Реферат по предмету "Религия и мифология"


О феномене «Манас»

Аразбай Ураев
Естьученые, которые утверждают, что события, описанные в эпосе «Манас», относятся ктысячелетней давности, и эпос как литературно-философское произведение восновном сформировался 1000 лет назад. Впоследствии манасчи развили и обогатилисодержание эпоса событиями, происшедшими за последние столетия в историикыргызского народа.
Однако,по нашему мнению, эпосу «Манас» не 1000 лет, а минимум 2500-3000 лет. И самоеглавное, первоначальный сюжет эпоса, возникший в то далекое время, почти безизменений дошел до наших дней. В основе эпоса лежит арийский миф опервочеловеке Мана [по санскриту – Ману]. Правы были знаменитый казахскийписатель М.Ауэзов и просветитель Чокан Валиханов, когда утверждали, что эпососнован на древних мифах и легендах кыргызского народа, относящиеся к первомутысячелетию до нашей эры. Эпос «Манас», являясь мифом о первочеловеке, создан спомощью художественных аллегорических образов. Основная идея эпоса – борьбадобра и зла [в эпосе – мусульманина и капыра], что указывает на архаичностьсобытий, описываемых в эпосе, характерных для VII-V в.в. до нашей эры, когда вСредней Азии господствовала религия зороастризма. [Борьба добра и зла – сутьрелигии зороастризма]. Кроме того, в эпосе год состоит из 13 месяцев, что такжеуказывает на архаичность кыргызского эпического памятника.
Основываясьна тексте «Манаса», записанного Вильгельмом Радловым в 1896 г. из устбезымянного манасчи, хотим высказать некоторые соображения.
Чтобыпонять текст эпоса, созданного в зашифрованном виде [т.е. сложнымметафорическим языком, присущим поэтике того времени], надо знать, что означаетобраз каждого героя, который является художественно-аллегорическим выражениемстихий, событий, природных явлений, свойств человеческого характера и частейего тела.
Мыпредлагаем ниже расшифровку имен и значений образов эпоса. Заменяя имигеографические названия, имена героев и некоторые другие наименования всовременном тексте, мы можем приблизиться к прочтению эпоса в егопервоначальном виде.
1)Манас – означает «мана», т.е. сущность, плоть, тело первочеловека;
2)Четыре пророка, обнявших Манаса в момент его рождения – четыре стихии природы:огонь, вода, земля, воздух;
3)Алмамбет – от слова «ал» – святой, «жан» – душа. Соединение [дружба] Алмамбетаи Манаса означает соединение души и тела;
4)Нойон-хан – первопредок Манаса, Верховный Бог на седьмом Небе;
5)Кара-хан – дед Манаса. Означает «черный туман», т.е. первоначальный хаос, изчего сотворен мир;
6)Джакып-хан – отец Манаса. Означает Небо. По древнеарийски – Джака [джагат] –мир;
7)Чыйырды – мать Манаса – Земля. Она же Баг-Дööлöт (вторая женаДжакыпа – прим. Б.Ш.) – Земля, где царит Счастье и Благополучие;
8)Кырк чоро (дружина из сорока витязей – прим. Б.Ш.) Манаса – сорок составныхчастей Манаса, т.е. человеческого тела;
9)Семь послов из Еркента – «ер» — земля, «кент» — крепость, — означаетЗемля-Крепость. 7 послов – 7 стихий, присущих природе Земли: свет, цвет, звук,пространство, запах, вкус и форма с содержанием;
10)Сорок послов из Китая – 40 составных частей человеческого тела [есть полныйперечень всех 40 частей тела];
11)Десять послов из Ногая – зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение, мысль,память, слово, разум и талант;
12)Мусульманин – добро;
13)Капыр (гяур) – зло;
14)Три мусульманина – благая мысль, благое слово, благое действие;
15)Шесть капыров – злоба, ложь, клевета, зависть, алчность, страсть;
16)Бешик (колыбель), в который положили новорожденного Манаса – Земля-колыбель жизни;
17)Конь [сердце кобылы] – символ жизни;
18)Тигр [сердце тигра] – символ смерти;
19)Кöкчö — от слова «кöк» — синее небо, космос. Означаетпространство и время;
20)Сражение Манаса с Кöкчö — сражение человека со временем;
21)Оружие Кöкчö — Время [годы], несущие смерть всему живому. 12 патроноворужия Кöкчö — 12 месяцев года. Одна куча пороха – один день. Двекучи «сечме» [дроби] – день и ночь;
22)Стрельба Манаса из оружия по Кöкчö — попытка человека убить время;
23)Стрельба Кöкчö из оружия по Манасу – время направляет смертьчеловеку;
24)Айдар-хан – Луна;
25)Камбар-хан – Солнце;
26)Ак-Кула – конь Манаса, означает жизнь Манаса;
27)Ак-Шумкар – птица Манаса – мечты Манаса;
28)Пес Кумайык – собака Манаса – стремления Манаса;
29)Айып-хан – символ стыда и страсти;
30)Демир-хан – символ чувств;
31)Каныкей – жена Манаса – желание, любовь Манаса;
32)Бакай-хан – разум;
33)Сестра Манаса – женский пол;
34)30 верблюдов, навьюченных золотом и серебром – означают 15 характеров и 15видов знаний человека [имеется полный перечень характеров и видов знаний].
35)30 верблюдов, навьюченных шелком – 30 способностей человека;
36)Подбить подкову коню – обуздание чувств;
37)Алыстан келген Алмамбет – пришелец издалека [из космоса];
38)Кёк кыяз – вода;
39)Ак кыяз – воздух;
40)Золотая одежда – хороший характер;
41)Серебряная одежда – хорошие знания;
42)Ала-жорго – день и ночь;
43)Походы Манаса – перечисление стран означает 4 стороны света; подняться наоблака – 5 сторона – Небо – Космос; убить льва Кожа – спуститься в подземноецарство – 6 сторону;
44)Алматы – яблоко, земной шар;
45)Трофей – память;
46)Ак-падыша – правильно Ак-хан – Бог;
47)Чоѕ буура – бесконечное пространство;
48)Схватки Чыйырды, длившиеся 7 дней – предание о том, что Бог создал Землю зашесть дней, а человека на 7-ой день;
49)40 чоро Кöкчö — 40 созвездий [имеется полный перечень созвездий];
50)9 чоро Кöкчö — 9 планет солнечной системы;
51)Поклон всех животных, склонявшихся справа и слева к Манасу – верховенствочеловека над животным миром;
52)Поездка Манаса к Ак-хану – пребывание души человека на том свете;
53)Белый и черный кони Манаса – благоприятные и неблагоприятные дни его жизни;
54)6 табунов лошадей, обещанных Кöкчö Манасу и 7 табунов, оставленныхсебе – 13 месяцев года;
55)90 черных лошадей – 90 дней осени; 60 серых лошадей – 60 дней зимы; 70 пегихиноходцев [ала-жорго] – 70 дней весны;
56)Кöкчöнÿн атын тöрт буту [четыре ноги коня Кöкчö]– 4 времени года;
57)Бадал-бай – ветер;
58)12 женщин, принявших роды у Чыйрды – 12 созвездий Зодиака и т.д.;
Мыиз-за невозможности полно, слово в слово расшифровать текст «Манаса», тезисноизложили часть выражений, зашифрованных в эпосе. Следует отметить тот факт, чтотекст «Манаса» дошел до наших дней в устном виде и передали его нам манасчимногих поколений, мало подвергая изменениям его основное содержание. Имена иназвания в эпосе остались почти неизменными. Хотя не исключено, что некоторыеманасчи, по своему творчески подходя к эпосу, внесли в него возможныедополнения, где нашли отражение те или иные исторические события в жизникыргызского народа, происшедшие за последние столетия.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта manas.kyrgyz.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.