Реферат по предмету "Религия и мифология"


Изучение Торы и добывание средств к существованию - две противоречивые обязанности

проф. Иегуда Леви
Обизучении Торы в книге Иегошуа (1:8) говорится: «И размышляй о ней днем иночью», а Мишна говорит: «Изучение Торы равносильно всем [другиммицвот Торы]». С другой стороны, мы обязаны также работать, чтобы добыватьсредства к существование. Хотя мудрецы и учили нас (трактат Авот, 4:10):«Трать меньше времени на бизнес, но занимайся Торой», тем не менее,труд ради хлеба насущного остается чрезвычайно важным делом. (Труд не толькокормит; он важен сам по себе. С Б-жьей помощью мы посвятим этой теме отдельнуюлекцию.)
Важностьтрудовой деятельности ясно отмечена в ТАНАХе, особенно в книге Мишлей, например(6:6): «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на пути его, и сделайсямудрым… Заготовляет летом хлеб свой».
Болеетого:  комментируя фразу «Так выбери жизнь» (Дварим, 30:19), рабиИшмаэль говорит, что Тора имеет в виду освоение ремесла. О том, что отец должендать сыну профессию, мы узнаем из наставления царя Шломо: «Наслаждайсяжизнью с женою, которую любишь»… — В той же мере, в какой [отец] долженобучать его Торе, он обязан научить его и ремеслу". Рашбац (раби Шимон бенЦемах Дуран) прямо говорит, что это одна из заповедей самой Торы. Такимобразом, эти два требования — изучение Торы и добывание средств к существованию- должны конкурировать между собою за наше ограниченное время; поэтому мыдолжны решить, как правильно распределить его между ними.
Этапроблема не нова. Ее обсуждали еврейские мудрецы, проводя в своих дискуссияханалогию с «тропинкой, которая тянется между двумя дорогами, одной из огняи другой из снега. Если идти слишком близко к огню, то можно обжечься; еслиприблизишься к снегу — замерзнешь. Так что же делать? — Надо идти между этимидорогами, стараясь не обжечься огнем и не замерзнуть от снега». Так этапроблема была сформулирована нашими мудрецами.
Обязанностьдобывать хлеб насущный возникла отнюдь не случайно. Она часть замысла Творца.Из слов Торы «И стал человек существом живым» (Берешит, 2:7) мудрецыпришли к выводу, что [Б-г] отдал первого человека Адама самому себе в рабы: небудет он работать — не будет и есть". (Это произошло еще при сотворенииАдама, до его грехопадения.) В другом месте мы читаем: «Даже Адам непробовал ничего, пока не совершал работу, как сказано (Берешит, 2:15): „Ипоместил его [Б-г] в саду Эдена, чтобы возделывать его и хранить его“.
Ещекатегоричнее высказался Нецив (раби Нафтали Цви Иегуда Берлин из Воложина):»[Адам] пришел обрабатывать землю, и тем была выполнена цельТворения". Похожее толкование предлагает и раби Яаков Эмден: «С техсамых пор желает Всевышний, чтобы человек вставал рано на работу и шел добыватьхлеб для своего дома». В книге «Сфат Эмет» сказано, что"[возвышение будничных дел] является основой служения человека Б-гу".
Такимобразом, мы видим, что труд ради добывания средств к существованию — это непечальная необходимость, а неотъемлемая часть замысла Творца.
Какуже отмечалось, еврейские мудрецы требовали, чтобы отец обучал сына не толькоТоре, но и трудовой специальности, которая поможет ему зарабатывать себе нажизнь; о том, кто не выполнял эту обязанность, они говорили, что он как будтоучит сына грабежу. Некоторые авторитеты считают, однако, что обучать сынаремеслу вовсе необязательно. При этом они цитируют раби Негораи: «Яотложил все ремесла на свете и учу моего сына одной лишь Торе». Казалосьбы, раби Негораи, как явствует из его слов, не разделяет мнение, что обучениетрудовой специальности — обязанность каждого отца. Однако при более глубокоманализе выясняется, что на самом деле никакого противоречия здесь нет.Рассмотрим проблему по пунктам.
1.Никто из мудрецов не возражает, что на отца возложена мицва обучить сынаспециальности. Подобного возражения нет ни в Мишне, где это положение быловпервые сформулировано, ни в разработанных на ее основе законах. Достаточноупомянуть постановления, гласящие, что даже в шаббат можно договариваться опрофессиональной подготовке сына и что отец, ударивший своего сына в процессеобучения специальности и случайно убивший его, освобождается от наказанияссылкой.
2.Два еврейских законодателя Риф (раби Ицхак Алфаси) и Рош (раби Ашер бенИехиэль) цитируют замечание р.Негораи вместе с постулатом, что отец обязаннаучить сына ремеслу. Эти авторы известны своей приверженностью только темположениям, которые приняты в качестве валахи; они не приводят противоречивыемнения из текста Гемары. Отсюда можно сделать вывод, что эти два положения(обязанность обучать ремеслу и высказывание раби Негораи) носят практическийхарактер и между ними нет противоречий и разногласий.
3.Раби Йосеф Каро ясно и однозначно излагает ту же самую мысль в «ШулханАрухе»: «Обязан [отец] научить сына ремеслу после того, как он обучилего Торе, и очевидно, что в этом вопросе нет разногласий».
4.Другие комментаторы (включая, к примеру, раби Шмуэля Эйделиса, Магарша) тожесчитают, что здесь нет противоречия: «Раби Негораи… конечно же невозражает, ибо всякий должен обучиться специальности; его слова надо пониматьтак: Я отложил обучение [сына] ремеслу как постоянное занятие, и я учу [его]Торе по твердому расписанию, а ремеслу — когда есть свободное время».
Двестилет назад автор книги «Сефер Га-брит» подверг резкой критикенеправильный подход к высказыванию раби Негораи: «Отцы делают это [обучаютсыновей только Торе] из благочестивых побуждений, опираясь на слова рабиНегораи: „Я отложил все ремесла на свете и учу моего сына одной лишьТоре“. Они не понимают, что такую практику порождает йецер гара(склонность к плохому), которому присуще облекать нехорошие вещи в одеждысвятости. Этот йецер умеет придать каждому преступлению видимость благочестия,как будто оно совершается во имя Небес. Они не понимают, что это вовсе немнение раби Негораи, как писал Магарша ( см. выше)».
Далееавтор «Сефер га-брит» объясняет, что «краеугольный камень ифундамент» Б-жественного служения в том и состоит, чтобы «иметьспециальность, которой сможешь зарабатывать себе на жизнь, прилагая собственныеусилия и не нуждаясь в помощи других людей». Он продолжает: «Меняпечалит та высокомерная практика, которая сложилась в последнее время, когдамногие наши люди отказываются учить своих сыновей ремеслу, заносчиво ивысокомерно утверждая, что ремесла — позор для нас… Еще больше я сержусь назнатоков Торы, которые не желают учить своих сыновей ремеслу, а только Торе,утверждая при этом, что их сыновья будут раввинами и судьями; ведь немногие становятсястоль мудрыми в Торе, чтобы выносить решения для еврейского народа. Врезультате им не хватает ни того, ни другого (знаний Торы и владенияремеслом)… Нет сомнений, что всякий, кто нарушает постановления нашихмудрецов в этом вопросе и не учит сына ремеслу, будет отвечать перед Небеснымсудом и наверняка понесет кару».
Этизамечания произвели такое глубокое впечатление на автора «Сдейхемед», что он переписал в свою книгу всю эту главу целиком!
Важноотметить, что все приведенные нами материалы относятся только к обязанностиотца обучить сына трудовой специальности. Между тем, еще Мишна (трактат Авот)ясно сформулировала долг каждого еврея личным трудом зарабатывать себе нажизнь: «Изучение Торы, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет и влечет засобой грех». В двух авторитетнейших кодексах еврейского права Тур" и«Шулхан Арух» соответствующие постановления сформулированы на основеэтой мишны без указания в комментариях других мнений, как уже подробноразъяснялось в предыдущей лекции и в ранее приведенном толковании рава Эйделиса(Магарша). По тому же вопросу весьма резко высказался также ранний комментаторТоры раби Моше ибн Махир:
«Всякий,кто боится Б-га и стремится к праведности и милосердию, должен зарабатывать нажизнь трудом рук своих, не взваливая на общину заботу о себе. Иначе онзапятнает честь Б-га, честь Торы и Б-гослужения и свою собственную честь вглазах других; и это помимо того факта, что, исходя из существующего закона,справедливости и здравого смысла, не полагается жить за счет других… Разве несоздал меня Творец, как и других людей, с руками и ногами? Почему бы мне тогдане поискать для себя подходящее место, чтобы выполнять волю Творца изарабатывать на жизнь трудом рук моих?
Кто-томожет возразить: „Как я могу работать, уклоняясь от занятия Торой ислужения Б-гу? Когда же мне пестовать обитель духа моего и приводить ее кполному цветению? Ведь Тора длиннее земной окружности, а день короток, и работытак много“. На первый взгляд, это сильный аргумент, но при тщательном разбореон рассыплется в прах. На самом деле, сей довод неубедителен по той простойпричине, что обе эти вещи заповеданы Царем вселенной. Именно Он повелел намизучать Тору и Он же заповедовал трудиться. Почему же мы должны игнорироватьодну заповедь, возвышая другую, когда обе они равно хороши и осуществимы, и ниодна не может существовать без другой?
Междутем, Тора учит нас, что нельзя превращать работу в главный смысл своей жизни, аТору считать лишь второстепенным занятием. Наоборот, именно работа должна бытьвторостепенным, преходящим занятием: пусть ее будет ровно столько, чтобыобеспечивать свои повседневные нужды; и не надо гоняться за роскошью, а лучшеуповать на Б-га, ибо только Он дает пропитание Своим творениям».
Такогомнения придерживались не только мудрецы прошлого. Руководители нашего поколениярассуждали в том же духе. Уместно привести слова раби Моше Вайнштейна:'Человеку не только разрешено, — он обязан искать заработок и трудиться,добывая средства на жизнь; и запрещено ему говорить, что даже если он ничего небудет делать, то Б-г каким-то образом обеспечит его необходимым". В другомместе раби Файнштейн писал: 'Человек должен, конечно, заботиться о своем доходеи обо всех своих нуждах — для себя, своей жены и всех членов семьи, зависящихот него; и надо, чтобы были у него средства не только на один день, а напродолжительное время, как если бы он владел полем или фирмой".
Этислова раби Вайнштейна нужно сопоставить с его же двумя другими замечаниями, гдеон подчеркивает важность учебы в колеле (йешиве для семейных мужчин) и дажеосуждает чье-то намерение покинуть колелъ, принятое на том основании, чтонельзя якобы извлекать выгоду из Торы. Раби Файнштейн называет сей довод«советом йецер га-ра». На первый взгляд, это мнение противоречит вышеприведенному.Но, возможно, рав просто имел в виду два разных типа учеников, в последнемслучае обращаясь к тем, кто по уму и личным качествам годился в духовные лидерысвоего народа.
Здесьважно помнить одну вещь: нельзя рассматривать мирские дела как нечто отделенноеот служения Б-гу; наоборот, следует так организовывать свою повседневнуюдеятельность, чтобы она стала важным элементом жизни по Торе. В этом случаестремление заработать на жизнь не только не вступит в противоречие с занятиемТорой, но лишь возвысит и улучшит эти занятия. В своем письме к бывшемуученику, который, закончив учебу в йешиве, пошел работать и вскоре сталжаловаться на тяготы «двойной жизни», рав Ицхак Гутнер привел такуюостроумную аналогию: «Тот, кто постоянно снимает комнату в частном доме итакже номер в гостинице для временного проживания, конечно же ведет»двойную жизнь". Но тот, кто снимает двухкомнатную квартиру, ведетпривольную, а не двойную жизнь".
Хорошимпояснением к примеру рава Гутнера может служить высказывание наших мудрецов:«Более велик тот, кто получает доход трудом рук своих, чем тот, кто боитсяНебес». Он имел в виду, что добывание средств к существованию — само посебе очень важное дело. На эту тему есть прекрасные высказывания такихизвестных мудрецов прошлого, как Магарал (раби Иегуда Лива) и Магарам Алашкар;мы рассмотрим их в следующей лекции.
Итак,мы подробно обсудили важность трудовой деятельности, оставив в стороненеобходимость изучения Торы, что само по себе не требует доказательства.Известно, что Тора должна находиться в центре нашей жизни, а работа — напериферии, и что мы должны, как сказано в трактате Авот, «не быть слишкомпредприимчивыми, но заниматься Торой». Распределяя время между изучениемТоры и работой, следует руководствоваться этими правилами.
Мудрецыне дают нам конкретных указаний о том, как делить время между этими двумяобязанностями. Очевидно, все зависит от индивидуальных потребностей ивозможностей человека и от его личных склонностей. Для некоторых «однойглавы утром и одной главы вечером» достаточно, чтобы выполнить заповедь«Да не отойдет эта книга Торы от уст твоих»; у других изучение Торыстановится смыслом жизни, а работа — лишь приложением в буквальном смысле этогослова.
Рассмотримряд примеров из жизни наших мудрецов, чтобы понять, как следует правильнораспределять свое время. Мидраш сообщает: Сказал Раби от имени святой общины:«Приобретай ремесло вместе с Торой. Где источник этих слов? — »Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь". Но почему он называетих «святой общиной»? — Потому что там были рав Йоси бен Мешулам ираби Шимон бен Менасия, которые привыкли делить день на три части: одну треть — для изучения Торы, одну треть — для молитвы и одну треть — для работы.Некоторые говорят, что они сосредоточивались на Торе зимой [период бездействияв сельском хозяйстве], а на работе — летом."
Рашитак объяснял (в приписываемом ему комментарии) положение Мишны (Авот)«Изучение Торы да будет твоим постоянным занятием»: «Не выделяйдля Торы строго установленное время, а учи ее весь день». Рашбацсомневается: «Но это невозможно, ведь в Гемаре сказано: „Выполняй этумицву в соответствии с повседневными условиями“. Смысл мишны, скорее, втом, что время, выделенное для Торы, должно быть фиксированным, а все другиедела надо планировать, ориентируясь на это время (посвященное изучению Торы,которое призвано стать твоим главным занятием). Сходное толкование дает и самРаши в другом месте: „Поскольку человек должен заниматься работой (дерехэрец) — ведь без дерех эрец не может быть и Торы, — ему надлежит выделятьтвердо установленное время для Торы, чтобы не быть весь день привязанным ксвоей работе“.
Объясняя,как надо делить время учебы на три части — треть на ТАНАХ, треть на Мишну итреть на Талмуд, -Ромбам приводит в пример человека, который занимается своимремеслом три часа и девять часов отдает изучению Торы. (Некоторые приводятслова Рамбама в качестве обязательного правила; из контекста, однако, ясно, чтоэто всего лишь иллюстративный пример.)
Стоитупомянуть также „ранних праведников“, которые тратили по девять часовв день на молитвы, оставляя всего три часа для изучения Торы и работы.
Рава(авторитетнейший мудрец эпохи составления Вавилонского Талмуда) просил учениковне приходить в дом учения в месяцы нисан и тишрей, когда сельскохозяйственныеработы были в полном разгаре и плата за них была высока. Хорошо заработав вэтот период, ученики могли потом не беспокоиться о хлебе насущном весьостальной год. Отсюда Магарал приходит к выводу, что допустимо в какой-то мерепренебрегать изучением Торы в течение ограниченного периода времени, чтобызатем посвятить ей больше времени.
Здесьуместно задать важный вопрос. Как объяснить в свете всего вышесказанногонынешнюю позицию подавляющего большинства руководителей йешив, которыепобуждают учащихся изучать Тору все время, не отвлекаясь на другие занятия?Учеба на „полную ставку“ существовала, конечно, и до Второй мировойвойны, но тогда она была уделом лишь узкой группы особо одаренных людей,целиком посвятивших себя Торе. Сегодня этот подход стал нормой, что само посебе беспрецедентно в еврейской истории. Некоторые ведущие авторитеты говорилимне, что это временное предписание (гораат шаа). Катастрофа уничтожилапрактически весь фундамент глубокого изучения Торы, и, чтобы восстановить его,от учащихся йешив требуется высочайшая степень прилежания, даже если это вредитнекоторым людям и ведет к отдельным искажениям в нормальной системе обучения.Есть также мнение, что эта мера вызвана необычайным ростом популярностисветского образования, что вызывает определенную тревогу: ведь стоитйешиботнику всерьез увлечься новыми знаниями, и он может совершенно заброситьТору.
Взаключение отметим, что нет определенных правил распределения времени междуизучением Торы и работой; каждый человек должен сам решать этот вопрос,консультируясь с раввинами. О том, кто выбирает свой путь, руководствуясьстрахом перед Б-гом, сказано в Талмуде: „Неважно, делает он много илимало; главное -чтобы сердце его было обращено к Небу“. И еще сказано:'Тот, кто приходит очищать себя, удостаивается помощи [от Всевышнего]». Онможет быть уверен, что помощь свыше позволит ему сделать правильный выбор.
«Люби труд!»
Мишнаоднозначно повелевает нам любить труд. Необходимость трудиться очевидна длявсех, ибо мир, созданный Б-гом, устроен так, что только работа дает возможностьпреуспеть в нем. Однако необходимость — это еще далеко не любовь. Чтобы любитьтруд, надо видеть в нем самостоятельную ценность, о чем как раз и говоряткомментаторы Мишны: «Даже тому, у кого есть независимый источник дохода,лучше трудиться — ибо тогда он будет работать не ради денег, а из любви [ктруду]». Мудрецы Талмуда разъясняли: «Люби труд! — Что это значит?Если у человека нет работы, что он должен делать? Если есть у него запущенныйдвор или заброшенное поле — пусть приведет их в порядок, как сказано:»Шесть дней трудись и выполняй всякую работу твою."
Почемуже мудрецы требуют от нас любить труд? Комментаторы дают разные объяснения:
1.Известный комментатор Мишны 15-16 веков раби Овадия из Бертиноро говорил:«Ибо безделье ведет к безумию». Другими словами, трудоваядеятельность — важное условие для душевного здоровья. Но по мнению раби ЯаковаЭмдена, это недостаточное объяснение мишне, поскольку дальше в ней сказано:«возненавидь высокое положение». Отсюда следует, что мишна имеет ввиду не того, кто бездельничает, вообще не работая, а того, кто занимаетсячем-то иным помимо работы — такому человеку тоже рекомендуется любить труд.
2.Поэтому раби Яаков Эмден считал, что речь идет о физическом здоровье:«Ученые приходят к единому мнению, что большинство болезней возникают учеловека из-за недостаточной активности».
3.Магарал говорил: "[Любовь к труду] побуждает человека любить Б-га, иботогда изучающему Тору не понадобятся другие люди [чтобы содержать его], ведь [еслиизучающий Тору нуждается в пожертвованиях, то тем самым он] подрывает честьТоры. Если бы изучающие не брали материальную помощь [у общины], то уважение кТоре значительно возросло бы."
Всеэти комментарии отмечают жизненную необходимость труда, подчеркивают егоценность лишь для решения той или иной проблемы, не видя в нем самостоятельноеблаго, прямое средство служения Б-гу.
Разобравеще одно высказывание мудрецов, мы поймем и главную мысль этой мишны. Из стихаТАНАХа они выводят наставление: «Более велик тот, кто живет от труда руксвоих, чем тот, кто боится Неба». Попробуем разобрать эту трудную дляпонимания фразу. Если речь идет о человеке, который не боится Неба, то как онможет быть выше того, кто боится Неба? Ведь учат нас мудрецы: «Нет ничегона свете для Б-га кроме страха перед Небом». Если же здесь говорится очеловеке, который получает доход от своего труда и боится также Неба, то какимобразом сей доходный труд усиливает его величие?
Естьнесколько ответов на этот вопрос. Самое исчерпывающее толкование можно найти втрактате Авот (4:1): «Кто богат? Тот, кто рад своей доле, как сказано(Тегилим): „Когда ешь ты от плодов труда рук твоих, счастлив ты и благотебе“ Но где здесь указание на радость? В приведенном выше стихе говоритсятолько о счастье и благе. Скорее всего, мудрецы подразумевали очевидный факт; орадости просто нет необходимости говорить. Ибо само собой разумеется, что,питаясь плодами труда рук своих, человек неизбежно чувствует радость в сердце.
Почемуон рад, объяснять, наверное, не надо. Труд, ремесло пробуждают творческиеспособности и дают человеку независимость; в результате работник испытываетчувство удовлетворения. Человеку изначально свойственно стремиться к этим двумвещам, ибо они дают ему радость. Подтверждение этому тезису мы находим вкомментарии Магарала к мишне: „Главная ценность любви к труду (а не простозанятия трудом)… состоит в том, что [если человек любит труд и] радуетсяплодам труда рук своих, то благодаря этому он неизбежно начинает испытыватьлюбовь [к Б-гу]“. В результате его величие больше, чем у того, кто боитсяНеба, ибо любовь к Б-гу выше страха перед Ним, как говорили наши мудрецы:»Более велик тот, кто действует из любви, чем тот, кто действует изстраха". Далее Магарал разъясняет: «Исполненный радости и любя трудрук своих, он не может не любить Того, Кто одарил его всем этим. Ибо есликто-то дает человеку подарок, и он принимает его и чрезвычайно ценит сей дар,как может он не любить того, кто дал его?» Теперь нам станет понятноследующее замечание Магарала: «Ибо труд делает человека цельным».Другими словами, благодаря труду человек достигает той цели, ради которой онбыл сотворен. Таким образом, любовь к труду и получение дохода от него ведутчеловека к возвышенному состоянию любви к Б-гу.
Труд как часть «хождения путямиБ-га»
Однакотруд характеризуется еще и другим. Почему Б-г создал человека для труда? ПочемуОн сделал его «рабом самого себя, который, если не работает, то неест»? (Эта тема рассматривалась в предыдущей лекции.) Почему Он сотворилего таким, что его «цельность» зависит от труда? Все это наводит намысль о существовании в труде еще одного важного аспекта. Еще одно значениетруда, помимо того, что он приносит доход, здоровье и радость, раскрывается вмидраше. Говорили мудрецы: «Б-г не позволил Своему Присутствию обитатьсреди сынов Израиля, пока они не совершили работу, как сказано: „Ипостроят мне святилище, и Я буду обитать среди них“ (Шмот, 25:8).
                        Строительство скинии Завета (походного храма во время скитаний евреев поСинайской пустыне) включало в себя все категории работ: „Все виды работ[запрещенных в шаббат] мы выводим из Скинии“. Слова мудрецов позволяютсделать вывод: самого наличия Скинии еще недостаточно для привлечения Шехины(Б-жественного Присутствия) в стан сынов Израиля; для этого надо, чтобы евреисвоими руками построили Скинию, и тогда Шехина будет обитать среди них.
Далеемудрецы говорят, что заслуга самой работы может защитить нас, даже если этогоне сделают заслуги наших предков. Га-Хида (раби Йосеф Хаим Давид Азу-лай)добавляет, что важность труда заключается в нашем подражании Б-гу, создавшемумир за шесть дней. Эта мысль выводится из мидраша: „Ходите за Г-сподомБ-гом своим“. Разве может плоть и кровь ходить за Б-гом?.. Скорее всего[смысл этого в том, что] в самом начале Творения Б-г сажал [Сад Эденский]…[поэтому] и ты, когда вступишь в Страну, должен вначале заняться посадками.
Б-глюбит труд, как мы видим, за его важную роль в заселении мира. Сказал пророк:»Не для пустоты сотворил Он ее; Он образовал ее, чтобы населить"(Ишаягу, 45:18).
            Таким образом, труд — это не только способ заработать на жизнь, но и нечтоболее возвышенное.
Любовьк труду важна также тем, что благодаря ей человек становится истинным слугойТворца, Который хочет, чтобы созданный Им мир был заселен. Кроме того, труд — это один из способов «ходить за Б-гом». Б-г сотворил мир, и человекпродолжает Его дело, участвуя в заселении и обустройстве этого мира. Вот почемунаши мудрецы так часто хвалили труд; ведь Б-г сохраняет Свое Присутствие всреде Израиля лишь в том случае, если они продолжают начатый им процесс. Врезультате эта заслуга намного превосходит все остальные, включая заслугу нашихпредков. Великий комментатор Торы Раши не зря говорил, что Б-г хочет, чтобы«в мире доставало всех профессий». Теперь ясно, почему еврейскиемудрецы требовали от нас любви к труду и почему они рекомендовали заниматьсяименно творческим трудом (мелаха), а не просто работой. Ибо в концепции трудаважны аспекты творчества и достижения цели, а не грубые физически усилия. Яснотакже, почему труд считается кульминацией Творения, как писал Нецив (рабиНафтали Цви Иегуда Берлин): "[Адам] пришел обрабатывать землю, и тем самымбыла осуществлена цель Творения". И еще мы можем теперь, наверное,объяснить, почему награда за труд иногда приравнивается к награде за изучениеТоры, как писал Магарам Алашкар: «Не следует думать, что если человекполдня учится и полдня работает, его награда за полдня труда не такая, как заполдня учебы. Поэтому [мудрецы] нам сообщают, что тот, кто учится один час вдень и наслаждается плодами труда рук своих, более велик, чем тот, кто учитсявесь день и не совершает никакой работы ради поддержания [своей] учебы. Ибо»изучение Торы, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет и влечет за собойгрех".
Хотядалее рав Алашкар приводит мишну, говорящую не столько о любви к труду, сколькоо заработке на пропитание, ясно, однако, что он имеет ввиду оба аспекта труда — обеспечение жизненных нужд и любовь к труду в чистом виде, поскольку он самговорит о наслаждении плодами собственного труда.
Несмотряна все вышесказанное нельзя забывать, что изучение Торы тоже относится кпроцессу строительства окружающего мира. Не случайно знатоков Торы называют«строителями».
Выбор профессии
Человекзанят трудом значительную часть своего времени. Поэтому выбор профессии играетогромную роль в формировании его характера и поведения. Выбирать профессию надоочень тщательно, чтобы она соответствовала личным качествам человека и неподрывала его душевное благополучие. Раби Меир говорил: 'Человек долженобязательно научить своего сына чистому и легкому ремеслу"; это значит,чистому от вредных для души элементов и легкому, чтобы ремесло не отнимало всеего силы. На основе вышеизложенных доводов о любви к труду ясно также, чтовыбранное ремесло должно быть по душе человеку. Поэтому в книге «ХовотГа-левавот» («Обязанности сердца») сказано: «У каждогочеловека есть склонность к определенному ремеслу или предпринимательству… ккоторому Г-сподь привил особое влечение в его натуре… Найдя такое ремесло иубедившись, что оно влечет его и подходит для его физического состояния,…человек должен использовать это ремесло для добывания средств ксуществованию». Та же мысль звучит в высказывании раби Овадии Сфорно. Тот,кто следует этим наставлениям, легко полюбит свою работу, и эта любовь поможетему, в свою очередь, получать радость от жизни и любить Б-га.
Привыборе «чистой» профессии надо учесть еще один момент. Многиесовременные специальности требуют университетской подготовки, что вызываетозабоченность по двум причинам. Во-первых, часть изучаемых в университетахпредметов противоречит Торе, и во-вторых, социальное окружение в таких учебныхзаведениях может пагубно отразиться на студенте. Религиозные лидеры предыдущегопоколения занимались этой проблемой; далее мы рассмотрим, с Б-жьей помощью,некоторые решения. Что касается социального окружения, тут многое зависит отличности студента и условий, в которых он вырос. Но предпочтительно, конечно, чтобыон подыскал аналогичную учебную специальность там, где нет опасности дурноговлияния.
Имеютсятакже иные возражения: студент может так увлечься светскими науками, что оницеликом поглотят его интерес, и в результате он прекратит заниматься Торой. У этогобеспокойства есть основания, но оно далеко не ново. Еще в средние века и дажераньше медицина считалась «академическим» ремеслом, что не помешало,однако, некоторым великим знатокам Торы быть практикующими врачами и самимпоощрять занятия медициной в еврейских общинах. Однажды Рашба (раби Шломо бенАврагам, 1235-1310, Испания) запретил молодежи изучать работы греческихфилософов, но этот запрет не распространялся на медицинские труды. Автор книги«Сефер Га-хасидим» тоже высоко ценил изучение медицинской науки;поощрял ее изучение и раби Яаков Эмден. Все они, видимо, считали, что от такого«послабления» евреи больше приобретут, чем потеряют.
СледуяТворцу, мы должны искать радость и удовлетворение в своем творческом труде,каким бы делом нам ни приходилось заниматься: сажать дерево, готовитьисключительно вкусное блюдо к шаббату или разрабатывать новую техническую идею.В труде важно также чувство независимости, которое дается тому, кто избавлен отнеобходимости есть «хлеб позора», незаработанный его личнымиусилиями. Если мы будем любить свой труд, то не только добьемся экономических,физических и психологических преимуществ, но и осуществим главную цель: будем«ходить за Б-гом».
Привыборе профессии мало знать, обеспечит ли она средства к существованию; мыдолжны прежде всего убедиться, что приобретенная специальность не подорвет нашедуховное здоровье, что у нас останутся время и силы для изучения Торы ивыполнения мицвот и, наконец, что она понравится нам. И все это с учетомпотребностей еврейского народа, о чем говорилось в одной из предыдущих лекций.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.judaicaru.org/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Выразительные средства режиссуры
Реферат «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой подготовки на уроках окружающего мира и внеурочной проектной деятельности учащихся начальных классов»
Реферат Международное библиотечное сотрудничество Деятельность ЮНЕСКО в отрасли культуры и библиотечного
Реферат W: Studia Methodologica, Тернопіль 2006, вип. 17, с. 41-71
Реферат Планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Реферат Особливості вивчення змістової лінії: "Властивості та відношення предметів. Лічба" на уроках математики в початковій школі
Реферат "Программные агенты и мультиагентные системы"
Реферат Многоугольники. Площади многоугольников в школьном курсе математики
Реферат В чем истинная красота человека по рассказу В Астафьева Фотография на которой меня нет
Реферат Проблемы и перспективы развития ипотечного кредитования
Реферат Электрический ток в различных средах
Реферат Абразивы
Реферат Островский "Гроза"
Реферат My Ideal Father Essay Research Paper My
Реферат Пути повышения конкурентоспособности Республики Беларусь в условиях мировой экономической нестабильности