Михаил Бернацкий
УспениеПресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Церкви. Некоторыеданные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичнымпразднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается наследующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождениеГоспожи Марии», а в календаре IX в. в то же число — «смерть и воскресениеБогородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв.,сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери нанебо).
Вгреческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в.,когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIVв.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа(для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI-го, а V в. — сакраментарийпапы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существованиипраздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существоваломножество храмов, посвященных Богородице. Один из них — Влахернский,построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены(риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцесловеВостока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнегомесяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и чтосвидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделалпраздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленныесвидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть донастоящего времени.
Древнейшийизвестный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимскогоЛекционария V-VII в. (издан прот. К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершалсяв базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь на 6 гл. «Егдапреставилася еси…»; прокимен гл. 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч31. 30–32, Иез 44, 1–4, Гал 3. 24–29); аллилуарий «Слыши Дщи и виждь»; то же,что и сейчас, Евангельское чтение (Лк 1.39–50, 56).
Типикон(устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А.Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI вв. содержит подробное описание устава службыпразднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартириясв. Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия.На вечерне положены три паремии (ветхозаветные чтения), как на РождествоБогородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа «В рождестве девство сохранилаеси» (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения),ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером наканунепраздников). На литургии — те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие.
РассмотренныйУстав Великой Церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший жемонастырский послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX в. — полагаеттакже попразднство для праздника (наряду с Преображением, Воздвижением,Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). ТипиконКонстантинопольского Евергетидского монастыря (XII в., отражает практику XI в.)имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшнейпрактикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядкакафизм; способа пения канона; состава литургии оглашенных до Евангелия.Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до кон.XIV в., отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день.
Встудийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники,кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формированиепраздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе прп. ГеоргияМтацминдели XI в. на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов«Хвалите имя Господне...» (Пс 135), «Помяни Господи Давида...» (Пс 131) и«Хвалите Господа с небес...» (Пс 148). Тропарь праздника, согласно этомуТипипкону, —«Блажим тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержитсяи в некоторых списках Типикона Великой церкви).
Чин Погребения Пресвятой Богородицы
Всовременной практике празднование Успения часто так или иначе связывается счином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последованиена святое Преставление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и ПриснодевыМарии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение иявляется подражанием чину утрени Великой субботы. Чин этот весьма поздний; вего основе лежат праздничные припевы к 17 кафизме (такие припевы в XIV-XVI вв.исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX в. вИерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службыВеликой субботы и несколько видоизмененными.
ВГефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребенияслужится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к немуначинается задолго до этого. (Описание празднеств мы приводим по статьям: А. А.Дмитриевский «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чинелитании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле» // ЖМП. №3. 1979.)
Наподворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверейхрама Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения ПресвятойБогородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит,окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения пред этою плащаницеюкаждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня, вплоть до 12 августа. 12августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественнуюлитургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачениисовершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественнопереносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостоламитела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенствасо свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне свещы возжгите»).Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязичерез плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечениембольшого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходомсолнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь онапребывает до праздника для поклонения.
14августа утром около 9–10 часа совершается сама служба Погребения Богоматери,состоящая из пения 17 кафизмы с припевами — похвалами, подобнымивеликосубботним. Служба совершается Патриархом. Ко времени службы в Гефсиманиюво времена Оттоманской Порты, согласно описанию А.А. Дмитриевского, прибываливойска турецкого гарнизона, которые, располагаясь шпалерами по пути отИерусалима, встречали прибывающего Патриарха военным маршем. По кажденииПатриархом одра с плащаницей Богоматери в пещере погребения, после Обычногоначала службы (Трисвятое:; Пресвятая Троице:; Отче наш:), одр с плащаницейвыносится на середину храма под паникадило. За одром становится Патриарх, а побокам от него и вплоть до царских дверей — архиереи, архимандриты и иеромонахи.Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма,которое и совершается при пении первой статии погребальных похвал: «Жизнь вогробе полагается». Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией свозгласом Патриарха. На второй статие «Достойно есть величати Тя» ПредстоятельЦеркви Святого Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейшийархиерей. На третьей статие: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево»,кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит впение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский собор». После ектении —ексапостиларий праздника («Апостоли от конец земли»), хвалитные стихиры ивеликое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого, иереи выносят одр сплащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминаниемпо именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одротносится опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громомна облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх творит отпуст.Богослужение же в самый день Успения ничем не отличается от обычногопраздничного.
Вечернянакануне праздника совершается отдельно, без утрени, но в конце происходитблагословение хлебов, раздаваемых затем народу. В попразднство Успенияежедневно принято лобызать упомянутую плащаницу. На отдание праздника поокончании литургии плащаница относится обратно в Гефсиманское подворьеИерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.
НаРуси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI в. и в видепохвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой вКиево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесьуказание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволитнастоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробноепение» — такое, как в Киевской Лавре, без ектений; «аще храм (Успения),подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне вРусской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указанийнет.
Присвт. Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры былустановлен кроме Успения также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери— 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-гопосле литургии крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.
В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка нацерковнославянский был осуществлен М. С. Холмогоровым для Гефсиманского скита сприсланного Иерофеем, митр. Фаворским (впоследствии Патриархом Антиохийским).Перевод был пересмотрен и подвергся правке со стороны свт. Филарета, митр.Московского. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностью, потому яиногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые,вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», — писалнаместнику Троице-Сергиевой лавры архим. Антонию (Медведеву) святитель 28октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатанСинодальной типографией под уже упоминаемым нами названием «Похвалы, илисвященное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычице нашеяБогородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа,каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения кавгустовскому тому Минеи.
Вприходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящеевремя чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции,либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периодапопразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августапредпочтительнее и символически (как третий день после Успения), и исторически(такова была практика в Гефсиманском скиту)).
«Патриархия.Ru»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru