Реферат по предмету "Религия и мифология"


Миссионерский императив

ПравославныйСвято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Реферат на тему
«Миссионерскийимператив»
Выполнил студент 2-го курса
Миссионерского ф-та, группы № М6-1-06
Чекмарев Василий
Москва 2008г.
миссионерскийслужение православный церковь

В данной работе мыпостараемся раскрыть миссиологический аспект в учении о церкви по статье«Миссионерский императив» протопресвитера Александра Шмемана.
ПротопресвитерАлександр Шмеман (13 сентября 1921, Таллин, Эстония — 13 декабря 1983,Нью-Йорк, США) – православный богослов XXговека, священнослужитель Северо-Американской митрополии Русской ПравославнойЦеркви. Декан Свято-Владимирской духовной семинарии в г. Крествуд (шт.Нью-Йорк, США). Широко известен по выступлениям с проповедями для России нарадио «Свобода».
В рассматриваемой статье,протопресвитер Александр Шмеман поднимает вопрос о миссии Восточной Церкви. Делов том, что долгое время на западе Православная Церковь считалась не активной вобласти миссии. Причем, эта неактивность приписывалась самому вероучениюВосточной Церкви! Прот. Александр Шмеман считает необходимым уяснитьбогословское отношение к мисси.
О предпосылках кмиссионерскому служению православной церкви, кратко и тезисно, пойдет речь и вданной работе!
Главный вопрос,имплицитно содержащийся в разговоре о миссии Православия, звучит примерно так:«Может ли быть подлинно миссионерской та Церковь, чья жизнь сосредоточена почтиисключительно в литургии и таинствах, чья духовность имеет преимущественномистическую и аскетическую окраску? И если может, то в каких пластах ее верыскрыты истоки миссионерской ревности?». [1]
«Опорную точку ответамы найдем, без сомнения, в православной экклезиологии, т. е. в учении и опытеЦеркви». При этом отмечается сложность выражения такого учения в богословскихтерминах понятных «Западу». «Православие не знало традиционно-богословскихразработок учения о Церкви; это учение никогда не вызывало сомнений и неоспаривалось». Необходимость изложить и объяснить экклизиологические убеждения,«выразить их в согласованных богословских терминах» стали перед православиемактуальностью в ходе экуменических контактов с Западом. Трудности же связанныес терминологией объясняются А. Шмеманом многовековым «автономным» существованиемзападной Церкви, «чье сознание и формы мышления существенно отличались отвосточных». Эти общие замечания следует иметь ввиду, при уяснении православногоотношения к миссии.
«Небо на земле» – этазнакомая каждому православному формула лучше всего выражает основополагающийправославный опыт Церкви. Церковь – прежде всего и превыше всего – богоданнаяреальность, присутствие новой жизни Христовой, проявление нового «эона» – эонаСвятого Духа. Православный человек в своем созерцании Церкви видит ее как Божественныйдар еще прежде, чем думает о ней как о человеческом ответе на этот дар. Церковьможет быть адекватно описана как эсхатологическая[2]реальность, ибо главная ее функция – в том, чтобы проявлять и актуализировать вэтом мире eschaton – конечную реальность спасения и искупления».
Т. е. Церковь, по мыслиА. Шмемана, это божественный дар, а не общественное установление, в первуюочередь. Этот дар свидетельствует о начале конца, последних временах, и в то жевремя это — начало новой жизни, которая свершится, предстанет в полноте в концевремен. Одновременно, Церковь Христова есть обещание и свершившийся факт.
«Нет никакогосредостения, нет разделения между Церковью невидимой (in statu patriae) ивидимой (in statu viae): последняя есть выражение и актуализация первой, сакраментальныйзнак ее реальности». Так же важный момент с точки зрения миссии. То разделениемира произошедшее в результате грехопадения, на мир видимый и не видимый, смертныйи безсмертный, преодолевается в Церкви. Приобщаясь к Церкви явленной, в миревидимом, (можно сравнить с айсбергом, вершина которого видна, а основаниескрыто под толщью воды), мы приобщаемся ко всей ее полноте, которая сокрыта –приобщаемся к бессмертию и святости всей Церкви, ко Христу и Святым.
А. Шмеман, отмечаетцентральную роль Евхаристии в жизни Церкви. «В Евхаристии Церковь становитсятем, что она есть, исполняет себя как Тело Христово, как божественную parousia– присутствие и сообщенность Христа и Его Царства… Таким образом, вся жизньЦеркви укоренена в Евхаристии и есть плод этой евхаристической полноты вовремени «мира сего», образ которого «проходит». И это поистине миссия Церкви».
Рассмотрев значениеЦеркви как божественного дара, перейдем к другой стороне православнойекклезиологии. Церковь есть так же — «человеческий ответ» на этот божественныйдар, «его приятие человеком и человечеством».
«Если облик Церквисформирован и обусловлен эсхатологической полнотой дара и есть еесакраментальный символ, то назначение христианской общины – в том, чтобыпринять этот дар и возрастать в полноту его. Церковь – это полнота и вместе стем возрастание и умножение в вере и любви, ведении и koinonia (общении – прим.авт.)» Тем самым А. Шмеман отмечает антиномичность учения о церкви. Полнотамыслится как некая завершенность, а «возрастание» и «умножение» естьпрогрессия, не завершенное действие.
В этом действиисовершаемой Церковью можно выделить два аспекта.
«Первый аспект –теоцентричный: освящение, возрастание в святости как отдельной христианскойличности, так и каждой общины; стяжание ими Духа Святого, которое есть высшаяцель христианской жизни, как определил ее один из близких к нам по времени ивеличайших святых – преподобный Серафим Саровский († 1833). Это означаетпостепенное преобразование нашего ветхого Адама в нового, восстановлениедревней красоты, утраченной им в грехопадении, просвещение нетварным Фаворскимсветом…».
«Второй аспект,антропо- или мироцентричный, предполагает осмысление Церкви как реальности,пребывающей в «мире сем», в его времени, пространстве и истории с особойзадачей, или миссией: «поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2, 6). Церковьесть полнота, и отечество ее – на небесах. Но эта полнота дарована миру,ниспослана в мир для его спасения и искупления. Эсхатологическая природа Церкви– не отрицание мира, но утверждение и приятие его в качестве объектабожественной любви. Иными словами, «неотмирность» Церкви есть не что иное, каксимвол и реальность Божественной любви к миру, главное условие миссии Церкви внем».
И далее А. Шмеманделает вывод о миссионерском значении церкви: «И стало быть, Церковь – не«эгоцентричная», а именно миссионерская община, цель которой – спасение мира, ане от мира. Так Церковь-таинство предстает в православном опыте и вероучениикак залог Церкви-миссии».
«Именно Церковь, как миссия,сообщает истории реальный вес, а времени – реальный смысл». Без божественногооткровения, без пришествия Спасителя, этот мир представлялся бы чередойпоражений и неудач, совершенно бессмысленных и не ведущих к положительномузавершению. Христос же освящает этот мир, и дарит ему возможность прийти вкачественно новое положение — жизнь полную и совершенную.
Объектом этой миссии,несомненно, является человек, но не обособленный в своей индивидуальности, ачеловек находящийся в общении с миром: «Через человека Церковь спасает иискупает мир». Т.е. объектом миссии является так же и мир: «В миреБоговоплощения нет ничего «нейтрального» и ничто не может быть восхищено изруки Сына Человеческого». И далее конкретизируя: «Государство, общество,культура, сама природа суть реальные объекты миссий…»[3]
Квинтэссенцией жемиссии и, в то же время, ее исходным пунктом, А. Шмеман считает Евхаристию. Иотмечает в евхаристическом богослужении два дополняющих друг друга движения — восхождения и возвращения. «Евхаристия начинается как восхождение к престолуБожию, к Царству. «Всякое ныне отложим попечение», – призывает Церковь вХерувимской песни, и мы готовимся взойти со Христом и во Христе на небо ипринести Ему Его Евхаристию… Евхаристия приносится «о всех и за вся»; в нейЦерковь исполняет свою священническую функцию – примирение всего творения сБогом, принесение всего мира в жертву Ему, ходатайство перед Ним за весь мир… Азатем, по достижении и вкушении этой полноты за трапезой Господа в Его Царстве,когда мы можем сказать: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго»,начинается второе движение – возвращение в мир. «С миром изыдем», – возглашаетсвященник, покидая алтарь и изводя верных из храма, и это – последняя, главнаязаповедь. Евхаристия – всегда Конец, таинство парусии, но она же – всегданачало, исходная точка: отсюда начинается миссия».
Постараемся краткоподвести итог.
В начале работы мыпоставили вопрос — может ли Православная Церковь, в которой основной акцентделается на Богослужении (Литургии), быть миссионерской по сути, или же еемиссионерская направленность существует вопреки основной тенденции. И оказалось,что само существование Церкви является основным посылом к миссии, а такжеитогом, конечной целью этой миссии. Церковь есть движение ко Христу иодновременно к миру с целью его освящения и преображения во Христе.
В данной работе мывслед за прот. Александром Шмеманом, постарались осветить миссиологическийаспект учения о церкви. Т.е наше исследование касалось преимущественно экклезиологии.
Используемая литература
1.  ПротопресвитерАлександр Шмеман. Миссионерский императив.
2.  А.Мень.Библиологический словарь: В 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня. — 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.