О.Е.Казьмина, ИЭА РАН
Конфессиональный состав населения России за последнеедесятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторыеконфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новыеденоминации.
Тем не менее, подавляющее большинство верующих России,как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране впервую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют такжеосновная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов,бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев,телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются ибольшинство ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев,нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев,однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменныхверований. Православия придерживаются и бoльшая часть живущих в Россииукраинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православнымиявляются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев(моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.
Общая численность православных в стране составляет, поразным оценкам, 70 — 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся ксамой многочисленной деноминации России — Русской православной церкви,представленной практически во всех регионах страны. Вместе с тем эта церковьперестала быть единственной официально действующей православной организацией. ВРоссии сейчас имеются также православные церковные организации, не признающиеруководства Русской православной церкви. Это Российская православная церковь(до 1998 — Российская православная свободная церковь), образованная в 1989 изправославных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви заграницей. В 1995 Российская православная свободная церковь вышла из подчиненияРусской православной церкви за границей, хотя на территории России по-прежнемуесть и приходы, оставшиеся в юрисдикции Русской православной церкви заграницей. Приходы Российской православной церкви имеются в Суздале, Москве,Санкт-Петербурге, Шахтах, Тюмени, Уссурийске и некоторых других городах России,ряде сельских населенных пунктов, приходы Русской православной церкви заграницей — в Москве, Санкт-Петербурге, Ишиме и прочих местах. Численностьсторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русскойправославной церкви за границей остается весьма незначительной. По этническойпринадлежности они в основном русские.
После падения коммунистического режима из подпольявышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собойединого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своейюрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупныегруппы Истинно православной церкви — геннадиевская (или поздеевская),исаакианская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группасхимитрополита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своейсовокупности численность приверженцев различных подразделений Истинноправославной церкви очень невелика. Они живут в Санкт-Петербурге, Ярославле,Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Кашире, Курске, Краснодаре, Кисловодске,Барнауле, Иркутске и в других местах России. По этнической принадлежностибольшинство из них русские.
Истинно православные христиане (члены некоторых общинИстинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию безсвященников) никогда не представляли собой единого целого и всегдаподразделялись на большое число самостоятельных групп: “правильный путь коспасению”, Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне,чердашники, аноховцы, “ревнители церкви”, “козловское подполье”, николаевцы,михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинноправославные христиане, молчальники, седминцы и др. Многие из этих групп внастоящее время фактически распались. Разные группы истинно православныххристиан представлены в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Курской,Белгородской, Брянской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Самарской,Рязанской, Тульской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской,Вологодской, Нижегородской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Томской иКемеровской областях, Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях,республиках Мордовия, Чувашия, Татарстан, Коми, Адыгея. Большинство истинноправославных христиан по национальности русские.
Шесть православных приходов России, которые возглавилбывший ногинский священник Адриан (Старина), запрещенный Русской православнойцерковью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себяпринадлежащими к т.н. Русской православной церкви Киевского патриархата.
В Псковской и Воронежской областях, Краснодарском краеи некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей вконце 19 в. из Русской православной церкви секты иоаннитов.
В ряде районов России появились общины возникшей в1985 секты — Церкви Божией Матери преображающейся (т.н. Богородичного центра).
Гораздо раньше, чем все перечисленные церковныеорганизации, от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общаячисленность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, св. 2 млн. чел.Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы,финны, коми, удмурты, чуваши и др.
Старообрядчество никогда не было единым течением.Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) ибеспоповцев (у которых институт священства отсутствует).
В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на триосновные группы: единоверцев, приверженцев Русской православнойстарообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторонников Русскойдревлеправославной церкви.
Единоверческая церковь малочисленна. Ее последователиесть в Москве и Московской обл., Иванове, Нижегородской области (в районеАрзамаса) и в некоторых других местах.
Русская православная старообрядческая церковь(Белокриницкая иерархия) — самая крупная организация старообрядцев-поповцев. Ееприверженцы, живущие в России, сосредоточены в Московской, Калужской, Брянской,Ярославской, Саратовской, Волгоградской, Нижегородской, Костромской, Астраханской,Свердловской, Оренбургской, Новосибирской, Томской областях, Ставропольском,Краснодарском, Хабаровском и Приморском краях, Москве, Санкт-Петербурге,Татарстане и в некоторых других регионах.
Последователи Русской древлеправославной церкви живутв Нижегородской, Волгоградской, Брянской, Московской, Курской, Саратовской,Самарской, Пермской, Свердловской, Оренбургской, Кемеровской, Читинской,Иркутской областях, Красноярском, Алтайском, Краснодарском краях, Удмуртии,Башкортостане, Бурятии и в ряде других мест. В Читинской области и Бурятии ониобразуют этнографическую группу русских, называемую семейскими.
Беспоповское направление в настоящее время разделенона следующие основные группы: часовенное, поморское, федосеевское и спасовосогласия, филипповский и страннический толки.
Последователи часовенного согласия живутпреимущественно в Свердловской, Кировской, Оренбургской, Пензенской,Курганской, Тюменской и Томской областях, Татарстане, Башкортостане, Бурятии иТуве.
Наиболее крупные группы поморцев сосредоточены вНовосибирской, Кемеровской, Курганской, Челябинской, Свердловской,Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской, Ростовской,Московской, Новгородской, Псковской и Архангельской областях, Краснодарском,Ставропольском и Алтайском краях, Республиках Адыгее и Коми, Москве иСанкт-Петербурге.
Хотя духовным центром федосеевского согласия сталаобщина при Преображенском кладбище в Москве, наиболее крупные группыфедосеевцев находятся в других регионах: в Псковской, Новгородской, Кировской,Ульяновской и Тюменской областях, а также в Татарстане.
Компактные группы спасовцев имеются в Саратовскойобласти, их можно также встретить в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской,Самарской, Оренбургской и других областях, в Мордовии и Алтайском крае.
Численность филипповцев очень незначительна. Отдельныепредставители этого толка живут в Архангельской и Мурманской областях, Карелии,Вологодской, Кировской, Костромской, Ярославской, Тверской и Орловскойобластях, Москве, Республике Коми. Единственная же община филипповцевсохранилась в городе Кимры Тверской области.
Бегуны живут в основном в Томской области, есть онитакже в Кемеровской, Пермской, Ярославской и Саратовской и областях.
Возникшие в 17 — 18 вв. в России секты “духовных христиан”сейчас в стране довольно малочисленны. Основные их группы — хлысты, скопцы,духоборцы и молокане.
Численность хлыстов весьма невелика. Они расселеныглавным образом в Тамбовской, Ростовской и Оренбургской областях, Краснодарскоми Ставропольском краях. Скопцов в России еще меньше. Духоборцев в страненасчитывается 15 — 20 тыс., живут они в Тамбовской, Ростовской, Тульской иОренбургской областях, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке. Молокан в Россииприблизительно 40 тыс. Они в основном обитают в Тамбовской и Оренбургскойобластях, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Среди духовных христиан резкопреобладают русские. Из-за дисперсности расселения духоборцы и молокане, бывшиев прошлом достаточно изолированными группами, все больше растворяются средиокружающего русского населения.
К духовному христианству примыкает малочисленная сектаДуховное единство (т.н. толстовцы), проповедующая религиозно-этическиеположения, разделявшиеся Л.Н.Толстым.
К духовным христианам близки также трезвенники,подразделяющиеся на несколько групп. Самая крупная из этих групп — чуриковцывстречаются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Вологде и некоторыхрайонах Вологодской области, в Ярославской области, Новгороде, Москве,Пензенской области. В отличие от толстовцев чуриковцы формально не порвали справославием.
Особое место занимает созданная в начале 1990-х гг. вКрасноярске синкретическая по вероучению “Община единой веры” (виссарионовцы),которую иногда считают неохлыстовской сектой.
Из недр Русской православной церкви вышла также сектаиеговистов-ильинцев, сочетающая элементы христианства и иудаизма. К сектепринадлежит в настоящее время всего несколько тысяч человек, которые живутпреимущественно на Урале и на Северном Кавказе. По этнической принадлежности иеговисты-ильинцы- русские.
Еще больше приблизилась к иудаизму вышедшая из недрправославия в конце 17 в. секта субботников. Она распалась на две группы: однаиз них стремится сохранить свое собственное вероучение, другая (так называемыегеры) фактически слилась с иудаизмом. Субботники расселены прежде всего вВоронежской и Тамбовской областях, а также в Северной Осетии. Что же касаетсягеров, то большинство их эмигрировало в Израиль. Численность секты в России — несколько тысяч человек. Являясь по происхождению русскими, субботники частоназывают себя евреями.
Помимо православных и последователей ответвившихся отправославия сект в России живут сторонники других направлений христианства. Вчастности, в России имеются католики, хотя их и несравненно меньше, чемправославных. Католики подразделяются на две группы: католиков латинскогообряда и католиков византийского обряда (т.н. греко-католиков). Католикамилатинского обряда являются большинство живущих в стране поляков и литовцев,часть немцев, бoльшая часть латгальцев (субэтническая группа латышей),некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х гг. в католицизм перешлонебольшое число русских. В России католиков латинского обряда насчитываетсяоколо 300 тыс., самые крупные их общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге,Твери, Калуге, Владимире, Самаре, Марксе (Саратовская область), Волгограде,Астрахани, Ростове-на-Дону, Сочи, Перми, Оренбурге, Калининграде.
Католики византийского обряда представлены в странеРоссийской греко-католической церковью. Эта церковь была образована послеФевральской революции 1917, в советское время подверглась запрету, а с 1991стала действовать вновь. Общая численность греко-католиков достигала в России кначалу 1990-х гг. около 500 тыс., причем подавляющее большинство их составлялижившие в России украинцы — выходцы из западных областей Украины. В последующиегоды многие из них уехали на Украину.
В стране есть и протестанты, относящиеся к различнымтечениям, церквам и деноминациям: лютеранству, кальвинизму, меннонитству,баптизму, пятидесятничеству, адвентизму и т.д.
Лютеранство исповедуют часть живущих в России немцев,большинство финнов, эстонцев и латышей. В настоящее время основная частьдействующих в России лютеранских приходов относятся к Евангелическо-лютеранскойцеркви (объединяющей преимущественно немцев) либо к Евангелическо-лютеранскойцеркви Ингрии (прихожанами которой являются прежде всего ингерманландскиефинны). Численность лютеран в России — 170 тыс.
В России представлено и более радикальное течениепротестантизма — кальвинизм (в форме реформатства и пресвитерианства).Реформатства придерживается небольшая часть живущих в стране немцев, а такжевенгры — выходцы из Закарпатской области Украины. Общая их численностьсоставляет всего 5 тыс. чел. Есть сейчас в нашей стране и сторонники оченьблизкого к реформатству пресвитерианства, объединенные в несколькороссийско-корейских церквей. Свою миссионерскую работу они ведут не толькосреди живущих в России корейцев, но и среди представителей другихнациональностей.
Помимо лютеранства и кальвинизма в России представленоеще одно раннее протестантское течение — меннонитство. Российские меннонитыобразуют две основные группы: церковных и братских. Они живут в Алтайском крае,Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской и Оренбургской областях. Судя повсему, меннониты представляют собой особую этноконфессиональную группу.
Самой многочисленной протестантской конфессией вРоссии является баптизм. Проникнув в Россию в середине 19 в., баптизмпервоначально распространялся среди немцев, однако довольно скоро группыбаптистов появились и среди представителей других народов. В 1870-е гг. вРоссии стало распространяться близкое к баптизму движение евангельскиххристиан, имеющее английские корни. В 1944 евангельские христиане и подавляющеебольшинство российских баптистов объединились в Союз евангельских христиан ибаптистов (с 1945 — Союз евангельских христиан-баптистов). В 1945 — 1947 в неговошли часть пятидесятников, а в 1965 — общины братских меннонитов. В 1961 отСоюза откололся Совет церквей евангельских христиан-баптистов (к нему отошлапримерно 1/20 часть членов объединения).
В 1992 Союз евангельскими христиан-баптистов былпреобразован в Федерацию союзов евангельских христиан-баптистов, одним изчленов которой стал Союз евангельских христиан-баптистов России. Самые крупныеего общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, ВеликомНовгороде, Смоленске, Брянске, Туле, Орле, Курске, Белгороде, Воронеже,Тамбове, Нижнем Новгороде, Казани, Волгограде, Ставрополе, Грозном, Ижевске,Перми, Екатеринбурге, Уфе, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске. Продолжаютдействовать и Совет церквей евангельских христиан-баптистов, а также ихнезависимые общины. Общая численность евангельских христиан-баптистов (вместе сдетьми), входящих в разные организации, составляет в России около 500 тыс. чел.Среди них есть русские, немцы, украинцы и представители других национальностей.
В Российской Федерации представлено и сравнительномолодое (возникшее в 1901), но быстро увеличивающее ряды своих сторонниковпротестантское течение — пятидесятничество, подразделяющееся на ряд ветвей. Каки в большинстве других стран мира, в России основную массу последователей этоготечения составляют пятидесятники двух благословений. К этой ветвипятидесятников относятся христиане веры евангельской и некоторые другие, болеемелкие группы. Т.н. пятидесятники-унитарии представлены евангельскимихристианами в духе апостолов. Общая численность всех пятидесятников в странесоставляет около 300 тыс. чел. Основные места их расселения — Сибирь, Урал,Московская, Тульская, Смоленская обл., Краснодарский край и др.
В последние годы в России появились близкие кпятидесятничеству т.н. харизматические церкви, причем численность их быстрорастет.
Некоторое распространение в стране получило и такоепротестантское течение, как адвентизм. Подавляющее большинство адвентистов вРоссии, как и во всем мире, составляют адвентисты седьмого дня. В настоящеевремя их численность в стране составляет (вместе с детьми) 90 тыс. чел. Онирасселены в Москве, Тульской, Самарской, Оренбургской, Ростовской обл.,Чувашии, на Сев. Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке и в др. районах.Адвентисты седьмого дня ведут очень активную деятельность по вовлечению новыхчленов. Есть в стране и небольшая группа адвентистов-реформистов, отколовшихсяот адвентистов седьмого дня в 20-х гг. нашего века.
Кроме перечисленных протестантских конфессий в Россиив последнее время стали действовать и ряд других: методисты, Армия спасения,англикане, квакеры, т.н. Международные церкви Христа (“Бостонское движение”) ипр.
Особое положение в протестантизме занимают разныегруппы т.н. маргинальных протестантов, вероучения которых весьма сильноотличаются от традиционного протестантизма, а иногда и от христианства вообще.Особенно интенсивной миссионерской деятельностью выделяются среди такого родаконфессий — свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в странесоставляет (вместе с детьми) более 50 тыс. чел. С начала 1990-х гг. в Россиидействуют также мормоны, или Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Ихмалочисленные группы имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Выборге, Сочи,Владикавказе. Появились в стране и последователи Церкви объединения, или муниты(мунисты). Эту церковь причисляют к так называемым тоталитарным сектам: в нейподдерживается железная дисциплина, имеет место беспрекословное подчинениеустановлениям основателя секты “преподобного Муна”. Небольшое числопоследователей имеют в России и такие группы маргинальных протестантов, какХристианская наука, полностью отвергающая существование материального мира,миссионерская группа “Семья”, допускающая большую свободу сексуальных отношениймежду ее взрослыми членами, церковь “Семья детей Бога”, признающаяреинкарнацию.
Монофизитство в Российской Федерации исповедуютпоследователи Армянской апостольской церкви, объединяющей большинство живущих внашей стране армян. Самые многочисленные группы сторонников Армянскойапостольской церкви (армяно-григориан) сосредоточены в Москве,Санкт-Петербурге, Ростовской обл., Краснодарском и Ставропольском краях,Северной Осетии, Адыгее. Их общая численность составляет 450 тыс.
Есть в России и небольшое число приверженцевнесторианства. Это большинство ассирийцев, которые сконцентрированы главнымобразом в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.
Вторая по численности последователей религияРоссийской Федерации — ислам (ок. 13 млн. чел., по другим оценкам, значительновыше).
В России представлены обе основные ветви ислама — суннизм и шиизм, причем подавляющее большинство мусульман нашей страны — сунниты. Из четырех суннитских мазхабов (богословско-правовых школ) в Россиидостаточно широкое распространение получили только два: ханафитский (наиболеелиберальный изо всех мазхабов) и шафиитский (несколько более консервативный).
Ханафитского мазхаба в России придерживаютсяподавляющее большинство верующих татар и кабардинцев (остальные из них, как ужеотмечалось, исповедуют в основном православие), верующие башкиры, адыгейцы,черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, осетины-мусульмане (дигорцы),исповедующие ислам удмурты, марийцы и чуваши (численность мусульман средипредставителей этих трех народов очень незначительна). Последователямиханафитского мазхаба являются также живущие в России казахи, узбеки, киргизы,туркмены, таджики, крымские татары, каракалпаки.
Шафиитский мазхаб распространен среди представителейбольшинства коренных народов Дагестана (кроме ногайцев), чеченцев и ингушей.
В последние годы в России появились и сторонникифундаменталистской секты ваххабитов. Их можно встретить в Дагестане и некоторыхдругих районах.
Численность шиитов в России незначительна. Они имеютсяв Дагестане (небольшая часть лезгин и даргинцев), городах Нижнего Поволжья(кундровские татары). Шиизма придерживаются и бoльшая часть обитающих в нашейстране азербайджанцев.
В России есть также приверженцы т.н. немечетскогоислама. Особенно широко он распространен у чеченцев и ингушей, большим влияниемсреди которых пользуются различные подразделения орденов накшбандийя икадирийя.
В ряде районов России имеется также значительное числопоследователей буддизма (ок. 900 тыс. чел.). Большинство из них — сторониикишколы Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты ибуряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большинство верующих калмыков исравнительно небольшая часть эвенков (живущие в Бурятии). В последние годы внекоторых городах нашей страны (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке,Кемерове, Набережных Челнах, Екатеринбурге, Ульяновске, Новосибирске, Иркутске,Хабаровске, Белгороде, Туле, Перми, Ростове-на-Дону, Анапе и др.) появилисьмалочисленные группы сторонников различных течений буддизма среди русских(школы Гелугпа, Кагьюдпа, Сакьяпа и Ньингмапа направления ваджраяна, различныешколы направлений махаяна и тхеравада). В ряде крупных городов России активнуюмиссионерскую работу вела маргинальная необуддийская секта тоталитарногохарактера АУМ Синрикё. После совершения ее приверженцами террористических актовв Японии деятельность АУМ Синрикё в России была запрещена, хотя нелегально сектапродолжает свою деятельность. Действует у нас и метабуддийская секта Вонбулбгё(т.н. вон-буддисты).
В России есть и последователи иудаизма — подавляющеебольшинство верующих евреев. Численность их определить нелегко. Еврейскиерелигиозные организации, обычно относящие к иудаистам всех евреев, приводят наначало 1990-х гг. цифру, близкую к 600 тыс., что вряд ли верно, посколькузначительная часть российских евреев не религиозна (хотя в последние годыуровень религиозности российских евреев заметно возрос). Кроме того, в 1990-егг. около 200 тыс. евреев эмигрировали из страны. Подавляющее большинствоиудаистов России живет в городах, прежде всего в крупных. Самые многочисленныеих группы сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, НижнемНовгороде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, Новосибирске. Иудаисты Россииделятся на две основные группы: ортодоксальных и прогрессивных(реформированных). Среди российских иудаистов есть и последователи хасидскоготечения, возникшего в первой половине 18 в. Живет в России и небольшая группаприверженцев секты караимов.
В последнее время в некоторых российских городах(Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и др.) среди русского населения появилисьсторонники неоиндуистского движения Харе Кришна (Сознание Кришны), которыхобычно не совсем точно называют кришнаитами. Численность их определяется оченьпо-разному: от 100 тыс. до 700 тыс. (последняя цифра, безусловно, сильнопреувеличена). Есть в России и последователи другой неоиндуистской секты — Тантраcангха.
Новым явлением в религиозной жизни страны является ипоявление в некоторых ее городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге)небольшого числа приверженцев одной из китайских религий — даосизма.
В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге,Мурманске, Казани, Астрахани, Южно-Сахалинске и др.) появились группысторонников одной из т.н. новых религий — бахаизма. К новым синкретическимрелигиям относят также Церковь саентологии, возникшую в 1950-х гг. в США ивнедрившуюся позже в ряд городов Европы, в том числе в Москву. Синкретическийхарактер имеют и действующие в некоторых населенных пунктах России (наряду сУкраиной) секта Белое братство и т.н. ересь Порфирия Иванова.
Часть южных алтайцев исповедуют бурханизм — появившуюся в 1904 синкретическую религию, сочетающую в себе элементыалтайского шаманизма и буддизма. Последователи этой религии поклоняются богуБурхану.
В России живут и приверженцы традиционных верований(шаманизма, родоплеменных и промысловых культов и др.). Их последователи составляютбольшинство среди верующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев,негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев, немало их и среди алтайцев,ненцев, долган, ороков. Сторонники традиционных верований есть также средиэвенков и хантов.
Приверженцы традиционных верований имеются и срединекоторых народов Поволжья (в первую очередь марийцев, а также чувашей иудмуртов). Придерживающихся языческих верований марийцев обычно называютчи-мари, т.е. чистые марийцы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.statya.ru