Плоткин В. А.
Проблемасоциальной напряженности в обществе напрямую сопряжена с проблемой национальнойбезопасности в России. Поднятая проблема в свою очередь состоит из несколькихвзаимопроникающих аспектов, таких как военная, экономическая, экологическая,безопасность, не меньшею опасность представляет кризис науки и образования, криминализацияобщества, проблема развития национальной культуры.
Переченьпроблем можно продолжать и далее, но вместе с тем, начиная с 2001 года, данныеаспекты национальной безопасности открыто обсуждаются, предлагаются и ужеактивно внедряются, в том числе и через законодательство, меры по преодолениюсложившейся кризисной ситуации. Т. е. заметны явные перемены к лучшему.
Однаконезаслуженно игнорируется возможно одна из главных угроз национальнойбезопасности, безопасность в области информационно — психологической сферы.
Длятого, чтобы в условиях информационных войн сохранить психическое здоровьенации, необходимо учитывать особенности информационного обмена человека.Информационная система человека — динамичная система: она принимает и хранит в своейпамяти, перерабатывает и создает новую информацию, передавая ее другим. Этоинформация биологическая, как и у любого живого существа, но она жесемантическая, т. е. являющаяся продуктом интеллектуальной деятельности. Помимофизической пищи человек нуждается и в информационной. Когда ее много, он испытываетинформационные перегрузки, когда мало, голодает. Кроме этого, весьма важнымявляется и то, что человек должен воспринимать информацию в определенномрежиме. Он должен быть морально готов к восприятию, готов выдержать ритмывосприятия и постоянно фиксировать внимание, не сбиваясь и не отвлекаясь.Нарушения информационного режима приводят к потерям информации, преждевременнойусталости и болезням.
Информационно— психологическими особенностями человека, а также безусловным отставаниемзаконодательно — правовой базы РФ от реально происходящих в обществе процессовактивно воспользовались религиозные секты самого различного толка. Иерархитрадиционных религий — православия и ислама оказались не готовы к переходу от тотальногоатеизма к реализации права на безграничную свободу совести. В результатедеятельность псевдорелигиозных и деструктивных религиозных образованийнастолько активно развилась на территории России, что возникла проблеманегативного влияния их как на жизнь и здоровье граждан, так и на безопасностьгосударства в целом. Российская психологическая, педагогическая, юридическаянаука и практика, законодательная, исполнительная и судебная системы почти не имеютопыта противодействия сектам, прежде всего деструктивным.
Деструктивностьсект определяется не их религиозными верованиями или политическойнаправленностью, а психологическими, сексуальными и физическими манипуляциями сличностью. Одна из главных целей лидеров подобных религиозных организаций —отбор среди массы своих сторонников тех, кто по приказу вождя пойдет на любыедействия, вплоть до преступления или пожертвования собственной жизнью. Длятого, чтобы сделать человека фанатично преданным вождю, используются приемыпсихологического воздействия, приводящие к контролю над сознанием. С этой цельюна вовлекаемого в секту направляется групповое давление для усиления«потребности к принадлежности» путем пения, прикосновений и, прежде всего,лести. Новообращаемый начинает испытывать ощущение, что он — это нечтоособенное и общение с ним членам секты очень приятно. С этой же целью «новичок»ни на минуту не оставляется один, он теряет возможность сопоставлять получаемуюинформацию с реальностью. Предоставляемая новобранцу информация дается черезмедитирование, монотонное пение и многократно повторяющиеся действия, т. е.через специально созданное состояние высокой внушаемости. Вовлеченный в сектуобязан под предлогом создания близости исповедовать свои страхи и секреты,которые потом используются для эмоционального давления посредством явных и завуалированныхугроз. Нарушается нормальное физическое состояние человека, поощряется отказ отсна, якобы для духовных упражнений и необходимого тренинга. Вводитсянеадекватное питание, маскируемое под специальную диету для улучшения здоровьяили под ритуалы. В результате образуется сенсорная (чувственная) перегрузка,которая навязывает комплекс целей и определений новой доктрины, чтобы заменитьпрежние ценности вероятного новообращаемого посредством усвоения массы информацииза короткое время, с очень ограниченной возможностью критической проверки.
Культовыйконтроль над сознанием, практикующийся в деструктивных религиозныхорганизациях, не столько стирает прежнюю личностную идентификацию сколькосоздает новую, с тем, чтобы подавить старую. Это приводит к психическимрасстройствам у некоторых сектантов, и в конечном счете, к высокой вероятностиагрессивных акций с их стороны в состоянии психической невменяемости. У человекаформируется четкая грань между теми, кто имеет право на существование(сторонники секты), и теми, кто такого права не имеет («внешний мир»). Этоприводит к планомерному распространению ненависти к внекультовому социуму. И потенциальнообуславливает готовность адептов секты принести в жертву ради достижения целейсвоего культа любое количество неадептов. Другими словами, снимается априоригрех за любое преступление во имя целей организации. Подобное уничтожениекомплекса вины за совершаемое преступление и оправдание любых своих (или другихчленов секты) действий, способно привести человека к бесконфликтному принятиюсамоубийства. В некоторых сектах для целенаправленного нарушения идентичностиличности и разрыва внекультовых связей адепта используются психотропные и наркотическиевещества.
Научныеданные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применениятехники контроля над сознанием личности, последняя доводится до состоянияпсихической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо неецеленаправленно выстраивается культовая личность, предназначенная длявоплощения идей и исполнения воли лидера культа. Теперь новая личность обладаетне собственной, а иллюзорной культовой «самостью». При интенсивном процессерезультат достигается иногда за несколько дней, в большинстве случаев — за нескольконедель или месяцев.
Такимобразом, оценка существующих и потенциальных угроз в информационно-психологическойсфере российского общества настоятельно требует системного анализа, свободногоот политических, идеологических, религиозных и иных пристрастий.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта polit.mezhdunarodnik.ru/