Реферат по предмету "Религия и мифология"


Второй Ватиканский Собор

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА КО II ВАТИКАНСКОМУ СОБОРУ
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА
2.1 Начало работы Собора
     2.2 Конституция о Богослужении.Литургическая реформа
     2.3  Третья ичетвертая сессии Собора
     2.4  Декларация оботношениях Церкви и нехристианских религий
2.5 Завершающая стадияработы Собора. Конституция об отношениях   Церкви с современным миром
ГЛАВА 3. РАСКОЛ КАКСЛЕДСТВИЕ РЕФОРМ II ВАТИКАНСКОГО     СОБОРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Развитие католическойтеологии в наше время в большой степени определяется созванным по предложениюПапы ИОАННА XXIII (ум. 1963) собором (21-м вселенским по счету католическойцеркви), который затем получил название Второго Ватиканского Собора(1962-1965). Его задачей было устранить противоречие между доктринойкатолицизма, церковно-иерархической структурой, традициями Церкви иреальностями современного мира, способствовать единству христиан и добитьсяобновления теологии и практики католической церкви и ее приспособления ктребованиям современности («aggiornamento»), чтобы «Церковь показала себяспособной разрешать проблемы нашего времени». Результат обстоятельногообсуждения и почти единогласных решений, принятых несмотря на острый обменмнениями на соборе, получил различные оценки. Некоторые теологи подчеркивали,что хотя реформы и имеют большое значение, учение католической церкви во всехсущественных аспектах осталось без изменений. Другие обращали внимание нетолько на нововведения в некоторых областях, но также на возможность обновленияи продолжения изменений, о чем можно прочесть в формулировках решений Собора. Ответна вопрос о том, какая из этих оценок верна, во многом зависит от того, какрешения Собора будут истолкованы в самой католической церкви и какие выводыбудут сделаны из этих решений.

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА КО II ВАТИКАНСКОМУ СОБОРУ
 
О своем намерении созвать Собор Иоанн XXIII объявил еще в 1959 г. и 17 мая того же года назначил первую комиссию по его подготовке. Папа призвал всех епископов Католической Церкви, монашеские ордена и университеты внести свои предложения по повестке дня Собора и по проблемам, подлежащим соборному обсуждению.
5 июня 1960г. Иоанн XXIII по своей инициативе создал Центральную подготовительную комиссиюСобора и подчинил ей 10 рабочих комиссий и 2 секретариата, в задачу которыхвходила разработка проекта решений Собора с учетом мнений, высказанных впоступающих предложениях. Под строгим контролем Римской курии эти комиссиисоставили 73 проекта решений Собора, которые затем были одобрены Центральнойкомиссией.
Иоанн XXIIIторопил комиссию, стремясь ускорить подготовку Собора. Причина такой спешкизаключалась в том, что к этому времени Иоанн XXIII уже знал о своем заболеваниираком, чувствовал сильное недомогание и готовился к скорой кончине.
25 декабря1961 г. Иоанн XXIII своей апостольской конституцией Humanae salutis созвалСобор, одновременно объявив о завершении эпохи I Ватиканского Собора.Принципиальное значение этого акта состояло в том, что тем самым Папавоспрепятствовал стремлению интегристов рассматривать этот Собор какпродолжение I Ватиканского и на этом основании проводить его в прежнем духе. НаСобор Папа пригласил также представителей 28 христианских Церквей и деноминацийдля участия в нем в качестве наблюдателей. Решением от 2 февраля 1962 г.(Concilium) Иоанн XXIII назначил открытие Собора на 11 октября 1962 г.
На торжественноеоткрытие II Ватиканского Собора в базилику Св. Петра прибыло 2540 иерарховРимско-Католической Церкви. В своей речи по случаю открытия Собора 11 октября1962 г. Иоанн XXIII снова заявил, что задачей Собора является соответствующееобновление Церкви и ее разумная реорганизация, чтобы тем самым Церковьпродемонстрировала свое понимание развития мира и подключилась бы к этомупроцессу. Обращаясь к решениям Тридентского и I Ватиканского Соборов, Папавысказал пожелание, чтобы результатом настоящего Собора стала открытая мируЦерковь. При этом выход из сепаратизма и изоляции может осуществляться не путемпрокламирования новых догматов и тем более не путем осуждений, а посредствомясного и современного изложения соответствующих религиозных истин. Папа неоднократнозаявлял, что Церковь располагает уже вполне достаточным количеством догматов,определений и суждений. Поэтому задачей Собора является не отвергающее инепогрешимое осуждение реалий современного мира, а проведение конструктивныхреформ. И действительно, при том, что II Ватиканский Собор наметил рядрадикальных реформ и стал поистине эпохальным событием в истории Церкви ХХ в.,он не принял ни одного нового догмата.

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА
2.1 Начало работы Собора
Первая сессияСобора проходила между 11 октября и 8 декабря 1962 г. На заседанияхпредседательствовали по очереди 10 назначенных папой членов президиума.Некоторые заседания начинались с молитвы, произносимой попеременно на латинскоми греческом языках. Однако конструктивную работу первой сессии парализовалаборьба между поддерживаемой большинством курии консервативной партиейинтегристов и резко противостоящими ей епископами, принимающими реформаторскиевзгляды прогрессивных теологов. Успех партии реформ зависел от того, сумеет лиона вырвать из рук курии и консервативной партии руководство Собором.
Перевес сил впользу прогрессистов произошел сразу же, на первом заседании 13 октября 1962 г.Президиум Собора предложил, чтобы в состав его 10 комиссий, занимавшихся разработкойпроектов решений и их предварительным обсуждением, были доизбраны и так имевшиев них явное большинство куриальные и консервативные представители. Однаковыступление прогрессистов во главе с кардиналами Беа и Сюэненсом увенчалисьуспехом. Большинство Собора приняло предложение оппозиции и тем самымпрогрессисты одержали на нем первую большую победу. Президиум отложил заседаниясобора. 16 октября на выборах список оппозиции собрал большинство голосов.Таким образом, в комиссиях (1/3 членов которых была назначена Папой) былообеспечено соответствующее представительство прогрессистов.
Иоанн XXIII,будучи уже смертельно больным, внимательно следил за заседаниями Собора потелевидению. 4 декабря он неожиданно выступил с большой речью, в которой позитивнооценил ход заседаний Собора, поддерживая тем самым прогрессистов. В это жевремя Папа возвел в сан кардинала архиепископа Милана Джованни Баттиста Монтини- будущего Папу Павла VI. Именно в нем Иоанн XXIII видел своего преемника.Вместе с тем, Папа предупреждал кардинала Монтини, чтобы тот был выше соборныхдискуссий и сохранял свою беспристрастность в интересах единства Церкви.
На первуюсессию Собора было вынесено для рассмотрения 5 проектов (схем): о литургии, обисточниках Божественного Откровения, о средствах массовой информации, оединстве с Восточными Церквами и проект реорганизации структуры Церкви, подназванием De Ecclesia.
Приобсуждении первых двух проектов возникла достаточно острая дискуссия междудвумя основными направлениями. В итоге все проекты вернули в подготовительныекомиссии для доработки. Таким образом, на первой сессии ни по одному вопросу неудалось прийти к решению. После закрытия сессии — учитывая ее печальный опыт — созданная согласительная комиссия сократила число предварительных проектов с 73до 17.
Работа Соборабыла прервана смертью Иоанна XXIII и выборами нового папы, которым сталкардинал Монтини, взявший имя Павел VI. 27 июня 1963 г. Павел VI объявил о том,что следующая, вторая сессия Собора будет открыта им 29 сентября. (Сессияпродлилась до 4 декабря). При открытии сессии Павел VI четко определил задачиСобора: 1) углубление самопознания (самораскрытия) Церкви; 2) обновлениевнутренней жизни Церкви; 3) продвижение вперед для единства христиан(экуменизм); 4) диалог с миром (осмысление внешней миссии Церкви). Наряду сэтим он закрепил давнее пожелание Иоанна XXIII о том, что Собор не долженпринимать никаких решений, которые претендовали бы на пастырскую(наставническую) непогрешимость.
Вторая сессия Соборапроходила под непосредственным руководством Павла VI. На обсуждение быливынесены 3 проекта (схемы): о Церкви, о епископах и об экуменизме. Разногласиямежду прогрессистами и консерваторами были исключительно острыми, и к концуоктября Собор зашел в тупик. Проекты решений вновь вернули комиссии. Вполнеощутимым результатом сессии было почти единогласное принятие на последнемзаседании, 4 декабря 1963 г, переработанных регламентированных документов оБожественной Литургии (Sacrosanctum concilium), а также декрета о средствахмассовой информации (Inter mirifica), которые были затем провозглашены ПавломVI. Для осуществления зафиксированных в обоих документах решений папа создал вначале 1964 г. две соответствующие комиссии.
2.2       Конституция оБогослужении. Литургическая реформа.
Литургическая реформа1969 года, введшая новый чин Мессы (так называемая Месса Novus Ordo) была однимиз прямых следствий II Ватиканского Собора. Фактическим автором Новой Мессы былчеловек по имени Аннибале Буньини.
Сейчас многие католики(прежде всего, молодого поколения, конечно) и не знают никакой другой Мессы,кроме Novus Ordo. А меж тем, разница между Мессой Св. Пия V (другое названиеТридентской Мессы, по имени ее основного разработчика, Папы Св. Пия V) и МессойNovus Ordo – в некоторых аспектах огромна.
Самобогослужение было сокращено (современная месса длится около 40 минут, иногда именьше: в базилике св. Петра в Ватикане месса длится всего 17 минут), а именно.В частности, реже поминаются святые, многие из которых были попросту удалены изкатолических литургических календарей (среди них и некоторые святые ДревнейЦеркви) под тем предлогом, что их жития не могут рассматриваться какдостоверные (например, св. великомученик Георгий Победоносец, св.великомученицы Варвара и Екатерина и др.). Вечерня и утреня перед мессой неслужатся. Посты в современной Католической церкви практически упразднены:католикам теперь предписывается поститься лишь один день в году — в СтрастнуюПятницу, да и то не строго.
Священник вовремя совершения нового чина мессы стоит за выдвинутым престолом лицом к народупо образцу протестантских собраний: священник и миряне образуют как бы кругравноправных сослужителей литургии. В прежнем, традиционном чине латинскоймессы священник стоял спиной к народу, как посредник между Богом и верующими.Из многих католических храмов удалены старинные статуи и иконы.
Каксвидетельствуют сами католики, «II Ватиканский Собор положил началопрактическому иконоборчеству, распорядившись во внешне благопристойной форме(без теоретического иконоборчества) уменьшить количество священных изображенийв церквах (II Ватиканский Собор, Конституция о Богослужении «Sacrosanctumconcilium», nn. 124–125).
Еще одной особенностьюновой Мессы является то, что ее теперь служат на национальных языках, а не налатыни. Вроде бы это, можно было бы предположить, хотя бы, не так уж и плохо.Введением национальных языков было разрушено, таким образом, единство культа иего вневременной характер, теперь он стал привязанным ко времени и месту. Крометого, сейчас невозможно понять, правильно ли совершается Месса, те ли словаговорятся и т.д. Было время, когда католики были у себя дома везде. В какой быстране они ни пришли в католический храм, там совершалось одно и тоже таинство,безо всяких различий. Это давало чувство единства католического мира. Теперьэтого нет.
Богослужебныймодернизм привел к тому, что нередко мессы совершаются под гитару, врок-ритмах, при минимуме традиционных богослужебных облачений у духовенства.
2.3 Третья ичетвертая сессии Собора
Третья сессияСобора проходила между 14 сентября и 28 ноября 1964 г. Эту сессию можнорассматривать как поворотный момент Собора. Папа решительно вмешался в ходобсуждений, высказавшись против слишком рьяных реформистов. Он дал им понять,что предпосылкой дальнейшей дискуссии должно быть окончательное формулированиеи принятие догматической конституции о Церкви. В центре дискуссии стоял вопросо коллегиальном участии епископов в церковном управлении. (Число увидевших вэтом угрозу для папского примата и проголосовавших против превысило 300). Витоге на последнем общем заседании сессии, проходившем 21 ноября, была принятадогматическая конституция о Церкви Lumen gentium (Свет народам) — самыйзначительный документ Собора. Эта конституция вместо понятия «торжествующаяЦерковь» вводила понятие «Церковь в служении». Также вводился институтколлегиального участия епископов в управлении Церковью посредством активизацииепископского синода.
Третья сессияпроходила также под знаком экуменизма. 21 ноября Папа обнародовал декрет оВосточных Церквах (Orientalium Ecclesiarum) и декрет об экуменизме (Unitasredintegratio). Однако, несмотря на демонстрацию доброй воли к
сближению, Восточная иЗападная Церкви в догматическом отношении ни на шаг не приблизились друг к другу.
Четвертаясессия Собора была самой продуктивной. Во время ее открытия Папа объявил обобновлении постоянного епископского синода. На сессии обсуждались 11 проектовдокументов. Наибольшую дискуссию вызвали декларация о свободе вероисповедания,а также духовно-пастырская конституция о роли Церкви в современном мире (Gaudiamet spes).
28 октября1965 г. собор принял 3 декрета и 2 декларации: декрет о духовно-пастырскомпредназначении епископов (Christus Dominus), декрет об обновлении в современномдухе монашеской жизни (Perfectae caritatis), декрет о воспитании и духовномобразовании священников (Optatum totius), декларацию о христианском воспитании(Gravissimum educationis momentum) и декларацию об отношениях Церкви инехристианских религий (Nostra aetate).
2.4        Декларацияоб отношениях Церкви и нехристианских религий
ДекларацияNostra aetate явилась весьма важным документом не только для новогоистолкования экумнизма, но и для понимания отношений между КатолическойЦерковью и иудаизмом. Еще в сентябре 1960 г. Папа Иоанн XXIII поручил кардиналуБеа, председателю Секретариата христианского единства, представить проектдокумента об отношении Церкви к евреям. Многократно перерабатываемый текстрасширился затем также и за счет новой католической оценки мировых религий.Декларация исходила из того, что религиозность — единственный спутник человекаи каждая религия есть проявление этого. Поэтому и нехристианские религии такжесодержат ценные и достойные уважения со стороны христианина элементы.
В индуизме КатолическаяЦерковь ценит глубоко воздействующую медитацию и самодисциплинирующую формужизни; в буддизме — стремление к совершенству посредством просветления иозарения; в исламе — наличие многих элементов, присущих христианству. Отношениек иудаизму в декларации излагается наиболее подробно: в ней указывается, чтоЦерковь уходит корнями в Ветхий Завет, поэтому иудаизм и христианство связаныдуховной близостью. Христиане считают себя духовными наследниками избранногонарода — ведь их общим духовным сокровищем является Библия. Декларацияраскрывает учение Церкви о смерти Иисуса Христа, подчеркивая, чтоответственность за эту смерть не отягчает ни евреев того времени, ни ихпотомков. Декларация считает заслуживающими осуждения и сожаления преследованияевреев и все проявления антисемитизма. Памятуя об общем с евреями наследии,Церковь глубоко сожалеет о всей ненависти, преследованиях и многочисленныхпроявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и со стороны кого бы тони было обрушивались на евреев. В этом сожалении Церковь руководствуется неполитическим расчетом, а религиозной, евангельской любовью, поскольку онаосуждает любое преследование, против кого бы оно ни было направлено.
Ссылаясь наапостола Павла, декларация отвергает различия между людьми, посколькувселенское братство христианства исключает всякую дискриминацию: таким образом,никакого морального основания не могут иметь под собой такая теория илиполитика, которые делают различия между людьми и расами в отношении ихчеловеческого достоинства и вытекающих из него прав. Исходя из этого, Церковьсчитает чуждым духу Христа и строго осуждает любую дискриминацию илиоскорбления людей по расовому признаку, цвету кожи, общественному положению илирелигиозной принадлежности.
2.5Завершающая стадия работы Собора. Конституция об отношениях Церкви ссовременным миром
18 ноября1965 г. Собором были приняты догматическая конституция о БожественномОткровении (Dei verbum) и декрет об апостольстве мирян (Apostolicamactuositatem).
7 декабря1965 г. состоялось последнее заседание собора. На нем были приняты еще 4декрета: декрет о служении и личной жизни священнослужителей (Presbyterorumordinis), декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), декларация освободе вероисповедания (Dignitatis hunanae) и второй важнейший документ Собора- духовно-пастырская конституция об отношениях Церкви с современным миром — Gaudiam et spes.
Этаконституция, определяющая деятельность священнослужителей, явилась самымпространным, вызывающим множество споров и не раз полностью перерабатываемымдокументом Собора. Он содержит наибольшее количество новых идей, определяетместо, занимаемое Церковью в мире, ее отношение к обществу и государству, атакже задачи и призвание Церкви в современном мире. На его подготовку иредактирование большое влияние оказала энциклика Иоанна XXIII Pacem in Terris.Руководителем комиссии по разработке конституции был влиятельнейший член партииреформ кардинал Сюаненс. В работе над документом также принимал участие икардинал Кароль Войтыла — будущий папа Иоанн Павел II. Окончательная редакцияконституции выдержана в духе обновления всех сторон жизни Церкви — аджорнаменто.Ее исходным пунктом является идея об «автономии» земных дел, которая,в свою очередь, делает возможным для Церкви диалог с миром. Конституциярассматривает структуру общества, вопросы семьи и брака, анализирует отношенияЦеркви и современной культуры, вопросы экономической жизни. Созидательный трудона считает главным элементом самоосуществления человека.

ГЛАВА 3.РАСКОЛ КАК СЛЕДСТВИЕ РЕФОРМ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА
Именнолитургическое обновление, изменившее до неузнаваемости католическоебогослужение после 1969 года, вызвало в Римо-католической церкви раскол,связанный с именем французского архиепископа Марселя Лефевра. Традиционалистскинастроенное католическое духовенство во главе с архиепископом Лефевром неприняло «обновленческих» реформ II Ватиканского собора, порывавших сполуторатысячелетней традицией западного латинского богослужения. Лефевр активновыступал за сохранение традиционного учения и богослужения, за недопустимостьмодернизма, литургических реформ, в частности, переводов с латыни богослужебныхтекстов. Лефевр считал, что после допущения в литургическую практику разныхканонов мессы уже сама вариативность, анархическая возможность выбирать извсего множества этих текстов «то, что больше нравится», разрушает благоговейноеотношение к Богослужению как к установлению Божию. Невозможно глубоко изменять«закон молитвы», не реформируя вместе с тем «закон веры».
В 1970 годуархиепископ Лефевр основывает «братство Пия X» (папа Пий Х известен вкатолическом мире, в частности, своей энцикликой 1907 года против церковногомодернизма и обновленчества как философии, как стиля религиозной жизни, какбогословия, как критического направления в исследовании Библии и церковнойистории). Входившие в «братство Пия X» католические священники совершалибогослужения по древнему латинскому обряду, отвергая новые редакции мессы. В1974 году архиепископ Лефевр открыто осуждает неомодернистскую инеопротестантскую позицию Рима после II Ватиканского собора.
Ватикан незаставил себя ждать: в том же 1974 году «братство Пия X» распускается, а в 1976году папа Павел VI запрещает архиепископу Лефевру совершать рукоположения, затемследует запрещение в священнослужении. 2 июля 1988 года архиепископ МарсельЛефевр был отлучен от католической церкви. Характерно, что лефевристы, будучипоследовательными традиционалистами, кроме богослужебного модернизма IIВатиканского собора отвергли и экуменизм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итогерешения Собора были оформлены в 16 важнейших его документах: 4 конституциях(«О Божественной Литургии», «О Божественном Откровении»,«О Церкви», «О Церкви в современном мире»), 9 декретах(«О средствах социального общения», «Об экуменизме»,«О Восточных Католических Церквах», «О пастырском долгеепископов», «О приспособлении и обновлении монашеской жизни»,«Об апостольстве мирян», «О семинариях», «Омиссионерской деятельности церкви», «О служении и жизнисвященника») и 3 декларациях («Об отношении к нехристианскимрелигиям», «О христианском воспитании», «О религиознойсвободе»).
Наиболееважными из них являются четыре конституции. Догматическая конституция о церквиобсуждает природу церкви как «народа Божьего», управляемого епископами,сотрудниками папы – главного епископа. Догматическая конституция о божественномОткровении рассматривает источники Откровения – Писание и Предание. Вопросамлитургической практики посвящена конституция о богослужении. В пастырской конституциио церкви в современном мире говорится о социальных, культурных, политических иэкономических проблемах в контексте христианского учения.
Остальные 12 документов,декреты и декларации, обсуждают такие темы, как служение и жизнь священников,обновление монашеской жизни, повышение активности мирян, христианскоевоспитание, экуменизм, отношение к нехристианским религиям, нравственные задачисредств массовой информации и религиозная свобода в гражданском обществе.
8 декабря 1965 г. вбазалике Святого Петра состоялось торжественное закрытие II ВатиканскогоСобора, а 3 января 1966 г. Павел VI сформировал 6 постоянных, 5 специальных и 1координационную комиссию для истолкования и претворения в жизнь его решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Юрий Табак.Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения
2.        Е. Н. Цимбаева.Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма
3.        Документы ІІ Ватиканского Собора. — Москва: Паолине, 1998 г.
4.        Рашкова Р.Т.Ватикан и современная культура. — М., Изд-во политической литературы, 1989.
5.        Журавский А. Исламна II Ватиканском соборе // Религии мира: история и современность. 1985. М., 1986. С. 113-126.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.