Краткаяистория карт Таро
Откуда карты Таро пришли и когда были созданы – существуетмножество версий. В качестве корней карт полагали древнейшую традицию Индии илиЕгипта, а также связывали с мистическим культом Митры. Согласно легендам, нынеЗемлю населяет достаточно юная раса, которая только-только начинает учиться.Для облегчения познания себя и вселенной людям была дана книга, описывающаяструктуру мироздания и трехмерного мира, в котором существует человечество, –книга Таро.
Другие многочисленные легенды, связанные с возникновениемТаро, гласили, что карты были принесены в Палестину Моисеем, уведшим свой народиз Египта. Согласно легенде, в Древнем Египте имелся храм, в которомпроводились мистерии оккультного посвящения. Каждая из последовательныхступеней инициации проводилась в особой комнате. Всего их было 22. На стенахкомнат имелись символические картины, от которых впоследствии произошли ВеликиеАрканы Таро.
В Палестине к знаниям, заключенным в оболочке карт,прибавилась Каббала. Древнееврейские каббалистические корни прослеживаются вТаро гораздо четче, нежели доказательство существования «Книги Тота»(Великих Арканов Таро) Древнего Египта. До сих пор реальных доказательств того,где и когда возникло Таро, не найдено. Крупнейший специалист в области Таро А.Уэйт категорически утверждал: «Никакой истории Таро до XIV века несуществовало». Наверное, истина лежит где-то посередине.
Споры ведутся и о том, что означает само слово «Таро»,впервые упоминаемое в конце XVI века. Версий и легенд существует немало,начиная от замысловатой египетской («Путь Царей» от тар = «путь» и рош =«царь») или древнееврейской («Божественный закон» = Тора), до простой (поназванию реки Таро близ города Палермо в Италии, где поблизости былиизготовлены первые карты). Впервые странные карты с рисунками, завораживающими людей, появились вЕвропе в середине XV столетия. Первое документированное упоминание картотносится к 1367 году, когда в каноне Берна появился запрет на карточную игру,но уже в 1392 году Жакмен Грингоннер создал три колоды Таро для развлеченияфранцузского короля Карла VI.
Таким образом, первые европейские колоды – из тех, чтовключали не только обычный набор четырех мастей, но и дополнительныеизображения, известные ныне как Старшие Арканы или Козыри Таро, были созданы вИталии (колода Карла IV и колода Висконти-Сфорца).
К XVIII веку стараниями отцов церкви, активно искореняющихереси, карты Таро обращались только в кругах оккультистов. Недоступныебольшинству людей, не связанные с каким-либо философским или духовныммировоззрением, карты соответствующим образом были «переработаны», чтобыподходить под определенные верования группы или ордена, обладавших ими.Дошедшие до нас карты Таро представляют собой гибрид, на формирование которогооказало влияние все, начиная с каббалистического учения до легенд о королеАртуре и практик розенкрейцеров.
В середине XVIII в. француз Антуан Кур де Жебелен выводитпроисхождение карт Таро с Египтом. Начиная с него, все оккультисты сталисоздавать «исправленное» или «восстановленное» Таро.
В конце XVIII в. французский оккультист Эттейлла создаетпервый мантический словарь карт Таро.
В середине XIX в. Элифас Леви в своей работе «Учение иритуал высшей магии» впервые связывает Каббалу и Таро. Одновременно с этимон объявляет Таро ключом ко всем оккультных наукам и практикам. Эту идеюразвивает Папюс, связавший козыри Таро с астрологическими соответствиями.
В начале 20 в. публикуются работы А. Кроули и А. Уэйта,задавшие направление исследования и развития карт Таро на век вперед.Возрождение интереса к Таро привело к широкому распространению традиционныхколод (версии Уэйта, Кроули и Кейса) и к созданию совершенно новых (языческих,викканских, нью-эйджевских, Ошо-Таpо и т. д.).Старшие Арканы
Считается, что в основе Таро лежит образ Древа Жизни Сфирот,пришедшего из Каббалы, и считающегося символом Творения. Это древо состоит издесяти энергетических центров (сфирот) и соединяемых между собой 22 «тропами»или связками. Считается, что десять сфирот соответствуют первым десяти числам,а двадцать две связки между ними – 22 буквам еврейского алфавита, которые всвою очередь соответствуют 22 Старшим Арканам (от лат. Arcanum — тайна).
Двадцать две карты, называемые Старшими Арканами Таро,представляют собой великое путешествие жизни, которое суждено пройти всемлюдям: рождение, детство, опека и влияние родителей, отрочество с еговлюбленностями, конфликтами и бунтами, период зрелости с житейскими и нравственнымииспытаниями, потерями, кризисами, отчаянием, ведущими к преобразованию ипробуждению новой надежды; в конце человек приходит к победе и достигает цели,после чего начинается следующее путешествие. Панорама жизни, по сути,представляет собой внутреннее путешествие, происходящее на различных уровнях.Внутренние перемены провоцируют внешние события, а внешние события способствуютвнутренним переменам.
Старшие Арканы описывают и внутреннее состояние человека вопределенной точке жизненного пути, и опыт, через который человеку вероятнеевсего придется пройти во внешней жизни. Понимание внутреннего значенияопределенного опыта – какое отношение происходящее вокруг имеет отношение комне? – может помочь разобраться в нынешних проблемах, а также перестать относитьсяко всему происходящему как к случайности. Во всем, что с нами случается,отражается наша сущность и то, как мы развиваем и реализуем эту сущность наПути. Если рассматривать обретение целостности личности на Пути как цельчеловека, то смысл каждого Аркана как этапа жизненного пути, и их взаимосвязьдруг с другом, может дать поразительные жизненные ориентиры.
Образы Старших Арканов – древние символы жизненного опытачеловечества, пробуждающие в нас древнюю память. Мы следуем за Глупцом, делаяшаг в пустоту, и проходим весь жизненный цикл существования человека, вплоть докарты Мира, завершающей этап, и являющейся вратами в новую жизнь. Когдапоставленная цель достигается, и замыслы исполняются, возникает следующая,более высокая и глубокая цель, и поэтому окончание чего-то одного на самом делеявляется лишь подготовкой к чему-то другому, и цикл повторяется вновь.
Все карты имеют двойной смысл, отражая как позитивные, так инегативные стороны опыта. Ни одна карта в Старших Арканах не являетсябезусловной ни хорошей, ни плохой, просто отображаемый ими опыт может быть длякого-то легче, для кого-то труднее.
Считается, что Старшие Арканы символизируют явления и событиядуховного мира, и при выяснении на картах бытовых вопросов лучше избегатьпользоваться ими.
При помощи Старших Арканов можно не только предсказывать, нои моделировать ситуации. Но это не входит в рамки данного курса и требуетдолгого изучения и специальной подготовки.Младшие Арканы
Пятьдесят шесть карт Младших Арканов представляют собой четыремасти Таро, символами которых являются кубки, жезлы, мечи и пентакли, — этообразное описание опыта человека в четырех различных сферах жизни. (Это еслирассматривать Таро в проекции человеческой личности). Также Младшие Арканымогут говорить просто о проявлениях качеств той или иной стихии в соединении сопределенным числом. К примеру, пентакли — это не только физическое развитиечеловека, это вообще Материя.
Каждая масть акцентирует какие-то грани всеобщего цикла(эмоциональное, творческое, интеллектуальное и физическое развитие человека) идетально исследует ее через множество фаз развития.
Каждая масть Младших Арканов делится на нумерованные карты(10) и дворцовые (4). Нумерованные карты открывают различные стороныповседневной жизни: события, взаимоотношения с окружающими, состояние духа ичувства, которые на данный момент испытываем. Каждая из нумерованных картотражает типичный опыт жизни любого человека. Поэтому они чаще всего трактуютсякак отражение событий внешнего мира.
Группу придворных карт составляют Рыцарь, Дама, Король и Паж.Они отличаются от нумерованных карт тем, что не описывают события, а передаютприсущие конкретной сфере жизни характерные особенности и качества. Они несутна себе совокупность определенных человеческих черт. Различная степень власти,присущая картам, указывает на различную степень проявленности выражаемого имикачества во внешнем мире. Придворные карты часто вторгаются в жизнь человека нетолько как внутренние переживания, но и как реальные люди, однако при трактовкекарт надо чувствовать, когда за выпавшими в раскладе дворцовыми картами стоятконкретные люди, а когда – просто характеристика ситуации.
Масть Кубков – соответствует первоэлементу воды. Она текуча, изменчива инеуловима, принимает любую форму и просачивается сквозь любые преграды. Таковже и мир чувств. Четырнадцать карт масти описывают развитие чувственной сферычеловека: эмоциональные реакции, их изменение по мере приобретения жизненногоопыта, а также показывают на характерные людские типы, отражающие чувственнуюсферу в ее первозданном виде.
Масть Жезлов – соответствует первоэлементу огня. Он способен возникать изниоткуда, трансформируя все, до чего дотрагивается, оставаясь при этомнеизменным. Огонь неукротим, он разлагает объекты до основных элементов ипреобразует их природу. Таков же и мир творческого воображения: образы приходятиз ниоткуда, преобразуя «реальный» мир конкретных форм, вдыхая в них смысл изначение. Четырнадцать карт масти жезлов описывают развитие творческоговоображения, его использование для решения жизненных задач и головоломок, атакже указывают на опасность преобладания воображения над здравым смыслом.Здесь же указываются характерные человеческие типы, представляющие в наиболеечистом виде мир воображения.
Масть Мечей — соответствует первоэлементу воздуха. Невидимый воздухсчитался дыханием духа, постигшего замысел творения до того, как оно былопроявлено. Такова и наш разум: способность абстрактно мыслить и формироватьконцепции, придающие жизни упорядоченность и смысл. Обоюдоострое лезвие меча –прекрасный символ двойственности разума: остро отточенное лезвие ума способнопроникнуть в самый сложный и запутанный предмет или ситуацию, но негибкая стальможет ранить. Четырнадцать карт масти мечей описывают развитие мыслительной способности,темные и светлые ее аспекты. Развитие происходит через конфликты, ссоры иразобщенность, через ясность и понимание, и прослеживается на примере людскихтипов, воплощающих логику и разум в чистом виде.
Масть Пентаклей – соответствует первоэлементу земля. Это – и наше начало, инаш конец. Любое переживание, прежде чем стать доступным чувствам, воображениюили духу, должно пройти через тело. Четырнадцать карт масти Пентаклей описываютразвитие способности функционировать в реальности и постепенное приспособлениев течение жизни к требованиям, разочарованиям и радостям земного мира, а такжеуказываются персонажи, олицетворяющие собой материальный мир в его чистом виде.«Своя» колода
Карты Таро – вещь сугубо специфическая, почти интимная.Обилие колод и расхождения в прочтении Арканов указывают на многогранностьсмыслов, заложенные в картах. Каждый создатель карт видел мир со своей точкизрения, и это видение он и вкладывал в создаваемую колоду. Задача каждого — найти для себя ту колоду, которая бы была гармонична и отвечала бы его личномумироощущению, а работа с ней доставляла бы удовольствие.