ХРИСТИАНСКИЙГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсоваяработа
Учебнаядисциплина: ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА
Тема: ЛОЖНОСТЬДОКТРИН ПСЕВДОХРИСТИАНСКИХ КУЛЬТОВ – АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ
г. Одесса 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА НАУЧНЫХ КРИТЕРИЕВДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТ»
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1 Ересь
1.2 Секта
1.3 Культ
1.4 Новое религиозное движение
Раздел 2. ЧЕТЫРЕ ПОДХОДА КОПРЕДЕЛЕНИЮ КУЛЬТА
2.1 Популярный подход
2.2 Психологический подход
2.3 Социологический подход
2.4 Богословский подход
Раздел 3. ГРУППА С ДОКТРИНАЛЬНЫМИОТКЛОНЕНИЯМИ
Раздел 4. ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ
Раздел 5. КАТЕГОРИИ КУЛЬТОВ
ГЛАВА 2. ПСЕВДОХРИСТИАНСКИЕ КУЛЬТЫ –АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Раздел 1. СПОРНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕСОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТОВ: ОТКРОВЕНИЯ, ВИДЕНИЯ, ПРОРОЧЕСТВА, ГОЛОСА, «ПОСТИЖЕНИЕИСТИНЫ» И «НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ»
1.1 Культ мормонства
1.2 Церковь Адвентистов Седьмого Дня
1.3 Церковь единения
1.4 «Путь международный»
1.5 «Церковь Живого Слова»
1.6 Свидетели Иеговы
1.7 «Вселенская Церковь Божия»
Раздел 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИПСЕВДОХРИСТИАНСКИХ КУЛЬТОВ СОВРЕМЕННОСТИ
2.1 Неприятие учения о Святой Троице
2.2 Учения псевдохристианских культово Христе
2.3 Отрицание историческойнепрерывности существования Церкви Христа
2.4 Верховный авторитет основателей илидеров культов
2.5 Авторитетность книг основателейкультов
2.6 Нарушение прав человека ижестокое обращение с людьми
2.7 Крайности и преступления вполовых отношениях
2.8 Эксплуатация рядовых членов иобогащение вождей
2.9 Обожествление человека
2.10 Методы привлечения новых членови появление положительных лидеров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Христиане в бывшемСоветском Союзе долгие годы ждали благодатных перемен, когда им будетпредоставлена свобода для повсеместной проповеди Евангелия, воспитательнойработы среди детей и молодежи, а также благотворительной деятельности. Такиеперемены начались в 1988 г., когда в СССР были освобождены заключенные за веру,открыто стали ввозиться Библии и другая духовная литература, христианам былоразрешено проповедовать Благую весть Христа на улицах и в парках, в тюрьмах,больницах и других недоступных ранее местах.
С провозглашениемполитических и религиозных свобод, в странах СНГ возникли новые проблемы,которые связаны с появлением религиозных культов, групп и течений,проповедующих лжеучения, ведь свобода религии означает свободу деятельности длявсех религий, в том числе и для малых независимых религиозных групп иликультов. Их последователи стараются привлечь к себе как неверующих, так ихристиан, в особенности молодежь. Некоторые из этих малых религиозных групппричисляют себя к христианской Церкви и не отвергают связи с христианством.
Ложные учения появляютсякак вне Церкви, так и внутри нее. Отвергая богодуховность Библии и уникальностьличности Христа, Сына Божия и Спасителя мира, их приверженцы стараются увлечьза собою неутвержденных в Слове Божием христиан и неверующих, препятствуя ихпознанию Христа. Неудивительно, что часто в их сети попадают добрые и искренниелюди.
Культы, учения и религии,на первый взгляд, достаточно разнообразны. Немало религиозных групп претендуетна христианскую ортодоксальность. Есть разного рода приверженцы восточныхрелигий и язычества. Есть движения, представляющие собой синтез христианства ивосточных религий. Есть и такие, которые полностью отвергают все доброе,моральные устои и призывают к служению сатане.
Духовность становитсямодой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия – всеэто предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов.Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм – это плохо,следовательно, любая вера и какая угодно духовность – это хорошо. Важно веритьво что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиальногозначения не имеют. Но эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, котораябыла характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Невсякая “дорога к храму” ведет к Храму Истины, и не всякий приглашающий на“собрание по изучению Библии” приведет к Богу.
Предметом работы являетсяпроблема возникновения культов в христианской жизни.
В выборе объекта работы мы ограничили наше исследование рассмотрением псевдохристианских культов всвете Истинной Веры.
В соответствии свышеизложенным, целью настоящей работы является:
· всестороннеерассмотрение такого социального и религиозного явления как «культ»,
· выявить различиямежду понятиями «культ», «секта», «ересь», «новые религиозные движения»,
· определитьпризнаки и категории культа,
· сравнитьортодоксальный и культовые подходы в вопросах христианской веры.
Актуальность даннойработы: Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений ипрактик от католицизма до учений самых одиозных и изуверских сект. Но чтобысориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных теченийнеобходимо, чтобы человек обладал информацией о деятельности той или инойорганизации. В связи с этим и была выбрана эта тема.
Уровень религиознойинформированности в нашей стране пока можно назвать катастрофически низким. Ина этом фоне существующий закон о свободе вероисповедания дает свободу действийгруппам, которые сплошь и рядом нарушают права наших сограждан. Данная работанаучной ценности не имеет, однако могла бы помочь найти истинный путь к Богутем, кто заблудился в лабиринтах, выстроенных лжепророками и сектантами.
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИПРИЗНАКИ КУЛЬТА
Раздел 1. ОСНОВНЫЕПОНЯТИЯ/>
На протяжении столетийлюди использовали для обозначения «неправильных» религиозных групп самые разныетермины. Именно это обстоятельство порождает первую проблему: разнородность понятий и определений. Ксожалению, единого общепринятого определения культа, равно как и единойтерминологии, не существует — выбор тех или иных терминов и смысл, который вних вкладывается, как правило, определяется личными убеждениями автора.
Вторая проблемазаключается в том, что с течением времени некоторые исторические терминыобросли эмоциональными коннотациями,которые изначально не были им свойственны. Благодаря усилиям бульварнойлитературы и желтой прессы такие понятия, как «культ» или «секта», частовоспринимаются уже не как научные термины, а как бессмысленные ярлыки. Именнопоэтому современные исследователи пытаются изобрести новую терминологию, темсамым еще больше увеличивая неразбериху в понятиях.
Тем не менее, разобратьсяв этой путанице можно и нужно — для этого нам следует вернуться к изначальному,историческому смыслу основных понятий.
1.1 Ересь
В древнегреческом языкеот глагола hairein («брать»)произошли прилагательное hairetos(«способный выбирать») и существительное hairesis(«акт выбора»). Со временем существительное приобрело дополнительные значения«выбор», «направление», «философская или религиозная школа, секта». В иудейскойкультуре так называли религиозные или политические партии — например фарисеев исаддукеев (Деян. 5:17; 15:5; 26:5). Именно в таком смысле иудеи называлихристиан «назорейской ересью» (Деян. 24:5). Изначально это понятие носило вполненейтральный, описательный характер.
Однако для христиан,которые верят в уникальность и абсолютную истинность учения Христа, любойвыбор, любое отклонение является гибельной ошибкой. Именно поэтому апостол Петрговорит о «пагубных ересях», т. е. разрушительных выборах (2 Пет. 2:1), аапостол Павел ставит «ереси» в один ряд с волшебством и идолослужением (Гал.5:20). Следуя примеру апостолов, ранняя Церковь стала использовать этот терминдля обозначения группы христиан, отколовшихся от церкви вследствие своейприверженности тому или иному неортодоксальному учению, в отличие от термина«схизма» (раскол), который подразумевал обособление от Церкви вследствие отказаподчиняться определенному иерархическому авторитету [17]
Некоторые современныеисточники толкуют ересь как «сознательный отказ принимать богооткровеннуюистину и следование ошибочному учению» [18]. Однако это определение нуждается в некотором уточнении.
Как справедливо отмечаетА.Л. Дворкин, слово еретикозначает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственныхидей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно,для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человекизначально должен был пребывать в истине [19].
Таким образом, ересь —это новое учение, возникшее в рамках Церкви, но противоречащее ее традиционномубогословию.
Поскольку в большинствесовременных церквей (в особенности т. н. «свободных» или «внеденоминационных»)границы вероучения весьма размыты, а исповедание веры подчас сводится к наборуобщих формул, четкая граница между ересью и ортодоксией стирается, иопределение ереси зачастую основано на личных предубеждениях пастора илипроповедника. Те же самые проблемы можно наблюдать и в некоторых деноминациях —доктринальное единство настолько ослабло, что две церкви, входящие в одну и туже конфессию или ассоциацию, могут на деле расходиться во взглядах на довольносерьезные вопросы.
1.2 Секта
Ни один термин,обозначающий неортодоксальную христианскую группу, не оброс в русской культуретаким количеством предрассудков и негативных ассоциаций, как слово «секта».Большинство наших соотечественников сразу представляют себе нечто мрачное,зловещее, тайное, связанное с похищением детей и кровавыми жертвоприношениями.Между тем, ничего зловеще-криминального в самом слове «секта» нет.
В классической латынислово secta обозначало образмышления, образ жизни, а также, в более конкретном смысле, политическую партию,которой человек поклялся в верности, или философскую школу, учение которой онпринял. Этимологически с этим понятием не было связано никаких уничижительныхконнотаций.
Этимология слова «секта»(лат. secta — «партия»,«школа», «фракция») не совсем ясна. Одни исследователи возводят его к причастиюпрошедшего времени от глагола secare («отрезать», «разделять»), другие — отглагола sequi («следовать закем-либо). Сектами обычно называли такие группы, которые отделялись отсуществующих религиозных сообществ. Кроме того, этот термин служил дляобозначения таких групп, которые утверждали свою идентичность, не порываясвязей с тем религиозным сообществом, к которому принадлежали [20].
1.3Культ
С понятием «культ» вамериканском обществе связаны такие же эмоциональные проблемы, какие окружаютпонятие «секты» в Европе. Однако первоначальный смысл слова «культ» гораздоболее нейтрален и никак не ассоциируется с еретическими учениями:
Наше понятие «культ»происходит от латинского слова cultus,производного от глагола colere(«поклоняться или воздавать почести божеству»). Слово «культ» естественнымобразом обозначает некую религиозную группу людей, но это общее значениеслишком широко для стоящей перед нами практической задачи.
Благодаря этойособенности, термин «культ» имеет особенно много толкований. Практически каждыйисследователь изобретает свой собственный вариант определения.
Каким образом появилсяэтот термин? Считается, что его ввел в употребление в 1912 году немецкийбогослов, историк и социолог Эрнст Трёльч. Позже, в 1932 году, понятие «культ»приобрело тот смысл, в котором оно наиболее часто используется сегодня, когдаамериканский социолог Говард Беккер приклеил ярлык «культов» к мелким инедолговечным группам — он подчеркивал частный, личностный характер убежденийчленов этих групп и аморфность их организационной структуры. Толкование Бекерабыло принято с энтузиамом, в результате чего социологи начали употреблять этоттермин вне всякой связи с оригинальной трехчастной типологией религиозныхоткликов, разработанной Трёльчем; скорее, под «культом» стали понимать группу,убеждения и обычаи которой расходятся с позицией религиозной или светскойортодоксии, и которая отличается очень неопределенной организационнойструктурой.
В 1938 году американскийхристианин Ян Карел Ван-Баален впервые использовал слово культ в конкретномзначении «псевдохристианское движение».
Несмотря на трудности споиском точного определения «культа», этот термин все же остается наиболеепредпочтительным для описания псевдохристианских групп. В отличие от термина«секта», практически все определения культа учитывают не толькосоциологический, но и богословский аспект проблемы (убеждения людей). В отличиеот термина «ересь», понятие «культ» достаточно широко, чтобы включать в себя илжеучения, возникшие за пределами исторического христианского сообщества.
Слово «культ» имеетчеткую историю, которая началась задолго до того, как им воспользовалисьсветские СМИ и общественные науки. Этот термин дает абсолютный критерий оценки,который социология — в силу самой своей природы — предложить не в состоянии.Таким образом, это понятие отлично подходит для описания богословскойгетеродоксии, которая определяется согласно абсолютному, объективному инеизменному критерию.
1.4 Новоерелигиозноедвижение
Социологи, исповедующие«объективно-беспристрастый» подход к изучению псевдохристианских движений,считают, что понятия «ересь», «секта» и «культ» безнадежно перегруженыэмоциональными и богословскими коннотациями. На протяжении последней четвертиXX века они предлагали различные варианты «нейтральных» понятий, болееподходящих для научного исследования. Однако широкое распространение получилтолько один термин, предложенный профессором Айлин Баркер — английскимсоциологом, преподавателем Лондонской школы экономики:
Новымрелигиозным движением (НРД) называется религиозная, этническая или духовная группа, неполучившая (или еще не получившая) общественное признание в качестведеноминации или церкви, — в особенности, если она имеет нетрадиционноевероучение и не является сектой.
Смысл, вкладываемый вслово «новое», меняется в зависимости от исследователя, а также от страны.Айлин Баркер использует прилагательное «новое» по отношению к движениям,возникшим после 2-й мировой войны и новым для той или иной конкретной культуры.
Ахиллесовой пятой термина«новые религиозные движение» (равно как и прочих социологических терминов)является относительность, неточность и субъективность определения.
Раздел 2. ЧЕТЫРЕПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КУЛЬТА/>
Вот уже несколькодесятков лет вокруг псевдохристианских групп скрещиваются интересы психологов, социологов,богословов и журналистов — все они пытаются по-своему понять и решить этупроблему. С течением времени в каждой группе сложились определенные традиции истереотипы — мы попробуем рассмотреть их и дать им насколько возможнообъективную оценку.
Когда мы говорим о разныхподходах к изучению культов, мы не имеем в виду, что социологи исходят толькоиз социологических параметров, психологи — только из данных психиатрическойэкспертизы и т.п. Говоря о том или ином подходе, мы не столько ограничиваем полеисследования, сколько определяем исходную точку, главный параметр. Дляпсихологов это влияние культа на личность человека; для социологов —взаимодействие культа с обществом; для богословов — соответствие учения культаисторическому христианскому богословию.
2.1 Популярный подход
Популярный подход — этоподход журналистов и политиков. Не будучи специалистами в данном вопросе ипреследуя популистские цели, приверженцы подобного подхода действуют попринципу: «Культ — это все, с кем я не согласен».
2.2 Психологическийподход
Толчком к изучениюприроды авторитаризма и психологического насилия послужили послевоенные событияв коммунистических странах — в особенности в Китае 1950-х годов, гдеидеологическая обработка населения была особенно сильна. Именно тогда родилсятермин «промывка мозгов» — так американский журналист Эдвард Хантер перевелкитайское выражение hse nao, которым китайцы называли процесс «освобождения»людей от старой идеологии.
Промывка мозгов — этосистема затуманивания мозгов, имеющая своей целью склонить человека к принятиютого, что в ином случае было бы для него отвратительно. Человек утрачиваетсвязь с реальностью. Факты и вымысел переплетаются и меняются местами. Но длятого, чтобы народ не увидел опасность, которую таит в себе промывка мозгов,красные утверждают, что это всего лишь новое название для чего-то хорошознакомого и пользующегося безусловным уважением — например, обучения илиисправления.
В основе психологическогоподхода к проблеме лежит убеждение, что культы насильственно изменяют мышлениечеловека, и что любой человек, при определенных условиях, может стать жертвойтакого влияния.
Перемены в психике иповедении людей, ставших жертвами тоталитарных культов, настолько резки иглубоки, что родители и некоторые психологи называют приведшие к ним методывоздействия «программированием» или «зомбированием». Соответственно, решениепроблемы видится в том, чтобы «депрограммировать» человека, т. е. дать емуобъективную информацию о культе и помочь ему увидеть, что культ лишил его способностисамостоятельно мыслить.
Что касается определений,то чаще всего в рамках психологического подхода используются два термина:деструктивный культ и тоталитарная секта.
Тоталитарнаясекта — этогруппа с жестким авторитарным управлением, сознательно отрывающая человека отобщества и ограничивающая его свободу выбора и самостоятельность мышления.
Деструктивныйкульт — группа,учение и действия которой наносят вред физическому или психическому здоровьючеловека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.
Несмотря на то, чтопсихологические исследования помогают нам понять внутренний мир культистов ипредлагают действенные методики общения с ними, главным недостаткомпсихологического подхода является ненадежность критериев. Отчасти именнопоэтому к числу культов иногда относят совершенно нормальные христианскиеорганизации. Кроме того, поскольку большинство психологов люди неверующие илиневоцерковленные, они, в лучшем случае, могут помочь человеку уйти из культа,но помочь ему обрести истинную веру они не могут.
2.3 Социологическийподход
Социологи не судят обистинности или ложности убеждений культов (в отличие от богословского подхода)и о хороших или плохих последствиях вовлечения в культ для конкретных членов (вотличие от психологического подхода). Социологи уделяют основное вниманиесуществованию таких новых религиозных сообществ как маргинальных субкультур илигрупп, конфликтующих с обществом в целом. Для социологов важно исследовать,каким образом и почему появляются новые ценности, убеждения и обычаи; какимобразом новые религиозные идеи приобретают популярность; и каким образомпоявляются на свет экспериментальные общины.
Социологи, как правило,всегда давали определение культа исходя из образа жизни, методов привлечения новыхчленов и авторитарности руководства, а не из особенностей вероучения иликаких-либо критериев ортодоксии.
Это направлениеисследований берет начало в работах немецкого социолога Макса Вебера иприобретает законченный вид в трудах немецкого богослова Эрнста Трёльча. Всвоей работе The Social Teaching of theChristian Churches (1931), Трёльч вывел три основных типахристианского мышления и проследил как их взаимосвязи, так и их влияние нажизнь общества до XVIII столетия. Его типология включала в себя церковнуюрелигию, сектантскую религию и мистицизм. Первые два типа он связывал с двумяформами церковной организации, церковью и сектой, тогда как третий тип религииотличается крайним индивидуализмом и обычно не приводит к созданию организаций,так как ее последователи объединены в «невидимую церковь».
В 1966 году социологТомас О'Ди подытожил исследования Трёльча и его последователей, сведяотличительные признаки секты и церкви к следующим пунктам:ЦЕРКОВЬ
СЕКТА 1. Членство по праву рождения 1.Добровольное членство 2. Формализованные средства благодати, иерархия и догма 2.Дух возрождения, аскетизм, строгие этические нормы 3. Открытая социальная структура, каждый может объявить себя членом церкви 3. Элитизм, закрытая социальная структура, членство в секте возможно только через обращение 4. Тенденция приспосабливаться к обществу и идти на компромисс с его ценностями и институтами 4. Отделение от общества в целом и отмежевание от его ценностей и институтов
Как мы видим, церковь в данной типологии — этоустоявшееся, традиционное, а потому омертвевшее сообщество, имеющее низкуюстепень «трения с обществом». Напротив, секта — это молодое, новаторское, апотому живое и активное сообщество, имеющее высокую степень «трения собществом». В рамках этой типологии образование живых, энергичных сект изнутриустаревших традиционных церквей и последующее превращение сект в церкви напротяжении нескольких поколений верующих — это нормальный процессобщественно-религиозной жизни. Именно поэтому многие современные социологи (вчастности, Айлин Баркер) выступают в защиту культов.
Культ в данной типологии — это тожемолодая энергичная группа, только в отличие от секты не имеющая историческихсвязей с какими-либо из ранее существовавших в данном обществе церквей. Культ —это религиозное нововведение, либо импортированное из какой-то другой культуры,либо самостоятельно развившееся внутри данной культуры.
2.4 Богословскийподход
Богословский подход копределению культа основан на понятии христианской ортодоксии или историческогохристианства. Несмотря на то, что между христианскими конфессиями существуютдавние и серьезные разногласия по ряду вероучительных моментов, можно выделитьнесколько учений, отрицание которых выводит человека за пределы христианскойтрадиции в любом ее толковании. Минимальным воплощением этих учений являютсявселенские Символы веры: Апостольский, Никео-Цареградский, Афанасьевский иХалкидонское определение.
Богословское определениекульта имеет ряд преимуществ по сравнению с психологическим или социологическимопределением. Главное преимущество заключается в том, что богословский подходвооружает нас четким, объективным и неизменным критерием — учением Писания.
Культхристианства —«группа людей, которые, называя себя христианами, принимают характерную системувероучения, проповедуемую одним лидером, группой лидеров или организацией иотрицающую (прямо или косвенно) одно или несколько основополагающих ученийхристианской веры, изложенных в 66 книгах Библии».
Это определение слишкомобширно и требует некоторых пояснений:
«Культхристианства…»В данном случае мы говорим о еретических отклонениях от историческогохристианского учения.
«…группалюдей…» Одинчеловек, исповедующий небиблейские взгляды — это еще не культ. Он долженприобрести некоторое число сторонников, прежде чем возникнет культ. Тем неменее, никакого критерия минимальной численности не существует — среди культовесть и огромные многомиллионные организации, и маленькие группы в несколькодесятков человек.
«…называясебя христианами…» Очень важно различать группы, именующие себя христианами, и группы, непретендующие на принадлежность к христианству. Культисты убеждены, что они ужеуслышали истинное Евангелие, хотя на самом деле их убеждения противоречатБиблии.
«…характернуюсистему вероучения…» Для того, чтобы называться культом, группа должна иметь какое-то мнениепо основным вероучительным моментам. Это не значит, что ее вероучениеобязательно должно быть сложным и глубоким. Но группа, которая не делаетникаких религиозных утверждений, даже если она выглядит очень необычно, неможет называться культом христианства.
«…однимлидером, группой лидеров или организацией…» Примеры культа одного лидера —Церковь объединения, Белое братство, Церковь Последнего Завета. Примеры культагруппы лидеров — Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (сменилось 15пророков). Пример культа организации — Общество Сторожевой Башни.
«…отрицающую(прямо или косвенно)…» Некоторые культы (Свидетели Иеговы, кристадельфиане) откровенно отрицаютисторическое христианское учение. Другие культы (мормоны) пользуютсяхристианкой терминологией, но вкладывают в эти слова совершенно небиблейскийсмысл.
«…одно или несколько основополагающих учений христианской веры…» Отрицания даже одногопринципиального учения христианства достаточно, чтобы считать группу культом.Но культы, как правило отрицают целый ряд библейских учений.
«…изложенныхв 66 книгах Библии». Некоторые культы добавляют к Писанию современные откровения ипророчества. Но для христиан 66 канонических книг Библии являются единственнымбогодухновенным источником вероучения.
Раздел 3. ГРУППА СДОКТРИНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ/>
В ряде случаев мысталкиваемся с группами, которые исповедуют веру в основополагающиехристианские учения, но либо трактуют их неортодоксальным образом, либозаблуждаются во второстепенных вопросах. Такие группы мы называем «группами сдоктринальными отклонениями». Христианский апологет Роберт Пардон пишет:
«Определяя группу сдоктринальными отклонениями, важно помнить, что мы имеем дело не с совершеннойересью, но зачастую с традиционной группой, которая находится на пути отпериферийной христианской общины к ереси, полностью выходящей за пределыхристианской ортодоксии. Еретическая группа берет какой-то основополагающиймомент христианства и делает его второстепенным. Группа же с отклонениями,напротив, берет какие-то второстепенные моменты и делает их главными»[21].
Христианский социологРональд Энрот называет следующие признаки такой группы:
• авторитарноеруководство;
• отклонение от Писанияво второстепенных вопросах;
• акцент на эмоциях ипереживаниях;
• вера в собственнуюисключительность;
• нападки на другиехристианские церкви;
• болезненное ощущениегонимости;
• манипулирование людьми;
• гипертрофированнострогий образ жизни;
• неоправданно жесткаядисциплина;
• трудный процесс выходаиз группы [21].
Раздел 4.ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ/>
В последние несколькодесятилетий внимание специалистов привлек феномен, который возник уже давно, нов наши дни, в связи с ослаблением конфессионального христианства ивозникновением т.н. «свободных» церквей, получил большое распространение. Сутьэтого феномена заключается в том, что некоторые пасторы и проповедникиприсваивают себе безраздельную власть над паствой и злоупотребляют этойвластью. Несмотря на то, что многие подобные церкви сохраняют вполнетрадиционное богословие, они наносят своим прихожанам серьезный психический ипсихологический вред.
Христианский социологРональд Энрот называет такие церкви «дисфункциональными».
Главными признакаминездоровой, аберрантной церкви являются: стремление руководства контролироватьсвоих прихожан, служители, испытывающие потребность «господствовать надстадом». Жестокие руководители требуют подчинения и абсолютной верности.Человек, который задает неудобные вопросы или не «идет в ногу с программой»,подвергается остракизму. Для того, чтобы манипулировать подверженными влияниючленами церкви, используются чувство вины, страх и психологическое давление (вособенности, если этим людям внушили, что сомневаться в пасторе — все равно,что сомневаться в Боге).
Дэвид Хенке, американскийапологет, основатель служения WatchmanFellowship, называет следующие признаки дисфункциональной церкви:
• авторитарноеруководство;
• созданиепривлекательного внешнего имиджа, призванного скрыть от окружающих внутренниепроблемы группы;
• подавлениесвободомыслия и критики;
• требование абсолютногосовершенства;• преувеличение важности второстепенных вопросов[21].
Раздел 5. КАТЕГОРИИКУЛЬТОВ
Теперь, когда смысловаянаполненность термина «культ» определена, встает вопрос о выработке подхода коценке различных культов, об умении выделить главную черту в том или иномкульте — о делении культов на категории.
Вопрос этот непростой, идаже среди специалистов он решается по-разному. В зависимости от того, что, помнению исследователя, является главной, отличительной чертой культа, а чтовторой, менее существенной, некоторые из них могут одновременно входить в двеили даже большее число категорий. Кроме того, не совпадает и само числокатегорий, на которые делят культы различные ученые: у одних их или три, иличетыре, у других — большее количество. Однако нас интересует не научнаяскрупулезность классификации, а создание единой целостной картины, которая быдала более ясное представление о том, чем одни культы отличаются от других и вчем они похожи. Вот почему все культы мы подразделили на 5 основных категорий.
1. Псевдохристианские. Сторонники этих культов считают своивероучения истинно христианскими, тогда как на самом деле они не таковы. К этойкатегории относят такие культы, как: Свидетели Иеговы, Международный путь,«Христианская наука», Вселенская церковь божия, Иглезия ни Кристо (ЦерковьХристова) на Филиппинах.
2. Восточные. Эти культы не претендуют на связь схристианством.
3. Псевдонаучные. К этой категории принадлежат культы,которые представляют себя в основном как психотерапевтические организации. Онипроводят сеансы для лечения людей — как физически, так и душевно.
4. Синкретические. Учения культов этой категориипреимущественно состоят из элементов двух или более религий. Очень часто этосочетание происходит путем переистолковывания противоположных идей так, чтобыони согласовывались друг с другом. К этой категории принадлежат культы:Теософское общество, Бехаизм, Масонство, Церковь единения корейского «мессии»Муна.
5. Оккультные. Слово оккультизм обозначает скрытый,тайный, мистический.
Как мы уже сказали выше,некоторые культы имеют две или более особых характерных черт и не могут бытьотнесены ни к одной категории. Например, Теософское общество, будучисинкретическим движением, является в то же самое время и псевдохристианским, иоккультическим. О Церкви единения, основанной Муном, можно сказать, что она исинкретическое, и псевдохристианское.
Количество культов в мирене исчерпывается упомянутыми нами.
ГЛАВА 2.ПСЕВДОХРИСТИАНСКИЕ КУЛЬТЫ– АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Раздел 1. СПОРНОЕПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТОВ: ОТКРОВЕНИЯ, ВИДЕНИЯ, ПРОРОЧЕСТВА, ГОЛОСА,«ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ» И «НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ»
В попытке привлечь к себеновых последователей представители культов часто хотят доказать достоверностьсвоих учений. А для этого они должны иметь нечто, что являлось бы, по ихмнению, непререкаемым или, по крайней мере, убедительным аргументом. Этоособенно важно в деятельности новых религиозных групп и весьма необычныхкультов.
Мы знаем, конечно, чтонекоторые современные религиозные группы, которые мы называем культами, тожеутверждают, что они основываются на Библии. Однако, изучая их вероучения, мыувидим, что они противоречат апостольскому учению, Никейскому (325 г.) и Халкидонскому (451 г.) соборам Церкви и Символам веры, которые были провозглашены древнейЦерковью. Поэтому, если даже некоторые приверженцы того или иного культазаявляют, что они признают авторитет Библии, это не значит, что они исповедуютевангельское учение. Принимают ли последователи культов авторитет священныхписаний или нет, они имеют добавочные аргументы в доказательство того, почемулюди должны им поверить, в частности, часто ссылаются на необычайные явления вистории их движения. Они говорят об особых откровениях, видениях, снах,голосах, чудесных случаях и т. д., или указывают на то, как их лидеры открыли«истину» посредством изучения священных писаний или науки или того и другоговместе.
С исторической точкизрения в идее об откровениях, видениях, пророчествах и т. п. нет ничего нового.История мира и Церкви дает сведения о том, что все это уже было и не раз. Важнотолько одно: являются ли откровения истинными или ложными.
1.1 Культ мормонства
Известный американскийкульт мормонов, официально называющийся Церковью Иисуса Христа Святых ПоследнихДней, провозглашает достоверность своего учения на основе нескольких видений,которые якобы были явлены Иосифу Смиту, своему пророку. В первом видении 1820г.он увидел двух пресветлых мужей, которые объявили себя Богом Отцом и СыномИисусом Христом. Они сказали Смиту, что все христианские деноминации и церквиотступили от истины и поэтому необходимо создать новую церковь. Во второмвидении, имевшем место в 1823г., Смит получил разъяснение, как найти золотыеплиты, которые содержат «полноту вечного Евангелия». Это Евангелие якобы былонаписано на языке израильтян, которые прибыли в Америку приблизительно за шестьсотлет до нашей эры после первого разрушения Иерусалима.
Смит говорил, что оннашел плиты и перевел их содержание на английский язык с помощью урима итуммима (специальных очков, которые лежали вместе с плитами). Так появилась«Книга Мормона», основополагающий документ мормонизма. Мормоны признаютбогодухновенность Библии, но на практике «Книга Мормона» считается ими болееважной.
В молодости он также имелоткровение, что должен жениться на девушке по имени Эмма Хэйл, а когда вошел взрелый возраст, то стал получать откровения о том, что может иметь побочныхжен. В одном из его откровений было увещевание жене Смита, чтобы она принялаволю свыше и не противилась появлению других жен.
Мормоны практиковалимногоженство до его запрещения в 1980г. правительством Соединенных Штатов.
1.2 ЦерковьАдвентистов Седьмого Дня
Происхождение ЦерквиАдвентистов Седьмого Дня связано, во-первых, с ошибочным толкованием библейскихпророчеств проповедником Уильямом Миллером, который учил, что Христос долженбыл прийти 22 октября 1843 или 1844г., а во-вторых, с видениями основательницыадвентизма, Эллен Уайт. С помощью ее откровений Церковь Адвентистов СедьмогоДня учит, что правильное толкование пророчеств Библии заключается не в том, чтоХристос должен был придти на землю, а в том, что Он должен был войти во СвятаяСвятых на небесах и начать производить «исследовательский суд» над верующими вНего. Мы не говорим, что Церковь Адвентистов Седьмого Дня является культом,потому что она принимает за истину Символ веры первых веков. Однако,основываясь на популярности видений и писаний Эллен Уайт среди адвентистов, мысчитаем, что по своему происхождению и по некоторым взглядам эта Церковь ближестоит к культам.
1.3 Церковь единения
Интересно происхождениечисто корейского культа, известного под названием Церкви единения (илисоединения). Ее основателем является кореец Сан Мьюнг Мун, который, хотяформально не объявляет себя последним мессией, но всячески показывает, чтоявляется им. Мун учит, что во время своего пришествия на землю почти две тысячилет тому назад Христос не смог полностью выполнить Божиего замысла о спасениичеловечества. Поэтому должен прийти другой, последний мессия. По мнению Муна,этот мессия должен быть коренным жителем Кореи, страны, которую Мун называет «третьимИзраилем». Родители Муна обратились в христианство, когда ему было десять лет.
По учению Муна, первымвертикальным или духовным грехом было половое сношение между Евой и сатаной.Затем случился горизонтальный или физический грех, когда Ева имела половоесношение с Адамом и через него передала сатанинское осквернение всемурожденному человечеству. Когда пришел на землю Христос, Он смог предоставитьлюдям только духовную основу для спасения через искупление на кресте. Так какОн умер неженатым, то не смог дать людям основы для физического спасения.Поэтому для такого спасения нужна совершенная мессианская пара, новые Адам иЕва (Мун и его жена), которые через свою совершенную брачную жизнь смогутосвободить человечество от сатанинского осквернения.
1.4 «Путьмеждународный»
«Путь международный»является известным в Америке культом. Его основал Виктор Уирвилл в концепятидесятых годов этого столетия. Уирвилл полностью отвергал христианскоеучение о Троице и божественном достоинстве Христа. Для него Христос был Словомявившимся во времени. Уирвилл отвергал Духа Святого, настаивая в то же время нанеобходимости проповедовать на разных языках. Он считал, что спасение человекасвязано с его публичным исповеданием веры и также со знанием языков.Происхождение своего культа Уирвилл связывал с одним случаем, когда, по егосвидетельству, он во время молитвы услышал глас Божий. Этот голос он принял заголос Бога Отца, который сказал ему, чтобы он начал проповедовать людямистинное знание Слова Божия, которого люди лишились с первого века христианскойэры. Слыша то, что говорил ему голос, Уирвилл не был уверен, что он не сделалошибки. Поэтому он решил испытать Бога, попросив Его послать знамение в видеснега, хотя был разгар лета. По свидетельству Уирвилла, открыв глаза, онувидел, что снег завалил буквально все вокруг. Через это видение онудостоверился в том, что Бог посылает его проповедовать забытую истину.
1.5 «Церковь ЖивогоСлова»
На основе «виденияподобного видению ап. Павла на дороге, ведущей в Дамаск», американец ДжонСтивене основал в 1954 г. свой культ под названием «Церковь Живого Слова».Своих последователей Стивене сделал своими рабами, с которыми он мограсправляться как хотел за малейшие провинности. В учении Церкви Живого Словасодержатся идеи христианства, восточных религий, оккультизма и гностицизма.
Не все культы и новыеверования базируются на особых откровениях. Многие из них появились, когда, посвидетельству их основоположников, они пришли к «истине» через исследованиеБиблии и в результате этого к сознанию своего особого призвания проповедоватьее другим людям.
1.6 Свидетели Иеговы
Свидетели Иеговыотвергают учение о Святой Троице и божественную сущность Христа, называя егоархангелом Михаилом. Они не признают Духа Святого, а считают Его просто силойИеговы. Согласно их учению, душа человека умирает вместе с телом. Хотя Христосумер на кресте во искупление грехов, однако спасение дается благодаря личнымзаслугам и добрым делам людей. Второе пришествие Христа, по их учению,произошло невидимо в 1914г., а видимое случится при жизни людей, которые ужеродились до того года или в том году. Толкуя по-своему Откровение (7:1—8),Свидетели Иеговы считают, что рожденные свыше это только 144 тысячи избранных,которые будут царствовать на небесах, а рядовые члены организации будут житьпосле воскресения на земле под управлением Михаила и 144 тысяч во времяТысячелетнего Царства. Они думают, что лишь тот, кто будет в это времяполностью верен Богу, удостоится вечной жизни. Иначе говоря, Свидетели Иеговыне соглашаются с учением Нового Завета почти во всех его главных пунктах.
Основоположником сектыСвидетели Иеговы был американец Чарлз Расселл (1852—1916). В 1870г. онорганизовал группу для изучения Библии. Таким образом возникло движение«Международная Ассоциация библейских студентов», которое в двадцатом веке сталоназываться Свидетели Иеговы.
Расселл начал изучатьБиблию и думал, что пришел к «постижению истины» путем независимого изученияБиблии. Таким образом, он разработал свою систему толкования Библии, решив, чтопришествие Христа будет в 1914г. Однако, когда его предсказания не сбылись, топосле смерти Расселла его последователям пришлось их менять. В настоящее времячлены секты Свидетели Иеговы не любят, чтобы их называли расселлитами, так какони не во всем с ним согласны.
1.7 «ВселенскаяЦерковь Божия»
Герберт Армстронг,основатель «Вселенской Церкви Божией», подвергся влиянию адвентизма. Онсоблюдал субботу и во многом придерживался ветхозаветного Закона. Но он несоглашался с учением о Троице, и не потому, что был строгим монотеистом, апотому что считал не нужным ограничивать Бога только тремя лицами. Армстронгсчитал, что человек тоже должен стать в конце концов Богом.
Кроме того Армстронгучил, что народы Англии и Соединенных Штатов Америки являются Ефремом иМанассией, потерянными коленами израильского народа.
Таким образом, своеосмысление Библии привело Армстронга к основанию культа Вселенской ЦерквиБожией.
Важно отметить, что,говоря о своих откровениях, видениях, «постижениях» и т.д, основатели необычныхрелигиозных сект и культов претендуют на их абсолютную истинность и наивысшийавторитет.
Библия, конечно, тожеговорит о явлениях и голосах Божиих, откровениях, видениях и познании истины,открытой нам Духом Святым. История израильского народа и апостольской Церквиговорит, что Бог пользовался этими методами для передачи людям своегооткровения, которое записано в Библии. Если мы глубоко изучим этот вопрос, тонайдем, что учение Библии не основывается на откровениях, видениях, голосах ит. д., данных лишь одному человеку. Истинное откровение Божие было дано черезмногих лиц и разными способами. Свыше тридцати человек разных положений,профессий, образования, возраста и т.д. были использованы Богом для передачиединого откровения в различных образах.
Что касается самогоХриста, следует помнить, что Он не написал ни одной книги.
Удивительно то, чтоавторами отдельных книг Нового Завета были десять человек, но все они оставилиодно учение Спасителя. Чтобы достичь единства они не собирались вместе и необсуждали как писать и что писать. Их книги и послания были написаны ими вразное время и в разных местах их пребывания. Притом они были написаны нагреческом языке, не на арамейском, которым пользовался Господь наш ИисусХристос во время Своего служения в Палестине. Затем важно обратить внимание нато, что если считать началом Божиего откровения Его призвание Авраама, тооткровение Библии продолжалось около восемнадцати столетий. Моисей началзаписывать его примерно через четыреста лет после Авраама, а апостол Иоаннзакончил его книгой Откровение в конце I столетия новой эры. Избранные мужиБожий писали Библию около 1400 лет в разных культурных, политических и духовныхусловиях. Однако по вдохновению от Духа Святого они написали одно целостноеоткровение Божие.
Имея в виду многовековуюпрактику принятия непререкаемого значения Библии, приходится удивляться тому,как поспешно и необдуманно люди верят различным «откровениям» их основателей.Кому-то являются какие-то видения или он слышит голоса, и вдруг разрабатываетсвою теорию, выдвигает «научные» идеи, которые через пару десятков летстановятся устаревшими, затем смешивает все это с идеями других религий, делаетвыводы и пишет книги. Сразу же находятся люди, которые принимают эти ложныетеории за божественные откровения и распространяют их среди других людей. Мыуже говорили об этом выше и считаем нужным повторить, что за культами и ихучениями стоят силы, враждебные Богу любви и евангельской истине. Они толкаютоснователей культов на различные откровения, видения и т. п., а такжеспособствуют как происхождению, так и распространению разного рода ложныхучений. Поэтому, что касается новых, необычных и просто странных культов, мыдолжны помнить, что Божие откровение в Библии непререкаемо как по своемусодержанию, так и по методу его изложения и утверждения среди народа Божия. Мыне отвергаем, что и в наши дни Бог может каким-то особым образом открыть нечтоважное и нужное для человека. Но мы не согласны с тем, что такое откровениеможет стать основой для нового учения или доктрины, которое либо совсем несоответствовало бы Библии, либо оправдывало бы крайнее или искаженное ееистолкование.
Раздел 2. ХАРАКТЕРНЫЕПРИЗНАКИ ПСЕВДОХРИСТИАНСКИХ КУЛЬТОВ СОВРЕМЕННОСТИ
Все главные идеи религий,а также такие явления, как откровения, пророчества, голоса и своеобразные«постижения истины», тоже являются характерными признаками разных необычныхкультов. Важно иметь в виду, что все признаки или даже их большинство не могут принадлежатько всем культам. Культы появляются по разным причинам и в разных религиозных,культурных и географических условиях. Поэтому признаки их всегда будут разными.Иногда признаки одного культа противоположны признакам другого.
2.1 Неприятие учения оСвятой Троице
Если посмотретьвнимательно на учения разных культов, то можно заметить, что почти все они потой или иной причине отвергают учение о Божественной Святой Троице, котороеосновывается на Библии и было сформулировано древней Церковью.
Известными современнымиборцами против христианского учения о Троице являются сторонники сектыСвидетелей Иеговы. Они соглашаются с тем, что Христа можно называть Богом, очем говорит первая глава Евангелия от Иоанна, но, с другой стороны, онистараются доказать, что Он не истинный Бог, прибегая к правилам греческойграмматики, которую они не до конца понимают. Наоборот, эти правилаподтверждают истинное божество Христа. Свидетели Иеговы говорят, что Христосявляется меньшим богом или одним из богов. В их понимании он также архангелМихаил.
Мормоны тоже отвергаютучение о Святой Троице, настаивая на том, что Бог был когда-то человеком,подобным всем людям. Они говорят, что все, кто примет мормонство, будут иметьвозможность стать богами подобными Ему. Иначе говоря, по сути дела мормоныисповедуют политеизм и поэтому не могут быть сторонниками христианского ученияо Троице.
Сторонники культа «Путьмеждународный» отвергают учение о Троице, базируясь на учении своего основателяВиктора Уирвилла, написавшего книгу «Иисус Христос не есть Бог». Уирвилл непризнавал также самостоятельной ипостаси Духа Святого. Он отождествлял Его сБогом Отцом.
Культ «Христианскойнауки» тоже имеет туманное представление о Боге.
Поэтому неприятие ученияо Святой Троице является одним из первых важных характерных признаков культов.Слово Троица в Новом Завете не употребляется, но учение о трех вечных,божественных лицах, которые в то же самое время являются единым Богом, проходитчерез весь Новый Завет.
2.2 Ученияпсевдохристианских культов о Христе
По многим пунктамкультовые учения, расходятся с Библией, в частности Евангелием. Однако самымважным вопросом является вопрос о том, как представители культов понимаютличность Христа, что они говорят о Нем и Его учении. В истории Церкви религиозныедвижения объявлялись еретическими, если они ложно истолковывали учение оХристе. Этот вопрос не менее важен и теперь, особенно это касается тех культов,которые претендуют на то, чтобы называться христианскими церквами.
1. Свидетели Иеговы учат,что Христос — архангел Михаил, первое создание Божие. Он первый «бог» средиостальных, сотворенных вечным Богом Иеговой. Он явился на землю в образесовершенного человека, подобного Адаму до грехопадения. Иисус Свидетелей Иеговыумер распятый на кресте и воскрес не физически, а только духовно. В 1914 г. он пришел невидимо и возглавил организацию «Сторожевой башни» в Бруклине (Нью-Йорк, США).
2. Церковь Иисуса Христасвятых последних дней (мормонизм) говорит, что Иисус является духовным братомЛюцифера (сатаны), т. е. одним из множества богов, и что Он был рожден на небеот мормонского бога Адама и его небесной жены, а потом от бога Адама и девыМарии Он родился во плоти на земле. Вот почему Иисус и умер на кресте, Егокровь не может избавить людей от некоторых грехов.
3. «Христианская наука»считает Его человеком, вдохновленным идеей Христа, который в действительностине умирал за грехи людей.
4. Вселенская церковьбожия (армстронгизм) учит, что Христос является первым человеком, которыйвступил на путь своего совершенствования.
5. Церковь единения(мунизм) рассматривает Христа как человека, который не смог совершить миссиюполного спасения через совершенную семейную жизнь. Поэтому руководитель культаСан Мьюнг Мун является последним мессией.
6. Культ единства чтитХриста как человека, который усовершенствовал божественную идею.
Личность и служениеХриста есть основание христианской веры. И если этот вопрос рассматриваетсявразрез с содержанием Библии, то искажается сама суть христианского учения.
2.3 Отрицаниеисторической непрерывности существования Церкви Христа
Многие культисты,называющие себя истинными христианами, говорят, что со времени апостолов или спервых веков христианства до появления их движения истинной Церкви на земле несуществовало.
Например, мы видим это вслучае с мормонизмом. Иосиф Смит рассказывал, что, когда ему впервые явилисьБог Отец и Его Сын Иисус Христос, он их спросил: «Какая церковь правильная?»Они ответили: «Все неправильны» и повелели ему основать истинную. СвидетелиИеговы тоже неоднократно заявляли, что все христианство, кроме их организации,является ложной религией. Дальше мы находим, что Виктор Уирвилл заявил о своемдвижении «Путь международный» как о единственном истинном пути. Он сказал, чтоБог призвал его возвещать людям истинное Слово Божие, которое «… не былоизвестно с первого века...». И, наконец, приведем в качестве примера такогорассуждения слова Герберта Армстронга, основателя культа Вселенской ЦерквиБожией, тоже считавшего, что только его учение является истинным. Он сказал:«Евангелие Иисуса Христа не провозглашалось миру приблизительно с 50г. по Р. X.до 195 г.». Это был год, когда он начал проповедовать свое учение.
Если эти и им подобные культистыправы в своих заявлениях, это значит, что с первого или второго века и допоявления их движения в плане Божием был пустой промежуток; истинной ЦерквиХриста не существовало и никто не знал правды Божией. Иначе говоря, Господь нашИисус Христос, глава Церкви, ожидал чуть ли не две тысячи лет, чтобы вновьначать Свое дело через какого-то самозванного культиста. Неужели Если мывнимательно прочитаем Новый Завет, то обратим внимание на слова Христа, которыйсказал: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, иврата ада не одолеют ее». Если истинной Церкви не существовало почти две тысячилет, значит слова Христа оказались ошибочными, и врата ада, по крайней мере натакой долгий период истории, смогли одолеть ее.
2.4 Верховный авторитетоснователей и лидеров культов
Один из важных признаковкультов можно определить ответом на вопрос, каким авторитетом и какой властьюоснователи и лидеры культов пользуются в отношении к членам своих движений.Создатели культов имеют в виду такую власть и такие права, какими непользовались даже Христовы апостолы.
Дело в том, что во многихкультах их основатели считаются богами, Христами, мессиями, пророками инепогрешимыми вождями. Претензии на власть со стороны некоторых основателей илидеров культов настолько высоки, что, кроме ближайших сотрудников, остальныечлены являются практически рабами. Эти члены должны работать, как рабы,почитать лидеров как почитают рабы господ и во всем исполнять их волю. Все этоначинается тогда, когда лидер культа ставит себя на место Бога или Христа. Онекоторых таких лидерах мы уже говорили выше.
Основатель культа «ДетиБожии» (другое название «Семья») Давид Берг, назвавший себя Моисеем (сокращенноМо), тоже выдавал себя, если не за мессию, то за человека, который был призванБогом для исполнения особой мессианской роли. Берг основал свое движение нахристианском учении, но затем уклонился от нравственного учения Христа, сделавего развратным и оккультным движением. Вместо того, чтобы жить по Библии, членыкульта стали жить по учению периодических посланий Берга, следуя его личномупримеру.
2.5 Авторитетностькниг основателей культов
В связи с диктаторскимавторитетом основателей и лидеров культов важно заметить, что их труды тожечасто принимаются за авторитетные, подобно Библии, среди их последователей.Основатель мормонизма Иосиф Смит написал «Книгу Мормона», которая считается посути не его книгой, а переводом писаний древних израильтян, которые якобы жилив Америке до того, как ее открыл Колумб. Эта книга занимает в мормонизме равноеположение с Библией. Основательница культа «Христианская наука» написала книгу«Наука здоровья», ставшую авторитетным руководством для всех ее последователей.У приверженцев Муна Церкви единения (мунизма) есть его книга «Божественный принцип».
В одних случаях многиекультисты принимают Библию как Слово Божие, но в то же самое время официальнопризнают авторитетными книги своих лидеров. В других случаях культисты говорят,что авторитетным словом для них является только Библия, однако полностьюполагаются на толкования ее основателями и вождями. Есть, конечно, и такиедвижения, которые ничего общего не имеют с Библией.
Как бы то ни было, однойиз характерных черт культов является признание их членами авторитета книг,которые были написаны их основоположниками. Для нашей же веры и жизниавторитетной книгой должна быть только Библия, выдержавшая испытания столетий ипринятая с древних времен Церковью.
2.6 Нарушение правчеловека и жестокое обращение с людьми
Диктаторство лидеров иоснователей культов, естественно, ведет к нарушению прав человека и жестокомуобращению с их рядовыми членами. Есть культы, в которых этого почти непроисходит, однако есть такие культы, в которых жестокость является ихсущественным характерным признаком.
Нарушение прав человекапроисходит в разных культах по-разному и не в одинаковой степени. В одних этоможет быть умышленной политикой вождя, а в других — его капризным, спонтаннымповедением. Так как многие культы практикуют общинный образ жизни, это дает им возможностьполностью управлять жизнью своих членов, которыми часто являются юноши идевушки. Лидеры обычно заинтересованы в том, чтобы их новые члены оставлялисвои семьи и жили вместе с другими членами группы. Таким образом, они скороподпадают под непосредственное влияние лидеров и становятся жертвами жестокогообращения.
Например, в культах«Христианское Учреждение», «Дети Божии» известны неоднократные случаи, когдановые члены подвергались нажиму для разрыва всякой связи с родителями, другимиродственниками и вообще с друзьями.
Руководители культовобычно стараются полностью изолировать своих новых членов от людей, с которымиони раньше имели общение, для того чтобы не дать им возможности оставить своихновых хозяев. Подобным же образом действовал лидер культа под названием «СемьяЛюбви». Он не только требовал от новых членов, чтобы они порвали все связи сродителями и друзьями, но давал им также совершенно новые имена, как, например,такие: Смирение, Честность, Счастье, Смелость и т. д. Этим способом он хотелсделать так, чтобы новые члены культа забыли о своем прошлом и навсегдаостались его рабами.
По этой же причине внекоторых культах запрещено чтение газет, журналов и вообще всякой литературыизвне, как не допускается и посещение родителей. Если в крайнем случае нужнопослать письмо кому-то из родных, то оно обязательно проходит через рукидоверенных начальников. Если необходимо позвонить по телефону, то кто-то изпомощников лидера должен стоять рядом и слушать. В оправдание этого лидерыговорят, что они делают это для защиты своих членов от внешней опасности.
Во многих культовыхкоммунах довольно строго распределяется время на часы работы, упражнения,длинные вечерние собрания, продажу литературы культа и попрошайничество наулицах города. Времени для себя почти никогда не остается. Человек слышиттолько пропаганду своего культа и работает долгие часы, влача нищенскоесуществование. Руководители культов внушают своим подопечным, что они работаютдля блага человечества, с чем связана деятельность культа. В результате такогопроцесса человек становится рабом. Он не думает своим умом, а исполняет все,что от него требуют. А когда он станет рабом, то с ним делают, что хотят.
Члены диктаторскихкультов теряют все свои права и могут подвергаться всякого рода нравственным ифизическим оскорблениям. Это говорит о жестокости некоторых вождей культов.
Лидер культа «СемьяЛюбви» называл себя именем Любовь Израиля. Он любил говорить, что он естьолицетворение любви в теле и поэтому все, что бы он ни делал, является любовью.Так вот, «Любовь в человеческом теле» терроризировал малолетних детей членовкульта, когда они плакали во время длинных собраний. Когда ребенок начиналплакать, Любовь Израиля хватал его за ножку, относил в темный шкаф и закрывалтам на несколько часов. Если ребенок не переставал плакать, то он оставался тамдо тех пор, пока совсем не затихал. Матери детей не смели возражать противтаких порядков.
Данные примерыподтверждают то, что культы можно опознавать по признакам лишения имичеловеческих прав своих членов и жестокого с ними обращения.
Новый Завет показывает,насколько милосердным и добрым был Спаситель к страдающим людям. Все дела,слова и жертвенная смерть Спасителя показывают, насколько самоотверженно Онслужил людям. Ради них Он пошел на ужасные страдания на кресте и умер для того,чтобы дать им вечное спасение. Христос учил своих последователей любить другдруга, любить своих родителей и членов семьи, делать добро всем людям, дажеврагам. Он исцелял больных, кормил голодных и утешал всех скорбящих. Он никогдане поступал жестоко или несправедливо. Не было и не будет человека, который былбы так добр и свят в своем отношении к людям, как Господь наш Иисус Христос.
Хотя апостолы были такимиже людьми как и мы, но по примеру Христа они самоотверженно служили людям. Заэто они были гонимы, и большинство из них умерли мученической смертью. Онипроповедовали Христову любовь и жили соответственно ей. Их слова и поведениетакже являются примерами справедливости и милосердия. Доказательством этогоявляются многие места Нового Завета.
2.7 Крайности ипреступления в половых отношениях
Что касается половоговопроса, то нельзя все культы обвинять в неправильном учении или поведении.Однако для многих из них свойственно отклоняться от здравого понятия. По мнениюнекоторых известных исследователей, американский культ «Церковь ВселенскогоЕдинства» является одним из наиболее сильных гностических культов нашеговремени. Его основали в конце XIX столетия в Америке муж и жена Чарльз и МертлФиллмор. «Церковь Вселенского Единства» предлагает людям секрет физическогоздоровья и материального обогащения на основе своего «нового мышления», котороесвязано с индуистскими, гностическими, теософскими и спиритистскими идеями,плюс к тому позитивное мышление.
Под влиянием гностицизмаЧарльз Филлмор пришел к убеждению, что половая жизнь вредна. Он учил, чтотолько через полный отказ от половых сношений можно избежать физической смерти.
В истории христианствабыли люди, которые верили в достижение состояния непогрешимого совершенства. Освоем развратном поведении они говорили, что оно являлось их искреннимстаранием угодить Богу и учили, что в этом случае брачные узы не нужны иполовые сношения могут происходить так же свободно, как свободно человек пьетводу.
Происхождение мормонизматоже было связано с нарушением половой морали. Мы уже раннее упоминали про «откровения»Смита про сожительство с девушками и проповеди среди последователей культа.После Смита мормоны разделились. Руководство большей группой мормонов оказалосьв руках Бригхама Янга, который повел ее далеко на Запад. Этот лидер мормоновпринял и практиковал учение Смита о многоженстве. Вместе с ним практиковала егои вся группа. Это продолжалось до 1890г., когда Верховный суд США окончательнозапретил мормонское многоженство. В настоящее время брачная жизнь мормоновсогласуется с законом страны, хотя иногда среди них выявляются группы, которыетайно практикуют многоженство.
Что касается Сан Муна,основателя корейского культа «Церковь единения», то в раннем периоде егодеятельности он подвергался сильным обвинениям со стороны корейскихпротестантских пасторов в том, что совершал обряды половых сношений со своимипоследовательницами. Они указывали, что их обвинения подтверждаются теориейМуна о том, что через него Бог исправляет физическое осквернение людей, котороеперешло к ним от Евы через Адама, так как она впервые осквернилась черезполовое сношение с сатаной. Мун отвергал эти обвинения.
Ужасные половыепреступления совершал Джим Джонз, лидер покончившей самоубийством группы«Народный Храм». Одна из его последовательниц говорила впоследствии, что Джонзпохвалялся, как однажды в молодости он провел три дня в постели с женой одногобразильского дипломата для того, чтобы получить от нее пять тысяч долларов икупить пищу бедным детям. Джонз оправдывал половое преступление радиблагородной цели, хотя все его благородные цели, в конце концов, оказалисьдутыми.
Джонз пользовался половымактом для шантажа, наказания и унижения членов своей коммуны, если они неисполняли всех его повелений. Одна девушка по имени Дафни Миллз рассказывала,что Джонз насиловал подростков, когда они нарушали его постановления. Он такженасиловал мужчин и вынуждал их ко всякого рода извращениям. Мужья и женыпринуждались спать с чужими супругами. Джонз имел особую привычку устраиватьтак, чтобы муж или жена заходили в комнату как раз в тот момент, когда оннасиловал супругу или супруга. Джонз требовал регулярных исповедей, в которыхлюди рассказывали бы о своих половых извращениях или насилиях». Иначе говоря,этот диктатор и окончательно совратившийся человек не воздерживался ни откакого рода половых преступлений. В то же время он называл себя воплощениемХриста.
Таким же ужаснымнарушителем половой морали был Давид Берг, основатель «Детей Божиих». Неоставляя своей жены, Берг стал открыто сожительствовать в 1970г. с ее подругойпо имени Мария. В это время ему исполнился 51 год. Вскоре он начал жить еще содной женщиной по имени Марфа. С этого началось моральное развращение самогоБерга и всего его культа. Дочь Берга Девора, которая вместе с мужем убежала от«Детей Божиих» в 1979г., свидетельствовала, что Берг принуждал и ее ксожительству с ним.
Этот преступник не толькосам нарушал нравственные нормы половой жизни, но учил безнравственномуповедению своих последователей, которыми в большинстве своем были молодые юношии девушки.
Берг разработал особыйметод привлечения новых людей в свой культ. Он называл его методом«флиртовального рыболовства». Но, скорее всего, его нужно назвать религиознойпроституцией. В своих письмах он иллюстрировал этот метод при помощипорнографических рисунков, стесняясь говорить богохульное о Христе.
Извращенные понятия Бергаперешли все границы религиозной проституции, когда он стал рекомендоватьполовую жизнь с детьми. В своей книге «Революционер» он приводит детали своейполовой жизни с семилетнего возраста и одобряет лесбийскую любовь и полигамию.
Как мы уже убедилисьвыше, многие культы можно обвинить в нарушении половой нравственности. Однаковажно знать, что одним из признаков того, что какая-то группа или необычноедвижение является культом, может быть не только половое распутство, но также иотказ от брака и естественной половой жизни в браке. Многие культисты непонимают или же отвергают учение Слова Божия, которое, с одной стороны,одобряет половую жизнь в браке, а с другой — осуждает добрачные и внебрачныесношения, называя их блудом, любодеянием и прелюбодеянием. Слово Божие осуждаеттакже половые сношения между людьми одного пола.
2.8 Эксплуатациярядовых членов и обогащение вождей
Одним из признаковкультов является эксплуатация их рядовых членов и обогащение вождей. Длядостижения своих гнусных целей вожди прибегают к обману, угрозам и всякого родалицемерным оправданиям.
Молодой человек по имениГрег, подпавший под влияние группы Аламо «Христианское Учреждение»,свидетельствовал впоследствии, что он и другие члены культа должны былиработать на фермах в пользу «Учреждения» и в то же время жить в ужасныхжилищных условиях. В одном месте их было приблизительно сто человек. Они жилиполтора месяца на ферме в старом доме, состоявшем из четырех комнат. Время былохолодное (ноябрь и декабрь), а дом не имел ни мебели, ни отопления. Если былавозможность принять душ один раз в неделю, это считалось хорошо.
А что касается лидеровэтого культа Тони и Сюзанны Аламо, Грег говорил, что они не стеснялись своегобогатого образа жизни. Каждый раз, когда он их видел, они были прекрасно одетыи имели дорогие украшения. Ездили они не на простых машинах, а на лимузинахмарки «Линкольн Континенталь». Жили в прекрасном большом доме, который строгоохранялся. Никто из простых членов не мог без разрешения подойти к дому».
О Феликсе Манало,основателе филиппинского христианского культа «Церковь Христова», известно то,что он живет в прекрасном большом дворце в Маниле. Этот дворец настолько дороги красив, что Феликсу завидуют филиппинские богачи и государственные лидеры.Все, что нужно для Феликса и его семьи, поставляет его организация, котораяобязывает всех членов жертвовать на «спасение» души десятую часть своегодохода.
В свое время Джим Джонз,лидер культа «Народный Храм», собрал со своих последователей около 26 миллионовдолларов. Он вымогал у них пожертвования и под предлогом помощи беднымтребовал, чтобы они переписывали на общину культа все свое движимое имущество.
Для своего обогащенияоснователи и лидеры пользуются услугами помощников, с которыми они делятсяпривилегиями и богатством. По этой причине многие культы имеют два классачленов: привилегированных помощников и простых членов.
Помощники обычно живут влучших условиях, чем простые члены, и пользуются лучшей пищей и более дорогимивещами. Эти служители вождей держат простых членов в повиновении, внушая им,что лидер, будучи богом или пророком, получает все права и богатство от Бога,потому что достоин этого.
Сравнив такие деяниякультовских лидеров с образом жизни и служением Христа, ясно видно, насколькоповедение лидеров противоречит делам и словам Спасителя. Иисус говорил о Себе:«Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, гдепреклонить голову». Он жил так, как живут нищие. Он не ждал, чтобы Ему служили.Он Сам служил всем людям. Своих учеников Он учил, говоря: «И кто хочет междувами быть первым, да будет вам рабом. Так как Сын Человеческий не для тогопришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искуплениямногих».
Будучи человеком, ИисусХристос нуждался в пище, одежде и ночлеге. Его ученики также нуждались во всемэтом. Поэтому были люди, которые добровольно служили им в этом отношении.Однако это не значило, что Иисус и ученики Его злоупотребляли материальнымимуществом своих доброжелателей. Внимательное изучение Нового Завета доказываетэтот факт.
После сошествия ДухаСвятого апостолы проповедовали Евангелие и, хотя не всегда, время от времениимели материальную поддержку со стороны верующих. Сам ап. Павел получалподдержку от членов церкви в Филиппах и учил верующих, что церкви должнысодержать материально своих служителей. Однако это не значит, что ониэксплуатировали верующих и злоупотребляли их пожертвованиями. В деятельностикультов, к сожалению, это часто происходит.
2.9 Обожествлениечеловека
Кроме учения о божествесвоих основателей и вождей, есть культы, которые вообще учат, что всякийчеловек есть бог и может достичь состояния божества.
Мормонское учение обожестве человека связано с понятием этого культа о Боге. Бригхам Янг, преемникСмита и тоже авторитетный лидер, разработал эту теорию на основе откровенийСмита. Хотя она официально не проповедуется, однако является основныммировоззрением мормонизма. Согласно другого мормонского выражения: «Какимчеловек есть, Бог однажды был; каким Бог есть, человек может стать».
Герберт Армстронг,основатель «Всемирной Церкви Божией», учил, что уподобляясь Богу на земле спомощью молитвы, жизненных трудностей и возрастая духовно, человек удостоитсятого, чтобы в день воскресения родиться Богом.
С точки зрениябиблейского монотеизма, это абсурдно, потому что Библия определяет идею о Богесовершенно иначе. Бог вечен, вездесущ и всесилен, а человек является Еготворением и поэтому никогда не сможет быть равным Ему. Всесильным может бытьтолько Один. Если кто-то другой сможет стать всесильным, тогда первый долженбудет лишен Своего всесилия.
2.10 Методыпривлечения новых членов и появление положительных лидеров
Многие культы занимаютсяактивной миссионерской деятельностью. Они пользуются как законными, так инезаконными методами для достижения своих целей. Законы свободы религии разныхгосударств позволяют всем религиозным движениям заниматься своей деятельностьюи приобретать новых последователей с условием, чтобы не ущемлялись правачеловека и не допускались уголовные методы в их деятельности.
Ввиду того, что многиекульты по своей природе авторитарны и секретны, трудно бывает проследить ипредотвратить их противозаконные действия. Трудность заключается еще и в том,что есть вещи, которые хотя и неправильны, однако не являются преступлениямисогласно законам страны. Этими вещами могут быть лесть, лицемерие, хитрость,внешняя доброта, корыстная поддержка и т. д.
Интересно, что те культы,которые жестоко притесняют и эксплуатируют попавших в их руки людей,обыкновенно внешне кажутся гуманными и привлекательными. В этом видны ихитрость и организационная способность их лидеров.
Так, когда девушка поимени Донна начала посещать собрания культа «Скиния Веры», она удивилась тому,как приветливо с ней все обращались, интересовались ее жизнью, предлагалиотвезти домой, прислать за ней машину в следующий раз и т. д. Если онапропускала собрание, кто-то обязательно звонил и говорил, что им было скучнобез нее. Все это было очень приятно Донне. Через некоторое время она оставиладом и поселилась в коммуне культа. Там она скоро узнала, какие диктаторскиезаконы существовали в этом культе и как трудно освободиться от его цепей.
То же, например, девушкаШелли пережила в культе Муна «Церковь единения». Ее и других привлеклиприветливость, дружеское отношение и проявление интереса к посетителям. Позжеона свидетельствовала, что культ Муна и подобные ему имеют успех, потому чтомногие люди, особенно молодые, жаждут любви и заботы по отношению к себе. А то,что Шелли пережила в результате «промывания мозгов», изоляции и эксплуатации,несомненно доказывает, что выражения любви и интереса со стороны культистовбыли неискренними [15].
Из всего вышесказанногомы можем сделать вывод, что псевдохристианские культы не имеют ничего общего схристианством. Их доктрины либо деструктивны, либо тоталитарны, и первое и второенаносит непоправимый вред их адептам. Истинная же Вера служит добру, несячеловечеству Божью любовь, избавление от грехов через принятие Иисуса какспасителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В практике РусскойПравославной Церкви любое, отличное от доктрины этой церкви верование(религиозное течение) принято называть сектантством или культом, и даватьнегативную окраску всей его деятельности. Однако, очевидно, что это далеко нетак. При наложении некоторых определений понятия «культ» выявляетсянезначительный срез религиозных или псевдорелигиозных организаций, которыеподпадают под определение «деструктивного течения». В отношении именно такогорода организаций, вероятно, и будет правомерным применение термина «религиозныйкульт».
В социальном плане «культ»– это группа последователей, как правило, искусственно созданного образа,замкнувшаяся в своих узких интересах, с соответствующим понятием о Богекакой-либо личности или группы личностей, имеющая интересы, не соответствующиеобщественным, а зачастую прямо противоречащим им, в связи с наличием приоритетавнутригрупповых отношений и ценностей перед государственными и общественными.
С точки зрения психологиии правоохранительных органов «культ» — это группа, имеющая духовного, частообожествляемого лидера, узнаваемая по манипуляциям, направленным напсихологическую дестабилизацию своих адептов, с целью добиться от нихбезусловного подчинения, уменьшения критического духа, материального отречения,разрыва с общепринятыми установками (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными),и представляющая собой опасность для индивидуальных свобод, здоровья,образования, демократических институтов.
Подобнымихарактеристиками обладают в полной мере далеко не все культы, но имеющие этотнабор могут именоваться деструктивными или тоталитарными организациями.
Деструктивные культы –это все многообразие культов, разрушительных по отношению к естественному,гармоническому состоянию личности – духовному, психическому и физическому, атакже к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам,культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом. По своему характеру онипротивоположны традиционным вероучениям, хотя часто имеют с ними внешнеесходство. Этим термином принято обозначать религиозные группы, осужденные судебнымиорганами или подозреваемые в совершении уголовно-административных преступленийпротив личности или собственности.
Классифицироватьсектантское движение не просто по ряду причин. Во-первых, оно чрезвычайномобильно (новые религии создаются и исчезают постоянно); во вторых, в доктринеодной организации может содержаться сразу несколько основополагающихпостулатов, относящихся к разным течениям; в-третьих, само разделениедостаточно условно, но довольно показательно.
Название«псевдохристианство» говорит о том, что культы, входящие в эту группу, являютсяхристианскими только исходя из критериев похожести пропагандируемых постулатов,маскируя за названием свое истинное лицо. Они ссылаются на Библию как наосновной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смыслвырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Практическивсе эти сектанты утверждают, что их организации имеют свое историческоепроисхождение непосредственно от святых апостолов, зачастую провозглашая, что жизньв культе организована так, как это было в первохристианские времена. Тем неменее, они не могут назвать ни одного из своих предшественников, которые училибы в исторический период от начала новой эры до времени возникновения культа.Реальная история возникновения культа от адептов зачастую и вовсе скрывается.
В таких культах создательрелигиозной доктрины чаще всего обожествлялся, называя себя Богом или, в лучшемслучае, пророком или мессией. Под знаменем «истинной веры» в тоталитарных культахпроисходит большое количество противоправных, а зачастую, и глубоко аморальныхдействий. К деструктивным культам псевдохристианской ориентации можно отнести:«Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», харизматические движения,например, «Завет», корейские протестантские секты, Религиозное движение «Семьяили Дети Бога».
Культы, претендующие наобладание «новым откровением» — мормоны (или «Церковь Иисуса Христа святыхпоследних дней»), «Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Богородичный центр»,движение Муна («Церковь Объединения» с ее фронтовыми организациями), «АумСинрике», «Церковь последнего завета» лжехриста Виссариона, сайентологи.
Культы самымфундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаютсяобратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опытпоказывает, что людям, попавшим в такую организацию, будет нанесен серьезныйвред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги и собственность будутпотеряны и, в конце концов, когда человек все-таки покинет её, перед нимвстанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко невсегда в состоянии решить. Некоторые культы оставляют куда более тяжелыепоследствия, чем другие, причем это не связано напрямую с количеством часов,проведенных в ритуалах и программировании.
Поэтому жизненнонеобходимо иметь доступ к надежной и объективной информации об этих группах,направленной в первую очередь к подросткам и преподаваемой в рамках школьнойучебной программы, а также к детям последователей различных групп религиозного,изотерического или спиритистского типа.
Евангелизация не сможетосуществиться, если служители ложных культов навяжут людям свои учения. ТолькоХристово Евангелие является Божьей истиной, и его благовествование ведет кспасению души каждого верующего. Поэтому истинные христиане ответственны за то,чтобы Благая весть достигла сердец людей силою Духа Святого. С этой цельюхристиане должны возрастать в знании Слова Божиего и жить по библейскимпринципам. Чтобы воспрепятствовать распространению ложных религий, они такжедолжны иметь представление об основах учений различных культов и уметьпротивопоставить им истину Слова Божиего.
ЛИТЕРАТУРА ИЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.Христианство и религии мира. www.pserpuhov.ru/gazeta/200310/20031006.php
2. Буайе Ж. Ф. «Империя Муна» (М.,1990)
3. Деструктивные псевдохристианскиекульты.
www.nevskiy.orthodoxy.ru/center/sprav/distruct/semia.html
4. Электронная энциклопедия Сектовед.
www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=3
5. Деструктивные псевдохристианскиекульты.
www.usinfo.ru/rossija36.htm#ДЕСТРУКТИВНЫЕ%20ПСЕВДОХРИСТИАНСКИЕ%20КУЛЬТЫ
6. Газета «НГ-религии», 23.10.1997 г.
7. «Религии и секты всовременной России». Информационно-консультационный центр при Соборе Св.Александра Невского Новосибирск – 1997.
8. Диакон Андрей Кураев «Все ли равно как верить?»Сборникстатей по сравнительному богословию. – М.: Издательство Братства СвятителяТихона, 1994.
9. Эткинд А. «Русские секты и советский коммунизм: проект В.Бонч-Бруевича» //Минувшее: исторический альманах – М.: СПб., Феникс, 1996, №19.).
10. «Сайентология — процветающий культ жадности ивласти»/статья (журнал «Time» от 6 мая 1991 г.)
11. Джин Ричи«Тайный мир культов» (Jean Ritchie, The SecretWorld of Cults. An Angus & Robertson Book, 1991.
12. Джеймса Бойла «Секты-убийцы». Электронныйвариант.
13. Электронный источник работ порелигии: www. kiev-orthodox.org.
14 Чайковский А.Е., Капочкина Н.А.,Кудрявцев М.С. История религий. /учебно-методические пособия. Нижегородскийгосударственный технический университет, 2001.www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/hist_relig/content.htm.
15 Николай Порублев. Культы и мировые религии.www.church.kiev.ua/Librery/htm/00283.htm.
16. Оваденко Игорь. Государство ирелигиозные организации: тоталитарные секты в Украине. http\www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/67.
17. Энциклопедия «Кругосвет».
www.krugosvet.ru/articles/24/1002415/1002415a1.htm.
18. M.W.R. Farrer. «Ересь» / Элвелл У., ред.Теологический энциклопедический словарь (М.: Духовное возрождение, 2003.
19. Дворкин, А.Л. Сектоведение(Н.Новгород: Изд-во во имя св. князя Александра Невского, 2000), с. 34.
20. H.K. Gallatin. «Секта, сектантство» / Элвелл У.,ред. Теологический энциклопедический словарь (М.: Духовное возрождение, 2003)
21. Дмитрий Розетт. Определение и признаки культа.apologetika.org.ua/index.php3?razd=1&id1=41