Тема:
Взаимоотношения русской и зарубежной православнойцерквей в наши дни
Содержание
Введение
Глава 1. История взаимоотношений русской и зарубежной православнойцерквей
1.1 Понятие и характерные черты РПЦ и РПЦЗ
1.2 История взаимоотношений церквей
Глава 2. Состояние проблемы взаимоотношений русской и православнойцерквей на современном этапе
2.1 Значение объединения церквей в 2007 г.
2.2 Дальнейшие пути взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ
Заключение
Список литературы
Введение
Высокая духовность во всевремена отличала русских людей. Немаловажную роль в становлении этого элементаментальной структуры русского народа сыграла православная вера. Русскаяправославная церковь пережила на своём веку немало сложных периодов, начиная отраскола на старообрядцев и новообрядцев до гонений большевиков, от взрываинтереса и повсеместной популяризации в 90-х годах прошлого века дознаменательного объединения с зарубежной русской православной церковью. И вовсе времена именно русская православная церковь являлась тем связующим звеном,которое обеспечивало духовное единство русского народа и способствовалоукреплению территориального единства нашей страны.
17 мая 2007 годапроизошло долгожданное событие – объединение русской православной церкви (РПЦ)и зарубежной русской православной церкви (РПЦЗ). Значение данного событиянеоценимо, ведь христианство как мировая религия никогда не представляло собойединой организации и внутри каждой из христианских церквей существовали своинаправления.
Кроме того, объединениеРПЦ и РПЦЗ событие, произошедшее, сравнительно недавно, поэтому вызываетнемалый интерес как среди учёных-историков, так и у неспециалистов.
В научной историческойлитературе особенности взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ представлены фрагментарно, восновном, в рамках исследований внешней политики российского государства.
Перечисленные факторыпозволяют говорить об актуальности заявленной проблематики.
Обоснование актуальностиданной темы позволяет нам сформулировать цель настоящего исследования.
Цель исследования:рассмотреть взаимоотношения русской и зарубежной православной церквей.
Объект исследования:исторический процесс взаимоотношений русской и зарубежной православной церквей.
Предмет исследования:состояние взаимоотношения русской и зарубежной православной церквей на современномэтапе.
Достижение заявленнойцели возможно посредством решения ряда задач:
1. Дать понятие и определить структурныехарактеристики РПЦ и РПЦЗ.
2. Рассмотреть процесс взаимоотношенийРПЦ и РПЦЗ в исторической ретроспективе.
3. Выявить значение объединения русскойи зарубежной православной церквей.
4. Рассмотреть возможные пути дальнейшихвзаимоотношений РПЦ и РПЦЗ.
Формулировка целей ипостановка задач исследования предопределила структуру данной работы.
Структура работы:курсовая работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которыхпредставлены по 2 параграфа), заключения и списка литературы.
Глава 1. Историявзаимоотношений русской и зарубежной православной церквей
1.1 Понятие и характерныечерты РПЦ и РПЦЗ
Прежде всего, следуетподчеркнуть, что никаких догматических отличий в вероучении и практике РусскойПравославной Церкви Заграницей от вероучения и практики Русской ПравославнойЦеркви никогда не было. Это связано с тем обстоятельством, что её руководствовсегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения ипрактики в неизменности и чистоте. В связи с этим представляется целесообразнымрассмотреть функционирование РПЦ и РПЦЗ с точки зрения особенностей её структуры.
Современная структураРусской Православной Церкви (Московского Патриархата), порядок формирования еёцентральных и местных органов управления, их полномочия определены УставомРусской Православной Церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 споправками, принятыми 27 июня 2008 года на Архиерейском Соборе. Устав РусскойПравославной Церкви — строго внутренний документ, не регистрировавшийся в МинюстеРФ, а посему ничтожный с точки зрения действующего законодательства. По мнениюпротоиерея Павла Адельгейма (РПЦ) и других, Устав РПЦ 2000 года в ряде своихположений противоречит как действующему российскому законодательству, так и церковномуправу.
Ныне действующий,зарегистрированный в минюсте при перерегистрации религиозных объединений всоответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «Освободе совести и о религиозных объединениях» (см. пункт 4 статьи 27Закона)], Гражданский Устав РПЦ нигде не публиковался (ГражданскийУстав РПЦ (1991), зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991года, был опубликован «Журнале Московской Патриархии»).
Устав определяет РусскуюПравославную Церковь как «многонациональную Поместную АвтокефальнуюЦерковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общениис другими Поместными Православными Церквами»[1].
Входящие в РусскуюПравославную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальныеучреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовныеучебные заведения, представительства и подворья канонически составляют МосковскийПатриархат.
В каноническойзависимости от РПЦ находятся автономные Японская Православная Церковь и КитайскаяПравославная Церковь; последняя фактически прекратила своё существование вконце 1960-х годов.
Согласно Уставу РусскойПравославной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместныйсобор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающиезаконодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своейкомпетенции[2].
Поместный Собор созывается в сроки, которыеопределяются Архиерейским собором или в исключительных случаях Патриархом иСвященным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Соборрешает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви иизбирает Патриарха[3]. Созван в январе 2009.
Архиерейский Собор составляют все правящие епископыЦеркви, а также викарные епископы, возглавляющие Синодальные учреждения иДуховные Академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года;является церковным судом высшей инстанции: в частности, первой и последнейинстанцией по догматическим и каноническим отступлениям в деятельностиПатриарха Московского и всея Руси[4].
Патриарх — Предстоятель Церкви имеет титул «СвятейшийПатриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести»среди епископата Русской Православной Церкви. Имя Патриарха возносится во времябогослужения во всех храмах Русской Православной Церкви[5].
Являясь прямо инепосредственно правящим епископом города Москвы (Московская область находитсяв непосредственном управлении Патриаршего Наместника — митрополита Крутицкого иКоломенского), Патриарх обладает определёнными общецерковными административнымиполномочиями: «вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, висключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них; заседания Священного Синода; несет ответственность за исполнениепостановлений Соборов и Священного Синода; издает указы об избрании иназначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений,викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемыхСвященным Синодом ; награждает архиереев установленными титулами ивысшими церковными отличиями; награждает клириков и мирян церковными наградами;утверждает присуждение учёных степеней и званий ». Патриарх —Священноархимандрит (Настоятель) Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также рядадругих монастырей, имеющих статус Патриарших ставропигий"[6].
В части внешних сношенийПатриарх «сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнениепостановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органамигосударственной власти и управления»[7].
Сан Патриарха являетсяпожизненным кандидатом для избрания в Патриархи может быть только архиерей (епископ)Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, имеющий высшее богословскоеобразование и достаточный опыт епархиального управления; вопрос гражданства(подданства) Уставом не оговорён. Право суда над Патриархом, а также решение обуходе его на покой принадлежит Архиерейскому Собору[33]. В случаекончины Патриарха или невозможности выполнения им своих обязанностей (уход напокой, нахождение под церковным судом и т. п.) Священный Синод подпредседательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синоданемедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителяпатриаршего престола. Процедура избрания Местоблюстителя устанавливаетсяСвященным Синодом.
Московская Патриархия —учреждение Русской Православной Церкви, объединяющее структуры, непосредственноруководимые Патриархом[8].
Священный Синод состоит из председателя — Патриарха(Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальныхархиереев.
Постоянные членыСвященного Синода суть следующие иерархи (по кафедре или должности):
· митрополит Киевскийи всея Украины
· митрополит Минскийи Слуцкий — Патриарший Экзарх всея Белоруссии
· митрополитСанкт-Петербургский и Ладожский
· митрополитКрутицкий и Коломенский
· митрополит Кишинёвскийи всея Молдовы
· Председатель Отделавнешних церковных связей
· Управляющийделами Московской Патриархии[9].
Русская ПравославнаяЦерковь Заграницей как юрисдикция, объединяющая епископов Русской Церкви,оказавшихся в эмиграции, была создана в 1924 г. в Сремских Карловцах (Сербия).Каноническим основанием для ее создания был Указ св. Патриарха Тихона 362 от7/20 ноября 1920 года.
Указ предусматривал, что«в случае, если епархия вследствие передвижения фронта, изменениягосударственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим ЦерковнымУправлением или само Высшее Церковное Управление во главе с СвятейшимПатриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерейнемедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предметорганизации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий,находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего ЦерковногоПравительства, или митрополичьего округа, или еще иначе).
Попечение об организацииВысшей Церковной Власти для целой группы… епархий составляет непременный долгстарейшего в означенной группе по сану Архиерея… В случае невозможностиустановить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшейинстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя всюполноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры кустроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организацииепархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая вседела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующихорганов епархиального управления (Епархиального Собрания, Совета и проч. иливновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанныеучреждения — самолично и под своею ответственностью»[10].
Созданный в соответствиис этим Указом Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницейвозглавил один из старейших и самых авторитетных иерархов того временимитрополит Киевский Антоний (Храповицкий), который в 1917 году был одним изтрех кандидатов на Патриарший престол. Тогда он набрал больше всех голосов, нопоскольку избрание Патриарха осуществлялось не по голосованию, а по жребию,Патриархом был избран митрополит Тихон (Беллавин), по количеству голосовостававшийся на последнем месте.
После опубликования в1927 г. Декларации заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита СергияСтрагородского Архиерейский Синод РПЦЗ разорвал общение с церковным управлениемв России, сохранив его только с катакомбными общинами[11].
Русская ПравославнаяЦерковь Заграницей управляется Архиерейским Синодом, первым председателемкоторого был митрополит Антоний (Храповицкий). Затем на этом посту его сменялимитрополиты Анастасий (Грибановский) и Филарет (Вознесенский). Летом нынешнегогода был отправлен на покой последний первоиерарх Зарубежной Церкви — митрополит Виталий (Устинов), после чего, по мнению архиереев РПЦЗ, возникланеобходимость созвать в октябре 2001 года Архиерейский Собор.
25 октября 2001 г.Архиерейским Синодом РПЦЗ Первоиерархом Церкви изьран архиепископ Лавр (Шкурла).
Согласно Положению оРусской Православной Церкви заграницей (от 1956 года) высший орган церковногозаконодательства, управления, суда и контроля для Русской Православной Церквизаграницей есть Собор Епископов, созываемый по возможности ежегодно, согласноцерковным канонам.
Председатель СобораЕпископов и Архиерейского Синода — Первоиерарх Русской Православной Церквизаграницей в сане Митрополита, избираемый Собором пожизненно; члены Собора сутьвсе архереи, входящие в состав Русской Православной Церкви заграницей (пр. 8Положения). В круг ведения Собора Епископов, среди прочего, также входит избраниедвух Заместителей Первоиерарха, являющихся вице-председателями Синода, двухчленов Архиерейского Синода и двух заместителей членов Синода (пр. 11Положения). В случае особой надобности Первоиерарх вместе с АрхиерейскимСинодом созывают Всезарубежный Церковный Собор, состоящий из епископов ипредставителей клира и мирян. Постановления таких Всезарубежных ЦерковныхСоборов имеют законную силу и приводятся в исполнение только по утверждении ихСобором Епископов под председатальством Первоиерарха (пр. 12 Положения).
Священный АрхиерейскийСинод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя(Первоиерарха), двух его Заместителей и четырёх членов Синода, из которых дваизбираются Собором на междусоборный период и два вызываются из епархии начетырёхмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей,вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя (пр. 16Положения).
Подписанный 17 мая 2007года Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ предусматривает, что ПервоиерархРПЦЗ, избираемый её Архиерейским Собором, подлежит утверждению ПатриархомМосковским и всея Руси и Священным Синодом Московского Патриархата. Кроме того,согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом подлежатрешения об образовании или упразднении епархий, входящих в РПЦЗ; избраниеАрхиерейским Собором или Архиерейским Синодом РПЦЗ архиереев утверждаетсяПатриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.
Вышестоящая инстанцияцерковной власти для РПЦЗ — Поместный и Архиерейский Соборы РусскойПравославной Церкви, в число членов которых входят архиереи РПЦЗ, априменительно к первому — также представители клира и мирян РПЦЗ.
В настоящее время РПЦЗобъединяет за пределами России около полумиллиона последователей, проживающих болеечем в 30 странах. Наибольшее их количество в США, Австралии, Германии, Канаде иФранции. В юрисдикции РПЦЗ 19 архиереев, около 600 священнослужителей(священников и диаконов), 16 епархий, 39 монастырей и скитов, 454 прихода.
В 1990 году открытые приходыРПЦЗ появились на территории России (первоначально в Суздале, где в юрисдикциюРПЦЗ перешел со своей паствой архимандрит Валентин (Русанцов), в 1991 годурукоположенный в РПЦЗ во епископа, в 1996 году лишенный сана и ныневозглавляющий юрисдикцию Российской Православной (Автономной) Церкви с центромв Суздале).
На территории России иУкраины в настоящее время РПЦЗ имеет несколько епархий, четырех епископов,духовную семинарию в Одессе. Основной центр духовного образования в РПЦЗ — Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле (США). Выпускаются периодическиеиздания «Православная Русь», «Церковная жизнь»,«Православная жизнь», «Русский пастырь», ряд епархиальныхпериодических изданий на русском и английском языках.
Таким образом, мы можемговорить о вероисповедальном единстве РПЦ и РПЦЗ и юридической обособленностиРПЦЗ (до 2007г.).
1.2 Историявзаимоотношений церквей
За семьдесят леткоммунистического огромное число русских эмигрировало за Границу в разноевремя. Обосновываясь в разных странах, русские православные строили храмы,учреждали приходы, создавали просветительские и благотворительные учреждения. Вэмиграции находилось много иерархов и священников, и с 1920х гг. встал вопрос оканоническом положении русских православных приходов за границей[12].
Вскоре после приходабольшевиков к власти в России началась гражданская война (1918—1920). Россияразделилась на два враждующих лагеря — красных и белых, и Русская ПравославнаяЦерковь распалась на две части, поделенные линией фронта. В общей неразберихебратоубийственной войны патриарх Тихон 25 сентября 1919 г. призвал духовенствовоздерживаться от участия в политических распрях. Для поддержанияжизнеспособности Церкви патриарх Тихон допустил в ноябре 1920 г. учреждениевременных церковных Управлений на территориях, находившихся под контролем Белойармии.
В 1919 г. в Новочеркасскесостоялся Церковный собор (впоследствии перенесенный в Ставрополь), на которомбыло образовано Временное высшее церковное управление юга России. В 1920 г. вКрыму также было учреждено Временное церковное управление. Когда Белая армиябыла вынуждена оставить сначала Северный Кавказ, а затем Крым, руководство этихвременных церковных управлений оказалось вместе с эмигрантами вКонстантинополе, где в декабре 1920 г. Вселенская патриархия разрешила создатьвременное Высшее Церковное Управление Русской Церкви за границей. Вскоре этавременная структура церковного управления переместилась в Югославию, и в ноябре1921 г. митрополит Антоний (Храповицкий) созвал в Сремских КарловцахВсезаграничный церковный собор, в котором приняли участие епископат,духовенство, представители приходов и видные деятели политических партий,оказавшиеся в эмиграции в результате гражданской войны. Этот соборреорганизовал Высшее Церковное Управление по образцу Московского ПатриаршегоУправления. На соборе были также приняты определения политического, в частности— монархического, характера, несмотря на протесты значительной частиучастников, в числе которых был и митрополит Евлогий[13].
В мае 1922 г.находившийся под арестом патриарх Тихон своим указом распустил Высшее ЦерковноеУправление Русской Церкви за границей и назначил митрополита Евлогия(Георгиевского) временно управляющим всеми приходами Русской Церкви в ЗападнойЕвропе. Не желая вступать в конфликт с руководством Русской ПравославнойЦеркви, оказавшиеся в эмиграции иерархи выполнили распоряжение патриархаТихона, но сохранили центральное управление Церкви в эмиграции: митрополитЕвлогий возглавил приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе, а всентябре 1922 г. Высшее Церковное Управление Русской Церкви за границей былораспущено, и вместо него был учрежден Архиерейский Синод Русской Церкви заграницей под председательством митрополита Антония (Храповицкого).
Так возникла ЗарубежнаяРусская Православная Церковь.
Архиерейский Синодпродолжал считать себя зарубежной частью Русской Православной Церкви, и все егоопределения начинались словами: «По благословению патриарха».
После смерти патриархаТихона в 1925 г. Архиерейский Синод признал полномочия митрополита КрутицкогоПетра (Полянского). Но все попытки заместителя патриаршего местоблюстителямитрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) наладить отношения сАрхиерейским Синодом оказались безуспешными[14].
Из всех иерархов,входивших в состав Архиерейского Синода Русской Церкви, только митрополитЕвлогий (Георгиевский) и митрополит Платон (Рождественский) были каноническиутверждены патриархом Тихоном, что давало им моральное право на некоторуюавтономию внутри Зарубежной Русской Православной Церкви. В 1926 г. соборепископов Зарубежной Русской Православной Церкви лишил митрополита Евлогия этойавтономии. Такое решение привело к окончательному разрыву митрополитов Евлогияи Платона с Архиерейским Синодом Русской Церкви. Так возник раскол в хрупкойструктуре Зарубежной Русской Православной Церкви. Приходы, верные митрополитамЕвлогию и Платону, последовали за своими архипастырями и вышли из ее состава[15].
В поиске компромисса ссоветской властью митрополит Сергий (Страгородский) издал в 1927 г. документВременного Патриаршего Синода (так называемую «Декларацию митрополитаСергия»), где говорилось о лояльности Русской Православной Церкви ксоветскому государству. Одновременно митрополит Сергий потребовал такой желояльности от зарубежных частей Русской Православной Церкви. Среди эмиграцииэтот документ и в особенности требование лояльности вызвали недоумение ивозмущение, и Архиерейский Синод Русской Церкви окончательно порвал с РусскойПравославной Церковью. С этого времени он становится самостоятельным органомвысшей церковной власти.
Митрополит Антоний(Храповицкий), возглавлявший Архиерейский Синод Русской Церкви за границей досвоей смерти в 1936 г., родился в 1863 г. в Новгородской губернии. Еще вдетстве в нем обнаружилась склонность к книгам духовного содержания, и этообусловило его поступление после гимназии в С.-Петербургскую духовную академию,которую он окончил в 1885 г. В 1889 г. архимандрит Антоний был назначенректором С.-Петербургской духовной академии, а в 1897 г. он был возведен в санепископа. Благодаря своим ученым трудам, проповедям и авторитету средицерковной молодежи епископ Антоний вскоре стал пользоваться влиянием в РусскойПравославной Церкви. С 1900 г. епископ (с 1906 г.— архиепископ) Антонийвозглавлял Уфимскую, Волынскую и Харьковскую епархии и повсюду прилагал немалоусилий к обустройству церковной жизни и пользовался неизменной любовью иуважением православного народа. После убийства митрополита Владимира(Богоявленского) в 1918 г. архиепископ Антоний стал митрополитом Киевским. Привыборе патриарха на поместном соборе Русской Православной Церкви митрополитАнтоний получил наибольшее число голосов, но выбранным по жребию оказалсямитрополит Московский Тихон (Белавин)[16].
Перед смертью митрополитаАнтония его посетил митрополит Евлогий. Оба митрополита попросили прощения другу друга и помирились, но, к несчастью, это примирение не распространилось на ихпаству, и Русская Церковь за границей осталась разделенной на разныеюрисдикции. После смерти митрополита Антония первоиерархом Зарубежной РусскойПравославной Церкви был избран митрополит Анастасий (Грибановский), при которомАрхиерейский Синод переместился в Америку. После смерти митрополита Анастасияпервоиерархами Зарубежной Русской Православной Церкви стали митрополит Филарет(Вознесенский) и Виталий (Устинов).
Зарубежная Русская ПравославнаяЦерковь не принимала соборного определения о безблагодатности таинств,совершаемых иерархами и клириками Московской патриархии, но иерархи синодальнойюрисдикции нередко высказывались в таком духе. Иерархам, иереям и мирянамсинодальной юрисдикции было запрещено сослужить и вступать в Евхаристическоеобщение с членами Русской и других Православных Церквей. Зарубежная РусскаяПравославная Церковь отказывается от всяких контактов с другими Церквами иэкуменическими организациями.
В 1980-х гг. АрхиерейскийСинод канонизировал новомучеников российских во главе с императором Николаем IIи членами царской семьи, а также св. Иоанна Кронштадтского и св. КсениюПетербургскую, и многим русским православным казалось, что канонизацию могласовершить только сама Русская Православная Церковь. В начале 1990-х гг. РусскаяПравославная Церковь причислила к лику святых патриархов Иова и Тихона(Белавина), мученически погибших митрополитов Владимира (Богоявленского) иВениамина (Казанского), св. Иоанна Кронштадтского и св. Ксению Петербургскую инекоторых других русских православных праведников.
Когда в 1927 г.митрополит Сергий (Страгородский) потребовал, чтобы русское духовенство вэмиграции подтвердило свою лояльность советской власти, подавляющее большинствоклириков сочло это неприемлемым. Отношения митрополита Евлогия с Московскимпатриархатом становились все более натянутыми. После того как митрополитЕвлогий принял участие в общественной молитве о гонимых российских христианах,митрополит Сергий отстранил его от управления Западноевропейской митрополией ипотребовал, чтобы все приходы в Западной Европе, сохранившие верность РусскойПравославной Церкви, вошли в подчинение митрополиту Литовскому Елевферию,который оставался в юрисдикции Московского патриархата. Тогда митрополитЕвлогий обратился к Вселенскому патриарху с просьбой принять его митрополию подсвое покровительство.
Вселенский патриархсогласился, и это обусловило каноническое положение митрополии[17].
Некоторые русскиеправославные приходы не пожелали порвать с Русской Православной Церковью ипредпочли присоединиться к юрисдикции Московского патриархата. В эту группувошли искренние и благочестивые православные, которые были готовы согласиться сунизительным положением Церкви под властью большевиков, только бы не порывать сЦерковью-Матерью. Эту часть заграничной Церкви возглавили митрополит СурожскийАнтоний (Блюм) в Лондоне и архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий(Кривошеин).
Таким образом, можноговорить о неразрывной внутренне связи русской и зарубежной православнойцерквей на протяжении почти столетнего периода, несмотря на внешний разрыв.
Глава 2. Состояниепроблемы взаимоотношений русской и православной церквей на современном этапе
2.1 Значение объединения церквейв 2007 г.
Русская ПравославнаяЦерковь всегда придавала большое значение примирению и объединению всех ветвейРусского Православия, возникших в Западной Европе и США вследствие революции вРоссии, гражданской войны и эмиграции.
Решение о созданиикомиссии по диалогу с Русской Зарубежной Церковью в декабре 2003 года былопринято и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
В декабре того же годасостоялось Всезарубежное пастырское совещание Русской Зарубежной Церкви,которое обсудило вопросы церковного единства. В совещании приняли участие иклирики Московского Патриархата. В своем обращении участники Пастырскогосовещания заявили, что приветствуют шаги, направленные к единству РусскойЦеркви. С большим удовлетворением за рубежом было воспринято и ПосланиеСвятейшего Патриарха Алексия к Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви. «Вэтом письме, — говорилось в обращении Пастырского совещания, — нас обнадеживаютслова, свидетельствующие о понимании Русской Зарубежной Церкви как частиРусской Церкви».
Важность единства Церквив Отечестве и Церкви за границей отмечал в одном из своих публичных выступленийПервоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр. Архипастырь отметил, чтообъединение «избавит нашу Церковь от самоизоляции и неизбежно связанных сней раздроблений и разделений, с одной стороны, и, с другой стороны, отрастворения ее в окружающей ее инославной среде». Первоиерарх РусскойЗарубежной Церкви осудил и тех членов Русской Зарубежной Церкви, которыесомневаются в благодатности Церкви в Отечестве. «Вместо любви к Богу, —сказал митрополит Лавр, — и любви к ближнему, вместо любви к нашей Родине —России, они насаждают в своих сердцах ненависть и презрение. Упорствующие втаком мнении впадают в гордыню и ересь неофарисейства»[18].
Важным этапом в делевосстановления канонического общения стала работа комиссии МосковскогоПатриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссии РусскойЗарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. КомиссияМосковского Патриархата была образована решением Священного Синода РусскойПравославной Церкви в декабре 2003 года. Ее составили архиепископ Корсунский Иннокентий(председатель Комиссии), архиепископ Верейский Евгений, протоиерей ВладиславЦыпин, архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Николай Балашов (секретарьКомиссии).
Комиссия РусскойЗарубежной Церкви была образована на заседании Архиерейского Синода РусскойЗарубежной Церкви. В состав Комиссии вошли архиепископ Берлинский и ГерманскийМарк (председатель Комиссии), епископ Вевейский Амвросий, архимандрит Лука(Мурьянка), протоиерей Георгий Ларин, протоиерей Александр Лебедев (секретарьКомиссии). Впоследствии протоиерея Георгия Ларина заменил протоиерей НиколайАртемов, а епископа Амвросия, в связи с его болезнью, заменил архиепископСан-Францисский и Западно-Американский Кирилл.
Первая совместная рабочаявстреча между комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской ЗарубежнойЦерковью и комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с МосковскимПатриархатом состоялась в Москве (ОВЦС) 22-24 июня 2004 года.
Дальнейшие заседаниясостоялись в Мюнхене (14-17 сентября 2004 года), в Москве (17-19 ноября 2004года), в окрестностях Парижа (2-4 марта 2005 года), в Москве (26-28 июля 2005года), в Наяке (штат Нью-Йорк) (17-20 февраля 2006 года), вновь в Москве (26-28июня 2006 года) и в Кельне (24-26 октября 2006 года).
Комиссии закончили своюработу в ноябре 2006 года. За это время были выработаны проекты документов,определяющих канонический статус Русской Зарубежной Церкви в составеМосковского Патриархата, отношение сторон к проблемам взаимоотношений Церкви игосударства, Православной Церкви и инославия. Все эти документы впоследствиибыли одобрены Священным Синодом Русской Православной Церкви и АрхиерейскимСинодом Русской Православной Церкви за границей.
Одновременно с проведениемпереговоров Московский Патриархат и Русская Зарубежная Церковь осуществили рядсовместных начинаний, свидетельствующих, что объединение находит живой откликсреди православной паствы.
За последние нескольколет делегации Русской Зарубежной Церкви неоднократно совершали поездки вРоссию. Так, летом 2005 года Россию посетила группа студентов из Свято-Троицкойдуховной семинарии в Джорданвилле, посетила большая паломническая группа изАвстралии во главе с архиепископом Сиднейским и Австралийско-НовозеландскимИларионом. Осенью 2005 года святые места России посетил Секретарь АрхиерейскогоСинода Русской Зарубежной Церкви епископ Манхэттенский Гавриил. Неоднократнопосещал Россию и архиепископ Берлинский и Германский Марк.
Весной 2005 годапредставители Русской Зарубежной Церкви принимали участие в перезахоронении накладбище Донского монастыря останков генерала А.И. Деникина и философа И.А.Ильина с их супругами, а в 2006 году— в перезахоронении останков ИмператрицыМарии Феодоровны.
Начиная с 2005 годапредставители Русской Зарубежной Церкви принимают участие и в работе ВсемирныхРусских Народных Соборов.
Символом грядущегоединства стал и совместный проект Берлинско-Германской епархии РусскойЗарубежной Церкви и Ставропольской и Владикавказской епархии МосковскогоПатриархата по возведению монастыря и реабилитационного центра в Беслане.
Наконец, 17 мая 2007 годав Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание Акта оканоническом общении между Московским Патриархатом и Русской ЗарубежнойЦерковью. После подписания состоялось первое совместное богослужение.
Патриарх Московский ивсея Руси Алексий II называл воссоединение Русской православной церкви вОтечестве и за границей основным церковным событием 2007 года.
«Главное, что было вминувшем году, это подписание Акта о каноническом общении между Московскимпатриархатом и Русской православной церковью за рубежом», — сказалпатриарх в четверг в интервью телеканалу «Вести-24»[19].
Значение объединения РПЦи РПЦЗ подчёркивали многие видные политические и религиозные деятели. Так,например, Николай Балашов, протоиерей, секретарь отдела внешних церковныхсвязей, утверждал: «Это большое событие в жизни русской церкви и народаРоссии. Это преодоление того разделения и раскола в обществе и в церкви,который возник в результате революции и гражданской войны. Это знак духовноговозрождения нашей страны, где церковь может свободно осуществлять своеслужение. Установление церковно-канонического единства не означает, что мыстали одинаковыми с нашими зарубежными братьями. У нас могут быть разныевзгляды и на историю, и на политические аспекты ситуации в современном мире. Нодля единства в вере и в молитве, в совместном труде проповеди Евангелия, это неявляется препятствием. Зарубежная церковь сохранит свое самоуправление, котороесложилось на протяжении многих десятилетий. Но в единстве с Поместной русскойправославной церковью будет принимать участие в решении церковных проблем. Ееепископы станут членами собора Московского патриархата, и будут периодическипривлекаться для участия в деятельности Священного Синода. Вместе с тем,решения, касающиеся внутренней администрации зарубежной церкви, остаются за ееархиерейским Синодом, расположенным в Нью-Йорке»[20].
Однако далеко не всестоль оптимистически рассматривают произошедшее событие.
Некоторые политическиеобозреватели настороженно относятся к факту объединения церквей, посколькусчитают, «что Россия — светское государство. И любое усиление религиознойвласти вредит власти светской».
Однако объединение ужесвершилось и стоит задуматься над тем, какие перемены оно принесёт в будущем.
2.2 Дальнейшие путивзаимоотношений РПЦ и РПЦЗ
Восстановление полногоединства организационных структур Русской Православной Церкви за пределами ееканонической территории является желанной целью, к которой следует стремиться.Однако необходимо принимать во внимание исторически сложившиеся реальности,обусловленные длительным разделением. Поэтому в дальнейшем устроении жизниединой Русской Церкви необходимо применять подобающую икономию и пастырскуюосмотрительность, постепенно развивая пастырское взаимодействие в странахрусского рассеяния при особом попечении Священного Синода Русской ПравославнойЦеркви и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.
Дальнейшие пути развитиявзаимоотношений РПЦ и РПЦЗ зависят от решения ряда проблемных вопросов:
1. Вопрос о каноническомстатусе Русской Зарубежной Церкви и возглавляющего ее Архиерейского Синода всвете указа Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего ЦерковногоСовета Русской Православной Церкви об упразднении Высшего церковного управленияза границей.
2. Засвидетельствованноев ряде документов непризнание иерархами Русской Зарубежной Церкви каноническойзаконности соборных актов и других важнейших решений священноначалия РусскойПравославной Церкви. В отдельных заявлениях выражалось сомнение в присутствииблагодати Божией в Русской Православной Церкви и совершаемых в ней таинствах.
3. Евхаристическоеобщение, в котором Русская Зарубежная Церковь состоит, во всяком случае,формально, с неканоническими группами, отделившимися по различным мотивам отдругих Поместных Православных Церквей и действующими, в частности, наканонической территории Румынской, Болгарской и Элладской Церквей. В последнее времяэти группы пытаются также развивать деятельность на нашей каноническойтерритории и территории Грузинского Патриархата.
4. Наличие средисвященнослужителей Русской Зарубежной Церкви лиц, перешедших из клираМосковского Патриархата и других Поместных Православных Церквей и находящихсяпод каноническими прещениями.
5. Наконец, с начала 90-хгодов существует острая проблема наличия параллельных епархий и приходов,учрежденных Русской Зарубежной Церковью на канонической территории МосковскогоПатриархата.
Таким образом,объединение русской и зарубежной православной церкви – это огромный шаг на путидостижения единства всего православного мира. Путь этот нелёгок и требуетразрешения некоторых спорных ситуаций и проблемных вопросов.
Заключение
Целью настоящегоисследования было рассмотрение взаимоотношений русской и зарубежнойправославной церквей. Для реализации поставленной цели нами был поставлен ирешён ряд задач. Теоретический анализ исторических источников, церковныхдокументов, научной литературы и материалов периодической печати позволяет намсделать следующие выводы:
1. Догматическихотличий в вероучении и практике Русской Православной Церкви Заграницей отвероучения и практики Русской Православной Церкви нет. В настоящее времясуществует ряд специфических особенностей в организации деятельности иструктуре каждой из церквей.
2. Историявзаимоотношений русской православной и русской православной церкви за рубежомнасчитывает более 90 лет. Разделение церквей произошло в 1921 году. Объединениесостоялось в 2007 г. И было названо событием года.
3. Факт объединенияцерквей признаётся всеми, но далеко не все оптимистично относятся кпроизошедшему событию. Большинство считает объединение РПЦ и РПЦЗ – огромнымшагом на пути к объединению всего православного мира. Но есть и те, ктонастороженно относятся к произошедшему, считая, что Россия является в большейстепени светским государством любое усиление религиозной власти может нанестивред власти светской.
4. Несмотря напроизошедшее объединение, на настоящий момент остаётся несколько существенныхпроблемных вопросов, требующих своего разрешения. Но главный шаг уже сделан. Такимобразом, проведённый нами анализ позволяет утверждать, что задачи данногоисследования были успешно решены,, следовательно, цель работы достигнута.
Список литературы
1. www.mospat.ru – официальный сайт Московской Патриархии
2. Голубинский Е. Е.История Русской Церкви. М., — 2002
3. Никольский Н. М. История русской церкви. Изд. 3-е. М.,1983.
4. Положение оРусской Православной Церкви Заграницей // www.patriarchia.ru/db/text/28517.html
5. Попов А.В. Русская православная церковь за границей: образованиеи раскол (1921-1924) // Новый исторический вестник. — №1 2005.
6. Православие ихристианские разделения. / Сост. М.Воскресенский. – М., 2008.
7. Русскаяправославная церковь на современном этапе // htth://www.orthodox.org.ru/today_ru.htm.
8. Устав РусскойПравославной Церкви. – М., 2000.