Реферат по предмету "Религия и мифология"


Восточные христианские церкви

/>Донецкий институт здоровья, физического воспитания и спорта
Реферат
на тему:
«Восточныехристианские церкви»
Подготовила:
Притуляк Валерия
Донецк 2010

Введение
ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕЦЕРКВИ, христианскиецеркви, исторически возникшие в Восточной Европе, на Ближнем Востоке иСеверо-Восточной Африке и придерживающиеся древних традиций в своем вероучении,богослужении и церковной организации. Исторический путь Восточных церквейсущественно отличался от пути Римско-католической церкви и Протестантскихцерквей Запада. Они сохранили свою веру под игом турецкой Османской империи ивопреки антирелигиозной пропаганде коммунистических режимов. В 20 в. ониостаются живой и плодоносящей ветвью общехристианской традиции.
На востокеРимской империи христианство стало распространяться уже в 1 в. В начале 4 в.,при Константине Великом, гонения на христианскую церковь прекратились, ихристианство стало официальной религией Римского государства. Запад Римскойимперии был по преимуществу латиноязычным, между тем как на востоке преобладалгреческий язык (низшие классы Египта и Сирии говорили, соответственно, накоптском и сирийском языках). Эти языки с самого начала стали использоватьсядля проповеди христианства и за богослужением: христианская Библия очень рано былапереведена с греческого языка на латинский, коптский и сирийский.
Раннехристианскаяцерковь была организована как система отдельных и самостоятельных общин(церквей) с центрами в столицах стран и провинций и в крупных городах. Епископыкрупных городов осуществляли надзор за церквами в прилежащих к этим городамобластях. Уже к 5 в. сложилась система, в соответствии с которой епископы Рима,Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима, которых было принятоназывать папами, стали считаться главами церквей соответствующих регионов, наимператора же возлагалась обязанность защищать церковь и обеспечивать еедоктринальное единство.
Пятый век былотмечен началом бурных христологических споров, оказавших глубокое влияние нацерковь. Несториане учили, что в Христе соединились две личности – божественнаяи человеческая. Их непримиримые оппоненты, монофизиты, учили, что Христособладает только одной личностью и что в нем божественная и человеческая природынеразрывно слиты в единой богочеловеческой природе. Обе эти крайности былиосуждены официальной церковью как еретические, но многие люди в Египте и Сириис энтузиазмом восприняли эти доктрины. Коптское население и значительная частьсирийцев отдали предпочтение монофизитству, а другая часть сирийцев примкнула кнесторианству.
В конце 5 в.Западно-Римская империя распалась, и на ее территории образовался рядварварских королевств, но на Востоке продолжила свое существование Византийскаяимперия со столицей в Константинополе. Византийские императоры неоднократнопредпринимали гонения на монофизитов и несториан Египта и Сирии. И когда в 7 в.в эти страны вторглись мусульманские завоеватели, значительная часть населениявстретила их как освободителей. Тем временем разрыв между религиозной культуройлатинских и греческих христиан все более углублялся. Так, западное духовенствостало рассматривать церковь как социальную институцию, полностью независимую отгосударства, в результате чего со временем папы Римские приняли на себя рядполномочий прежних имперских властей, на Востоке же – невзирая на то, чтоКонстантинопольские патриархи носили титул «вселенских патриархов», – важностьроли византийского императора как видимого главы церкви постоянно возрастала.Константина Великого, первого христианского императора, называли«равноапостольным». Раскол между Западной (Католической) и Восточной(Православной) церковью обычно датируют 1054, однако в действительности имелместо постепенный и длительный процесс разделения, в большей степениобусловленный расхождениями в обычаях и мнениях, чем догматическимиразногласиями. Действительно важным событием, ставшим причиной непреодолимогоотчуждения, можно считать захват Константинополя крестоносцами (1204), врезультате чего греческие христиане на много веков потеряли доверие к Западу.
/>

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Слово«православие» (греч. orthodoxia) означает «правильную веру». Свою веру церковьосновывает на Св. Писании, на учении древних отцов церкви – Василия Великого(ум. ок. 379), Григория Назианзина (ум. ок. 390), Иоанна Златоуста (ум. 407) идругих, а также на церковном Предании, сохраняемом прежде всего в литургическойтрадиции. Строгие догматические формулировки этого вероучения были выработанывселенскими соборами, из которых Православная церковь признает семь первых. IНикейский собор (325), осудив арианство, провозгласил божественность ИисусаХриста. I Константинопольский собор (381) признал божественность Святого Духа,завершающего триединство Св. Троицы. Эфесский собор (431) осудил несториан, признавипостасное единство Христа. Халкидонский собор (451), в противовес монофизитам,признал различение во Христе двух природ – божественной и человеческой. IIКонстантинопольский собор (553) подтвердил осуждение несторианства. IIIКонстантинопольский собор (680–681) принял учение о двух волях, божественной ичеловеческой, во Христе, осудив учение монофелитов, которые – опираясь наподдержку имперских властей – пытались найти компромисс между ортодоксией имонофизитством. Наконец, II Никейский собор (787) признал каноничностьиконопочитания и осудил иконоборцев, которые пользовались поддержкойвизантийских императоров. Наиболее авторитетным сводом ортодоксальноговероучения считается Точное изложение православной веры Иоанна Дамаскина.
Самымсущественным доктринальным расхождением между Православной церковью илатинскими католиками явились разногласия по поводу проблемы т.н. филиокве. Вдревнем символе веры, принятом на I Никейском соборе и дополненном на IКонстантинопольском соборе, сказано, что Святой Дух исходит от Бога Отца.Однако сначала в Испании, затем в Галлии, а позднее и в Италии в латинскомсимволе веры к соответствующему стиху стали добавлять слово filioque,означающее «и от Сына». Западные теологи рассматривали это добавление не какновшество, а как разъяснение, имеющее антиарианскую направленность, однакоправославные богословы были возмущены. Некоторые из них полагали, что Св. Духисходит от Отца через Сына, но, хотя это утверждение можно было истолковывать втом же смысле, что и католическое прибавление филиокве, все без исключенияправославные богословы считали недопустимым включение в символ веры слова,которое не было санкционировано вселенским собором. Фотий (ум. 826) и МихаилКеруларий, два патриарха Константинопольских, сыгравших важнейшую роль вгреко-латинских церковных спорах, говорили о филиокве как о глубочайшемзаблуждении Запада.
ХотяПравославная церковь отличалась крайним консерватизмом в вопросах догматическойчистоты, особенно тех, которые касались божественной Троицы и ХристоваВоплощения, – поле деятельности для работы богословской мысли оставалось ещеочень широким. Максим Исповедник (ум. 662), Феодор Студит (ум. 826), СимеонНовый Богослов (ум. 1033) и Григорий Палама (ум. 1359) внесли огромный вклад вразвитие христианской теологии, особенно в области монашеской духовности.
Монашествупринадлежала исключительно важная роль в жизни Православной церкви. Монашествоможно определить как уход от мира ради молитвенной жизни либо в отшельничестве,либо в общежитии с другими монахами. Монахи не вступают в брак, не владеютличной собственностью и чаще всего накладывают на себя суровые ограничения впище и сне. Первые христианские монахи появились в египетской пустыне на рубеже3 и 4 вв. Определенную роль в зарождении монашеского движения могло сыгратьжелание укрыться от гонений и, возможно, подражание нехристианским (вчастности, буддистским) образцам, но с самого начала стержнем христианскогомонашества было стремление к единению с Богом через отказ от всех другихобъектов желания. Василий Великий в 4 в. составил монашеский устав, который – снебольшими видоизменениями – до сих пор регулирует жизнь православногомонашества. Монашеское движение очень быстро захватило Сирию, Малую Азию иГрецию. Престиж монашества особенно укрепился во время иконоборческих споров 8и 9 вв., когда монахи решительно сопротивлялись попыткам византийскихимператоров изъять из церквей иконы и священные изображения, а многие монахиподвергались преследованиям и принимали мученическую смерть за православнуюверу. В Средние века крупными монашескими центрами были гора Олимп в Вифинии иКонстантинополь, однако главным центром православного монашества был и остаетсяпо сей день Афон в северной Греции – гористый полуостров, на котором начиная с10 в. возникли десятки монастырей.
Первымвеликим теоретиком монашеской духовности был Евагрий Понтийский (ум. 399),полагавший, что человеческая душа соединилась с плотью в результатегрехопадения и что именно плоть явилась причиной страстей, отвлекающих человекаот Бога. Поэтому основной целью монашеской жизни он считал достижение состояниябесстрастия (apatheia), посредством которого достигается знание Бога. IIКонстантинопольский собор осудил оригенистское учение о том, что плоть чуждаподлинной человеческой природе. Последующие теоретики монашества – в частности,Максим Исповедник, – пытались очистить учение Евагрия от неортодоксальныхэлементов, утверждая, что весь человек (а не только его душа) освящается,воспитывая в себе любовь к Богу и к ближнему. Тем не менее православнаяаскетика оставалась по преимуществу созерцательной. В 14 в. – главным образомпод влиянием учения Григория Паламы – среди православных монахов утверждаетсяисихазм, включающий в себя прежде всего особую технику молитвы, котораяподразумевала контроль над дыханием и длительное мысленное сосредоточение накраткой молитве, обращенной к Иисусу Христу (т.н. Иисусова молитва). Согласноучению исихастов, такого рода «умная» молитва позволяет обрести душевный мир, апозднее приводит к экстатическому созерцанию того божественного света, которыйокружал Христа в момент его преображения (Мф 17:1-8).
Исихазм, каки монашеская духовность в целом, могли вызывать восхищение, но едва ли моглипревратиться в обычную практику для простых людей, живущих в мире труда иплотской любви и связанных семейными узами. Однако церковь не пренебрегала ихдуховной жизнью, поскольку для мирян, как и для монашества, центромправославной религиозной практики была литургия и христианские таинства.Большинство православных богословов признает семь таинств: крещение,миропомазание, евхаристию, священство, брак, покаяние и елеосвящение. Посколькучисло таинств формально не было определено вселенскими соборами, к семиперечисленным таинствам иногда прибавляют еще и таинство монашескогопострижения. Сакраментальная (относящаяся к таинствам) практика Православнойцеркви во многих деталях отлична от западной. Крещение здесь осуществляетсячерез троекратное погружение, и, как правило, за ним сразу же следуетмиропомазание, так что Таинство миропомазания в православии совершается чащевсего над младенцами, а не над детьми, достигшими отрочества, как у католиков.В таинстве покаяния большее значение придается сокрушению о грехах и духовномунаставлению со стороны исповедника, а не получению формального отпущениягрехов. Второй брак людей овдовевших или разведенных в православии допускается,третий осуждается, а четвертый запрещается. Церковная иерархия включает в себяепископов, священников и диаконов. Православное духовенство может быть неженатым,однако в священнический и диаконский сан могут посвящать и женатых мужчин (чтостановится обязательным требованием, если они не имеют монашеского сана),поэтому большинство приходских священников обычно женаты (хотя повторный брак вслучае вдовства им не дозволяется). Епископы обязательно должны бытьбезбрачными, поэтому их избирают обычно из числа монахов. Православная церковьособенно решительно выступает против идеи рукоположения женщин.
Важнейшим извсех христианских таинств в православии считается таинство евхаристии, иевхаристическая литургия является центром православного богослужения. Литургиясовершается в церкви, которая разделена на три части: притвор, среднюю часть иалтарь. Алтарь отделен от остальной части церкви иконостасом – преградой, накоторой помещены иконы (в православии не используются скульптурные изображения)Христа, Богородицы, святых и ангелов. В иконостасе имеются трое врат,соединяющих алтарь со средней частью церкви. Литургия начинается с проскомидии,приготовления к таинству, во время которой священник особым ножом («копием»)вынимает частицы из просфор (выпеченных из квасного теста) и наливает в чашукрасное виноградное вино с водой. Затем совершается литургия оглашенных, вкоторую входят молитвы святым, чья память празднуется в этот день, пение Трисвятойпесни («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас») и чтениеАпостола и Евангелия (т.е. назначенных на этот день текстов из апостольскихпосланий и евангелий). После этого оглашенным (катехуменам, т.е. людям,готовящимся к крещению) в древности предписывалось покинуть церковь. Затемначинается литургия верных. Святые Дары – хлеб и вино – священнослужителипроносят перед прихожанами и уносят в алтарь, где помещают их на престол.Священник вспоминает в молитве Тайную вечерю, во время которой Иисус Христоспретворил хлеб и вино в свое Тело и Кровь. После этого совершается эпиклесис, вкотором священник молитвенно просит Духа Святого сойти на Дары и пресуществитьих. Затем все поют молитву «Отче наш». Наконец, совершается причащение верующихчастицами пресуществленного хлеба, погруженными в чашу с пресуществленнымвином, с помощью ложечки («лжицы»). Важнейшим в литургии является сам этот актприобщения Тела и Крови Христовых и единения со Христом.
Конечной цельюдуховной жизни в православии считается приобщение к жизни Бога. Уже в НовомЗавете сказано, что цель христианина состоит в том, чтобы сделаться«причастниками Божеского естества» (2 Петр 1:4). Св. Афанасий Александрийский(ум. 373) учил, что «Бог сделался человеком, чтобы человек мог сделатьсяБогом». Поэтому понятие обожения (греч. theosis) занимает центральное место вправославной традиции. На Западе Августин (ум. 430) разрабатывал учение опервородном грехе, согласно которому человеческая воля оказалась существеннымобразом повреждена в результате грехопадения Адама, и потому только жертвеннаясмерть Христа позволяет человеку избежать ада. Это учение остается основойкатолического и в еще большей степени – протестантского представления о миссииХриста и об искуплении грешников. Однако восточная традиция не выработалааналогичного учения. В православии Вочеловечение Христа рассматривается скореекак космическое событие: воплотившись, Бог приобщает к себе всю материальнуюреальность, а вочеловечившись – открывает всем людям возможность статьучастниками его собственного, божественного существования. Верующий сможетнасладиться всей полнотой божественной жизни только после смерти, на небесах,однако началом этой жизни является принятие крещения, а затем онаподдерживается приобщением Св. Даров в таинстве евхаристии. Николай Кавасила(ум. 1395) писал, что Христос приобщил нас к небесной жизни, наклонив для наснебо и приблизив его к земле. Монахи наиболее серьезно относятся к своемусовершенствованию в этой небесной жизни, однако все православные христианепризываются – через таинства и литургию – к участию в этой жизни.
Западныеоппоненты нередко обвиняли Православную церковь в недостаточном внимании кделам мира сего – даже тем, которые прямо касаются религии. В частности, онизаявляли, что Православная церковь не интересуется миссионерской деятельностью.Однако это не соответствует истине. После завоевания Константинополя турками в1453 и последовавшего за ним падения Византийской империи Греческая церковь,естественно, была озабочена главным образом тем, чтобы выжить в условияхмусульманского владычества. Однако до этого она весьма активно занималасьхристианизацией кавказских народов, в частности грузин. Кроме того, ейпринадлежала главная роль в христианизации славян. Святые Кирилл (ум. 869) иМефодий (ум. 885) занимались миссионерской деятельностью среди славянБалканского полуострова, а позднее – в Моравии. Русь была обращена вхристианство в правление киевского князя Владимира (980–1015). В результате этоймиссионерской деятельности в Православной церкви представители славянскихнародов в настоящее время численно преобладают над греками. Русскаяправославная церковь, избежавшая турецкого владычества, в свою очередьдеятельно занялась миссионерской работой. Так, Стефан Пермский (ум. 1396)обратил в христианство народ коми, а затем последовала работа и среди другихнародов севера Европы и Азии. Миссии Русской православной церкви были созданы вКитае в 17 15, в Японии – в 1861. Пока Аляска принадлежала России, миссионерыработали также и в русской Америке.
Православнаяцерковь всегда уделяла большое внимание своим отношениям с другимихристианскими церквами. В 1274, а затем в 1439 церковь Византийской империиформально объединялась с Западной церковью под властью папы. Обе унии,порожденные политическими соображениями, и встреченные враждебно православнымнаселением, не имели успеха. В 16 в. начались контакты с протестантскимитеологами в Западной Европе, и патриарх Кирилл Лукарий (ум. 1638) предпринялнеудавшуюся попытку придать православному богословию кальвинистскую окраску. В19 в. поддерживались контакты со старокатоликами. В 20 в. Православная церковьзанимает активную позицию во Всемирном совете церквей. Решительным шагом впередв развитии отношений с римскими католиками явилась встреча патриархаКонстантинопольского Афинагора I с папой Павлом VI, состоявшаяся в Иерусалиме в1964. В следующем году они обнародовали совместную декларацию, в которой быливыражены сожаление по поводу отчуждения между двумя церквами и надежда на то,что различия между ними можно преодолеть очищением сердец, осознаниемисторических ошибок и твердой решимостью прийти к общему пониманию иисповеданию апостольской веры.
Православнаяцерковь объединяет сегодня четыре древних патриархата (Константинопольский,Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский) и еще одиннадцатьсамостоятельных (автокефальных) церквей. Верховное положение среди главправославных церквей по традиции занимает патриарх Константинопольский, однакоон не является единоличным главою всей Православной церкви. Православные церквиобъединяет общая вера и общая богослужебная практика, но все они самостоятельноуправляют своими делами. Ниже перечисляются Православные церкви, которыесуществуют на сегодняшний день.
/>Константинопольский патриархат. После завоевания туркамиКонстантинополя (1453) православная иерархия прежней Византийской империипретерпела многие тяготы. Тем не менее патриархи Константинопольские продолжалиоставаться во главе Православной церкви в Османской империи, и лишь когдаГреция, Сербия, Румыния и Болгария освободились от турецкого ига, ихрелигиозные связи с Константинопольским патриархатом ослабли. Константинополь(современный Стамбул, Турция) продолжает оставаться главной епископскойкафедрой православного мира, и занимающий эту кафедру епископ носит титул«вселенского патриарха», однако под его юрисдикцией состоит, в основном, лишьсильно уменьшившееся в своей численности православное население Турции. Чтокасается греческих территорий, то Константинополю подчиняются самостоятельныеКритская церковь (остров Крит) и Додеканесская церковь (острова Южные Спорады).Кроме того, в непосредственное подчинение патриарха Константинопольского входятмонастыри горы Афон – самоуправляемой территории в составе Греции. Патриархтакже осуществляет надзор за греческими церквами за рубежом, крупнейшей изкоторых является Греческая православная церковь Северной и Южной Америки, срезиденцией своего главы в Нью-Йорке. Небольшие автономные православные церквиФинляндии и Японии также входят в юрисдикцию Константинополя.
/>Александрийский патриархат. Древняя Александрийская епископская кафедраосуществляет руководство духовной жизнью небольшой греческой общины в Египте.Однако в 20 в. к Александрийской церкви присоединились многие новообращенные встранах экваториальной Африки – в Кении, Уганде, Танзании и др. В 1990 подюрисдикцией Александрийского патриарха находилось ок. 300 000 верующих.
/>Антиохийский патриархат. Под юрисдикцией патриарха Антиохийского, резиденция которогонаходится в Дамаске (Сирия), в 1990 находилось ок. 400 000 православныхверующих, приблизительно половину из которых составляли арабоязычные сирийцы, адругую половину – представители сирийской диаспоры в Америке.
/>Иерусалимский патриархат. В 1990 паству патриарха Иерусалимского составляло ок. 100 000христиан-арабов Иордании, Израиля и оккупированных Израилем территорий.
/>Русская православная церковь. Христианство было принято на Руси в конце 10 в.Первоначально во главе церкви стояли митрополиты Киевские, и главным центроммонашества была Киево-Печерская лавра. Однако в 14 и 15 вв. центр политическойжизни сместился к северу. В 1448 возникла самостоятельная Московскаямитрополия, а Киев сохранил под своей юрисдикцией только территории современнойУкраины и Белоруссии. Свято-Троицкая Сергиева лавра (Сергиев Посад), основаннаяСергием Радонежским (ум. 1392), стала одним из главных центров русской духовнойкультуры.
Русскиецерковные деятели осознавали особую роль своего народа как самогомногочисленного из всех православных народов. Возникла теория Москвы как«Третьего Рима»: согласно этой теории, сам Рим под властью пап отпал отправославия, Константинополь – «второй Рим» – пал под натиском турок, так чтовеликим центром всего православного мира стала Москва. В 1589 был учрежденМосковский патриархат – первый новый патриархат с эпохи древней церкви.
Тем временемУкраина вошла в состав Речи Посполитой, и Киевский митрополит стал подчинятьсяне Москве, а Константинополю. В 1596 была заключена Брестская уния, врезультате которой многие украинцы стали католиками. Православные украинцывозвратились под юрисдикцию Москвы в 17 и 18 вв., после воссоединения Украины сРоссией.
Послепроизведенной патриархом Никоном в 1653 церковной реформы, призванной привестирусскую богослужебную практику в соответствие с греческой, от РусскойПравославной церкви откололись противники этих реформ, которых стали называтьстарообрядцами, или раскольниками. Старообрядцы подразделялись на поповцев(имевших священников), беспоповцев (не имевших священников) и беглопоповцев(которые сами не рукополагали священников, но принимали священников, уже рукоположенныхв Православной церкви и пожелавших присоединиться к старообрядцам).
Со временемрусские цари стали играть в Русской православной церкви ту же роль, какуюпрежде играли византийские императоры. В 1721 Петр Великий упразднилпатриаршество, чтобы добиться более тесного взаимодействия церкви с новойадминистративной системой. В 18 и 19 вв. царский режим принуждал украинскихкатоликов на территории Российской империи войти в Православную церковь. Крометого, русские цари объявили себя защитниками всех православных за пределамиРоссии, миллионы которых являлись подданными Османской империи.
Несмотря нажесткий контроль со стороны государства, Русская православная церковьпродолжала жить напряженной духовной жизнью. Серафим Саровский (ум. 1833)явился вдохновителем великого духовного возрождения в России 19 в. ИоаннКроштадтский (ум. 1909) прилагал значительные усилия для приобщения к церковнымтаинствам и богослужениям беднейших слоев населения. В 19 в. православиепривлекало многих представителей русской интеллигенции.
В 1917, послепадения царской власти, в России было восстановлено патриаршество и избранновый патриарх Московский и всея Руси. Советское правительство наложилоограничения на деятельность церкви, арестовывало и казнило духовенство и развернуломасштабную атеистическую пропаганду. Тысячи церквей и монастырей были закрыты,многие разрушены, а некоторые превращены в музеи. Падение царизма побудилоукраинцев предпринять попытку создать поместную автокефальную церковь, носоветские власти пресекли эту попытку.
В периодВторой мировой войны государство изменило свое отношение к церкви. Православиетрадиционно ассоциировалось в России с патриотической идеологией, аправительство Сталина готово было воспользоваться любыми средствами, чтобыподнять народ на защиту «Святой Руси» против гитлеровских захватчиков.Положение церкви в послевоенные годы вновь стало достаточно сложным.
Церковьзаняла более прочную позицию при М.С. Горбачеве в конце 1980-х годов. Падениесоветского режима в 1991 открыло перед ней новые возможности для роста иразвития, однако поставило и перед лицом новых проблем, связанных с угрозойусвоения Россией новых для нее ценностей западного потребительского общества.Кроме того, отказ от характерных для советских властей методов полицейскогоподавления любого рода проявлений националистического духа привел кпротивостоянию с Русской православной церковью в независимой Украине. Униаты(католики восточного обряда) западной Украины, насильственно присоединенные кПравославной церкви лишь в 1946, вновь получили независимость в 1990, образовавУкраинскую греко-католическую церковь; им была возвращена часть церковногоимущества и зданий. В 1998 на территории Украины действовали приходы Украинскойправославной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинской автокефальнойправославной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Московскогопатриархата (УПЦ МП). Между УПЦ КП и УАПЦ ведутся переговоры об объединении собразованием Украинской поместной православной церкви с патриаршим управлением.
Русскаяправославная церковь (РПЦ) во главе с патриархом Московским и всея Руси (с 1990Алексий II) объединяет в своем лоне значительную часть населения бывшегоСоветского Союза. Точное число православных верующих назвать невозможно(вероятно, 80–90 млн.). В 1999 в РПЦ имелось 128 епархий (в 1989 – 67), более19 000 приходов (в 1988 – 6893), 480 монастырей (в 1980 – 18).Старообрядцы-поповцы, возглавляемые архиепископом Московским, насчитываютприблизительно 1 млн. человек. Беспоповцы, входящие во множествосамостоятельных общин, также насчитывают ок. 1 млн. А к числустарообрядцев-беглопоповцев принадлежит ок. 200 000 верующих. СотрудничествоМосковского патриархата с советскими властями привело к отделению от нееправого крыла церкви, образовавшего Русскую православную церковь за рубежом(Русскую зарубежную церковь); в 1990 эта церковь насчитывала ок. 100 000членов. Около 250 000 украинцев, проживающих за рубежом, преимущественно вКанаде и в США, объединены в несколько украинских церквей.
/>Румынская православная церковь. Румыны – единственный из романскихнародов, который исповедует православие. Румынская церковь получила статусавтокефальной в 1885, а с 1925 ее возглавляет патриарх Бухарестский. В 1990 онанасчитывала ок. 19 млн. членов.
/>Православная церковь Греции. Пока Греция оставалась под властью турок, онанаходилась под юрисдикцией патриарха Константинопольского. В 1821 Греция обреланезависимость, а двумя годами позже церковь Греции провозгласила себяавтокефальной. Эта церковь объединяет все православное население Греции, заисключением жителей Крита и Южных Спорад. Ее предстоятелем является архиепископАфинский, который возглавляет постоянный Синод. В 1990 она насчитывала ок. 9мли. членов.
В 1924Греческая православная церковь перешла на григорианский календарь. В 1935 триконсервативных греческих епископа образовали Православную церковь старогостиля, которая совершала литургические праздники в соответствии с юлианскимкалендарем. В 1990 эта церковь насчитывала ок. 200 000 членов в Греции и,вероятно, еще ок. 100 000 – в других странах.
/>Сербская православная церковь. Начиная с 1922 эту церковь возглавляет патриарх,патриаршая кафедра которого находится в Белграде. В 1990 в эту церковь входилоок. 9 млн. верующих. В 1967 от нее отделилась Македонская православная церковьво главе с архиепископом Охридским, но она не получила автокефалии. В 1990 внее входило ок. 1 млн. верующих.
/>Болгарская православная церковь. Болгарская церковь провозгласила себяавтокефальной в 1870, однако ее автокефалия была признана только в 1945. Еевозглавляет патриарх Софийский. В 1990 она насчитывала ок. 8 млн. членов.
/>Грузинская православная церковь. Древняя церковь Грузии вошла в составРусской православной церкви в 1811, однако в 1917 ее автокефалия былавосстановлена. Ее возглавляет католикос-патриарх, престол которого находится вТбилиси, и в 1990 она насчитывала приблизительно 2 млн. верующих.
/>Польская православная церковь. Москва даровала автокефалию Православной церкви Польшив 1948. Во главе церкви стоит митрополит Варшавский. В 1990 она насчитывалаприблизительно 900 000 верующих, в основном потомков этнических украинцев ибелорусов.
/>Албанская православная церковь. В 1990 в Албании насчитывалосьпредположительно ок. 700 000 православных верующих, однако о положении здешнейцеркви известно мало. С 1967 по 1990 религиозная практика здесь находилась подполным запретом. Задача восстановления Православной церкви в этой страневозложена на экзарха Тиранского.
/>Православная церковь Кипра. Древнюю греческую церковь острова Кипр возглавляетархиепископ Кипрский, резиденция которого находится в Никосии. АрхиепископМакариос III (1913–1977) возглавил борьбу кипрского народа за независимость отВеликобритании и в 1960 стал первым президентом Кипра. В 1990 Кипрская церковьнасчитывала ок. 600 000 членов.
/>Православная церковь Чехии и Словакии. Эта малочисленная церковь,возглавляемая митрополитом Пражским, насчитывала в 1991 ок. 150 000 членов вЧехии и ок. 54 000 членов в Словакии.
/>Православная церковь в Америке. Хотя греки и представители другихправославных этнических групп в Северной Америке сохраняют связи с церковнымииерархиями в восточноевропейских и ближневосточных странах, русскаяправославная миссия, созданная в Америке еще в 19 в., в 1970 получила отМосковского патриархата автокефалию и стала называться Православной церковью вАмерике. В 1990 она насчитывала ок. 1 миллиона членов.
/>САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ
Существуетшесть древних церквей, которые не принадлежат ни к Православной, ни кРимско-католической церкви. Они подразделяются на две группы, названия которыхвосходят к христологическим спорам 5 в.: Несторианская церковь и группамонофизитских (или нехалкидонских) церквей (Коптская, Эфиопская, Сирийская(яковитская), Малабарская (яковитская) и Армянская церкви). Эти обозначенияносят преимущественно исторический характер. В действительности приверженностьмонофизитской или несторианской доктрине на практике нередко играла гораздоменьшую роль в обособлении этих церквей, нежели географические, этнические ицерковно-политические причины. На состоявшейся в 1964 в Орхусе (Дания) встречепредставителей православных и нехалкидонских церквей было достигнуто согласиепо целому ряду христологических вопросов, разделявших эти церкви на протяжениипятнадцати столетий.
/>Несторианская, или Сиро-халдейская церковь. Христианство проникло в Месопотамию идругие области региона очень рано. К началу 4 в. во главе христиан этогорегиона стоял католикос Селевкии-Ктесифона. После признания христианства в 4 в.государственной религией Римской империи иранские власти стали с подозрениемотноситься к местным христианам, а это, по-видимому, побуждало последних ктому, чтобы подчеркивать свою религиозную обособленность. В 424 собор местныхепископов провозгласил независимость католикоса от церкви Римской империи.Осужденное Эфесским собором (431) христологическое учение Нестория получилораспространение на Востоке, и в 486 Месопотамский собор одобрил несторианскую догматическуюформулировку. Начиная с 6 и 7 вв. несторианские миссионеры несли христианскоевероучение в Центральную Азию, Индию и Китай. В 7 в. Иран был завоеванмусульманами, но завоеватели терпимо относились к несторианам, и последнимпринадлежала значительная роль в осуществлении переводов греческих философскихи естественнонаучных сочинений на сирийский и арабский языки. Несторианепользовались большим влиянием у монголов, под властью которых в 13 в.находилась большая часть Азии, однако в конце 14 в. Несторианская церковь былапочти полностью уничтожена в результате гонений Тамерлана.
В 16 в. вНесторианской церкви произошел раскол: некоторые ее члены присоединились кРимско-католической церкви в качестве католиков халдейского обряда. Вскорепосле этого большинство несториан Индии стало либо католиками малабарскогообряда, либо яковитами. К 18 в. остатки несториан жили в горах Курдистана вкачестве национального меньшинства, говорящего на одном из арамейскихдиалектов. В 19 в. они стали называть себя ассирийцами, или айсорами. В периодПервой мировой войны многие ассирийцы были вырезаны, а из уцелевших многиебежали из Курдистана. В 1933 патриарх-католикос Мар-Шимун XXI, после егопопытки создать независимое ассирийское государство, был выслан из Ирака и поселилсяв США. Его преемник, Мар-Динха IV, был избран в 1976 и возвратился на БлижнийВосток. К 1990 насчитывалось ок. 500 000 несториан, проживавших преимущественнона территории Ирака, Ирана и США.
/>Коптская церковь. Египет был одним из главных центров древнего христианства.Христианское монашеское движение возникло в египетских пустынях под влияниемАнтония Великого (ум. 356). Египетские миссионеры обращали в христианствожителей Эфиопии и Нубии. После осуждения монофизитства на Халкидонском соборе(451) эллинизированное население крупных египетских городов в основномподдержало имперские власти и православие, а сельские жители, говорившие накоптском языке, в основном были настроены против официальных властей и отдавалипредпочтение монофизитству. Политические и религиозные споры между двумячастями расколовшейся христианской общины продолжались до 641, когда в Египетвторглись мусульманские армии. Многие копты предпочли оказаться под властьюарабского халифата, а не Византийской империи. В последующие века многиекоптские христиане приняли ислам, однако Коптская церковь продолжаласуществовать. В 1990 она насчитывала ок. 10 млн. членов, преимущественно – вЕгипте. Во главе Коптской церкви стоит коптский патриарх с титулом папы Александрии,Пентаполиса и Эфиопии, резиденция которого находится в Каире. Между египетскимправительством и коптским меньшинством нередко возникали напряженные отношения,и с 1981 по 1985 папа Шенуте III по распоряжению властей находился в ссылке водном из монастырей в пустыне.
/>Эфиопская церковь. Прибывший из Александрии Фрументий, первый епископ эфиопов,был посвящен в епископский сан около 347. В последующие века Св. Писание исочинения позднейших христианских авторов были переведены на геэз –классический язык эфиопов. Возникшая Эфиопская церковь, в которой важную рольиграло монашество, сохраняла тесные связи с Александрией: на протяжении болеепятнадцати веков во главе ее стоял абуна – коптский епископ, присылаемый изАлександрии, хотя делами церкви управлял представитель эфиопского духовенства.Эфиопский абуна впервые был поставлен только в 1951. Специфика Эфиопской церквисостоит в том, что она помимо канонических книг Св. Писания использует такиеапокрифические книги, как Книга Еноха и Книга Юбилеев, и сохраняет многорелигиозных обычаев, характерных для иудаизма: это касается обрезания,употребления пищи и соблюдения субботы в субботний (как и в воскресный) день.Тринитарные и христологические споры, волновавшие христианскую церковьдревности, не утихали здесь вплоть до современной эпохи. В 1990 Эфиопскаяцерковь насчитывала ок. 20 млн. членов. Резиденция ее главы, абуны, находится вАддис-Абебе.
/>Сирийская православная (яковитская) церковь. Религиозная жизнь в Сирии в 5–6 вв.претерпела почти ту же эволюцию, что и в Египте. Большинство местногосирийскоязычного населения приняло учение монофизитов, что в значительнойстепени было обусловлено неприязнью к эллинизированным землевладельцам ижителям городов, а также к греческому императору в Константинополе. Хотянаиболее выдающимся сирийским монофизитским богословом был Север Антиохийский(ум. 538), Яков Барадай (500–578) сыграл настолько важную роль в строительствемонофизитской церкви Сирии, что ее стали называть яковитской. Первоначальнонаселение Сирии составляли по преимуществу христиане, однако позднеебольшинство населения приняло ислам. В 1990 Сирийская яковитская церковьнасчитывала ок. 250 000 членов, живших в основном в Сирии и Ираке. Во главе еестоит яковитский патриарх Антиохийский, резиденция которого находится в Дамаске(Сирия).
/>Малабарская яковитская, или Маланкарская сирийскаяправославная (яковитская) церковь. По преданию, христианство в Индию принес апостол Фома. К 6 в.в юго-западной Индии уже существовали несторианские общины. По мере того какНесторианская церковь приходила в упадок, эти христиане приобретали все большуюсамостоятельность. В 16 в. под влиянием португальских миссионеров некоторые изних стали католиками. Однако попытки приобщить индийских христиан к западнойрелигиозной практике у многих вызывали протест, и в 17 в. те из верующих, ктоне пожелал присоединиться к Римско-католической церкви, стали яковитами. Воглаве Малабарской яковитской церкви стоит католикос Востока с резиденцией вКоттаяме, и в 1990 она насчитывала ок. 1,7 млн. членов. Малабарская сирийскаяцерковь св. Фомы, отделившаяся от Яковитской церкви под влиянием англиканскихмиссионеров в первой половине 19 в., насчитывала в 1990 ок. 700 000 членов.
/>Армянская апостольская церковь. В 314 Армения стала первой страной,провозгласившей христианство государственной религией. После осуждениямонофизитства в 451 христологические споры в Армении не затихали, и в 506Армянская церковь официально заняла антихалкидонскую позицию. В 12 в. НерсесБлагодатный заявил, что христологическое учение Армянской церкви отнюдь непротиворечит учению Халкидонского собора; действительно, армяне были приверженымонофизитской доктрине в значительно меньшей степени, нежели, к примеру,эфиопские христиане. Армянская церковь уцелела несмотря на жестокую резню,учиненную турками во время Первой мировой войны, и атеизм советского период. В1990 Армянская церковь насчитывала ок. 4 млн. членов в самой Армении и во всеммире. Во главе церкви стоит патриарх-католикос.
/>
ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕЦЕРКВИ
Римско-католическаяцерковь включает в себя 22 «обряда», образующие шесть групп. Это латинскийобряд, к которому принадлежит 90% католиков во всем мире, византийские обряды,александрийские обряды, антиохийские обряды, восточно-сирийские обряды иармянский обряд. Верующие всех католических обрядов придерживаются единоговероучения и признают власть папы, однако в каждом обряде сохраняются своисобственные литургические традиции, церковная организация и духовность, восновном совпадающие с теми, которые характерны для соответствующихнекатолических церквей. Так, например, у католиков восточных обрядовсохраняется институт женатого священства, поскольку целибатное священствоявляется характерной особенностью церковной дисциплины католиков латинскогообряда, а не предметом католического вероучения. Католиков восточных обрядовчасто называют униатами, однако это название считается оскорбительным. Католикивосточных обрядов пользуются значительной свободой в управлении своими делами,поскольку некоторые свои полномочия по отношению к Латинской церкви папаРимский осуществляет как патриарх Запада, а не как папа.
/>Византийские обряды. Католики византийских обрядов живут на Ближнем Востоке и встранах Восточной Европы, а также в эмигрантских общинах по всему миру.Мельхитский обряд возник в 1724, после спорного избрания патриархаАнтиохийского. Начиная с этого времени часть мельхитов придерживаетсяправославия, а другая их часть присоединилась к Римско-католической церкви.Само слово «мельхиты» (или «мелькиты») означает «роялисты» и использовалось дляобозначения церквей, которые исповедовали ту же веру, что и византийскиеправители, – в отличие, например, от коптов и яковитов. Мельхитскую церковьвозглавляет патриарх Антиохийский, который проживает в Дамаске, и в 1990 к этойцеркви принадлежало ок. 1 млн. верующих.
В результатеБрестской унии 1596 к Римско-католической церкви присоединилось многоукраинцев. Те из них, которые проживали на территориях, вошедших в составРоссийской империи в 18 в., под давлением царских властей были возвращены вправославие, однако украинцы, проживавшие на территории Австрийской империи (вГалиции), стали католиками украинского обряда, а проживавшие в Венгерскомкоролевстве – католиками русинского обряда. Позднее Галиция перешла под властьПольши, где накануне Второй мировой войны насчитывалось ок. 3–5 млн. украинскихкатоликов. Они проживали преимущественно на территории, которая былааннексирована Советским Союзом в 1940-х годах, и были насильственноприсоединены к Русской православной церкви. Церковь украинского обрядавозглавляет архиепископ Львовский. К ней принадлежат многие украинцы в США иКанаде, и в настоящее время предпринимаются усилия к ее восстановлении натерритории постсоветской Украины. К церкви русинского обряда, во главе которойстоит архиепископ Питтсбургский, также принадлежат в основном эмигранты.Исторически близкие к ним венгерский, словацкий и югославский обряды в целомимели более благополучную судьбу у себя дома. В общей сложности этим пятиобрядам в 1990 принадлежало ок. 2,5 млн. активных верующих.
Католикирумынского обряда существуют с 1697, когда Трансильвания вошла в составВенгрии, и насчитывали ок. 1,5 млн. человек до того момента, когда в 1948 онибыли насильственно присоединены к Румынской православной церкви.
Китало-албанскому обряду в 1990 принадлежало ок. 60 000 верующих; этопроживающие в Южной Италии и на Сицилии христиане византийского обряда, которыевсегда были католиками.
/>Александрийские обряды. Копты-католики и эфиопы-католики придерживаются обряда,восходящего к александрийской традиции. Во главе католиков коптского обрядастоит католический коптский патриарх Александрийский, и в 1990 их насчитывалосьок. 170 000. Католиков эфиопского обряда, возглавляемых собственнымархиепископом в Аддис-Абебе, в 1990 насчитывалось ок. 120 000 человек.
/>Антиохийские обряды. Три значительных группы католиков в своей религиознойпрактике придерживаются западносирийских обрядов, восходящих к антиохийскойтрадиции. В результате унии сиро-яковитов с Римом в 1782 возник сирийскийобряд. Во главе католиков сирийского обряда, в 1990 насчитывавших ок. 100 000,стоит католический сирийский патриарх Антиохийский, кафедра которого находитсяв Бейруте. Мар-Иваниос, яковитский епископ в юго-западной Индии, в 1930 сталкатоликом; его примеру последовали тысячи яковитов, которые в 1932 получилистатус католиков маланкарского обряда. Резиденция их архиепископа находится вТривандре, и в 1990 их насчитывалось ок. 300 000.
Католикимаронитского обряда свое происхождение ведут из древней Сирии. Некогда св.Марон (ум. 410?) основал в Северной Сирии монастырь, монахи которого сыграливажную роль в христианизации местного населения и строительстве церкви, чтопревратилось в нелегкую задачу после мусульманского завоевания Сирии в 7 в. Попреданию, первый маронитский патриарх был избран в 685. В 8 и 9 вв. маронитскаяобщина постепенно переселилась из Северной Сирии в Ливан. Марониты почти неподдерживали связей с другими христианами, и их вероучение имело видимыймонофелитский уклон, что объяснялось их неосведомленностью о решениях IIIКонстантинопольского собора. Когда в Ливан пришли крестоносцы, маронитывступили в контакт с западными христианами. в 1180–1181 марониты признали папуАлександра III. Они оставались католиками в преимущественно мусульманскомокружении и хотя говорили на арабском языке, составляли особое национальноеменьшинство и имели собственные традиции. В настоящее время марониты играютзаметную роль в политической жизни Ливана. В литургии и уставе маронитовзаметно влияние латинского обряда. Во главе маронитской церкви стоитмаронитский патриарх Антиохийский, резиденция которого находится в окрестностяхБейрута. В 1990 насчитывалось ок. 2 млн. маронитов в Ливане, других странахБлижнего Востока и среди ливанских эмигрантов по всему миру.
/>Восточносирийские обряды. К католикам восточносирийских обрядов относят католиковХалдейской и Малабарской церквей. Халдейская католическая церковь возникла в1553, когда в Несторианской церкви произошел раскол и одна ее часть призналавласть папы Римского. В 1990 к ней принадлежало ок. 600 000 верующих.Большинство из них проживает на территории Ирака, где они составляют самуюмногочисленную христианскую общину. Христиане Несторианской церкви вюго-западной Индии, которые стали католиками в 16 в., именуются католикамималабарского обряда. Малабарская литургия и церковный обиход носят печатьсильного латинского влияния. Во главе малабарских католиков стоят архиепископыЭрнакуламский и Чанганачерийский, и в 1990 эта церковь насчитывала ок. 2,9 млн.членов.
/>Армянский обряд. Уния армянских христиан с Римско-католической церковьюсуществовала с 1198 по 1375. Начало этой унии было положено во время крестовыхпоходов, когда армяне стали союзниками латинян в борьбе против мусульман. Современныйармянский обряд возник в 1742. Армянские католики, особенно бенедиктинскиемонахи-мехитариты, внесли заметный вклад в армянскую культуру, они издаваликниги и учреждали школы. Во главе католиков армянского обряда стоит патриархКиликийский, резиденция которого находится в Бейруте. В 1990 их насчитывалосьок. 150 000 в различных странах Ближнего Востока.
/>

ЛИТЕРАТУРА
1. Поснов М.Э. История христианскойЦеркви (до разделения церквей – 1054 г.). Киев, 1991
2. Шмеман А. Исторический путьПравославия. М., 1993  Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М.,1993–1995
3. Болотов В.В. Лекции по историиДревней Церкви, тт.1–3. М., 1994  Христианство: Словарь. М., 1994
4. Поспеловский Д.В. Русскаяправославная церковь в ХХ веке. М., 1995  Народы и религии мира. Энциклопедия.М., 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат В чем смысл названия повести А И Куприна Поединок
Реферат Проектирование базы данных Отдел кадров
Реферат Организация учета и аудита производственных запасов на АО Уральскоб
Реферат Содержание продуктов перекисного окисления липидов в плазме крови беременных женщин
Реферат Анализ организационной структуры предприятия и обоснование предложение по ее оптимизации
Реферат Быт и нравы провинциальной России 2
Реферат Http://umu ykt ru/ Учебно-методическое управление ягу http://umu ysu
Реферат Вечные ценности в творчестве МДБулгакова
Реферат «Агентство по страхованию вкладов» в предупреждении банкротства банков
Реферат Дизайн Интерьер Современные тенденции
Реферат Chronicle Of Death Foretold Essay Research Paper
Реферат Вопросы синтаксического анализа и пунктуационного оформления предложений включающих слово чтобы и
Реферат The Scarlet Letter Essay Research Paper If
Реферат физиотерапия основы
Реферат Кредитование малого бизнеса 2