ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«Достоверностьбиблейских данных в контексте светской истории и археологии»
По Курсу: «Апологетика»
Содержание
Введение
1. Уникальность Библии
2. Достоверность ветхого завета
2.1 Таблички Эблы
2.2 Великий потоп
2.3 Существование племени хеттов
2.4 Египетское рабство евреев
2.5 Падение Иерихона
2.6 День солнцестояния
2.7 Свитки Мертвого моря
3. Достоверность нового завета
3.1 Историчность Иисуса Христа
3.2 Смерть Иисуса Христа на кресте
3.3 Воскресение Иисуса Христа
3.3.1 Пустая гробница
3.3.2 Воскресение Христа из мертвых
3.3.3 Явление воскресшего Христа
3.4 Лука
Заключение
Библиография
Введение
Апологетика является наукой,существующей достаточно долго, чтобы ее можно было назвать одной из первыххристианских дисциплин, и посвящена вопросам защиты христианской веры. Напротяжении множества веков апологетика выступает в роли помощника или дажеадвоката на стороне верующих, с каждым веком приобретая все больше и больше доказательствв пользу Бога. Благодаря ненасытному любопытству историков, исследователей и археологови их вкладам в мировую историю и археологию, сегодня христиане имеютвозможность с уверенностью доверять Библии и преподносить Ее истины этому миру.
Дьявол всегда пытался и будетпродолжать сеять неверие в сердца людей, недоверие к Слову Божьему. В егоарсенале – ложь и подтасовка фактов, и с их помощью он вводит в заблуждение умытак легко поддающихся людей. А люди, кажется, с удовольствием идут на поводу усатаны, поскольку легче жить и оправдывать свои грехи отсутствиемсправедливости в мире. Легче не задумываться о последствиях своих поступков,жить, как говорят, «на широкую ногу», ни в чем себе не отказывая. И с радостьюна душе и самооправданием в сердце доверчиво слушать новую байку о том, что вБиблии «полно неточностей», «эта книга пестрит ошибками и разногласиями», «пророчествав ней записаны уже после их исполнения» и т.д.
Да, думая таким образом,человек греет свою душу мыслью о том, что в конечном итоге не настанет такогомомента, когда ему придется оправдываться за свои грехи перед Кем-то, либо же унего будет возможность списать на то, что «я не знал, ведь говорили же…». Неизвестно,на что рассчитывают такие люди. Но совершенно точно известно, что ожидает их:«всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо»(Еккл.12:14). А также известно, на что могут рассчитывать те, кто вводит в заблуждениемиллионы людей, преподнося Священное Слово Божие в негативном свете: «горе томучеловеку, через которого соблазн приходит» (Матф.18:7).
И, тем не менее, следуетосознавать, что все эти люди – просто играют свою роль в марионеточном театресатаны, поддаваясь его режиссерскому влиянию, и наивно приписывают судьбе его хитрыезамыслы. Они поддаются на его уловки, запутываются в умело расставленных сетяхи остаются там, не зная о грядущей погибели.
Целью апологетики не являютсяспоры и выяснения отношений между «верующими» и «неверующими». Апологетикапризвана защитить христианскую веру и спасти идущих на погибель, предоставляядостоверные факты в подтверждение истинности христианского учения. Священное Писаниеделает акцент на то, что христиане должны брать на себя ответственность за тех,кто рядом с ними: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченныхна убиение? Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердцаразве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку поделам его» (Прит.24:11,12). Таким образом, Бог призывает к действию, Он нехочет, чтобы верующие зажимали в кулак то, что Он даровал им: спасение, вечнуюжизнь, искупление, освобождение, исцеление и множество других благословений,наполняющих жизнь человека с момента покаяния. Господь желает, чтобы каждыйхристианин делился всеми Божьими благами, и при этом мог уверенно постоять засвою веру. Апологетика призвана показать, что христианская вера имеет под собойтвердые основания, что она — отнюдь не пустое суеверие.
«Вот, Я посылаю вас, как овецсреди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф.10:16) –таким было наставление Христа Его ученикам, которые отправлялись в свой первыймиссионерский поход. То, что христиане получают от Бога, они должны отдавать впростоте, но и с мудростью, имея доказательства, а не только кидаясь словами. Иименно для этого теперь имеются факты из светской истории и археологии,подтверждающие достоверность библейских данных.
1. Уникальность Библии
Почему люди не доверяютБиблии? Почему многие предпочитают относиться к этой Книге, как к сборникурелигиозного фольклора и собранию легенд? Причина ясна – люди не доверяютсверхъестественному: ее Богодухновенности, не могут доверять чудесным явлениям,которые описывает Библия, поскольку не доверяют не Богу, а людям, заполнившимее страницы. Возможно, если бы эта книга сошла чудесным образом с небес… Хотя итогда бы ей пришлось сходить с небес каждое столетие, чтобы подтвердить своюбожественность новому поколению, поскольку люди имеют привычку забывать.
Люди не доверяют Библиипотому, что она написана людьми. Люди не доверяют самим себе, потому что знаютсебя и себе подобных. Но уникальность этой Книги в том, что она написана необычным образом, а сверхъестественно – под руководством Бога. А люди,записавшие библейские тексты, были всего лишь инструментом в руках ВсевышнегоБога.
Библия является совершенно уникальнойКнигой. Она является вершиной литературного творчества и не может быть сравнимани с одним из произведений, когда-либо написанным. «Существует большая разницамежду Библией и разными другими книгами. Авторы других книг могли попросить уБога помощи при их составлении, и Бог мог помогать им в этом, так как в миреесть много хороших книг, которые, вне сомнения, написаны людьми с Божьейпомощью. Но при всем этом, даже святейшие из авторов вряд ли осмелятсяутверждать, что их книги Бог написал для них. Одна Библия претендует на это» [9;С.27,28]. Сам Бог руководил и диктовал содержание текстов Библии. Сам Богизбирал авторов для ее написания, и как теперь можно увидеть, они все былилюдьми совершенно разных сословий и профессий.
Существует множествозамечательных книг, написанных прекрасными, творческими и талантливыми людьми.Некоторые из них писались на протяжении всей жизни автора, некоторые являютсясовместным трудом двух или более писателей, имеются и такие, которыедописывались соавторами или последователями уже после смерти самого автора. Уникальностьже Библии в том, что писалась она на протяжении около 1600 лет более чем 40авторов, находящихся на различных континентах и различных социальныхположениях. Очень хорошо об этом пишет Ф.Ф.Брюс: «Среди авторов Библии мы видимцарей, пастухов, солдат, законодателей, рыбаков, государственных деятелей,придворных, священников, пророков, раввина, живущего изготовлением палаток, иврача нееврейского происхождения. Сам текст Библии принадлежит целому рядулитературных жанров. Среди них – исторические заметки, законы (гражданские,уголовные, этические, ритуальные, гигиенические), религиозная поэзия,дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личнаяпереписка, воспоминания и дневники – не говоря уже о чисто библейских жанрахпророчества и откровения» [5; С.9]. Библия создавалась в пустыне, в изгнании, впрекрасных дворцах и в тюремных подземельях, во времена воин, гонений и также вмирные времена. Но, не смотря на такое разнообразие, Библия написана целостной,в согласии и гармонии, выдерживая одно направление. И все это уже является чудом,подтверждающим сверхъестественную природу этой Книги и сверхчеловеческийзамысел.
Уникальность Библии такжепридает тот факт, что после всевозможных неоднократных попыток ее уничтоженияона сохранилась до наших дней в своем полном исполнении. Ее переписчики храниликаждое слово, следя за правильным написанием каждой буквы. В еврейском обществесуществовали классы людей, специально отобранных для переписи и проверкитекстов Библии. Благодаря этому ни один из древних документов не можетпохвалиться таким количеством копий по сравнению с Книгами Библии.
Библия пережила жестокиепреследования, запреты, жесткую критику. Ни одна книга мира не поддаваласьтаким испытаниям, через которые прошла Библия. Она по праву называется Книгойкниг.
Христиане с уверенностьюутверждают, что Библия написана по вдохновению Бога различными авторами,соблюдающими главную мысль – искупление человека Богом. «Сие же написано, дабывы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имяЕго» (Иоан.20:31) Христиане также заявляют, что Библия является авторитетнымисторическим документом. В подтверждение этому заявлению они располагаютфактами, основанными на исторических данных и археологических находках. «Она поразительным образом сохранилась до наших дней благодарякропотливому труду писцов и точности ученых. Ветхий и Новый Заветы — этонаиболее точные и надежные документы, дошедшие до нас с древних времен» — пишетспециалист по научным основам христианства Джош Макдауэлл [4; С. 34.].
В течение многих лет критикине признавали достоверность исторических событий, описанных в Библии. Ониставили под сомнение подлинность самих книг Священного Писания, утверждая отом, что в них содержатся неверные данные, связанные с датами написания, чтобиблейские пророчества написаны уже гораздо позже их исполнения, оспаривалиавторство самих книг и посланий. А также утверждали, что тексты Библии,дошедшие до нашего времени, отличаются от оригинала.
Однако исторические сюжеты,изложенные на страницах Библии, переплетаются со многими археологическиминаходками, что дает свидетельство подлинности библейских текстов. Многиеистории, описанные в Библии, имеют аналоги в различных летописях и сказанияхдругих народов. Библейские повествования отличаются от последних своей хронологическойпоследовательностью и реалистичностью, не исковерканной мифической обработкой.Черты поверхностного сходства указывают на историческое ядро событий, давшихначало для всевозможных версий.
Часто очень веские показаниядает археология. Она вносит свой вклад в критическое исследование Библии,конечно, не в области богодухновенности или откровения, но достаточноубедительные подтверждения в точности описания тех или иных событий. АрхеологДжозеф Фри пишет: «Археология подтвердила многочисленные эпизоды, преждеотвергавшиеся критиками как антиисторические или противоречившие известнымфактам» [6; С.]. Также в подтверждение историчности Библии сэр Вильям Гершельписал: «Все человеческие открытия служат для более сильнейшегодоказательства истин, находящихся в Священных Писаниях» [9; С.23].
Стоит рассмотреть некоторыедоказательства достоверности библейских данных на основе исторических фактов иархеологических находок.
2.Достоверность ветхого завета
Многие люди склоняются кмнению, что современная наука археология «доказала», что в некоторых местах вБиблии есть ошибки. На самом деле все не так. Всевозможные критическиезамечания, высказанные относительно Библии, оказались впоследствиибеспочвенными, благодаря новым археологическим открытиям. Вот некоторые из них.
2.1 Таблички Эблы
Если немного углубиться вмифологию, то совершенно легко можно проследить отголоски библейских историй вконтекстах мифологических преданий различных народностей. Примером этому могутпослужить недавние открытия в Эбле, где была найдена библиотека из шестнадцатитысяч глиняных табличек. «Рассказ о сотворении мира на этих табличкахпоразительно похож на повествование Книги Бытие, так как речь идет оединственном существе, сотворившем небо, Луну, звезды и Землю. Люди Эблы верилив сотворение мира из ничего. Библия содержит древнейшую, менее приукрашеннуюверсию этого рассказа и излагает факты без искажений мифологической обработки»[8; С. 213]. Существует множество сказаний о сотворении мира различных народов,чьи повествования дошли до наших дней, такие как греческая мифология,китайская, самодийская, финно-угорская и вавилонская мифологии. В отличие отних, эблские таблички более конкретно и менее преувеличенно излагают историюзарождения жизни на земле.
Таблички, найденные в Эбле,содержат в себе также описание сводок законов и юридических процедур, сходныхпо смыслу с теми, что описаны Моисеем в Книге Второзакония. Это позволяет опровергнутьутверждения критиков об отсутствии письменности во времена Моисея ипримитивности мышления израильского народа того времени. Кроме того, втабличках из Эблы упоминаются некоторые лица и города, которые давно всем известныиз книг Ветхого Завета – Адам, Ева, Ной, Ур, Содом и Гоморра. Эти факты придаютвесомости Книге Бытие как исторической сути, а не мифологии.
2.2 Великий потоп
«И вот, Я наведу на землюпотоп водный, чтоб истребить всякую плоть» (Быт6:17) Как и повествования осотворении мира, сказания о великом потопе имеются у многих народов мира, вт.ч. Месопотамии, Греции, Китая, Австралии и Океании. Из всех подобных сказанийнаиболее близок по своим деталям к библейскому повествованию вавилонскийрассказ из эпоса о Гильгамеше, пятом царе династии Эрехов. До нас дошлиразличные версии этого вавилонского рассказа, датируемые около 2000 г. до Р.Х. Текстнесет мифологический характер. Наблюдается литературная общность библейского ивавилонского рассказов.
Имеются достаточно весомыеоснования для убеждения, что в Книге Бытие изложен первоначальный вариант,поскольку в остальных версиях сказаний о потопе ощущается обработка, неизбежносвязанная с искажениями. В Библии указан год потопа, подробное описаниеродословия Ноя, а также подробный плана построения самого ковчега. Такаяскрупулезность в написании присуща именно евреям, поскольку собственно они составлялиКнигу, претендующую на Божественное авторство, и не могли заполнить ее баснямии легендами.
Потоп и события, связанные сним, упомянуты и в исторических записях Шумера и Аккада. В клинописномдокументе из города Киша названы десять «великих мужей», правивших до потопа(Быт. 5гл.), их имена встречаются и в других текстах как имена историческихправителей. Здесь стоит отметить, что их возраст исчисляется мифологически –многими тысячелетиями. Книга Бытие в пятой главе описывает родословие Ноя отАдама – как раз 10 поколений, 10 «великих мужей» — главы поколений, но только жившихне тысячелетиями, а по несколько столетий.
Также о наличие глобальногокатаклизма свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. «Прираскопках в Уре, Кише и в других местах Месопотамии были найдены толстые пластыотложений ила, которые покрывали самые ранние культурные слои, но сами несодержали никаких находок. В Уре эти слои достигают толщиной 2,5-3,5м. Онисвидетельствуют об одном или нескольких чрезвычайно сильных наводнениях. Наосновании устных и письменных преданий, а также геологических открытий иархеологических находок, современные исследователи считают несомненнойгигантскую катастрофу, вызванную потопом в позднем каменном веке, о которой сохранилисьсообщения и сказания у столь многих народов» [10; С. 771]. Археологи, геологи иисторики, исследовавшие этот вопрос, сходятся во мнении о том, что потопдействительно имел место и его последствия повлияли на древний мир. Множествонародов мира имеют в своей истории сказания о потопе и спасшихся несколькихчеловек и животных в ковчеге. Библейский рассказ о всемирном потопе болеереалистичен и менее приукрашен мифологически, в отличие от иных древнихвариантов, описывающих это событие.
В дополнение к этим фактамможно упомянуть о многочисленных свидетельствах обнаружения остатков Ноеваковчега. Так, в 1959 году турецкий военный летчик обнаружил странный объект,напоминающий по форме судно, размеры которого можно было бы сопоставить сразмерами, указывающими на Ноев ковчег. Затем американский археолог Рон Уайетт,спустя почти двадцать лет, своими исследованиями доказал, что этот объект ни чтоиное как легендарный библейский ковчег. Журнал «Хронос» опубликовал статью,посвященную работе Рона Уайетта: «Рон собрал огромное количество свидетельств,снял проведенные им работы на фото- и видеопленку, провел квалифицированныеисследования найденных образцов в уважаемых научных лабораториях, и насегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Ноев ковчег – найден!Основательные исследования этого объекта проводились с 1977 до середины 90-хгодов, накопление и анализ фактов и результатов лабораторных тестов позволилподтвердить выдвинутую гипотезу и сделать заключение или вывод о том, что этони что иное, как ковчег Ноя» [12; С. 25].
Только с 1977 по 1987 год РонУайетт совершил 18 экспедиций к месту нахождения ковчега. В своих исследованияхУайетт использовал новейшее высококачественное оборудование, все анализынайденных образцов проводил в известнейших лабораториях Нэшвилла и Лос-Аламоса.Благодаря исследованиям Уайетта и многим другим археологам и геодезистам,христиане имеют прочное основание утверждать о достоверности информации,изложенной в Библии.
2.3 Существование племени хеттов
Так, например, долгое времяпредполагали, что Библия ошибается, говоря о племени хеттов в 23 главе КнигиБытие: «Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым»(Быт23:7,10), поскольку не существовало больше никаких исторических данных обэтой народности. Но после находки хеттской библиотеки в Турции в 1906г.,которая свидетельствует о более чем тысячелетии существования хеттскойцивилизации, эти предположения были развеяны. «Больше узнать о хеттах помоглираскопки археолога Х. Винклера, проведенные им в 1906-1907 гг. в Богазкёе, в150 км восточнее Анкары. В древней Хаттусе, столице царства хеттов в МалойАзии, был обнаружен архив, содержащий прим. 20 тыс. глиняных табличек» [10; С.1029].
2.4 Египетское рабство евреев
Книга Исход в своем началеописывает рабство еврейского народа. Моисей раскрывает тяжелое состояниеевреев, пребывающих в рабстве у египтян, и суровое к ним отношение со стороныфараона: «Не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера итретьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложитена них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и неубавляйте» (Исх.5:7,8).
В подтверждение этомуархеологи Навиль и Кайл обнаружили задействованные в строительстве кирпичи вПитоме. «В нижних рядах кирпичи с хорошей обрубаной соломой; в средних рядахбыло меньше соломы, которая была похожа на стерню, выдернутую с корнем; верхнийже ряд кирпичей был совершенно без соломы, только глина» [9; С. 127,128]. Замечательноедоказательство событий описанных в книге Исход.
2.5 Падение Иерихона
В Книге Иисуса Навинаописывается падение великого Иерихона: «обрушилась стена [города] до своегооснования, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город»(Иис.Нав.6:19). Стены этого города были настолько крепки и величественны, чтожители Иерихона устраивали жилища внутри самих стен. Поэтому такой аргумент,как обрушение стен самих по себе, является не достаточно убедительным.
Первые раскопки древнегоИерихона начались в 1907-1908 годах К. Ватцингером, но наиболее значимыерезультаты были получены во время раскопок Дж. Гарстанга, проводившихся почтитридцатью годами позже. В ходе этих раскопок были найдены неопровержимыедоказательства, подтверждающие сообщения Книги Иисуса Навина. «Передархеологами встал из небытия древний город, развалины которого весьма яркорассказали о своей истории. Иерихон представлял собой довольно типичнуюханаанскую крепость, правда, больших размеров. Укрепления города состояли издвух рядов стен, наружный – в 2 метра толщиной и внутренний – в 4 метра. Высотастен была около 10 метров, и между ними имелся проход в 5 метров шириной; этот проходсоединялся жилыми домами. Поразило то, что показали раскопки – стены городабыли обрушены наружу» [14]. Археологов поразило то, что стены города рухнулинаружу. Поистине поразительно, вопреки всякому здравому смыслу, но это былоименно так. Стена города обрушилась до основания, открыв нападавшим путь вгород. При дальнейших раскопках были обнаружены следы страшных пожаров,истребивших город. Огромные горы золы и угля открылись глазам археологов.
Все это соответствуетсобытиям, описанным в Книге Иисуса Навина: «И предали заклятию все, что вгороде… А город и все, что в нем, сожгли огнем» (Иис.Нав.6:20,23). Иисус Навинприказал своему народу не брать ничего из запасов города, а предать всезаклятию, хотя с давних времен было принято собирать все ценное и съестное изпокоренного города, тем более, если он подвергался затем уничтожению. Но вподтверждение Ветхому Завету, археологи обнаружили целые амбары и кладовые,заполненные пшеницей, финиками, чечевицей и многими другими припасами, вещами ипредметами. Датировка показала, что город был разрушен около 1400 года до Р.Х., и недавние исследования полностью подтвердили эту дату, что соответствуетсобытию Книги Иисуса Навина.
2.6 День солнцестояния
«И остановилось солнце, и лунастояла, доколе народ мстил врагам своим» (Иис.Нав.10:13) В 10 главе КнигиИисуса Навина описывается битва израильтян с язычниками при Гаваоне. И хотяподобных сражений в истории древнего Израиля было достаточно много, эта битваотличалась от всех остальных, как бывших до нее, так и всех и последующих. «Ине было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь [так] слушал быгласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Иис.Нав.10:14)
Действительно, подобного дняне было никогда. Ибо в этот день, согласно Книге Иисуса Навина, «стояло солнцесреди неба и не спешило к западу почти целый день», то есть в этот день, счеловеческой точки зрения, произошла остановка времени почти на сутки.
Исследования по этому вопросупроводили многие ученые, среди которых американский профессор Тоттен. Послесвоих длительных исследований он опубликовал статью с математическимивычислениями, в которых с помощью астрономии доказал, что солнце, земля и лунанаходились однажды именно в таком положении, как они описаны Иисусом Навином.Также и астроном королевской обсерватории в Гринвиче Мандер подтвердилсобственными исследованиями данный факт.
Летописи и сказания различныхнародов мира, которые имеют отношение ко времени Иисуса Навина, располагаютинформацией, свидетельствующей о таком удивительном событии: «В Древнем Китаесохранились летописи, говорящие, что был день, равный двум, в правленииимператора Ио. Коренные мексиканцы, потомки древней цивилизации, говорилиевропейцам, что в год «семи кроликов» был двойной день. Египетские жрецыпоказывали греческому историку Геродоту записи, где говорилось о необычнодолгом дне» [14]. Этих нескольких общих подтверждений данного события достаточно,чтобы убедиться в точности и достоверности Библии.
2.7 Свитки Мертвого моря
Достоверность библейскихтекстов как исторических документов подтвердила сенсационная находка рукописейкумранской общины в 1947 году. Эта находка стала известной как рукописи илисвитки Мертвого моря. Случайно обнаруженные арабским бедуином в одной из пещерВади-Кумрана, свитки имеют большое значение, как для истории, так и дляапологетики. До этого открытия самый древний оригинал Писания относился кдесятому веку по Р.Х., что и давало повод критикам утверждать, что за тысячулет, прошедших со времени падения Иудейского царства, текст мог быть изменен. Найденныерукописи опровергают утверждения критиков, поскольку датируются временемнаписания с 200г до Р.Х. – 68г по Р.Х.
Так, одним из свитков былакнига пророка Исаии, написанная 2000 лет тому назад, что является на 1000 летстарше, чем известный еврейский манускрипт Ветхого Завета. «Найденный свитокбыл из пергамента, размером в 2,5 м длиной, сшитый в тетрадь, размером 25 см на40 см страница. Написан на древнееврейском языке, приблизительно во второмстолетии до Р.Х… В главном книга пророка Исаии такая же по содержанию, как и вБиблии, голос двух тысячной древности, хранимая Божьим провидением,доказывающая правдивость Библии» [9; С. 291]. Этот манускрипт получил звание«величайшей находки нашего времени».
Свитки тщательно хранились вглиняных сосудах. Рукописи настолько древние, что некоторые из них датируютсятретьим веком до Р.Х., таким образом являясь самыми ранними из открытых до сихпор свидетельств о тексте ветхозаветных книг. Рукописными текстами представленыв свитках все Книги Ветхого Завета, кроме Книги Есфирь. При проведениисравнительного их анализа с современным текстом Библии выяснилось, что ониявляются полностью тождественными. За тысячу лет ни одна буква в Писании неизменилась. Кроме этого было доказано авторство книг Библии, которые стоят в ихзаглавиях. Даже многие места и хронология Нового Завета были подтверждены, как,например, датировка послания апостола Павла к Колоссянам и Евангелие от Иоанна.
На данный момент христианстворасполагает достаточным объемом надежной информации, чтобы с уверенностьюзаявить о достоверности Библейских данных, записанных в Ветхом Завете
3. Достоверность Нового Завета
В девятнадцатом и в двадцатомвеках производилось множество попыток поставить под сомнение достоверностьбиблейских документов. Поток этот не иссякает до сих пор, хотя обвинения внедостоверности не имеют никаких исторических оснований, а многие из них ужедавно опровергнуты археологическими исследованиями и открытиями.
Говоря о достоверности КнигНового Завета, стоит отметить, что главным персонажем тут является особаяличность – Иисус Христос. Новый Завет – это основной источник историческихсведений об Иисусе Христе. Именно поэтому он вызывает такие бурные споры.Ветхий Завет много писал о Нем пророчески, здесь же – это главный Герой, оделах Которого воспевает каждая страница, увлекая читателя Его характером, Егочудесами, Его любовью, Его служением, Его жертвой.
Бесспорно, личность ИисусаХриста – самая яркая личность не только всей Библии, но также и вообще всейлитературы, как таковой. Даже с точки зрения статистики, Евангелия являютсявеличайшим произведением в истории. Вот, что пишет о Евангелиях Бернард Рамм:«Любая другая книга уступает им по числу читателей, популярности цитат,количеству переводов на другие языки, по тому, сколько она вдохновлялахудожников, писателей и композиторов. Но величие слов Христа отнюдь не только вэтом. Все в точности наоборот: их больше читают, цитируют, повторяют, верят ими переводят на другие языки именно потому, что это – величайшие слова в историичеловечества» [5; С. 121]. Величайшие слова в истории человечества, записанныечетырьмя различными людьми, оказывают свое влияние на каждого, кто прочитаетих.
Книги Нового Завета, вособенности четыре Евангелия, свидетельствуют о самой удивительной Личности,оставившей неизгладимый след в истории. О Личности, воздействующей на судьбымиллионов людей со страниц Книги. Можно только представить, какое впечатлениескладывалось у людей, которым посчастливилось лично знать Его –Иисуса Христа,Сына Человеческого и Сына Божьего.
3.1 Историчность Иисуса Христа
Сегодня христианство владеетдостаточно великим объемом информации, подтверждающей историчность ИисусаХриста. По этой причине с легкостью можно заявить, что существование Христамогут отрицать только люди безграмотные и совершенно не интересующиесяисторией. Кроме четырех известнейших книг, написанных Матфеем, Марком, Лукой иИоанном, об Иисуса Христе сохранилось достаточно рукописей, которые сталиизвестны светской истории.
О Нем писали греческие, римские,еврейские и самарянские историки и литераторы первого и второго веков, юристы,сатирики, не знакомые между собой. Иосиф Флавий, известный историк, живший впервом веке, писал: «В это время выступил Иисус, человек глубокой мудрости,если только можно назвать его человеком. Он творил дивные дела и был Учителемлюдей, с радостью приемлющих истину, привлекая к себе многих, в том числе иэллинов. Он-то и был Христом. Пилат распял его по доносу наших старейшин» [7;С. 343]. Таким образом, Иосиф Флавий подтверждает основное содержание всехчетырех Евангелий «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их ипроповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь влюдях» (Матф.4:23). Иосиф Флавий доказывает то, что Иисус творил чудеса, былУчителем, за Которым следовало большое количество людей, и слова, которые Онговорил, были истиной.
Существуют многочисленныеупоминания об Иисусе у историков и различных авторов, живших в одно время с Ним:Тацита, Адриана, Фалла, Флегона, Лукиана из Самосата, Мара Бар-Серапиона,Светония, Плиния и прочих. Многие из упоминаний о Христе несут в себенасмешливый тон, некоторые даже враждебный, но это лишь подтверждает то, чтоИисус не был обычным человеком.
В Талмуде также естьупоминания о Христе, подтверждающие факт Его распятия в канун Пасхи: «В канунПасхи Иешуа был распят. Ибо за сорок дней до того, как произошла казнь, глашатайвышел и объявил: «Он добивается, чтобы его побили камнями, потому что онзанимается ворожбой и соблазняет Израиль к вероотступничеству. Каждый, ктоможет что-то сказать в его пользу, пусть выйдет вперед и защитит его». Нопоскольку никто не выступил в его защиту, он был распят накануне Пасхи!» [8; С.1007] В этом отрывке – подтверждение фактов, изображенных в Евангелиях. Здесь иприписанная властями клевета на Иисуса о ворожбе и ереси. Здесь и предательство,когда народ отказался от Того, Кто исцелял и освобождал их, от Того, Кто служилим, и никто не вступился за Него. Здесь и факт распятия Христа непосредственноперед Пасхой. Обо всем этом много раз упоминается в Новом Завете: «Итак, твердознай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса,Которого вы распяли» (Деян.2:36).
Конечно, основным источникомсведений о жизни Христа являются четыре Евангелия. Однако существует изначительное количество ссылок в нехристианских литературных и историческихочерках, из которых видны подтверждения повествований Нового Завета. АлександрМень в своей книге «Сын Человеческий», полностью посвященной защите веры вИисуса Христа, подводит итог нехристианским источникам, свидетельствующем обисторичности Христа: «Предположим, что Евангелия не дошли бы до нас. Тем неменее, из других источников мы узнали бы, что при императоре Тиберии ипрокураторе Пилате в Иудее жил проповедник Иисус из Назарета. Его учениепривлекло много последователей, но у властей Он вызвал подозрения. БлюстителиЗакона выдали Его Пилату, и тот казнил Иисуса как «Царя Иудейского»,опасного для Рима. После смерти Назарянина загадочные явления убедили учеников,что Он воскрес, что Он истинный Избавитель, обещанный пророками. Так родилосьхристианство, которое стало быстро распространяться по всей империи» [7; С.348].
Благодаря историческимдокументам, дошедшим до нашего времени, можно доказать историчность ИисусаХриста. Он оказал огромное влияние на весь мир. Характер Иисуса поражаетмиллионы людей, даже таких, которые не стали бы называть себя христианами.Например, Бернард Левин писал: «Разве натура Христа, раскрытая в Новом завете,сама по себе недостаточна для того, чтобы проникать в души тех, кто может хотьчто-то воспринимать?.. Он все еще витает над миром, Его весть все еще понятна,Его сострадание – безгранично, Его утешение – помогает нам, Его слова полныславы, мудрости и любви» [2; С. 33]. Действительно, жизнь Иисуса Христа, Егослужение, смерть и воскресение повлияло на судьбу всего мира. И может быть, кто-тоне согласится с этим, но стоит отметить, что каждый живущий в цивилизованноммире человек исчисляет дни своей жизни от Рождества Христова.
3.2 Смерть Иисуса Христа накресте
Существует мнение о том, что«на самом деле» Иисус Христос не умер на кресте. Теорияобморока стала популярной несколько веков назад. Согласно ей, Иисус простопотерял сознание (или «упал в обморок») от истощения и потери крови. Всерешили, что Он умер, как гласит теория, но в действительности через некотороевремя Он просто пришел в Себя, а Его ученики решили, что Он воскрес из мертвых.
Проанализируемпоследние часы жизни Христа перед Его распятием. Евангелисты постаралисьописать это время, как можно, более подробно. Уилбур Смит комментирует:«Попросту говоря, о подробностях тех часов, которые предшествовали смертиХриста и последовали за нею, близ Иерусалима и в самом городе, мы знаем больше,чем об обстоятельствах смерти любого другого человека древнего мира» [5; С.174]. Иисуса бичевали, используя страшный инструмент пыток – плеть, унизаннуюкусочками свинца или металлическими шипами, разрывающими плоть на куски. После39 ударов, которые пришлось претерпеть Христу, Ему взгромоздили на израненнуюспину тяжелый крест, под его весом свежие раны от плети причиняли ужасную боль.Его заставили нести крест по длинной улице, ведущей к месту казни. Но страданияЕго были так невыносимы, что Он не смог завершить этот путь самостоятельно. Каксообщают нам евангелисты Матфей и Лука, Симон Киринеянин был вынужден нестикрест за изможденным Иисусом. Слова Марка о том, что «привели Его на местоГолгофу» (Мк. 15:22), дают нам возможность предположить, что Он был уже не всилах идти Сам.
Невозможнопредставить ту боль, которую испытывал Иисус, когда пробивали Его руки и ногитолстыми ржавыми гвоздями и каждый удар молотка отражался болью, подобнойразрядам тока, в Его мозгу. Когда под весом собственного тела Он повис накровоточащих ранах, в момент закрепления креста в земле, солдаты небрежнодергали его, и измученное тело Спасителя содрогалось в такт их движениям.«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников» (Евр.12:3)
После несколькихчасов подобной пытки Иисуса сняли с креста — но только после того, как римскийсотник, который безошибочно мог определить, когда наступал момент смерти, засвидетельствовалримскому правителю, что Иисус из Назарета мертв (Мк15:44,45). Сомнения в том,что Иисус мертв, не было, но один из воинов для проверки пронзил Ему грудькопьем. В ране показались «кровь и вода» — бесспорный признакнаступившего конца (Ин.19:34).
Никто не смог бывыжить после подобного. Иисус умер на кресте.
В то время, когдаХристос висел на кресте, произошло одно странное событие, получившее свой очеркне только в Евангелиях. «В шестом же часунастала тьма по всей земле и продолжалась до часу девятого» (Мф.27:45; Мк.15:33;Лк.23:44). «И земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27:51). На ДревнемВостоке шестой час – это 12 часов по современному времени, соответственно,девятый час – это 15 часов.
Греческий историк Флегонописал это событие в 13 книге «Хроник»: «А в четвёртом году 202 Олимпиады (4-йгод Олимпиады соответствует 33/32 г.н.э.) было великое и выдающееся между всемипрежде случавшимися затмение солнца; в шестом часу день превратился в тёмнуюночь, так что не были видны звёзды на небе, и землетрясение в Вифинии разрушиломного зданий в Никее» [14].
Также еще один документ,свидетельствующий о данном событии, автором которого является Михаил Сириец:«Так же говорит Урсинус в книге пятой: Мы пришли в большую тревогу, когда солнцепомеркло и земля сотряслась. Слышались ужасные вопли в еврейских городах;причину этого мы узнали из письма Пилата, посланного из Палестины императоруТиберию. В нём говорилось: «Из-за смерти одного человека, которого распялииудеи, произошли все эти ужасные вещи»» [15]. Таким образом, совершенноочевидно, что это удивительное природное явление получило свое место в истории.А Евангельские тексты имеют подтверждения событий, описанных в них, висторических документах.
3.3. Воскресение Иисуса Христа
Рассматривая историчностьвоскресения, рассмотрим три спорных вопроса. Первый – насколько исторично то,что гробница была найдена пустой; второй – насколько истинно утверждение, чтоХристос воскрес из мертвых; и третий – можно ли верить свидетельству очевидцев явленияХриста после Его воскресения.
3.3.1 Пустая гробница
Лука описывает подробнособытие, происшедшее в воскресенье после казни Иисуса. Женщины, следовавшие заИисусом, смотрели, куда положили Его тело, и точно могли отличить Его гроб отостальных. «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы,пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли каменьотваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса» (Лук.24:1-3) Гробницабыла пуста.
Кто-то предполагает, чтоженщины, идущие ко гробу, ошиблись дорогой и «попали не туда». Тогда что жесказать о римских воинах, охранявших гробницу? Они тоже перепутали дорогу иохраняли совершенно пустую гробницу, ко всему еще и отличавшуюся от назначеннойотваленным камнем? А потом еще и Петр и Иоанн совершили подобную ошибку…
Другие гипотезы также не имеютни единого документального свидетельства, которое могло бы опровергнуть фактсверхъестественного воскресения Христа. Никем и никогда не было выдвинуто хотябы одно доказательство, опровергающее казнь Иисуса и обнаружение на третий деньгробницы опустевшей. Как говорит историк, изучающий I век, Майкл Грант:«Если мы применяем тот же самый критерий, который применили бы к любомудругому литературному источнику древности, тогда это доказательство являетсядостаточно крепким и правдоподобным, чтобы заключить, что гробницудействительно нашли пустой»[13].
Можно с уверенностьюутверждать, что если бы тело Христа где-либо нашли, это событие тотчас преданобыло бы огласке. С радостью такую весть восприняли бы власти Иудеи, которыепостоянно искали компромат на Христа и Его учеников. С довольствомкомментировали бы эту новость фарисеи и весь синедрион. Но – увы, они не моглинасладиться такой возможностью. Гробница Христа, действительно, оказалась пустабез человеческого вмешательства, а Тот, Кто был тогда положен в нее мертвым,действительно воскрес.
3.3.2 Воскресение Христа измертвых
Как известно из Евангелий иостальных Книг Нового Завета, учение еще ранней Церкви о воскресении Иисуса измертвых является неоспоримым фактом. «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мысвидетели» (Деян.2:32). Это заявление означает, что воскресение не могло бытьпросто мифом или легендой, распространенной безумными фанатиками. Ведь в те дни,когда были написаны Книги Нового Завета, с момента чудесного воскресения Христапрошло совсем немного времени. И конечно, люди, которые составляли Новый Завет,понимали, что записывая удивительные истории об Иисусе, рискуют, как минимум,своей репутацией здорового и нормального человека. Более того, рассказываяиудеям о том, что в жизни Иисуса исполняются мессианские пророчества ВетхогоЗавета, а также о Его воскресении из мертвых, они рискуют оказаться под грудойкамней. Единственное, что могло бы предавать им твердость в силе своихаргументов – это абсолютная уверенность в истинности своих слов и наличиесвидетелей всего происходящего. А таковых было предостаточно.
Апостол Павел, проповедуяистину Евангелия перед царем Агриппой и римским правителем Фестом, рассказал овоскресении Христа. Когда же Фест обвинил Павла в безумии, апостол ответил ему:«Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины издравого смысла. Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдьне верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углупроисходило» (Деян.26:25,26). Абсолютная уверенность в достоверности фактавоскресения Христа, которая видна в силе проповеди Павла, основана не только наглубокой вере апостола. Павел ссылается на свидетелей происшествия, говоря «нев углу происходило». Из последующего разговора Павла в судебной палате, видно,что и Фест, и Агриппа с доверием восприняли слова апостола. Это позволяетсделать вывод: они действительно знали о сверхъестественном воскресении Христа.
Несмотря на то, что в самомНовом Завете объясняется происхождение мифа о том, что тело было украдено,некоторые люди и сегодня все еще находят альтернативные объяснения воскресениюХриста. Существует теория о том, что тело Христа украли Его ученики, хорошенькоспрятали и обманули всех, заявив, что гробница пуста, а Иисус воскрес. Тогдастоит похвалить этих бравых ребят, которые смогли не устрашиться римскихвоинов, отвалить двухтонный камень от гроба, вынести тело, при этом не спешаразмотав его и аккуратно сложив на место пелены, и главное – нагло и умелообмануть весь мир! Но сделать все это было совершенно невозможно.
Джош Макдауэлл, известныйапологет, замечательный писатель и проповедник вкратце описывает, что из себяпредставлял отряд римской стражи: «Отряд римской стражи представлял собойчетырнадцать или шестнадцать человек охраны. Каждый стражник был натренированохранять около шести футов земли вокруг себя. Шестнадцать человек обычнообразовывали квадрат — по четыре с каждой стороны. Они должны были суметьзащитить тридцать шесть ярдов земли, выдерживая натиск целого батальона» [4; С.62]. Нигде не обозначено, что среди учеников Иисуса был бы отряд воинов, хотьбы и небольшой, готовых к схватке с римскими стражниками. Наоборот, мы видим,что последователи Христа покинули Его в момент Его ареста, никто из них неосмелился вступиться за него перед Пилатом, никто не показался из толпы,кричащей «да будет распят!» (Мтф.27:21-23). Страх, уныние, разочарование,чувство вины и осуждения переполняли учеников Христа после Его смерти. Имнеоткуда было взять достаточно смелости и отваги, чтобы решиться атаковатьнаряд воинов у гробницы и похитить тело. Тем более, зная нрав евреев, самоебольшое, что могли сделать ученики для своего Учителя – это с почетомпохоронить Его, что они и сделали. Им не было смысла красть тело Христа. Следовательно,данная теория не имеет весомого подтверждения.
Конечно, лучшимдоказательством события является свидетельство очевидцев или современниковданного события. У Иосифа Флавия в продолжении отрывка о Христе, приведенноговыше, написано следующее: «Пилат приговорил его к распятию и смерти. Но те, ктостали его учениками, не отреклись от его учения. Они сообщили, что он явился имчерез три дня после распятия и что он был живым. Полагают, что он был Мессией,относительно которого пророки предсказывали чудеса» [7; С. 344]. Здесьдостаточно объемно Флавий свидетельствует о смерти Христа, о первых христианахи о чудесном явлении Иисуса Его ученикам. Имеет место заметить тот факт, чтосам Иосиф Флавий не являлся последователем христианского учения.
Один из крупнейших в мирезнатоков античности академик Вузескул говорил: «Воскресение Христа подтвержденоисторическими данными с такой несомненностью, как существование Ивана Грозногои Петра Великого. Если отрицать Воскресение Христа, то нужно отрицать, причем сгораздо большим основанием, существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона» [10].Действительно, о многих исторических личностях мы имеем гораздо меньшеинформации, доказывающих их существование и какие-либо действия, чем вся таинформация о Христе, которой мы располагаем. Ведь никто не сомневается в историчностиПифагора, Сократа, Александра Македонского или, скажем, Рамсеса II,хотя документов о их жизни и деятельности сохранилось гораздо меньше, чем оХристе. Воскресение Иисуса Христа является историческим событием, сверхъестественнымисторическим событием.
3.3.3 Явление воскресшегоХриста
«Ибо я первоначально преподалвам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, поПисанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и чтоявился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одновремя, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явилсяИакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу»(1Кор.15:3-8) Так свидетельствует Апостол Павел о смерти, погребении,воскресении Иисуса Христа и Его явлении после этого множеству свидетелей. Ссылаясьна такое значительное количество очевидцев, Павел утверждал основаниехристианского учения о воскресении Господа Иисуса Христа. Поскольку Павел былблистательным апологетом, он не бросался словами на ветер. Если бы егозаявление было ложным, его можно было бы легко опровергнуть, просто побеседовавс теми из пятисот братьев, «из которых большая часть» была на то время «донынев живых».
Апостолы и ученики Иисусапросто не могли себе позволить быть неточными в пересказе событий о воскресенииХриста и Его явлении, не говоря уже о сознательном искажении фактов. Онирисковали быть тут же разоблаченными людьми, только того и ожидавшими.Напротив, сила первых проповедей заключалась как раз в той уверенности, с какойАпостолы опирались на информированность слушателей: они говорили не только «мыбыли свидетелями», но и «как вы сами знаете» (Деян.2:22). Не было найдено ниодного опровержения утверждений Апостолов и учеников Христа о явлении им Иисуса.
Историки, апологеты, критикисходятся во мнении, что ни одно событие в истории не документировано настолькополно и многообразно, как смерть и воскресение Иисуса Христа. На основании всейсовокупности свидетельств можно с полной уверенностью заявить, что Новый Заветописывает события, основанные не на каких-то мифах и легендах, а на прочных историческихфактах.
Археология также подтверждаетистинность Нового Завета как исторического документа.
3.4 Лука
Множество ученых скептиков иархеологов беспрестанно обвиняют в небрежности и фактической неточности Луку,автора одного из Евангелий и Книги Деяний святых Апостолов. Но археологиянесколько раз подтверждала то, о чем он писал.
В Книге Деяний святыхАпостолов описывается, как Павел, находясь в Афинах, проповедовал Благую Весть,ссылаясь на жертвенник, который он увидел среди всех идолов: «проходя иосматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомомуБогу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:23).
Это сообщение обалтаре, посвященном неведомому Богу, на протяжении длительного времени не находилообъяснения даже в теологических кругах, не говоря уже об атеистах, высмеивающихстоль нелепое с их точки зрения сообщение Писания. «Наличие алтарей Зевса,Афродиты или пусть даже Исиды, Митры было вполне понятным и объяснимым, ночтобы существовал алтарь Неведомого Бога – это выглядело странным иневозможным. Но вот в 1908-1909 гг. немецкая археологическая экспедиция подруководством В. Дерпфельда нашла алтарь, на котором была вырезана надпись:» [3; С. 225]. Алтарь НеведомомуБогу найден в Пергаме, и это открытие доказывает, что автор Деяний, Лука, невыдумал культ Неведомого Бога.
Евангелист Лука зарекомендовалсебя как историк, точный даже в мелких деталях. Ни один другой автор недатирует своего труда так, как это делает Лука в своем Евангелии (Лк.1:5; 2:1 и3:1,2). Если сравнивать писания Луки с трудами его современников, то можноувидеть значительную точность передачи, трезвость и проницательность. УильямРамзей посвятил двадцать лет на исследования в том регионе, о котором пишетЛука. Согласно его заключению, Лука при упоминании тридцати двух земель, сорокачетырех городов и девяти островов не сделал ни единой ошибки! Такой точностимогли бы только позавидовать историки любого периода. Вот, что пишет Рамзей оЛуке: «Слова Луки можно подвергать испытанию в большей степени, чем слова любыхдругих историков; они выдерживают самое серьезное испытание и суровейшееобращение, конечно при условии, что критик знает свой предмет и не переступаетграниц науки и справедливости» [11; С. 189].
Ф. Ф. Брюс в своей книге«Новозаветные документы: достоверны ли они?» отмечает: «Мы можем с полнымправом сказать, что археология подтвердила Новый Завет. Все те места изЕвангелия от Луки, которые прежде считались неверными, теперь, благодарякосвенным (внешним) доказательствам, признаны достоверными» [6; С. 101].
Мысль о том, что археологияопровергает факты, указанные в Библии, не только устаревшая, помимо всегопрочего, это очередной миф. Открытие за открытием подтверждают точностьбесчисленного количества фактов, сообщаемых нам Библией, и дают все большеоснований считать Библию ценным историческим источником.
Заключение
Апологетика была призвана показать,что христианская вера имеет под собой твердые основания. Всяческие попыткикритиков доказать ненадежность или недостаточную историчность Библии смело можноотбросить в сторону, благодаря документам истории и археологическим открытиям. Библия– уникальная Книга, которую невозможно сравнить ни с одним литературнымпроизведением, когда-либо написанным, ни с одним документом истории.
Библия — вершина литературноготворчества. Существует огромное количество книг, написанных замечательнымиавторами. Некоторые книги пишут на протяжении всей жизни. Чтобы написатьБиблию, потребовалось приблизительно шестнадцать веков. Некоторые книги — этосовместный труд группы ученых. Библия — это плод работы более сорока авторов изразных сословий и профессий — ее писали цари, придворные, философы, рыбаки,поэты, государственные деятели и ученые. Ее писали в пустыне и в подземелье, водворце и в изгнании, в момент войны и в мирное время. Тем не менее, эта наудивление разнообразная Книга поразительным образом не распадается на отдельныечасти. Ее секрет в авторстве. Библия написана людьми по сверхъестественномувдохновению Божьему.
Это Книга, умеющая изменять жизни ивдохновлять. Именно она вдохновляла множество археологов, ученых и историков напоиски новых открытий. И теперь, благодаря работам этих людей, христиане имеютвозможность быть уверенными, что их вера основана не на баснях или легендах, а на твердом Слове Божьем, чем являетсяБиблия.
Можно ли доверять Библии? Ни однакнига, дошедшая до нас до нас с античных времен, не может сравниться с ней подостоверности. Ученые соглашаются в том, что Ветхий и Новый Заветы являютсясамыми достоверными и точными документами древнего мира. Д-р Кларк Х. Пиннок,профессор систематической теологии в Риджент-колледже, говорит о Библии: « Нетни одного документа античной эпохи, по которому у нас было бы столько блестящихтекстуальных и исторических свидетельств, и который бы содержал стольвеликолепный объём исторических сведений, позволяющих прийти к продуманномузаключению. Ни один честный человек не может сбросить со счетов источникподобного рода. Скептицизм по адресу исторической достоверности христианстваосновывается на бессознательных предрассудках» [6].
На данный момент существуетдостаточно информации в контексте светской истории и археологии, подтверждающейдостоверность библейских данных. Невероятнейшие находки подтвердили фактсотворения мира и катаклизма в мировом масштабе – великого потопа. РаскопкиИерихона показали, как, когда и при каких обстоятельствах был взят этознаменитый своими стенами город, что полностью соответствует информации, описаннойв Книге Иисуса Навина.
Обнаружение свитков Мертвого моря вкумранских пещерах было поистине величайшим открытием двадцатого века.Рукописи, хранившиеся от человеческого взора почти две тысячи лет, доказалиисторическую точность Книг Ветхого и Нового Заветов. При проведениисравнительного анализа этих рукописей с современным текстом Библии выяснилось,что они являются полностью тождественными. За тысячи лет ни одна буква вПисании не изменилась! Кроме этого, было подтверждено известное нам авторство КнигБиблии.
Попытки поставить под сомнениедостоверность Книг Нового Завета как документов истории также не увенчалисьуспехом. Множество литературных и исторических источников подтверждаютповествования четырех Евангелий. В основном, это греческие, римские, иудейскиеи самарянские источники, датируемые первым столетием. Иисус Христосдействительно является исторической Личностью. Исторические данные указывают надостоверность смерти Христа, Его погребение и воскресение. Воскресение Христаподтверждено историческими данными с такой же несомненностью, как существованиедругих персонажей, известных нам из истории. Многие ученые мира сходятся вомнении, что ни одно событие древнего мира не имеет такого полного и богатогоописания, как смерть и Воскресение Иисуса Христа.
Таким образом, очевидно, чтодостоверность библейских данных доказана с помощью археологических открытий идокументов истории.
Удивительно, что так многоподтверждений в пользу христианства обнаруживается именно в наше время.Пролежав несколько тысячелетий в земле, все эти потрясающие находки поражаютумы людей именно сейчас. Как будто все говорит о том, что конец близок и скороникому уже не понадобятся эти находки. А сейчас они вопиют к каждомусомневающемуся: «Остановись! Посмотри, Бог реален!»
«Остановитесь и познайте, чтоЯ — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле» (Пс.45:11)
Библиография
1) Библия. Книги Священного Писания:Ветхого и Нового Завета. Москва: Российское Библейское общество, 1998г.
2) Гамбл Н. Альфа. Вопросы жизни.Киев: Украинский Национальный Альфа офис, 2006г.
3) Крывельев И.А. Раскопки в«библейских» странах. Москва: Советская Россия, 1965г
4) Макдауэлл Дж. Не верь всему, чтоговорят. Минск: Украина для Христа, 2000г
5) Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства.Минск: Украина для Христа, 2002
6) Макдауэлл Дж. Не просто плотник.
7) Мень А. Сын Человеческий. Москва:Путь, Истина и Жизнь, 2000г
8) Гайслер Н.Л. Энциклопедияхристианской апологетики. Санкт-Петербург: Библия для всех, 2004г
9) Геллей Г. Библейский справочник.Санкт-Петербург: Библия для всех, 1998
10) Майер Г., Ринекер Ф. БиблейскаяЭнциклопедия Брокгауза. Кременчуг: Християнска зоря, 1999г.
11) Тенни М.С. Обзор Нового Завета.Учебное пособие Института Развития Христианского Лидерства.
12) Хронос. Христианскийнаучно-популярный журнал. 1/2005
13) Литтл Б. Историчность воскресения.Нравственный стержень: www.creationism.org
14) Опарин А.А.Библия в документах истории: www.nauka.bible.com.ua
15) Юдовин Р. ИисусХристос в документах истории: www.areopag.com
16) Финзи Д.А.Историчность Иисуса: www.unseal.narod.ru