Реферат по предмету "Религия и мифология"


Влияние тоталитарных сект на современное общество на примере города Новосибирска

Центральныйрайон
МОУсредняя школа №4
СекцияОбществознание
Тема: «Влияние тоталитарных сект насовременное общество на примере города Новосибирска»
 
 
 
 
 
СеменоваДарья
11 «Г» класс
Научныйруководитель:
ЗиновьеваНадежда Сергеевна
Учительистории II квалификационной категории
 
 
 
 
 
Новосибирск,2007 год

План
Введение
I Глава. Классификация сектантских направлений
1.1 Понятие: секта
1.2 Классификация сектантских направлений
1.3 Известные секты города Новосибирска
II Глава. Влияние тоталитарных сект на современное общество
2.1 Последствия посещений сектантских собраний
2.2 Борцы против сект
2.3 Сектантский бизнес
III. Способы борьбы с сектами
3.1 Как поступить, если вы считаете, что вас хотятзавербовать в какую либо секту
3.2 Как происходит обработка новых членов?
3.3 Люди, наиболее подверженные попаданию в секту
3.4 Методы вербовки
Заключение
Список литературы
Приложение
 
Введение
После многихдесятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес кпроблемам духовной жизни. Для многих людей духовность становится модой, еёвыставляют на показ. Однако вера, духовность, религия — все это предметыслишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часторассуждают так: бездуховность и атеизм — это плохо, следовательно, любая вераи, какая угодно, духовность — это хорошо. Важно верить во что-то светлое ивозвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Ноэти рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей,действительно верующих и серьезно мыслящих. Религия сегодня рассматривается икак эффективное орудие в деле преобразования мира.
Целью данной работы является изучениетоталитарных сект, их доктрин и влияния, которое они оказывают на людей.
Задачи:
1.  Рассмотреть понятие и классификациюсект;
2.  Выделить тоталитарные секты городаНовосибирска и их влияние;
3.  Определить способы защиты оттоталитарных сект.
сектаобщество вербовка собрание
I.Классификация сектантских направлений
СовременнаяРоссия столкнулась в недавнее время с серьезной проблемой – активнойдеятельностью на ее территории тоталитарных сект. Для того, что бы рассуждатьоб этой проблеме, нужно сначала выяснить, что же такое секта в своем первоначальномпонятии.1.1 Понятие: секта
Большинствословарей и справочников[1] определяют секты каксравнительно небольшие и замкнутые религиозные группы, отделившиеся отосновной, культурообразующей религиозной общины (или основных общин), страныили региона и противостоящие им. Слово «секта»[2]имеет две возможные этимологии. Либо от sectare — отсекать, разделять, либо отsequi — следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении.
В переводахСвященного Писания на церковно-славянский и русский языки, употребляется толькослово «ересь» (греч. haeresis — захват; выбор; учение, направление,школа). Вплоть до Нового времени эти два слова (секта и ересь) употреблялись налатинском Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничениезначений терминов: слово «секта» стало употребляться в вышеуказанномсмысле, «ересью» стало обозначаться неортодоксальное учение,содержащееся сектой или деноминацией. Такое различение названных понятий быловоспринято отечественной богословской наукой в синодальный период историиРусской Православной Церкви. В греческом же богословии до сего дня в обоихзначениях употребляется только слово haeresis (ересь).
Дляобозначения подобных групп, во Франции, например, продолжают использоватьтермин «секта», имея в виду, прежде всего тот оттенок значения этогослова, который придает ему вторая возможная этимология. В немецкоязычныхстранах за словом «секта» сохранилось прежнее значение, а длянаименования авторитарной синкретической группы был заимствованный введенный вСША новый термин — «cult». Словарное значение русского слова«культ» (от лат. cultus — почитание): поклонение кому-либо иличему-либо; совокупность ритуальных действий по отношению к объекту поклонения.Вот такое определение слова «культ» дают юристы: это группа, созданная позамыслу, под руководством и при использовании влияния лидера, которыйпосредством обещаний, угроз, уловок, злоупотреблений авторитетом, примененияпсихологического давления превращает своих последователей в слабых,беззащитных, безвольных и зависимых существ. В результате последователиутрачивают критическое отношение к методам и принципам деятельности культов.   Консервативныеамериканские протестанты называют «cults» любые организованныерелигиозные группы, исповедующие небиблейские учения. С другой стороны, этот жетермин употребляется английскими авторами в значении «тоталитарнаясекта». Отсюда, многие отечественные исследователи проблематикиавтоматически начинают использовать в русском языке слово «культ»,делая типичную ошибку начинающего переводчика.
Итак, вшироком смысле этого слова, секта — это организация или группа лиц,замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих синтересами общества, безразличных или противоречащих им.[3]Из самого наименования следует, что под этим термином понимается группа,которая полностью контролирует своих членов и в той или иной степени нарушаетих права.
Так жепонятия «секта» и «тоталитарная секта» нужно уметь разделять. Сектами можноназвать большинство новых религиозных движений как выходцев из каких-либотрадиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такойорганизации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказыватькультурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь вмощные религиозные позитивные движения, отличаясь от истинной религии толькокакими-то догматами[4]. Но среди всей массырелигиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрезсо светскими законами или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьмииз внекультового социума. Криминальный характер таких организаций хорошозамаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов.Хотелось бы привести пример как канадская просветительская организация«Инфо-Калт»(Info-Cult) дает следующие определение секты:  «Cult(тоталитарная секта) — это группа, которая эксплуатирует своих членов иманипулирует ими. Она может нанести им психологический, финансовый и физическийвред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своихчленов. Она использует различные методы для превращения новозавербованногочеловека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена».
 
1.2 Классификациясектантских направлений
 
Сектыбывают:
1) Неохристианские секты
2)Основанные на «новом откровении»
3)Восточного направления
4)Группы движения «Новый век»
5)Сатанические и примыкающие к нимкульты
6)Неоязыческие организации
7)Коммерческие культы
8)Протестантские секты
Во второйполовине XX века возникают новые религиозные группы, отличающиеся от прежнихсект следующими чертами:  1. Степень синкретизма[5] их доктрин столь высока,что сложно выделить в них главную, базовую составляющую, которая указала бы на религиознуюисходную традицию (оккультную или сектантскую). Примером могут служить«Церковь объединения» и «Церковь сайентологии».  2. Многиетакие группы представляют собой секты (религиозные общины), импортированные вчужую для них культурную область или воссозданные в ней.  3. В большинстве изних крайне возросла роль основателя, руководства и внутригруппового контроля(тоталитарность).
Как отличитьтоталитарную секту от религиозной было представлено в главе «Понятие: секта».Далее указаны критерии, по которым явно можно определить тоталитарную секту.
Критериямипринадлежности группы к тоталитарным сектам могут служить:   1. Гуруизм (абсолютная властьобожествленных лидеров и их приближенных);   2. Построение по принципу пирамидыи особая жесткая дисциплина и организация, напоминающая организацию партийкадрового типа и некоторых международных корпораций;   3. Обман или сокрытиячасти важной информации об организации при вербовке новых членов;   4. Наличиесекретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения;   5. Эксплуатациячленов;   6. Нравственный релятивизм[6] — нравственным считаетсято, что полезно секте («цель оправдывает средства»);   7.использование особых психологических методик по реформированию мышления иконтролированию сознания своих членов.
К такимметодикам, в частности, относятся:  - внушение абсолютно негативной оценкипрошлой жизни адепта;  - обрыв информационных связей завербованного в секту свнешним миром;  - интенсивная и постоянная индоктринация (обязательноештудирование печатных пособий секты или, когда это невозможно, просмотр инепрерывное прослушивание проповедей в записи; разрыв родственных идружественных связей);
— формированиечерно-белой («друзья-враги») парадигмы мышления;
— групповоедавление;  - использование психологических методов эмоционального контроля;  - внушениенедоверия к рациональному мышлению;  - использование приемов «остановкимышления», например, посредством повторения мантр;  - использованиегипноза, самогипноза и психотехник, ведущих к состоянию транса, например,интенсивных медитаций;  - контроль языка через введение нового словаря и/илиизменение значения общеупотребительных слов;  - введение ограничений в питаниии сне;  - контроль межполового общения от полного его запрета или назначениясупруга до предписания извращений и проституции;  - внушение чувства вины передорганизацией и фобии выхода из секты.
Результатомдействия таких методик становится подавление личности члена тоталитарной сектыи замещение ее манипулируемой личностью. При полной ориентации на лидераподчиненные члены секты подражают ему во всем. Если же глава секты имееткриминальные или извращенные наклонности, страдает психическими расстройствами,то срабатывает механизм психологической индукции, своеобразного заражениясектантов пороками и психическими патологиями основателя.  В сектах не подозревающиелюди превращаются как бы в детей, полностью зависимых психологически, а часто иматериально от своих новых «родителей» — сектантских наставников. Иэтих «детей» используют в качестве «добровольных» рабов. Всектах люди теряют здоровье, собственность, деньги, и, главное, способностьсамостоятельно жить в обществе. Если человек все же покинет секту или еговыкинут на улицу, когда его работоспособность сильно понизится, то перед нимвстанет проблема психологической и социальной реабилитации. Необходимо такжеучитывать негативное отношение сект к медицине, науке, культуре; их антиисторизм,презрение к родине. 1.3 Известные секты города Новосибирска
1.  Баптисты
Секта,вышедшая из среды английских пуритан. Первая баптистская община была создана в1633 году. Первое влияние секты было незначительным. Только в конце XVIII века, после создания«Проповеднического союза», который объявил своей целью не распространениебаптизма, как нового учения, а якобы только проповедь среди американских негровхристианства, свободного от догматов, обрядов и общеобязательных символическихзнаков, движение баптистов встретило сочувствие и материальную поддержку многихбогатых американцев. Эта секта распадается на множество толков. Ее делениеначалось с XVII века, когда баптисты делились на «частных»,принявших учение Кальвина о безусловном предопределении, и «общих» или«баптистов свободной воли», признающих всеобщность спасающей благодати Божией.Существуют также организации баптистов, которые тяготеют к иудаизму: «Баптисты7-го дня», празднующие субботу вместо воскресенья; «Христианские баптисты»,отвергающие догмат о Святой Троице, учение об Аде и дьяволе и христианскиепраздники. Еще существуют: «Баптисты – тункеры», «Баптисты шести принципов»,«Евангелийские христиане», «Штундисты», «Евангелисты».
2. «Семья» — «Семья любви» — «Дети Бога» — «Небесная магия» — «Киди-Види», «Всемирныйсервис», «Поющие стрелы», «Миссионерство любви»
Псевдохристианскаясекта, культивирующая свободу сексуальных отношений. Адепты этой секты помешанына гомосексуализме, педофилии, проституции, активно проповедуют секс междуродителями и детьми. Она хорошо законспирирована. Опасна насаждениембезнравственности, растлением малолетних. Усилено создает имидж благонадежнойорганизации, в т.ч. своим участием в благотворительных акциях[7].Главный центр культа находится в Цюрихе, российский – в Новосибирске. Известно,что секту спонсируют коммерческие структуры.
Криминал:
1) Бывшаяадептка Кристина Джонс в 1994 году выиграла судебное дело за преступлениякульта, жертвой которых она стала в детстве. По ее рассказам до того как онаоставила культ в 12лет, она уже имела половые отношения с как минимум 25мужчинами.
2) В 1997году суд присяжных приговорил 49-летнего отца семерых детей к 19 годам лишениясвободы по обвинению в развратных действиях по отношению к трем своим дочерям.Старшей из них 18, а младшей 14.
3. «СвидетелиИеговы» — «Издательское общество сторожевой башни Сиона» — Общество «СторожеваяБашня»
Опаснаятоталитарная секта антихристианской направленности, учение которой содержитнаставления и имеет практику, способные нанести ущерб личности и здоровью адепта,его семье, а также традиционной национальной духовности и государственныминтересам. Основатель – Чарльз Тейз Рассел. Богословие свидетелей Иеговы крайнепримитивно, противоречиво и ориентировано на людей. Не знающих Священногописания, основ истории философии и физики. Базой богословия являются личныевзгляды основателей секты, ошибки и заблуждения которых по мере разоблачениякомпенсируются подтасовками изолированных из всего текста цитат из Библии иложным их толковании. Верят в бога Иегова. Секта имеет жесткую и развитуюмногоуровневую, иерархическую управленческую и финансовую структуру. Отвергаетпатриотизм и необходимость оборонять свою страну. Сейчас сконцентрировали своисилы в Сибири. В Куйбышеве добились, чтобы им выделили землю под строительство«Зала царств», в Новосибирске они требуют от мэрии выделения строительнойплощадки для еще одного «Зала царств», чуть ли не в самом центре города.
Криминал:
1) 1996году скончалась 17-летняя русская последовательница секты «Свидетели Иеговы».Мать-иеговистка не разрешила произвести своей дочери переливание крови, так какэто запрещается учениями секты. 2)На Камчатке для пополнения касс секты,иеговистки занимались проституцией.
3) Вразное время зарубежом члены секты обвинялись в изнасилованиях, кражах детей,подстрекательствах к убийству и самоубийству, дезертирстве, мошенничестве,расизме, вымогательстве, проституции, нанесении телесных повреждений и т.д.
4) ВМоскве организация «Свидетели Иеговы» была распущена Головинским районным судом26 марта 2004г.
 
4.  Мормоны – «Церковь Иисуса Христасвятых последних дней»
Харизматическаясекта. Основатель – американец Иосиф Смит. Кроме Библии, у мормонов имеются три«священные» книги, которые у них считаются не менее важными, чем сама Библия:1) «Книга Мормон»; 2) «Учения и союзы»; 3) «Драгоценная жемчужина. Мормонскаяобщина организована по теократическому принципу с элементами западнойдемократии. В Новосибирске эта секта очень активна. Ее представителираспространяют среди горожан приглашения на бесплатные курсы английского языка,что, по сути, является вербовкой в секту. Вербовкой весьма действенной, потомучто сейчас от многих россиян при поступлении на работу требуется знаниеиностранного языка. А так как эти курсы бесплатные, люди добровольно идут и ведутсвоих детей в одну из самых жесточайших тоталитарных сект.
5.  Международное Общество СознанияКришны
Тоталитарныйкульт восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептовантипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения кне членам культа. Частью тайной доктрины культа является программа построенияединого государства на основе идеологических воззрений МОСК.Американизированная версия индуизма. Доктрина кришнаитов вышла из учениявишнуизма[8]. В индуизме бог неличностен и непознаваем. Кришнаиты персонализировали бога и в итоге емупоклоняются, общаясь с ним как с личностью.
Криминал:
1) В конце1996 года на 20 лет был осужден руководитель общины в Западной Виргинии, «гуру– преемник» Прабхупады за 2 заказных убийства.
2)В самойИндии «Общество сознания Кришны» составляет ядро крайне националистическогоэкстремистского движения «Вишва Хинду Паришад», члены которого известны погромамимусульман и инородцев.
3) Вроссийских СМИ прошло сообщение о зверском убийстве в эвенкийском городе Турекришнаитом иеромонаха Григория: сектант отрезал еще живому священнику голову.
6. Валеология– «Наука о здоровье» — «Основа безопасности жизни»
Псевдонаучныйкульт оккультного характера, претендующий на формирование системы мировоззренияграждан современной России, внедрение, взамен традиционных новых духовных инравственных установок в национальных масштабах. В интерпретации валеологов,термин «валеология» происходит от латинского корня «valeo», который они переводят как «быть здоровым». Болееблизкое ознакомление с валеологией позволяет определить некоторые особенностиэтой «науки», характерные для учений многих тоталитарных культов и групп, вособенности движений «Новой Эры». Одна из них – наличие двойного учения.
7.  Троянова тропа
Неоязыческийкульт с элементами оккультизма. Практики культа направлены на возвеличиваниечеловека до уровня Бога. Неоязыческое учение, проповедующее развитие у человеканеких сврхспособностей, сильно перекликающееся с доктриной движения «НоваяЭра».
8.  «Сахаджа-йога» — Самопознание
Опаснейшийизуверский культ с элементами индуистского тантризма, практикующий различныеметоды восточных медитаций. Секта опасна непредсказуемостью воздействия напсихику адептов, развитием у них чувства отчужденности от окружающего мира.Примечательно, что секта, отличающаяся полным мракобесием в отношении медицины,проводит обучающие «медицинские» семинары, на которых предлагает, например,лечить туберкулез, эпилепсию, рак и шизофрению принятием соляных ванн, аболезни позвоночника – втиранием керосина в кожу[9].
Криминал:
1) В 1994году в городе Бердске было совершено ритуальное убийство последовательницейэтой секты Эллиной Марченко полуторагодовалой дочери. Марченко после «обрядаочищения» в припадке одержимости сначала пыталась удушить дочь шнуром, а затемнанесла ей 46 (1) прижизненных ударов скальпелем в область сердца и совершилаглумление над трупом.
2) ВНовосибирске известен случай покушения на убийство мужа женщиной, практиковавшейСахаджа – йогу.
9.  Церковь Сайентологии – ЦентрДианетика
Чрезвычайноопасная тоталитарная криминальная организация, отличающаяся крайнебесчеловечными и агрессивными формами воздействия на психику адептов.Основатель – Рон Хаббард. Цель: создание по сайетологической модели новогочеловека и нового устройства мира, управляемого исключительно по принципамсайентологи.
Криминал:
1) В СШАХаббард во время дела о хищении секретных правительственных документов в 1977году попадает в список виновных, но не осужденных на тюремное заключениепреступников.
2) СамХаббард в 1978 году во Франции приговаривается к тюремному заключению и штрафуза мошенничество, но уклоняется от наказания путем бегства из страны.
Далее вчастности здесь не приводится каждое преступление, которое было совершеноадептами этой секты. Приведены только статьи, по которым они привлекались куголовной ответственности:
ПРЕСТУПЛЕНИЯПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
Статья105. Убийство
Статья110. Доведение до самоубийства
Статья111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Статья117. Истязание
Статья119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Статья124. Неоказание помощи больному
Статья125. Оставление в опасности
ПРЕСТУПЛЕНИЯПРОТИВ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ
Статья126. Похищение человека
Статья127. Незаконное лишение свободы
Статья129. Клевета
ПРЕСТУПЛЕНИЯПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Статья131. Изнасилование
Статья132. Насильственные действия сексуального характера
Статья133. Понуждение к действиям сексуального характера
Статья134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, недостигшим шестнадцатилетнего возраста
Статья135. Развратные действия
ПРЕСТУПЛЕНИЯПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
Статья143. Нарушение правил охраны труда
Статья144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
ПРЕСТУПЛЕНИЯПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Статья159. Мошенничество
Статья163. Вымогательство
ПРЕСТУПЛЕНИЯВ СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья171. Незаконное предпринимательство
Статья178. Монополистические действия и ограничение конкуренции
Статья182. Заведомо ложная реклама
Статья199. Уклонение от уплаты налогов с организаций
Статья200. Обман потребителей
ПРЕСТУПЛЕНИЯПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Статья233. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих правона получение наркотических средств или психотропных веществ
Статья235. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частнойфармацевтической деятельностью
Статья239. Организация объединения, посягающего на личность и права граждан
Статья240. Вовлечение в занятие проституцией
ПРЕСТУПЛЕНИЯПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Статья276. Шпионаж
ПРЕСТУПЛЕНИЯПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ ВОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья291. Дача взятки
ПРЕСТУПЛЕНИЯПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ
Статья294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производствупредварительного расследования
Статья302. Принуждение к даче показаний
Статья303. Фальсификация доказательств
Статья307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод
Статья309. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показанийлибо к неправильному переводу
Статья316. Укрывательство преступлений
ПРЕСТУПЛЕНИЯПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Статья325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей
 
10. Секта Т.Ф.Акбашева — Ассоциация«Колыбель Сибири» -Филиал Международной Организации «Колыбель мира» — Новосибирский комитет миротворчества
Оккультноеучение, уделяет особое внимание педагогике, проблемам материнства и детства.Специфичная цель деятельности: выведение людей «шестой расы», объединениеправительств и государств для спасения человечества, стремление к власти,соединение всех религий.
 
II.Влияние тоталитарных сект на современное общество
Результатомдействий тоталитарных сект является непоправимый вред, который они наносятлюдям и почти всегда этот вред непоправим. 2.1 Последствия посещения сектантскихсобраний
 
Влияниетоталитарных сект на психическое здоровье:
1)Невротические, личностныерасстройства и фобии. Пациенты, имеющие эту форму, поступили в секты здоровымилюдьми и приобрели в них нервные расстройства, которые не достигают уровняпсихических заболеваний. Под воздействием псевдорелигиозных занятий у нихпоявились отклонения в психическом состоянии и поведении: они рвали родственныеи профессиональные связи; часто входили в конфликт с самыми близкими –родителями, братьями, сестрами и друзьями, если те не разделяли их взглядов; ихинтересы ограничивались только чтением и толкованием сектантской литературы; ихмышление полностью копировало мышление их религиозных лидеров, и онипревращались в слепых исполнителей данных им указаний. Даже с финансовойстороны они были абсолютно несвободны.
2)Признаки первых психическихрасстройств. Лица с этой формой также поступили в секты психически здоровыми,но там у них проявилась генетическая предрасположенность к психическимзаболеваниям. Как и у лиц с первой формой расстройств, поводом для вступления всекту стали тяжелейшие житейские ситуации с дистрессорным воздействием. Психопатологическиесиндромы варьировались в нескольких степенях. У некоторых возникалииндуцированные психические расстройства, определяющиеся как паранойя срелигиозным содержанием. Это расстройство представляется секторным повреждениемличности с сохранением остальных психических процессов. Так же бывали случаипараноидальных, галлюциногенных и депрессивных синдромов.
3)Психические особенности илипсихические заболевания. Эти люди приходили в секту «за здоровьем», либо ихвовлекали, обещая помощь в лечении заболевания. Некоторые проявления болезниэтих людей сектанты объясняли как «дар Бога», «воздействие космических энергий»и так далее. У некоторых пациентов психические расстройства наступали не тольков связи с участием в парарелигиозных служениях, но и под воздействием примененияк ним наказаний. Очень часто становилось известно о частых случаях психическогонасилия к тем членам секты, которые решились выйти из этих религиозных обществ,а также к их близким.
Случается,что люди, не выдержавшие сеансов психической обработки в сектах, попадали впсихиатрические лечебницы. Однако никто не берется установитьпричинно-следственную связь между влиянием секты и расстройством здоровья, атем более смертью. В секты попадают, как правило, совершеннолетние люди, обладающиеправом выбора — в кого или во что верить. Хотя, чаще всего они и становятсяжертвами обмана и хитрых махинаций.
Тоталитарныесекты несут в себе опасность на четырех уровнях:
· На уровнеличности, потому чтоони лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют.Разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый, а зачастую,и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому.
· На уровнесемьи, потому чтокаждая тоталитарная секта являет собой некую эрзац[10] — семью, претендующую на то, чтобы заменить подлинную, настоящую семьючеловека, вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы. Развалсемей является постоянным спутником тоталитарных сект
· На уровнеобщества, потомучто, в отличие от традиционных конфессий[11], между которыми иобществом идет постоянный взаимообмен, тоталитарные секты ничего не производяти существуют исключительно паразитирующим образом, оттягивая от обществаресурсы, как людские, так и финансовые и всякие иные. Тоталитарные секты немогут ничего производить, и в конечном итоге они избавляются от тех людей,которые уже отдали им все, что имели. Ведь после этого о них надо заботиться,тоталитарные секты в этом не заинтересованы. Ведь гораздо легче завербоватьдругого человека и заставить его делать ту работу, которую выполнил егопредшественник. Таким образом, человек с разрушенной судьбой, с разрушеннымздоровьем оказывается на обочине жизни, предоставленный сам себе, с грузомнакопившихся и весьма уже нелегких проблем.
· На уровнегосударства, потомучто каждая из них фактически является в нем инородным телом, своего родагосударством в государстве. Секта живет по собственным законам, частопротиворечащим государственным, и по собственным морально – этическим принципам,противоречащим принципам традиционным. В конечном итоге, для тех, кто находитсяв секте, то, что хорошо для нее, то и есть высшая нравственность и высший закон.2.2 Борцы против сект
Ярым борцом свлиянием тоталитарных сект в Новосибирске является Русская ПравославнаяЦерковь, точнее — служители собора Александра Невского. Они собирают информациюо деятельности сект в Новосибирске и Новосибирской области, ежегодно издаютсправочник «Религии и секты в современной России», где содержатсясведения о нетрадиционных религиях и деструктивных сектах. Два года назад священникипровели пикет возле новосибирского центра «Дианетика». Более новыеданные пока неизвестны. Но сил у Церкви не хватает. Этот центр был основан в1994 году. Он начинал свою работу со сбора информации о сектах, которыедействуют на территории России. В Новосибирской области насчитывалось напрошлый год более 200 официально зарегистрированных религиозных объединений, асейчас их еще больше. Подавляющая их часть — это традиционные религии. Около пятидесятков — религиозные деструктивные структуры.
Известно, чтов специальных разведшколах тоталитарных сект обучают технологиям полученияинтересующей информации незаметно для того, кто эту информацию озвучивает.Болтун потом и не вспомнит, о чем конкретно шел разговор. Это очень простойспособ, элементы которого в повседневности использует каждый. В мощное«оружие» эти элементы превращаются, когда их применяют в системе.Технологии, которыми пользуются апологеты[12] той или иной секты,похожи на разведывательные. Человек не успевает осознать, как оказывается всетях тоталитарных структур, миссионеры которых заполонили улицы и метро города.
Еще недавнототалитарные секты воспринимались исключительно как социальный феномен, но впрошлом десятилетии они сделались одной из главных проблем международнойбезопасности. Сайентологи, кстати, знамениты так называемыми реабилитационнымипрограммами «Нарконон» и «Криминон», реклама которых несходит со страниц новосибирских СМИ[13]. Так же здесь хочурассказать про Международную конференцию «Тоталитарные секты и демократическоегосударство», которая состоялась в Новосибирске 9-11 ноября 2004 года. Онастала одной из самых представительных конференций в России, посвященных проблемамсектантства: 612 участников – граждане России, Украины, Казахстана, Германии,Австрии, Франции, Болгарии и Канады. Инициаторы и организаторы конференции –Новосибирская епархия Русской Православной Церкви и ее Информационно –консультационный центр по вопросам сектантства при соборе во имя св. АлександраНевского – получили о своей работе самые высокие отзывы и считают опыт проведениямеждународной встречи удавшимся. На этой конференции присутствовали и выступалитакие известные люди как: В.А.Толоконский (губернатор города Новосибирска),С.Янакиев (протоирей Болгарской Православной Церкви), Гюнтер Бекштайн (министрвнутренних дел ФРГ), А.Л.Дворкин (профессор, доктор философии, кандидатбогословских наук, зав. кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновскогобогословского университета), Жак Ришар (почетный президент Европейскойфедерации центров по сбору и распространению информации по деструктивнымкультам, Франция).2.3 Сектантский бизнес
По мнениюспециалистов, сейчас Россия переживает вторую волну популярности тоталитарныхсект. Первая волна прошла в середине 1990-х. За эти годы секты успели пуститькорни в стране, наладить работу по привлечению новых адептов и отрегулироватьмеханизм получения финансовой прибыли. Короче, вышли на самоокупаемость, как иположено нормальному бизнес — проекту.
Основнуюопасность психологи, религиоведы и социологи видят в двух направлениях развитиясект. Первое — это проникновение агитаторов в педагогические коллективы школ,колледжей, институтов и в учреждения специальной соцпомощи. Особенно этокасается реабилитационных центров для наркоманов. Второе — подготовка кадровдля террористических организаций. Этим, конечно, занимаются не все секты, новообще опасность исходит от любого «пророка», способного продатьтеррористам готового «кадра». Такой камикадзе за светлую идею готовубить и себя, и товарища по вере, и тем более врага всеобщего счастья.
— Несмотря нато, что в России пошел уже второй этап развития сект, мотивация их лидеровостается прежней: финансовая прибыль и власть над людьми, — сказал«Известиям» Александр Дворкин, президент Центра религиоведческихисследований во имя Иринея, епископа Лионского, — Секты ничего не производят,среди адептов нет знаменитых художников или ученых. Значит, они зарабатываютпо-другому. Им необходимо привлекать новых и новых людей, чтобы вместе с нимипривлекать и денежные средства. Любую секту можно уподобить кругу огня,который, чтобы распространяться, должен становиться все шире и шире. Причемлидер является рабом своего положения — он не может безболезненно выйти изцентра этого круга.
Интересно,что инструментом воздействия на человека в секте могут быть не толькорелигиозные беседы и внушения. По словам Александра Дворкина, религиознойсоставляющей может вообще не быть. Часто с жертвой работают психологи, а несвященнослужители. Типичный пример — «психосекты».
III.Способы борьбы с сектами3.1Как поступить, если вы считаете, что вас хотят завербовать в какую – либосекту?
Все мыприучаемся жить при новых рыночных условиях. Рынок воцарился во многих областяхнашей жизни, в том числе, увы, и в религиозной. На нас обрушился грандиозныйпоток религиозной информации подчас чисто рекламного характера. Вновь и вновьмы встаем перед выбором. Думаю, на сегодняшний момент вряд ли найдется человек,ни разу не сталкивавшийся с миссионерами, учителями, проповедниками новыхрелигий, учений, философских систем. В наших городах появилось множестворелигиозных групп и организаций. О некоторых из них мы раньше знали лишьпонаслышке, о многих — не слышали вообще никогда. И каждая провозглашает себяносительницей истины в последней инстанции, которая способна вас спасти, помочьпреодолеть все ваши проблемы и добиться невиданных успехов.
Как узнать,насколько истинны эти обещания? Как узнать, не принадлежит ли подошедший к вамчеловек к тоталитарной секте (деструктивному культу)? Как узнать, не являетесьли вы объектом вербовки, не вовлекают ли вас в организацию, в которую вы, приналичии у вас полной о ней информации, никогда бы не пошли? Сразу хочется предупредить,что все нижесказанное не относится к традиционным в нашем регионе религиям,плоды, деятельности которых мы можем увидеть в культуре и истории нашей страны.Здесь говорится лишь о новых, неизвестны вам ранее религиозных учениях итеориях. Обращаясь, прежде всего, к людям, еще не сделавшим свой религиозныйвыбор, хотелось бы чтобы они были бдительны. Это неправда, что ПравославнаяЦерковь борется с инаковерующими, боясь конкуренции. Она лишь предупреждает:если уж нам довелось жить при религиозном рынке, будем грамотнымипотребителями. Ведь каждый человек со вниманием относится к покупке товара,проверяет его на качество и остерегается подделок. Но, приобретя некачественныйтовар, вы лишь потеряете деньги. Имея дело с духовными подделками, вы рискуетегораздо большим: всем своим имуществом, окружением, карьерой, семьей,здоровьем, да и всей вашей жизнью, наконец.
Итак, если квам подошел кто-либо, приглашающий вас прийти на лекцию или семинар, обещающийвам интересную работу в иностранной фирме с высокими заработками илипредлагающий ввести в вашей школе (институте, на предприятии) новый учебныйкурс, посоветуем вам задать этому человеку несколько конкретных, точныхвопросов про деятельность этой группы, которые помогут отсеять, по крайнеймере, 90% всех сектантов-вербовщиков.
Лучше всего,если вы зададите вопросы спокойным, не агрессивным тоном, но, тем не менее, яснодадите понять, что не удовлетворитесь уклончивыми отповедями, а ждете прямых иискренних ответов. Вам нужно знать, что все тоталитарные секты в той или инойстепени используют при вербовке обман. Однако далеко не все сектанты осознают,что, пытаясь обрести нового члена для своей организации, они вводят его взаблуждение. Поэтому, задав эти вопросы, вы сможете обнаружить, что-либовербовщик скрывает от вас часть правды, либо он и сам не обладает всей полнотойинформации.
Скорее всего,сектанты попытаются отделаться от вас уклончивыми ответами, общими местами ипопытками переменить тему разговора. Поэтому если вы услышите что-то вроде:«Мы просто стремимся помочь людям освободиться от их проблем», или:«Мы просто приглашаем вам на интересный семинар, где будут обсуждатьсявопросы, волнующие все человечество», или: «Мы просто собираемся дляобсуждения слова Божия», или даже: «Мы просто хотим угостить васбесплатным вегетарианским ужином», у вас есть полное основаниенасторожиться. Предлагаемые вместо ответов уклончивые замечания типа: «Японимаю ваше скептическое отношение к нам: я и сам был таким, прежде чем я,наконец, не пришел к истинному пониманию», или «Неужели васдействительно это интересует?» также должны прозвучать для вас предупреждением.
Другой метод,который часто используют сектанты — это перемена темы разговора. Например, есливы спросите, подвергался ли основатель секты уголовным преследованиям, выможете вместо ответа услышать длинный монолог о том, что все религиозныевеликие деятели мира подвергались гонениям и преследованиям. Вам могут привестипример Сократа, осужденного за совращение юношества, или рассказать о том, чтоИисуса осуждали за дружбу с блудницами и всяким сбродом, и так далее. В такойситуации вам следует вежливо, но твердо прервать вашего собеседника и сообщитьему, что в данный момент вы не намерены затевать дискуссию об Иисусе илиСократе — вы хотите получить прямой ответ о лидере его группы. Если вербовщикуклоняется от прямого, ясного и конкретного ответа, можно быть уверенным — онхочет что-то от вас скрыть. И помните, что у вас всегда в запасе есть аргумент,на который ни одному вербовщику нечего возразить; вы всегда можете уйти от негоили, наоборот, попросить его немедленно покинуть вашу квартиру или кабинет.
Еще одно правиловы должны сделать для себя абсолютным: никогда не давайте вашего адреса илителефонного номера тому, кого вы подозреваете в членстве в секте. Если у васесть сомнения, но вы все же хотели бы получить больше информации, прежде чемсделать окончательные выводы, попросите его дать вам адрес и телефон, чтобыдальнейшие контакты происходили по вашей инициативе. Помните, ситуация должнаконтролироваться вами! Не позволяйте никому оказывать на себя давление с тем,чтобы вы предоставили личную информацию о себе. Всегда лучше повременить, чемдать свой телефон, а, затем, не зная покоя ни днем, ни ночью отприторно-настойчивых непрошеных вторжений.
Если вамудастся задать точные вопросы нужным тоном, без агрессии или скрытой издевки,они могут заставить сектанта задуматься. А это уже очень много; задумавшись,человек может увидеть в ином свете свое членство в секте и сделать первые шагидля выхода из нее. Помните, что стоящий перед вами человек — прежде всегожертва, и что он нуждается в сочувствии и снисхождении.3.2 Как происходит обработка новыхчленов?
Сначалановенького напичкивают разнообразной самиздатовской литературой. Если же ондоверился настолько, что оставил свой рабочий или домашний телефон, то звонки сприглашением на семинары и собрания будут регулярно повторяться долгое время.И, чаще всего, ради интереса, человек решается взглянуть краем глаза на то, чтопроисходит в самой секте и на ее обитателей. И тогда уже в каждой сектеагитация за веру происходит по-разному.
В мунитской«Церкви объединения» есть термин «бомбардировка любовью». Любопытныйприходит на собрание мунистов, и ему говорят о том, какой он замечательный,красивый и необычный человек. Все это не может не нравиться.
И есличеловек хотя бы отчасти уверовал в свою неповторимость и неординарность, начинаетсядальнейшая обработка: человек должен отречься от всего, что было раньше. Бывшиедрузья — теперь недруги. Родственники ничего, кроме зла, ему не желают. Разныедругие учения, кроме оного, — неправильные и коварные… Далее — следующаяступень обработки: отучить человека думать. Для этого дается мантра, чтобы ееповторять и повторять. У кришнаитов это «Хари Кришна», у сектантов«Богородичного центра» — «Век святых — сила праведных».Текст молитвы должен постоянно вертеться в голове у человека, что полностью,отрешит его от иных раздумий и проблем. Третья стадия — еще более усиливаетотрешения от «мира сего».
Чтобыдобиться стопроцентного результата, голос главы секты или его помощника звучитс динамиков магнитофона. И даже когда «клиент» находится вне секты,голос непременно звучит уже в мыслях. На занятиях в секте обучение происходит втакт какой-нибудь музыке, недоедания и недосыпания. Все это со стороны покажетсядостаточно простым и незамысловатым. Но в комплексе и за компанию — действуеточень эффективно. 3.3 Люди, наиболее подверженныепопаданию в секту[14]
Прежде всего,особенно важно отметить, что сектанты имеют хорошую способность оцениватьнамеченные жертвы, чтобы сделать их новыми членами секты. Их усилия бываютнаправлены на людей, которые находятся в непривычной, неприятной ситуации: психологической,социально-бытовой, личной.
В основном,попадают под влияние сект люди, которые:
·  устроились на новую работу;
·  стали пенсионерами;
·  потеряли близкого человека (смерть,развод);
·  лишились работы;
·  отдыхают, путешествуют;
·  только что стали студентами;
·  находятся в переходном возрасте;
·  оказались в незнакомом городе, районеили в чужой стране как эмигранты (беженцы)
Кроме этихкатегорий людей для тоталитарных сект интерес представляют люди, долгое времянаходящиеся в стрессовом состоянии. Например:
· не имеющие работупродолжительное время;
· состоящие внеудачном браке;
· имеющиенепреодолимые проблемы на работе;
· неоднократнопережившие неудачи в социальном, профессиональном или личном плане;
· дети, которыхдавно не понимают родители, либо дети из «трудных» семей;
· люди, не имеющиедрузей и приятелей;
· «изгои» общества,ощущающие враждебность страны, общества, сослуживцев, соседей и так далее.3.4 Методы вербовки
Членство в сектеявляется результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуютсясектанты, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать людей, и личнойуязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики секты,искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, ктонаходится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальноми психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск,путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последнийгоды учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся вдлительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любойчеловек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытываютпотребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.
В брошюреАмериканского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:
· Это самыйдружественный человек, какого вы когда-либо встречали.
· Это человек, СЛИШКОМзаинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.
· Тот, кто осыпаетвас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять:энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.п.
· Тот, у кого естьвсе ответы на все вопросы.
Насколько предполагаемыйклиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную,рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечьследующими средствами:
— показываязаботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошуюосведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляетпредполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например,узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Итак, ты был вдороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, безкаких-либо реальных корней?»;
— демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам,надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как разслучилось жить с группой музыкантов...»;
— удерживаяконтакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая»сексуально (в психологическом смысле);
— извлекаяличную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах,стрессах. Например, вербовщик может спросить: «что твои родители думают отвоих путешествиях через всю страну?» или «Есть ли у тебя интимныеотношения с кем-нибудь?» или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своейжизнью?».
Есливербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь свербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когдавербуемые клиенты считаются готовыми, — а это может быть после пятнадцати минутразговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласитьприсоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описаниягруппы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например,вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовнуюдискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик можетпригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар почеловеческому потенциалу». Вербуемому могут назвать название собранияочень далекое от истины, лишь бы только заинтересовать его. То есть вербовщикиочень тонкие психологи, они знают (или пытаются узнать в конкретном человеке)ранимые места человеческой души, интересы человека или фантазии, и предложитьпосетить то место, где, как они говорят, вербуемый получит удовлетворение всвоих потребностях. Вербовщики очень хитры и обходительны, они умеют надеватьмаски дружелюбных и приветливых людей, хотя внутри таковыми могут и неявляться.
Заключение
Целью работыбыло исследование влияния сект на современное общество. На основе анализатеоретического материала и опроса учащихся 10-11 классов были сделаны следующиевыводы:
·  Традиционные религии в современномобществе соседствуют с новыми религиозными организациями, многие из которыхносят деструктивный характер.
·  Подобные деструктивные секты опасны имогут приносить ущерб, как отдельной личности, так и обществу в целом. Попавшимв такие секты людям может понадобиться квалифицированная помощь.
·  Опрос учащихся 10-11 классов школы №4показал, что 70% опрошенных не имеют представления о потенциальном ущербе оттоталитарных сект (примером тому служит тот факт, что опрошенные допускалимысль посещения того или иного сектантского собрания).
Мы собираемсяпродолжать дальнейшее изучение особенностей тоталитарных сект, и считаем, чтодля реализации конституционного права на свободу совести необходимо бытьосведомленным о проблеме сект в современном обществе.
Списоклитературы
1) Волков Е. Н.«Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных сектах» (Журналпрактического психолога)2) Информационно-консультационный центр при Соборе СвятогоАлександра Невского. Краткий справочник «Религии и секты современной России».Новосибирск.,1997 год
3) Куликов И. «Новыеорганизации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера».Москва.,1999 год
4) МиссионерскийОтдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Справочник «Новыерелигиозные организации России деструктивного и оккультного характера».Белгород.,2000 год
5) Материалымеждународной конференции. «Тоталитарные секты и демократическое государство».Новосибирск..,2005 год
6) www.aferizm.ru
7) www.iriney.ru
Приложение №1Опросник — анкета (2006 год) Вопросы:
1.  Что такое секта?
2.  О каких сектах вы слышали?
3.  Как вы думаете, как образовываетсясекта?
4.  Ваше отношение к сектам.
5.  Знаете ли вы людей, которые состоят вкаких-либо сектах?
6.  Подходили ли к вам когда-нибудь наулице какие-нибудь неизвестные вам люди, приглашали ли они вас в какие-нибудьсомнительные места или давали вам в руки религиозные или антирелигиозныелистовки?
7. Хотели ли бы высами посетить сектантское собрание?Ответы:
Было опрошено77 человек.
1.
· Это сборище людейс общими идеями, мыслями;
· Наркоманы,фанатики, сумасшедшие;
· Сборищеслабовольных людей, удерживаемое чаще всего с помощью психологическоговоздействия;
· Это организациялюдей, создающаяся с целью проведения каких-либо ритуалов, церемоний, обрядов;
· Это группы людей,объединенные общей философией, имеющие свою теорию, основаны на влиянии насознание людей, способах убежать от окружающего мира;
· Это небольшаягруппа людей, которая занимается «отмыванием» денег. Они, изображая богов, обманываютдругих верующих людей;
· Это определеннаягруппа людей, которая имеет свою религию и свои определенные законы, которые нередкопротиворечат социальным нормам, установленным в обществе;

2.
· Баптисты;
· Сатанисты;
· Сайентологи;
· Шау-Линь;
· Наркоманы;
· Расисты;
· Скинхеды;
· Секта Гробового;
· Панки;
· Белое Братство;
· Христиане;
· Католики;
· Садисты;
· Свидетели Иеговы;
· Готы;
· Мормоны;
· Мазохисты;
· Озабоченные люди;
· Связанные счерной и белой магией;
3.
·  Туда завлекают, заманивают;
·  Единомышленники связываются друг сдругом через Интернет;
·  Их придумывают один или два человека,обладающие хорошими организационными способностями, хитростью и воображением.
·  Раздают листовки, приглашают наулицах, проводят мероприятия;
·  С помощью связей между сектантами.Каждый сектант может привести в секту своих знакомых, на которых можетповлиять;
·  Хитрым способом, без принуждения.
4.  Хорошо – 6 человек;
Плохо – 61 человек;
Нейтрально –10 человек.
5.  Да — 23;
Нет — 54;
6.  Да — 29;
Нет — 48;
7.  Да – 17;
Нет – 60.
Приложение№2Опросник- анкета (2007 год)
Вопросы:
1.  Как вы понимаете, что такое секта?
2.  О каких сектах вам приходилосьслышать?
3.  а) Как, по-вашему, образовываетсясекта?
б) Как выдумаете, какие люди наиболее подвержены попаданию в секту?
4.  Ваше отношение к сектам.
5.  Знаете ли вы людей, которые состоят вкакой-либо секте?
6.  Подходили ли к вам когда – нибудь наулице неизвестные вам люди, приглашали ли они вас в какие – нибудь сомнительныезаведения или давали вам в руки религиозные или антирелигиозные листовки?
7.  Хотели ли бы вы сами посетитьсектантское собрание?
Ответы:
Было опрошено68 человек.
1) 
· Секта – этогруппа больных людей, которые оттого что им нечем заняться, поклоняются своимбогам, занимаются чем попало;
· Организациялюдей, которая занимается чем-то одним. В основном существуют религиозныесекты;
· Общество людей,помешанных на чем-то, следующих определенным правилам;
· Созданы дляполучения денег. Верят во что-то;
· Объединениелюдей, поклоняющихся одному человеку;
· Вербующая людейорганизация.
2) 
· Свидетели Иеговы;
·  Сатанисты;
·  С уклоном на извращенный секс;
·  Белое Братство;
·  Секта Грабового
·  Пирамида;
·  Аум Сенрикё;
·  Анархисты;
·  Кабалисты;
·  Сайентологи;
·  Готы;
·  Хлыстовцы;
·  Евсеи;
·  Гопники;
·  Террористы;
·  Мормоны;
·  Баптисты;
·  Кришнаиты;
3)  а)
·  Собираются единомышленники;
·  Находится лидер, который всемкомандует;
·  Насильно;
·  Приводят друзья;
б)
·  Все;
·  Слабые;
·  Одинокие;
·  Безвольные;
·  Доверчивые;
·  Без комплексов;
·  Психически неуравновешенные;
·  Суеверные;
·  Пенсионеры;
·  Легкомысленные;
·  Мнительные;
·  Глупые;
·  С разладами в жизни;
4) 
Отрицательно– 37
Положительно– 3
Нейтрально –28
5)  Да – 24
Нет – 44
6)  Да – 34
Нет – 34
7)  Да – 15
Нет — 53


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Іо. Федьковича гуманізм І конструктивізм у фізичному вихованні студентської молоді ключові слова
Реферат Безопасность труда на рабочем месте контролера ОТК
Реферат О смысле массовой коммуникации. Массовая инфоpмация и выживание
Реферат Изучение порядка учета амортизации основных средств и нематериальных активов
Реферат Your actions speak louder than words
Реферат Корейский полуостров
Реферат Генезис и региональные особенности сословной ментальности кубанского казачества (конец XVIII – 30 –е гг. XX вв.)
Реферат 1. цель и задачи преподавания дисциплины
Реферат Методологические аспекты учета и анализа финансовых результатов предприятия ООО Строй-Инвест
Реферат Земли природно-заповедного фонда
Реферат Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений Военных сил РФ
Реферат I российский конгресс «Управление качеством медицинской помощи и системой непрерывного образования медицинских работников»
Реферат Бюджетное устройство в Российской Федерации и основные направления его совершенствования в средн
Реферат Информационный менеджмент как процесс управления людьми обладающими информацией
Реферат Продюсирование как форма управления персоналом в музыкальной индустрии