Шиманский Г. И.
ДеньВеликой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий исмерти Господа Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляетнас у подножия Креста Христова и перед нашим благоговейным и трепетным взоромизображает спасительные страдания Господа от кровавого пота в Гефсиманском садудо Распятия и погребения.
ВВеликую Пятницу совершаются три основных службы: утреня, великие часы и великаявечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причиневеликого поста и глубокого сокрушения, а также потому, что в этот день былапринесена Самим Спасителем Голгофская Жертва на Кресте.
«ПоследованиеСвятых и Спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа» должноначинаться по уставу во втором часу ночи или по нашему счету в восьмом часу вечера.Богослужение утрени должно совершаться глубокой ночью (обычно с вечера вВеликий Четверг), потому что страдания Господа, воспоминаемые в Пятницу, началисьв ночь с Четверга на Пятницу. И подобно ученикам, пением ночью сопровождавшихСвоего Учителя и Господа на пути с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, христианев ночь пятницы совершают всю утреню с пением антифонов и канона и назидаютсяслушанием полной евангельской истории страстей Христовых.
Главнаяособенность утрени Великого Пятка состоит в том, что на ней читаются 12Евангелий, избранных из всех четырех евангелистов. В этих чтениях подробноповествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальнойбеседы с учениками после Тайной Вечери и до Его погребения в саду праведным ИосифомАримафейским.
Порядокэтой утрени следующий.
Началообычное. После шестопсалмия и великой ектении поется «Аллилуиа» итропарь «Егда славнии ученицы» (трижды). Иерей в фелони износитЕвангелие на середину храма, совершает каждение Евангелия, алтаря, всего храмаи народа.
Послепения тропаря произносится малая ектения и читается первое Евангелие святыхстрастей (диакон: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия»).При чтении Евангелий народ стоит с возжженными свечами, выражая этим пламеннуюлюбовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим сосветильниками в сретение Жениху. В первом Евангелии от Иоанна повествуется опрощальной беседе Господа Иисуса Христа с ученика¬ми и о ЕгоПервосвященнической молитве.
Передчтением каждого Евангелия поется: «Слава страстем Твоим, Господи» (поуставу полагается петь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»), послечтения — «Слава долготерпению Твоему, Господи».
Междупервыми шестью Евангелиями поются по три антифона (всего их 15), затем малая ектенияи седален, на котором не позволяется сидеть, потому что в это время совершаетсякаждение. Каждение бывает малое (Евангелия, алтаря, иконостаса и народа) навсех седальнах, до 50-го псалма.
Послекаждого седальна возглашается: «И о сподобитися нам слышанию святагоЕвангелия» и читается Евангелие. 15 антифонов соответствуют своимсодержанием евангельским чтениям. В них изображаются страдания БогочеловекаИисуса Христа, любовь Господа и неблагодарность народа и иудейских старейшин, обличаетсязаконопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.
Послешестого Евангелия поются (или читаются) «Блаженны» с тропарями, произноситсямалая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моейметаша жребий». Затем сразу читается седьмое Евангелие — о крест¬ныхстраданиях Господа, после которого читается 50-й псалом и следует восьмоеЕвангелие — о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника.
Послевосьмого Евангелия поется трипеснец святого Космы Майумского: «К Тебеутренюю» (5-я, 8-я и 9-я песни), после 5-й песни произносится малаяектения, после 9-й песни — малая ектения и поется полный глубочайшегосердечного чувства ексапостиларий: «Разбойника благоразумнаго во единомчасе раеви сподобил еси, Господи; и мене древом крестным просвети и спасимя.»
Послетрипеснца и ексапостилария читается девятое Евангелие — о словах ГосподаСпасителя, обращенных к Своей Пречистой Матери и ученику, о смерти Спасителя ипрободении ребра, поются хвалитные псалмы «Всякое дыхание» и стихирысамогласны на хвалитех, после которых читается десятое Евангелие — о снятии соКреста и погребении Господа.
Последесятого Евангелия читается Великое славословие, произносится просительнаяектения и читается одиннадцатое Евангелие — о погребении тела Господа в новомгробе.
Послеодиннадцатого Евангелия — стихиры на стиховне (они же и на вечерне на«Господи, воззвах») и двенадцатое Евангелие — о приставлении стражико гробу и запечатании гроба. После прочтения Евангелие сразу же уносится валтарь.
Последвенадцатого Евангелия — тропарь Великого Пятка: «Искупил ны еси от клятвызаконныя». Сугубая ектения и отпуст.
УтреняВеликого Пятка имеет свой особый отпуст «святых страстей»: «Ижеоплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира,Христос истинный Бог наш». Первый час не соединяется с утреней (кро¬мепраздника Благовещения), а читается вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.
Великиечасы, совершаемые в Великую Пятницу вместо Литургии, служатся все вместе (1-й, 3-й,6-й и 9-й часы с чином изобразительных) по чину великих часов в навечериеРождества Христова и Крещения Господня. На каждом часе положены особые псалмы, имеющиеотношение к воспоминаемым событиям; после Богородична часа поются три особыхтропаря и прокимен, а также читаются паремия, Апостол и Евангелие из каждогоевангелиста. В конце великих часов — особый отпуст (см. Служебник). Тот жеотпуст — в конце великой вечерни в Великий Пяток.
Этичасы составлены святым Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.). Поуставу их следует совершать во втором часу дня, то есть в восемь часов утра понашему счету .
НаВеликой вечерне, которая относится уже к Великой Субботе и совершается околотого времени, когда Спаситель умер на Кресте (в десятом часу дня, то есть вчетыре часа пополудни), воспоминается снятие Пречи¬стого тела Господа ИисусаХриста со Креста и Его погребение.
Послемирной ектении, стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелиемчитаются три паремии (из Книг Исход, Иова и Пророка Исаии), в которыхпророчески изображаются страдания Искупителя мира. Перед первой и вто¬ройпаремией и перед Апостолом (после третьей паремии) поются прокимны.
Послепаремий на вечерне Великого Пятка читается Апостол о Божественной силе ипремудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя, и читается Евангелие,выбранное из трех евангелистов (Матфея, Луки и Иоанна), о страданиях Спасителя,начиная от совета старейшин и заканчивая крестной смертью Господа.
ПослеЕвангелия — сугубая ектения, молитва «Сподоби, Господи», просительнаяектения и стихиры на стиховне. На «Слава, и ныне» поется стихира:«Тебе, одеющагося светом, яко ризою». При пении этой стихирынастоятель совершает троекратное каждение вокруг Плащаницы, положенной доначала вечерни на святом Престоле.
Затемчитаются «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», поютсятропари «Благообразный Иосиф с Древа снем (сняв) Пречистое Тело Твое»и «Мироносицам женам».
Припении тропаря «Благообразный Иосиф» священнослужители износятПлащаницу, на которой изображается снятие Спасителя со Креста и положение Егово гроб, через северные двери (по другому обычаю — через царские врата) насередину храма и полагают ее на особом столе или гробнице Главою Спасителя ксеверу. Этот обряд изображает также снятие тела Господа Иисуса Христа со Крестаи положение Его во гроб .
Затембывает обычное окончание великой вечерни (диакон: «Премудрость», хор:«Благослови» и прочее). Отпуст на великой вечерне в Великий Пятокособый — тот же, что и на великих часах: «Иже нас ради человек и нашегоради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест, и вольное погребениеплотию изволивый, Христос, истинный Бог наш».
Тотчаспосле вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятииГосподнем и на плач Пресвятой Богородицы. Этот канон составлен в Х веке святымСимеоном Метафрастом (Логофетом). По окончании 9-й песни вместо «Достой¬ноесть» поется ирмос: «Бога человеком». Затем —«Премудрость» и малый отпуст .
Вовремя чтения малого повечерия и канона на повечерии верующие подходят кПлащанице, поклоняются перед священным изображением и с трепетным благоговениеми сердечным сокрушением лобызают язвы Спасителя и Евангелие, лежащее на персяхГоспода как Его духовное завещание, запечатленное Его Святейшею Кровию .
Еслив Великую Пятницу случится Благовещение, то накануне в Великий Четверг навечерне, соединяемой с Литургией святого Василия Великого, на «Господи, воззвах»поются стихиры дня и праздника, на «Слава» — стихира дня, на «Иныне» — праздника. Паремии дня и три паремии праздника. Далее — Литургиясвятого Василия Великого, как обычно в Великий Четверг.
Повечериемалое с трипеснцем.
Насамый праздник служба начинается с утрени, на которой совершается чтениедвенадцати страстных Евангелий. Особенности этой утрени следующие: на «БогГосподь» — тропарь праздника (дважды), «Слава, и ныне» —«Егда славнии ученицы». После седьмого страстного Евангелия –полиелейи поется величание Благовещения; затем степенны 4 гласа –первый антифон, прокимени Евангелие Благовещения. По прочтении праздничного (благовещенского) Евангелиясразу же читается восьмое страстное Евангелие. После этого Евангелия и 50псалма поется стихира Благовещения и произносится молитва: «Спаси, Боже, людиТвоя». Далее, после возгласа священника поется канон Благовещения и дня;после 5-й, 8-й и 9-й песней катавасией служат ирмосы трипеснца. На 9-й песни(вместо «Честнейшую Херувим») — припевы Благовещения, а после 9-йпесни — светилен праздника, «Слава» — дня, «И ныне» —праздника. Далее, читается девятое страстное Евангелие и до конца службасовершается, как в Великий Пяток (на хвалитех и на стиховне — стихиры праздникаи дня). Отпуст дня. После отпуста совершается 1-й час со всеми особенностямиВеликого Пятка.
Присовпадении праздника Благовещения с Великим Пятком Литургия совершается по чинусвятого Иоанна Златоуста в соединении с вечерней. На вечерне после входа сЕвангелием — прокимны и паремии дня. После малой ектении и Трисвятого —прокимен, Апостол и Евангелие сначала Благовещения, а затем дня. Задостойник ипричастен — Благовещения.
Поуказу Святейшего Синода (1855 г.) вынос Плащаницы в праздник Благовещения, случившийсяв Великую Пятницу, следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачаетсяв полное облачение, а прочие священники — в малое. Повечерие начинается по обычаю,но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира«Тебе одеющагося» (каждение Плащаницы, лежащей на престоле). Далее, припении тропаря «Благообразный Иосиф» священники выносят плащаницусеверными дверями на приготовленное посередине храма место. Затем следуетцелование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господнем и наплач Пресвятой Богородицы. По распоряжению Святителя Московского Филарета (1855 г.) и Святейшего Патриарха Алексия Ι (1950 г.), чин выноса Плащаницы в Великую Пятницу наБлаговещение совершается в конце Литургии святого Иоанна Златоуста послезаамвонной молитвы; поются стихиры на стиховне вечерни, а затем, при пениитропаря совершается вынос Плащаницы. После отпуста Литургии читается канон ораспятии Господа и на плач Богоматери .
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru