Нравственность в Библии и западная
философия XX века
Содержание
Вступление
1. Нравственные идеиБиблии
1.1. Ветхий Завет:«око за око»
1.2. Новый Завет:«прощайте и прощены будете»
1.3. Заключение
2. Западнаяфилософия XX века
2.1. Развитиепозитивизма: неопозитивизм и прагматизм
2.2. Философия жизни
2.3. ПсихоанализФрейда и неофрейдизм
2.4. Философияэкзистенциализма
2.5. Заключение
Заключение. Человек и общество в XX веке.Вступление
Приступая к описанию нравственностив Библии и западной философии XX века, нельзя несказать несколько слов о причине выбора данной темы.
Нравственный выбор для личностиневозможен без ответа на вопросы о сущности человека и социальных институтов, осмысле жизни, о первичности материи или идеи. Мировоззренческие и нравственныепринципы (или их отсутствие) безусловно взаимосвязаны с поведением индивида вобществе. Поэтому на основе выявления наиболее популярных в обществе (иобщественных институтах) философских, религиозных и мировоззренческих концепцийможно характеризовать в определенной степени его состояние и развитие.
Цель данного реферата – описаниефилософии Запада XX века с нравственных позиций Библии,что может стать ответом на вопрос «Что такое западное общество? Что от негоможно ждать?».
1. Нравственныеидеи БиблииСлово «Библия» переводится с древнегреческого как «книги» или «свитки». Она состоит из двух частей – Ветхогои Нового Завета.
Ветхий Завет состоит из свода книг, в которых содержатся историческиехроники, кодексы законов, ранние философские трактаты, сказания, гимны ипесни. В нем отражена дохристианская жизнь еврейского общества, поискнравственных и религиозных идеалов.
В Новом Завете Библии говорится о жизни и деятельности Иисуса Христа иего учеников-христиан («… ученики в Антиохии в первый раз стали называтьсяхристианами», Деян. 11:26), излагаются основы христианского вероучения.
Библию нельзя назвать законченным философским произведением, в которомидеи выстроены, как в классических философских трактатах. Философские идеиразбросаны по всему тексту Библии. Однако она дает ясное представление о том,как человек в те времена представлял мир, что он думал об обществе, о самомсебе, какие философские проблемы его мучили, какие нравственные вопросыволновали.
1.1. ВетхийЗавет: «око за око»
Ветхий Завет составляет примерно три четверти объема Библии. В ВетхийЗавет входят Пятикнижее Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие),Книги пророков и Писания. Также условно все книги Ветхого Завета можноразделить на книги нравственно-религиозного и светского содержания.
Среди книг нравственно-религиозного содержания особенно выделяютсяследующие (из Пятикнижия Моисея):
1. Бытие и Исход(гл. 1-20), где описывается Бог, возникновение мира, начало отношений междучеловеком и Богом, первые моральные и нравственные понятия о добре и зле, грехеи отношении Бога к грехопадению людей.
2. Исход (гл.20-40), Левит, Второзаконие. В них развивается идея всемогущества Бога,закладывается фундамент нравственно-религиозных отношений в древнеиудейскомобществе.
3. Книги Пророков иПисания развивают нравственно-религиозные концепции, заложенные в ПятикнижииМоисея, описывают и предсказывают последствия отказа от нравственных ценностей,данных в Книгах Моисея.Обоснование библейской нравственности в Ветхом Завете
В первых книгах Библии(Бытие, Исход) на основе описания возникновения мира и людей, истории жизнипервых людей закладывается обоснование под нравственно-этические нормы иценности, которые даны в следующих книгах Священного Писания.
Обоснованием необходимостисоблюдения нравственных норм (Божиих заповедей) в Ветхом Завете служитсуществование безтелесного, невидимого (Ис. 33:20), вечного (Псал. 89:3, Ис.40:28), неизменного (Мал. 3:6), всемогущего (Быт. 17:1), вездесущего ивсеправедного (Псал. 138:7-12; 7:12; 10:7) Бога, от милости которого полностьюзависит жизнь всего мира.
Несоблюдение человеком нравственных норм в Ветхом Завете приравнивается котказу от отношений с Богом, к вражде с ним: «Итак, Израиль, чего требует оттебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего,ходил всеми путями его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердцатвоего и от всей души твоей. Чтобы соблюдал заповеди Господа и постановленияЕго, ...» (Втор. 10:12-13). И в Ветхом и в Новом Завете неоднократно снова иснова подчеркивается, что «послушание лучше жертвы… Ибо непокорство естьтакой же грех, что волшебство ...» (1 Царств 15:22-23) и даже за неискреннее,показное соблюдение заповедей Божиих следует расплата «… ибо человек смотритна лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7).Основные принципы и нормы нравственности в Ветхом Завете
В Ветхом Завете существует две основные заповеди, которые можно назватьосновными:
1. «… люби Господа, Бога твоего,всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими.» (Втор. 6:5).
2. «… люби ближнего своего, каксамого себя. ...» (Лев. 19:18).
Смысл и дух этих двух главных заповедей отразился в 10 законах Моисея(так называемое Синайское законодательство – см. Ис. 20:3-17, Втор. 5:7-21) имножестве правил и норм, регулировавших жизнь древнеиудейского общества(Второзаконие, Левит и др.). Перечислять их все здесь не представляетсявозможным. Поэтому отметим, что в них строго регламентируется поведениеличности в обществе и, далее, кратко охарактеризуем принципы, на основекоторых они сформированы.
Первым и главным нравственнымпринципом формирования Закона стало одобрение насилия по отношению к егонарушителям. Мораль Ветхого Завета тесно связана с правом, фактически право и нравственность в Ветхом Завете синонимы, так как исполнение требованийморали санкционируется не только формами духовного воздействия (нравств.оценки, одобрения и осуждения), но и формами физического воздействия, чтоявляется прерогативой права(2, 828).
Насилие в Ветхом Заветеобосновано тем, что несоблюдение закона Божьего отдельной личностью можетпривести к развращению всего Израиля, возбудит гнев Божий и приведет кистреблению всего народа (см. Исх. 32:7-10, Исх. 34:14). За несоблюдение правили норм поведения в Ветхом Завете предусматривается применение наказаний(физического воздействия) в зависимости от тяжести нарушения.
При тяжких преступлениях (волшебство, гадание, идолопоклонство, убийствосвободного, прелюбодеяние, скотоложество, продажа свободного еврея в рабство ит.п.), которые были совершены намеренно – смерть в соответствии с требованием«...истреби зло из среды себя» (Втор. 13:5).
При менее тяжких преступлениях (кражи, членовредительство,лжесвидетельство и др.) или при ненамеренном совершении тяжких преступлений(непреднамеренное убийство) наказание соответствует причиненному ущербу илитяжести преступления (40 ударов, отсечение руки и т.п.) в соответствии спринципом «око за око» (Втор. 19:21).
Второй нравственный принцип, который необходимо выделить — отказ откровной мести, от ответственности детей за преступления родителей иответственности родителей за преступления детей «… каждый должен бытьнаказываем смертию за свое преступление» (Втор. 24:16).
Третий нравственный принцип – активная общественная позиция «…обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19:17). Человекответственен за поведение окружающих его людей, и за праведников и за«беззаконных». Нравственная обязанность человека – проповедь добра, вразумлениеотпадших «… если ты не вразумлял его… Я взыщу кровь его от рук твоих ...»(Иез. 3:17-21).
Четвертый нравственный принцип- внутреннее служение Богу важнее внешнего, дух важнее буквы:«Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши ...» (Иоил. 2:13).
1.2. НовыйЗавет: «прощайте и прощены будете»
Новый Завет состоит из 27канонических книг: четырех Евангелий (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), КнигиДеяний апостольских, 21 Книги Посланий апостольских и Апокалипсиса (ОткровенияИоанна Богослова).
Условно все книги Нового Завета можно разделить на следующие части:
1. Евангелия – четыре независимых,авторских жизнеописаний Иисуса Христа, его нравственных и религиозныхпринципов, ставших идеалом для его учеников (первых христиан);
2. Книга Деяний и Книги Посланийапостольских – описание возникновения христианства, нравственных ценностейпервых христиан, реализации этих ценностей в реальной, практическойдеятельности;
3. Апокалипсис (Откровения ИоаннаБогослова) – описания отношения к нераскаявшимся грешникам, пророчества о концемира и Страшном Суде.Расширение образа Бога в Новом Завете
Как уже отмечено выше,обоснованием необходимости соблюдения нравственных норм (Божиих заповедей) вБиблии является существование Бога. В Новом Завете образ Бог существеннодополнен по сравнению с Ветхим Заветом. Бог стал всеблагим (Матф. 19:7),вседовольным (Деян. 17:25) и всеблаженным (1 Тим. 6:15), т.е. Бог:
1. Как всеблагойБог любит всех людей, независимо от того, добрый человек или злой, «большой»грешник или «не очень». Бог всегда готов сделать и делает человеку добро. Дажекогда Господь наказывает человека, Он делает это так, чтобы человек изменился,отказался от греха, который ведет к смерти и нравственной и, часто, физической.
2. Как вседовольныйБог ни в чем не нуждается, т.к. все в этом мире сделано, существует и живет им.
3. Как всеблаженныйБог всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость. Именно поэтому только в немчеловек может быть счастлив, иметь высшую любовь, превосходящую земную страстьи похоть.
Образ Бога стал скорее не подавлять своей силой и могуществом, а будить вчеловеке чувства уважения и восхищения, а также чувство стыда за своюгреховность, за духовное предательство Бога.
Нравственные ценности христианства и Ветхого Завета
Две главные заповеди (Втор. 6:5; Лев. 19:18) Ветхого Завета не потерялисвоей значимости в учении Христа, Иисус признает их первенство, цитируя их вбеседе с фарисеем:
1. «… люби Господа, Бога твоего,всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими.» (Марк.12:29-30; Матф. 22:37; Лук. 12:30).
2. «… люби ближнего своего, каксамого себя. ...» (Марк. 12:31; Матф. 22:39; Лук. 12:31).
Однако соблюдение этих двух заповедей согласно Нового Заветапринципиально отлично от тех методов, которые проповедуются во Второзаконии идругих Книгах Ветхого Завета. Методы реализации Закона Моисея (Исход, Левит,Числа, Второзаконие) признаны неэффективными: «… делами закона не оправдаетсяперед Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Римл. 3:20). Иисуспроповедует принципиальный отказ от насилия во имя добра.
Первым, основным принципом христианства стало «Не судите и не будетесудимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;...» (Лук. 6:37), «Ибо суд без милости не оказавшему милость; милостьпревозносится над судом» (Иак. 2:13). Основополагающие нравственные принципыВетхого Завета «… истреби зло из среды себя» (в смысл физически, см. Втор.13:5) и «око за око» (Втор. 19:21) не нашли отражения в Новом Завете.
Заметим, что принципиальный отказ от насилия в Новом Завете такжекак и насилие в Ветхом Завете обосновывается существованием Бога: «Не мстите засебя… Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.”» (Рим.12:19).
Отказ от насилия, формфизического воздействия ведет к тому, что нормы поведения становятся не нужны,т.к. ценностные установки определяют их по умолчанию. Пожалуй, единственнаянорма поведения в Новом Завете гласит «Воздерживаться от идоложертвенного икрови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите;соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15:29). В соответствии с этим правиломподразумевается, что христианин не должен грешить, т.е. в том числе соблюдать ивсе заповеди Ветхого Завета типа не убий, не кради и т.д.
Второй принцип Ветхого Завета«… каждый должен быть наказываем смертиюза свое преступление»(Втор. 24:16) сохранил свою актуальность, но претерпел существенное смысловоеизменение. В Новом Завете суд прерогатива только Бога (без посредников в этоммире), каждого ждет Его суд: «… и судим был каждый по делам своим» (Откр.20:13), «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло ввоскресение осуждения» (Иоан. 5:29).
Третий нравственный принцип – активная общественная позиция сталдевизом Нового Завета (Матф. 4:19 «… идите за Мною и я сделаю вас ловцамичеловеков»). Учение Христа – постоянная духовная или, как говорят коммунисты,идейная борьба (2 Кор. 10:3-5 «Ибо мы ходя по плоти не по плоти воинствуем…ими ниспровергаем замыслы… пленяем всякое помышление в послушание Христу»;Матф. 10:34-35 «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Япринести, но меч; Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерьюее, и невестку со свекровью ее.»).
Последний четвертый принцип духважнее буквы практически не претерпел изменений. Новый Завет проповедует полныйотказ от себя, человек должен поставить на первое место в своей жизни Бога,искать не для себя, а для Бога (Лук. 9:23-26). Христианин должен действовать неопираясь на
· любые своижелания (под влиянием себялюбия, плотской похоти и т.п.) – см. «Неужели вы незнаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, комуповинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» Римл.6:16; «… всякий, делающий грех, есть раб греха» Иоан. 8:34,
· только своипредставления об объективной реальности (в соответствии со своими стереотипамимышления или преобладающей научной парадигмой) – см. «Ибо мудрость мира сегоесть безумие пред Богом, как написано: “уловляет мудрых в лукавстве их”» (1Кор. 3:19),
а на то, что угодно Богу «… немудрое Божие премудреечеловеков, и немощное Божие сильнее человеков.» (1 Кор. 1:25.
Руководствуется в жизнихристианин не правилами и нормами морали окружающего общества «… дружба смиром есть вражда против Бога!...» (Иак. 4:4), а тем, что подскажет ему ДухСвятой(дух важнее буквы), данный при крещении (Ефес. 1:13,14;Римл. 8:8-17). Христианин должен полагаться не только на разум, но и на чувства(надежду, веру и любовь) «… Царство Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21) исовершенствовать последние в различении добра и зла (молитва, изучение Библии,проповедничество, пост, благотворительность, общение в Церкви и др.).
1.3. Заключение
Как отмечено выше, нравственные ценности Библии не изложены строгоиерархически.
Выделяют два непреложных постулата, на которых базируется все остальныенравственные ценности и нормы морали: «… возлюби Господа, Бога твоего, всемсердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими.» (Марк. 12:29-30;Матф. 22:37; Лук. 12:30) и «… люби ближнего своего, как самого себя....» (Марк. 12:31; Матф. 22:39; Лук 12:31).
Как видно из Библии стечением времени, с развитием библейского общества менялись и нравственныеценности Библии – от жесткого «око за око» к «прощайте и прощены будете», отсвода норм и правил поведения к учению о надежде, вере и любви.
Можно выделить четыреосновных (с точки зрения автора данного реферата) нравственных принципа:
1) одобрениенасилия во имя добра (Ветхий Завет – Закон Моисея, иудаизм) или, наоборот, отказот насилия (Новый Завет – Учение Христа, христианство);
2) принцип наказаниякаждого только за его преступления, отказ от кровной мести;
3) активнаяобщественная позиция – верующий не ответственен за грехи другого человека,если обличал его и старался вернуть его на путь истины;
4) принцип духважнее буквы, внутреннее важнее внешнего – кто ты определяют не только твоидела, но и кто ты есть, т.е. твои убеждения и отношение к окружающему.
Противоречивость в первомнравственном принципе и есть то, что разделяет Закон и учение Христа, онотражает восприятие верующими Бога, их преобладающее мотивирующее чувство: вВетхом Завете – это страх перед Богом «Итак храни заповеди Господа, Богатвоего, ходя путями Его и боясь Его» (Втор. 8:6), а в Новом Завете – этолюбовь к Богу «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его...» (1 Иоан. 5:3), «… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое… НелюбящийМеня не соблюдает слов Моих ...» (Иоан. 14:23-24).
Однако нельзя сказать, чтоВетхий Завет проповедует только страх перед Богом, а Новый Завет только любовьк Богу (Деян. 10:35 «Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правдеприятен Ему»). Согласно Библии Бог настолько превосходит человека, что к Немуневозможно относиться однозначно, т.к. человек лишь Его подобие, творение,изделие…
Как относиться к Богу –нравственный выбор человека, Библия лишь отвечает на вопросы типа «Кто Он? ЧтоОн хочет от людей? Что вызывает Его гнев? Как жить с ним в мире?». Что избрать:страх или любовь каждый должен решить сам.
Библия отразила процессразвития еврейского общества, который привел к возникновению иудаизма и христианства. Первый ориентировался на Второзаконие Моисея, второе – наЕвангелия. Библия стала источником двух религиозно-нравственных систем. Ихосновные отличия:
1. Основное отличие христианства от иудаизма — ставка не на сводправил, строгих ограничений и норм поведения, а на проповедь нравственныхценностей. Единственная норма поведения для христиан занимает всего тристроки «Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и неделать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете. ...»(Деян. 15:29), все остальное носит характер советов и рекомендаций. Принцип «духважнее буквы» становится основным для оценки практической деятельностиверующего.
2. Второе отличие – отказ от принципа «око за око» в пользу «прощайте ипрощены будете», смещение акцентов с физического насилия на духовнуюпроповедь-борьбу: «Не мстите за себя … Ибо написано: “Мнемщение, Я воздам, говорит Господь.”» (Рим. 12:19).
3. Третье отличие заключается в принципиальном отказе от иудейскогонационализма в пользу интернационализации нравственного учения: «Но вовсяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35). Акцентборьбы за веру в христианстве переносится с межнационального намежличностный уровень: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; немир пришел Я принести, но меч; Ибо я пришел разделить человека с отцом его, идочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Матф. 10:34-35). Христианство –интернациональная религия.
4. Отношение к светской власти различно в библейском христианстве ииудаизме:
· христианство внешне поддерживает власть «Он сказал им: итакотдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лук. 20:25), а внутренне борется сней «… дружба с миром есть вражда против Бога! ...» (Иак. 4:4);
· иудаизм внешне оппозиционен властям, придерживаясь своих нормповедения и обычаев, внутренне же одобряет (равнодушие к чужим проблемам –молчаливое одобрение сильного) политику насилия по отношению к необрезанныминоверцам.
Современный иудаизм – религияЗакона (только Ветхого Завета), его развитие отразилось в формированиинравственно-религиозной системы, нашедшей свое отражение в Талмуде (куда вошлабольшая часть Ветхого Завета).
Таким образом, нравственныеидеи Библии (и Ветхого и Нового Завета) нашли свое выражение только вхристианстве. В дальнейшем христианство и нравственные ценности Библии будутприняты как синонимы. В данном реферате не рассматривается дальнейшая историяхристианства и Христианской Церкви.
2. Западнаяфилософия XX века
К середине XIX в. западноевропейская философскаямысль оказалась в глубоком кризисе. Он был обусловлен в первую очередьразложением гегелевской философской школы и в меньшей степени затронулиррационализм и позитивизм, которые получили широкое распространение в Западноммире XX века.
XX век на Западестал веком неопозитивизма и прагматизма (позитивизма), философии жизни,психоанализа, неофрейдизма и экзистенциализма (иррационализма).
2.1. Развитиепозитивизма: неопозитивизм и прагматизм
Основные проблемы позитивизма – соотношение бытия и мышления, проблемымироздания. В рамках позитивизма предполагается решение проблем мироздания не спомощью философского (умозрительного) подхода, а методами естественных наук иданными конкретных опытов. Именно эти сведения назывались положительными,позитивными.
В позитивизме выделились две тенденции: для одной характерен уклон всторону философии неопозитивизма (позднее постпозитивизма),считающего себя философией и логикой науки, аналитической философией языка, адля другой – поворот к иррационализму и узкому практицизму. Эта втораятенденция нашла выражение в прагматизме.Неопозитивизм
Позитивизм XX в. называютнеопозитивизмом. Это одно из наиболее распространенных и влиятельныхнаправлений в современной западной философии.
Неопозитивизм продолжил линию классического позитивизма 30-ых годов XIX в. Целью позитивистской школы сталосоздание философии, которая согласовывалась бы с развитием естественных наук.
Возникновение неопозитивизма связывают с развитием естествознания,стремлением понять трудности его роста. Общими гносеологическими проблемамивозникновения позитивизма следует считать, во-первых, относительность знаний и,во-вторых, процесс математизации и формализации наук.
Неопозитивизм пытался решить актуальные философско-методологическиепроблемы, например, такие как роль знаково-символических средств научногомышления, взаимоотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса.
В своих исследованияхнеопозитивисты трактуют процесс формализации знаний как независимостьлогических связей от объективной действительности. Что ведет к изгнаниюсодержательного смысла из формализованных теорий, к отрицанию эвристическойценности человеческих знаний. Единственным критерием применимостиформализованных теорий были объявлены их удобство, простота и т.п. В связис этим уместно вспомнить пословицу «Простота хуже воровства».
В неопозитивизме философия понимается функционально, т.е. каканалитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. Так представительнеопозитивизма М. Шлик считал, что философия – деятельность, посредствомкоторой проясняется смысл необходимых для познания знаний (буквально –«поиск смысла»).
Таким образом, неопозитивизм стыкуется с прагматизмом (см.далее), призывая руководствоваться не метафизической истиной, асмыслом-пользой.
Неопозитивисты утверждают, что понятия материя, пространство, время –«метафизические» фикции. Надо брать мир таким, каким он существует впредставлениях и понятиях ученых. Понятия – не отражения объективнойреальности, а система мыслительных конструкций, создаваемых умом. Мир – системанаучных фраз и терминов. Необходимо очищать теорию познания отметафизических проблем (В том числе проблем морали и нравственности?!).
Фактически такой подход открыл дорогу субъективизму в науке, пропагандеутверждения, что наука – вне морали и нравственности. Прагматизм
Прагматизм – американская форма развития позитивизма. Распространение прагматизма в СШАобъясняется определенными историческими условиями. Конец XIX – начало XX века были эпохой исключительно бурного развитияпроизводства, что породило в среде бизнесменов веру в безграничные возможностиобогащения. Наиболее почетным и полезным занятием стало «делать деньги», всеоценивалось с точки зрения денежной стоимости, типичным воззрением сталутилитаризм. Прагматизм стал философским обоснованием утилитаризма исубъективного идеализма.
В качестве цели человеческого существования прагматизм выдвигаетиндивидуальное благополучие и возможность достижения богатства и счастья вусловиях «американского образа жизни». Прагматизм рассматривает человекапреимущественно как биологическое существо, руководствующееся инстинктом.Поведение человека такое же, как у животного – у них путем проб и ошибокпостепенно вырабатываются стереотипы поведения.
Идеал человека с точки зрения философии прагматизма – это делец,энергичный и волевой, проникнутый духом индивидуализма и эгоизма. Такой геройдействует, скорее не руководствуясь какой-либо теорией, а инстинктивно,полагаясь больше на интуицию. Человек оценивается в соответствии с тем, что онделает, а не что он из себя представляет. Важна энергия, практическаясметливость, размах и деловитость, вера, что с любой проблемой можносправиться.
Основная моральная заповедь прагматика – «делай то, что окупается».
Согласно прагматизму смысл жизни в том, чтобы найти себе удобное местопод солнцем, а для этого хороши все средства. Критерий пользысанкционирует любой аморальный поступок, лишь бы этот поступок не повлек засобой вредных последствий для совершающего его человека.
В соответствии с прагматизмом «масса» слепа, толпа беспомощна, если неподвержена влиянию «героя», «супермена». Только «герой» дает направлениедвижению толпы, пока он «в моде», затем по тем или иным причинам его сменяетследующий «герой». Таким образом, в общественной жизни «политическийпрагматизм» проявляет себя как политика силы.
2.2. Философияжизни
«Философия жизни» приобрела самостоятельное значение как довольно широкоефилософское течение на исходе XIX века.Это мировоззрение опирается не на абстрактное познание мира, а нафилософствование, вытекающее из полноты переживания жизни, где центромразмышления является человек. Основы данного учения были заложены АртуромШопенгауэром (1788 — 1860).
Философия Шопенгауэрапротивоположна традиционной схеме миропонимания, согласно которой деятельностьмирового начала и благо человека в конечном итоге совпадает. Шопенгауэрпридерживался этики абсолютного миро- и жизнеотрицания. В миреневозможно счастье. В жизни торжествует злая бессмыслица.
Такая позиция обосновывается противостоянием внутреннего мира человекаи его внешнего окружения. Мир – мир человека, в том смысле, в котором онего видит с помощью собственной способности представления, этот мир неустранимопротивоположен объективной реальности. Противоречие между внутренним,субъективным человека и внешним объективным заставляет Шопенгауэра искать сущностьбытия в борьбе, в причинности борьбы.
Первооснова, объясняющая единство мира и человека у Шопенгауэра – воля,главное свойство которой – борьба. Воля – «самая сердцевина, самое зерно всегочастного как и целого; она проявляется в каждой слепо действующей силе природы,но она же проявляется в обдуманной деятельности человека: всякое различие междупервой и последней касается только степени проявления, но не сущностью того,что проявляется». «Воля к жизни» порождает соперничество и борьбу: вживотном мире – утверждение одних особей путем «пожирания» других; в мире людей– отношение к природе как к продукту потребления, а к другим людям как ксоперникам. Она бесконечна и бесцельна. Это злое, саморазрушительное стремление– и поэтому мир явлений, порождаемых волей, безысходен, не развивается: «То,что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностьюучиненных ими глупостей» (3, 433).
Шопенгауэр предлагает два способа, две нравственных позиции, позволяющих,несмотря на враждебность внешнего мира, достигнуть счастья, внутренней свободы– эстетическое созерцание и нравственный опыт (сострадание).
Эстетическое созерцание, созерцаниепрекрасного, возвышенноговыводит человека из мира слепой необходимости в мир свободы. Человек начинаетвоспринимать вещи не с утилитарных позиций, не в силу своих хотений, а чистообъективно; ощущает свободу от объективных обстоятельств «… То, что есть вчеловеке, бессомненно, важнее того, что у него есть» (3, 98). Мир перестаетвосприниматься как враждебное окружение, в нем больше нет «правильного» и«неправильного».
Второй путь освобождения человека от «воли к жизни» — нравственныйопыт. В отличие от ухода в искусство (пассивное созерцание), данный способосвобождения человека позволяет быть свободным в повседневной жизни, свободадостигается путем изменения отношения к реальности, перевоплощения в «другоеЯ», с помощью сострадания. Сострадание освобождает человека от заботы особственной жизни и поселяет в нем заботу о чужом благе.
Итак, предназначение и смысл жизни человека в философии Шопенгауэрасостоит в эстетическом и нравственном освобождении от «воли к жизни». Это освобождениевозможно путем изживания иллюзий о внутренней автономии индивида и осознания надиндивидуальнойзначимости жизни.
«Воля к власти»: философия Фридриха Ницше
Фридрих Ницше в своих первоначальных работах развивал взглядыШопенгауэра, однако позднее (с 1880 – 1883) отказался от его идей, став авторомфилософии «сверхчеловека».
Подобно Шопенгауэру, Ницше рассматривает мир как продукт воли. Однако онотказался от единства воли, считая что мир – продукт столкновения вольразличных центров силы.
Мир, согласно Ницше, не един. Воля (воли) конструируют мир, всекроме воли – фикция. Материя, движение и т.п. – это фикция. В мире нетвещей. Если устранить привносимые нами самими понятия – числа, деятельности,движения, силы, «то вещей не будет, а останутся динамические количества,находящиеся в некотором отношении со всеми другими динамическими количествами».Ницше отрицал объективность движения и развития мира, самосовершенствованиемира — «мир не развивается от низшего к высшему» — и человека — «человек каквид не прогрессирует».
Ницше против отрицания воли. Жизнь – «воля к власти». Воля – средство достижениявласти, чья функция «аккумуляция силы». Ницше считает, что свобода должна бытьзавоевана личностью самостоятельно в этом мире, в этой реальности. Он отрицаетнравственное прозрение и надиндивидуальное пространство. Необходимопреодолевать в себе все «человеческое», т.к. мораль –коллективно-эгоистический способ выживания слабых, не способных самостоятельнобороться людей. Не только мораль, даже интеллект вреден, т.к. доминированиеинтеллекта парализует «волю к власти».
Ницше считал, что значимо все тождественное «инстинкту роставласти, накопления сил, упрямого существования», т.е. все, что способствуетсамоутверждению индивида в борьбе с коллективной организацией и социальнойзависимостью людей.
«Воля к власти» — основа «права сильного», а демократизм – «способвыживания слабых».
Идеал человека у Ницше — «сильный человек», аристократ, «добродетель,свободная от морали», максимально стремящийся к власти. Это «сверхчеловек»,которого Ницше определяет как: «… по отношению к внешнему миру, там, гденачинается чужое; чужие, они немногим лучше необузданных диких зверей… Онивозвращаются к невинной совести хищного зверя как торжествующие чудовища, которыеидут с ужасной сменой убийства, поджога, насилия, погрома с гордостью идушевным равновесием… В основе всех этих рас нельзя не увидеть хищногозверя, великолепную, жадно ищущую добычу и победу белокурую бестию».
Ницше считал, что «сверхчеловека» необходимо вырастить. ФилософияНицше – пропаганда насилия, деления людей на «своих» и «чужих», на«недочеловеков» и «сверхчеловеков». С точки зрения морали цель философииНицше – воспитание «сверхчеловека», способного быть по отношению к «чужим» убийцей, насильником, вором и пр.
2.3. ПсихоанализФрейда и неофрейдизм
Психоанализ – новый метод лечения неврозов, предложенный ЗигмундомФрейдом на рубеже XIX-XX вв., его называют методом свободных ассоциаций. Объектомизучения З. Фрейда является цельная человеческая личность, при этом приоритетотдается сексуальному в сфере бессознательного. Сексуальное – источникмотивационного поведения личности. Человек есть «эротическое существо».
Мировоззренческим ориентиром для Фрейда являлась философияШопенгауэра и Ницше,поэтому исходные предпосылки понимания личности опирались на конфликт бытияи человека. В целом человек у Фрейда воспринимался скорее агрессивным, чеммягкосердечным. В отличие от Шопенгауэра и Ницше, Фрейд не предлагаеткакого-либо решения проблемы противоречия человека и бытия. Он последовательнопроводит баланс между инстинктом к жизни (Эросом) и инстинктом к смерти(Танатосом), в их борьбе определяется психология и поведение личности.
«Инстинкт к жизни» порождает раздражения, в конечном счете, нарушаеторганическое и психическое равновесие в человеке. В свою очередь «инстинкт ксмерти» ведет к постоянству, равновесию, «покою».
Механизмом, осуществляющимбаланс между «стремлением к жизни» и «инстинктом к смерти» является влечение.Согласно Фрейда влечения могут выполнять конструктивную и деструктивнуюроль. К числу последних относятся не внутренние, пассивные формы успокоениясексуального раздражения, а направленные вовне формы деструктивно вытесненногостремления к смерти, сопровождающиеся активными формами разрушения. К нимотносятся садизм, убийство, мазохизм, некрофилия, каннибализм.
Фрейдовская трактовкаличности основана на вычленении трех структурных элементов. «Оно» – глубинныйслой бессознательных влечений, сущностное ядро. «Я» – это сфера сознательного,посредник между бессознательным и внешней реальностью, включая природное исоциальное окружение. «Сверх-Я» — это сфера долженствования, выступающая в видесуществующих общественных норм и ценностей.
С точки зрения Фрейдадушевные, нравственные переживания вторичны. Душевные переживания – продуктвытеснения (сублимации) имеющегося в бессознательном («Оно») конфликта Эроса иТанатоса в сферу сознания («Я»), где эти влечения сталкиваются с моралью(«Сверх-Я»). Нравственные переживания – задержка пути сексуального влечения,посредством появившихся чувств стыда, застенчивости, отвращения и т.п.
Учение Фрейда имело многопоследователей, чьи идеи воплотились в неофрейдизме.
В неофрейдизме особоевнимание заслуживает Вильгельм Райх (1897-1957). В соответствии с егоконцепцией основная причина неврозов лежит в социальной обусловленности.
Райх считал, половое влечениене является самой важной предпосылкой духовной культуры. Его критика Фрейдазаключалась в том, что им не были достаточно разработаны экономические причинысексуальной репрессии, экономическое содержание нравственных и культурных норм.Еще большое развитие социальные вопросы формирования личности получили далее вработах Эриха Фромма, в которых общая конфликтная ситуация объясняется возникновениемчеловеческого сознания, разрывом естественных связей между человеком иприродой.
2.4. Философияэкзистенциализма
Среди современныхзападноевропейских философских концепций видное место принадлежит философииэкзистенциализма. Согласно К. Ясперсу, который является наиболее виднымпредставителем этого философского направления, побудительные источники всякогофилософствования лежат в самом человеке и наиболее четко проявляются всостоянии потрясения и потрясенности, в пограничных ситуациях. Подлиннаясущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции,
Центральным положениемфилософии экзистенциализма является одинокий человек с его крайниминдивидуализмом и раздвоенным сознанием. Философия экзистенциализма отвечаетзапросам выбитого из колеи человека, смятенного перед лицом прогресса и великихисторических сдвигов современного мира. Исчезновение чувства безопасности уопределенной части населения явилось причиной появления экзистенциализма –«философии отчаяния», «философии кризиса», «философии утешения».
Предлагаемыйэкзистенциализмом способ противостояния окружающему миру – мысленноевозвышение над обыденностью «религиозный или философский порыв». Экзистенциализмабсолютизировал чувства, эмоции человека, оторвал их от разума и социального вприроде человека, а последнего от общества.
Особое место вэкзистенциализме занимает страх перед трансцендентным (у К. Ясперса этоБог, абсолютная реальность), страх – это главный принцип существованиячеловека. У экзистенциалистов страх – форма обнаружения свободы, этооснова нравственного выбора.
Для достижения свободы нужноотречься от окружающего мира и погрузиться в особое настроение, чтобыполностью ощутить свою отчужденность от общества.
Экзистенциалистическоепогружение в трансцендентное, иррациональное порождает первичность духа поотношению к материи и отрицание рациональности мира. Природа не поддаетсяпознанию, важны не внешние чувственные данные (зрение, слух и пр.), авнутренние переживания – страх, отчаяние и т.д.
Соответственно поискистины становится поиском откровения, поиском субъективной иррациональнойистины для себя. Каждый должен искать свою истину, социальная борьба – конфликтсамосознаний.
Экзистенциализмпровозглашает активную борьбу за свою истину, свои идеалы. Человекответственен за своего себя и за весь мир. Соответственно, общество дляэкзистенциалиста – ущемление свободы личности «всякие общественные отношениярепрессивны».
2.5. Заключение
Все описанные в данной главе философские концепции имеют свое видениечеловека и мира, на основании чего они строят свои выводы о «правильном»поведении человека. Философс-кое течение Человек, его сущность и первооснова Нравственные принципы и нормы поведения Проблема гармонии человека и мира Неопозити-визм То, что мы можем наблюдать Руководствуйся не метафизической истиной, а пользой. Главное – удобство и простота, смысл. То, что мы можем наблюдать и/или проверить на опыте Прагматизм
Биологическое существо.
Инстинкты. Делай то, что окупается. Все средства хороши. Мир – средство для удовлетворения желаний Философия жизни Шопенга-уэра Главное в человеке – «воля к жизни». Нравств и эстетич прозрение. Освобождение от «воли к жизни». Существование единой воли. Надиндивидуальная ценность жизни человека. Философия жизни у Ницше «Воля к власти». Деление на своих и чужих. Борьба с моралью и нравственностью. Мир – арена борьбы за власть. Выращивание индивидуал. качеств «сверхчеловека». Фрейдизм Человек – эротическое существо. Рациональное подавление сексуальности. Борьба «воли к жизни» и «воли к смерти». ФилософияЮнга Архитипи-ческое существо Синхронность беспричинных и причинных связей. Соответствие типа культур архетипу бессознательного. Философия Фрома Психосоциальное существо Выработка социального характера Формирование продуктивного соц. характера Экзистенциализм (Ясперс, Сарт, Камю) Душевные озарения, напряжение духа. Трансценденция (поддержание душевного состояния, личная ответственность за мир, коллективно – индивид. Свобода) Враждебное к человеку бытие
Попробуем их классифицировать приведенные выше философские концепции.
1. Видно четкое деление основных западных философских концепций XX на рационалистические (от позитивизма) ииррационалистические.
2. Среди данных философских концепций только философия Шопенгауэра иэкзистенциализм отдают приоритет общественным (надиндивидуальное,трансцендентное) интересам перед индивидуальными, эгоистическими(неопозитивизм, прагматизм, философия Ницше, фрейдизм и неофрейдизм).
Заключение. Человек и общество в XXвеке.
Как видно из заключения ко второй главе с точки зрениянравственности Библии только экзистенциализм и философия жизни Шопенгауэраимеют точки соприкосновения с нравственностью Библии.
Ницшеанство и Фрейдизм (наиболее популярны вЗападной Европе) враждебны, противоположны библейской морали и нравственности.Неофрейдизм также не стыкуются с моральными принципами Библии.
Неопозитивизми прагматизм (особенно популярны в США) слепы и глухи к нравственности,руководствуясь только выгодой.
Таким образом, основные философские концепции Запада в XX веке в целом не имеют отношения кБиблии. Следовательно, от атеистической части западного общества не следуетждать христианской терпимости.Литература
1. Библия
2. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.; Сов. энциклопедия, 1985. – 1600 с.,ил.
3. Разум сердца: Мир нравственности ввысказываниях и афоризмах/ Сост.; В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. – М.;Политиздат, 1989. – 605 с. ISBN5-250-00354-0
4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западнаяфилософия XX века. М., 1994.
5. История философии: Учеб. Пособие длявузов/ А.Н. Волкова, В.С. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М.Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: «Изд-во ПРИОР», 1997. 464 с.
6. Ницше Ф. Генеалогия морали. Офор. II. М., 1990, т. 2.
7. Антипина А.Н. Немецкийэкзистенциализм и религия. Л., 1990.
НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
_______________________________________________________
Факультетфилософии
Нравственность в Библии и западная философия XXвека
Р е ф е р а т
Реферат выполнен соискателем ученой степени кандидата экономических наук по кафедреорганизации производства факультета бизнеса
Скомароховым Анатолием Михайловичем
Новосибирск
1999