Реферат по предмету "Религия и мифология"


Ислам: происхождение, особенности вероучения и культа

Реферат
на тему: «Ислам:происхождение, особенности вероучения и культа»

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Ислам: происхождение, особенности вероучения и культа
1.1 Происхождение, особенности вероучения и культа
1.2 Источники мусульманского права
2 Направления ислама
3 Ислам и общество. Особенности духовного мирамусульманина
4 Ислам в Украине
Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ
Третьей, наряду с буддизмом и христианством,«мировой» религией является ислам, или мусульманство, самая поздняяпо времени возникновения. Современный Ислам — вторая по численности последователей(после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общаячисленность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около 90процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежнойАзии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов- в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, вкоторых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большуючасть населения. «Ислам» в переводе с арабского означает покорность,«мусульманство» ( от арабского " муслим " ) — предавшийсебя Аллаху.
Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры.Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо онопочти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь многолегендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед(Мухаммад или Магомет), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд«откровений», записанных в священной книге Коране, и передал ихлюдям.
Коран — основная священная книга мусульман, какПятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. Этика ислама довольноэлементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, зазло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральныхпредписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.
Знание основ мусульманской религии весьма различно уразличных слоев населения и в разных странах традиционного распространенияислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религииислама: «нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланникАллаха». Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существуетединый, единственный, и вечный всемогущий бог — Аллах; своим посланником Аллахизбрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священнойкниги — корана, его руками он основал общину верующих (умма). За 14 веков изнебольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу людей разныхнациональностей, разных языков, разных социальных слоев и культурныхориентаций.

1 ИСЛАМ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА
1.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА
Ислам или мусульманство является самой поздней по временивозникновения мировой религией. Она появилась в VII в. в Аравии. Но мусульманепридерживаются взглядов, что их вера существовала значительно раньше и лежит воснове как иудаизма, так и христианства.
Согласно мусульманской традиции, основоположником исламабыл пророк Мухаммед-араб, который жил в Мекке, на протяжении 23 лет получал отБога «откровения», которые были были изложены в священной книге мусульман –Коране( от араб. «ал-куран»-«чтение вголос»). Коран включает в себя притчи,молитвы, проповеди с которыми выступал Мухаммед. Он состоит из 114 сур(глав),которые в свою очередь разбиты на 6219 стихов(аятов). Коран написан на арабскомязыке. В ритуалах он используется в арабском оригинале. Мусульмане воспринимаютего как непосредственную речь Аллаха.
Основная религиозная концепция ислама – таухид или«единство». В основе ее лежит вера в единого Бога. Вторая концепция – рисала(«пророчество»).Она содержит идею о том, что Творец не может быть понятымчеловеком. Только Его личное желание дать человеку знание о Себе, вызвать кСебе любовь, приводит к появлению веры и желанию изменить свою жизнь.
Символ веры ислама состоит из двух утверждений: «Нет Богакроме Аллаха и Мухаммеда — Его пророка» (Мухаммед в переводе с арабскогоозначает расхваливающий»). Кроме Мухаммеда были и другие пророки, в том числе иИса (Иисус). Но люди не прислушались к ним. Поэтому Аллах вынужден был призватьеще одного пророка, который считается самым главным.
В основе мусульманского вероучения лежат пять «столповверы»:
— признание единого Бога – Аллаха и Мухаммеда, Егопосланника;
— обязательная молитва (салят);
— пост (ураза саум);
— налог на пользу бедным (закят) – благотворительность;
-паломничество в священный город – Мекку (хаджж);
— к ним еще добавляется указание о священной войне заверу (джихад).
Последователями ислама могут стать только те, кто,согласно мусульманским взглядам, сердцем воспринимает существование Аллаха.Имеет личный опыт богопознания. Кто ощущает полную открытость – в мыслях,действиях перед Богом. У кого главная цель жизни определяется услужением Богу.
Долгое время исламская традиция вырабатывала у мусульманотрицательное отношение к эстетической форме сознания. Запреты на различныевиды искусств, с точки зрения ислама, были необходимы для развития у мусульманглубокой веры. Отрицание художественного восприятия мира рассматривалось и какпуть преодоления страстей. Кроме этого ислам стремился укоренить в каждоммусульманине чувство покорности перед Богом. Человек должен знать свое место,понимать, что он не может ни в какой мере по своим способностям и талантамуравнивать себя с Ним и потому не должен стремиться к созданию ничего нового.Но, поскольку при всех запретах, человек не может полностью отказаться отискусства творчества, эта естественная потребность человека воплотилась вопределенных направлениях искусства. В мусульманском мире огромных высотдостигла декоративная живопись. Коран вмещает в себя образцы высокоразвитогохудожественно-образного мышления. Особое развитие получила арабскаякаллиграфия. Эти направления эмоционально-художественного постижения мираявились и глубокими выразителями мусульманской философии: совершенство,гармония и красота небесного мира и устремленность к нему; застывшесть иокаменелость, связанная с идеей абсолютной изменчивости, неопределенности всегореального, неизменности только социального идеала. В исламе нет представлений обудущем, новом, как лучшем. Все лучшее — в прошлом. Поэтому от искусстватребуется выражение социальной однозначности и неизменности.
Через каллиграфию мусульмане стремились выразить своисамые интимные переживания, чувственность. Так, письмо сравнивается с объектамикрасоты и эмоциональной привлекательности. Большое значение имеет почерк,который может восприниматься как приносящий удовольствие и радость. Даже формабукв, их взаимное расположение могут изображать любовный союз.
Для мусульман характерна и глубокая вера в магическуюсилу слова. Чтение Корана, молитв, любые обращения, произносимые на арабскомязыке, имеют особый, мистический смысл.
Ислам возник тогда, когда буддизм и христианство, ряддругих религий уже существовали как развитые религиозные системы. Поэтому висламе можно обнаружить ряд идей иудаизма и христианства, переосмысленныхарабским сознанием. Общим с иудаизмом и христианством в исламе являетсяпредставление о Высшем Начале. Бог – трансцендентное начало, Он един, никто нев состоянии Его постичь, никто не знает Его настоящего имени. Сотворение мира ичеловека, акт непослушания первых людей и изгнание их из рая – представляютсобой повторение библейского сюжета.
Общность таких основополагающих представлений привела ктому, что мусульмане с особым почтение относятся к христианам и последователямиудаизма, называя их «людьми Писания» и братьями по вере. В истории известномножество случаев не просто веротерпимости, толерантного отношения между этимирелигиями, а того, к чему мы сегодня можем стремиться – веролюбия. Интересныйпример приводит отец А. Мень. «Когда разоряли храмы, — рассказывает он, — какой-толихой комиссар постановил закрыть церковь, и его сподвижники устроили последнюювечеринку и вытащили из храма алтарь, престол, чтобы использовать его вкачестве стола для закуски. Это было на Волге. Соседи-мусульмане пришли,разогнали пьяных, взяли алтарь и отнесли его обратно в храм. Они быливозмущены! Они не были христианами, но у них было чувство святыни».
В наше время мало кто, даже не имеющий никакого отношенияк мусульманскому вероучению, не слышал слова «джихад» и не имеет представлениео том, что за ним стоит. Очень часто можно услышать, что джихад-это война с неверными,насильственное приобщение к религиозной вере, санкционируемое идеологиейислама. Отсюда делается вывод о крайне воинственном настрое мусульман,формируемом непосредственно мусульманской верой. Между тем значение джихадасовсем другое. Первоначальный смысл этого понятия — «усердие», борьба смирским, которое мусульмане называют «дунья». Мир, окружающий человека,является творением Божьим. Это говорит о том, что сам по себе он не содержитзла. Однако, как считают мусульмане, его материальные аспекты – красота мира ивсего, что его составляет, совершенство могут способствовать страстям исоблазнам. Поддавшись им, человек может начать действовать вопреки воле Творца.Человек склонен к сотворению себе кумиров, поклонению материальным объектам.Достигнув каких-то высот в творческой деятельности – возгордиться и начатьвоспринимать себя как высшую ценность. Поэтому джихад – это борьба человекапротив соблазнов мира, роскоши, жадности, самовосхваления и т.д. Джихад никогдане объявляется с целью захвата чужой территории, покорения других народов,решения национальных вопросов, насильственного навязывания своей веры. Онрассматривался как выполняющий исключительно оборонные функции и завершался,как только противник просил перемирия. Пророк исповедовал милосердие поотношению к побежденным врагам, не ставил условие о переходе в свою веру.
В отличии от христианства, Творец мира, Аллах,рассматривается как предельная абстракция. Мусульмане считают, что их религияпоэтому более совершенна. У них нет никаких представлений о святой троице, вкоторой происходит «растроение» Единого Бога. Аллах – несоизмерим ни с чем,никаким образом не доступен человеку. Какие-то его аспекты выражены в именах. Икаждый верный мусульманин должен знать 99 прекрасных имен Аллаха, которыеотражают его качества: «Творец», «Скрытый», «Дающий хлеб», «Дающий жизнь»,«Упорядоченность», «Правосудие», «Истина» и т.д.
Существенным различием в развитии этих двух религийявляется то, что у мусульман не появилось Церкви, как особого, таинственного, мистическогоорганизма, по своей сущности находящегося вне законов этого мира. Каксоциальная организация в христианстве, она содержит в себе деление надуховенство и мирян, т.е. противопоставление их по функциям, которые выполняютте и другие, по роли, правам, возможностям. Такого противопоставления в исламенет. Более того, сам Мухаммед, его окружение и организация, которая им быласоздана, — вполне «от мира сего». Она носит характер политического союза иполностью сливается с обществом и государством. В ней есть лица,профессионально занимающиеся религиозной деятельностью. Но они не имеют особых«полномочий», а наделены статусом особого служения, по сравнению с рядовымиверующими.
Вероучение и догматика ислама отличаются простотой идоступностью, сложная, развитая обрядность отсутствует. В исламской религиознойсистеме превыше всего стоят ритуал, дисциплина.
1.2 ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Первым и главным источником права является Коран. КромеКорана вторым авторитетным и обязательным для всех мусульман источником праваявляются Сунны (полное название «Сунна посланника Аллаха», с араб.– обычай,образец), которые состоят из повествований (хадисов), высказываний и деянийМухаммеда. Это сборник обычаев, установлений. Хадисы содержат и элементы права,разные правила.
Таким образом, Коран и Сунны являются источником знаний отом, какое поведение и какой образ мыслей есть богоугодными. Изучение Сунн –это неотъемлемая часть религиозного образования и воспитания. Глубокое знаниеСунн является критерием авторитетности мусульманина.
Третье место среди источников мусульманского правазанимает иджма – «общее согласие мусульманской общины». Иджма состоит изсовпадающих утверждений относительно религиозных и правовых вопросов, которыебыли высказаны соратниками Мухаммеда или наиболее влиятельными мусульманскимитеологами – знатоками права. Иджма развивается в виде толкования текста Коранаили Сунн, а также путем формирования новых норм, которые уже не связанынепосредственно с Мухаммедом. Так происходит становление образцов поведения,которые единогласно поддерживаются муфтиями и муджтахидами. Это развитиемусульманского права получило название «иджтихада».
К наиболее противоречивым источникам мусульманского правапринадлежит кияс. Кияс – это решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу,правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть использовано вотношении дела, которое непосредственно не предусмотрено этими источникамиправа.
Мусульманское право получило название шариат. В основеего лежат в первую очередь Коран и Сунны, а также другие источники. Этоправовые предписания, которые непосредственно связаны с теологией ислама.Правовую упорядоченность мусульмане рассматривают как выявление единогобожественного законопорядка. Нормам шариата приписывается божественное значение.Шариат развивается как строго конфессиональное право. Как источник права,шариат допускал существование местных обычаев, которые не входили впротиворечие с принципами и нормами мусульманского права. С уважениемпринимались правовые обычаи, которые вырабатывались в самом арабском обществе.А также у тех народов, которые оказались под мусульманским влиянием. Завыполнением норм шариата следят мусульманские богословы.

2. НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА
Ислам не однороден. Среди направлений ислама можновыделить суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм др. Большинство мусульман мирапринадлежит к ортодоксальному исламу – суннизму. Они признают Сунны в качествесвященного источника веры наряду с Кораном.
Шиизм настаивает на том, что законными приемниками Мухаммеда– имамами могут быть только его родственники-наследники, а избрание имамарелигиозной общиной – противозаконно. Поэтому они не признают Сунну, котораябыла составлена при первых халифах. Сам по себе шиизм тоже не однороден. В неместь течение, которое признает 11 законных имамов – наследников Али; 12-й имамеще в IX ст. таинственно исчез, но, как они считают, должен появиться какспаситель – махди. Есть секта исмаилитов, которые верят в то, что в их имамовпоследовательно воплощается «мировая душа». Существует секта карматов, котораяимеет демократические черты. Ее члены, большинство которых – крестьяне ибедуины Аравии, придерживаются принципа общего имущества. От исмаитовотделилась секта ассасинов, где объединяется мистицизм с фанатичной борьбойпротив немусульман. Есть группа последователей халифа Хакима.
Суфизм представляет собой мистико-аскетическое,наполовину монашеское течение. Проповедуют мистическую любовь к Аллаху, желаниесблизиться с ним. Конечной целью считают избавление от личностных качеств ислияние с божественной истиной. С суфизмом исторически связано движениетариката.
Ваххабизм – религиозно-политическое учение, котороевозникло в XVII ст. Его название происходит от имени Мухаммеда ибнАбдаль-Ваххаба. Ваххабиты выступали против племенных культов, официального«турецкого» ислама, который, согласно их взглядам, отступил от единободия,установив почитание Пророка и культ святых. В настоящее время это направлениеофициально признано в Саудовской Аравии.

3. ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОГО МИРАМУСУЛЬМАНИНА
В основе отношений мусульманина и общества лежитподавляющая власть единого религиозного начала, не допускающая никакой свободыи самостоятельности, а также приоритет коллективного, общественного над личным.Отсюда особенностью ислама является его проникновение во все сферыжизнедеятельности общества: социальных отношений и личной жизни, умственноготруда и творчества. В мусульманских регионах практически в неизменном видесохранились семейно-родственные связи, традиции брачных отношений, клановое и«общемусульманское» самосознание. Активная борьба с религиозными предрассудкамии уничтожение духовенства, системы религиозного образования, привели к тому,что ислам переместился на бытовой и обрядовый уровень и утвердился там оченьпрочно. Все важнейшие события в жизни человека сопровождались мусульманскимиобрядами и традициями.
Более тесные социальные связи и отношения междуверующими, отсутствие церкви, как особого института, привели к широкому охватуисламом всех отношений и сфер жизни, их «прозрачности».Поскольку у мусульманотсутствует единая организация, авторитетно решающая все спорные вопросы,догматизация шла в разных областях религиозной доктрины относительнонезависимых относительно друг друга, порождая отдельные исламские школы. Висламе развитие происходит через разные группы профессионалов, которые междусобой не связаны, поддерживаются авторитетом учителей, школ, общественныммнением, уважающим истинную ученость. Такой плюрализм признается нормальным тпри этом сохраняется единство ислама. Таким образом, мусульманская система сослившимися в ней религией, обществом и государством, — обладает большойпрочностью и устойчивостью.
Любая религия, в том числе и ислам, приносит своеобразнуюкультуру, жизненный уклад, быт, создает определенную духовную атмосферу, врамках которых происходит формирование особого, не похожего на другие типаличности. Каждая религиозная система обладает способностью выделять из всегомногообразия связей космического масштаба какие-то одни аспекты, наделять ихсакраментальным смыслом и по-своему подводить их к сознанию людей. Каждаярелигиозная культура обладает и сильными сторонами, и в то же время лишенатого, что имеется в другой.
Ислам проповедует покорность. Он абсолютизирует ее какглавный, необходимый принцип существования. Недосягаемый, не подлежащийникакому осмыслению Творец и невмешательство в то, что им создано, казалось бы,должно было сформировать личность пассивную, безынициативную, безвольную,предоставляющую все, что происходит в мире, воле Аллаха. Однако в реальнойжизни наблюдается совсем иное. Мусульманский мир отличается высокойактивностью, прежде всего политической, быстрой реакцией на все негативныефакторы, которые возникают в отношении мусульманского государства, религиознойобщины, любой ситуации, в которую оказались включены мусульмане. Мусульманин –личность целеустремленная, активная, решительная, бесстрашная, с развитымчувством собственного достоинства, справедливости и готовая к борьбе за ихвосстановление. Исламская религиозная система имеет свое видение того, какдолжна проявляться истинная вера, поэтому в рамках ее были разработаны наряду собщими принципами особые средства, особый механизм ее формирования. Становлениемусульманской духовности происходило под влиянием многовековой исламскойкультуры и традиций. Но, с другой стороны, сама эта культура и традициивырабатывались исходя из специфических особенностей региона и уровня развитиясознания населяющего его народа. Поскольку ислам возник значительно позже другихрелигий, то представляется, что он должен быть более совершенен, более сложен,нести в себе какой-то потенциал, которым не располагали более ранние религии.Но, видимо, сравнивать духовные феномены, ориентируясь на исторический периодих возникновения, как некоторый критерий, неправомерно. Несмотря на влияниедругих религий, которые к этому времени уже функционировали в развитом виде,ислам имел конкретную направленность на особый уклад жизни, особый тип сознанияи ментальности и на решение политической задачи – объединения разрозненныхарабских племен.
Таким образом, при общности морально-этических принципов,заложенных в мировых религиях, реально формируются имеющие значительные отличиятипы личности верующего человека.

4 ИСЛАМ В УКРАИНЕ
Ислам является религией, получившей широкоераспространение в современной Украине. Особенно это касается Крыма. Сейчас внашем государстве действует 460 мусульманских объединений, значительная частькоторых находится в Крыму. Они функционируют в структуре трех объединений:духовного управления мусульман Украины (ДУМУ), Независимого ДУМУ, Дум Крыма.Созданы центры мусульманской культуры.
Распространение мусульманства на территории Украины неявляется случайным и связано первую очередь с историческими причинами. КогдаУкраина обрела независимость, депортированные татары начали возвращаться насвою историческую родину, что и привело к возрождению ислама.
Вторая причина связана с тем, что неблагополучнаясоциально-экономическая ситуация в некоторых восточных регионах бывшего СоветскогоСоюза, в первую очередь война в Чеченской республике, вызвала массовыепереселения людей. Украинское гражданство получили тысячи мусульманских семей.Они вошли в новую культуру, традиции и помогают сегодня адаптироваться к нейсвоим землякам.
Надо особенно подчеркнуть то обстоятельство, чтопредставление об исламе сложилось превратное, на основе предрассудков иопределенных стереотипов. Это вызывает объективную потребность в конкретныхзнаниях об особенностях ислама, его духовности и культуры, социально-психологическихкачествах мусульман. Сегодня выпускается большое количество литературы,посвященной исламу. Появилась и литература, написанная самими мусульманами, вкоторой в популярной форме излагаются их вероучение, образ жизни, объясняютсяте или иные, разработанные в исламской религиозной системе, требования исоциальные нормы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реферат посвящен изучению темы – ислам. В ходе изученияматериалов можно подвести следующие итоги проделанной работы.
Ислам является одной из интереснейших мировых религий.Изучение материала помогает понять многое из того, что раньше ускользало от внимания.В масштабах страны ислам играет существенную роль, т.к. является вторым попредставительству религиозным течением.
Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не толькоарабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточногорегиона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народовСредней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. Врезультате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывалисьне только судьбы народов, но и их культурные традиции, идейный багаж, нормыбыта и морали, мифопоэтические и эпические образы и предания, которые и сегодняво многом определяют их жизнь.
Конечно, покоренные арабами страны и народы сохраняли иразвивали собственные доисламские культурные традиции — и тем более этоотносится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако на протяжении вековпочти абсолютного господства ислама доисламские традиции либо безвозвратноуходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, что практически свелисьлишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта специфика весьмадорога каждому из народов исламского мира, так как отражает его лицо и придаетему оригинальный собственный облик. И в этом смысле ее нельзя недооценивать,считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть, что у любого измусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом норм и предписанийобщего для всех них ислама.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. В. Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение. СПб.,1902.
2. Л.Климович, Книга о Коране, — М. 1986.
3. Религии мира, Энциклопедия, т.6, «Аванта +»,- М. 1996.
4. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока, — М. 1982.
5. Коран, М. МНПП «Буква», — М. 1991.
6. Ислам, краткий справочник, «Наука», — М. 1983.
7. Религиоведение, Лобазова П.К., «Одиссей», — Харьков2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.