Содержание
Введение
Мир и добро в исламе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Я выбрал эту тему, потому что ябудучи мусульманином не мог пройти мимо не разобрав эту тему. Хотел бы начать ссамого начала, с определением Ислама, что такое Ислам?
Ислам (араб. предание себя Богу,покорность) — третья и самая молодая мировая религия. Он относится к числунаиболее распространенных религий на планете. Ислам исповедует более миллиардачеловек (по некоторым расчетам, до 1 млрд. 300 млн.). Мусульманские общиныимеются в более чем 120 странах. В 35 государствах мусульмане составляютбольшинство населения. В 28 странах; таких, как Египет, Саудовская Аравия,Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и др., ислам объявлен государственнымвероисповеданием. Подавляющее большинство мусульман проживают в Западной, Южнойи Юго-Восточной Азии и Северной Африке. Численность приверженцев исламаувеличивается не только за счет естественного прироста населения, средикоторого он был традиционно распространен, но и за счет обретения новыхпоследователей. Ислам выступает, как мощное социокультурное явление, какактивная политическая сила. В историческом плане он является результатомразвития аравийского общества в период перехода от древности к Средневековью,переход от общинно-родового строя к классовым отношениям. В идейном отношенииего возникновение тесно связано с эволюцией религиозного сознания обитателейАравии.
Мир и добро в исламе
В последнее время мусульмане,также как и их религия, в контексте произошедших и происходящих печальныхсобытий, не имеющих ничего общего с истинным Исламом, более того, с осуждениемкоторых выступили и выступают всем известные мусульманские ученые иполитические деятели, подвергаются жесткому давлению и критике со стороны«цивилизованной» части человечества и стран представляющих ее. Нередкоможно услышать обвинения и нападки следующего содержания: «Исламантигуманная религия, поскольку Коран призывает применять смертную казнь вотношении убийцы» или: «Ислам притесняет женщину, запрещая ейобнажать свое тело, и дискриминирует, разрешая многоженство». Существуеттакже мнение, что религия приводит к стагнации развития человечества,представляет собой слепое и бездумное исполнение культа, приводит к пассивномуотношению к ходу жизни и отчуждению от общества. В то же время «цветущий»и шагающий далеко впереди Запад изнывает и задыхается под тяжестью такихпроблем, как аморализация общества; демографический кризис. Рост преступности иучащение случаев суицида. Уместно заметить, что, если сравнить уровеньпреступности и социальных конфликтов в арабских странах, представляемых какочаги терроризма, с теми же показателями в «развитых» странах, то впоследних этот уровень окажется немного выше.
Истинно верующий мусульманинникогда не станет источником обиды, ведь пророк Мухаммад (с. г. в) был послан«милостью для миров», как сказал Всевышний Аллах в Коране:
«Мы послали тебя, о пророк,только как милость для обитателей миров».
Всевышний Аллах через пророкаМухаммада (с. г. в) сказал:
«О рабы мои. Я запретилСебе гнет, притеснение и несправедливость, — запретил их и вам! Не притесняйтедруг друга, не относитесь друг к другу несправедливо».
Притеснение (зулм) — этосовершение запретного и пренебрежение необходимым, обязательным. Одним иззначений слова «зулм», в арабском языке является использование вещине по назначению. Из приведенного смыслового перевода слов Всевышнего Творца,мы четко понимаем, что притеснение и гнет является запретным (харам). Притеснениеможет быть как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим. Притеснениесебя — это отказ от использования в себе потенциала, игнорирование пути,предписанного Всевышним, лучше всех знающим природу человека. Под притеснениемдругих подразумевается худшее отношение к людям, чем то, которого онизаслуживают, а также ущемление их прав.
Сообщается со слов Анаса бинМалика (р. г), что посланник Аллаха (с. г. в) сказал:
«Я был послан для того,чтобы установить лучшие нравы». Один из крупнейших мусульманскихбогословов Ибн Абд ал-Барр говорил, что данный хадис включает в себя понятия овсяком благочестии и добродетели, религии, чести, мужестве, справедливости,благодеянии, ибо для установления именно таких качеств среди людей и был посланк ним пророк Мухаммад (с. г. в), с его Божественной миссией.
Посланник Аллаха (с. г. в) былсамым кротким, смелым, справедливым и добродетельным из людей. Его рука никогдане касалась руки женщины, если та не являлась его рабыней, женой или близкойродственницей. Он был щедрейшим из людей, и не задерживался у него до утра; еслиже у него все же что-то оставалось и он до самой ночи не мог найти, кому бы этоотдать, он не возвращался домой, пока не отдавал это нуждающемуся. Из всего,что даровал ему Аллах, пророк (с. г. в) оставлял себе лишь необходимое дляпропитания его семьи на год, а остальное расходовал на пути Аллаха. О чем быего не спросили, он неизменно давал это просителю, а потом принимался раздаватьи из того, что откладывал, несмотря на то, что сам начинал нуждаться еще доистечения года и был вынужден занимать то, что ему было нужно. Он сам чинилсвои сандалии, ставил заплатки на одеждах и помогал своим женам в работе подому. Он был самым стыдливым из людей, никогда не смотрел в лицо пристально, принималподарки, даже если речь шла всего о глотке молока, дарил что-то в ответ, ел то,что ему приносили в качестве подарка, но не прикасался к тому, что люди неносили в качестве садаки, и не превозносился, если его просила о чем-либорабыня или нуждающийся. Он гневался за своего Господа, но не проявлял гнева,когда дело касалось его самого. Как-то раз, когда в поселении иудеев былообнаружено тело убитого ими сподвижника пророка (с. г. в), он не только необошелся с виновными сурово, но и выплатил семье покойного выкуп в размере ставерблюдов, несмотря на то. Что у его сподвижников на счету было каждое животное.Пророку (с. г. в), случалось привязывать к своему животукамень, чтобы заглушить муки голода, а ел он то, что у него было, ни от чего неотказываясь. Если у него были финики без хлеба, он ел финики, если у него быложареное мясо, он ел мясо, если у него был пшеничный и ячменный хлеб, он елхлеб, если у него были сладости или мед, он ел сладости или мед, если у негобыло молоко без хлеба, он ограничивался молоком, а если у него был арбуз илисвежие финики, он ел это. Пророк (с. г. в) не ел, полулежа и не ел за столиком,и ему не приходилось досыта есть пшеничного хлеба по три дня подряд до самойсвоей смерти, но не по причине бедности или скупости, а потому что он отдавалпредпочтение другим. Пророк (с. г. в) был самым смиренным из людей, больше всеххранил молчание, но не из высокомерия, и был самым красноречивым из них, ноизбегал многословия, и был он самым приветливым из людей, и ничто изотносящегося к миру этому не могло внушить ему страх. У него был серебряныйперстень, который он мог носить на правом или на левом мизинце; он ездил наосле и мог посадить позади себя своего раба или кого-нибудь еще; он навещалбольных, живших в самых дальних концах Медины, любил благовония, общался сбедняками, разделял трапезу с нуждающимися, оказывал уважение достойным идобивался расположения благородных, делая им добро. Он поддерживал родственныесвязи и ни с кем не был суров, принимал оправдания оправдывающегося, шутил, неговоря ничего, кроме истины, улыбался, но не хохотал, не порицал дозволенныеигры, когда видел их, и иногда бегал наперегонки со своей женой. Когдакто-нибудь из грубых людей повышал на него голос, Пророк (с. г. в) проявлялтерпение, а ел и одевался он не лучше своих рабов. Пророк (с. г. в) всегдазанимался делами на пути Аллаха или делал то, что было ему необходимо. Онпосещал сады, принадлежавшие его сподвижникам, не гнушался нуждающимися из-заих бедности и не испытывал страха перед правителями только потому, что ониобладали властью, а призывал к Аллаху и тех и других. Посланник Аллаха (с. г. в)ни разу никого не ударил, если не считать того, что делалось им на пути АллахаВсевышнего, и никогда не метил за себя лично, но наказывал людей в том случае,если ими нарушались запреты Аллаха. Когда бы ни приходилось ему выбирать одноиз двух дел, он неизменно выбирал более мягкое из них, если не было в этомничего греховного и если оно не требовало разрыва родственных связей, ибо отподобных вещей он держался дальше кого бы то ни было из людей, а когда приходилк нему кто-нибудь, будь то даже раб или рабыня, он всегда уделял внимание тому,что было нужно этому человеку. Пророк (с. г. в) всегда приветствовал людей первым,если кто-нибудь по какой-либо причине оказывал ему противодействие, Пророк (с. г.в) проявлял терпение, пока такой человек сам не покидал его; встречая кого-либоиз своих сподвижников, он всегда первым протягивал руку для рукопожатия иникогда не вставал и не садился, не помянув Аллаха. При встречах со своимисподвижниками посланник Аллаха (с. г. в) всегда садился на любое свободноеместо, которое ничем не выделялось среди мест других людей. Пророк (с. г. в) всегдаоказывал уважение тем, кто к нему приходил, и иногда даже расстилал дляпришедшего свою одежду, усаживая на нее гостя. Пророк (с. г. в) поворачивалсялицом к каждому их находившихся в его обществе, в результате чего человекуказалось, что он уделяет внимание только ему, слушает только его и говориттолько с ним, а люди, принимавшие участие в подобных встречах, проявлялистыдливость и смирение, придерживались справедливости. Пророк (с. г. в) обращалсяк своим сподвижникам по их куньям, желая выразить им свое уважение ирасположить к себе их сердца. Аллах Всевышний сказал:
«По милости Аллаха тыпроявлял мягкость по отношению к ним, а если бы был ты грубым и жестокосердным,то они непременно разбежались бы от тебя (в разные стороны)».
Пророк (с. г. в) давал кунью тем,у кого ее не было, после чего к человеку начинали обращаться по той кунье,которую он ему дал; и Пророк (с. г. в) давал куньи женщинам, как имевшим детей,так и не имевшим их, а также детям, стараясь с помощью этого смягчить их сердца.Пророк (с. г. в) гневался реже, чем любой другой человек, и быстрее всехприходил к удовлетворению. Он был самым сострадательным из людей и приносил имбольше блага и пользы, чем любой другой человек.
Сообщается со слов Абд Аллахабин Амра (р. г), который сказал: Посланник Аллаха (с. г. в) сказал:
«Мусульманин тот, кто невредит людям руками и языком».
Однажды у пророка (с. г. в) спросили:«О посланник Аллаха! Такая-то женщина проводит ночь в молитвах, а днемпостится, и совершает деяния кроме этого, дает милостыню, но при этом обижаетсвоих соседей языком?» На что посланник Аллаха (с. г. в) ответил: «Нетв ней добра. Она из обитателей огня». Сподвижники спросили: «Атакая-то совершает лишь предписанную молитву, раздает в милостыню творог иникого не обижает?» Посланник Аллаха (с. г. в) сказал: «Она изобитателей рая».
Сообщается со слов Абу Хурайры (р.г), что посланник Аллаха (с. г. в) сказал:
«Не войдет в рай человек,от обид которого страдает его сосед».
Запрещается оставлять животныхвзаперти. Сообщается со слов Абу Хурайры (р. г), что посланник Аллаха (с. г. в)сказал:
«Одна женщина попала вадское пламя из-за кошки, которую удерживала, пока та не умерла. Она не кормилаее, не оставила питаться насекомыми».
Запрещается также делатьживотное мишенью для стрел и метания. Сообщается со слов Саида бин Джубайра,который сказал: «Однажды Ибн Умар проходил мимо двух курайшитов, которыеустановили птицу, в которую стреляли. Хозяину птицы они отдавали каждую, непопавшую стрелу. Увидев Ибн Умара, они разошлись. Он сказал: „Кто сделалэто? Да проклянет Аллах того, кто сделал это. Посланник Аллаха (с. г. в) проклялтого, кто сделал то, что обладает душой, мишенью“. Также запрещаетсяубивать животное ради забавы. Сообщается со слов Ибн Умара (р. г), которыйсказал: „Посланник Аллаха (с. г. в) сказал:
“Один из самых величайшихгрехов у Аллаха, когда мужчина вступает в брак с женщиной, а послеудовлетворения желания разводится с ней и забирает махр. И человек, которыйнанял человека, но ушел, не оплатив ему. И тот, кто убивает животное радизабавы».
Священный Коран не рассматриваетчеловеческую душу априори злой в своей сути, не относится к ней как к заранеепорочной или безнравственной, считает ее сотворенной чистой, безгрешной, о чемчетко сказано в Священном Коране:
«Обрати же свой лик и своимысли (о Мухаммад) к религии с искренностью и будь подальше от их заблуждений. Сохраниустановления Аллаха, который сотворил людей так, что они принимают единобожие ине опровергают его. Нет изменений в творении Аллаха. Ведь единобожие — истиннаявера и прямой путь, но многобожники не ведают этой истины».
Священный Коран учит, чточеловеческая душа уже в самом начале своего формирования приобретаетспособность чувствовать добро и зло. Она способна как к своему развитию и возвышению,так и к падению и неудаче. И Всевышний Создатель клятвенно заверяет нас в том,что человек способен воспитывать самого себя, владеть своими чувствами:
«Клянусь душой и Тем, Ктоее сотворил совершенной, наделив ее силой и разными способностями. Он разъяснилей, что такое добро и что такое зло, и наделил ее способностью совершать из нихто, что она пожелает. Поистине, преуспел тот, кто очищал ее повиновением Аллахуи совершением благочестивых деяний. А тот, кто осудил свою душу, не будучидобродетельным, и погубил в ней способность вершить добро, несомненно, потерпелубыток».
Всевышний также сказал:
«Разве Мы не наделили егопарой глаз, с помощью которых он может видеть, языком и парой губ, чтоб он могговорить и выражать свои мысли? И указали ему на путь добра и на путь зла, инаправили его к выбору. Он не извлек пользы из того, чем мы наделили его, и непреодолел препятствие, которое мешает ему идти по пути спасения — скупостьсвоей души.
Конечно, на практике далеко невсе люди прислушиваются к таким назиданиям, но важны не они, а те, кто внимаетБожьей заповеди и стараются изменить свой внешний облик.
Ислам сопрягает нравственные,моральные ценности не только с их формальным принятием человеком через еговнешнее поведение, но непременно и с его внутренним миром, с его духовностью, ибоприрода человека по своей сути — двойственна: с одной стороны, она видима,очевидна, ощущаема, а с другой — внешне невидима, не ощущаема. Внутреннеесостояние человека в исламе имеет не меньшее значение, чем внешнее, посколькувнешний облик человека оказывается в конечном счете лишь проявлением,выражением его внутреннего облика. Вот почему моральные ценности и нравственныенормы в исламе связываются в первую очередь с внутренним миром человека, с егоумом, его душой; ибо если человек внутренне благочестив, если у него добрыенамерения, чистая душа, то и его внешний облик, и его поведение будутправедными. Ислам несет в себе человеколюбивые и жизнеутверждающие ценности. Этиценности все народы считают высокогуманным, общечеловеческим достоянием. Мыможем поставить в их первый ряд милосердие и благородство, благодетельствованиеи справедливость, смирение и терпимость, ответственность и умеренность, усердиеи отзывчивость. Быть мусульманином — значит заботиться о родителях, муже илижене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, укого нет крова, одежды или еды. Все мироздание — это творение Милостивого иМилосердного Аллаха. Поэтому мусульманин должен чувствовать своюответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо. Ислам — это путь истинного благочестия, а потому и спасения, подлинной духовной свободыдля человека, который в современном мире устрашаем морем зла, конфликтов,испытывает множество соблазнов и искушений. Что же нужно верующему, чтобыдостойно, спокойно, уверенно идти по прямому, благочестивому пути Ислама?
Благонравие являвшееся свойствомпосланника Аллаха (с. г. в) становится наилучшим результатом дел правдивейших, плодомусилий благочестивых, и тем качеством, которое вырабатывают в себепоклоняющиеся. Что же касается дурных нравственных качеств, то они являютсягубительными ядами, побуждающими к постыдным поступкам, явными пороками и тойскверной, которая удаляет от Господа миров и приводит человека к пути шайтана. Дурныенравственные качества представляют собой открытые врата, пройдя через которыечеловек окажется в пылающем огне Аллаха, и этот огонь охватит сердца, тогда какпрекрасные нравственные качества являются такими вратами, пройдя через которыечеловек познает райское блаженство и будет приближен к Милостивому. Дурныенравственные качества есть не что иное, как недуги сердец и болезни душ, нонедуги эти губительны для жизни вечной, а поэтому болезни, которые губят толькожизнь тела, не идут с ними ни в какое сравнение. Какое бы огромное внимание неуделяли врачи определению методов лечения тел от болезней, которые способныпогубить только преходящую жизнь, уделять внимание недугам сердец, способныхпогубить жизнь вечную, все же важнее. Таким образом, изучение этого разделамедицины является обязанностью каждого обладающего разумом, поскольку нет такихсердец, которые были бы свободны от недугов, но если не обращать на нихвнимания, болезни будут накапливаться, следовать друг за другом и усиливатьдруг друга. Это значит, что рабу Аллаха, прежде всего, следует уделятьпристальное внимание распознаванию болезней сердца и их причин, а затем упорноработать над их исцелением.
Желая воздать хвалу Своемупророку и проявить милость Свою к нему, Аллах Всевышний сказал:
»И, поистине, ты — (человек)великого права".
Сообщается, что посланник Аллаха(с. г. в) сказал:
«Благочестие, естьблагонравие».
Сообщается, что, когдапосланника Аллаха (с. г. в) спросили: «О посланник Аллаха, что такоезлополучие?» — он сказал: «Дурной нрав».
Однажды пророка (с. г. в) спросили:«О посланник Аллаха, кто из верующих обладает наилучшей верой?» — онсказал: «Обладающий наилучшим нравом». Аль — Хасан сказал: «Человек,отличающийся дурным нравом, мучает самого себя». Вахб сказал: «Отличающийсядурным нравом подобен разбившейся глиняной чашке, которую невозможно низалатать, ни снова превратить в глину». Аль — Фудайл сказал: «Поистине,общество нечестивца с хорошим нравом мне нравится больше, чем общество такогопоклоняющегося, который обладает дурным нравом». Аль — Хасан также сказал:«Благонравие — это приветливость, проявление щедрости и отказ от нанесенияобид (людям)». Аль — Васити сказал: «Благонравный не пререкается слюдьми из-за силы своего знания об Аллахе Всевышнем». Он также сказал:«Благонравие есть способность ублаготворять людей в радости и в горе».В основе благонравия лежат четыре свойства: мудрость, смелость, воздержание исправедливость. Под мудростью мы имеем в виду такое качество души, котороепозволяет отделять правильное от ошибочного в любых предложенныхобстоятельствах. Под справедливостью мы имеем в виду силу души и такое еекачество, которое позволяет управлять проявлениями гнева и страстями, побуждатьдушу к тому, чего требует мудрость, и осуществлять над нею контроль сообразнотребованиям мудрости и независимо от того, дает она себе волю или прибывает вподавленном состоянии. Под смелостью мы имеем в виду состояние подчиненностисилы гнева разуму независимо от того, осмеливается душа на что-либо илиотказывается от этого. И, наконец, под воздержанностью мы имеем в видуспособность подчинения силы страсти требованиям разуму и шариата. Гармоничноесочетание этих четырех основ и порождает все достойные нравственные качества,на которые в Коране указывается в том аяте, где говорится о качествах верующих.
Аллах Всевышний сказал:
«Верующими являются толькоте, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывал сомнений, нежалея своего имущества и самой жизни на пути Аллаха. Они — то и являютсяискренними». Таким образом, вера в Аллаха и Его посланника (с. г. в) безпримеси сомнения является проявлением силы убежденности, плодом разума ипределом мудрости; способность не жалеть свое имущество есть щедрость, в основекоторой лежит использование силой страсти, а способность не жалеть собственнойжизни есть смелость, в основе которой лежит использование силы гнева всоответствии с требованиями разума и справедливости. Характеризуя сподвижниковпророка (с. г. в) Аллах Всевышний сказал:
«Суровы по отношению кневерным и милосердны в отношениях между собой». Эти слова указывают нато, что для проявления суровости есть свое время, а для проявления милосердия — свое, тогда как неизменное проявление суровости или милосердия независимо от обстоятельствне имеет ничего общего с совершенством.
Наш Бог — Милостивый иМилосердный Аллах. И есть только одна подлинная основа, один фундаментблагочестивой жизни — вера в Аллаха как Единственного Истинного Бога. Мусульманиндолжен не просто считать себя приверженцем Ислама, а проникнуться верой вАллаха всем сердцем, душой, всеми своими помыслами осознать все Его могущество,всеведение, всевластие над сотворенными Им мирами, над жизнью и смертью каждогосущества. Всевышний сказал:
«Он — Аллах, нет никакогобожества, кроме Него. Он — истинный Властитель, которому принадлежит все. Он — совершенный, свободный от любого недостатка и от всего, что не подобает Еговеличию. Он поддерживает Своих посланников, ниспосылая им чудеса и знамения. Оннаблюдает за каждой вещью. Он — Победитель, который над всем сущим властен. Он — Всемогущий и Великий, превыше того, что не подобает Его совершенству и величию,и чему они поклоняются наряду с ним. Он — Аллах, Творец, который сотворил всевещи из небытия без подобия и создал их наилучшим образом. Он придает вещамоблик, который Он пожелает. Он — Обладатель самых прекрасных имен! Его славитто, что в небесах и на земле, отвергая от него все, что не подобает Его величию.Он — Великий, Всемогущий, Мудрый во всем, что устроил и предписал».
Заключение
Истинный мусульманин предаетсябезоглядно под покровительство Милостивого и Милосердного Аллаха, его верабезгранична, непоколебима, пронизана абсолютным доверием, благодарностью илюбовью к Господу, надеждой на Его помощь.
Из соблюдения установленныхМилостивым и Милосердным Аллахом законов разрешенного и запретного, из глубиныисламской веры рождается в душе мусульманина благородная потребность всовершении добрых дел, духовном совершенствовании. Всевышний сказал:
«Аллах справедлив ко всемуи никому не причинит обиды: не уменьшит никому доброе дело и на вес пылинки ине увеличит никому наказание, а удвоит благодеющему награду за все благое,совершенное им, каким бы малым оно ни было, и от Себя еще воздаст ему великуюнаграду».
Благочестивый путь исламапозволяет верующему достичь внутреннего душевного мира и покоя, гармонии междудушой и телом, гармоничных отношений в семье, с родственниками, близкими, междуличностью и обществом. Понимаем ли мы, частицами какого огромного исовершенного мира являемся? Осознаем ли мы, что вера способствует раскрытиюзаложенного в нас как физического, так и творческого потенциала? Видим ли мы себя,лучшими творениями Господа, руководствуясь искренней верой в Него, обладая глубиноймысли, широтой взгляда и следуя Его заповедям?
Давайте осознавать сущностьбытия и важность веры. Перестанем жить лишь сегодняшним днем, забывая обистинной цели нашего сотворения, и постараемся в действительности поступатьсообразно словам Всевышнего:
«Я не создал джинов илюдей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мнепоклонялись».
Это является залогом нашегоуспеха, как в этой жизни, так и в последней и избавит нас от всех проблем, скоторыми столкнулось человечество.
Список использованной литературы
1. Священный Коран.
2. «Мунтахаб». Толкование Священного Корана на русском языке. — Казань, «Дом печати», 2001.
3. История религии. В II-х томах. Т. II. Учебник/ В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.;Под общей ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 2002. — 639 с.
4. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамальад-дина аль-Касими. Перевод: Владимир Абдулла Нирша.1-е издание. — М.: Благотворительныйфонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим»., 2002. — 664 с.