко употребляться только в XIX веке, когда появиласьнеобходимость отличать его последователей от христиан и мусульман. Как многиедругие термины иудейский религии в английском языке (такие, как «Библия»,«синагога», «Пятикнижие», «пророк», «филактерия»), слово «иудаизм» пришло отговорящих по-гречески иудеев. Это слово вошло в употребление незадолго доначала нашей эры и в первые века нашей эры, чтобы различать иудейское отнеиудейского. Греческое слово «иудаизм» появляется во второй книге Маккавеев(2:21, 8:1, 14:38) и в Послании к Галатам апостола Павла (1:13—14). В ивритеэквивалентом его является слово «йагадут» — существительное, производное от«иегуди», «иудей». Оно изредка попадается в средневековой литературе и не имеетаналогов ни в Библии, ни в раввинистической литературе. И все-таки нечто,предполагающее иудейство, и в том числе иудейскую веру, появляется в Библии,снова в книге Есфирь (8:17). Здесь имеется термин «митъягадим», означающий«становятся иудеями». Есть также слово «идишкайт» (из языка идиш), смыслкоторого включает одновременно и принадлежность к народу, и веру.
Фарисеи (или паруш, т.е.«отделившиеся») начинали разрабатывать учение о грядущем приходе Мессии –Спасителя. Но фарисеи считали, что он спасет только правоверных евреев. Онибыли еще более ортодоксальны, чем саддукеи, и призывали ревностно соблюдать всеустановления религии. Среди фарисеев насчитывалось много писцов и раввинов.Близкой к фарисеям является секта книжников — «ученых людей», знатоков оченьдревних законов и разработчиков множества новых.
Фарисеям противостоялапартия (секта) ессеев (от греч. — «благочестивые»). Они верили в загробнуюжизнь и ждали прихода Мессии, понимая его как спасителя всех людей, независимоот их национальной принадлежности и веры. Ессеи жили общинами и отвергалибогатство.
Таким образом, Иудаизм –это отражение истории древних иудеев, это вся еврейская цивилизация. Религия уиудеев очень тесно переплетается с историей. Веря в то, что находятся подпокровительством Бога, опираясь на положение о том, что Бог выделил еврейскийнарод из всех остальных, заключив с ним завет, иудеи с радостью принимали удачув обретении новых земель. Являясь очень религиозными, они стойко выдерживалинапасти и неудачи, веря в то, что заслужили их и теперь их постигла караГосподня. Но, испытав многие влияния, религия иудаизма до сих пор живет и у неемного последователей, хотя появились различные течения, имеющие своесвоеобразие.
 
2.2 Основные положениярелигиозной системы иудаизм
 
Основу иудейской верысоставляет убеждение в том, что мир есть творение Бога. К тому же в нейприсутствует некая телеология, т.е. движение вселенной к определенной цели, гдеБог направляет ее сообразно с неким замыслом. Считается еще, что Богвоздействует на каждого человека через душу.
По мнению историков,этого единственного Бога евреи называли именем Яхве («Сущий», «Существующий»).Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибоесли люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людейпо определённой исторической причине Его имени не знает.
Одной из основныхканонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшейчастью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э.иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие названиеМишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга — Гмара,назначение которой — углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гмара вместесоставляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозногоеврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимисяк сфере этики, морали, гражданского и уголовного права.
В Талмуде различаютгалаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха — это закон,касающийся релегиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовныеосновы иудаизма. Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие,разрешаемое только самим евреям. В трактате «Синедрион» говорится:«Нееврей, изучающий Талмуд, заслуживает смерти».
Особое место в иудейскойобщине занимает коганим (единственное число — коген). По еврейской традиции,лица, носящие фамилию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), являются потомками (поотцовской линии) первосвященника Аарона, т.е.своего рода жреческой кастой. Вовремена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения свое главной функции — ведения службы в храме — были также духовными наставниками народа, его судьямии учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народаперешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим былаограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту обязанность. В настоящее время коганим обязаныпроводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.
Целью всего культастановится не покаяние и общение с Богом, как это было в Ветхом Завете.Невозможность приносить жертвы в Храме после его разрушения, приводит кпереосмыслению значения жертвы — жертва в иудаизме начинает пониматься не какпрямое средство умилостивить Бога, но как освящение авторитетом религииобыденных житейских актов.
Собрание книг ВетхогоЗавета в один состав совершалось постепенно, по мере появления самых священныхкниг.
В первом веке н. э.несомненно существовали и были известны все ветхозаветные книги. Несомненно ито, что все Канонические книги Ветхого Завета составляли одно целое задолго доРождества Христова. Указание на состав Канона и деление ветхозаветных книг натри отдела мы замечаем у Иисуса, сына Сирахова (за 220 лет до н.э.). Перевод (270лет до н.э.) служит явным доказательством, что все ветхозаветные каноническиекниги еврейские и неканонические греческие входили в один состав, так как онинаходятся в этом переводе.
Таким образом, иудаизм неподменяет религию братством людей, но совершенно очевидно объединяет эти двапонятия. Иудаизм — это религия еврейского народа, для которого вера и долгобязательны. Взаимоотношения между Богом и народом Израиля — основа иудаизма.
Иудаизм сосредоточен навере — вере народа Израиля в Бога. И этот Бог, евреи верят в это, не естьотсутствующий или безразличный Бог, но Бог, который сообщает о Своей волечеловечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Бог даллюдям, чтобы жить по нему. Вера евреев — в любви и власти Бога донести Своицели до всего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израилев играетособую роль. Тора дана им на благо всего мира. Он, еврейский народ, — орудиедля сообщения людям Божьей воли. Иудаизм, таким образом, — это мировая религияне только по географическому распространению, но и по своим горизонтам. Это религиядля всего мира, исходя из убеждения, что мир принадлежит Богу, и люди должнывести себя в соответствии с Его волей.
 
2.3 Место, роль,значение теста «Тора. Книга Бытия» в религиозной системе иудаизма
 
Книга Бытие́ (ивр. בְּרֵאשִׁית‎,Бе-реши́т — «В начале»;лат. Genesis; др. греч. Γένεσις) — Перваякнига Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. Повествует о периоде отСотворения мира и человека до смерти Иосифа в Египте. Состоит из пятидесятиглав. Книга делится на две основные части. История человечества до патриархов(главы 1-11), заключает в себе как бы универсальное введение во всемирнуюисторию, поскольку касается исходных пунктов и начальных моментов первобытнойистории всего человечества, история патриархов и их семей (главы 12-50), описываетисторию зарождения еврейского народа в лице его родоначальников — патриарховАвраама, Исаака и Иакова.
К доказательствамподлинности книги относится язык, которым написана книга: он отмечен глубокойдревностью, в тексте постоянно встречаются библейские архаизмы. Также относитсясогласие данных Библии с информацией из различных внешних естественнонаучных идревне-исторических научных источников. Изучение текста книги Бытие всопоставлении с письменными памятниками других народов Древнего Переднего Востокаи данными археологии свидетельствует о глубокой древности этой книги.Противоречия между данными истории евреев после заселения ими Ханаана иповествованием Бытия о сынах Иакова могут быть объяснены только тем, что этоповествование сохранило достоверные фрагменты ранней истории отдельныхеврейских племен. Так, Рувим назван первенцем Иакова, его имя всегда занимаетпочетное место в списках Израилевых колен, хотя в эпоху после патриархов коленоРувима уже не играло господствующей роли в истории Израиля; Левий изображен вБытии безжалостным воином, что противоречит известному нам по последующимкнигам Библии статусу левитов как служителей культа, не игравших никакой роли взавоеваниях.
Выводы параграфа
Религиозная система иудаизма основана на вере в единого, всеобъемлющего,творящего, всеведущего Бога. От него не укроются никакие деяния людей, он всевидит и все знает. Он наказывает виновных в грешных делах и награждаетправедных верующих, живущих по законам, которые он передает через избранныхлюдей. Но Бог награждает не только тех, кто ведет праведную жизнь. Он можетдаровать прощение тем, кто искренне раскаялся. В тексте «Книга Бытия» оченьярко раскрывается как образ Абсолюта, так и образ эталонного верующего. Крометого, в нем присутствуют законы, наставления, поучения являющиеся основойрелигиозной системы иудаизма. Таким образом, посредством священного текста«Книга Бытия», как содержащего в себе Слово Божье, возможно осуществление связиАбсолюта и человека.

3. «ОБРАЗ АБСОЛЮТА ВТЕКСТЕ «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»
Задача данного параграфазаключается в нахождении основных характеристик Абсолюта в тексте ипроанализировать, каким образом данные характеристики раскрывают образАбсолюта.
Религиозная система иудаизмаявляется монотеистической. В центре ее стоит один Бог, который является Творцомвсей вселенной. Поэтому можно сказать, что Бог религиозной системы иудаизмаявляется проявлением Абсолюта как личностного Бога. Значит, священный текст «Тора.Книга Бытия» – это произведение, раскрывающее образ Абсолюта как ЛичностногоБога.
В самом начале текста Господьвыступает как творец. «В начале сотворил Бог небо и землю…»(Гл. 1:1), «И создалбог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни…»(Гл. 2:7).Господь знает свое творение лучше всех, ведает всеми его помыслами. «И сотворилБог человека по образу своему…» (Гл.1:27). Но он создал не только человека, нои все, что существует. Господь явлен как внимающий искренним молитвамверующего: « Авраам сказал: да не прогневайся Владыка, что я скажу еще однажды:может быть найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти…» (Гл. 18:32)
Бог описывается каккарающий: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел отдерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля затебя…» (Гл. 3:17). Здесь Господь выступает как справедливый, заставляющийустыдиться за свои поступки, продиктованные минутным желанием, но приводящие ксерьезным грехам. Бог наказывает за неверные поступки, чтобы человек задумалсянад тем, что нужно жить по Божьим законам, остерегаясь гнева Божьего.
Бог выступает какблагословляющий людей: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им:плодитесь и размножайтесь, и заполняйте землю…» (Гл. 9:1)
Если же кто-то из людейпричинит вред избранникам Божьим, Бог разгневается: «И сказал Господь: что тысделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты отземли…» (Гл. 4:10)
Господь являетсявеличайшим, грозным: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков…» (Гл6:7). Господь посылает в помощь к людям своих воинов – ангелов, чтобы онипомогли выполнить предназначение и указания, данные Им верующему: «… и АнгелБожий с неба воззвал к Агари.» (Гл. 21:17). От Бога не укрываются дела людские,он Всеведущ: «не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Гл.3:11)
Он знает помыслы каждого,поэтому может судить людей и наказание его всегда справедливо. Господь,следовательно, выступает также как Судья: «Жене сказал: умножая умножу скорбьтвою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей». (Гл. 3:16)
Господь обращает деяниячеловека на него же самого. Так, сказано, «за то всякому, кто убьет Каина,отомстится всемеро.»(Гл. 4:15) Милосердный же человек получает от Господамногократно. Кроме того, милосердного человека Бог может также помиловать, еслидаже у него есть какие-то грехи.
Господь учит любви к ближнему:«Авраам встал и поклонился народу земли той».(20:13) И благодаря этой любвиГосподь добро и счастье дает людям. В самой же доброте обитает Господь Бог. НоБог может как любить, так и ненавидеть, запрещая заповедями своими, он отделяетдоброе от злого. Верующего же человека Бог и охраняет, и утешает, и направляет,испытывает его веру, а, испытав, прославляет.
Выводы параграфа
Таким образом, в священномтексте «Тора. Книга Бытия» хотя Абсолют и представлен в виде одного Бога, но онпредставлен многоаспектно. Абсолют является творителем мира, а, следовательно,его первосущностью. Абсолют – всевидящий, всезнающий. Он знает о каждом своемтворении. Он – Творец всего мира, поэтому Он – Судья. Бог – милостив, онпрощает грешников, если они искренне раскаиваются в содеянных проступках.Следовательно, Бог в тексте «Тора. Книга Бытия» имеет качества, присущиечеловеку: он может гневаться, любить, прощать. Кроме того, Бог имеет определенныйобраз, свое воплощение – он принимает облик человека.
Господь Бог – Царь земной иЦарь Небесный. Он находится везде, в каждом человеке, имеющем веру, доброе илюбящее сердце. Он везде и всегда, он вечен, бесконечен, всеобъемлющ.
Божественный мир не существуетотдельно от человеческого, требуя при этом определенных качеств верующего длямаксимального своего проявления.

4. «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ВТЕСКТЕ «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»
Задачей данного параграфаявляется выявить образ человека и его роль в священном тексте «Тора. КнигаБытия». Для этого необходимо:
Найти основныехарактеристики эталонного человека в данном тексте. Проанализировать какимобразом данные характеристики раскрывают образ человека в данном тексте.
Господь Бог требует отчеловека выполнения законов, Им установленных. Человек может либо жить всю своюжизнь по божьим законам, являясь эталонным верующим, либо совершив грехи иосознав их, также встать на путь истинный, также в тексте можно выделить образчеловека греховного живущего по законам плоти и не нуждающегося в свзяи сГосподом.
Эталонные верующиепредставлены людьми: Ноем, Авраамом, Исааком, и т.д.
Ной выступает в качествеэталонного человека, он живет по законам Божьим: «Ной был человек праведный ине порочный в своем роде…» (Гл. 6:9)
Авраам смиренно исполняетволю Бога и за это получает благословление: «И сказал Господь Аврааму: поди изземли твоей» «И пошел Авраам, как сказал ему господь…», «Господь благословилАвраама всем».
Исаак так же получаетблагословление Господа: «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя всто крат: так благословил его Господь». (Гл. 26:12)
Также в тексте можновыделить образ греховного человека, который не подчиняется законам Божьим.Таковым является Каин: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, братасвоего и убил его»(Гл. 4:8) За что и был наказан. «И ныне проклят ты…» (Гл.4:11)
Таким образом, человекчтущий закон Божий, исполняющий его волю, может рассчитывать на благословлениеГоспода. В целом из жизни всех избранников Бога в тексте, складывается образжизни эталонного человека:
·         любить ГосподаБога
·         жить в простотесердечной
·         остерегатьсяревности и зависти
·         возлюбить братасвоего в доброте сердечной
·         жить в страхеБожьем
·         быть справедливым
·         слушаться отца
·         не быть сребролюбцем
·         быть милосердным
·         «не наговариватьни на кого»
·         иметь чистыепомыслы
·         соболезновать исострадать
Каждый человек делает свойвыбор. Поэтому, в зависимости от сделанного выбора, человек либо радуетсявместе с Господом, либо подвергается наказанию.
Выводы парграфа
Рассмотрев на основесвященного текста «Тора. Книга Бытия» разноаспектные проявления человека, можносделать вывод, что тип эталонного иудея представляется в виде человека, которыйпроживает праведную жизнь по законам Божьим, греховный же человек не способенвосстановить связь с Абсолютом. Образ идеального верующего в тексте «Тора.Книга Бытия» — это человек, живущий праведной жизнью по законам Божьим, любящийБога и признающий только Его волю, находящийся постоянно в искренней вере вНего и доказывающий свою веру с помощью регулярного исполнения религиозногокульта, а также мысленных устремлений к Господу. Это человек, который нестремится к богатству и власти, но все же получающий блага, т.к. Господь Бог незабывает свои творения и щедро их одаривает. Если же верующий собьется с пути,у него есть шанс, доказав свою искреннюю веру, получить Божье прощение.
Такого человека не могутувлечь духи соблазна, так как он сохраняет чистоту души своей, не обращаявнимания на соблазны жизни. Такой человек живет тем, что дает ему Бог. А Богвсячески одаривает верующего человека различными благами. Так, человек получаетблага, не стремясь к ним, но пребывая в искренней вере в Бога.

5. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯЧЕЛОВЕКА И АБСОЛЮТА В СВЯЩЕННОМ ТЕКСТЕ «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»
В предыдущих параграфахрассматривались образ Абсолюта, и образ человека в священном тексте «Тора.Книга Бытия», в этом же параграфе задачей является выделение особенностейотношения человека и Абсолюта.
Иудаизм, как и любаярелигиозная система, определяется как система взаимодействия начал Абсолютногои относительного, Божественного и человеческого.
В священном тексте «Тора.Книга Бытия» главная особенность состоит втом, что он практически не содержит описаний обрядов почитания Бога, но втексте имеются предписания для верующего о том, как он должен жить, чтопомогает раскрыть особенности отношения верующего с Богом.
Втексте присутствует верующий – Адам. Первый человек, которому было изначальнодаровано общение с Богом, который имел возможность связи с Господом напрямую.«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которогосоздал».(Гл 2:8) Но Адам пренебрег этим даром и Господь изгнал его из рая. Стого времени человек пытается восстановить связь с Богом. Верующий стремится к Абсолютному,посредством своей души
Отношениеосуществляется и за счет праведности и богобоязненности верующих. Такрассказывается о жизни Ноя «Ной ходил перед Богом».
Верующиесоединяются с Божеством не только за счет бескорыстной и полной самоотдачи, нои за счет приношения в дар Богу того, что им наиболее дорого и приятно. Чтобыотблагодарить Господа, верующие иудеи приносят ему жертвы: «Авель также принесот первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дарего.»
Человекже греховный, не чтущий Божьи законы, не способен достичь связи с Абсолютом.
Избранникиже Божьи, следующие законам имеют возможность общаться с Господом почти наравных: «Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется тамдвадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да непрогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?Он сказал: не истреблю ради десяти»
Втексте четко определяется, что есть еще посредник между человеком и Богом: «НоАнгел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам!»
Выводы параграфа
Такимобразом на основе рассмотрения священного текста иудеев «Тора. Книга Бытия» можнопредположить, что отношения между верующим и Абсолютом проявлены через:
·         исполнениеверующими культа Бога. Верующий долженвыполнять обряды и молитвы, приносить жертвы, которые будут угодны и приятныбожеству. Посредством культа верующий становится ближе к Богу, располагая его ксебе, что является важным моментом установления связи между Богом и человеком.
·         эталонных посредников, помогающих общению человека и Бога. Таковымиявляются ангелы, которые, с одной стороны принадлежат небесному миру, а сдругой – являются помощниками человека.
·         собственноеустремление каждого верующего, ведущего праведную жизнь, постоянно помнящего оБоге и выражающего свое почтение, а также живущего по Его законам.
·         «завет» междуБогом и иудейским народом.
Качества,присущие Абсолютному началу — совершенство, бесконечность, идеальность,первоначальность, Абсолют — это всеобщая основа мира, Полнота бытия иСовершенство, творческое первоначало всего целого и гармоническая слитностьсубъекта и объекта; относительное же наделено качествами несовершенства,конечности, условности.
Отношение человека и Абсолютав религиозной системе базируется на Священном Тексте. Священный текстпредоставляет возможность познать образ Абсолюта, так как, по представлениямадептов, текст есть не только Слово Бога, но и само Его проявление. Кроме того,священный текст содержит качества и знания, которыми должен обладать эталонныйверующий. Священный текст дает возможность реконструировать Отношение междудвумя противоположными началами, так как является проявлением Знания, транслируемогоБогом на землю, а значит, содержит в себе и описание пути к Богу, и образверующего, способного его преодолеть. Такимобразом, священный текст «Тора. Книга Бытия» дает возможность верующему познатьчувственно-явленный облик Божественного, Абсолютного начала, и, в процессеобращения к самому Священному откровению, проявленному Слову Бога, соотнестисебя с предложенными образами эталонных, идеальных верующих. Соединяя в себедва противоположных начала, данный священный текст, находясь на границесоприкосновения, взаимодействия Абсолютного, бесконечного и человеческого,конечного начал, является посредником между Богом и верующим, даруя возможностьи создавая комфортную среду для встречи человека и Абсолюта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовойработы было выявление особенностей отношения человека и Абсолюта в религиознойсистеме иудаизма на материале анализа текста «Тора. Книга Бытия».
Священный иудейский текст«Тора. Книга Бытия» в данной исследовательской работе рассмотрен какпроизведение искусства, которое является мостом между конечностью человека ибесконечностью Абсолютного начала, предоставляя обеим сторонам встретиться всебе, создавая для обеих взаимодействующих сторон комфортное пространствовстречи. Только произведение искусства обладает этим уникальным качеством –возможностью даровать путь к связи с Абсолютным, бесконечным началом, и текст«Тора. Книга Бытия» репрезентирует собой такое произведение.
Текст вербализирует намрелигиозную систему иудаизма, повествуя об априорных основах Бытия.Представляет нам образ Бога, который описывается понятиями единый, всеобъемлющий, творящий,всеведущий.
«Книга Бытия» представляет как образ Абсолюта, так и образ эталонноговерующего и модель отношения между ними.
В священном тексте «Тора.Книга Бытия» Абсолют преподносится нам в виде одного Бога, но он многогранен.Абсолют является творителем мира, а, следовательно, его первосущностью. НоБожественный мир существует во взаимосвязи с человеческим, требуя от последнегоопределенных качеств верующего для максимального своего проявления, которыепредставлены в священном тексте.
Таким образом, посредством священного текста «Книга Бытия», каксодержащего в себе Слово Божье, возможно осуществление связи Абсолюта ичеловека. Текст выступает посредником между конечным и бесконечным, вступая вотношение с книгой человек выходит за грани собственной конечности, стремясьвступить в диалог с Абсолютом. В свою очередь Бог явил человеку писанные законыи вербализировал в «Торе». Писание ориентировано на мыслящего человека, которыйчерез конечные формы книги, сможет обесконечить собственный Дух.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Атеистический словарь/ АбдусамедовА.И., Алейник Р.М., Алиева Б.А. и др.; Под общ. ред. М.П. Новикова. – М.:Политиздат, 1984. – 512 с.
2.   Бачинин, В.А. Религиоведение:энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.– 288 с.
3.   Васильев, Л.С. История религийВостока: Религиозно-культурные традиции и общество.- М.: Высшая школа, 1983.-368 с.
4.   Визуальная сущность религии:монография/ В. И. Жуковский, Н. П. Копцева, Д. В. Пивоваров. – Красноярск.:Краснояр. Гос ун – т, 2006. – 461 с.
5.   Всемирная энциклопедия: религия/ Подред. М.В. Адамчика. – Мн.: Современный литератор, 2003. – 832 с.
6.   Гегель. Философия религии в 2т.- М.,1975.
7.    Горелов, А.А. История мировых религий/А.А. Горелов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. инс-т.- М.: Флинта:Московский психолого-социальный институт, 2005.- 355 с.
8.    Гуревич, П.С. Религиоведение/ П.С.Гуревич; гл. ред. Д.И. Фельдштейн; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.-М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.- 693 с.
9.    Жюльен Н. Словарь символов/ Пер. сфр.- Челябинск: Урал LTD,1999.- 498 с.
10.       История религии:в 2 т./ В.В. Винокуров и др.; под общ. ред. проф. И.Н. Яблокова.- М.: Высшаяшкола, 2004.- 463 с.
11.       Каутский, К.Античный мир, иудейство и христианство: Един. разр. пер. с рукоп. Н. Рязанова.-СПб.: Шиповник, 1909.- 409 с.
12.       Копцева, Н.П.Основные теории истины: историко-философские и религиоведческие очерки.-Красноярск: КГУ, 2000.- 312 с.
13.       Копцева, Н.П.Философия религии.- Красноярск: КГУ, 1999.- 120 с.
14.       Краткаяфилософская энциклопедия.- М.: Прогресс – «Энциклопедия», 1994.- 576 с.
15.       Кулаков, А.Е.Религии мира.- М.: АСТ, 1997.- 348 с.
16.       Леонидов, Ф.Введение в вероучения народов мира.- М.: Флинта: Московскийпсихолого-социальный институт, 2005.- 122 с.
17.       Логос.Богословско-философский журнал. — М., 1988.
18.       Мак-Ким Д. К.Вестминстерский словарь теологических терминов. Пер. с англ.- М.: Республика,2004.- 503 с.
19.       Мера:литературный, историко-художественный, религиозно-философский журнал. — М.,1995.
20.       Мироздание ичеловек.- М.: Политиздат, 1990.- 350 с.
21.       Мифы и религиимира/ Сост. и ред. С.Ю. Неклюдов.- М.: РГГУ, 2004.- 427 с.
22.       Мифы народовмира/ Сост. В.И. Коровин, В.Я. Коровина, Е.С. Абелюк.- М.: РОСТ, МИРОС, 1999.-478 с.
23.       Наглядно орелигиях: Древние религии. Индуизм. Буддизм. Другие азиатские религии. Иудаизм.Ислам. Христианство/ Сост. Р. Грей, Д. Хэнлонз; пер. с англ. П.А. Самсонова.-Минск: Попурри, 2000.- 222 с.
24.       Народы и религиимира: Энциклопедия/ Гл. ред. В.А. Тишков.- М.: БРЗ, 1999.- 928 с.
25.       Новейшийфилософский словарь/ Гл. ред. А.А. Грицанов.- Мн.: Книжный дом, 2003.- 1280 с.
26.       Пивоваров, Д.В.Дух. Душа. Вера.- Екатеринбург. 2000.
27.       Пивоваров, Д.В.История и философия религии: Учеб. пособие/ Д.В. Пивоваров, А.В. Медведев.-Екатеринбург, 2000.- 408 с.
28.       Пилкингтон, С.М.Иудаизм/ С.М. Пилкингтон; пер. с англ. Е.Г. Богдановой.- М.: Фаир-Пресс, 2001.-397 с.
29.       Пол, О. Мировыерелигиозные верования/ Пол Оливер; пер.с англ. О. Перфильева.-М.: Гранд:Фаир-Пресс, 2003. – 235 с.
30.      Пушнова, Ю.Б.История мировых религий/- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 167 с.
31.       Религии мира/Авт. текста П. Балта.- М.: Махаон, 2005.- 260 с.
32.       Религии мира:иллюстрированная энциклопедия/ Сост. А. Дылейко. – Минск.: Белфакс, 2003
33.       Религии мира:история и современность/ Ред. И.Р. Григулевич.- М.: Наука, 1982-1987.- 287 с.
34.       Религии мира:пособие для учителя/ Под ред. Я.Н. Щапова.- М.: Просвещение, 1994.- 192 с.
35.       Религиозныеверования: свод этнографических понятий и терминов. – М.: Наука, 1993. – 239с.
36.      Современныйфилософский словарь/ Под общ. ред. д.ф.н. В.Е. Кемерова.- Лондон,Франкфурт-на-Майне, Париж, Москва, Минск.: Панпринт, 1998.- 1064 с.
37.       Телушкин, Р.Й.Еврейский мир: важнейшие значения о еврейском народе, его истории и религии/Пер. Н. Иванова, В. Владимирова.- М: Лехаим; Иерусалим: Гешарим, 1998.- 575 с.
38.       Универсальныйэнциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- 1551 с.
39.       Философия:энциклопедический словарь/ Под ред. А.А. Ивина.- М.: Гардарики, 2006.- 1072 с.
40.      Философскийсловарь/ Авт.-сост. В.Н. Мирошниченко; под общ. ред. А.П. Ярещенко.- Ростовн/Д.: Феникс, 2004.- 555 с.
41.       Философскийсловарь студента/ Н.О. Алексютович; под общ. ред. В.Ф. Беркова, Ю.А. Харина.-Минск: Тетра Системс, 2003.- 351 с.
42.       Философскийэнциклопедический словарь/ Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М.Ковалева, В.Г. Панова. – М.: Энциклопедия, 1983. – 840 с.
43.       Фишер, М.П.Живые религии/ Международный фонд образования. – М.: Республика, 1997. – 368 с.
44.       Христианско-иудейскийдиалог/ Сост. Хелен П. Фрай; пер. с англ. Ю. Табак.- М.: Библейско-Богословскийинститут св. апостола Андрея, 2002.- 356 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.