Методысоциального исследования На каждом уровнесоциологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическомуровне проводятся социологические исследования, представляющие собой системулогически последовательных методологических, методических иорганизационно-технических процедур, подчиненных единой цели получить точныеобъективные данные об изучаемом социальном явлении. Теоретическиеметоды Значительное место всоциологии занимает структурно-функциональный метод.
С позицииэтого метода общество рассматривается как функциональная система, котораяхарактеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивостьобеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов.Структурно-функциональный подход позволяет установить общие, универсальныезакономерности функционального действия социальных систем. В качестве системыможет быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именногосударство, партии, профсоюзы, церковь.
Структурно-функциональный подходхарактеризуется следующими чертами в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры. структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система. функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры. динамика социальной структуры объясняется исходя из принципа консенсуса - принципа сохранения социального равновесия.
Дополнением икорректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительныйметод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенныеобщие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальнойжизни, культуре, политической системе различных народов мира много общего.Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традицийи т.д.
Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя,способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Методысоциального исследования Выдвижение ипроверка гипотез. Гипотеза в социальномисследовании это научно обоснованное предположение о структуре социальныхобъектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизмеих функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована тольков результате предварительного
анализа изучаемого объекта. В результате исследованиягипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениямитеории, истинность которой уже доказана. Наблюдение В социологическихисследованиях под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирическихданных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическомнепосредственном восприятии и регистрации социальных факторов, подвергающихсяконтролю и проверке.
В наблюдении заложенаопределенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксированияпроисходящих ситуаций, явлений, факторов. Однако в этой процедуре имеется исубъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя собъектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателемсоциальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, ихинтерпритацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем большеэлемент субъективизма, тем больше эмоциональная
окрашенность его восприятия.Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение,является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения. Опрос Опрос самый распространенный метод сбора первичной информации.С его помощью получают почти 90 всех социологических данных. В каждом случаеопрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на тестороны процесса,
которые мало поддаются или вообще не поддаются прямомунаблюдению. Вот почему опрос не заменим, когда речь идет об исследовании техсодержательных характеристик общественных, коллективных и межличностныхотношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь вопределенных условиях и ситуациях. Точную информацию дает сплошной опрос. Болееэкономичным и в тоже время менее надежным способом получения информацииявляется выборочное обследование.
Выборочноеобследование Принципы выборочноголежат в основе всех методов социологии анкетного опроса, интервью,наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует две основныеразновидности социологического опроса анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемыйсам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По формепроведения оно может быть индивидуальным или групповым.
В последнем случае закороткое время можно опросить значительное число людей. Интервьюирование предлагаетличное общение с опрашивающим, при котором исследователь или его полномочныйпредставитель сам задает вопросы и фиксирует ответы. В зависимости отисточника первичной социологической информации различают опросы массовые испециализированные. В массовом опросе основным источником информации выступаютпредставители различных социальных групп, деятельность которых непосредственноне связана с предметом анализа.
Участников массовых опросов принято называтьреспондентами. В специализированныхопросах главный источник информации компетентные лица, чьи профессиональныеили теоретические знания, жизненный опыт позволяет делать авторитетныезаключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способныеделать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда ещеодно широко распространенное в социологии название таких опросов экспертныеопросы
или оценки . Качество оценок самих результатов зависит отконцептуально-аналитических подходов экспертов, их идеологическойангажированности. Почти во всехиндустриальных странах проводились и проводятся социологические эксперименты,доставляющие эмпирическую информацию с помощью самых разных способовсоциального измерения. Социальный эксперимент это метод получения социальнойинформации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальныхобъектов. При этом социологи создают специфическую экспериментальную ситуацию
снаправленно воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычноготечения событий. Под влиянием такого фактора или ряда факторов происходятопределенные изменения в деятельности исследуемых социальных объектов,фиксируемые экспериментаторами. Чтобы правильно выбрать такой фактор, названныйнезависимой переменной, необходимо предварительно изучить социальный объекттеоретически, так как он может привести к всестороннему изменению объекта или раствориться
в многочисленных связях и не оказать существенного влияния нанего. Контент - анализ Контент анализпредполагает извлечение социологической информации из документальныхисточников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистическиххарактеристик текстов или сообщений . Иначе говоря, контент анализ всоциологии это количественный анализ любого рода социологической информации.В настоящее время применение этого метода связано с широким использованиемкомпьютерных технологий.
Преимущество этого метода в оперативном получениифактографических данных о том или ином социальном явлении на основе объективнойинформации. Следует отметить, что в практикесоциологических и особенно социально психологических исследований достаточношироко используются такие методы, как социометрический и экспертный опросы,тестирование, шкалы приемлемости и ряд других приемов, пригодных дляспецифических форм анализа. Список литературы 1. Тощенко Ж. Г. Социология.
Общий курс.2-ое издание М 1999г. 512 стр. 2. Волков Ю. Г Нечипуренко В. Н ПоповА. В Самыгин С. Н. Социология Курс лекций учебное пособие. Ростов на - Дону Феникс, 1999 512стр.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |