Реферат по предмету "Религия и мифология"


Божества в индуизме

Индуизм
Индуизм — самая большаянациональная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира”(М.,1998), всего в мире на 1996 год было около 800 миллионов сторонников этойрелигии, что составило 14% всего населения земного шара. Сегодня индуизмявляется доминирующей религией в Индии (индуистов более 80 процентов населения)и в Непале (индуистов около 80 процентов населения). Кроме того, индуисты естьво всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины индуистов в 1996году были в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри-Ланка(2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.), Малайзии (1,1 млн.). Наиболее крупная общинаиндуистов Африки была в ЮАР (700 тыс.), наиболее крупная община индуистовАмерики — в США (575 тыс.), наиболее крупная община индуистов Европы — вВеликобритании (500 тыс. последователей).
Индуистские служителикульта (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать — имнадо родиться”. Имеется в виду, что сторонниками индуизма могут быть толькоиндусы по национальности. Однако несмотря на утверждения служителей культа, чтонеиндусы не могут быть индуистами, в США, Канаде и Великобритании средииндуистов можно встретить и лиц другой национальности.
Индуизм возник в Индии впериод времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истокоминдуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н.э. — V.в.н.э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическаярелигия (XVI в. до н.э. — VII в до н.э.). Служители культа во всех трёхрелигиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующихмолиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богомпризнавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богупоклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизмесуществуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но нив одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмыверховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.
Такой переворот в религиозныхвоззрениях отражал переворот в реальной жизни. В Индии существовали исуществуют касты (другое название: варны). Касты (варны) — это группы людей,принадлежность к которым определяется рождением. В прошлом принадлежность к тойили другой касте определяла, каким видом деятельности должны заниматься люди(сейчас власти борются с этим обычаем, но не всегда успешно). Привилегированнойкастой были брахманы. Только они одни могли быть служителями культа. Ихпокровителем считался и считается бог Брахма. Именно поэтому слово “брахман” (впереводе с древнеиндийского языка, называемого санскритом, — “отражение волиБрахмы”) обозначало одновременно и человека из данной касты, и служителякульта.
Брахманы в древней Индииобладали большими преимуществами. Кроме монополии на профессиональнуюрелигиозную деятельность, они обладали ещё и монополией на педагогическую инаучную деятельность. Эти три вида профессиональных занятий приносили имбольшие доходы. Но, кроме того, они имели ещё право на присвоение половины всехналогов, которые получали светские власти. Привилегированное положениебрахманов в обществе отразилось и в религии того времени. Покровитель их кастыи профессии служителей культа, которая монопольно принадлежала этой касте, богБрахма, считался одновременно и верховным богом. Брахма своимсверхъестественным могуществом как бы закреплял те материальные привилегии,которые в реальной жизни имели брахманы. Представители трех других основныхкаст (кшатрии, вайшьи и шудры), недовольные сложившейся ситуацией, совершилисоциальный переворот. Брахманов лишили права присваивать себе часть налогов,лишили их и монополии на педагогическую и научную деятельность. Все, что имоставили, — это право быть служителями культа.
Вместе с тем и в связи сэтим три другие основные касты добились и понижения статуса бога Брахмы.Брахманы перестали быть самым привилегированным слоем общества, и ихбог-покровитель перестал рассматриваться как верховный бог. Конфессии виндуизме. Общее количество конфессий в индуизме неизвестно. Но основнымиявляются две: вишнуизм и шиваизм. Вероучения основных конфессий индуизмасовпадают во всем, кроме ответа на вопрос, кто из богов является главным.Вишнуиты верховным богом считают Вишну, шиваиты — Шиву. Вишнуизм и шиваизм — это самые большие и примерно равновеликие конфессии. В них входят примерно по40 процентов всех индуистов. Вишнуитские общины находятся по преимуществу насевере Индии, шиваитские — на юге Индии. Третьей по величине индуистскойконфессией является шактизм. Шактисты поклоняются верховной богине, котораяимеет несколько имён и одно из них — Шакти. В шактистские общины входитпримерно 8 процентов всех индуистов. Они по преимуществу расположены в Бенгалии(это северо-восточная часть Индии) и на юге Индии.
Если в индуизме и можнообнаружить какие-то отличия в вероучении, то, скорее, не между конфессиями, амежду различными храмами одной и той же конфессии. Особенности организациииндуизма порождают и некоторые особенности в его вероучении. В индуизмемасштабы религиозной организации ограничиваются рамками храмов. Ни однаконфессия не имеет централизованного руководства даже в масштабах штата, неговоря уже о стране в целом. Поэтому индуизм не имеет ни церковных соборов,которые принимали бы какие-то руководящие решения, в том числе и по вопросамвероучения, ни централизованной руководящей религиозной прессы. Конечно,брахманы всех храмов, в конечном счёте, опираются на одну и ту же священнуюлитературу. И это обеспечивает единство в главном. Однако священные книгинуждались в прошлом и нуждаются сейчас в их толковании. И в чем-то толкованиебыло и остается различным. А это значит, что положения вероучения в толкованиибрахманов разных храмов в чём-то несущественном могут отличаться друг от друга.
В вероучении индуизмаможно выделить четыре основных положения:
1. священных книгах,
2.сверхъестественныхсуществах,
3.душе,
4. загробной жизни.
В индуизме в качествесвященных почитается большое количество книг-томов. Точная цифра неизвестна, ново всяком случае их несколько сотен; они делятся на две группы.
Первая группа называетсяшрути, (“услышанное”) вторая — смрити (“запоминаемое”). (Все термины в индуизмеозвучены на санскрите.) Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы вособом смысле. Книги-шрути никто не создавал. Они возникли сами собой вместе свозникновением богов. Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которыенаходились в головах богов. Боги чудесным образом передали эти знания риши(мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг.
По своему содержаниюкниги делятся на семь групп. Первая группа — Веды (“Знание”) Это 4 книги-тома.Основным содержанием Вед являются тексты религиозных песен, тексты заклинаний иописания религиозных обрядов.
Вторая группа священныхкниг — Брахманы (“отражение воли Брахмы”). Это несколько десятков книг-томов.По содержанию это комментарии к Ведам, в основном культового характера.Считается, что их содержание через служителей культа и для служителей культапередал бог Брахма.
Третья группа — Араньяки(“Лесные книги”). Несколько десятков книг-томов шрути. Содержание: правилаповедения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности.
Четвертая группа — Упанишады (“Тайное учение”). Название объясняется тем, что в прошлом учение,заключённое в этих книгах, передавалось только брахманам и их ученикам.Буквальный перевод звучит так: “рядом”(упа) и “внизу”(ни) “сидящим” (шады).Рядом и внизу, т.е. у ног учителя-брахмана, сидели его ученики. По своемусодержанию это религиозно-философские комментарии к Ведам.
Пятая группа — Пураны(“Древние предания”). Это несколько десятков книг-смрити. Наиболее древниепураны первоначально существовали в устной форме.По содержанию это рассказы обогах.
Шестая группа — это однакнига-произведение: поэма под названием “Махабхарата” (“Великие бхараты”;бхараты — это название народа в Индии). В поэме около 100 тысяч двустиший.“Махабхарата” делится на 18 частей, которые тоже называют “книгами”.Книги-части имеют разную величину: от 320 двустиший до 14372-х.
Седьмая группа — этоопять одна книга-произведение и опять поэма. Её называют “Рамаяна” (“Сказание оРаме”). “Рамаяна” состоит из 24-х тысяч двустиший. “Рамаяна” делится на семьчастей, которые обычно печатаются в одном томе.
Индуисты верят всуществование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Хотя богизанимают в иерархической лестнице сверхъестественного мира значительно болеевысокое положение, чем демоны, мы всё же начнём характеристикусверхъестественных существ с демонов, ибо такой порядок рассказа более удобен вметодическом плане. Демоны. Демоны делятся на три вида: асуры (“небоги”),ракшасы (“те, кого сторонятся”), пишачи (перевод неизвестен). Асуры — противники богов, а ракшасы и пишачи — противники людей. Ракшасы вредят людямвсеми возможными способами, а пишачи — главным образом через болезни, которыеони насылают на людей. Функции демонов: творить зло, быть противниками богов,быть противниками людей. Но среди демонов встречаются и такие, которыесовершают отдельные добрые поступки.
Демонов много: ихколичество исчисляется миллионами. Демоны имеют плоть и пол. В обычном виде онивыглядят уродливо, но для осуществления своих коварных планов могут приобретатьоблик мужчин и женщин. Демоны смертны: их тела погибают в сражениях с богами илюдьми, а их души — вместе с гибелью Вселенной. Иногда люди воспринимаютдемонов органами чувств, иногда не воспринимают. Но если в иудаизме (а также вхристианстве и исламе) делается акцент на то, что в подавляющем большинствеслучаев люди демонов не видят и не слышат, то в индуизме такого акцента нет. Демоныделятся на старших и младших. Главного демона зовут Бали. Он вместе со многимидругими демонами живёт в подземном царстве.
Боги. В священнойлитературе в разных местах указывается разное количество богов: и 33, и 333, и3306, и 3339. Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9богов. Боги — это верховные сверхъестественные существа, управляющие миром. Каки в любой другой политеистической религии, каждый из богов имеет своиспецифические функции. Одни боги выглядят как обычные люди, но, как правило,огромного роста, другие — в основном как люди, но с какими-то особенностями встроении организма (четыре руки, три глаза и др.), третьи — как животные(например, как обезьяны),четвёртые — как полулюди-полуживотные (например, царь птиц Гаруда изображаетсяс головой и крыльями орла и с туловищем человека). Один из богов (Брахман)вообще не имеет видимого тела.
Боги требуют поклонения,которое обозначается словом “пуджа”. Богам поклоняются в храмах и дома, передсемейным алтарём. Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальнымизвуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношениеизображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др. Девять наиболеепочитаемых богов можно разделить на три тройки.
В первую тройку входятверховные боги. Два из них сейчас почитаются как верховные боги (Вишну и Шива),один как верховный бог почитался в прошлом, в предыдущей религии (Брахма).
Во вторую тройку входятих жёны (Лакшми, Парвати, Сарасвати). В третью тройку входят боги, хотя и неверховные, но очень уважаемые индусами (Брахман, Ганеша, Кама).
Вишну (“проникающий вовсё”, “вездесущий”) — верховный бог в вишнуизме. Кроме функции быть верховнымбогом, у него есть ещё две специфические функции. Во-первых, он — охранительВселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную Вселенную надо охранять и отпреждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами, что иделает Вишну. Во-вторых, он — помощник людям в решении их жизненных проблем.
Вишну чаще всего изображается(и на рисунках, и в скульптурах) в виде четырёхрукого мужчины. В одной руке унего боевая раковина (он трубит в неё во время сражений), во второй — палица, втретьей — чакра (метательное оружие в виде металлического диска), в четвёртой — цветок лотоса. Оружие в трёх руках символизирует готовность Вишну бороться ссилами зла, цветок лотоса символизирует его любовь к людям и готовность импомогать. Для характеристики Вишну очень важно использование понятия “аватара”.В буквальном переводе это слово означает “нисхождение”. По своему существуаватара — это другое и земное тело бога. Вместе с другим телом бог получает идругое имя. При переселении души бога в земное тело, эта душа одновременноостаётся и на небе, в основном, небесном теле бога. Эта душа как быраздваивается. Второе, дополнительное, физическое тело бога существует тольконекоторое время. Потом оно умирает, и душа бога возвращается в своё основное ивечное тело.
По мифологии индуизма уВишну было уже 9 аватар и ещё одна будет в будущем. Вот аватары, которые ужебыли. Первая: жизнь в теле рыбы. Вторая: жизнь в теле черепахи. Третья: жизнь втеле кабана. Четвёртая: жизнь в теле полульва-получеловека. Итак, в первыхчетырёх аватарах душа Вишну пока ещё не поселялась в теле человека. В остальныхпяти аватарах она живёт в человеческом теле. Пятая: в теле карлика по имениВамана. Собственно слово “вамана”и означает “карлик”. Шестая: в теле человекапо имени Парашурама (“Тёмный с топором”). Это был воин, сын брахмана, которыйвсегда ходил с боевым топором. Седьмая: в теле человека по имени Рама(“Темный”). Восьмая: в теле человека по имени Кришна (тоже переводится как“Темный”). Девятая и последняя: в теле человека по имени Будда(“Просветлённый”). Речь идёт об основателе буддизма. Будущая, десятая аватаратоже будет в теле человека, которого будут звать Калки. Калки, по вероучениюиндуизма, приедет на белом коне и в царском одеянии. Поэтому эту аватаруназывают ещё так: “царь на белом коне”. Он приедет через много лет, когда наземле власть будет принадлежать негодяям. Калки накажет негодяев и установит наземле золотой век.
Шива (“Милостивый”) — верховный бог в шиваизме. По своим специфическим функциям Шива — бог разрушенияВселенной (он разрушает её, когда приходит для этого время, назначенное богами),бог смерти и рождения человека (индуисты говорят: Шива стоит и у гроба, и уколыбели), бог живой природы (он заботится и о растениях, и о животных). Шивачаще всего изображается мужчиной темно-синего или лилового цвета с четырьмяруками и тремя глазами. Третий глаз, который расположен посреди лба (негоризонтально, а вертикально) не только видит, но и излучает сверхъестественныйогонь, который сжигает всё на своём пути. У Шивы тоже есть аватары, их более20-ти.
Ганеша (“Начальниксвиты”) — сын Шивы и Парвати, бог удачи и предпринимательства, начальник свитысвоего отца (свита состоит из богов низшего разряда). Верующие воры и мошенникив Индии считают Ганешу также и своим покровителем, богом воровской удачи.Ганеша изображается в возрасте подростка с четырьмя руками и с головой, похожейна голову слона. Это единственный бог в индуизме, у которого вместо носа — хобот. Индуисты стремятся иметь дома скульптурное изображение Ганеши. Ни однодело они не начинают без молитвы Ганеше. И для того, чтобы особенно угодитьГанеше, они по утрам чешут ему живот.
Кама (“Чувственноежелание”, “Любовь”) — бог любви. Его изображают как юношу с луком и стрелами вруках. Лук у него сделан из сахарного тростника, тетива лука — из живых пчёл,стрелы — из цветов. Когда стрелы Камы вонзаются в тела богов или людей, то онивозбуждают в них жгучую любовную страсть.
Согласно вероучениюиндуизма, боги бессмертны. Но есть два исключения. Первым исключением являетсяГанеша, а вторым — Кама. Кама умер, испепелённый огненным лучом разгневанногоШивы. Но потом по просьбе Парвати Шива сделал так, чтобы Кама родился второйраз.
Загробная жизнь имеет дваэтапа. Первый этап называется сансарой. Второй — выходом из сансары. Буквальныйперевод слова “сансара” с санскрита звучит как “странствование”. Наряду ссанскритским термином “сансара” для обозначения первого этапа загробной жизни влитературе используются также французское слово “реинкарнация” и русское — “перерождение”. По своей сущности это переселение души из одного тела (послеего смерти) в другое.
Механизмом сансарыявляется карма (“поступок”, “деяние”). Карма — это закон перерождения, согласнокоторому при преобладании хороших поступков человек получает хорошееперерождение, при преобладании плохих — плохое перерождение. Индуисты в связи сэти говорят: какова карма — такова и сансара. Если у вас хорошая карма, тобудет хорошая сансара. Хорошее перерождение — это тело здорового, богатогочеловека со счастливой судьбой. Плохое перерождение — это тело или растения,или животного, или человека больного, бедного и несчастного. По воззренияминдуистов преступник в одной из следующих жизней становится жертвой тогопреступления, какое он совершил. Вор будет обворован, насильник — изнасилован,убийца — убит. Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю(для праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства иливременных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином“нарака”. Считается, что ад имеет несколько отделений (называют следующиецифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и вэтой связи сторонники индуизма говорят и пишут о “семи кругах ада”. В каждомпоследующем отделении ада мучения становятся более сильными. Попавших в адизнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обниматьраскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают начасти, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме… При этом несчастныеостаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончитсясрок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душуумершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма.Второй этап загробной жизни для грешников — это попадание в последнее (чащевсего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнемотделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелыхгрешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, новозвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесьдуши грешников находятся до конца “дня Брахмы” а с наступлением “ночи Брахмы”уничтожаются.
Второй этап загробнойжизни для особо заслуженных праведников обозначается термином “мокша”(“избавление”, “освобождение”). Мокша по своему существу — это слияние душособо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход изсансары и понимается как высшее и вечное блаженство.
Индуизм — самая большаянациональная религия в мире, и уже это — очень серьёзная причина длявнимательного изучения индуизма.

Брахма
индуизмбрахма вишна шива
Он является владыкойтворения, творцом, существующим в своих проявлениях только периодически, азатем вновь удаляющимся в Пра-лайю, т.е небытие. Он также является безличным высшимнепознаваемым принципом Вселенной, из сущности которого все исходит и куда всевозвращается; он бестелесен, нерожден, не имеет ни начала, ни конца. Брахмаимеет четыре лика, представляющих четыре качества земли. Четыре лика смотрят вчетыре стороны. Его считают богом мудрости. В одной руке он держит Веды, книгумудрости и научения. Он также держит в одной из своих рук нить жемчуга длясчета времени или жертвенную ложку, которая является символом духовной природы.Четвертая рука обычно поднята для благословения каждого. Он также несет воду вкамандале (кувшине) для того, чтобы показать, что вселенная произошла из воды. Брахмаутерял первенствующее положение в индуистском пантеоне. Мифы рассказывают, чтооднажды он солгал и из-за проклятия Господа Шивы потерял славу своегоположения, что объясняет, почему индуис-ты обычно не поклоняются Брахме. ИногдаБрахма изображается на колеснице, запряженной семью лебедями, которыепредставляют семь миров (лок). Его также рисуют сидящим на лотосе, которыйпроизрастает из пупа Вишну. Здесь лотос представляет землю. Брахма оченьмогущественный бог, но его можно легко умилостивить.
Ганеш
 
Бог мудрости и успеха.Его также называют богом препятствий (Виг-хпешвара). Это божество с головойслона очень популярно у индуистов. Существует много храмов Ганеши, в том числепридорожные храмы. Господа Ганешу также изображают при входе в буддийскиехрамы, где его помещают напротив Махакалы. Известно, что Гаутама Будда такжепочитал Ганешу как отвращающего злых духов и все преграды. Во время празднестваИндраджатра его колесницу помещают рядом с колесницей Кумари, то есть живойбогини. Он знает все подробности кармы каждой души и совершенный путь дхармы,который делает действие успешным. Он восседает в муладхара-чакре и легкодоступен. Ганешу иногда отождествляют с ведическим богом Брихаспати («господоммолитвы»). Ганеша представлен в скульптуре в нескольких формах. У него головаслона, только один бивень; он пузатый, со сверкающими глазами. Он веселый сынГоспода Шивы. Он невысокого роста и тяжелый. Обычно он четырехрук; в одной рукеонг держит топор, в другой — сладкий шарик (ладду), в третьей — зуб и вчетвертой — лотос. Однако существует много вариаций атрибутов, которые ондержит в руках. Иногда его изображают держащим жезл, дубинку, ладду (душистыйшарик) и водяную лилию. Часто детали его иконографии также различаются. Начинаяс XVII столетия и позже его изображают вместе с его супругами, Риддхи и Сиддхи,которые являются его Шакти. Существует несколько легенд, объясняющих необычнуюслоновью голову Ганеши. В соответствии с «Шива Пураной», однажды Парвати, матьГанеши, попросила его посторожить за дверью, пока она принимает ванну. Когдаего отец, господь Шива, вышел из медитации, Ганеша не позволил ему войтивнутрь. Тогда Шива в гневе отрубил ему голову. Когда это увидела Парвати, онаобезумела от горя. Шива пообещал дать новую голову сыну, взяв ее у первого изживотных, которое пройдет мимо. Таким животным оказался слон, и Ганеша былвозвращен к жизни с его головой. Согласно другой легенде, Сатурн (Сани) выжегдотла голову Ганеши. Брахма заверил Парвати, что Ганеша сможет жить с головойслона, и так жизнь его была спасена. У Ганеши только один бивень потому, что онпотерял второй, когда ему пришлось биться с Парсурамом. Ганеша почитается каквеликий знаток священных писаний. Ганеша любит модак или ладду (сладкиешарики), приготовленные из цветков мелкого турецкого горошка (Cicer arietinum)и сахара. Перевозчик Ганеши — мышь, мушика.

Шива
«Благосклонный,милостивый». Это один из наиболее популярных богов индуистской традиции. КультШивы называется шиваизм. Многие атрибуты Шивы были присущи ведическому Рудре, вдальнейшем один из эпитетов Рудры — Шива стал основным именем бога, и наоборот,его былое имя Рудра — эпитетом Шивы. Шива — один из верховных богов, входящийвместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду, где он выступает какбог-разрушитель, который уничтожает миры и богов в конце каждой кальпы. С этимсвязаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы. Волосы Шивы украшаетмесяц, а сквозь них протекает река Ганга, которую он подхватил головой, когдаона падала с небес, чтобы разрушить землю. Посреди лба Шивы ~ третий глаз,который появился у него, когда жена Шивы Парвати, подойдя к нему сзади, закрылаладонями два других глаза. Из этого глаза и исходит разрушающий огонь Шивы. Одиниз мифов рассказывает, что Шива, разгневавшись на Брахму, отсек у него пятуюголову и за это был осужден на вечный аскетизм. В качестве великого аскета(Махайогина) Шива изображается голым, обсыпанным пеплом, с ожерельем из черепови серьгами из змей, сидящим на тигровой шкуре и погруженным в глубокуюмедитацию. Иконография указывает, что культ Шивы появился как поклонениелингаму (фаллосу). Некоторые школы придерживаются мнения, что фаллический культ,вероятно, был заимствован от некоторых туземных племен, так как их богом былфаллос, или Шишна-девата. Шивалингам отождествляется с космическим Пурушей. Шиваявляется владыкой разрушения и обычно представляется в трех формах: 1) лингам,2) антропоморфная форма 3) Натараджа или Наса дэва (Владыка космическоготанца). Шиваиты считают, что Шива есть все и во всем, одновременно творец итворение, имманентен и транс-цендентен. Он един, но виден в трех совершенствах:Парамишвара (первичная душа), Парашакти (чистое сознание) и Парашива(абсолютная реальность). На многих изображениях у Шивы четыре или пять лиц ичетыре руки. В руках он держит тришулу (трезубец), Ьамару (миниатюрныйбарабан), лук, сеть, боевой топор.
 
Гада
 
Это булава или дубинка.Оружие индуистского или буддийского бога. Бхим, герой «Махабхараты», также имелгада с длинной конической рукояткой и большим округлым концом. Гада означаетсвет.
Санкха
Раковина моллюска.Применяется в качестве сосуда, использующегося в приношениях, и как символВишны — одного из индуистских богов. Название его раковины — Паичаджняпа, таккак она была сделана из тела демона Панчаджана. Она издает пронзительный звук ивселяет ужас в противников Вишны. Раньше, в войнах прошлого, ее всегдаиспользовали. Индуистские святые также держат ее при себе и дуют в нее, когдахотят отогнать злых духов. На Тибете ее зовут дун. Она также называется трубойпобеды и символизирует произносимые слова.
 
Падма
Поскольку лотос растет издонной грязи и поднимается над водой в совершенной чистоте и славе, он широкоиспользуется в качестве символа духовного развития (от низшего — к высшему, отнечистого — к чистому). Кроме того, чакры обычно изображаются в виде цветовлотоса с разным числом лепестков. Символизирует самосотворение или сверхъестественноепроисхождение. Лотос играет большую роль как в индуистском, так и в буддийскомпантеоне. В индуистской религии Брахма временами изображается сидящим на цветкелотоса, выросшего из пупа Вишны. После того как родился Гаутама Будда и сделалнесколько шагов, под его ступнями тут же распустился цветок лотоса. Ади-Буддапроявил себя в виде пламени, исходящего из лотоса. Лотос, или падма, являетсясимволом чистоты. Может принимать любую окраску. Голубой лотос называют Утпалаили Нилотпала. В тантризме падма олицетворяет день, а утпала — ночь. ВВаджраяне лотос представляет активный женский принцип или женский половойорган. Лотос-пьедестал указывает на божественность, когда лепестки видны свнешней и внутренней стороны, тогда он называется Висвападма, или двойнойлотос. Асана, или сидение на лотосе, называется также Камала-сана. Богибуддизма: Авалокитешвара, Падмани, Амитабха и Белая Тара держат лотосы на своихлевых плечах. Индуистский бог Вишну всегда имеет при себе лотос как атрибут водной из своих рук. Падма — символ Падмапани, Маньчжушри, Авалокитешвары,Ситатары, Пандары и Пад-мадакини.
 
Тришула
Его также называют сула —излюбленное оружие Шивы, символизирующее три фундаментальные шакти, илиэнергии, Бога — иччха-шакти (желание, воля, любовь), крийя-шакти (действие) иджняна-шакти (мудрость). Он выполняет три функции: творение, защиту иразрушение. Может также представлять три гуны (качества): саттва(центростремительное Символы индуизма Тришула как объект поклонения притяжениесуществования), раджас (возвращение тенденции, называемой активностью илимножественностью) и тамас (ритмическое деление, находящееся под контролемвремени и пространства). В буддизме он представляет Триратну (три бриллианта):Будду, Дхарму (справедливость) и Сангху (монашеский орден), а несут егоМахакала, Падмасамб-хава, Желтая Тара, Джамбхала и Симханада Авалокитешвара.

Дхупадини
Горшочек, в которомкурится ладан. Этот символ означает приношение, как индуистским, так ибуддийским богам.
Мушика
Мышь (от корня муш ~«воровать, красть»). Вахана Ганеши, традиционно олицетворяющая богатство идостаток. Прячущаяся под покровом темноты, редко видимая и, однако, всегда заработой, мушика подобна невидимой милости бога в жизни человека. Символическимышь несет милость Ганеши во все потайные уголки сознания.
Вишну
Его считают охранителем изащитником. Он очень популярен благодаря своей сострадательной природе. КультВишну широко распространен в странах, где исповедуют индуизм. В Непале Вишнуобычно называют Нарайяной. Вишну поклоняются либо одному, либо с его супругойЛакшми. Он часто изображается стоящим, с четырьмя руками, одна с колесом, иличакрой, другая (одна из верхних рук) с гадой, третья с раковиной (саикха) ичетвертая с бутоном лотоса (падма). На голову Вишну надета тиара, или мукут; онстоит на лотосовом пьедестале. Иногда по правую сторону от него стоит егосупруга Лакшми — богиня богатства. Другой формой изображения Вишну являетсяЙогнидра, то есть его глубокий сон в состоянии концентрации в океане, на ложе,образованном из колец Ананты, главы змеиных богов. В таком образе он такженазывается аианта шешасайин с четырьмя руками, являющимися обычной эмблемойВишну. Такое изображение находится в Будханилканте и в саду Баладжу. Вишнутакже изображается в форме Даттатреи как трое в одном, каждый представленсидящим рядом и держащим эмблему со своим средтвом передвижения. Иногда Вишнурисуют сидящим с короной и украшениями Шивы или с тремя головами,принадлежащими трем богам индуистской троицы. Вишнуиты — это последователиВишну, или Нарайяны. Они также поклоняются Лакшми, супруге Вишну, Гаруде иХануману, богу обезьян.
Гаруда
Это получеловек-полуптица— его так изображают на различных рельефах. Гаруда является средствомпередвижения Вишну. Гаруду изображают в различных формах. У Гаруды человеческоетело и лицо, но у него есть и крылья, подобные крыльям птицы. Иногда Гарудаимеет клюв, подобный птичьему. Образы Гаруды также ассоциируются со змеями. Егоизображают преклоненным на левое колено. Его две руки сложены в анджали, то естьв жесте приветствия или приношения.
Хануман
Широко известен как богобезьян. В эпосе «Рамаяна» упоминается, что Рама с помощью Ханумана, главыобезьян, собрал армию и сразился с царем демонов Раваной для того, чтобыосвободить Ситу. Преданность и покорность Ханумана своему учителю Раме сталалегендой среди индусов. Благодаря своей сверхъестественной силе и храбрости,которые он показал во время битвы на Ланке, Хануман считается персонификациейфизической силы. У Ханумана лицо обезьяны, а тело человека. Он обычно покрытгустой шерстью ярко-красного цвета. Его обезьяньи черты маскируют с помощьюкрасных одежд и красного или золотого зонтика над головой. Ему особопоклоняются вишнуиты. Он был божеством-защитником царей Малла долины Катманду вНепале.

Шакти
Изначальный смысл слова«шакти» — энергия или сила божества. Со временем индусы стали считать, что этаэнергия помещается в жене бога, и в результате их внимание было перенесено набогинь. На протяжении многих веков тех, кто уделял особое внимание энергиибогов, воплощенной в их женах, называли шактами, подобно тому, как поклонниковШивы мы называем шиваитами, а поклонников Вишну — вишну- Символы индуизма 117итами.Богине поклоняются в двух ипостасях: великодушной и ужасной. В первой формебожественные матери называются Матрикас, их семь, восемь или десять.Поклоняются матери-богине как символу плодородия и творчества. Поклонениебогине связано с индуистской темой борьбы между силами знания (видъя) и силаминевежества (авидъя). Считается, что Шива сотворил Шакти для того, чтобы тавыпила кровь демонов. Позже Шива изъял разрушительные качества Шакти. Энергиябогов проистекает от этих Шакти, или Матрикас, эволюционированной идеи 64йогини. Эти йогини считаются двойниками 64 форм Бхайрава. Тантристы полагают,что без шакти, или женского божества, боги теряют могущество. Один из культовшакти, уважаемый и всеми признанный, называют «культом правой руки»; другой же,ему полностью противоположный, известен как «культ левой руки». В первом случаеритуалы и церемонии совершаются открыто и в основном совпадают с ритуаламидругих сект индуизма. Однако члены «леворуких» сект хранят в секрете отнепосвященных свои доктрины и ритуалы. Тем не менее, об их обычаях известнодостаточно, чтобы заставить некоторых из них устыдиться своей принадлежности кэтому направлению шактизма. Так например, частью их богослужения являетсяупотребление мяса и опьяняющих напитков, строго запрещенных в обычном индуизме,а также совершенно неприличные деяния. В древности, несомненно, частью ихпразднеств было человеческое жертвоприношение. Шакти поклоняются под различнымиименами. Великодушный аспект воплощен в прекрасной Уме (Свет), сверкающей Гаури(Сияние), Парвати (дочери Гималаев), а ужасающие проявлены в Дурге(Недоступная), Кали (Черная), Чанди (Дикая) и т.д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние детско-роительского отношения на личность младшего школьного возраста
Реферат Источник повышенной опасности
Реферат Виды деятельности Сберегательного банка Российской Федерации
Реферат Свидетельствуют сами сатанисты: "Я боюсь, что мне придется ответить"
Реферат Зенон Элейский, его парадоксы и понятия бесконечности
Реферат Пристрої введення (виведення) аналогової інформації в ЕОМ (аналого-цифрові інтерфейси)
Реферат Визначення метеорологічних і кліматичних факторів Аналіз метеорологічних умов забруднення атмосфери
Реферат Виробництво і виробничі системи
Реферат Технология и организация лечебно-оздоровительного внутреннего туризма в Краснодарском крае
Реферат Общество с ограниченной ответственностью, как организационно-правовая форма коммерческой организ
Реферат Проблемы обучения аудированию в зеркале реальной коммуникации
Реферат А. С. Пушкин и античность, 10 класс. Цель литературного образования становление духовно-нравственного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности в непрерывном совершенствовании. Программа
Реферат Анализ реализации продукции и финансовых результатов ОАО "Планета"
Реферат Определение оптимальной возрастной структуры лесного фонда Республики Беларусь
Реферат Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам по роману ЛН Толстого Воскресение