Реферат по предмету "Религия и мифология"


Источниковедческий анализ книги "Бытие"

Содержание
бытие пророчество священный писание
Введение
1. Происхождение книги, смысл названия, проблемаподлинности
2. Структура и содержание книги
3. Проблема авторства
Заключение
Библиографический список
Введение
Каждый человек в течениевсей жизни задается вопросом о Боге, пытается понять, существует ли он на самомделе. Считается, что Бог есть ответ на вопрос, заключенный в бытии. Поэтомуважно подробно рассмотреть соотношение Бога и бытия. Ведь все живое обладаетбытием, соучаствует в бытии и логически подчинено бытию.
Именно с таких слов хочетсяначать рассмотрение одной из самых главных книг Священного Писания- «Бытие».Неудивительно, что каждому из нас знакомо это слово. Можно с уверенностьюсказать, что многие читали данное писание, но содержание этой книги остается вомногом таинственным.
Эта книга написана с целью дать представление человеку о происхождении мира и о начале человеческой истории после того, как предания об этом стали забываться, чтобы сохранить в чистоте первоначальные предсказания о Божественном Избавителе рода человеческого, Мессии.
Если кратко описать всё повествование «Бытия», заключающееся в 50-ти главах, то его можно разделить на три части. Первая повествует о происхождении мира и грехопадении человека (1-3 гл.). Вторая излагает первобытную историю человечества до и после «всемирного» потопа, а также жизнь Ноя (4-11 гл.). В третьей содержится история патриархальных времен, жизнь Авраама и его ближайших потомков, до Иосифа включительно (12-50 главы). О гибели городов Содома и Гоморры, наказанных прежде всего за грех мужеложества, рассказывается в 49-й главе.
Именно книге «Бытие» посвящена данная работа, и главной целью моего реферата является рассмотрение данной книги, её композиции, содержания, исторического материала и священных пророчеств.
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
1.  Рассмотреть структуру и содержание книги «Бытии»;
2.  Познакомиться с историей её происхождения, со смыслом названия и подлинностью данного писания;
3.  Рассмотреть проблему авторства данного произведения.
Главным источником при написании реферата является Библия, а также научно-популярная литература. Кроме того, были использованы Интернет – сайты и статьи.
Данная литература позволила выявить особый исторический материал, благодаря которому можно рассмотреть описываемые события и явления в книге «Бытие», сравнить их, выявить реальные факты.
 
1. Происхождениекниги, смысл названия, проблема подлинности
Книга«Бытие» является первой частью раздела Пятикнижия, где излагаются мифологическиепредставления древних евреев о создании Вселенной, Земли и человечества, атакже легендарная древнейшая история евреев.
Происхождение и смысл еенаименования должно искать в тексте подлинника Библии. Следует, заметить, чтокаждая из первых пяти книг Библии, образующих так называемую Тору («кн. Закона»)или Моисеево Пятикнижие, получили свое название от первого или двух первых ееслов, которые были поставлены евреями в качестве заголовка.
Русское название «КнигаБытия» не полностью отражает греческий перевод- Genesis ( «Книга Рождения», или «КнигаСтановления»). Греческое название указывает на ее содержание:повествование о происхождении мира, первых людей и первых человеческих обществпатриархального времени. Но в иудейском обиходе книга получила название посвоему первому слову, то есть, «Книга В-Начале». Эта книга говорит отом, что было «в начале мира», чтобы связать одно «начало»с другим и вывести одно начало из другого; иначе говоря, чтобы истолковатьместо человека среди людей как его место во Вселенной.
Хотя наименование «Бытия»имеет случайное происхождение, оно совпадает её содержанием.
В данной книге Моисеямногократно встречается синонимичное слову «Бытие» название totedoth( «порождения, происхождения потомства»). У евреев были известны ихродословные таблицы и находящиеся при них историко-биографические записи, изкоторых составлялась и самая их генеалогия, а впоследствии, сама история. Этоможно встретить на первых страницах самой книги, где многократно повторяется выражение«происхождение неба и земли» (Бытие, 2:4), «родословие Адама»(Бытие, 5:1), «житие Ноя» (Бытие, 6:9); «родословие сыновей Ноя»(Бытие, 10:1) «родословие Сима» (Бытие, 11:10), «родословие _ары»(Бытие, 11:27), «родословие Измаила» (Бытие, 25:12), «родословиеИсаака» (Бытие, 25:19), «родословие Исава» (Бытие, 36:1), «житиеИакова» (Бытие, 37:1).
Отсюда можно сделатьвывод о том, что «Бытие»- книга родословий, так что ее греческое ирусское название хорошо знакомят нас с внутренней сущностью книги, давая нампонятие о небе как о первой родословной мира и человека.
Что касается разделения «Бытия»,то наиболее правильным надо признать её разделения на две далеко неравныечасти: одна, включающая первые одиннадцать глав, заключает в введение вовсемирную историю, поскольку касается исходных вопросов и начальных моментовпервобытной истории всего человечества; другая, охватывающая все остальныетридцать девять глав, дает историю уже одного еврейского народа, но только влице его родоначальников — патриархов Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.
Единство и подлинностькниги также доказываются из анализа ее содержания. Вникая глубже в содержаниеэтой книги, нельзя не заметить удивительной последовательности ееповествования, где одна история вытекает из другой, где нет никакихдействительных противоречий, а все стоит в полном гармоническом единстве ицелесообразном плане. Основной схемой этого плана служит деление на десять «генеалогий»,составляющих главные части книги и объединяющих в себе большее или меньшееколичество генеалогии.
Подлинность произведения имееткак внутренние, так и внешние основания.
К внутренним положениям,помимо всего вышесказанного о содержании и композиционном плане этой священнойкниги, нужно отнести ее язык, носящий следы глубокой древности, и особенновстречающиеся в ней библейские архаизмы.
К внешним доказательствамнужно отнести те древние исторические известия, которые с письменнымипамятниками других народов Древнего Переднего Востока и данными археологиисвидетельствует о глубокой древности этой книги.
Например, доказана связьпатриархов с Месопотамией, в особенности с Хараном, в период, предшествовавшийзавоеванию Ханаана израильтянами, то есть до 1200 г. до н. э., чт о подтверждается, в частности, совпадением имен патринархов с топонимами вокруге Харана. С возвращением Иакова в Ханаан эта связь неожиданно прерывается.
Но возможны особыенесогласованности. Противоречия между данными истории евреев после заселенияими Ханаана и повествованием Бытия о сынах Иакова могут быть объяснены толькотем, что это повествование сохранило достоверные фрагменты ранней историиотдельных еврейских племен.
Так, Рувим названпервенцем Иакова, его имя всегда занимает почетное место в списках Израилевыхколен, хотя в эпоху после патриархов колено Рувима уже не играло господствующейроли в истории Израиля; Левий изображен в Бытии безжалостным воином, чтопротиворечит известному нам по последующим книгам Библии статусу левитов какслужителей культа, не игравших никакой роли в завоеваниях. 2. Структура исодержание книги
Как упоминалось выше,«Книга Бытия»- традиционное русское заглавие, но оно не очень удачнопередает греческое Genesis ( «КнигаРождения», или «Книга Становления»). Греческое же название этойкниги – «Бытие» указывает на повествование о происхождении мира,первых людей и первых человеческих обществ патриархального времени. Но виудейской традиции книга получила название по своему первому слову, то есть, «КнигаВ-Начале». Эта книга говорит о том, что было «в начале мира»,чтобы связать одно «начало» с другим и вывести одно начало издругого; иначе говоря, чтобы истолковать место человека среди людей как егоместо во Вселенной.
Но что же было в «начале?»«В начале сотворил Бог небо и землю. И была земля пуста и праздна, и тьманад лицом бездны, и дух Божий витал над водой. И сказал Бог: » …Да будетсвет!" — и был свет. И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы…"(Бытие, 1,1-40). Этот зачин имеет много общих черт с вавилонскимикосмогоническими рассказами, но противоположен им по смыслу. Здесь в качестветворца выступает единый бог, сосредоточивающий в себе самом всю полнотутворческих сил, а не патриархальный клан богов, в чреде брачных соитийзачинающий олицетворенные возможности будущего мироздания; то есть, здеськосмогония полностью отделена от теогонии. Богу уже противостоит равное емуженское начало, с которым он смог бы сойтись в космогонической битве, каквавилонский Мардук, сражающийся с Тиамат. Возможно, библейская Бездна («Техом»)-это воспоминание о Тиамат, но тогда важно отметить радикальную демифологизациюобраза. Нет ни единого слова о матери чудищ с разинутой пастью, как у Тиамат,только «глубина» или «пропасть»- таинственный образ,возможно, мифологический. Но здесь это понимается по-другому, нежели собственномифологическая фигура вавилонской космогонии. Важно, что в библейском рассказео сотворении мира нет ни усилия работы, ни усилия битвы; каждая часть космосатворится свободным актом воли, выраженным в формуле — «да будет».
Действительно, многочисленные случаи внешнего сходства между фабулой рассказа о сотворении мира в книге «Бытие» и фабулами космологических мифов других народов Древнего Ближнего Востока не оставляют сомнения относительно материала, оказавшего влияние на библейское повествование. Но существенные различия между этими мифами и рассказом «Бытия» столь велики, что последний следует считать оригинальным произведением.
Например, языческий пантеон неизбежно насчитывает множество находящихся в состоянии борьбы и соперничества сил и властелинов в природе и в человеческом обществе. Повествование же «Бытия» имеет своей основой тезис о существовании единого Бога, стоящего вне космоса, мира и природы, которые являются Его творением и поэтому всецело подчинены Его воле.
Описание сотворения мира преследует религиозную цель: показать, что Бог есть первопричина всего сущего. Мир и все, что его наполняет, возникло не случайно, а по воле Творца. Человек не просто живое существо, но оно носит в себе дыхание Божие – бессмертную душу, созданную по образу и подобию Божию. Человек создан для высшей цели – совершенствоваться в добродетели. Дьявол есть виновник падения человека и источник зла в мире. Бог постоянно заботится о человеке и направляет его жизнь к благу. Вот та религиозная перспектива, те устойчивые каноны и заповеди, в которых книга Бытия описывает возникновение мира, человека и последующие события.
О дальнейшемповествовании «Книги Бытия» можно сказать то же самое. Такаяпринадлежность мира заповедей и устоев, как брак, обосновывается в рассказе осотворении Евы – рассказе, непосредственно переходящем в заповедь: «потомуоставит муж отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут ониодна плоть»(2,24).
Обоснование идет на общемпринципе заповеди, принципа запрета и табу, дано в рассказе о грехопаденииАдама и Евы; идея табу, с нарушением которого связано с изгнание из сакральногопространства «Сада Сладости» (Эдема) и утрата первоначальнойгармонии, выставлена очень четко и освобождена от всякой детализации.
Вкушение запретного плодас древа познания добра и зла тоже полагает «начало»: с негоначинается опыт добра и зла (следовательно, телесная стыдливость), с негоначинается история как противоборство добра и зла (следовательно, преступление).Не только добро, но и зло, и преступление должны иметь возведенные кнормативному началу первообразы; отсюда важность фигуры первого убийцы на земле– Каина. Последний настолько великий грешник, что принадлежит непосредственносуду Яхве и составляет табу для человеческой мести; он отмечен вошедшей впоговорку «каиновой печатью».
Библейский рассказ овсемирном потопе особенно интересен. Семья Ноя, всего состоящая из 8 человек, неподверглась грехам, которые привели к уничтожению человечества. Возможно,какие-то грехи были и у членов семьи Ноя. Но они не привели их к гибели. Человеческийрод теперь уже начинает происходить от 8 членов семьи Ноя.
Таким образом,прослеживается Божья благодать, так как человечество в лице семьи Ноя уцелелоот вод потопа, ведущего к уничтожения. И Бог благословил Ноя и его семью и всехпотомков, в том числе и нас.
"…И всё остальноеживое с ковчега было благословлено также" (Бытие, 9).
"…И вся планетаблагословлена Богом". (Бытие, 9-10).
"…Мы живём благодаряБожьей Благодати. Даже дышим, движемся и существуем по милости Божьей, а несами по себе". (Деяния, 24-28).
Рассказ о всемирномпотопе близок к циклу вавилонских сказаний. Но даже здесь сходство относится кчастностям, различие – к сути. В эпосе о Гильгамеше (эпизод Ут-Напиштима, месопотамская«Ноя») речь и о потопе, устроенном богами, которые не могутсговориться между собой, во время потопа дрожат, «как псы», и послежадно слетаются на запах жертвоприношения Ут-Напиштима, «как мухи».Тема библейского повествования — правосудный гнев единого Яхве, который властнокарает мир и милосердно спасает праведника. Образность стала проще, обобщеннее,чтобы дать место суровому нравственному содержанию. Стихия мифа покориласьпоэтике притчи.
Первые одиннадцать глав «КнигиБытия» изображают «начало» в самом прямом смысле этого слова:начало мироздания, начало человечества.
Начиная с главы 12, темыкниги мыслится как предыстория другого начала- народа Яхве. Героиповествования, библейские «патриархи», или «праотпы»,- выходециз Месопотамии Авраам- избранник Божий и основатель нового народа, его родичи,сыновья, внуки и правнуки. Из двух сыновей Авраама Бог отвергает Исмаила иизбирает Исаака (Бытие,7–8, 19, 21; 21:14; 25:6; 26:3-4); процесс избранияповторяется по отношению к потомкам Исаака (Бытие, 35:9–12). Божественноеблагословение, полученное вторым сыном Исаака, Иаковом, завершает периодпатриархов и открывает эпоху формирования израильской нации, которой Богомпредназначена исключительная роль в истории мира.
Они изображены какстарейшины небольших семейно-родовых сообществ, кочующих на пространствахХанаана между Месопотамией и Египтом. Согласно библейскому рассказу, отдаленнымпотомками этих родов предстояло через полтысячилетие стать ядром еврейскойнародности.
Важно заметить тот факт,что здесь дан сквозной мотив всей древнееврейской литературы – обетование, накоторое необходимо без колебания променять наличные блага. Многократноповторяемые в повествовании «Книги Бытия» благословения и обещания,которые вновь и вновь дает Яхве Аврааму, затем Иакову, а устами Иакова- детямИакова, создают ритмическое ощущение неуклонно возрастающей суммы божественныхобещаний счастья.
Неоднократновысказывалась гипотеза, согласно которой Авраам, Исаак и Иаков – мифологическиефигуры в узком смысле слова, то есть, местные или племенные божества языческойПалестины, лишь впоследствии «очеловеченные» в соответствии спринципом монотеизма. Однако эта гипотеза становится неубедительной врезультате новейших археологических данных. В целом мир библейских патриарховдовольно точно соответствует тому, что с недавнего времени стало известно осеверной Месопотамии и Ханаане века Средней Бронзы. Установление реальнойосновы саги о патриархах позволяет определить жанровую принадлежностьсоответствующих глаз «Книги Бытия». Весь характер изложения говорит,что это сага, родовое предание, историческая легенда, порой историческаясказка, но уже не миф в собственном смысле слова. Мифологические фабулы разныхнародов при всех несходствах выявляют принципиально одинаковый способ обобщениядействительности, основанный на осмыслении исторического в образах природы, человеческого– в образах мироздания.
Среди рассказов опатриархах особенно выделяется эпизоды, посвященные Иосифу, очень большие пообъему (главы 37-50) и отличающиеся своими новеллистическими подробностями. Вданных главах описывается, как добродетель мудрого Иосифа вознаграждается Богоми Божественное Провидение обращает зло в добро (Бытие, 50:20).
Этот персонаж поройпроявляет черты сходящего в преисподнюю бога растительности (вроде Таммуза), ноповествователь сумел наполнить характерное для мифа чередование катастроф ивзлетов на пути своего героя чисто человеческим смыслом. Много общего и Иосифас героем древнеегипетской «Сказки о двух братьях», невиннымправедником оклеветанной женщиной. Но личная судьба Иосифа ставится вмногозначительную связь с судьбами всего народа в целом. В итоге выясняется, чтона Иосифе лежала миссия- в трудный час спасти род, приготовив отцу и братьямприют в Египте. Иосиф является особым персонажем – любимчиком своего отца,отмеченным печатью избранничества, сочетающим красоту с целомудрием, атаинственный дар вещих снов и снотолкования- с практической рассудительностью,внушающим любовь чуть ли не всем, кто попадется на его пути, но навлекающим насебя злобу и зависть, по падающим в горнило страдания и выходящим из негоумудренным победителем. Практически во всей древней литературе Ближнего Востоканелегко найти другой разработанный образ.
Образ Иосифа получилширокое распространение в литературе, так как его библейская история оказалаисключительное широкое влияние на целые эпохи литературного творчества в руслеиудаистской, исламской и христианской традиции.
Доказательством этогоможет послужить тот факт, что уже в первые века нашей эры в иудейской кругахвозникла написанная на греческом языке «Душеполезная повесть о хлебодарствеИосифа Всепрекрасного, и об Асенеф, о том, как Бог сочетал их»: языческаядевушка Асенеф охвачена любовью к красоте Иосифа, а потому должна смириться сверой Яхве, за что награждена счастливым браком с благочестивым красавцем. Этотапокриф представляет собой красочное соединение древнееврейской литературнойтрадиции с веяниями мифологической образностью и числовой мистикой Египта,нежной чувствительностью греческой прозы.
Сирийская литература 4века дала «Слово Иосифа Прекрасного» Ефрема Сирина (Афрема), гдеобраз неповинного страдальца развертывал свои экспрессивные возможности,оказываясь при этом символом и прообразом страданий Христа. Йусуфу (арабскийвариант имени Иосиф) посвящена знаменитая 12-я сура Корана, на которуюоглядывались поэты ислама, воспевая любовь библейского героя и Зулейки. Для всегокруга литератур христианского Средневековья от Евфрата до Атлантики «ЦеломудренныйИосиф»- один из популярных персонажей; стоит особо упомянуть богатуюфольклорную традицию русских «духовных стихов»- фольклорных сказов,плачей и причитаний о скорбях проданного братьям праведника, восходящих к «Слову»Ефрема Сирина.
Новоевропейскаялитература также отразила разнообразные сюжеты, связанные с жизнью Иосифа. Заодно лишь десятилетие после 1532 года появляется множество пьес об Иосифе (С.Биркк, Т. Гарт). О разработке этой темы писал молодой Гёте. В начале 20 века кней обратился Т. Манн (романная тетралогия «Иосиф и его братья»,1933-1943гг.), превращая библейскую топику в предмет приложенияпсихоаналитической и религиоведческой учености и одновременно в орудиеутверждения либерального гуманизма.
Конец «Книги Бытия»оставляет род Иакова в Египте; с этой ситуации начинается «Книга Исход».
 
3. Проблемаавторства
 
Самым загадочным вопросом остается, кто является автором данного писания, так как автор текста точно не указан.
Предположительно, «Бытие» было написано Моисеем. Считается, что первые пять книг Библии были записаны им во время сорокалетнего странствования евреев по Синайской пустыне. Первоначально все писания Моисея составляли один сборник Божиих откровений, книгу «ТОРА», что значит: Закон, или же под именем «книги Моисеевой»
Если автор текста Моисей. То непосредственным адресатом были евреи- современники Моисея.
Но необходимо учесть тот факт, что, возможно, до Моисея был какой-нибудь человек, написавший данное повествование (Бытие, 9: 1-17). Так как текст сообщает о событиях, произошедших вскоре после всемирного потопа, то есть, задолго до Моисея. Имя автора не сообщается самим текстом.
Но «Бытие» могло быть написано Ноем и его ближайшим окружением. Если автор текста Ной или человек из ближайшего окружения Ноя. То непосредственным адресатом было семейство Ноя.
Ведь людям Бог как-то сообщал Свои праведные истины. Возможно, вследствие непосредственного общения (Бытие, 3: 8-11; Бытие, 4:4; Бытие, 18: 1-3) или в какой-нибудь иной форме откровения. (Например, сон, видение – Бытие 15: 1-2; Бытие 28: 10-16;).
Или был текст, содержащий части книги Бытия. Предположим, что от Адама до Еноха или даже до Ноя, люди читали первые главы Бытия, остальное ещё не было написано. Можно предположить, что тексты (Книгу Писания) от Адама и до Моисея, или до Авраама, или до Фалека. Могли быть тексты и не от Адама, а скажем от Авеля, от Сифа, или от Еноха. Эти тексты вполне могли заключать в себе первые главы Бытия.
Первые главы Бытия богодухновенны, как и всё Писание. Потом Господь продолжал сообщать свои праведные истины. Избранные смогли дописать то, как сейчас выглядит 50 глав Бытия. То есть, первые главы Бытия могли быть написаны раньше Моисея. А, например, Второзаконие 34: 5-12, написано по боговдохновению, но уже не Моисеем. И уже после смерти Моисея. Все части Писания написаны не по произволу человеческому, а по божественному вдохновению.
Таким образом, были рассмотрены различные точки зрения, кто является автором данного Писания.
Заключение
 
Книга «Бытие»- это писание о сотворении мира и человека, истории израильских племён и описании процесса их трансформации в единый народ. На фоне религиозно истолкованной истории данная книга показывает развитие религиозных идей и отражение их в личной, семейной жизни, причем все эти процессы отражаются по-разному, сквозь призму различных временных периодов. Здесь также регулируются вопросы не только вероучения, но и вопросы сферы морали. Ведь здесь преимущественно господствуют религиозные мотивы.
Концепция Бытия о Боге, человеке, мире и об их взаимоотношениях уникальна и наиболее существенна для понимания этих событий.
Вместе с тем, Бытие учит возвышенному понятию о человеке. Сотворение человека представляет собой апогей космогонического процесса. Человек создан «по образу Божию» (Бытие, 1:26, 27); ему доверено право использовать природные богатства (1:26, 28, 29). Сотворение человека требует особых усилий Бога, человек непосредственно от Него получает дыхание жизни (Бытие,2:7).
Концепция зла в «Бытии» полностью отличается от политеистической концепции зла. Семикратное подтверждение благости созидательной деятельности Бога противоречит языческим представлениям о первозданности зла в мире. Всё это требует божественно предопределенного порядка. Его нарушение неизбежно влечет за собой возмездие
Одним из наиболее значительных аспектов «Бытия» является концепция отношений между Богом и человеком. Впервые в истории человечества здесь выражены принципы гуманизма, чуждые другим цивилизациям Древнего Переднего Востока.
В книге «Бытие» человек есть венец творения Божьего, и взаимоотношения между Богом и человеком, который принимает на себя обязательство выполнять Его заветы, есть результат союза между ними. Все дальнейшее повествование показывает, что присутствие Бога постоянно ощущается людьми, и вся история человечества представляется этапами осуществления единого Божественного плана.
Нравственное развитие и совершенствование не возможно без веры, без добра, побеждающего зло. Именно «Бытие» учит людей любви и помощи.
Библиографический список
 
1. Библия: Кн.Священного писания Ветхого и Нового Завета: Канонические: В рус. пер. с парал.Местами. – М.: РОКИНФО – РМО", 1993. – 269с.
2. Библейскаяэнциклопедия – М.: ТЕРРА, 1990. – 902с.
3. Религоведение.Энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова. М.:Академический проект, 2006. — 600 с.
4. Электронная энциклопедияКирилла и Мефодия 2008.
5. Пауль Тиллих «Бытиеи вопрос о Боге» (перевод Т.П.Лифинцевой)
6. ПятикнижиеМоисея, Епископ Александр (Милеант), Издательство храма Покрова ПресвятойБогородицы.
7. История всемирнойлитературы С.С. Аверинцев, Москва 1983
8. http://www.eleven.co.il/article/10805
9. http://www.bible-center.ru/commentbook?comm=lopukhin_ru&id=ge
10. http:// www.blagoslovi7.narod.ru
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Книга_Бытие


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.