Оглавление
Введение
Глава1. Мифология и религиозные культы
Глава2. Мусические и немусические искусства
Заключение
Списоклитературы
Введение
Из всехкультур мира для нас наиболее интересны те, что возникли в Европе.Первостепенную роль в их становлении сыграла древнегреческая, или эллинская,культура. Возникнув на руинах крито-микенской (эгейской) цивилизации, онаположила начало римской, а в дальнейшем западноевропейской и православнойцивилизациям. В отличие от восточных, формировавшихся в бассейне великих рек,древне — греческая цивилизация была связана с морем. Ее бурная жизнь протекалав период между IX в. до н.э. и V в. н.э. и прошла три периода:
1)архаический — до VII в. до н.э.;
2)классический — до IV в. до н.э.;
3)эллинистический — до конца языческой Античности.
Языкэтой культуры — древнегреческий — принадлежит к индоевропейской макросемьеностратических языков; представлен четырьмя основными диалектами: дорийским,ионийским, аттическим и эолийским. Главный массив текстов написан на аттическомдиалекте. На его основе в III-II вв. до н.э. сложился общегреческийязык койне.
Важнейшимпродуктом внутренней цивилизации является полис — город-государство, возникшийв VIII-VII вв. до н.э. Применительно к Элладе внутренняяцивилизация вполне совпадает с тем, что обозначается термином, указывающим наотпечаток, накладываемый на человека жизнью в полисе. Аристотель определилчеловека как «полисное животное», подразумевая, что самые существ венныесвойства люди приобретают в связях друг с другом.
Вгоризонтальной плоскости полис представлял собой единство семей, родов,фратрий и племен, которые постепенно были преобразованы втерриториальные единицы: демы и филы. В вертикальной плоскостиродовая аристократия уступила место демократическому общественному устройству,определявшему принадлежность к высшим и низшим по размерам имущества. К архаикевосходило деление людей на эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев)и демиургов (ремесленников). В VI в. до н.э. была сформирована четырехклассная система, соединявшаявоенные и имущественные критерии. Каждый класс мог использовать в своемхозяйстве рабов, освобождая себя для политической деятельности. Заниматьгосударственные должности могли только представители первых трех классов, нопредставителинизшего класса участвовали в избрании должностных лиц,в экклесии (народном собрании) и гелиэе (суде присяжных). Крайнимпроявлением аттической демократии стал остракизм — ежегодное голосование«черепками», на коих каждый свободный гражданин Афин писал имя человека,которого следует изгнать из города.
Демократичностьвнутренней цивилизации способствовала резкому повышению роли словесногоубеждения и на этой основе бурному развитию риторики и диалектики (логики). Подвлиянием демократии у эллинов произошло значительное смещение культуры сэзотерического уровня на экзотерический. Многие культурные продукты сталидостоянием демоса, что исключалось в деспотических государствах Востока.
Греческиеполисы существенно различались политической культурой: военизированная Спартабыла гораздо ближе к принципам организации восточных деспотий, чемдемократические Афины. Вершиной политико-правовой культуры Древней Греции можносчитать аттическую справедливость зафиксированную в писаном законе иравенстве всех граждан перед ним и поддерживаемую открытым выборным судом.
Полисыбыли связаны торговлей и непрочными военными союзами. В эллинистический периодони утрачивают самостоятельность. Сначала Македония, а затем Рим покоряютгреков. Во II в. до н.э. эллинская культурастановится частью римской.
Глава 1. Мифология и религиозныекульты
Символическимвыражением внутренней цивилизации Эллады стала мифология. Она безраздельногосподствовала в духовной культуре всего архаического периода. В мифахродственные и властные отношенияния между людьми проецировались на природу. Мифологическиеобразы происходили из верований различных народов, населяющих Элладу и соседниеземли. Постепенно из них создается более или менее упорядоченная система.Сакральные существа делятся на три основных класса: древних хтонических богов(Гея-Земля, Уран-Небо, Хаос; Ночь, Мрак, титаны Крон. Океан и др.), олимпийскихбогов (Зевс, Гера, Деметра, Афина, Афродита и др.) и героев, родившихся отсвязи между богами и людьми (Ахилл, Геракл, Тесей, Персей и т.п.).
Послевойны между двумя поколениями богов побежденные титаны были сброшены в мрачныйТартар, а 12 олимпийских богов стали ведущими фигурами эллинской мифологии.Возглавил их Зевс — бог-громовержец, верховный носитель власти, закона исправедливости. Прочие олимпийцы взяли под свою опеку отдельные формы внешней ивнутренней цивилизации, а также духовной культуры: Гестия — домашнийочаг; Деметра — земледелие; Посейдон — море; Гера — супружескуюжизнь; Афродита — любовь; Аполлон — искусство, врачевание и предсказаниябудущего; Артемида — охоту; Гермес — торговлю; Гефест — подземный огонь и кузнечное дело; Афина — мудрость, науки и ремесла; Дионис — виноделие.
Сменадревних хтонических и тератоморфных богов небесными и антропоморфнымисимволизировала существенный сдвиг во внутренней цивилизации. Властьхтонических богов основана на силе, магической способности давать и отниматьжизнь, на связи с Землей-матерью. Олимпийские боги поддерживают свою власть нетолько силой, но мудростью, законом и справедливостью. В отличие от людей,«жалких однодневок», божества бессмертны. Они похожи на людей, толькозначительно превосходят их красотой и мудростью. «Прекраснейшая обезьяна, — утверждал философ Гераклит, — отвратительна по сравнению с человеческим родом.Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношениимудрости, красоты и всего прочего». Хотя в конкретных мифологических сюжетахэта мудрость видна далеко не всегда, а в моральном отношении поведениеолимпийцев отнюдь не безупречно, сама идея божественного совершенстваактивизировала стремление людей приблизиться к идеалу.
Особоеместо в мифологической системе занимал комплекс мифов о титане Прометее. Вотношении к людям он играл роль культурного героя. По одной из легенд,он сотворил людей и одарил их многими благами внешней цивилизации и дажесобственно культуры: умением строить дома и корабли, производить изделия изглины, кожи, дерева и металла, считать, читать и писать, различать временагода, приносить жертвы богам и угадывать будущее. (Правда, внутреннейцивилизации, искусства жить в обществе Прометей людям не дал. В дальнейшем ониполучили ее от Зевса в виде стыда и справедливости.)
Благодаряпредвидению Прометей похитил огонь с Олимпа, чтобы передать его людям. Зевс,ревниво следящий за тем, чтобы на его власть никто не покушался, наказал иПрометея, и человечество. Титан был обречен на вечную муку, прикованный кскале, а людям за блага внешней цивилизации, добытые обманом, пришлосьрасплачиваться тяжким трудом, болезнями и страданиями.
Мифологиястала основой многочисленных религиозных культов. Общеэллинское значениеприобрели культы Деметры, Диониса, Аполлона и др. Центром культа Деметры былЭлевсин, где проходили элевсинские мистерии (таинства, посвященныегибели и возрождению природы). Мистерии, посвященные Дионису (Вакху),назывались вакханалиями и носили оргиастический характер. Воргиях, которые проводились раз в два года в ночь зимнего солнцестояния влесистой горной местности близ Киферона, участвовали только женщины — менадыили вакханки, изображавшие нимф, вскормивших Диониса, и по ходу действияпреображавшиеся в растерзавших его титанов. Опьяненные вином, они доводили себядо экстаза неудержимой стремительной пляской. В таком состоянии совершались спарагмос(разрывание на части жертвенного животного — козленка, ягненка или теленка)и омофагия (поедание его сырого мяса).
Дионисийскиемистерии были своеобразной формой теофагии — поедания божественнойплоти, поскольку жертвенное животное служило символическим заместителем богаДиониса. Безумие менад, обретаемое миметической игрой, считалось сакральным,снимающим дистанцию между человеческим и божественным.
КультАполлона был связан с мантикой — искусством предсказывать будущее.Аполлон — бог света, космической и человеческой гармонии — считалсяпокровителем многих искусств и врачевания.
В повседневной жизниэллинов мантика занимала видное место. Состоятельные люди не предпринималисерьезных действий, не получив предварительно благоприятного прорицания. Место,где давалось предсказание будущего, называлось «оракул». Такое жеименование получило и само прорицание. Наиболее известным в Элладе былДельфийский оракул, расположенный в храме Аполлона. Жрицу этого храма, пифию,усаживали на священный треножник возле расщелины в скале, откуда выделялсяядовитый сернистый газ. По преданию, этот газ представлял собой испарения оттрупа погребенного здесь Пифона. Вдыхая пары, пифия входила в экстатическоесостояние и начинала «вещать». Храмовый жрец искусно толковал ее слова,достигая порою подлинного совершенства по части загадочности и двусмысленности.Авторитет Дельфийского оракула был очень высок до тех пор, пока его жрецы нестали впадать в очевидную политическую тенденциозность. Окончательно егозакрыли в конце IV в. н.э.
Наряду смантикой культ Аполлона включал в себя катартические (очистительные) ритуалы — священнодействия, освобождающие человека от грязи. Главными причинамиосквернения у греков считались кровопролитие и прелюбодеяние.
Посколькубоги были образцами физического совершенства, религиозный культ включал исостязания в силе, ловкости и выносливости. Они проводились в благодарностьбогам за военную победу, хороший урожай и т.п. или входили в погребальный обряд(тризну) — как память об умершем и способ определения доли наследников.В честь Зевса с 776 г. до н.э. по 393 г. н.э. регулярно в городе Олимпияустраивались Олимпийские игры. Они состояли из атлетических соревнований(бег, пятиборье, кулачный бой, борьба, панкратий), скачек и гонок колесниц.Участие в играх приравнивалось к священнодействию. Иной формой игровогобогослужения стали состязания танцоров, певцов, поэтов. Активное использованиесоревновательного элемента придало эллинской культуре особо динамичныйхарактер.
Многочисленныебоги ожидали от людей жертвоприношений, мистерий, факельных шествий и агонов.Самым большим грехом считалось унаследованное людьми от Прометея и другихтитанов дерзкое стремление тягаться с богами и присваивать их привилегии.
Ущербностьполитеистической религии касается прежде всего нравственной стороны.Дело не только в том, что почиталось множество богов и что совершалисьчеловеческие жертвоприношения. Признав победу высших олимпийских богов надхтоническими, греки никогда не забывали последних. Они молились им и приносилижертвы. Эллинская религия представляла собой компромисс между почитаниемнебесных и подземных сил, между служением добру и использованием зла. Этородимое пятно всякого язычества. По мере исторического развития нравственноесодержание религии возвышалось. Сначала боги трактовались как могущественныесообщники, которые следят только за тем, чтобы неукоснительно выполнялись всеобязанности перед ними и не пустовали жертвенные алтари. Потом к ним сталиотноситься как к старейшинам, наказывающим тех, кто обижает слабых, сирот,престарелых родителей, беззащитных иноземцев. Наконец, боги воспринимаются какблюстители единения людей, нравственного порядка вообще, всей внутреннейцивилизации. Но даже в такой форме эллинская религия продолжает «искосапосматривать» в сторону темных сил. Конец такому «заигрыванию» положило толькохристианство. Глава2. Мусические и немусические искусства
Грекиверили в божественное происхождение искусства. Состояние, в которомосуществлялось художественное творчество, называлось — божественноевоодушевление. Художественное вдохновение — это своего рода безумие, одиниз четырех видов одержимости, наряду с вакхической, идущей от Диониса; провидческой — от Аполлона и любовной — от Афродиты и Эроса. Искусство естьволшебная сила, идущая от богов к поэтам, а потом к зрителям, слушателям ичитателям. Божественные существа, вызывающие художественное творчество,именовались музами. Это были дочери Зевса и Мнемосины (богини памяти).Традиция выделяет девять муз: Каллиопу — музу эпической поэзии; Эрато- любовной поэзии; Терпсихору — танца; Полигимнию — гимнов вчесть богов и героев, а также ораторского искусства; Эвтерпу — лирическойпесни; Мельпомену — трагедии; Талию — комедии; Клио — истории; Уранию — астрономии как искусства постигать гармонию небесныхсфер.
Предводителеммуз считался Аполлон. Искусства, которым покровительствуют музы, у грековназывались мусическими. Позже для их обозначения был употреблен собирательныйтермин «музыка». Древнейшими видами мусического искусства были, скорее всего,гимны и эпос. Они постепенно складывались на основе устного народноготворчества и даже в самых поздних своих формах сохраняли теснейшую связь смифологией. Гимны, вероятно, являлись частью религиозных мистерий. Наиболееизвестны 34 гимна, приписываемых Гомеру, но составленных, по авторитетномумнению специалистов, на несколько столетий позже эпических поэм «Илиада»(прибл. VIII в. до н.э.) и «Одиссея» (прибл. VII в. до н.э.).
Эпическаяпоэзия формировалась из отдельных песен, исполняемых странствующими аэдами ирапсодами. На базе ионийского наречия они создали искусственный литературныйязык. Выделяют две разновидности эпоса: героический и дидактический (поучительный).Первый повествовал о военных подвигах героев — полубожественных вождей древнихплемен. Как показали раскопки Г. Шлимана, героические поэмы Гомера основывалисьна реальных событиях. Эпическая поэзия как бы связывает в один клубок событиячеловеческой истории и мир богов. Дидактические поэмы, например «Труды и дни»Гесиода, рисуют картины быта, мирного труда эллинов, формулируют правила на всеслучаи жизни.
К музамПолигимнии, Эрато и Эвтерпе восходит эллинская лирика. В VI в. до н.э. в Дельфах были учрежденыПифийские состязания поэтов и музыкантов. Кифареды соревновались в исполнениигимнов под звуки струнной кифары; авлоды — в пении под звуки авлосов (духовыхинструментов типа гобоя). Подобные агоны производились также на Истмийскихиграх в честь Посейдона и Немейских — в честь Зевса. В эпоху эллинизма былсоставлен список самых великих лириков Эллады. Число поэтов соответствовалочислу муз: Пиндар, Симо-нид, Бакхилид, Алкей, Сапфо, Алкман, Стесихор, Ивик иАнакреонт.
Важнейшиеиз мусических искусств — трагедия и комедия — возникли из дионисийскихмистерий. Термин «трагедия» происходи тот слова «козел» и означает «козлинаяпесня». Название, вероятно, объясняется тем, что первоначально участникитрагического представления, изображая сатиров, козлоподобных спутниковбога Диониса, были одеты в козлиные шкуры.|
Становлениетеатрального действа начиналось с отделения участников религиозного ритуала отзрителей. Слово «театр»означало «место для зрелищ». Зрители обычнорасполагались на склоне холма, а действующие лица — у его подножия наспециальной круглой площадке («орхестре»), где находился жертвенник Диониса.Позднейшие театры в целом сохранили это устройство.
Цельтрагедии располагалась в сфере внутренней цивилизации. Ею был катарсис — очищениечеловеческой души от пороков и вредных страстей через переживание чувства страхаи сострадания. В трагедиях изображались гибель и страдания героев,их отважные, но тщетные попытки бороться с судьбой. Как правило, использовалисьмифологические, гораздо реже исторические сюжеты. Величайшими греческимидраматургами являются уже названные Эсхил («Прометей прикованный», «Семеропротив Фив» и др.) и Софокл («Царь Эдип», «Антигона» и т.д.), а также Еврипид(«Медея», «Вакханки» и пр.).
Хотятексты хоров порою были достаточно эзотеричными, требующими особых знаний, вцелом трагедия отвечала помыслам и чувствам рядового гражданина, а потомуслужила мощнейшим объединяющим и воспитательным фактором. Состязания актеров исочинителей трагедий устраивались ежегодно. Победителей и побежденныхопределяли 100 судей, избираемых от каждой филы по жребию. Афинским гражданамвыдавались деньги из государственной казны на посещение театра. Подготовка ксостязанию называлась литургией и считалась важным государственнымделом, выполняемым наиболее богатыми гражданами по назначению правителя.
Вакхическомукульту обязана своим происхождением и комедия. Она возникла из неофициальныхсельских праздников в честь Диониса, во время которых проводились фаллефории — торжественные шествия жителей, несущих искусственный фаллос как символплодородия. Термин «комедия» образован из слов «подвыпившая толпа» и «песнь»,что вместе переводится как «песня пьяной толпы». Участники торжественногошествия распевали хвалебную песнь в честь бога Фалета и обменивались шуточнымивыпадами. Центральную часть комедии составлял агон — словесный поединокмежду актерами по какой-либо злободневной проблеме. Хор из 24 участниковпринимал сторону одного из сражающихся и присоединялся к осуждениюпротивоположной стороны разнузданным танцем — кордаксом. Постепеннозначение актеров возрастало, а хор полностью исчез. Сложился традиционный наборкомедийных ролей: болтливый повар, хвастливый воин, хитрая гетера,бессовестный сводник, жадный парасит (нахлебник,зарабатывающий угощение, развлекая своими шутками хозяина стола и его гостей),ловкий раб, который вертит хозяином по своему усмотрению, и т.п.Некоторые видные граждане, в том числе и правители, высмеивались неприкрыто,под их настоящими именами. Лучшим комедиографом классической эпохи былАристофан. Его комедии — «Облака», «Птицы», «Лягушки», «Лисистрата» и др. — пользовались большой популярностью. Новая аттическая комедия прославиласьшедеврами Менандра «Третейский суд», «Отрезанная коса» и т.д.
Обособлениетрагедии и комедии происходило параллельно дифференциации высоких и низкихсторон религиозного культа.
Наряду смусическими искусствами, которые были временными или синтетическими, в античнойГреции развивались немусические искусства: архитектура, скульптура и живопись.Покровителями их считались боги Афина, Гефест, Гермес.
Самымизначительными архитектурными сооружениями были храмы — земные жилища богов.Вначале это были просто беседки из деревьев, расположенные в священных рощах наотведенных богам участках — теменосах, где устраивались жертвенныеалтари. Потом появились стены из дерева и глины. В VII-VI вв.до н.э. возводят храмы из камня. Внутрь, где в полутемном помещении находилисьстатуи богов, допускались только жрецы. Фасадом храмы всегда были обращены квостоку. Перед ними находилась площадь с алтарем, предназначенным дляжертвоприношений.
Храмыстроились на возвышенности в форме прямоугольника, перекрытого двухскатнойкрышей. Наиболее распространенный тип — периптер («оперенный»), т.е. окруженныйсо всех сторон колоннами. Выражая идею божественного совершенства, храмы имелиматематически выверенные пропорции. Основным модулем служила колонна. Соотношениедлины и ширины храма задавалось числом колонн, расположенных на одинаковомрасстоянии друг от друга: если число колонн на фасаде принять за п, то вбоковой части их должно быть2n+1.Соотношение между горизонталями и вертикалями в храме регулировалось ордернойсистемой, возникшей еще в VI в.до н.э. Ордер — канонический способ оформления несущих и несомыхконструкций здания: колонн и антаблемента. К дорическому («мужскому)ордеру в качестве своеобразной бинарной оппозиции был со временем добавлен ионический(«женский»).
Главнымпризнаком, позволяющим различать эти ордера, выступает капитель — верхняя часть колонны. В дорическом ордере она имела форму прямоугольной доски (абака)с полукруглой подушкой (эхином). Ионическая капитель украшенаволютами (завитками как характерным элементом женской прически). Колоннадорического ордера символизировала мужество, силу. Она соответствовалаидеальным пропорциям мужского тела: диаметр колонны относился к высоте как 1:6 (у идеального мужчины таким должно быть соотношение между длиной ступни иростом). Колонна ионического ордера считалась олицетворением женственности иимела пропорции 1: 8 (с аналогичным телесным соотношением). В дорическомордере вместо колонн иногда использовались мужские статуи — атланты; вионическом — женские, кариатиды.
Позднеепоявился третий ордер — коринфский (по названию города Коринф). В этомордере еще более усилена идея женственности. Капитель оформлена в виде листьеврастения аканф («медвежья лапа»).
Кромехрамов в античной Греции строились дворцы, театры, ипподромы, булевтерии,гимнасии и др. Самые величественные из них располагались в акрополе («верхнемгороде»), окруженном мощными стенами.
Греческаяскульптура, рассматриваемая некоторыми учеными (О. Шпенглер, А.Ф. Лосев и др.)как наиболее типичное эллинское искусство, начиналась с изображений богов игероев. Огромное значение для ее развития имела идея о том, что олимпийскиебоги своею красотой намного превосходят человека. На протяжении веков онапобуждала к поиску и воплощению телесного совершенства. В эпоху классикипоявилась скульптура, которая представляла собой математически рассчитанныеидеальные пропорции мужского тела («Дорифор» Поликлета). Выдающиеся мастераФидий, Мирон и др. научились воспроизводить красоту человеческих движений.Решению сложных задач способствовало использование бронзы наряду с хрупкиммрамором. Но вплоть до эпохи эллинизма греческая скульптура сохраняет верностьизображению типа, а не индивидуальности. Узнать, кого изображаетта или иная статуя, можно только благодаря символическим атрибутам и сведениямо том, кому посвящен храм.
Заключение
С IV в. до н.э. происходит перемещениеакцентов с возвышенных, серьезных образов на нежные и легкие — процесс,аналогичный движению от дорического ордера к ионическому в архитектуре.Выдающимся представителем нового стиля был Пракситель. Одной из первыхобнаженных женских скульптур является изваянная им Афродита Книдская. Лисиппотказался от традиционной для греческой классики фронтальности изображений.Его скульптуры одинаково тщательно отделаны со всех сторон. В дальнейшемпроисходит эмоциональное насыщение скульптуры. Бесстрастные лица богов иатлетов сменяются экспрессивными изображениями сильных человеческих чувств.Такова, например, скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья, борющиеся созмеями», изваянная Агесандром, Полидором и Афинадором.
Отгреческой живописи сохранились только рисунки на вазах. Об остальной живописи — настенных росписях — мы знаем по описаниям. Известно, что в архаический периодхудожники пользовались только четырьмя красками: белой, черной, красной ижелтой. Этот тетрахроматизм (четырехцветие) был обусловлен материалом и отражалсимволические цветовые предпочтения эллинской культуры. Живопись классическогопериода тяготела к иллюзионизму — воспроизведению на полотне полногоподобия действительности. Очевидно, живописцы владели приемами перспективы,иначе они не могли бы создать иллюзию реальности.
Список литературы
1. Боннар А. Греческая цивилизация.М.: Искусство, 1995 г.
2. Любимов Л. Греция и эллинскиймир.// Искусство древнего мира. М.: Просвещение, 1980г.
3 Скрипник А.П. Культурология: учеб.пособие для студентов вузов/ А.П. Скрипник. – М.: Гардарики, 2006.