Реферат по предмету "Религия и мифология"


О метафизическом расширении физики

священник Георгий Завершинский
Человекпроживает в материальном мире, то есть во времени и в пространстве, которыебыли сотворены для этого. Пространство и время возникают вместе материей,которая, по определению современной физики, есть всеобщность динамическинеопределенных активных отношений. Как пишет Ричард Фейнман, нобелевскийлауреат 1965 года в области физики: «Природа позволяет нам рассчитывать лишьвероятности, и способ ее описания в основном остается для наснепостижимым».[1]
Научныедостижения XIX и XX столетий побуждают философов к разработке новых подходов вметафизике, которая не может более рассматриваться вне физики и быть в высшемположении по отношении к ней. Теперь метафизика и физика должны быть описанывместе как части единого целого. Неортодоксальная методология и апофатическийязык пост-ньютоновой науки здесь дают нам новый подход – начало метафизическогорасширения физики. Человек не может оставаться нейтральным наблюдателем надприродой, и то, что казалось ранее незыблемым как объективное знание, напрактике остается недостижимым. Невозможно наблюдать и описывать физическиеявления, не оказывая воздействия на них.
Квантоваятеория говорит о том, что ни над каким физическим объектом нельзя произвестинаблюдение и измерить его параметры, не оказав на него воздействия, поэтомуроль наблюдателя является решающей в понимании физических процессов. Фактическинастолько решающей, что это привело некоторых к вере в человеческий разум какединственную реальность, в то время как все остальное, включая физическиосязаемый мир, есть просто иллюзия.[2]
Творецвоздействует на Свое творение просто тем, что наблюдает за ним, и это одна изтех возможностей, благодаря которым возникают наши отношения с Ним. Можнопредположить, что в относительном характере сотворенной материи проявляетсясвоего рода «след» или отпечаток троичных отношений, присущих Самому Творцу. Мыоказываемся способными наблюдать этот «след» (vestigiumtrinitatis) черезметафизику человеческих отношений (к этому мы вернемся в настоящей работепозднее). Можно даже сопоставить относительный характер материи смежличностными человеческими отношениями.
Когдамы говорим об отношениях в квантовой механике, то имеем в виду своего родакорреляцию-референциальность-координацию, характер которой непредсказуем, но котораявероятна и возможна и может сравниться только с динамической свободоймежличностных человеческих отношений. Квантовая механика подошла к тому, чтобыутверждать «в самой природе вещей» вероятностный характер, который определяет заданный способ бытия физической реальности.[3]
Материяимеет вероятностный характер, что можно рассматривать как отпечаток«божественного следа», который невозможно выявить при чисто объективном подходек изучению материи. Можно говорить только в терминах вероятности, когда мыпытаемся распознать vestigiumtrinitatis во внутреннем состоянии материи,поскольку вместе с известными отношениями всегда имеются такие отношения,которые нельзя описать и о которых невозможно сказать что-либо определенное.Для реальной материи и реальных физических процессов не существует объективнойтеории, учитывающей эти отношения. Поэтому реальные наблюдения будут всегдаотличаться от теоретического прогноза. Представление современной физики оботносительном характере материи подводит нас к той мысли, что хотя в чистопрактическом плане хорошо разработанные объективные теории и подходы вполнеотвечают реальности этого мира, но любая попытка полностью адекватного описаниясотворенного мира без Бога, пребывающего в отношениях внутри Самого Себя,останется бесплодной. Бог продолжает быть Первопричиной этого мира именно в томсмысле, что в идеальном состоянии всякое отношение в сотворенном мире имеетотпечаток вечных отношений Самого Бога Троицы.
Наблюдениевсегда означает вступление в отношение, а значит формирование структуры связейс материей. Она может быть различной для различных наблюдателей, новзаимопонимание между самими наблюдателями подтверждает, что их общаяориентация в направлении к материальному объекту уже некоторым образомсформировалась. Если наблюдатель организует свое исследование материи такимобразом, чтобы понять, как Сам Творец соотносит Себя с миром, тогда «след»Создателя может быть выявлен в относительном характере материи. И обратно, впоисках взаимосвязей внутри материи можно придти к познанию Божественного планаили замысла о ней.
Наблюдениеформирует свой объект, который определяется как нечто наблюдаемое лишь согласноформе экспериментального воздействия наблюдателя. Это несубъективно-объективное отношение, но отношение как таковое – свободная реакциянаблюдаемого предмета на наблюдение над ним.[4]
Можнопонять относительный характер наблюдения, например, исходя изкорпускулярно-волнового дуализма квантовой теории, что может перекликаться, например,с двойственностью души-тела. В микромире, согласно квантовой теории,элементарные частицы, такие как электрон или протон, проявляют себя либо какчастица либо как волна, в зависимости от выбранного вида физическогоэксперимента. «Частица – это зверь совершенно иного характера, чем волна. Она –маленький комок концентрированного вещества, в то время, как волна – этобесформенное возбуждение, которое возникает и, распространяясь, затухает. Какможет нечто быть одновременно обоими? Они должны дополнять друг друга».[5] В более широком смысле этот физически-метафизическийдуализм или «комплиментарность» характеризует даже те отношения, чтопроявляются и на совершенно ином уровне. Как Библия является одновременнооткровением и набором букв и слов или, например, человеческое сердце –средоточием любви и кровяным насосом в теле человека?
Корпускулярно-волновойдуализм представляет собой разновидность дихотомии типа «software-hardware».Корпускулярный аспект – это как бы hardware-образ атомов, которые напоминаютсобой «снующие маленькие шарики». Волновой аспект соответствует software –интеллекту или информации, так как квантовая волна отлична от волны любогоиного вида. «Это волна, которая несет информацию или знание о предмете, но неотносится к какому-либо вещественному или физическому типу волн. Она сообщаетнам то, что может быть известно об атоме, но не является самим атомом. Этовероятностная волна, которая говорит нам, где ожидаемое местонахождение данногоатома и каков шанс, что он имеет определенные физические свойства, напримервращательный момент или энергию. Таким образом, подобная волна включаетприсущую неопределенность и непредсказуемость квантового фактора».[6]
Принципкорпускулярно-волнового дуализма в более широком понимании отображается,например, в соотношении предмета и его идеи или логоса. Глубже размышляя, можнодаже говорить о подобном соотношении между творящим Логосом и сотвореннойматерией. Волна информации или знания включает в себя все, что необходимознать, чтобы описать, например, специфические параметры элементарной частицы.Таким образом, эта волна устанавливает соотношение между материальной частицейи остальным миром. Именно в дуализме наблюдается относительный принцип всеготворения как «след», оставленный его Творцом.
Обычномы говорим, что материя существует в пространстве и времени. Но теорияотносительности революционным образом изменила этот подход. Независимо отматерии пространство и время не существует! Пространство и время – производная отматерии, следствие материальности того, что существует. Следовательно, любойвопрос относительно факта бытия как такового, то есть любой вопрос онтологииили метафизики должен быть свободен от какой бы то ни было ассоциации с идеямипространства и времени. Вопрос о том, что есть бытие в смысле самого факта егоналичия (до рассмотрения материальности как образа бытия) исключает дажеподтекст пространства и времени, которые возникают только в связи снеобходимостью определить координаты конкретного материального объекта,состояние которого мы исследуем. Подтверждение этому находим в современнойтеории происхождения Вселенной, которая носит название «Большой взрыв» (BigBang) – расширение всего вселенского вещества и всей энергии, первоначальнососредоточенных в сверхсжатом состоянии. До Большого взрыва нет пространства,так как вне границ этого состояния нет ничего. Нет никаких «до» и «где» поотношению к первоначальному состоянию Вселенной. Исключение составляет само посебе утверждение физики, которое «представляет чисто метафизическую концепцию,исключающую понятия «до» или «после» и свободную от пространственнойлокализации. Подобная концепция может уходить от предположения об уженаличествующем бытии, а может принимать его. Современная физика придерживаетсяпоследнего».[7]
Еслив бытии как таковом нет пространства и времени, то что там есть? Ответ можетскрываться в нашем предположении о божественном «следе». В бытии как таковоместь отношение, которое его организует и готовит к появлению материи,пространства и времени, само по себе пребывая вне их границ. Отношение несет насебе vestigiumtrinitatis «до» существования материи в пространстве и времени,хотя никакого «до» еще не существует, а есть лишь некое «ожидание» илипредвосхищение того, что появится каким-то образом оформленная материя. «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма надбездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт 1:1-2).[8]В книге Бытия говорится как раз об этом «ожидании», когда материя еще неоформилась — земля «безвидна и пуста», а небо еще ничем не освещено – «тьма надбездной», но Дух Божий, носитель божественных отношений, пребывает «над водою»,как начатком всякого бытия. Нет формы, нет пространства и времени, а следовательнои законов, формирующих материю, есть только «ожидание» установления отношениямежду сотворенными небом и землей. Бесформенная материя — «земля», отличаетсяот сотворенной, но не освещенной духовной реальности — «неба», и каким-тообразом, через «воду» ожидается начало их взаимодействия. Движение Духа,приводя воду в движение (ср. Ин 5:4), приносит божественный «след» — освещая«небо» (Быт 1:3) и формируя «землю» (Быт 1:6) устанавливает отношения во образтех отношений, которые имеет Творец в Самом Себе.
«Ожидание»как таковое есть начало отношений, несущего свои законы, согласно которым будетсформирована материя. Ничего иного пока нет, и божественный «след» заключает всебе гармонию отношений земного и небесного, а не их противопоставление. «И сказалБог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Богсвет от тьмы» (Быт 1:3-4). Свет, раскрывая для творения vestigiumtrinitatis,приносит гармонию. Отсутствие света называется тьмой, в которой нет никакогобожественного «следа», поэтому она отделена от света. Чем больше светапроливается на землю, тем более она освещается и тем более ясным становится«след» троичных отношений в ней и ее связь с Творцом. Небеса исполнены света ине имеют никакой тьмы, поэтому отношения с Богом здесь явны и неискажены.Разделение между светом и тьмой означает также, что остается непросвещеннаячасть материи, отношение которой с Богом еще не установились. Здесь «ожидание»может иметь место в том смысле, что часть творения ожидает своего просвещениячерез человека, который в «сотрудничестве» с Творцом раскроет божественный«след» во всем творении. Все творение должно быть просвещено светомбогочеловеческих отношений подобных отношениям Бога в Себе. Отсутствие явноговидения vestigiumtrinitatis в творении означает только то, что еще не наступилаполнота отношений Бога и человека.
Извышесказанного можно сделать заключение, что соотношение между физикой иметафизикой должно быть пересмотрено в свете современных научных открытий ивозникших на их базе теорий. Физика приводит данные, которые определяют«Большой взрыв» как исходное событие, давшее начало вселенной, в которой мытеперь живем. Эти данные позволяют говорить о превосхождении границ физическогомира как о «метафизическом расширении физики».
Иусловия «Большого взрыва» (случайного или преднамеренного) как образующеговселенную события, и внепространственные и вневременные координаты началапространства и времени являются определенными и поэтому «экзистенциальными»фактами, принципами подлинной уникальности, которые не требуют вовлеченияматериальности в определение своего бытия.[9]
«Законынауки не знают разницы между прошлым и будущим».[10]Электрон может перемещаться «обратно» во времени и образует позитрон, являясьодинаково существующим и тогда, когда он перемещается «вперед» во времени. Афотон может одновременно проходить сквозь обе грани поляризатора, упраздняявопрос «где?», но оставаясь зримо существующим. Отношение в пареэлектрон-позитрон определяет их существование без пространственных и временныхграниц. Это наводит на мысль о сравнении их отношения с божественным «следом» вматерии или с тем «ожиданием» ее формирования, о котором говорилось выше.Материя здесь предстает в абстрактной, внепространственной и вневременнойформе.
Когдаперемещающийся «обратно» во времени электрон наблюдается во времени, текущемвперед, он представляет собой обычный электрон, кроме того, что, скажем, поотношению к нормальным электронам он имеет «положительный заряд». Поэтому он называется «позитрон». По отношению к собственно электрону позитрон– частица-«сестра», которая являет нам пример «античастицы». Это общее явление.Каждая элементарная частица в Природе имеет амплитуду движения, «обратного» вовремени и, следовательно, имеет свою античастицу. Когда элементарная частицасталкивается со своей античастицей, они аннигилируют и образуют другие частицы(для аннигилирующих электрона и позитрона – это, как правило, один или двафотона). Что же такое фотон? Обычно они не изменяются в процессе «путешествияназад во времени» , поэтому фотон является собственной античастицей.[11]
РичардФейнман считает двойственность элементарных частиц явлением общим, определяющимнечто специфичное для внутреннего состояния материи в целом. Для физиковдвижение «назад во времени» стало необходимым аргументом, объясняющим состояниематерии. Для тех, кто занимается метафизикой, подобную определяющую рольпризвано играть отношение. Оно объясняет существование пары электрон-позитрон ипроцесс, в результате которого рождается фотон. Третья частица, порождаемая врезультате аннигиляции частицы и античастицы, дает нам возможность описать,каким было отношение, которое они имели между собой. Вслед за физиками можнопредставить, что триада этих отношений является общей для всей сотвореннойматерии. «Процесс» аннигиляции «случается» вне времени и пространства, поэтомуотношение частица-античастица «до» аннигиляции уже является образующим илитворящим, «перед» тем, как творение обретает свою форму. Творящий Логосхарактеризует отношение, которое уже представлено в еще не оформленной материи.Подобное троичному отношение между Логосом и бесформенной «землей», как можнозаключить из первой главы книги Бытия, уже «имеет место быть», хотя полноту исовершенство этого отношения являет сотворенное «небо». Сотворенная материястановится образом, в котором, как в зеркале, отражается красота и совершенствоТворца, пока эта материя имеет с Ним непосредственное отношение. Красота посвоей природе является творческой и побуждающей творить, а следовательноотносительной категорией. Она раскрывается в безличностной материи черезотображение личностного отношения. Ее невозможно постичь только объективным илитак называемым «научным» путем, но процесс осознания красоты можно представитьс помощью примера восприятия произведения искусства.
Научныйподход к искусству не может дать нам представления о том отношении к нему,которое позволило бы распознать принцип личностной инаковости и неповторимоститворящей личности. Научный подход, возможно, и говорит что-то о наличии самогопринципа личностной инаковости, которая выражается в произведении искусства,или каким-то образом апеллирует к этому принципу, но он никогда не даствозможности проникновения в него через акт познания. Знание личностнойинаковости дается только в опыте отношения.[12]
Откровениеили опыт «троичного след» в сотворенной материи дает нам подлинное ощущениеличностной инаковости Бога и Его творящего Промысла, хотя, как мы уже говорили,совершенство и полнота этой инаковости раскрываются только в тех отношениях,который свойственны «небу». Но только вместе «небо и земля полны славы Твоея».Сотворенные небо и земля открывают красоту и славу троичных отношений взаимно дополняядруг друга: небеса как творящий относительный принцип, а земля какреализованные творческие отношения. В приведенном выше примере из областиквантовой механики внепространственно-вневременная аннигиляция частицы иантичастицы «прорывается» через границы классической физики, простираясь дометафизической реальности творящих отношений. Триадический относительныйпринцип через свою реализацию в безличностной материи становится своего родаоткровением, в котором можно различить характер личностных триадическихотношений Творца – Бога Троицы. Личностное отношение может состояться толькокогда есть другой, к которому оно обращено. Личностная инаковость порождаетотношение, и наоборот, личностные отношения раскрывают и дополняют инаковость.Вся полнота и смысл личностной инаковости даются человеку в его отношениях сБогом и воспринимаются только через них. Сотворенному в безличностном мире ивместе с ним, человеку дана возможность вступить в отношение с Творцом черезотношения с сотворенным миром, посредством которых может ракрываться личностнаяинаковость Бога Троицы. Бог также может «взывать» к человеку в тварномбезличностном мире (ср. Лк 19:40), вспомним, например, Валаамову ослицу (Числа22:21-34). Но это особым образом становится явным через «троичный след» вматерии мира. Можно сказать, что личностный и относительный образ бытиячеловека подразумевается в его творении «по образу и подобию Божию». Однако,как мы говорили, полнота этих отношений достигается лишь на небесах, где ихподобие отношениям Троицы явлено во всей доступной человеку полноте исовершенстве.
Список литературы
 [1] Feynman,Richard. QED: The Strange Theory of Light and Matter. Princeton: Princeton University Press, 1985, p. 77.
[2] Rae, Alastair.Quantum Physics: Illusion or Reality? Cambridge: Cambridge University Press, 1986, p. 3.
[3] Yannaras,Christos. Postmodern Metaphysics. Trans. by Norman Russell. Brookline, Massachusetts: Holy Cross Orthodox Press, 2004, p. 93.
[4] Там же, p. 94.
[5] Davies, Paul. Godand the New Physics. London: J.M. Dent, 1983, pp. 108-109.
[6] Там же.
[7] Yannaras,Postmodern Metaphysics, pp. 102-105.
[8] Здесь и далее цитаты из Священного Писания приводятся поСинодальному переводу.
[9] Yannaras,Postmodern Metaphysics, p. 106.
[10] Hawking,Stephen. A Brief History of Time. London: Bantam Books, 1988, p. 160.
[11] Feynman, QED,p. 98.
[12] Yannaras, Postmodern Metaphysics, pp.112-113.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности формы правления государств социалистического устройства
Реферат Battery Is It Safer To Leave Or
Реферат Управление организационными конфликтами
Реферат Коллективные трудовые споры - понятие, стороны, общая характеристика порядка их разрешения
Реферат Dionysus Essay Research Paper Dionysus
Реферат Беларускій этнос Беларус
Реферат Океан как источник энергии
Реферат Лекция 5A Манипуляторы
Реферат Основные положения средневековой философии
Реферат Учетная политика предприятия Аттестация бухгалтеров
Реферат Дисциплина труда в трудовых правоотношениях по новому Трудовому кодексу Российской Федерации
Реферат Contrast Of Richard
Реферат Выбор и обоснование материала для изготовления комплекта для активного отдыха в условиях мелкосерийного
Реферат Основные направления международного сотрудничества в области безоп
Реферат «Утрата романтических иллюзий»