Реферат по предмету "Религия и мифология"


Особенности государственно—церковных отношений в Германии

Е.В. Цуканова, кафедра философи религии МГУ
ВГермании сложилась модель государственно-церковных отношений, основанных накооперации, сотрудничестве или нейтралитете.
Отношениямежду церковью и государством в Германии формировались долго и трудно.Веймарская Конституция Германского Рейха, в соответствии с поправкой от 11августа 1919 года, отменила официальные государственные церкви .
Несмотряна формальное отделение церкви от государства, их взаимоотношения, закрепленныев соответствующих нормативно-правовых актах, отражают роль христианства —ведущей конфессии в Германии, что проявляется ее влиянием на социально-политическуюсистему, быт, культуру и традиции.
Запоследние годы государственно-церковные отношения стали одной из основныхзападных моделей формирования отношений между церковью и государством. Как и вСША, Основной Конституционный закон обеспечивает нейтралитет государства ввопросах религии, что и закреплено в Конституции Германии и в решенияхГерманского федерального конституционного суда.
Статья4 Конституции Германии провозглашает:
1)свобода веры, совести, религиозных и идеологических убеждений не может бытьнарушена;
2)гарантируется беспрепятственное осуществление религиозной дея-тельности;
3)никого нельзя обязать пройти военную службу или взять в руки оружие, если этоне соответствует его религиозным воззрениям.
Свободурелигии гарантируют также и другие положения Конститу-ции. Свобода совести,религии и убеждений является неотъемлемым компо-нентом человеческогодостоинства, о котором говорится в статье 1 Основ-ного закона. Они такжеявляются элементом свободы действий, предусмот-ренной статьей 2. «Каждый имеетправо на свободное развитие своей инди-видуальности, пока это не угрожаетправам других, конституционному порядку и нравственности». Статья 3, в которойговорится о равенстве прав, запрещает любую дискриминацию по признаку религииили убежде-ний. Более детально в статье 3(3) говорится, что «никто неможет подвер-гаться дискриминации, и никому не может отдаваться предпочтениеиз-за его пола, расы, языка, места рождения или происхождения, его веры,рели-гиозных или политических взглядов».
Статьи6 и 7, которые имеют дело в основном с вопросами семьи и образования, такжезащищают религиозные права. Статья 7(2) говорит, что «человек,ответственный за воспитание ребенка, имеет право решать, будет ли ребенокполучать религиозное образование». В отличие от системы, бытующей в США,статья 7(3) говорит, что «религиозное обучение является частью программыгосударственных и муниципальных школ, исключая светские школы. Государствоимеет право надзора, но религиозное образо-вание должно проводиться в рамкахвзглядов конкретных религиозных общин. Учителя нельзя обязать даватьрелигиозное образование против его воли».
Такимобразом, религиозное образование запрещено Конституцией США, но одобряетсяКонституцией Германии. Однако, в свете статьи 7(2), ученики не обязаны посещатьтакие занятия. Статья 141 делает исключение для школ Бремена в планерелигиозного образования, поскольку в Бремене существует традиция неконфессионального образования. Со времен объе-динения церковь выступала противотказа некоторых земель ввести в их школах религиозное образование, ссылаясьпри этом на статью 7(3), а также на пример Бремена.
Германскаясистема, в отличие от США, сочетает в себе требования нейтральности с подходом,направленным на сотрудничество в отношениях церкви и государства. Основная цельсотрудничества церкви и государства в Германии соответствует цели, изложенной взаключительном документе Всемирной конференции по правам человека (Вена. 14-25июня 1993 г.): «Всемирная конференция призывает все правительства принятьдействен-ные меры к предотвращению религиозной и философской нетерпимости, в тоже время признавая в качестве основного принципа право каждого чело-века насвободу мысли, совести, мнения и религии».
Этоположение излагает жизненно необходимую, хотя и немного аб-страктную цель.Нации и их более мелкие политические подразделения пользуются достаточнойсвободой в выборе своего собственного, индивиду-ального подхода врегламентировании и определении структуры взаимоот-ношений между церковью игосударством. Таким образом, страны, отдель-ные земли и регионы выработалисобственные подходы к взаимоотношени-ям церкви и государства, и системывзаимодействия, сформировавшиеся в результате этого, варьируют в широкомдиапазоне.
Отношениямежду церковью и государством в Германии формирова-лись долго и трудно.«Различие взглядов, которых придерживались участ-ники этого историческогопроцесса, противопоставляет максиме времен Реформации: «cuius regio, eiusreligio», или известной немецкой пословице: «верю тому, чей хлеб яем», которые подразумевают единственную форму религиозной свободы,доступную в Германии времен Реформации, — свобо-ду покинуть страну — гораздоболее терпимый подход к религиозным вопро-сам, выраженный в известном изреченииФридриха Великого: «В моем королевстве каждый может спасать свою душу так,как считает нужным».
Вто же время факты говорят о том, что лишь немногие правители Германии дообъединения в 1870 году придерживались широких взглядов Фридриха Великого насвободу религии. Большинство королевств, гер-цогств и других земель имелиофициальные церкви, а неофициальные рели-гии неизбежно подвергалисьдискриминации и репрессиям.
Примерыподобной дискриминации можно найти даже в Веймарский период. В соответствии стогдашними законами о строительстве только официальные церкви могли сооружатьсвои церкви — отдельно стоящие здания со шпилем. Представителям других религийне разрешалось строить молельные дома со шпилем. Хотя подобные формыдискриминации должны бы быть недопустимыми в современной Германии,«остаточные явления» предпочтения, отдаваемого основным церквам — иногда ненамеренные и неосознанные — находят поддержку в сфере законов оземлепользовании у некоторых жителей страны.
ВеймарскаяКонституция Германского Рейха, в соответствии с по-правкой от 11 августа 1919года, отменила официальные государственные церкви. Однако религиознаяобщественность протестовала против этого, и законодателям пришлось пойти накомпромисс. Они обосновали свой по-ступок следующим образом: поскольку церковьимеет большое обществен-ное значение и проводит огромную работу, было бынесправедливо пони-зить ее юридический статус до простого объединения. Церковьдолжна иметь более высокий статус, чем, например, спортивный клуб, организациясадовников и т.п. Законодатели хотели выделить церковь из ряда другихобъединений, и для этого решили применить к ней термин «общественноеобъединение».
Посколькутермин был неясен депутатам Бундестага, начались дли-тельные дискуссии о егодействительном значении. В их ходе социал-демократы отказались предоставитьрелигиозным объединениям особый юридический статус. Они предложили считатьрелигию личным делом каждого, свободным от вмешательства конфессий илигосударства.
Формально,по Конституции, Германия является светским государст-вом, где государственные ирелигиозные институты разделены. Провозгла-шается нейтралитет Германии ввопросах религии, но при этом спектр со-трудничества церкви и государствадовольно широк.
Какполагает авторитетный германский историк религиозного права Ю. Варнке,общественное объединение — это установленный законом орган с властнымиполномочиями, который, который, в силу его общественной значимости, подлежитзащите и специальному вниманию государственных властей. Такая точка зренияпредставляется нам более точной, нежели представленная в трудах В. Шобля илиК.Брюнера, где главным критерием общественного объединения выводится ихпринадлежность к третьему сегменту гражданского общества, наряду сгосударственными и политиче-скими институтами.
Основывзаимоотношений церкви и государства закреплены в Кон-ституции ФРГ 1949 года иКонституциях Земель. Интересно проанализиро-вать элементы этой системы и всвязи с тем, что многими современными российскими религиоведами, как скажемМ.Одинцов или В.Ряховский, и даже политиками, как скажем депутатГосударственной Думы А.Чуев, или правительственный функционер А.Логинов онапризнается едва ли не эта-лонной.
Крометого, большой интерес представляет изучение существующих федеральных законов,регламентирующих деятельность религиозных орга-низаций.
Преждевсего интересны дефиниции типов религиозных объединений. Церковное праворазличает два таких типа: религиозные и мировоззренче-ские. Отличительныйаспект состоит в том, что религиозные объединения образовываются и действуют толькона основе вероучительной практики (как скажем, известный Ганноверский фондразвития, занимающийся като-лическим просвещением и миссионерством), в то времякак мировоззренче-ские объединения заявляют о себе как о сторонникахнерелигиозного миро-воззрения (что позволяет назвать их светскимиобъединениями) .
Нарядус крупными религиозными объединениями как то: Римско-католическая Церковь, илиЕвангелическая лютеранская церковь, которые, в силу историко-культурнойтрадиции, стали общественными объединениями автоматически, существуют другиерелигиозные организации — со стату-сом публичного права и без статусапубличного права. Публично-правовой статус дает не только престиж, но инекоторые преимущества: во-первых, возможность активно участвовать в общественнойжизни, во-вторых, право на взимание церковного налога, в-третьих, возможностьобслуживания вооруженных сил и образовательных учреждений, в-четвертых, правона налоговые льготы.
Государственно-правоваясистема управления на сегодняшний день не предусматривает существование вГермании специального органа, кон-тролирующего деятельность религиозныхорганизаций. Проблемы государ-ственно-церковных отношений разрешаются судебнымиорганами в рамках светского и церковного права, что еще больше усиливаетзначение истори-чески сложившихся религиозных общностей.
Внастоящее время вопрос признания религий не относится напрямую к сфере веденияфедеральной органов власти. Он передан землям, в админи-страциях которыхсуществует правительственное агентство, призванное рассматривать заявления орегистрации церквей.
ОбъединениеГермании в 1989 году привело к появлению закономер-ных сложностей, лежащих вюридической плоскости несоответствия поло-жений, применяющихся в ГДР и ФРГ.Прежде всего это касалось вопроса регистрации и правового статуса религиозныхорганизаций, действующих в ГДР. Эта проблема была решена в общем руслеобъединительных усилий, то есть путем поглощения правовой системы ГДРВеймарской конституци-ей. Причем без каких-либо изменений.
Вопросысобственности, являющиеся камнем преткновения во многих странах бывшегосоцлагеря, решены в Германии в русле правового согла-шения, учитывающегофинансовые возможности, общественный вес и зна-чение. Рассматривая системуфинансирования, следует сказать, что в Гер-мании даже самые крупные сообщества— лютеране и католики — не обла-дают большим количеством собственности. Этостало результатом много-численных «национализаций» церковного имущества,известных на не только из истории Реформации, но и в более поздние времена, например,во годы Веймарской республики.
Инициативавведения церковного налога принадлежала государству. После секуляризациицерковного имущества развитие стабильного источ-ника финансирования сталовесьма важной задачей государства, гаранти-рующей признанным религиознымобъединениям устойчивое финансирова-ние, что закреплено в 140 статьеКонституции.
Церковныйналог взимается исключительно государством и составля-ет 8-9 % от общегоподоходного налога. Если член той или иной религиоз-ной организации отказываетсяот его уплаты, то в дело переходит в область рассмотрения финансовогоарбитража.
Крупныецеркви заключают соглашение с государством, согласно ко-торому церковный налогпередается государству вместе с подоходным налогом. Земельные налоговыеуправления передают средства религиозным сообществам. Церковный налог внастоящее время покрывает 80% финан-совых потребностей церквей (главнымобразом, доход священников и слу-жащих). Церкви также освобождаются от уплатыналогов, так как церков-ный налог является официальным и обязательным дляприверженца той или иной церкви. Единственным средством избежать его уплатыявляется выход из церковной организации, о чем, в установленном закономпорядке, необ-ходимо сообщить в правительственное агентство (сноска и объяснение).
Хотябольшинство населения Германии принадлежит к лютеранам или католикам, церковныйналог не является их привилегией. Право уста-навливать налоги тесно связано сполучением статуса общественного объе-динения, то, что и мелкие религиозныесообщества могут также получать средства от сбора церковного налога.
Своиособенности имеет в Германии и религиозное образование. Оно являетсяобязательным, как и в странах с государственными религиями. В соответствии сКонституцией и Законом о религиозном воспитании от 1956 года религиозноезанятие в общественных школах — за исключением сво-бодных по убеждениям школ—является обязательным предметом. При наличии государственного надзорапреподается Закон Божий, соответствен-но с католическими или лютеранскимибогословскими традициями. При-мерно два раза в год в школе возможно проведениебогослужений, посеще-ние которых, однако, добровольно. Ответственные завоспитание (родители, опекуны) имеют право решать вопрос об участии илинеучастии ребенка в религиозном действии и занятии.
Федеральныеземли решают вопросы религиозного воспитания само-стоятельно, в целом проводяполитику по осуществлению федерального законодательства. В частности,конфессиональное обучение в Бремене (Нортрайн-Вестфалия) и Берлине происходиттолько во внеучебное время, а в качестве обязательного предмета преподаетсябиблейская история.
ЗаконодательствоГермании, регулирующее государственно-церковные отношения в сфере образования,складывалось практически на протяжении всего XX столетия. Корни такой позициигосударства по вопро-су взаимоотношений двух важнейших общественных институтов- школы и церкви — находятся и в Веймарской Конституции 1919 г., и в Имперскомзаконе о религиозном воспитании детей 1921 г. В этих документах были заложеныпринципы свободы вероисповедания и свободы создания религи-озных объединений, атакже оговорены права детей на религиозное само-определение. Действующее внастоящее время законодательство сложилось в послевоенные годы. Прежде всегоэто Конституция — Основной Закон 1949 года. Статьи 6 и 7 Конституцииустанавливают основополагающие принципы государственно-церковных отношений всфере воспитания и образования. Так, в пункте 2 статьи 6 разграничиваетсякомпетенция роди-телей и государства относительно воспитания детей. При этомвоспитание рассматривается как естественное право родителей, но одновременно икак одна из важнейших их обязанностей. Государство принимает на себяна-блюдение за воспитательной деятельностью родителей.
Непосредственнообразовательным вопросам преподавания рели-гии посвящена статья 7. Согласноданной статье, вся система школьного образования Германии являетсягосударственной. Урок религии в обще-ственных школах, за исключениематеистических (свободных от вероиспо-ведания) школ, является, в соответствии сп.3 ст.7, обязательным предме-том, равноценным другим школьным предметам.Однако обладающие пра-вами воспитателей полномочны принимать решения по поводупосещения их ребенком уроков религии. По Конституции предмет«Религия» препода-ется в соответствии с основными принципамисоответствующей религии, при чем учителя преподают религию на добровольнойоснове. Таким обра-зом, федеральным законодательством разделена компетенцияродителей и государства в сфере воспитания детей, установлены важнейшиеконститу-ционные нормы, гарантирующие свободу совести и свободу религиозной имировоззренческой принадлежности. Закон «О школьных уставах» от 1992 годаустановил светский характер образования. Вместе с тем урок религии являетсяравноценным школьным предметом, обязательным для государ-ственного учебногоплана.
Болеетого преподавание его осуществляется в соответствии с принципамисоответствующих конфессий. Уточнение и развитие федераль-ных конституционныхнорм содержится в Конституции Земли Нортрайн-Вестфалия от 1950 года. К вопросамгосударственно-церковных отношений в сфере образования относится целый рядстатей. Так, Конституцией уста-новлены основные цели воспитания (ст.7), которымнеобходимо следовать при организации учебного процесса в образовательныхучреждениях: ком-петенция родителей и школы (ст.8); типы школ и порядок ихоткрытия (ст. 12); статус предмета «Религия» в образовательныхучреждениях (ст. 14) и требования к подготовке учителей (ст. 15).
Наосновании общих целей и задач, сформулированных в Кон-ституции, обучение ивоспитание детей в общественных школах ведется на основе христианскихобразовательных и культурных ценностей Детей от-крыто знакомят с христианскимидогматами и с системами других религий и мировоззрений. Уроки религиипроводятся раздельно для представителей различных конфессий. В религиозныхшколах обучение и воспитание детей католической или евангелической веры илидругого религиозного сообще-ства ведется согласно основным принципам данногомировоззрения. Эти предписания относятся также к родственным евангелическойконфессии религиозным обществам. В школах, стоящих вне религии, преподаваниерелигии и мировоззрения не ведется; они решают стоящие перед ними зада-чи повоспитанию и обучению на основе общечеловеческих ценностей. Первый закон об организациисистемы школьного образования или, как его еще именуют, «Закон о школьномуставе» был принят в Земле Северный Рейн-Вестфалия в 1952 году.
Прирегламентации порядка проведения уроков религии Законом ус-танавливаетсяраздельное проведение уроков для представителей различных религий. При этоморганизация этих уроков должна соответствовать учени-ям и основным принципам идогматам соответствующей церкви или рели-гиозного сообщества.
Количествоучебных часов в неделю по предмету «Религия» опреде-ляетсягосударственными органами управления образованием также по согласованию сцерковью или религиозным обществом. Посещение и кон-троль уроков религии состороны церкви или религиозного общества осу-ществляется в соответствии ссогласованным с государственными органами управления образованием порядкомопытными экспертами, знающими религиозную педагогику. Вместе с тем высшееруководство церкви (напри-мер, епископ) имеет исключительное право на посещениеуроков религии.
Вэтом случае лицо, обладающее родительскими правами, или уче-ник, достигшийрелигиозной зрелости, подает ходатайство об освобождении от уроков религиидиректору школы в письменном виде.
Такимобразом, школьное законодательство Земли Нортрайн-Вестфаллен предусматривает нетолько декларативное обеспечение права на религиозное образование, но и условияреализации этого права вне зависи-мости от религиозной принадлежности учеников.Более того, особым обра-зом оговариваются и регулируются права тех учащихся,которые относятся к ученическому религиозному меньшинству. Наиболее ценнымявляется законодательное разграничение компетенции между церковью игосударст-венными органами управления образованием как по содержательным иорганизационным вопросам преподавания религии, так и по ответственно-сти за подборпедагогических кадров.
Основнымдокументом, устанавливающим участие и ответственность церкви за преподаваниерелигии в школе, является положение «О передаче церковныхполномочий». Этот документ вступил в силу в 1977 году, заме-нивдействовавшее до этого времени положение «О передаче церковных полномочийдля обучения основам евангелической религии», принятое в 1951 году.
Незатрагивая и не ущемляя право государства на контроль, церкви имеют право иобязанность следить за тем, чтобы преподавание евангеличе-ской религииосуществлялось в соответствии с их учением и с их требова-ниями. Свое правонести ответственность за преподавание религии еванге-лическая церковьиспользует, в числе прочего, путем наделения учителей религии церковнымиполномочиями. Последнее предусматривает наличие выданного государствомразрешения на преподавание школьного предмета «Религия» ипринадлежность к евангелической церкви. Вопрос о наделении церковнымиполномочиями тех лиц, которые не выполняют этих требова-ний, решает руководствоцеркви. После сдачи первого государственного экзамена церковь выдает временноеразрешение на преподавание религии, срок действия которого заканчивается, самоепозднее, спустя четыре года после выдачи. Наделение церковными полномочиямиосуществляется по заявлению учителя, сдавшего второй государственный экзамен.Заявление содержит заверение, что податель его будет преподавать евангелическуюрелигию в соответствии с основными ее постулатами и откажется от связан-ных снаделением церковными полномочиями прав, если больше не сможет преподаватьуроки религии в соответствии с основными принципами этой конфессии. Прежде чемполучить церковные полномочия, учитель должен принять участие в проводимомцерковью совещании для желающих полу-чить церковные полномочия. Наделяя учителяцерковными полномочиями, церковь берет на себя обязательства по оказанию емупомощи со стороны своей общины, в том числе относительно повышения егоквалификации и по защите его прав при условии добросовестного исполненияпреподаватель-ской деятельности. Дополнительно к общему положению «Опередаче церковных полномочий» руководство каждой из территориальныхцерквей устанавливает свой собственный порядок реализации данного Положения.Этот порядок устанавливается и вводится в действие специальным церков-ныминструктивно-распорядительным документом. Важно подчеркнуть, что разработкасобственного порядка передачи церковных полномочий в каче-стве дополнительногок Положению документа, конкретизирующего его позиции, зафиксирована в нем ввиде отдельного пункта. Важно заметить, что установления, зафиксированные вэтих документах, находятся сугубо в русле федеральных общеконституционныхустановлений и не выходят за рамки государственного законодательства идоговоров между государством и церковью. Характерно, что договоренностиотносительно организации преподавания уроков религии осуществляются междуцерквами, а государ-ство в этих соглашениях участия не принимает. Обобщаякраткий анализ конституционно-правовых основ государственно-церковных отношенийв области образования, сделаем следующие выводы. Законодательство Гер-мании,регулирующее государственно-церковные отношения в сфере обра-зования, носитразвернутый и, вместе с тем, конкретный, тщательно прора-ботанный характер.
Врезультате отработки различных сторон взаимоотношений госу-дарства и церкви втечение практически столетнего периода создана четко структурированнаянормативно-правовая база, оберегающая от неточностей, противоречий,разноречивых трактовок отдельных положений. При разра-ботке и введении вдействие каждого нового документа (закона, соглаше-ния, договора, распоряжения)здесь соблюдается высокий уровень преемст-венности. Положения действовавшихзаконодательных актов частично включаются во вновь вводимые с указаниемисточника заимствования (на-пример, Имперский закон 1921 года, договорысвободного государства Пруссия и т.д.). Во всех случаях ссылки на рамочныедокументы делаются посредством указания общих принципов и целей. Наиболеевесомыми в нормативно-правовой базе и практике законодательного регулированиягосударственно-церковных отношений в сфере образования в Германии являютсяследующие аспекты: точное определение областей ответственно-сти при решенииорганизационно-управленческих и содержательных задач; подходы к распределениюкомпетенции между заинтересованными сторо-нами вычленение и однозначноеустановление уровня, на котором прини-маются решения по каждой конкретнойпроблеме; неукоснительный учет прав каждой из заинтересованных сторон,обеспечиваемый через тщательно регламентированные «цепочки»согласований при решении практически всех вопросов; конкретность в выделениипредмета согласовании с предос-тавлением права голоса не только институциям, нои индивидуумам.
ОпытЗемли Нортрай-Вестфалия типичного региона федеративного государства, имеющегодостаточно сложную конфессиональную структуру, может быть использован приразработке нормативно-правовой базы госу-дарственно-церковных отношений в сфереобразования в России как на федеральном, так и на региональном уровне.
Вместес тем, религиозное образование находится под контролем го-сударства ифинансируется из бюджета, несмотря на то, что система образо-вания в Германиидовольно многообразна и включает в себя как государст-венные, так и частныеучебные заведения, а также конфессиональные учеб-ные центры. Кооперационнаямодель предусматривает введение гибкой системы, позволяющей религиозныморганизациям принимать участие в законотворческой деятельность в сфере ихспецифических интересов. Правовая система, основанная на соглашениях, предоставляетвозможность индивидуального подхода в вопросах общих для всех ограничений,направ-ленных на охрану здоровья, прав граждан, их морально-нравственныхустоев.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.religiovedenie.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.