Мифстоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжетызанимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов.Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов, мифологическиетемы, образы, персонажи используются и переосмысляются в литературе почти навсём протяжении её истории.
Непосредственноиз мифов выросли сказки о животных (прежде всего о зверях-трикстерах, оченьблизкие к тотемическим мифам и мифам о трикстерах — негативных вариантахкультурных героев) и волшебные сказки с их фантастикой. Не вызывает сомненийгенезис из тотемического мифа универсально распространённой сказки о бракегероя с чудесной женой (мужем), временно выступающей в звериной оболочке.Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть людоеда, или об убийствемогучего змея — хтонического демона воспроизводят инициационные мотивы, специфичныедля героических мифов и др. Характерные для классической волшебной сказкипредварительные испытания будущим помощником героя также восходят к мотиваминициации (помощник, даритель — это дух-покровитель или шаманскийдух-помощник). В архаическом фольклоре культурноотсталых народов существующаятерминология отличает мифы безусловно достоверные, сакральные, порой связанныеещё с ритуалами, и эзотерические, от сказок на те же сюжеты.
Впроцессе превращения мифа в сказку происходит десакрализация, деритуализация, отказот этиологизма и замена мифического времени неопределённо-сказочным, заменапервичного добывания культурным героем различных объектов их перераспределением(привилегированными объектами добывания оказываются чудесные предметы и брачныепартнёры), сужение космических масштабов до семейно-социальных. Брачные связи вмифах были только средством для получения поддержки со стороны тотемных зверей,духов-хозяев и т. п. существ, представляющих природные силы, а в сказках онистановятся главной целью, так как повышают социальный статус героя.
Вотличие от мифа, в котором прежде всего отражаются ритуалы инициации, в сказкеотражены многие элементы брачных обрядов. Волшебная сказка своим излюбленнымгероем выбирает социально-обездоленного (сиротку, падчерицу).
Настилистическом уровне сказка противостоит мифу специальными словеснымиформулами, указывающими на неопределённость времени действия и нанедостоверность (вместо указания в мифе вначале на мифическое время, а в концена этиологический результат). Архаические формы героического эпоса также уходяткорнями в миф. Здесь эпический фон ещё заполнен богами и духами, а эпическоевремя совпадает с мифическим временем первотворения, эпическими врагами частоявляются хтонические чудовища, и сам герой часто наделён реликтовыми чертамипервопредка (первого человека, не имеющего родителей, спущенного с неба, и т.д.) и культурного героя, добывающего некоторые природные или культурные объекты(огонь, орудия рыболовства или земледелия, музыкальные инструменты и др.) ипотом уже очищающего землю от . В образах эпических героевколдовские способности ещё часто преобладают над чисто богатырскими, воинскими.В ранних эпосах имеются и следы образов трикстеров (скандинавский Лаки, осетинскийСярдон). Такой архаичный характер имеют карело-финские руны, мифологическиепесни скандинавской , северокавказский эпос о нартах, тюрко-монгольскиеэпосы Сибири, отчётливые отголоски архаики можно обнаружить в, , , и др.
Наклассической стадии в истории эпоса воинские сила и храбрость, героический характер полностью заслоняют колдовство и магию. Историческоепредание постепенно оттесняет миф, мифическое раннее время преобразуется вславную эпоху ранней могучей государственности. Впрочем, отдельные черты мифамогут сохраняться и в самых развитых эпосах.
Всредние века в Европе десакрализация античных и варварских мифов сопровождалась достаточно серьёзным (одновременно религиозным ипоэтическим) обращением к мифологии христианства, включая сюда и агиографию(жития святых). В эпоху Возрождения в связи с общей тенденцией к усиливается использованиерационально-упорядоченной античной мифологии, но одновременно активизируется инародная демонология (так называемая средневековыхсуеверий). В творчестве многих писателей Возрождения художественно используетсянародная , связанная с богатыми пародией игротесками неофициальными праздничными ритуалами и (у Рабле, Шекспираи многих других). В 17 в., отчасти в связи с Реформацией, оживляются и широкоэксплуатируются библейские темы и мотивы (особенно в литературе барокко, например,у Мильтона), а античные сильно формализуются (особенно в литературеклассицизма).
ЛитератураПросвещения в 18 в. использует мифологические сюжеты большей частью какусловные фабулы, в которые вкладывается совершенно новое философскоесодержание.
Традиционныесюжеты господствовали в литературе на Западе до начала 18 в., а на Востоке — идо более позднего времени. Эти сюжеты генетически восходили к мифам и широкооперировали определёнными мотивами (в Европе — античными и библейскими, наБлижнем Востоке — индуистскими, буддийскими, даосийскими, синтоистскими и т.д.). Глубинная демифологизация (в смысле десакрализации, ослабления веры и) сопровождалась широкой интерпретацией мифов какэлементов художественной знаковой системы и как мотивов декоративных.
Одновременно,в 18 в. открывается простор для свободного сюжетосложения (особенно в романе).Романтизм 19 в. (особенно немецкий, отчасти английский) проявил большойнеформальный интерес к мифологиям (античной, христианской, , восточной)в связи с философскими спекуляциями о природе, о народном духе или национальномгении, в связи, с мистическими тенденциями. Но романтическая интерпретациямифов является крайне вольной, нетрадиционной, творческой, становитсяинструментом самостоятельного мифологизирования. Реализм 19 в. является вершинойпроцесса демифологизации, так как он стремится к научно- детерминированномуописанию современной жизни.
Модернистскиетечения конца века в области философии и искусства (музыка Р. Вагнера, Ф. Ницше, религиозная философия Вл. Соловьёва, символизм, неоромантизми т. п.) крайне оживили интерес к мифу (и античному, и христианскому, ивосточному) и породили его своеобразные творческие, индивидуальные обработки иинтерпретации. В романе и драме 10-30-х годов 20 в. (романисты — Т. Манн, Дж.Джойс, Ф. Кафка, У. Фолкнер, позднее латиноамериканские и африканские писатели,франц. драматурги Ж. Ануй, Ж. Кокто, Ж. Жироду и др.) широко развёртываютсямифотворческие тенденции. Возникает особый «роман-миф», в которомразличные мифологические традиции используются синкретически в качествематериала для поэтической реконструкции неких исходных мифологических архетипов(не без влияния психоанализа, особенно К. Юнга). С совершенно иных позициймифологические мотивы иногда используются в советской литературе (М. Булгаков, Ч.Айтматов, отчасти В. Распутин и др.).
Источник:Мифологический словарь (Под ред. Мелетинского Е.М.)
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.1astrolog.ru