Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Религия и мифология"


Литургическая символика иконографии Успения Пресвятой Богородицы

О.Е.Этингоф
Византийскаяиконография Успения Богоматери в своей канонической форме сформировалась кконцу X в. Это подтверждается датированной пластиной слоновой кости для окладаЕвангелия императора Оттона III (1002 г.) из Баварской государственнойбиблиотеки в Мюнхене. Данная композиция была не только сценойповествовательного праздничного цикла — изображением смерти Марии, но и образомлитургии с Христом-архиереем, если учитывать тексты, которые служили основойиконографии, в первую очередь, апокрифическое Сказание Псевдо-Иоанна Богословаи Слова Иоанна Дамаскина на Успение Богоматери.
УспениеБогоматери, как и Воскресение Христа, символизировало попрание смерти ивоскрешение к новой, более совершенной жизни будущего века. Во Втором Слове наУспение Богородицы Иоанна Дамаскина читаем: «Сегодня сокровище жизни, безднаблагодати… покрывается живоносной смертью и безбоязненно приступает к ней Та,Которая в чреве носила Ниспровержителя смерти, если вообще допустимо именоватьсмертью всесвященное и животворное Ее отшествие»; «Взглянув на Нее, смертьубоялась, ибо от своего нападения на Сына Ее [смерть] опытом научилась и,стяжав уже [этот] опыт, стала благоразумнее»; «Но как святое и непорочное телоГоспода, которое от Нее стало воипостасным Слову, на третий день воскресло отгроба, так и Матери [надлежало] быть отнятой у гроба и переселиться к Сыну. Икак Он Сам снисшел к Ней, так и Ей [надлежало] подняться в большую исокровеннейшую скинию… в самое небо (Евр. 9:11-24)».
ВСловах Иоанна Дамаскина на Успение Богоматери многократно встречаются различныеэпитеты Марии, которые уподобляют Ее скинии, святилищу, трапезе, стамне сманной небесной, хлебу, источнику манны, вместилищу хлеба, сладостной пище;нетленность непорочного тела Марии связывается с нетленностью Святых Даров;присутствие апостолов у гроба Марии — с собранием на литургию и принятием имибожественной благодати.
ВТретьем Слове на Успение Богоматери Иоанна Дамаскина читаем: «Ныне земнаятрапеза, неискусобрачно носившая Небесный Хлеб Жизни… была взята от земли наНебо...»; «Этот гроб драгоценнее древней Скинии, ибо он принял… живоноснуютрапезу, хранившую не хлебы предложения, но хлеб небесный...»; «Сладок,поистине сладок винный напиток и питателен хлеб. Первый веселит, а второйукрепляет сердце человека. Но что может быть сладостнее Матери Бога моего?»
Приведемвыдержку из Первого Слова на Успение Богородицы Иоанна Дамаскина: «… БогуСлову, Сотворившему скинию во чреве Твоем, человеческая природа принесла испеченныйв горячей золе хлеб, то есть начатки своих плодов, из Твоих пречистых кровей.[Эти начатки] как бы испек и сделал хлебом божественный Огонь...» В его жеВтором Слове на Успение Мария определена как «… сладостный Сосуд манны или,лучше сказать, истинный ее источник...».
Примечательно,что самый текст Третьего Слова на Успение Иоанн Дамаскин начинает с того, чтоего цель — «предложить и себе самому, и вам, здесь присутствующим, о,божественное, священное собрание, душеполезное и спасительное яство...». ВоВтором Слове святого отца подчеркнута роль апостолов в приобщении народов кпричастию, и явление их вокруг гроба уподоблено собранию священников налитургии: «Тех, которые были рассеяны по всей земле, [которые] уловлялилюдей… языками Духа, [которые] неводом слова извлекали [их] из безднызаблуждений, [чтобы привести] к духовной и небесной трапезе тайной вечери, где[подается] священное яство духовных пиров Небесного Жениха… в Иерусалимдоставило облако...»
Вомногих текстах на Успение подчеркивается нетленность тела Богоматери. У КосмыМаюмского читаем: «Царь и Бог всего показывает на тебе (дела)сверхъестественные: ибо, как в рождении сохранил Он (тебя) Девою, так и в гробетело (твое) соблюл нетленным». В таком контексте это не могло не сопрягаться сидеей нетленности евхаристических даров.
Вновьобратимся к Первому Слову на Успение Богородицы Иоанна Дамаскина:«… божественное Твое тело: священное всенепорочное, исполненное божественногоблагоухания, изобильный родник благодати, будучи положено во гробе, а затемвосхищено в область лучшую и высшую, не покинуло [свой] гроб без дара, носообщило ему божественные благословение и благодать, оставило его как источникисцелений и всяческих благ для всех приходящих с верой».
ВСловах на Успение Иоанна Дамаскина Мария называется сокровищницей подлиннойПремудрости, Царским престолом, ложем, а ложе — храмом, престолом. Этосоответствует включению в Слова многочисленных цитат и образов, почерпнутых изКниг Ветхого завета, уподобляющих Христа, воплощенной Премудрости, новомуСоломону, а Марию — его Невесте; перенесение тела Марии с Сиона в Гефсиманиюуподоблялось третьему перенесению Ковчега завета Соломоном в Святая Святых; самгроб называется прекрасной Невестой, брачным чертогом. В Третьем Слове на УспениеБогоматери Иоанна Дамаскина читаем: «Ложе божественного воплощения Словаупокоилось в преславном гробе, как в опочивальне, откуда оно взошло в небесныйбрачный чертог, так что, пресветло царствуя с Сыном и Богом, оставило гробложем для живущих на земле… Это ложе способствует не плотскому соединениюлюбящих земной любовью, но доставляет тем, которые пленены Духом, жизнь святыхдуш, предстояние перед Богом, лучшее и сладчайшее из всех благ». Евхаристия жеявлялась наивысшим выражением этой любви и уподоблялась брачной вечере ЖенихаХриста, Сына Великого Царя.
Всетри Слова Иоанна Дамаскина читались на праздник Успения Богоматери 15 августа вцеркви Св. Сиона ночью. В самой службе на праздник Успения Богоматериповторялись и раскрывались основные черты этого события христианской истории:собрание у одра апостолов и их участие в Успении, прославление Марии и еекончины ангельскими силами, нетленность тела Марии. Вокруг ложа Марии служилилитургию. Грузинское Евангелие Апракос V—VIII вв. отмечает празднование УспенияБогоматери в часовне, специально построенной у подножия Гефсиманской горы, кудабыло перенесено тело Марии. «… Местечко Гевсимания, где гроб ПресвятойВладычицы нашей Богородицы… Здесь три храма: один на левой руке и вуглублении под землею, где божественный гроб Богородицы. Храм этот весьсводчатый просторный, цилиндрический, и посреди его наподобие амвона стоит гробее, иссеченный из камня в четырехкаморной форме. И в восточной его стороне изтого же камня изваянный, как бы ложе и обложенный мрамором одр, на нем положенобыло пречистое тело Пресвятой Богородицы, принесенное святыми апостолами сСиона». Игумен Даниил сообщает о нем: «А сверху над гробом святой Богородицыбыла выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы успения.… Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».
Крестоносцысоорудили в церкви Св. Сиона на месте, где, по преданию, распространившемуся вV в., скончалась Богоматерь, маленькую мраморную часовню, посвященную Деве Марии.В этой часовне был алтарь и изображение Успения Богоматери, в ней и совершаласьслужба в честь праздника Успения. Это означает, что ложе и гроб Марии былихрамовыми святынями, в Успенском храме в Гефсимании гробу Богоматери,расположенному прямо под алтарем церкви, было придано евхаристическое значениеподобно Гробу Господню. С литургией также была связана композиция «УспениеБогоматери» в сионской часовне.
Всредневизантийской иконографии этой сцены ложе с телом Богоматери наглядноуподоблялось престолу, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемымиПетром и Павлом, по сторонам ложа, — их присутствию на евхаристии и причащениюпод двумя видами. Христос, стоящий со спеленутой душой Марии позади ложа, являлсобой образ архиерея за трапезой. Изображение апостола Петра, кадящего передложем, по-видимому, соответствовало каждению Святых Даров в литургии, а образИоанна, припадающего к ложу Марии, — священнику, целующему престол. Часто всцене Успения Богоматери присутствовали изображения двух, трех или даже четырехепископов — Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Эфесского и Иакова, братаГосподня, в соответствии с текстом Псевдо-Дионисия Ареопагита,интерполированного во Второе Слово на Успение Богоматери Иоанна Дамаскинавместе с фрагментом Евфимиевой истории. В литургическом аспекте их присутствиев сцене Успения можно уподобить причащению архиереем священников в евхаристии.Ангелы с покровенными руками, как для принятия Святых Даров, также словноприслуживают на литургии в качестве дьяконов. В росписях Спасо-Преображенскогособора Мирожского монастыря по сторонам Христа представлены архангелы Михаил иГавриил в лорах.
Налитургический характер сцены Успения Богоматери иногда прямо указывалоизображение пар гимнографов — Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина,представленных, например, на западной стене верхней церкви-усыпальницы вБачкове справа и слева от этой ком-озиции под арками, а впоследствии и вросписях XIV в.
Источник:«Образ Богоматери». М., 2000 г. С. 213-217
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лекции - Патофизиология (Воспаление, Аллергия)
Реферат The Life And Art Of Paul Gauguin
Реферат Джузеппе Гарибальди - выдающийся политический деятель Италии XIX века
Реферат Природные условия Магаданской области и Чукотского Автономного Округа
Реферат Китай в период правления династии Сун 960-1279
Реферат Технология работы на брошюровщике
Реферат Структурная политика Казахстана
Реферат Комерційні банки становлення та розвиток 2
Реферат Социально психологические факторы и их влияние на прфессиональную д
Реферат Применение метода IPO на финансовом рынке России и за рубежом
Реферат Contemporary Atheism Essay Research Paper Contemporary atheism
Реферат «Сверхчеловек» Ницше как отображение реальностей современной экономики
Реферат Frankenstein Essay Research Paper Introduction to Frankenstein
Реферат 1. Начальник відділу маркетингу належить до професійної групи "Керівники"
Реферат Ethan Frome Essay Research Paper The Wicked