Реферат по предмету "Религия и мифология"


Боги покровители врачевания

Боги покровители врачевания встранах Древнего мира

Введение
Медицинская деятельность,врачевание возникли с появлением первого человека, в глубочайшей древности.
Первобытная медицина напротяжении сотен тысяч лет накопила немало верных наблюдений применения средстви приемов лечения. Вместе с тем, в первобытнообщинном строе складывалисьпредставления о болезнях и здоровье человека.
Беспомощность человека передсилами природы и фантастические представления о мире привели к фетишизму — возвеличению предметов и явлений природы, которые, позднее в представленияхлюдей стали иметь своих «духов» — сверхъестественных существ. Таквозник анимизм, который перерос в сложные религиозные системы с ангелами,богами, демонами и т.п.
Складывалась система«лечения» больных путем борьбы, изгнания из тела больного человекавредного духа или беса или, наоборот, пытались задобрить, а иногда и обманутьзлого духа.
Так, ребенка, могущего заболеть,переодевали, меняли его имя или прятали, чтобы болезнь, злой дух,«ошибся» при его посещении.
Наряду со злыми духами, впредставлениях людей были и добрые духи, которые отгоняли злых духов и защищаличеловека от многих неприятностей.
Религия сохранила до наших днейэти пережитки древней медицинской «демонологии» в виде различныхамулетов, обрядов или заклинаний.
К сохранению здоровья«причастны» и мифические боги. Представление о богах как о существахсверхчеловеческих,  наделённых способностями,  несравненными с человеческими,возникает в ходе исторического развития. Понятие человекобога или человеческогосущества,  наделённого божественными или сверхъестественными способностями,  посуществу принадлежат раннему периоду истории религии,  тому периоду,  когдабоги и люди продолжали рассматриваться как существа во многом одного и того жепорядка и не были ещё разделены непроходимой пропастью, которая разверзается междуними в сознании позднейших поколений.

Обзор мифологий и религий странДревнего мира
Месопотамия.
По всей видимости, Месопотамия –родина древнейших из известных цивилизаций, восходящих к 5000 до н.э. ХотяГеродот утверждает, что среди вавилонян не было врачей, это не соответствуетмногочисленным археологическим данным, свидетельствующим о том, чтошумеро-аккадская цивилизация, которая предшествовала в Месопотамии цивилизациямАссирии и Вавилона, обладала довольно развитой медициной. Найденная печатьшумерского врача датируется 3000 до н.э., так что шумерская медицина, вероятно,предшествовала египетской. Шумерские глиняные таблички сообщают о многих чудодейственныхсредствах; часть из них могла бы составить «глиняную книгу» по акушерству.Медицина по-прежнему была в основном магической, врачи назывались «асу» (шум.«a-zu», аккад. «a/>u») – «ведающий водой», посколькувода играла ключевую роль в заклинаниях. Однако нет никаких доказательств того,что деятельность целителя совпадала со жреческой.
Важную роль в ассиро-вавилонскойцивилизации играла астрология, тесно связанная с прогностикой болезней. Диагнозже был более эмпирическим. Во всех табличках перед указанием лекарства отболезни кратко перечисляются ее симптомы.
Есть основания полагать, чтоврачи в ассиро-вавилонском обществе составляли особый социальный слой, отличныйне только от жрецов, но также от ветеринаров и хирургов, занимавших болеенизкое положение. Медицинская деятельность регулировалась законом. В сводезаконов Хаммурапи, датируемом не позднее 1950-х годов до н.э., перечисленывознаграждения врачам и определены суровые наказания за неправильное лечение.
Египет
Около 5000 лет до нашей эрызародились в Египте приемы врачевания, появился миф о боге мудрости Тоте,который кроме других «обязанностей» исполнял и должность медицинскогобога, изображался с головой птицы ибиса. Вероятно, это был самый древний богврачевания. Тот считался автором 32 Герметических книг, 6 из которых посвящалисьмедицине.  Все они утрачены.
В Египте было особое почитаниесвященной медицинской литературы. Пока врач придерживался правил, изложенных вГерметических книгах, никакое обвинение не могло его коснуться даже в случаесмерти пациента. Но при любом отступлении от этих правил за гибель пациентаврача карали смертью. Догматический характер египетской медицины проявлялся и втом, что несмотря на практику вскрытий и бальзамирования умерших, знания обанатомии и физиологии оставались на низком уровне. Это очевидное противоречиеможно объяснить множеством табу, связанных с мертвыми, и тем, чтобальзамированием занимались не врачи, а особые специалисты.
Богиня Исида (Изида)  — египетская богиня здоровья, покровительница матерей и детей, богиня плодородия,олицетворение супружеской верности и материнства.  Почиталась как мудрейшаябогиня. Исида была самым почитаемым женским божеством. Согласно египетскомуповерью,  подлинное имя бога солнца Ра,  неотделимое от его могущества,пребывало в его груди в прямом смысле слова, и Исида извлекла его оттуда спомощью хирургической операции и – вместе со всеми сверхъестественными способностями– пересадила его себе.  Часто Исида изображалась со своим сыном младенцем Горомна руках (прототип богородицы с младенцем Иисусом).
Интересен миф о египетском боге,изображение которого имеется в виде глаза — «священный глаз Гора».Это также один из древних богов, культ которого появился около 4000 лет донашей эры.
Следует также напомнить, чтоединственный и основной египетский бог медицины имел реальную предысторию,прежде чем стал богом. Это Имхотеп, по преданию родившийся в 2780 году до нашейэры.
Имеются многочисленные письмена,статуи, свидетельствующие об Имхотепе, как ученом, астрономе, архитекторе ивраче, строителе пирамиды и заупокойного храма фараона Джосера в Сахаре, самойдревней из египетских пирамид.
После смерти Имхотеп былпровозглашен богом медицины как «Эскулап Египта». Покровитель ученых,врачей, писцов он изображался в виде человека с развернутым папирусом в руках.Его главный храм был в Мемфисе, где находилась и знаменитая медицинская школа.
Первый врач, имя которогозанесено в историю, это египтянин Секхетьенанах (ок. 3000 до н.э.). Он «исцелилноздри царя» и был почтен статуей с надписью об этом событии.
Палестина.
Древнееврейская медицина,вероятно, восходит к медицинской практике Вавилона и Египта, но в нейпоявляются и новые концепции, и новые способы лечения. Прежде всего, онаотказывается от магического подхода. И болезнь, и здоровье посылаются единым Богом,болезнь – наказание за грех, а Бог – единственный целитель. Роли врача и жрецасмешиваются, что не способствовало развитию врачебного профессионализма и специализации.В Библии упоминания о медицине редки, указанные там способы лечения исчерпываютсяналожением шин при переломах, мазями и повязками при ранах. С другой стороны,профилактика заболеваний и требования гигиены достигают высокого уровня.Ежедневные омовения, мытье рук перед принятием пищи, обязательные омовения дляженщин после менструаций и родов входили в религиозные обряды. Солдаты должныбыли закапывать свои экскременты за лагерем специальной лопаткой, что указываетна высокой уровень санитарии. Были разработаны и особые законы о проказе(возможно, под нею подразумевалось несколько разных кожных заболеваний). Предписывалосьизолировать больного, выстирать или сжечь его одежду и, говоря современнымязыком, дезинфицировать жилище. История о чуме среди филистимлян, упоминаниекрыс и описание бубонов (1 Цар 5:6, 6:3–11) показывают, что какая-то связьмежду крысами и чумой уже была отмечена.
Древние евреи были первымнародом, заботившимся об общественном здравоохранении, и Библия может считатьсяпервым учебником санитарии. Однако многие гигиенические предписания были частьюрелигиозных обрядов, а не специальными гигиеническими мерами.
Персия
 В древней Персии господствоваладуалистическая религия, и в бесконечной борьбе добра и зла боги-целителипредставляли, конечно, светлую и благую силу. Главным среди них был Митра.Сторонники культа Митры называли его Солнцем или,  как они выражались,  ВсепобеждающимСолнцем. Он являлся богом дружбы, посредником между богами и людьми,  милосерднымк людям.
Медицина же происходила из садовАмертат, богини долголетия, где произрастали тысячи целебных растений. Удревних персов не было анатомических знаний, а их отношение к болезни былоосновано на религии и магии. Медициной занимались исключительно служители богаМазды, лечение состояло в очистительных церемониях, молитвах и ритуалах. В«Вендидад», шестой книге «Авесты», установлены наказания за врачебные ошибки ивознаграждения за лечение, а также описаны специальные испытания для тех, ктохотел бы приступить к этой профессиональной деятельности.
Индия
Индийская «наука жизни»,Аюрведа, чья история насчитывает не одно тысячелетие, неотделима от философиииндуизма. Как говорят древние легенды, сам творец Вселенной Брахма передал этознание покровителю врачевания — богу Индре. А уже в VI веке до нашей эрыпоявились первые индийские медицинские трактаты. В Древней Индии не былопринято, чтобы мыслитель излагал учение от своего имени, — он излагал его какполученное откровение или как свое понимание древних, авторитетных памятников,т. е. в лучшем случае мог претендовать на роль комментатора. Это относится и кмедицинским сочинениям. “Они начинаются обычно с рассказа о происхожденииАюрведы, в которой сообщается, что творцом ее был Брахма и что эта отрасльзнания появилась в мире раньше человека. Брахма передал секреты врачевания богуДакше (в “Ригведе” — покровитель различных дарований), от него они перешли кбожественным близнецам—Ашвинам, потом — к могущественному Индре и, наконец, кмудрецу Бхаратвадже. Последний собрал мудрецов со всей Индии в гималайскойобители и подробно изложил им “науку о человеческих болезнях и методах ихлечения для долгой и не омраченной страданиями жизни”. Авторы трактатов,видимо, вполне сознательно возводили зарождение своей науки к богам,характерно, однако, что практическую медицину, по их сообщению, на землю принесне бог, а мудрец.
Аюрведическая традиция полагаетважнейшими составляющими человеческого организма три доша .(элементафизиологической системы) и семь дхату (тканей и соков). Доша — это движение,энергия и инерция; дхату -лимфа, кровь, мышцы, жир, кости, нервы и сперма (илияйцеклетка). Каждому дхату для образования соответствующих тканей требуютсяособые питательные вещества, и у каждого имеются свои мала, «отбросы»: кал,моча, пот, ногти, волосы… Здоровый организм в учении аюрведы являет собой количественнуюи качественную гармонию доша, дхату и мала. А когда их гармоничное соотношениенарушается, развивается болезнь
Древнейшая  история медициныИндии не может быть точно описана, так как сведения о ней сохранились лишь вформе легенд. Самый ранний санскритский источник Ригведа (ок. 1500 до н.э.)содержит магические заклинания против демонов болезни.  Великими медицинскимисветилами Индии были Чарака, который жил в начале христианской эры, и Сушрута(расцвет ок. 500 н.э.). Сушрута описал более сотни хирургических инструментов,составил список 760 лекарственных растений. Он писал о малярии, чуме, туберкулезе(называемом в Индии «королевской болезнью») и оспе.
Тибет
Четырехтомный трактат “Сердцеамриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлении”, более известный подсвоим кратким названием “Четыре тантры” (“Чжуд-ши”), получил впоследствии широкоепризнание, стал классическим источником тибетской медицины и не потерял своегозначения вплоть до наших дней. В русле его комментирования появлялись и исчезалиразличные школы тибетской медицины и была создана обширная медицинскаялитература.
В “Вайдурья-онбо”, самомавторитетном комментарии к “Чжуд-ши”, составленном Дэсрид Санчжяй-чжамцо(1653—1705), мы находим следующие переложения древнеиндийского мифа о появлениимедицины в мире людей: во времена золотого века люди жили бесконечно долго, онине питались материальной пищей, а обходились пищей самадхи. Но один человеккак-то съел выступившее из земли вещество, похожее на мед, и у него случилосьнесварение. Услышав его стенания, Брахма посоветовал ему выпить кипяченой воды.Человек излечился. И вот с этого времени начали считать, что первым врачом былБрахма, первой болезнью — несварение и первым лекарством — кипяченая вода. Но,добавляют буддисты, Брахма сам ничего не придумал, он просто к случаю вспомнилмедицинский текст, изложенный ему некогда буддой Шакья Тхубчен. Буквально наэтом же листе “Вяйдурья-онбо” мы встречаем другой вариант этого же мифа,начинающийся с истории о пахтании богами и асурами молочного океана для добычинектара бессмертия — амриты. Во время борьбы богов и асур за право выпитьдобытый нектар Брахма был ранен в щеку acypoй Paxy. Боль была настолькосильной, что он потерял сознание. Придя в сознание, Брахма вспомнил медицинскийтекст, изложенный ему некогда буддой Кашьяпа, и вылечил себя.
Подобно аюрведической литературе,“Чжуд ши” изложен не от лица автора, а от лица будды Шакьямуни, вернее его“медицинской” ипостаси Бхайшаджья-гуру, который для этой цели погружается всозерцание и эманирует из себя пятерых риши, представляющих ею личность в такихаспектах, как язык, душа, тело, деяния и достоинства. Постоянными действующимилицами на протяжении всего текста остаются Бхайшаджья-гуру и персонификацияязыка — риши Маносиджи. Будда не принимает участия в процессе изложения, онперед каждой тантрой погружается в созерцание и выходит из него после завершениятантры. Отвечают на вопросы Маносиджи по очереди остальные четверо риши,которые появляются из разных частей тела будды и рассказывают по одной тантре.
Китай.
Происхождение китайской медициныокутано легендами. Ее основателем считается император Шэнь-нун (ок. 2700 дон.э.), который, согласно преданию, составил первый травник с описанием более100 лечебных средств. Он также считается изобретателем техники акупунктуры.Самый древний и великий китайский медицинский труд – трактат Нэйцзин (Канонмедицины) – приписывается императору Хуан-ди (2698–2599 до н.э.); подлинноевремя его создания неизвестно.
Китайская медицина былапервоначально магической; однако в дальнейшем накопились эмпирические знания олекарственных средствах растительного происхождения. Основой медицинской теориислужило абстрактное учение о пяти элементах и о противоположных силах инь и ян,т.е. женском и мужском началах; в нарушении равновесия или гармонии между нимиусматривалась главная причина болезни. Китайцы не практиковали вскрытий, иханатомические и физиологические представления были довольно фантастичны.
Создание оздоровительнойгимнастики, которая известна под названием „Игры пяти зверей“(»У цин си"), приписывается медику эпохи Троецарствия Хуа То(190-265). Легенда о невероятных способностях Хуа То слагались уже при егожизни. Хуа То был обожествлен и вошел в число 10 богов — покровителейврачевания. Легенды о невероятных способностях, этой, вполне историческойличности, слагались уже при его жизни, а в памяти потомков образ этого уроженцацарства Пэй приобрёл сверхъестественные свойства
«Игры пяти зверей» ХуаТо, передававшиеся от одного носителя традиций к другому, дошли до нас вцелости и сохранности. Они состояли в копировании определённых движениймедведя, тигра, оленя, обезьяны и журавля.
«Тело, — учил Хуа То, — требуетупражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобыустранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению ипредотвращать недуги. Дверной порог, который регулярно используется по назначению,никогда не гниёт. То же и с человеческим телом. У меня есть своя системаупражнений под названием «Игры пяти зверей». В ней используются движения тигра,оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляетноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании,ползании, вращении и сокращении мышц путём напряжения». Комплекс упражнений,разработанный Хуа То усовершенствовал и дополнил уже имевшиеся к тому временигимнастические и боевые методы, а также вошёл в число даосских систем развития- Дао Инь.
Об образности данной системы испорить не приходится. Разработанная на древних даосских принципах, впитавшихне менее древние шаманские методики погружения в изменённые состояния сознанияи техники психических воплощений, предназначенная, в основном, для лечения ипрофилактики различных заболеваний, эта система по сей день изучается, какспециалистами, так и простыми людьми.
Греция.
Расцвет человеческого гения,известный как греческая культура и породивший шедевры архитектуры, скульптуры,поэзии, драмы, философии и науки, проявился и в медицине. Дух исследований иразмышлений разбил оковы догмы и побудил к прямому наблюдению и эксперименту,необходимым для развития медицины. Греческая медицина прошла три основных этапа:догиппократов период, классический, или гиппократов, и греко-римский. Каждыйимеет специфические особенности
Догиппократов период начался сминойской цивилизации, процветавшей на острове Крит с 4-го по 2-е тысячелетиедо н.э. Египтяне приписывали многие из своих лечебных средств критянам. Средиразвалин великого дворца в Кноссе был обнаружен удивительно современныйводопровод, свидетельствующий о высоком уровне гигиены.
По древней мифологии врачеваниеоткрыл бог солнца, света и покровитель искусств, «исцеляющий»Аполлон. Аполлон почитался как изобретатель искусства исцеления.  Грекипочитали его как бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, бога карающего,насылающего болезни и исцеляющего их.
Его сын — Асклепий стал богомврачей и врачебного искусства. Кентавр Хирон считался основателем медицины иучителем Асклепия.  Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошёл своего учителя. Асклепий не только исцелял болезни,  но дажеумерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида игромовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок,  установленный Зевсом наземле. Разгневанный Зевс метнул молнию и поразил Асклепия. Но люди почиталиАсклепия как бога-целителя.
Знаменитый культ Асклепия,зародившийся в Фессалии, был введен в Афинах в 5 в. до н.э. Храмы его вырослипо всей стране. Расположенные в живописных местностях со здоровым климатом,около минеральных источников, они были в сущности санаториями. Исцелениепроисходило в ходе т.н. инкубации. Сначала больной должен был особым образомподготовиться: поститься, совершать омовения и молитвы; после этого ему позволялосьпровести одну или несколько ночей в храме, у ног статуи бога в ожидании целительногосновидения. Лечение проводилось жрецами, которые, возможно, прибегали кгипнотическому внушению. Поскольку врачевание в основном состояло из лечебногосна на свежем хвойном воздухе Эпидавра,  Асклепий отныне являлся больным во снеСуществует множество легенд о чудесных исцелениях, некоторые их них совершеннофантастичны.
Сейчас от святилища, в подвалекоторого кишели змеи — спутники статного Асклепия, — практически ничего неосталось, но воздух по-прежнему напоминает ялтинский ботанический сад. Часторядом с Асклепием изображалсч юный демон выздоровления Телесфор.
Дочерьми Асклепия считалисьГигиея (богиня здоровья) — покровительница предупредительной медицины и Панацея(Всецелительница) — покровительница лекарственной терапии. В современном языкепанацея – всеисцеляющее средство,  лекарство от всех бед (часто иронически).
Гигиея изображалась в видемолодой женщины в длинной одежде,  со змеёй, которую она кормит из чаши (в нашидни чаша со змеёй – эмблема медицины).  От имени Гигиея – слово «гигиена».
У Асклепия были также сыновья –Махаон и Подалирий, врачи греческого войска, участвовавшие в Троянской войне.
Другие боги и богини также моглинасылать или предотвращать смерть или болезнь по своей воле. К их числу можноотнести Зевса, владеющего тайной врачевания;  Геру, которая была богиней бракаи  супружеской любви, помощницей беременных и рожениц; Артемиду, исцеляющуюболезни и благословляющую рождение; Илифию, богиню деторождения;  Гермеса, которыймог погружать любого из богов и людей в сон.
Имя богини любви и красотыАфродиты  упоминается в ряде медицинских терминов, оно же является и символомпластической хирургии.
Древний Рим
Следует напомнить, что многиебоги Древней Греции, перекочевали в культуру и мифологию Древнего Рима, получивновые имена.
Так, имя Асклепия былолатинизировано в Эскулапа, Афродита стала Венерой, Артемида греческого Олимпа — Диана у римлян, Гера  известна римлянам как Юнона Матрона или Юнона Лецина.
Медицина римлян вначале почтиполностью основывалась на магии, и они почитали великое множество высокоспециализированных врачующих божеств. У римлян профессия врача не пользоваласьуважением, она считалась ниже достоинства римского гражданина. Частомедицинской практикой занимались рабы. На греческих врачей, которые стремилисьукрепить свое положение в Риме, смотрели подозрительно и с презрением. КатонСтарший предостерегал против них своего сына. Однако проникновение иммигрантовпродолжалось, и, наконец, Юлий Цезарь дал греческим врачам римское гражданство.Предубеждение постепенно развеялось, врачи стали популярны, богаты и знамениты.Соран (ок. 100 до н.э.), принадлежавший к школе методиков, может считатьсяоснователем акушерства и гинекологии; он оставил чрезвычайно ценные советы поуходу за ребенком и предпринял первые попытки дифференциального диагноза.
Византия
С падением Рима, приходомхристианства и возникновением ислама новые мощные влияния полностьюпреобразовали европейскую цивилизацию. Эти влияния отразились и на дальнейшемразвитии медицины.
Еще до нашествия варваров ссевера центр Римской империи переместился из Рима в Византию. Там, несмотря наупадок античной цивилизации, была сделана попытка сохранить медицинскоенаследие предшествующих столетий.
Новое христианское учение,обещавшее спасение, было принято со слепым фанатизмом. Распространение мистикипривел к подъему религиозного целительства. Братья Косма и Дамиан, мученикиэпохи Диоклетиана, благодаря чудесным исцелениям стали христианским святыми –покровителями медицины. Если язычники римляне наделяли особыми целительнымисилами различных богов и богинь, то теперь эти функции были распределены междумногочисленными святыми. Считалось, что святой Рох и святой Себастьян предохраняютот чумы, святой Иов от проказы, святой Антоний Фивский от отравлений.
Даже само представление оболезнях регрессировало. Они уже не связывались с естественными причинами, асчитались наказанием за грехи. Молитвы, пост, покаяние стали основнымилечебными средствами. Хотя христианское милосердие требовало ухода за больнымии для этой цели учреждались больницы, методы лечения не основывались намедицинских знаниях.
Отцы церкви, естественно, вносилихристианские догматы в медицинские учения. Мистицизм, суеверия и догматизмвытеснили научное знание и исследование. Канонизированные тексты были объявленывысшими авторитетами как в религии, так и в науке.
Религия славян
Исторически существовавшие вславянских культурах формы религиозной жизни, возникли в дохристианский периодкак исконная религия славян и перешли после введения христианства на положение«неофициальных», народных верований. Исторически религия славян восходит крелигии древнейших индоевропейцев. По мере освоения новых земель к древнейшейиндоевропейской мифологии и к праславянской религиозной традиции добавлялисьнекоторые формы религиозной жизни,  заимствованные славянами у соседнихнародов.
Славяне стояли на позицияхмногобожия,  причём состав богов, их имена, функции в разных ареалах славянскойкультуры значительно отличались,  хотя существовали и общие праславянские боги.
Наряду со многими мужскимибожествами славяне почитали женских,  связанных прежде всего с браком, рождением, здоровьем и рукоделием. У восточных славян таковы рожаницы и богиняМокошь (Макошь).  Женские божества образовывали с мужскими брачные пары, однакоточные соответствия пока не установлены.
В православии святой апостолЛука, обладающий даром врачевания,  является покровителем всех болящих истраждущих.

Заключение
Первоначальная,  или примитивная,  мифология  есть тот  образный,  поэтический  язык,  который употребляли  древние  народы  для  пояснения  явлений  природы. Всё  видимое в  природе  принималось  древними  за видимый  образ божества:  земля,  небо, солнце, звёзды,  горы,  вулканы,  реки,  ручьи,  деревья  — всё  это  были божества,  историю  которых  воспевали древние  поэты,  а  образы  их изваивались  скульпторами. Поэтическим вымыслом древние заменяли научноеобъяснение непонятных для них явлений природы. И в этом смысле история стоитпозади мифологии, но далеко не всегда,  ибо большинство мифов о богах и герояхи самые образы этих героев суть образы,  возникшие силой свободной игрывоображения в той мере,  в какой свободна игра воображения у поэта и писателя, у художника и мыслителя.
Помимо богов здоровья,покровителей медицины за многие века до нашей эры были известны врачи-хирурги,глазные, зубные, венерологи и др.
Известностью пользовались школыпо подготовке врачей и особенно славились школы на Средиземноморском побережьеМалой Азии, в Косе.
Так, из школы на острове Косвышел знаменитый врач Гиппократ — отец медицины, основатель рациональныхспособов терапии.
Крупнейшим римским врачом былКлавдий Гален из Пергама. Его трактат «О видах пульса» долгое времяоставался настольной книгой врачей.
В фармацию вошел связанный сименем Галена метод приготовления лекарств (галеновы препараты).
Вполне естественно. что в историиантичной медицины много было и других замечательных имен, оставившихзначительный след на многие века.
В эпоху феодального общества, всредние века, возникают высшие медицинские школы типа университетов, создаютсякрупные больницы и аптеки.
Значительное развитие получиламедицина в феодальных мусульманских державах — халифатах. Врачам халифатовпринадлежит ряд высказываний о преимуществе предупреждения заболеваний, огигиене и диете.
Абу-Бакр Ар Рази (Разес) основалкрупную больницу в Багдаде, центре халифата, и школу врачей при ней. Из егосочинения «Книга об оспе и кори» известно, что Разес знал оневосприимчивости к повторному заболеванию и применял оспопрививание.
В период расцвета государстваСаманидов жили выдающиеся ученые-энциклопедисты врачи Абу Али ибн Сина,известный в Европе под именем Авиценны и Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмедаль-Бируни.
О замечательной и трудной жизниАвиценны написано много интересных книг. Авиценна (Абу Али Ибн Сина,980–1037),  перс по происхождению, которого часто называли «князем всехврачей», – обладал яркой индивидуальностью и предприимчивым характером. Он былотличным врачом и в своих работах пытался примирить догмы Галена и Аристотеля.
Труды Авиценны знаменуют высшуюточку развития арабской медицины, особенно на Востоке.
Чтение и изучение «Канонаврачебной науки», величайшего по своему значению и содержанию памятникачеловеческой культуры, доставит много счастливых минут общения с мыслямиАвиценны, великим врачом, мыслителем и ученым.
Бируни был одним изосновоположников экспериментального метода и опытной науки. В «Книге ораспределении климата» Бируни впервые коснулся вопросов медицинскойметеорологии.
В наибольшей степени помогливрачам в правильном лечении больных открытия в строении и функции системчеловеческого организма.
Вильяму Гарвею принадлежатзаслуги в разработке учения о кровообращении, основанного на фактах идоказательствах. В опытах на животных Гарвей доказал обращение крови ворганизме по большому и малому кругу.
Эпоху в развитии естествознания имедицины составило значительное усовершенствование микроскопической техникизнаменитым голландским естествоиспытателем Антони ван Левенгуком.
Гениальным русскимученым-энциклопедистом был М. В. Ломоносов, один из основоположниковсовременного естествознания, сделавший значительный вклад и в развитиемедицины, науки о народонаселении.
М. В. Ломоносов впервые в Россииговорит о необходимости широких государственных мер для охраны здоровья материи ребенка.
Литература
Фрэзер Д.Д Золотая ветвь /пер.с англ.Рыклина М.К. — 2-ое изд. — М.: Изд-во полит. л-ры,1986.  — 702с.
Основы религоведения / подред.Яблокова И.Н. — М.: Высшая школа, 2001.  — 480с.
Мифологический словарь — М.:Просвещение, 1984.  — 175с.
Кун Н.А. Легенды и мифы ДревнейГреции — 5-е изд. — Минск: Народная асвета, 1989.  — 462с.
Мифологии Древнего мира /пер.с англ Дьяконова И.М. — М.: Просвещение, 1977.  — 534с.
6. Токарев С.А. Религии в историинародов мира — М.: Изд-во полит.л-ры, 1965.  — 435с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Интеграционные процессы в Союзе Арабского Магриба
Реферат Агирре, Лопе де
Реферат A Review Of Short Story
Реферат Аналіз та прогнозування ринку дорогоцінних металів
Реферат Денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях прапорщиков, рядового и сержантского состава
Реферат Водневий двигун
Реферат Совершенствование маркетинговой деятельности промышленного предприятия
Реферат Парапсихология: сущность и значение
Реферат Нижне-Архызское городище
Реферат Todays Economy Essay Research Paper Are Peoples
Реферат Antigone And Ismene Essay Research Paper Antigone
Реферат Разработка базы данных автоматизированной информационно-поисковой системы учёта готовой продукции
Реферат Бухгалтерский учет в системе управления.
Реферат Проектирование лесовозной автомобильной дороги V категории в условиях Иланского лесничества
Реферат Iv международная научная конференция «Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты» (Самарская область, Тольятти) 17. 11. 2011 19. 11. 2011