Реферат по предмету "Религия и мифология"


Образ коня в фольклоре

ОБРАЗ КОНЯВ ФОЛЬКЛОРЕ
Конь, кобыла, лошадь — внародной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощениесвязи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологическихперсонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т.п.), смертью ипогребальным культом. Отсюда роль Коня (и соответствующих обрядовых персонажейпри ряжении и т.п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе),гаданиях и др.
По археологическимданным, Конь (наряду с собакой) был главным жертвенным животным на похоронах,проводником на «тот свет» (ср. сказочные мотивы коня — чудесного помощникагероя, помогающего проникнуть в тридевятое царство, на вершину стеклянной горыи т.п.). Ср. лужицкое представление о том, что конь (и собака) может видетьсмерть, о чем свидетельствует его беспокойное поведение и т.п. Характеренобщеславянский фольклорный мотив вещего коня, предсказывающего смерть своемухозяину (Марко Кралевичу И сербском эпосе, святому Глебу, чей конь сломал ногу,когда князь отправился к месту гибели, и т.п. вплоть до средневековых легенд оконе Ивана Грозного, который пал в Пскове, и царь в страхе перед собственнойсмертью отказался от расправ над псковитянами). В наиболее мифологизированномконтексте этот мотив известен в «Повести временных лет» (под 912 г.), где волхв предрекает Вещему Олегу смерть от коня.
Конь (конский череп) измея — характерные воплощения хтонических сил и смерти в общеславянскойтрадиции. Мифического змея — предводителя змей в Хорватии именуют «змеиныйконь», «вилинский конь» (ср. Вила); волосы из конского хвоста превращаются взмей (македон.). При этом конь, и особенно всадник — герой или святой(субститут языческого божества), выступают как противники змея, злых сил,болезней в фольклорных и изобразительных текстах (в том числе на иконах «ЧудоГеоргия о змие» и т.п.). Ср. русский заговор: «На море Киане, на острове Буяне,на бел-горючем камне Алатыре, на храбром коне сидят Егорий Победоносец, МихаилАрхангел, Илия Пророк, Николай Чудотворец, побеждают змея лютого огненного» ит.д. Согласно древнейшему известию в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика (XIIв.), белый конь бога Свентовита ночью сражался с врагами и возвращался темнымот грязи. Особое значение имела масть коня: белый (золотой) конь был атрибутомГоспода Бога, Юрия-Егория в польской и восточнославянский традициях (вбелорусских заговорах); в русской волшебной сказке белый всадник — ясный день,красный всадник — красное солнце, черный всадник — воплощение ночи; в сербскойпесне св. Николай едет на синем, красном и белом коне (ср. в ст. Цвет). В соответствиис двойственной природой коня-медиатора амбивалентными свойствами наделяетсяконский череп: ср. полесский ритуал сожжения на купальском костре черепа лошадикак воплощения «ведьмы», смерти и т.п. и использование конского черепа вкачестве оберега скота, пчел, огорода (при отдельных случаях применения его длянаведения порчи — пол.). Повсеместно конский череп использовался в качествестроительной жертвы.
Покровителями конейсчитались святые всадники — Георгий-Юрий (общеслав, покровитель скота; ср. именованиеконей «Егорием храбрым» в Приангарье), «конские боги» Флор и Лавр у русских,Феодор (Тодор) Тирон у южных славян (день его памяти — Тодорова суббота —именуется Конски Великден, «конская пасха»). Реже в качестве специализированныхпокровителей коней выступает св. Власий (который также иногда изображается наиконах всадником) и Никола (Николай): в Белоруссии праздник Власия назывался«конское свято» — в этот день объезжают молодых лошадей, не работают налошадях, устраивают для них специальную трапезу; Николу могли представлятьвсадником в сербской традиции, наряду со св. Саввой и др. Конь белый(вост.-слав., болг.), огненный (вост.-слав.) — атрибут Ильи, разъезжающего понебу верхом или в колеснице; гром — грохот конских копыт (ср. русские загадки, гдегром — топот или ржание коней).
Характерна также связьконя с персонажами низшей мифологии — вилами у южных славян (самим вилам иногдаприписываются конские ноги), русалками у восточных (русалку изображал ряженый«конь»), домовым и др. Нечистую силу, в том числе домового, можно увидеть,надев на шею хомут. Домовой — хозяин лошадиный может любить лошадей особоймасти или, наоборот, невзлюбить коня, который пришелся не ко двору. Лошадьнеопределенной — пегой масти опасна в хозяйстве, на ней в хлев может въехатьхлявник (бел.).
В башкирской мифологииобразы коня и человека неразрывно взаимосвязаны и, дополняя друг друга,составляют единое целое. В ней события разворачиваются не только вокругсказочного героя, но и вокруг его волшебного коня, от позиции и активностикоторого во многом зависит успешное преодоление героем тех или иных трудностейи достижение намеченных целей.
Образы волшебных коней вбашкирской мифологии условно можно разделить на три группы: это, во-первых,небесные, водные и пещерные (подземные) акбузаты, небесные хараты, тураты икугаты, водные и пещерные (подземные) караты, во-вторых, крылатые тулпары и,в-третьих, кони-оборотни, способные вести человеческий образ жизни. В то жевремя по некоторым качествам, присущим всем этим мифическим коням, онисоставляют единое целое: все они наделены человеческим интеллектом и психикой,способностью говорить, то есть обладают признаками, характерными длятотемических животных.
Среди мифических конейпервого типа, фигурируемых преимущественно в эпосе, ведущее место занимаетАкбузат. Его образ наиболее полно раскрыт в эпосе «Урал-батыр», «Акбузат»,«Заятуляк и Хыухылу», «Идукай и Мурадым», в сказке «Зайнулла и Красота», атакже в отдельных преданиях и легендах.
Акбузат — коньбожественного происхождения, конь Солнца-праматери и верховой конь лучезарнойнебесной девы [8. С.368; 9. С.109]. Урал-батыр получает небесного Акбузата вдар от дочери Солнца Хумай [9. С.125]. Акбузат в эпосе «Урал-батыр» не тольковерховой конь батыра, помогающий ему в борьбе против демонических сил. Онвыступает в нем как самостоятельный персонаж, не уступающий по уму и силеУрал-батыру, он обладает волшебными качествами.
Другой космический коньХарат//Харысай в эпических произведениях башкир не получает развернутогораскрытия. Он также родился на небе и живет на небе, является конем Луны,которая подарила его своей дочери Айхылу, а она, в свою очередь, отдала его своемусыну от Шульгена Хакмару.
Акбузат и Харат выступаютрядом и в башкирских астральных мифах. Согласно одной из легенд они взмылись внебо и до сих пор живут на небе, превратившись в две звезды в созвездии МалойМедведицы.
Связь между мифическимконем и небом проявляется и в некоторых обрядах и обрядовом фольклоре башкир.
Всех акбузатов, харатов,туратов и каратов объединяет то, что они выступают в роли божественных существ,связанных с солярным и лунарным культами, или хтонических животных,олицетворяющих небесные водные стихии (гром), демиургов, укротителей потоповземных вод, создателей гор и рек, могущественных покровителей и защитниковлюдей.
Второй тип волшебныхконей — крылатые тулпары, больше всего действующие в богатырских сказках илегендах, имеют сравнительно небольшой рост. Они, как правило, стригункиневзрачного вида, первыми откликаются на звон уздой при выборе героямиверхового коня в табуне матери или в табуне отца [7. С.62, 121, 184, 220, 366,387]. Как только батыры оседлают их и отправляются в путь, они превращаются вбогатырских коней. Иногда тулпары, как и мифические кони первого типа, выходятсо дна моря или колодца или сказочные герои ловят их на берегу озер и другихводоемов.
Третий тип волшебныхконей башкирских мифов — это кони-оборотни, преимущественно встречаются вволшебных сказках и легендах.
С другой стороны, вбашкирских мифах и люди могут принимать облик лошади. Создатели этих сказок — древние башкиры верили в возможность превращения лошади в человека и наоборот,верили в тождество лошади и человека. Поэтому во многих сказках и легендахлошади и люди сожительствуют друг с другом, имеются мотивы рождения человека отлошади и родства с ней.
Таким образом, для конейтретьего типа башкирской мифологии характерны в первую очередь черты тотемногоживотного.
В башкирской мифологииимеется еще одна группа коней, занимающая промежуточное положение, вкачественных характеристиках и действиях которых присутствуют и признакибожественных коней и тулпаров и коней-оборотней — это Конь пустыни, Алатай иАkхаk-kола. Они по внешнему облику и поступкам напоминают акбузатов и каратов,но не столь всемогущи, как божественные кони. В то же время они и не тулпары — в отличие от них они, во-первых, не имеют крыльев и, во-вторых, часто выступаютв роли попечителей детей и покровителей семейно-брачных отношений, могутсожительствовать с женщинами, то есть этими качествами они сближаются с конямитретьего типа — сказочными прародителями и предками людей.
Такие представления оконе были присущи в древности не только предкам башкир. Пережитки тотемическогокульта лошади обнаружены сегодня у самых различных народов мира.
Ряд исследователейсвязывают различные проявления культа коня в башкирском устном народном творчествес индо-иранским или тюрко-монгольским этническим миром. Однако происхождениеобразов этих необыкновенных коней в башкирском фольклоре, как и в мировом, не стольоднозначны.
Возможно, среди этойкатегории коней более архаичными являются образы сверхъестественных коней,связанных с водной стихией. Как известно, вода (мировой океан) вмифопоэтических традициях народов Древнего Египта, Двуречья, Ирана, Индии и ДревнейГреции составляет первоэлемент, из которого возникли земля и небо, весь космос,в том числе божественные существа — творцы природы, животных и людей. Помнению отдельных исследователей, связь лошади с водой носит общеиндоевропейскийхарактер. Рудименты таких представлений прослеживаются и в башкирской мифологии- в эпосе «Урал-батыр» первоосновой жизни и природы провозглашается животворнаявода. И как следствие таких взглядов предков башкир на происхождение мироздания- в эпосе, сказках и легендах кони рождаются в воде или выходят из нее.
Истоки образов небесныхконей, вероятно, связаны с другой космогонической системой. В мифологии древнихкитайцев небо считается создателем всего сущего: воды, земли, огня, людей ит.д. У древних тюрков и монголов Центральной Азии — Тенгри, самовозникшееобожествленное небо, одновременно являлось и непосредственным проявлением неба.Он создатель всего, распорядитель судьбой человека, народа, государей, скота ит.д. Эта мысль, возможно, была экстраполирована и на животный мир — у многихнародов кони спускаются с неба.
Таким образом, если культводных коней своими корнями восходит к древнейшим, вероятно, индоевропейскиммифологическим традициям, то истоки культа небесных коней, по всей видимости,связаны с религиозно-космологическими представлениями народов Центральной Азии,прежде всего предков тюрко-монгольских народов. Обе эти концепции нашлиотражение в башкирской мифологии — водные кони как наследие индоевропейского, впервую очередь индо-иранского субстрата, небесные кони — тюрко-монгольскогоэтнического мира, принявших участие в раннем средневековье в формированиидревнебашкирского этноса.
Если тотемическаямифология составляет первую часть тотемического мировоззрения, то вторую, неменее важную часть составляет тотемическая обрядность, в которой главное местозанимают несомненно обряды, связанные с тотемическими праздниками. Тотемическиепраздники проводились в прошлом в четь коня-тотема; об этом свидетельствуетсохранение тех или иных его элементов в различных обрядах и праздниках народовЕвразии, в том числе и у башкир.
Следы тотемическогопраздника коня прослеживаются и у башкир. Об этом говорит, в первую очередь,широко бытовавший в прошлом среди башкир обычай развешивания почти на каждомдворе на оградах, стенах или крышах сараев, на ульях и на оградах пасеки, набортях черепа лошади. При этом отмечалось, что некоторые башкиры периодическимазали морды этих черепов маслом. Этот обычай, по мнению одних, предохраняетскот, пчел и т.п. от сглаза, а также, чтобы не уходило счастье от хозяина пасеки,скота. Другие объясняют это так: хозяин не хотел, чтобы череп, в бывшем хорошегоконя, был затоптан. Писателем С.Злобиным был записан третий вариантинтерпретации этого обычая. Ему рассказывали, что если череп лошади «на землюбросишь — этой масти скотина жить не будет, вся переведется».
Отголоски представлений оконе как о тотеме, способствующем продолжению рода, созданию семьи и укреплениюсупружеских связей косвенно проявляются и в том, что если умирал конь илизабивали его на мясо, то в прошлом башкиры обязательно брали его половой орган,сушили его, потом нарезав на мелкие кусочки, делали амулет плодородия и в целяхувеличения приплода подвязывали его на шею кобылиц. Можно предположить, чтотакие амулеты плодородия первоначально были женскими амулетами, а позже, свозникновением коневодства, их назначение было переосмыслено и как средство дляувеличения приплода кобылиц. В пользу такого умозаключения говорят иистолкование башкирами сна незамужней девушки о лошади как предзнаменованиескорого выхода замуж, а также прибивание к дверям дома выпавшей конской подковыкак средство для укрепления семейных уз.
Реликты веры впроисхождение людей от тотема, веры в него как в предка и могущественногопокровителя последовательно выражены в преданиях, поверьях и обрядах, в которыхконь выступает как путеводитель, охранитель и защитник башкир.
Эти функции коня — тотемического предка ярко проявляются в легендах башкир о конях, которыеуказывали их предкам места для поселений.
В башкирских поверьях иобрядах в качестве покровительницы и защитницы людей выступает, во-первых, самалошадь, во-вторых, ее отдельные части — череп, шейный позвонок, шкура, волосы,ее пот, пена и помет, в-третьих, предметы связанные с ней: узда, хомут, вожжи,седло, потник, выпавшая подкова, кнут и т.д. Конь обладал способностью изгонятьзловредные силы и из тела человека.
При дальнейшем развитиитотемических идей и обрастании их магико-анимистическими наслоениямипервобытные люди стали приписывать сверхъестественные способности влиять насудьбы людей не только самому коню-тотему, но и его отдельным частям (в первуюочередь тем частям, которые были запрещены употреблять в пищу), олицетворениямтотемного животного, а еще позднее, с приручением коня, и предметам конскогоснаряжения.
В ходе историческогоразвития человеческого общества тотемические представления тесно срослись подвлиянием изменившихся социальных и экономических условий жизни людей с новымирелигиозными идеями, послужили базой для формирования политеизма — тотемическиепредки постепенно превратились в зооморфных богов, покровителей людей иживотных. Этой судьбы не избежал и тотемический культ коня, трансформировавшисьв кентаврообразного бога, следы которого проявляются и в мифологии башкир.Ибн-Фадлан сообщает о наличии у башкир среди двенадцати богов особого богалошадей.
Таким образом, вмифологии, обычаях, поверьях и обрядах башкир присутствуют все основныеэлементы и этапы формирования культа коня, характерные другим традициям.Наиболее древним пластом в культе коня являются тотемические представления оконе. Предки башкир верили в тождество человека и коня, в способность ихвзаимного перевоплощения друг в друга и отсутствие принципиальной грани междуними. Как известно, такие представления о животном и человеке, составляющиеоснову тотемизма, возникли еще в мустьерскую эпоху древнекаменного века 40-100тыс. лет назад до н.э. Эти убеждения послужили базой для формирования идей опроисхождении отдельных групп людей от животных, в том числе и от лошади, верыв коня как в прародителя, тотемического предка. Реликты подобных сужденийдовольно устойчиво сохранились в этнографии и фольклоре башкир. Наиболее четкопредставления о тотемическом первопредке-коне проявляются в сказках«Бузансы-батыр» и «Акьял-батыр», где герои выступают в облике кентавроподобныхсуществ. В процессе дальнейшего развития религиозно-мифологических воззренийпервоначальные образы тотемических предков тесно переплелись смагико-анимистическими взглядами, постепенно превращаясь в сверхъестественныезооморфные божественные существа, покровителей людей и животных. Эта стадияразвития культа коня нашла отражение в башкирской мифологии в образе небесногоАкбузата (возможно, также Харата и Турата), а в письменных источниках — всообщении Ибн-Фадлана о наличии у башкир особого божества — покровителялошадей. С другой стороны, в связи с ростом роли коня в повседневной жизни и ввоенном деле в мифологии башкир формировался новый тип сверхъестественных коней- тулпары, сочетающих в себе черты как тотемических коней, так и реальныхбоевых спутников батыров. Особенности, которые первоначально мыслились какприсущие лишь тотемным животным, были перенесены на богатырских коней сказочныхгероев.
Некоторые ученые считают,что в мифологии народов мира конь всегда маркируется положительно, он не сталдраконом или каким-то демоническим существом, а как божество — относится кверхнему, светлому пантеону богов, выступает противником хтонического мира.Однако этнографические и фольклорные материалы не дают оснований для такиходнозначных выводов. Даже в мифологии башкир, почти весь жизненный укладкоторых в прошлом был связан с конем, имеются мотивы, где конь, образ конянесет отрицательную нагрузку. Так, по сообщению отдельных информаторов, еслиприснится серая лошадь — это к встрече с азраилом, к смерти, или если пробежитпо центру улицы сивая лошадь — придет смерть и т.д. В сказках «Серая ворона»,«Молодой охотник и мяскай» дочери дью-пяри и мяскай с дочерьми могут приниматьоблик кобылиц и т.д.
Формирование культа коняу народов Евразии, в том числе и предков башкир, шло не только по восходящейлинии: от коней-оборотней — тотемов — тотемических предков — к образам верхнихсветлых зооморфных богов в облике лошадей. У культа коня были периоды взлетов ипадений, столкновений и борьбы с другими воззрениями на человека, общество иокружающий мир.
Где, в каком районе могформироваться культ лошади? При локализации района возникновения культов техили иных животных существенную роль играет определение ареала их древнейшегообитания. Анализ остеологического материала эпохи палеолита, мезолита и неолитапоказывает, что попытки отыскать в пределах Средней, Передней и Малой Азии, атакже в Индии, Двуречье и Египте каких-либо костных остатков представителейпороды истинных лошадей оказались безуспешными. Данный вывод подтверждается иматериалами изобразительного искусства древних людей.
Среди исследователей нетразногласия в вопросе, что корень происхождения тотемизма связан свозникновением преимущественной охоты на тот или иной вид животных. А такаяспециализация произошла там, где не было ни ослов, ни полуослов, а были лишькосяки диких лошадей, то есть в степях Причерноморья и далее на Восток, встепях Казахстана, Алтая и Центральной Азии.
 Можно полагать, чтоименно в этом ареале возник тотемический культ коня. На сегодня историческаянаука бессильна установить предки каких современных народов обитали 30-15 тыс.лет тому назад на Русской равнине, Южном Урале или на Ангаро-Ленском плато.Ведь, по мнению исследователей, обитатели поселения Костенка I обладали резковыраженными негроидными признаками. А рисунки зверей на скалах островаУшканьего на р.Ангара выбиты палеолитическими охотниками, появившимися изАфрики. Ясно одно, что создателями этих палеолитических памятников былисообщества первобытных людей, от которых через тысячелетия отпочковывалисьиндоевропейские, уральские, алтайские и другие народы. То есть культ коняявляется общим достоянием всех этих народов, в том числе и предков башкир.

ЛИТЕРАТУРА
Абрамова З.А. Палеолитическоеискусство на территории СССР. М., Л., 1962.
Башкирское народноетворчество. Эпос. Уфа, 1987. Том I. (В дальнейшем: БНТ).
БНТ. Предания и легенды.Уфа, 1987. Т.II.
БНТ. Богатырские сказки.Уфа, 1988. Т. III.
БНТ. Волшебные сказки.Сказки о животных. Уфа, 1989. Т.IV.
Башкирский народный эпос.М., 1977.
Бессонов А.Г. Башкирскиенародные сказки. Уфа, 1941.
Боголюбский С.Н.Происхождение и преобразование домашних животных. М., 1959.
Большая советскаяэнциклопедия. М., 1973.
Словарь славянской мифологиидома Сварога


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности организационной структуры управления на крупном и малом предприятиях
Реферат Хирургия: сестринское дело
Реферат Обзор вашего бизнес-плана
Реферат Негативний вплив нафти та нафтопродуктів 2
Реферат Астафьев в. п. - Астафьев виктор петрович
Реферат Построение эпюр нормальных и касательных напряжений
Реферат Поведение потребителей. Потребительский выбор
Реферат Євростратегічний план сучасного російського уряду
Реферат Финансовая политика государства 10
Реферат Повышение производительности автогрейдера выполняющего планировочные работы совершенствование
Реферат Расчёт аэродинамических характеристик самолёта "T-30 KATANA"
Реферат Социально-экономическая сущность налогов Элементы функции
Реферат Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам
Реферат Регистрация продаж и прогнозирование
Реферат Рентабельность и резервы ее роста