Реферат по предмету "Религия и мифология"


Образ хромого кузнеца в мифологии

Ещев конца прошлого века внимание ученых привлек образ хромого божественногокузнеца – таков греческий Гефест и скандинавский Вёлунд; тогда же Вёлунд былсопоставлен с другим греческим чудесным мастером – Дедалом (оба заточены наострове среди моря, оба вынуждены подневольно трудиться, оба покидают островвзлетев); мотив насилия Вёлунда над Бёдвильд находит аналогию в неудачнойпопытке Гефеста овладеть Афиной [Шрадер, с.237]. Сходство этих мифов позволяетнам реконструировать древнейший образ чудесного кузнеца: он хром, обитает вдалиот мира людей (на острове или в пещере), он может изображаться насильником, онспособен взлететь, попытаемся ответить на вопрос, откуда взялось такоепредставление о чудесном кузнеце?
Образхромого кузнеца не исчерпывается этими тремя мифами. В кабардинском эпосе мывстречаем божественного кузнеца Тлепша, которому перерезали ноги, и он былвынужден сковать себе железные [Нарты кабардин., с. 334-337]. Мотив уязвимыхног кузнеца связан и с образом греческого Талоса, соперника Дедала по ремеслу,– в теле Талоса была единственная вена, заткнутая на пятке гвоздем, когда этотгвоздь был вынут, то Талос умер. Если у Тлепша железные ноги, то Талос – весьиз меди; также он может изображаться крылатым [Лосев, с.126-129] (ср.взлетевших Вёлунда и Дедала). Далее, хромота может отличать не самого кузнеца,а персонажей, с ним связанных: так, тюркский бог преисподней Эрлик кует чертейи карает хромотой дерзкого Шалыга [МНМ, II, с.668, 539]. Сюда же можно отнестии образ скандинавского громовежца Тора, оружие которого – молот (овзаимодополняемости кузнеца и громовержца см. ниже): в одном из мифов говоритсяо том, как. охромел ездовой козел Тора [Мл.Эдда, с.41]. Ряд примеров может бытьпродолжен.
Такимобразом, мы вправе утверждать, что мотив хромоты тесно связан с образомбожественного кузнеца, однако причины этой связи нам по-прежнему неясны.Попытаемся подойти к проблеме с другой стороны – рассмотрим, как относились вдревних обществах к реальным, живым кузнецам.
Утюркских и монгольских народов, исповедующих шаманизм, с древности до нашихдней кузнец считался обладающим той же магической силой, что ж шамай, причем иу шамана и у кузнеца главными духами-помощниками были юс предки, от которых ониунаследовали свою магическую профессию. Действие магической силы ж шамана икузнеца считалось настолько сильным, что им приписывалась способность губитьвраждебных им людей, в том числе и представителей своей профессии [Потапов,с.78]. На другом конце Евразии – у кельтов – кузнецы были близки друидам[Иванов, Топоров, 1974-А, с. 161-162], причем кузнецы были окружены такимпочетом, что им разрешалось сидеть в присутсвии короля [Черных, с. 193]. Вдревней Индии слагатели гимнов назывались «кави», что этимологическиродственно слову «ковать» [Иванов, Топоров 1974-Б, c.90]. На Руси«коварством» называли буквально то, что сковано, а также иблагоразумие и злое намерение; слова «кудесник» и «чудеса»этимологически восходят к тому же корню [Иванов, Топоров, 1974-А, с.159-162].Примеры того, что кузнецы воспринимались как особая каста жрецов могут бытьумножены [см. там же].
Однаков отличие от жреца кузнец всегда внушал страх, его положение – в обществевсегда было обособлено [Черных, с.185-188]. Этот страх перед магической силойкузнеца приводило у некоторых народов ж тому, что общение, с кузнецом сталовосприниматься нетолько как потенциальная опасность, но и как осквернение:например, сомалийцы настолько презирали кузнецов, что брезговали зайти в кузню,не отдавали дочерей им в жены и т.п. [там же, с. 191]. Однако и у тех народов,где кузнец был окружен почетом, внутри кузнечных кланов существовала та жеэндогамия [там же, с. 193-194], кузнец работал одиноко, тайно – таков,например, нартский кузнец Тлепш [Нарты кабардин., с.330 и др.]. В мифахкузницей часто служит пещера (Гефесту, Тлепшу и его учителю Дабечу); кузнецвообще связан с нижним миром – ведь руда добывается из земли – отсюда поверья отом, что молот связан о подземными духами [Черных, с. 196].
Итак,в мировой мифологии кузнец предстает обитателем подземного мира (пещера –символ преисподней), он обладает магией –как благой, так и губительной, онживет одиноко (многие кузнецы никогда не покидают своих пещер, а образбродячего кузнеца мифологии вообще не известен; невозможность покинуть пещеруявляется аналогом хромоты) – такой кузнец вызывает одновременно и почтение истрах. Круг деяний мифического кузнеца не ограничиваеся изготовлениеммагического оружия, хотя этот мотив встречается регулярно (достаточно вспомнитьГефеста, делающего оружие Ахилла) – кузнец предстает как целитель, а в архаике,видимо, и создатель человека: Тлепш чинит нарту поломанное стальное бедро[Нарты кабардин., с. 326-327] или стальной череп [Нарты адыг., с. 267], святыеБорис и Глеб в народной мифологии выступают и как кузнецы и как целители[Миллер., с.284 и др.], финский Ильмаринен делает золотую женщину [Калевала.,с. 437], а Гефест – Пандору; в русской сказке кузнец кует горло волку (см. ниже).Святым Борису и Глебу русский народ приписывал способность освобождатьзаключенность из темницы, из оков [Миллер, с. 286] – здесь мы видим обратноепроявление связи кузнеца с подземным миром и неподвижностью, такая обратнаясвязь вообще характерна для мифологии [см.: Пропп, с. 227].
Мотиввыковывания кузнецом горла, создания голоса, связи с поэзией и пениемВяч.Вс.Иванов и В.Н.Топоров считают основным в образе мифического кузнеца[Иванов, Топоров 1974-Б]. Кроме указанных ими примеров можно привести такие:осетинский божественный кузнец Курдалагон дарит нартам самоиграющую свирель[Нарты осетин., с.4]; один из стихотворных размеров – дактиль, но дактили – этоплемя подземных существ, связанных в том числе с огнем и кузнечным делом, то жеотносится к корибантам и куре там, известным своими песнями и плясками [Миллер,с.243; Лосев, с.241-246].
Связьбожественного кузнеца с музыкой и поэзией прямо указывает, что такой кузнец –владыка иного мира (о власти царя загробного мира над музыкой и поэзиейсм.:[Иванов, Топоров, с. 65]). Обратным проявлением власти кузнеца над языкомслужит часто встречающийся в русских сказках сюжет змееборчества кузнецов: онихватают Змея клещами за язык и чудовище гибнет.
Змееборчествокузнеца тесно связано с мотивом пахоты: одолев (но не убив) Змея, кузнецзапрягает его в плуг и пропахивает борозду – Змиев вал, после чего топит Змея вморе [Миллер, с.279; Иванов, Топоров, 1974-А, с.172-173]. Выковывание плуга –одно из важнейших деяний кузнеца-змееборца, таковы в легенде святые Борис иГлеб [Миллер, с.277], таков Курдалагон [Нарты осетин., с.80, 269]. При помощиплуга кузнец подчиняет себе Змея, но с другой стороны, плуг сам ассоциируетсясо Змеем: слова «плуг», «полоз», «ползти»являются однокоренными, в загадке соха с бороной описываются очень похоже наЗмея Горыныча: «три головы, три тулова, восемь ног, железный хвост,кованый нос», санскритское «vrka» обозначает и плуг и волка (овзаимозаменяемости волка и Змея см. ниже) [Миллер, с. 162, 277]. Как уже говорилось,кузнец побеждает Змея клещами, однако в мифе клещи имеют «змеиную»природу – их прообразом служат две змеи [Нарты кабардин., с.332-333].
Мотивзмееборчества в мифологии связан не столько с кузнецом, сколько с громовержцем.Эти два образа тесно соотносятся друг с другом — выше мы указывали на чертыкузнеца в образе скандинавского Тора, кузнец Гефест считается сыном громовержцаЗевса, в индийских мифах кузнец Тваштар делает громовержцу Индре оружие для боясо Змеем; оружие громовержца – это молот или камень [Иванов, Топоров 1974-А,с.92-96], а молот первоначально был каменным [Шрадер, с.235]. В образе нартскихкузнецов Тлепша и Курдалагона много черт громовержца: Курдалагон живет на небе,куда взлетает огненной птицей [Нарты осетин., с.3-4], Тлепш в несколькихсказаниях изображен кидающим молот во врага [Нарты кабардин., с.337-344],причем молот летит словно молния (во многих языках эти слова этимологическиродственны [Иванов, Топоров 1974-А, с.95]).
Завершаянаш анализ черт Змея в образе кузнеца, нельзя не упомянуть огненную природу ихобоих. Кузнец – это не просто владыка преисподней, это – хозяин подземного огня(вспомним, что именно у Гефеста похищает огонь Прометей). Римский Вулкан,отождествленный с Гефестом, – это именно огонь, а не кузнец [МНМ,I, с.253].Нартскому кузнецу Дабечу горном служит заря [Нарты кабардин., с.323]. Итак,огонь связан и с хромым кузнецом и с безногим змеем; неудивительно поэтому, чтобог Агни в Ригведе назван «безногим» [Ригведа, IV, 1, 11].
Однакобожественный кузнец связан не только с образом Змея, но и с образом волка.Взаимозаменяемость волка и Змея в мифологии хорошо известна – в Скандинавии этоФенрир и Ёрмунганд, играющие одинаковую роль в гибели мира, в Греции – Кербер сголовой дракона на хвосте и т.д. Наиболее яркие примеры «волчьих»черт в образе мифического кузнеца – это имя римского Вулкана и осетинскогоКурдалагона, этимологически родственное слову «волк» [Абаев,C.592-594]. Курдалагон помогает нарту Уархагу, чье имя также означает«волк». Заметим, что в русской сказке кузнец кует голос именно волку.
Подытоживаянаше рассмотрение образа хромого кузнеца, разберем два эпизода из осетинскогоэпоса: закалка Курдалагоном Сослана и Батрадза. Оба эти героя железнотелы, онинуждаются в закалке, чтобы приобрести неуязвимость. Таким образом оба героя вгорне у Курдалагона фактически проходят инициацию, следовательно, божественныйкузнец выступает в роли владыки иного мира. Первая попытка закалить Батрадзаоказывается неудачной – и герой, жалуясь на слабость огня, просит Курдалагонадать ему арфу, чтобы он музыкой развеял скуку (музыка и пение неразрывносвязаны с образом кузнеца). Чтобы развести сильный огонь, Курдалагон убиваетдраконом и ими разжигает свой горн (змееборчество Кузнеца; огонь-Змей).Наконец, Батрадз закален, его надо остудить в море, однако герой столь горяч,что воды моря не хватает и часть печени Батрадза остается незакаленной, отчегопотом он и гибнет (уязвимость печени есть вариант уязвимости ног – здесь несамого кузнеца, а его подопечного). Чтобы закалить Сослана, его необходимоостудить в волчьем молоке (взаимозаменимость Змея и волка), однако колени герояостаются незакаленными (уязвимость ног) [Нарты осетин., с. 268-270].
Итак,мы можем утверждать, что образ хромого кузнеца восходит к представлениям о Змее(волке) – владыке иного мира, хозяине подземного огня, создателе человека,творце пения (музыки, поэзии); хромота кузнеца – не что иное, как безногостьЗмея, при этом сам кузнец, его творения и его подопечные выступают в родазмееборцев.
Списоксокращений
Абаев– Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор, М.-Л., 1949.
Иванов,Топоров 1974-А – Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров. Исследования в области славянскихдревностей, М., 1974.
Иванов,Топоров 1974-Б – Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Проблема функций кузнеца в светесемиотической типологии культур // Материалы всесоюзного симпозиума повторичным моделирующим системам, т.1 /5/, Тарту, 1974.
Калевала– Калевала, М., 1977.
Лосев. – Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957.
Миллер– Миллер Вс.Ф. Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой, т.1Асвины — Диоскуры, М., 1876.
МНМ– Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1992.
Мл.Эдда– Младшая Эдда, Л., 1974.
Нартыадыг. – Нарты. Адыгский героический эпос, М.,1974.
Нартыкабардин, – Нарты. Кабардинский эпос, М., 1961.
Нартыосетин. – Нартские сказания. Осетинский народный эпос, М., 1949.
Пропп– Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки, Л.,1986.
Потапов– Потапов Л.П. Алтайский шаманизм, Л., 1991.
Шрадер– Шрадер О. Сравнительное языковедение и первобытная история, СПб, 1886.
Черных– Черных Е.Н. Металл – человек – время, М., 1972.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.rezultat.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Edgar Allen Poe Essay Research Paper The
Реферат Облік та аудит
Реферат Should This Business Update To Windows 2000
Реферат Media in China
Реферат Правовой статус органов исполнительной власти
Реферат Анализ эффективности приватизационных процессов государственной собственности в иркутской области принципы приватизации государственной собственности в Российской Федерации
Реферат Способы защиты права собственности 2
Реферат Антропологические художественные модели в русской поэзии начала ХХ века в контексте христианской духовной традиции
Реферат Andrew Carnegie Essay Research Paper Carnegie Andrew
Реферат Безударные гласные в корне слова проверяемые ударение
Реферат Лицензирвование и сертификация в туризме
Реферат Бізнес-план АТзт ПГХ "Хрещатик"
Реферат Повышение конкурентоспособности продукции ОАО "Искож"
Реферат A. 11. O. O вибродиагностике дефектности колесных пар подвижного состава
Реферат Исследование влияния нелинейности на характеристики двигателя