Святитель Дмитрий Ростовский
СвятойПетр, митрополит Киевский и всея России, родился в земле Волынской(1), отблагочестивых христианских родителей(2). Когда он был еще во утробе матери, нарассвете одного воскресного дня мать его видела такое видение: ейпредставилось, будто она держит на руках своих агнца, посреди рогов котороговыросло густолиственное дерево, имеющее множество плодов и цветов, посредиветвей его было множество свечей — светящих и издающих благоухание.
Проснувшись,мать недоумевала о чудном видении, но впоследствии Господь оправдал видение,обогатив Своими дарами ее сына.
Семилет от рождения святой Петр был отдан в обучение Божественному Писанию, носначала он учился плохо, о чем немало печалились родители его. Сие же было радитого, чтобы он более от Бога, нежели от людей получил книжную премудрость. Идействительно, святой Петр получил ее таким образом.
Однаждыон увидел во сне, что к нему пришел некий муж в святительских одеждах и сказалему:
— Чадо, отверзи, уста твои!
КогдаПетр сделал это, явившийся прикоснулся правою рукою к языку его и, благословивего, исполнил сладости гортань его.
Проснувшись,отрок никого не видел, но только ощутил в сердце своем как бы некую сладость ивеселие.
Сэтого времени святой Петр стал быстро понимать, чему учил его наставник, вскором времени он изучил все Священное Писание и превзошел в учении всехсверстников.
КогдаПетру исполнилось двенадцать лет, он ушел в близкий к месту его рождениямонастырь, и принят был в число братии; там нес он монастырские послушания,носил в поварню воду и дрова, мыл братии власяницы, и ни зимою, ни летомнисколько не оставлял своего правила. Прежде всех приходил он к церковнойслужбе и уходил последним, в церкви стоял с благоговением, прилежно слушаяБожественное Писание, никогда не прислоняясь к стене, — наставнику своемувсегда оказывал послушание и с готовностью служил братии в смирении и молчании.По воле настоятеля, он был произведен в диакона, а потом и в пресвитера.Научился он писать и святые иконы(3) и, когда писал, всем умом и мыслиюудалялся от земного и, исполняясь богомыслия, ревностно стремился кдобродетельному житию.
Последовольно продолжительного пребывания в том монастыре по благословениюнастоятеля, святой Петр удалился в одно пустынное место и устроил себе обительпри реке Рате(4). Здесь построил он церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа,и в короткое время собралось к нему сюда много братии.
Святойбыл добр и незлобив и считал себя самым последним из всех; поучал всех скротостью, усердно подавал милостыню, никогда не отпуская без помощи просящегонищего и странника, так что слух о его добродетельном житии дошел до князя.Посему всеми он был почитаем, и все принимали от него слово наставления.
Вто время прибыл на Русь из Константинополя митрополит Максим(5), поучая народбогопреданному учению. Явившись к нему с своею братиею для полученияблагословения, святой Петр поднес ему икону Пресвятой Владычицы нашейБогородицы, которую сам написал. Святитель же Божий благословил его и братию и,приняв святую икону, берег ее у себя в великой чести.
Спустянемного времени — когда преставился святитель Максим, — некто Геронтий(6)дерзнул восхитить святительство, взять святительскую одежду, ризницу ипастырский жезл, а также и ту икону, которую написал Петр и поднес святителюМаксиму, и отправился в Константинополь, желая сделаться русским митрополитом.
Тогдакнязь страны Волынской(7) стал предлагать блаженному Петру, — то сам прося, тосклоняя через бояр — идти в Константинополь для посвящения на престол Киевскоймитрополии, ибо Геронтию никто не сочувствовал за его дерзость, с каковою онбез совета и избрания поспешил восхитить святительский сан: «не дверьювходил, но перелазил инде» (Ин. 10:1).
Блаженныйже Петр долго не хотел и отказывался, но, наконец, будучи упрошен князем,боярами и собором святителей, отправился, а князь послал о нем послание ксвятейшему патриарху и ко всему его собору, высказывая желание видеть Петра насвятительском престоле.
КогдаГеронтий отправился по морю в Константинополь, плавание для него оказалосьнеблагоприятным: поднялась сильная буря, противные ветры и волны, так что он напути замедлил немало времени. Для блаженного же Петра был на том же море тихийи попутный ветер и он, точно во сне, переплыл море.
Вэто же время Геронтию явилась в видении вышеупомянутая икона ПресвятойВладычицы, которая сказала ему:
— Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан,которого ты ищешь. Но тот, который написал меня — Ратский игумен Петр — служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский иправо упасет людей Своих, за которых Сын Мой — Христос Господь — пролил кровьСвою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостьюотойдет к Владыке всех.
Геронтийв страхе проснулся и поведал всем о видении.
Наконец,святой Петр достиг Константинополя, патриархом Константинопольским был тогдаАфанасий — муж дивный, украшавший своими добродетелями престол вселенский(8).Когда Петр пришел к патриарху, храм наполнился благоуханием; просвещенный свышепатриарх уразумел, что такое благоухание было ради пришествия Петра, и срадостью благословил его. Затем, узнав о причине его прибытия, патриарх созвалсобор святителей и они учинили обычное рассмотрение дела. Петр был признандостойным святительского сана, будучи предуказан к сему прежде своего рождения.
Итакпатриарх, во время совершения божественной службы, посвятил сего дивного Петрана святительское служение(9), при этом лицо угодника Божия, во времяпосвящения, так просияло, что все дивились и говорили:
— Воистину человек сей пришел к нам по повелению Божию, — и все исполнилисьдуховной радости.
Спустянесколько дней, прибыл в Константинополь и Геронтий и (хотя и против воли)рассказал обо всем, что с ним случилось. Патриарх же, взяв у него святительскиеодежды, честную икону, пастырский жезл и церковную утварь — все отдал в рукиистинному пастырю — Петру.
Затемсвятейший патриарх, достаточно наставив в течение многих дней святого иблаженного Петра и благословив его, с честью отпустил из Константинополя.
СвятойПетр, прибыв в свою митрополию, преподал всем мир и благословение и прилежнопоучал врученное ему Богом стадо, переходя с одного места на другое(10).
Нолукавый враг не вытерпел сего и измыслил против святого Петра козни, внушивнекоторым не признавать его святителем. Впрочем, из таковых потом многиераскаялись, приняли святителя и, покорившись ему, получили от него прощение.
Спустянекоторое время, лукавый враг возбудил зависть к святому Петру в Андрее,епископе Тверском(11), который, не обуздывая языка своего, стал распространятьо праведнике ложные изветы и, написав много ложных и хульных слов, послал ксвятейшему патриарху Афанасию. Удивился патриарх и счел это невероятным, однакопослал одного из церковных клириков в землю русскую, и тогда созван был собор вгороде Переяславле(12). На соборе том присутствовали епископ Ростовский Симеон,преподобный Прохор, игумен Печерский, князья, бояре, священники, иноки ивеликое множество других. Когда призван был на собор Тверской епископ Андрей,стали расследовать дело, и когда выступили против Петра лжесвидетели, произошловеликое смятение. Виновник зла не утаился, но перед всеми был обнаружен. Злобаи клевета Андрея были обличены, и лживый клеветник перед всеми был посрамлен иуничижен. Святой же Петр не сделал ему никакого зла, но простил и, довольновсех поучив, отпустил с миром собор. Сам же прилагал к трудам труды, умножая восто данный ему талант и являясь отцом для сирот.
Вто время появился некоторый еретик Сеит(13), который проповедовал противноеЦеркви Христовой и православной вере учение; святитель Божий предал егоотлучению, — и злонравный еретик погиб вскоре злою смертью.
Послесего угодник Божий Петр прибыл в славный город Москву, которая в то времянаходилась во владении благоверного великого князя Иоанна Данииловича(14),украшенного всякими добродетелями, милостивого к нищим и духовенству, любившегохрамы и прилежавшего к священным книгам. Святитель очень полюбил его и началжить в том городе больше, чем в иных местах(15). Советовал он благоверномукнязю построить в Москве каменную церковь во имя Успения Пресвятой Владычицынашей Богородицы и Приснодевы Марии, так убеждая его:
— Если ты послушаешь меня, сын мой, и создашь храм Пресвятой Богородице, то и сампрославишься больше князей других и город твой будет прославлен: святителипоживут в нем и взыдут руки его на врагов его и Бог в нем прославится, и костимои здесь положены будут.
Послушавсовета святителя, князь начал заботиться о построении церкви(16). Когда церковьбыла заложена, ежедневно происходили работы по ее постройке, и сам святительнаблюдал, чтобы дело непрерывно подвигалось вперед.
Незадолгодо блаженной кончины святителя Петра князь Иоанн Даниилович видел следующийсон. Ему представилась высокая гора, вершина коей была покрыта снегом, и вотвнезапно снег растаял и исчез. Когда князь пересказал святителю поразивший егосон, святой сказал:
— Высокая гора — ты князь, а снег — я смиренный, который скоро должен отойти изсей жизни в жизнь вечную.
Провидев,по Божественному откровению, свою близкую кончину, святитель Божий сам своимируками устроил себе гробницу близ жертвенника в созидаемом храме Пресв. Богородицы.И когда гробница была готова, снова было ему от Бога откровение о кончине.Исполнившись радости, святитель пошел в церковь и совершил божественную службу,помолившись за всех православных царей и князей, за своего духовного сына — благочестивого князя Иоанна — и за всех благочестивых христиан земли русской;затем он сотворил поминовение о почивших и причастился Святых Тайн.Возвратившись из церкви, он призвал весь причт и, преподав по обычаюнаставление, отпустил их. В то время он раздавал много милостыни нищим иубогим, церквам, монастырям и духовенству. Между тем он быстро ослабевал телом.Когда настал день кончины его, святой призвал к себе тысяцкого Вельяминова,управлявшего тогда городом (так как самого князя в то время в городе не было),и сказал ему:
— Вот, чадо, я отхожу от жития сего, сыну же моему возлюбленному, князю Иоанну иего потомству на век оставляю милость и мир, и благословение Божие.
Затем,сделав и другие распоряжения, св. Петр вручил ему мешок с деньгами для того,чтобы докончить постройку церкви. Преподав всем мир, он начал петь вечерню, икогда молитва была еще на устах его и сам он воздел руки к Богу, душа егоотошла ко Господу(17).
Князь,услышав о преставлении святителя, в печали поспешил со всеми боярами в город,весь народ плакал и скорбел о его преставлении. Положив на одре честное телоего, понесли его по обычаю к церкви(18).
Вто время некоторый человек, одержимый неверием, подошел среди православногонарода к телу святителя и в мыслях своих стал творить ему поношение, думая:
— Кто этот мертвец, которого провожают сам князь и столько народу и почемувоздается ему такая почесть?
Когдаон подумал это, тотчас увидал святителя сидящим на одре и благословляющим наобе стороны народ во все время, пока не был принесен к гробнице. Тогда уверовалчеловек тот в святость угодника Божия и рассказал народу о виденном. Принесясвятые мощи Петра во храм, положили их в приготовленной самим им каменнойгробнице, где и доныне они почивают, источая различные чудеса с вероюпритекающим к ним. Некоторый юноша от рождения имел расслабленные и совершеннонеподвижные руки, так что не мог их поднести к устам. Он пришел к гробнице сегосвятителя, молясь со слезами, и тотчас руки его укрепились и стали здоровы.Также одного скорченного святой исцелил, и даровал слух глухому. А одному,бывшему много лет слепым, когда он пришел и помолился, внезапно отверз очи.Много и иных благодеянии и доныне чудодейственно источается с верою приходящимк честной раке святителя Петра – в честь и славу в Троице славимому Богувовеки. Аминь.
Тропарь,глас 4:
Яжепрежде безплодная земле, ныне веселися: се бо Христос светильника в тебепоказа, яве сияюща в мире, и исцелевающа недуги и болезни наша. его ради ликуйи веселися со дерзновением: святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.
Другойтропарь, глас 8:
Ликуйсветло благославнейший граде Москва, имеяй в себе архиерея Петра яко зарюсолнца, всю Россию чудодеянии озаряюща: той бо немощи врачует, и недуги якотьму прогонит от вопиющих ему: радуйся иерарше Бога Вышняго, тобоя сия пастветвоей соделовающаго.
Кондак,глас 8:
Взбранномуи дивному нашея земли чудотворцу, днесь любовию к тебе притекаем, песньбогоносе плетуще: яко имея дерзновение ко Господу, многообразных избави насобстояний, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему.
Сноски:
1Волынь — юго-западная часть России.
2Родители св. Петра были люди — состояния достаточного и принадлежали к сословиюбоярскому, или же купеческому, почему св. Петр впоследствии и имел возможностьсоорудить на свои средства монастырь.
3По свидетельству древнего жития, св. Петр обучился искусству иконописания втакой степени, что стал «иконник чуден». Памятниками сего доселеслужат находящиеся в Московском большом Успенском соборе две иконы Богоматери,им написанные: Успение Божией Матери и другая, по его имени, нарочито известнаяпод именем Петровской.
4Это место было расположено на север от столицы Галичско-Волынского княжества — Львова; река Рата протекает в нынешней австрийской восточной Галиции и впадаетс левой стороны в верхний западный Буг. — Монастырь св. Петра, построенный воимя Спаса (Преображенский), в настоящее время не существует, на его месте стоиттеперь село, с приходскою церковью также во имя Спаса.
5Св. Максим, грек по происхождению, управлял русскою церковью с 1283 по 1304 г.
6Один из игуменов Владимирских.
7Здесь разумеется Галицко-Волынский князь Юрий Львович, который негодовал насамоволие Геронтия тем более, что на Волыни недовольные удалением кафедры изКиева в дальний Владимир желали видеть митрополита где-либо на юге; особенно жекнязь Юрий хотел, чтобы митрополия была в Галиче. Князь Юрий былмогущественный, владея всею Галициею, он именовался даже царем Руси.
8Афанасий II — патриарх Константинопольский с 1303 по 1311 г.
9Св. Петр был поставлен в митрополиты всея Руси в 1308 г., на третий год послекончины митрополита Максима.
10На другой год после своего посвящения, св. митрополит Петр переехал воВладимир, где предшественником его поставлена была кафедра митрополита всеяРоссии. Вслед за тем он отправился осматривать епархии: так он был в Новгороде,в Брянске и других городах, и областях.
11Тверской епископ Андрей происходил из дома князей Литовских. Он возымелнамерения занять кафедру митрополита. Знатность рода его и неудовольствиянекоторых на избранного югом митрополита поддерживали в нем мечту о высшемсане. Впоследствии он, по удалении с кафедры, скончался в построенном им ранееБогородицком монастыре, на реке Шоше (правом притоке Волги) в 1323 г.
12Собор созван был в 1310 г. или в начале 1311 г. — Переяславль Залесский — нынеуездный город Владимирской губернии.
13Сеитами, по летописям, постоянно называются учители магометанства, которое в товремя так ревностно распространял хан Узбек между татарами, но название еретикаи отлучение от церкви, произнесенное св. Петром на означенного Сеита,показывает, что это был христианин, сильно извращавший христианское учение,название же Сеита дано ему за увлечение некоторыми воззрениями магометанства.По некоторым известиям, Сеит был новгородским протоиереем, увлекшимсямагометанскою страстью к чувственной жизни и проповедовавшим против монашескогодевства с такою силою, что многие из монахов оставили монашество и вступили всупружество. Обличение Сеита было во время обзора святителем епархий.
14Здесь разумеется Великий князь Московский Иоанн I Даниилович Калита, внук св.Александра Невского, сын св. Даниила, основателя Московского княжества; княжилс 1328 по 1340 г.; назван был Калитою, потому что, отличаясь любовью к нищим,постоянно носил с собою для раздачи им калиту (мешок) с деньгами.
15Святитель Петр, просвещенный благодатью, провидел великую будущность Москвы,хотя тогда это был город малолюдный, он видел, что Москва соберет под свою сеньраздробленные и истерзанные области России, и решился навсегда остаться вМоскве и быть в ней похороненным, вместо Владимира. Таким образом митрополиябыла перенесена из Владимира в Москву, что послужило к возвышению Москвы и кпрочному основанию мира (при тогдашних междоусобиях удельных князей) и величияРоссии.
16Т.е. Успенского собора, впоследствии на месте его построен в княжение великогокнязя Иоанна III Васильевича существующий в настоящем виде собор, освященный в1470 г.
17Св. митрополит Петр скончался 21 декабря 1326 г.
18Св. мощи митрополита Петра были положены в начатой, но не оконченной им церквиУспения, которая была окончена и освящена уже в следующем 1327 г. При нашествииТохтамыша татары разорили гробницу св. митрополита Петра, думая найти в нейсокровища, тогда же Успенский собор подвергся опустошительному пожару. В1471г., когда сломали старый Успенский собор и стали строить новый, созванныйосвященный собор решил вынуть мощи святого. Гроб его был найден истребленным отпожара, но св. мощи угодника Божия сохранились целыми и невредимыми. Совершенобыло перенесение мощей его, в память чего установлено было празднование этогоперенесения 24 августа. Мощи первосвятителя Московского почивали открыто, нопосле нашествия поляков, похитивших драгоценную серебряную раку, положены подспудом и оставались в этом положении до 1812 г. В этом году Наполеон раскрылгробницу святителя, вероятно, с таким же умыслом, как и Тохтамыш. По удалениифранцузов из Москвы Московский архиепископ Августин торжественно открылнетленные мощи митрополита Петра, причем они были обносимы вокруг Успенскогособора при освящении его 30 августа 1813 г. От святителя Петра осталось двапоучения, имеющие вид окружных посланий.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/