Реферат по предмету "Религия и мифология"


География религии: ислам

/>/>/>Введение.
События 11сентября 2001 года выявили неотложную необходимость преодоления, какмусульманами, так и немусульманскими народами конфронтации и разделяющих ихбарьеров. Исламский и западный мир имеют общую историю, судьбы их переплелись,начиная с распространения ислама в Ⅶ веке н.э. Средневековая европейскаяцивилизация произрастала в тени, отброшенной могущественными исламскимиимпериями, а исламский мир вступал в современный период развития в тениевропейских держав. Этические системы мировых религий удивительным образомсоприкасаются, и на этой общей почве должно быть воздвигнуто будущее.
Отпечаток,наложенный исламской культурой на современную геополитическую карту мира,огромен. Оставаясь по большей части в пределах Африки и Евразии, господствоислама простирается от Атлантики до Тихого океана, охватывая при этом ибогатейшие и беднейшие страны мира, самые плодородные и многонаселенные вкупе ссамыми разоренными и бедствующими.
Процессмодернизации, начавшийся в первой половине ⅩⅨ века и выразившийся в ⅩⅩ столетии всоздании системы национальных государств в рамках международных экономическихотношений, являет собой глобальную структуру чрезвычайно подвижного свойства,которая уже вышла за первоначальные пределы. Практически во всех странах миратеперь присутствует мусульманское сообщество, поэтому нельзя более провестиграницу между «Территорией ислама» и «Территорией войны».
Традиционныйшариат, положения которого разрабатывались в ходе триумфальной экспансииислама, не предусматривал вероятности постоянного наличия мусульманских общинна неисламских территориях. Ныне эти общины сталкиваются с трудными проблемами.Как истому мусульманину выполнять требования гражданского законодательства,которые входят в противоречие с шариатом? Могут ли мусульмане участвовать вполитических движениях? Имеет ли приверженность к исламу приоритет в отношениис лояльностью к государству? Должны ли мусульмане ассимилироваться средиподавляющей части населения или же оставаться отдельным сословием? Гдепролегают границы терпимости в отношении остального сообщества? Впервые многиеиз таких вопросов возникли при зарождении светских режимов в самоммусульманском обществе, но в ходе событий 11 сентября 2001 г. и их последствийевропейские и американские мусульмане ощутили их крайнюю остроту. Ведь надоучесть, как долго проживали в США и планировали свои деяния мусульманскиетеррористы, захватившие четыре авиалайнера и обрушившие их на Центрмеждународной торговли в Нью-Йорке и Пентагон.
Не существуетсомнения в том, что мусульмане всего мира продолжат формулировать свой откликна вызов глобализации изнутри своего исторического наследия, бывшего стольсозидательным и живым в прошлом.
Исламсегодня. Глобализация ислама.
Населениеземного шара составляет в наши дни примерно 5,7 млрд. человек, мусульман из нихприблизительно одна пятая, то есть 1,7 млрд. В мире существует 44 государства,где большинство населения составляют мусульмане. Последние образуютпространство от атлантического побережья Африки до берегов Средиземного моря,включая Ближний Восток, до Ирана, Афганистана и границ Пакистана с Индией, далеек северу до Казахстана – самой северной мусульманской страны.
Рядом с Индией,где мусульманское меньшинство составляет 120 млн. человек, находится Бангладешсо 127 млн. мусульман. Южнее, где Индийский океан граничит с Тихим, пребываетИндонезия с 200-миллионным мусульманским населением. Значительное мусульманскоеменьшинство проживает на Филиппинах. Ныне ислам распространяется в Африке к югуот Сахары; процесс этот начался еще в Средние века и ускорился в ⅩⅨ—ⅩⅩ вв. Теперь этуафриканскую территорию населяет примерно одна пятая часть мусульман планеты. С Ⅷ в.мусульманской зоной становится Северная Африка, и примерно в тот же периодначинается непрерывное распространение мусульманства в Восточной Африке. Многомусульман числится в Китае – официально объявленное китайскими властямиколичество в 17 млн. человек.
В Европемусульман 5-6 млн. человек и 7-8 млн. в Америке. Британские мусульмане синдо-пакистанскими корнями внесли большой социально-экономический вклад вразвитие послевоенной Великобритании. Турецкие рабочие в значительной мереспособствовали возрождению Германии после войны, некоторые из них осели там, напостоянное жительство, сохраняя контакты со своей родиной, а иные возвращаютсяв Турцию. Многие мусульманские рабочие во Франции, преимущественно изгосударств Северной Африки, сохраняют всякого рода тесные связи со странойсвоего происхождения.
Умножилисьслучаи перехода в эту религию представителей других конфессий. В Германии, кпримеру, где мусульманская община насчитывает 3,7 млн. членов, ислам приняли100 тыс. немцев. Во Франции, где проживают 2,5 миллиона почитателей пророкаМухаммеда, на долю коренных французов приходится 500 тысяч.
В годы послеВторой мировой войны Европа и Америка становятся многокультурными сообществами.В большинстве европейских и американских государств возникают буддистские,индуистские, сикхские и мусульманские общины. Академические историки начинаютприобщаться к внезападным культурам; процветает мировая история; возникаютсотни новых научных публикаций, посвященных проблемам восточных языков икультур. В 1926 году вышло первое издание классического академического труда –«Энциклопедия ислама» в четырех солидных томах; второе издание, поканезавершенное, уже насчитывает десять больших книг. Еще более обширной станет«Иранская энциклопедия».
Практически вкаждом крупном европейском университете трудятся ученые мусульмане самогоразного происхождения, занимаясь преподаванием и исследованиями во всех сферахнауки. Студентов обоего пола из стран мусульманского мира можно обнаружить влюбом из крупнейших университетов Европы и Америки. В мусульманском мире такжеесть превосходные университеты, и везде образование рассматривается как высшийгосударственный приоритет.
Выход арабскихстран на мировую политическую арену обусловлен особым геополитическимположением стран мусульманского мир
Сущностьислама.
Ислам – самаямолодая из мировых религий. Возник в начале Ⅶ в. в Аравии. По имени его основателяМухаммеда ислам часто называют магометанством или мусульманством. Ислам –строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице.Священная книга мусульман – Коран (от арабского «читать») — книгаоткровений.
Вскоре послепоявления ислам распался на шиизм и суннизм.
Шииты (болееортодоксальные, их меньшинство) признают имамами-халифами лишь Алидов (потомковхалифа Али и его жены Фатимы – дочери Мухаммеда).
Сунниты наряду сКораном признают Сунну (священное придание, записанное со слов родственников исподвижников Мухаммеда) и при решении вопроса о высшей мусульманской власти(имаме-халифе) опираются на «согласие всей общины». С другой сторонысунниты не менее ортодоксальны, поскольку, в противоположность шиитам, отрицаютналичие у человека свободной воли. Недавняя война Ирана и Ирака была взначительной степени войной шиитов (Иран) и суннитов.
Теоретически всеаспекты жизни мусульман, как в общественном, так и в личном смысле подлежатуправлению божественного закона. Шариат представляет собой системубожественного законодательства, которому подлежат дела религиозного свойства, атакже юридического характера (коммерческие контракты, супружеские отношения,разводы и дела наследства). Над соблюдением шариата надзирает кади. Кади обязанобучаться шариату в признанном учреждении; назначает его правитель.
Джихад(«борьба», «усилие») не является одним из«столпов» ислама, хотя в нем усматривается одна из важнейшихмусульманских обязанностей. Он делится на Большой и Малый джихад.
Большой джихад –это борьба со злом, в которую вовлечены все мусульмане в течение всей своейжизни, и это особо и традиционно подчеркивается.
Малый джихад –«законная война» и, в отличие от Большого джихада, скорееколлективное, нежели персональное деяние.
Религиознаявласть в исламском обществе основана на Коране и сунне. Здесь нет иерархическойцерковной организации и ничего подобного священному клиру, т.к. отсутствуеттаинство (причастие). Супружеские отношения регулируются контрактом(договором). Мечети представляют собой место поклонения, но не освященнуюземлю.
Влияниеислама на демографию.
Коран специальноадресуется к мужчинам и женщинам, и женщины, как и мужчины, ответственны передБогом за свои деяния. Однако в законодательном отношении они понижены в правах.Мусульманину можно жениться на не мусульманке, но их дети должны воспитыватьсяв мусульманской вере; мусульманка не может выйти замуж за не мусульманина. Поповоду замужества составляется контракт, освященный шариатом. Шариат вслед заКораном порицает развод, однако допускает его неизбежность в качестве крайнеймеры. Известны строки Корана, которыми устанавливается право на битьенепокорной супруги.
Многие установкиислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Дети считаются одним извеличайших благодеяний Аллаха; бездетность жены важнейшая причина для разводаили для того, чтобы взять другую жену. Разрешаются браки несовершеннолетних(девочек – по достижении полового созревания, юношей – с 15 лет). Бракисчитаются обязательными; разведенные и вдовы быстро вступают в новый брак.Традиционных ограничений брачно-половых отношений у мусульман сравнительномало. Ислам закреплял приниженное положение женщин, навязывал имзатворничество, свел брак к купле-продаже невесты. Однако многодетные материпользуются почетом и уважением. Аборты запрещены исламом. Первая мусульманскаяконференция по планированию семьи (Рабат, 1971 г.) одобрила использованиепротивозачаточных средств. Почти во всех мусульманских странах были принятызаконы о запрещении многоженства и браков несовершеннолетних.
В странахмусульманского мира наметился стабильный демографический рост. Согласноисследованиям, к 2010 г. население земного шара достигнет 10 млрд. человек, изкоторых 8 млрд. будут населять страны Азии, Африки и Латинской Америки.
В докладе оразвитии человека за 1998 г. ООН приводят следующие данные: СТРАНА
1970 ГОД
(млн. чел.)
1995 ГОД
(млн. чел.)
ПРОГНОЗ НА 2015 Год
(млн. чел.) Белоруссия 9 10,4 9,9 Россия 130,4 148,5 138,1 Египет 35,3 62,1 85,4 Ирак 9,4 20,1 32,2
Как видно, встранах мусульманского мира тенденция демографического роста кардинальноотличается. И в других мусульманских странах демографические тенденциианалогичны. Удельный вес мусульман среди населения планеты будет существенновозрастать. Эта тенденция просматривается и в России. По исламским источникам,в России проживают примерно 20 млн. мусульман. По данным социологов, — 13,17миллиона, несколько меньше 9% всего населения.
Подемографическому прогнозу, обнародованному в конце 2001 года нанаучно-практической конференции «Религия и проблемы национальнойбезопасности РФ»: через 20 лет этнические мусульмане будут составлятьтреть населения России. В главных городах – Москве и Петербурге – их доляокажется еще выше – до 40%, а в армии – до половины.
Демографическийвзрыв в азиатских странах требует решения социально-экономических, политическихпроблем, что сопровождается политизацией религии в жизни населения ираспространением политического ислама во всем мире.  
Феноменислама.
Исламскийфеномен – это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры,стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя;повышенный демографический уровень в мусульманских странах; активизация и роствлияния арабских стран в международных отношениях; достижение поставленныхцелей даже с применением насилия и экстремизма.
Формирование«исламского феномена» – это политический акт определенных кругов мирав целях создания искусственного «врага» для оправдания увеличениявоенных расходов.
В начале новоговека внимание общественных и политических кругов привлекли такие феномены, как«исламский ренессанс» и «исламский бум». Речь идет обособенностях проявления ислама в социально-политической жизни современногомира. Реальности «феномена ислама» выдвинули на первый план проблемупредотвращения религиозного экстремизма и фундаментализма. Если в Европелжепророки агрессивно ревизуют официальное православие и католицизм, то висламе они появляются в политических движениях и партиях ислама; речь идет оваххабизме. Ваххабизм, как проявление «исламского феномена», со своимкрайним экстремизмом становится угрозой стабильности, безопасности, причинойрелигиозных конфликтов. Плоды «исламского феномена» породили событияв Намангане (1997), Ташкенте (1999), США (2001).
Мусульмане всегомира ощущают в отношении Запада негодование и враждебность, которые в своихкрайних проявлениях выливаются в виде национального и международноготерроризма.
По большей частитакого рода ненависть связана с недавними событиями – бомбардировкамиАфганистана, насильственными мерами Израиля против палестинской интифады,американской поддержкой Израиля, присутствием американских войск в СаудовскойАравии, антииракскими санкциями и продолжающимися бомбежками этой страны.
Однако наглубинном уровне враждебность произрастает из-за влияния модернизацииисламского общества и кризиса власти светских правительств, действующих наоснове западноевропейской модели. Законность таких режимов, зачастуюустанавливаемых светской военной элитой, ставится под сомнение многимиистинными мусульманами и нередко подвергается нападкам со стороны воинствующихсторонников исламского возрождения.
В период,последовавший за окончанием Второй мировой войны, все арабо-язычные государстваобрели независимость от колониальных властителей. Последним из них был в 1962году Алжир. Колониальный период сильно повлиял на весь исламский мир и даже нате государства (Турция, Иран, Саудовская Аравия и Йемен), что не являлисьподмандатными, протекторатами или колониями. Сегодня мусульманский мир состоитиз независимых национальных государств, во многих из которых существуютсветские правительства, и действует юридическая система, основанная наевропейской модели.
Центральная Азиякак источник колоссальных рынков и сфер приложения капиталов не может невызывать геополитического и геостратегичесого интересов, когда налаживаютсяновые социально-экономические, культурные отношения в мире. В Центральной Азиисталкиваются интересы России, Китая, Индии и стран Запада с интересами Турции,Пакистана, Ирана и Саудовской Аравии.
Отношения сЗападом предопределяли недавнюю историю многих других мусульманских стран, вчастности, влиятельных нефтепроизводящих государств Ближнего Востока иИндонезии. Изначально созданные на основе западных концессий, эти страны ныневладеют собственными ресурсами. Саудовская Аравия, Кувейт и ОбъединенныеАрабские Эмираты модернизировали свою политическую систему в рамкахтрадиционалистических течений, тогда как в Ираке Саддам Хуссейн создалвоенно-социалистический светский режим с культом лидера сталинистского типа.Страшная война 1980-1988 гг. между Ираком и Ираном отразила прежниерегиональные и этнические противоречия, обостренные территориальнымиразногласиями. В 1990 г. Ирак предпринял вторжение в Кувейт, и коалиция в лицеСША, Великобритании, Саудовской Аравии и других арабских стран вмешалась иосвободила Кувейт. Продолжительные антииракские санкции, бомбежки и присутствиеамериканских войск на Саудовской территории способствует неприятию ВостокомЗапада.
В богатом нефтьюИране в 1979 г. пришел конец династии Пехлеви, основанной в 1925 г. радикальнымсветским режимом Реза-хана. Свергшая шаха исламская революция оказала глубокоевлияние на весь мусульманский мир. Изначальные эксцессы режима расчистили путьк успешным попыткам править посредством исламских организаций и по исламским законам.Исламская революция вдохновила исламистские движения во всем мусульманскоммире.
Предполагается,что на определенном уровне проявления исламского бума важную роль играютнаркобизнес, незаконная перевозка оружия и прочие виды контрабанды. Толькодеятельность, связанная с перевозкой и торговлей наркотиками, дает до 8%общемирового дохода.
Ситуацияв Палестине.
ДекларацияБальфура 1917 г. пообещала британскую поддержку в поисках национальногопристанища для еврейского народа в Палестине с условием, что при этом ничто нестанет «нарушать гражданские и религиозные права проживающих тамнееврейских общин». Мусульмане и арабы-христиане составили 92% населения.Когда в 1948 г. образовалось государство Израиль, разразилась война,закончившаяся тем, что 750 тыс. палестинцев утратили свои жилища. Многиепалестинцы стали беженцами, и военные действия 1956, 1967 и 1973 гг. лишьувеличили число таковых. Мусульмане расценивают лишенную критического началаподдержку Израиля Западом и безразличие к положению палестинцев исправедливости их дела как проявление высокой антипатии к исламу вообще.Спираль насилия с обеих сторон не предвещает ничего хорошего.
Характеристиканекоторых исламских государств.
Турция.
Официальноеназвание: Турецкая республика. Столица: Анкара. Население: 66,6 млн. человек(86 чел. на кв. км.).
Турциярасположена в Западной Азии и включает в себя часть Европы в виде ВосточнойФракии. Страна контролирует выход в Черное море посредством ключевогоместоположения своего крупнейшего города Стамбула. Большинство турок проживаетв западной половине государства. Восточные и юго-восточные пределыАнатолийского плато являются регионом курдов.
В 1945 годуТурция вступила в ООН, также является членом НАТО. В 2000 г. Турция согласиласьна отправку своих войск в Узбекистан, чтобы противостоять исламским мятежникам.В 1996-97гг. турецкое происламское правительство изыскивало способы усилениясвязей с арабскими странами. В 1999г. начались переговоры о вступлении в ЕС.
Население Турцииразнообразно по этническому составу. Большинство составляют мусульмане-сунниты(99%), растет и шиитская община, в том числе неортодоксальная секта алавитов.Самое крупное меньшинство составляют курды; около 500 тыс. человек говорятпо-арабски. Средняя продолжительность жизни в стране – 70 лет, приростнаселения – 21 на 1000 человек, детская смертность – 36 на 1000 новорожденных.
В Турции одна изстарейших и прогрессивно развивающихся рыночных экономик. Вследствиефинансового кризиса 2000-2001гг. потребовалась помощь МВФ взамен радикальнойреформы банковского сектора и приватизации, обремененных долгамигосударственных компаний.
СаудовскаяАравия.
Официальноеназвание: Королевство Саудовской Аравии. Столица: Эр-Рияд. Население: 21,6 млн.чел. (10 чел. на кв. км)
Занимает большуючасть Аравийского полуострова, ее территория приблизительно равна ЗападнойЕвропе. В Саудовской Аравии находятся крупнейшие в мире запасы нефти и газа.Тут же расположены священные города ислама Медина и Мекка, которые ежегодно впериод традиционного паломничества хаджжа посещают 2 млн. мусульман.
В 1945 г.Саудовская Аравия вступила в ООН. Стратегическое значение Саудовской Аравииопределяют в основном нефтяные запасы страны и широкомасштабные мировыеинвестиции. После вторжения Ирака в Кувейт в 1990 г. Саудовская Аравия сталаиграть ведущую роль в консолидации арабской коалиции против Ирака и дала приюткувейтской королевской семье. Страна играла важную роль в гражданской войне вАфганистане, где ее поддержка обеспечивала успех талибов. Подписанный в 2000году пакт с Йеменом прекратил тлеющие разногласия относительно границ.Государство в качестве хранителя Мекки имеет чрезвычайное значение как духовныйцентр для более чем миллиарда мусульманского населения всего мира.
Подавляющеебольшинство саудовцев – мусульмане-сунниты (85%), исповедующие ваххабизм(течение ислама) и шариат (исламское законодательство). Шииты составляют 15 %.В 2000г. Саудовская Аравия подписала конвенцию ООН по правам женщин.Продолжительность жизни саудовцев – 71 год. Рождаемость – 34 на 1000 чел.,смертность – 19 на 1000 новорожденных.
Ирак.
Официальноеназвание: Республика Ирак. Столица – Багдад. Население – 23,1 млн. чел. (53чел. на кв. км.). Вступление в ООН в 1945г.
Богатый нефтьюИрак разделяют реки Тигр и Евфрат. Долина Евфрата плодородна, но большую частьстраны составляют горы и пустыни. Некогда здесь существовала древняявавилонская цивилизация, ныне тут находятся святыни мусульман-шиитов. Послеликвидации в 1958 г. монархического режима последовал период внутриполитическихнеурядиц. Несмотря на поражение Ирака в войне в Персидском заливе в 1991 г.,правящий режим оставался у власти с помощью репрессий с 1979г.
В 1991 г. Иракпотерпел сокрушительное поражение при столкновении с военной мощью США,подкрепленной содействием нескольких арабских государств. Тогда началосьдействие антииракских санкций ООН. В конце 2000 г. Россия, Франция и некоторыеарабские государства начали кампанию за отмену санкций по гуманитарнымсоображениям. Ни одно из крупных западных государств не возобновило дипломатическихотношений с Ираком, поскольку режим упорно отказывался в инспекции вооруженийсилам ООН.
В Ираке свыше 90% населения составляют мусульмане. В дополнение к арабскому и курдскомунаселению в Ираке присутствуют национальные меньшинства турок и персов. Шиитыформируют крупнейшую религиозную группировку (63 %), сунниты составляют 33 %.Средняя продолжительность жизни иракцев – 59 лет, рождаемость –32 на 1000человек, смертность – 101 на 1000 новорожденных.
Пакистан.
Официальноеназвание: Исламская Республика Пакистан. Столица: Исламабад. Население: 156,5млн. чел. (203 чел. на кв. км.).
Являясь некогдачастью британской Индии, Пакистан был создан в 1947 г. в ответ на требование опредоставлении независимости преимущественно мусульманскому индийскому штату.Вначале новое государство включало в себя Восточный Пакистан, ныне РеспубликуБангладеш, отделившуюся от Пакистана в в1971 г.
Вступил в ООН в1947 г. В Пакистане испытывают тревогу в отношении возможной войны с Индией и вто же время поддерживают сепаратистское движение мусульман Кашмира. Пограничныестолкновения в середине 1998 г. быстро стали грозить полномасштабными боевымидействиями, подобные инциденты имеют продолжение. В 2001 г. переговоры покашмирской проблеме были безрезультатны.
В 1998 г.Пакистан провел серию испытаний ядерного оружия в ответ на подобные испытанияИндийской стороной, что вызвало обвинения международного сообщества и грозилоналожением санкций ООН. После переворота в 1999 г. членство Пакистана вСодружестве было приостановлено.
Пакистан былодной из трех стран, признавших режим афганских талибов, и в сентябре 2001 г.пакистанские власти, испытывая давление со стороны США и одновременновнутренние разногласия, призывали талибов выдать подозреваемого в терроризмеУсаму бен Ладена.
Половинунаселения составляют пенджабцы, много также синдхов, пуштунов, белуджей.Мухаджиры – иммигранты из бывшей Индии (до раздела) доминируют в Карачи иХайдарабаде. Политическое и военное превосходство пенджабцев в централизованномгосударстве породило многие сепаратистские движения в сторону автономии.Зачастую угрозы отколоться исходят от пуштунов, связанных родственными узами сАфганистаном. Напряженность между белуджами и пуштунскими беженцами изАфганистана спорадически выливаются во вспышки насилия, тоже самое происходитмежду коренными синдхами и эмигрантами мухаджирами.
Суннитысоставляют 77%, шииты 20 %, индуисты и христиане-3%.
В последние годыотмечен рост вооруженного исламского фундаментализма, чему сопутствует растущаядискриминация религиозных меньшинств. После переворота в 1999 г. режимМушаррафа лавирует, пытаясь избежать конфликта с исламскими группировками всфере строгого применения законов шариата и проведения внешнеполитическогокурса страны.
В Пакистанеочень низкий процент женского населения, это подразумевает распространенноепренебрежение к женщинам и кое-где убийство девочек. Организация ЭмнестиИнтернэшнл подвергла в 2000г. Пакистан критике за недостаточную защиту женскихправ.
Средняяпродолжительность жизни в стране – 60 лет, рождаемость – 34 человека на 1000,смертность – 90 на 1000 новорожденных.
Индонезия.
Официальноеназвание: Республика Индонезия. Столица: Джакарта. Население: 212 млн. чел.(117 чел. на кв. км.)
Крупнейшийархипелаг мира, на котором расположена Индонезия, простирается на 5000 км. назападе Тихого океана, от п-ова Малакка до Новой Гвинеи. Острова Суматра, Ява,Калимантан и Сулавеси – вулканического происхождения. Индонезия, бывшаяголландская колония Ост-Индия, получила независимость в 1949г. В 1998г. палвоенный режим Сухарто и началось частичное введение гражданского правления.
Индонезиявступила в ООН в 1950г. Основную озабоченность государства вызывает Китай,несмотря на восстановление в 1990г. дипломатических отношений. В конце 1995г.Индонезия подписала основополагающее соглашение о сотрудничестве в сферебезопасности с Австралией.
В Индонезиисунниты составляют 87%. В 1998г. наблюдались вспышки насилия между мусульманамии христианами на о. Амбон; такие же стычки происходили на Малакке в 2000г., атакже в 1999-2001гг. на Калимантане между туземцами — даяками и этническимииммигрантами-мадурцами.
Продолжительностьжизни в среднем 66 лет, рождаемость – 22 на 1000 чел., смертность – 42 на 1000новорожденных.
Египет.
Официальноеназвание: Арабская Республика Египет. Столица: Каир. Население:68,5 млн. чел.(69 чел. на кв. км.).
Занимаясеверо-восточную часть Африки, Египет рассечен высокоплодородной нильскойдолиной на засушливую западную и меньшую по размерам полузасушливую восточнуюпустыню. Мирный договор Египта с Израилем (1979) принес сюда безопасность,вернул синайскую зону и повлек за собой крупную американскую помощь. Нынепрозападный режим, где большая роль принадлежит военным, испытываетзначительные трудности, сталкиваясь с усилившимся влиянием исламскихфундаменталистов.
Египетскаявоенно-политическая поддержка Соединенных Штатов в ответ на вторжение Ирака вКувейт в 1990 г. была жизненно важна для успешного проведения операции«Буря в пустыне» (1991г.) За свое участие Египет получил масштабноеэкономическое вознаграждение от Саудовской Аравии.
Сохраняетсянапряженность в отношениях с Ираном, который активно поддерживает исламскиегруппировки, противоборствующие правящему режиму, и характеризует Египет каккоррумпированную страну, находящуюся под американским влиянием. Египетобеспокоен тем, что международный бойкот и запрет на воздухоплавание надтерриторией Ирака лишь способствует расширению влияния Ирана на БлижнемВостоке.
Египетскаядипломатическая активность — самая мощная в арабском мире. В Каире расположенаштаб-квартира Лиги арабских государств. Вступление Египта в ООН произошло в1936г.
В Египтемусульмане-сунниты составляют 94%, остальные 6 % — христиане-копты и прочие.
В стране издавнасохраняются традиции этнической и религиозной терпимости, хотя подъемисламского фундаментализма спровоцировал конфликты между сектами мусульман икоптских христиан. Господствующая религия – ислам. В западных оазисахсуществуют берберийские общины. В крупных городах живут колонии греков и армян.В Каире сохраняется небольшая еврейская община.
Каир – второй почисленности населения город в Африке, и ключевой социальной проблемой являетсявысокая рождаемость. В 1985г. правительство учредило Национальный совет попроблемам населения, вменив ему контроль над рождаемостью. С тех пор показательрождаемости упал с 39 до менее чем 25 чел. на тысячу человек, однакочисленность населения все еще продолжает оставаться высокой. К 2025г. онадолжна составить почти 100 млн. человек.
Египтянки – однииз самых свободных женщин в арабском мире и по закону 2000г. имеют правовозбуждать бракоразводные дела. Однако этому мешает постепенный рост исламскогофундаментализма.
Средняяпродолжительность жизни египтян – 67 лет, рождаемость – 26 на 1000 чел.,смертность – 47 на 1000 новорожденных.
Афганистан.
Официальноеназвание: Исламское государство Афганистан. Столица: Кабул. Население: 22,7млн. чел. (35 чел. на кв. км.).
Афганистаннаходится в Центральной Азии и граничит с Ираном, Пакистаном, Китаем,Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Население занято в основномсельским хозяйством, но в течение многих лет страна была жестоко пораженавоенными конфликтами. В 80-х гг. исламские моджахеды свергли коммунистическийрежим, к власти пришли сторонники жесткой линии – талибы.
При правленииталибов Афганистан представлял собой государство-парию. Правящий режим бросалвызов мировому сообществу и пренебрегал санкциями ООН, укрывая саудовскогоэкстремиста Усаму бен Ладена, главу террористической сети Аль-Каида. В конце2001г. в ходе «войны с терроризмом», объявленной США послетеррористических атак на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001г., одиозныйрежим талибов был свергнут.
Крупнейшуюэтническую группу в Афганистане составляют пуштуны, в меньшенстве – таджики,хазарейцы, узбеки и туркмены. Сунниты составляют 84%, шииты – 15%. Расхождениямежду суннитами и шиитами обострились при режиме талибов, которых обвиняли вдискриминации шиитов.
Средняяпродолжительность жизни афганцев – 46 лет. Рождаемость – 53 на 1000 чел.,смертность – 147 на 1000 новорожденных.
Продолжительнаявойна превратила Афганистан в одно из беднейших слаборазвитых государств мира.
Заключение.
Образыисламского мира, появляющиеся в американской и европейской прессе, почтинеизменно негативны и связаны с насилием. Тот факт, что большая часть мусульманведет нормальный образ жизни и исповедует совершенно разумную веру с упором начувство доброты, братства, милосердия, социальной справедливости и миролюбия, впоследние годы был заслонен политическими событиями.
Аналогичным жеобразом искажается в глазах мусульман и образ Запада, который постояннопредстает как мир эксплуатации, сторонник врагов ислама и угнетатель бедных. Вцелом мусульмане всего мира ощущают в отношении Запада негодование ивраждебность, которые в своих крайних проявлениях выливаются в виденационального и международного терроризма.
Ислам, являяськультурой мира и взаимопонимания, не должен стать орудием разрушения мира.Следовательно, истинные мусульмане (в отличие от тех, кто сделал религию главныморужием достижения низменных целей) должны быть бдительными, чтобы не допуститьтрагедии. В связи с этим, думается, им важно выступить инициаторами поддержкиМеждународной Декларации против терроризма и выступать за созданиеМеждународного Центра по борьбе с терроризмом.
Списоклитературы
Журнал "Социологические исследования": А. Мирзахмедов «Феномен ислама»; 3,2003 г.
Журнал «Эхопланеты»: Р. Бикбаев «Кто подставил арабов?»; В. Джалагония«Ислам на перепутье»; Д.Зеленин «Шейхи озабочены»; февраль2002 г.
Максаковский В.П. «Географическая картина мира»; Ярославль: Верхне – Волжскоекнижное издательство, 1993-1995 гг.
Пол Ланд«Ислам»; ООО «Издательство Астрель»; ООО«Издательство АСТ», 2003 г.
Страны и народы.Научно – популярное географо – этнографическое издание в 20 – ти томах. Мысль,1978 – 1985 гг.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Russian Revolution Of 1905 Was In
Реферат Эмоционально-оценочная лексика как средство характеристики образа Никиты Белых (на материале Живого Журнала и программы «Дневник губернатора»)
Реферат Just Some Bad Logic Essay Research Paper
Реферат Safety In Our Schools Essay Research Paper
Реферат Роль самостоятельной работы учащихся при формировании у них навыков табличного умножения и соответствующих 2
Реферат Сравнительный анализ методологических оснований вариантов экзистенциального анализа Л.Бинсвангера и М.Босса.
Реферат Предмет правового регулирования налоговых отношений субъектом РФ (на примере Ростовской области)
Реферат Fall Of Teh House Of Romanov Essay
Реферат Siddhartha And Buddhism Essay Research Paper Siddhartha
Реферат The Lost Czar Essay Research Paper The
Реферат Ratio Of Charge To Mass For The
Реферат «Совершенствование системы физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях»
Реферат Da Vinci Essay Research Paper I chose
Реферат Порядок здійснення оцінки нерухомого майна суб'єктом оціночної діяльності
Реферат Assets Of Foreign Language Essay Research Paper