О.Е.Этингоф
Византийскаяиконография Успения Богоматери в своей канонической форме сформировалась кконцу X в. Это подтверждается датированной пластиной слоновой кости для окладаЕвангелия императора Оттона III (1002 г.) из Баварской государственнойбиблиотеки в Мюнхене. Данная композиция была не только сценойповествовательного праздничного цикла — изображением смерти Марии, но и образомлитургии с Христом-архиереем, если учитывать тексты, которые служили основойиконографии, в первую очередь, апокрифическое Сказание Псевдо-Иоанна Богословаи Слова Иоанна Дамаскина на Успение Богоматери.
УспениеБогоматери, как и Воскресение Христа, символизировало попрание смерти ивоскрешение к новой, более совершенной жизни будущего века. Во Втором Слове наУспение Богородицы Иоанна Дамаскина читаем: «Сегодня сокровище жизни, безднаблагодати… покрывается живоносной смертью и безбоязненно приступает к ней Та,Которая в чреве носила Ниспровержителя смерти, если вообще допустимо именоватьсмертью всесвященное и животворное Ее отшествие»; «Взглянув на Нее, смертьубоялась, ибо от своего нападения на Сына Ее [смерть] опытом научилась и,стяжав уже [этот] опыт, стала благоразумнее»; «Но как святое и непорочное телоГоспода, которое от Нее стало воипостасным Слову, на третий день воскресло отгроба, так и Матери [надлежало] быть отнятой у гроба и переселиться к Сыну. Икак Он Сам снисшел к Ней, так и Ей [надлежало] подняться в большую исокровеннейшую скинию… в самое небо (Евр. 9:11-24)».
ВСловах Иоанна Дамаскина на Успение Богоматери многократно встречаются различныеэпитеты Марии, которые уподобляют Ее скинии, святилищу, трапезе, стамне сманной небесной, хлебу, источнику манны, вместилищу хлеба, сладостной пище;нетленность непорочного тела Марии связывается с нетленностью Святых Даров;присутствие апостолов у гроба Марии — с собранием на литургию и принятием имибожественной благодати.
ВТретьем Слове на Успение Богоматери Иоанна Дамаскина читаем: «Ныне земнаятрапеза, неискусобрачно носившая Небесный Хлеб Жизни… была взята от земли наНебо...»; «Этот гроб драгоценнее древней Скинии, ибо он принял… живоноснуютрапезу, хранившую не хлебы предложения, но хлеб небесный...»; «Сладок,поистине сладок винный напиток и питателен хлеб. Первый веселит, а второйукрепляет сердце человека. Но что может быть сладостнее Матери Бога моего?»
Приведемвыдержку из Первого Слова на Успение Богородицы Иоанна Дамаскина: «… БогуСлову, Сотворившему скинию во чреве Твоем, человеческая природа принесла испеченныйв горячей золе хлеб, то есть начатки своих плодов, из Твоих пречистых кровей.[Эти начатки] как бы испек и сделал хлебом божественный Огонь...» В его жеВтором Слове на Успение Мария определена как «… сладостный Сосуд манны или,лучше сказать, истинный ее источник...».
Примечательно,что самый текст Третьего Слова на Успение Иоанн Дамаскин начинает с того, чтоего цель — «предложить и себе самому, и вам, здесь присутствующим, о,божественное, священное собрание, душеполезное и спасительное яство...». ВоВтором Слове святого отца подчеркнута роль апостолов в приобщении народов кпричастию, и явление их вокруг гроба уподоблено собранию священников налитургии: «Тех, которые были рассеяны по всей земле, [которые] уловлялилюдей… языками Духа, [которые] неводом слова извлекали [их] из безднызаблуждений, [чтобы привести] к духовной и небесной трапезе тайной вечери, где[подается] священное яство духовных пиров Небесного Жениха… в Иерусалимдоставило облако...»
Вомногих текстах на Успение подчеркивается нетленность тела Богоматери. У КосмыМаюмского читаем: «Царь и Бог всего показывает на тебе (дела)сверхъестественные: ибо, как в рождении сохранил Он (тебя) Девою, так и в гробетело (твое) соблюл нетленным». В таком контексте это не могло не сопрягаться сидеей нетленности евхаристических даров.
Вновьобратимся к Первому Слову на Успение Богородицы Иоанна Дамаскина:«… божественное Твое тело: священное всенепорочное, исполненное божественногоблагоухания, изобильный родник благодати, будучи положено во гробе, а затемвосхищено в область лучшую и высшую, не покинуло [свой] гроб без дара, носообщило ему божественные благословение и благодать, оставило его как источникисцелений и всяческих благ для всех приходящих с верой».
ВСловах на Успение Иоанна Дамаскина Мария называется сокровищницей подлиннойПремудрости, Царским престолом, ложем, а ложе — храмом, престолом. Этосоответствует включению в Слова многочисленных цитат и образов, почерпнутых изКниг Ветхого завета, уподобляющих Христа, воплощенной Премудрости, новомуСоломону, а Марию — его Невесте; перенесение тела Марии с Сиона в Гефсиманиюуподоблялось третьему перенесению Ковчега завета Соломоном в Святая Святых; самгроб называется прекрасной Невестой, брачным чертогом. В Третьем Слове на УспениеБогоматери Иоанна Дамаскина читаем: «Ложе божественного воплощения Словаупокоилось в преславном гробе, как в опочивальне, откуда оно взошло в небесныйбрачный чертог, так что, пресветло царствуя с Сыном и Богом, оставило гробложем для живущих на земле… Это ложе способствует не плотскому соединениюлюбящих земной любовью, но доставляет тем, которые пленены Духом, жизнь святыхдуш, предстояние перед Богом, лучшее и сладчайшее из всех благ». Евхаристия жеявлялась наивысшим выражением этой любви и уподоблялась брачной вечере ЖенихаХриста, Сына Великого Царя.
Всетри Слова Иоанна Дамаскина читались на праздник Успения Богоматери 15 августа вцеркви Св. Сиона ночью. В самой службе на праздник Успения Богоматериповторялись и раскрывались основные черты этого события христианской истории:собрание у одра апостолов и их участие в Успении, прославление Марии и еекончины ангельскими силами, нетленность тела Марии. Вокруг ложа Марии служилилитургию. Грузинское Евангелие Апракос V—VIII вв. отмечает празднование УспенияБогоматери в часовне, специально построенной у подножия Гефсиманской горы, кудабыло перенесено тело Марии. «… Местечко Гевсимания, где гроб ПресвятойВладычицы нашей Богородицы… Здесь три храма: один на левой руке и вуглублении под землею, где божественный гроб Богородицы. Храм этот весьсводчатый просторный, цилиндрический, и посреди его наподобие амвона стоит гробее, иссеченный из камня в четырехкаморной форме. И в восточной его стороне изтого же камня изваянный, как бы ложе и обложенный мрамором одр, на нем положенобыло пречистое тело Пресвятой Богородицы, принесенное святыми апостолами сСиона». Игумен Даниил сообщает о нем: «А сверху над гробом святой Богородицыбыла выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы успения.… Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».
Крестоносцысоорудили в церкви Св. Сиона на месте, где, по преданию, распространившемуся вV в., скончалась Богоматерь, маленькую мраморную часовню, посвященную Деве Марии.В этой часовне был алтарь и изображение Успения Богоматери, в ней и совершаласьслужба в честь праздника Успения. Это означает, что ложе и гроб Марии былихрамовыми святынями, в Успенском храме в Гефсимании гробу Богоматери,расположенному прямо под алтарем церкви, было придано евхаристическое значениеподобно Гробу Господню. С литургией также была связана композиция «УспениеБогоматери» в сионской часовне.
Всредневизантийской иконографии этой сцены ложе с телом Богоматери наглядноуподоблялось престолу, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемымиПетром и Павлом, по сторонам ложа, — их присутствию на евхаристии и причащениюпод двумя видами. Христос, стоящий со спеленутой душой Марии позади ложа, являлсобой образ архиерея за трапезой. Изображение апостола Петра, кадящего передложем, по-видимому, соответствовало каждению Святых Даров в литургии, а образИоанна, припадающего к ложу Марии, — священнику, целующему престол. Часто всцене Успения Богоматери присутствовали изображения двух, трех или даже четырехепископов — Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Эфесского и Иакова, братаГосподня, в соответствии с текстом Псевдо-Дионисия Ареопагита,интерполированного во Второе Слово на Успение Богоматери Иоанна Дамаскинавместе с фрагментом Евфимиевой истории. В литургическом аспекте их присутствиев сцене Успения можно уподобить причащению архиереем священников в евхаристии.Ангелы с покровенными руками, как для принятия Святых Даров, также словноприслуживают на литургии в качестве дьяконов. В росписях Спасо-Преображенскогособора Мирожского монастыря по сторонам Христа представлены архангелы Михаил иГавриил в лорах.
Налитургический характер сцены Успения Богоматери иногда прямо указывалоизображение пар гимнографов — Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина,представленных, например, на западной стене верхней церкви-усыпальницы вБачкове справа и слева от этой ком-озиции под арками, а впоследствии и вросписях XIV в.
Источник:«Образ Богоматери». М., 2000 г. С. 213-217
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru