митрополит Иерофей (Влахос)
Перевод текста докладаправославного иерарха и богослова митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса), прочитанного20 сентября 2009 г. в Московской духовной академии.
Когда летом 1966 года япервый раз посетил Святую гору как студент-второкурсник богословского факультетаФессалоникийского университета с другими моими соучениками, мы встретили монахаотца Феоклита Дионисиатского, который нас спросил, кто мы такие. Мы ответилиему, что мы богословы. На это он немедленно нам сказал: «Церковь знаеттолько трех богословов: святого Иоанна Богослова, святого Григория Богослова исвятого Симеона Нового Богослова, а вы являетесь студентами богословскогофакультета».
Этот взгляд отца Феоклитапроизвел на меня большое впечатление и научил меня, чтобы я использовал болееточные слова относительно этого вопроса, потому что по учению Церкви богословиеявляется эмпирическим познанием Бога, является даром. С того времени япостоянно возвращался к изучению этой темы и понял, что, действительно, согласноцерковной терминологии, богословом является тот, кто говорит о Боге, но длятого, чтобы кто-то мог авторитетно говорить о Боге и иметь неложное знание оБоге, он должен предварительно иметь личный опыт о Боге.
Таким образом, вабсолютном смысле слова богословом является тот, который достиг созерцания Бога,созерцания нетварного Света, а в относительном смысле богословом является и тот,кто говорит о познании, которое имеют обоженные. Это происходит и с наукой. Попреимуществу учеными являются те, которые исследуют различные природные явленияи предлагают новое знание, а также те, которые передают знание исследователей.
В «Святогорскомтомосе», который был написан свт. Григорием Паламой, ведется речь оисповедании веры, которое провозглашается достойными в Духе. С одной стороны, они,«в том же самом опыте посвященные», следовали по законному путиподвижничества, то есть отреклись от стяжания вещей, славы человеческой инедобрых телесных удовольствий, подтвердив это отречение через подчинение тем, ктопредшествовал им в жительстве согласно Христу, занимаясь священным безмолвием ичистосердечной молитвой и оказавшись посвященными в то, что выше ума, какдостигшие таинственного, превосходящего разум единения с Богом. А с другойстороны, они являются теми, которые «по отношению к таковым (то есть кпервым — иг.Д.), относятся с почтением, верой и любовью»/>[1].Таким образом, если мы не имеем личного познания Бога, мы принимаемсвидетельство Отцов Церкви, которые приобрели такое личное знание через энергиюСвятого Духа.
Занимаясь впоследствииучебой и исследовательской деятельностью, я понял, что можно говорить о двухвидах богословия: о научном богословии и о харизматическом, или эмпирическом, богословии.
I. Богословие как наука
Христос вочеловечился вданную историческую эпоху, воспринял человеческую природу абсолютно безгрешную,но тленную и подверженную страданиям, жил в конкретном окружении и лично позналвсю полноту трагического состояния людей после падения.
Так же и Церковь, воскресшееТело Христово, чья жизнь и деятельность осуществляется в истории, приходит всоприкосновение с людьми, живущими в конкретном месте и в определенное время, сэкзотическими национальностями, с различными религиозными представлениями и сразнообразными культурными способами выражения. Также единство и каноническоеустройство Церкви сохранялось при различных системах управления и организации.
Важно знать историческиеи культурные элементы из эпохи Христа, Апостолов и Отцов. Эти вопросы исследуетбогословие как наука, ими занимаются профессора богословских факультетов, которыепроводят исследование всех исторических явлений и излагают важные сведения, которыемогут помочь студентам стать в будущем клириками или профессорами богословия.
Далее я выделю некоторыеобласти, которыми занимается научное, или академическое, богословие.
1. Изучение текстов
Боговидцы Святые, Пророки,Апостолы и Отцы с пастырскими целями описали в различных своих текстах опыт, которыйони приобрели. Эти тексты — книги Ветхого и Нового Завета, гомилии отцов Церквии пр. Речь идет о текстах, в которых письменно сохраняется богословие Церкви, посколькуЦерковь Святым Духом записывает Откровение и Церковь через Святой Дух толкуетОткровение. Эти тексты передают также исторические события каждой эпохи, иличный опыт, который имел каждый из боговидцев, но и особенный дар, данный имБогом.
Следовательно, ученые-богословыисследуют эти тексты и находят общие элементы, отмечая и их характерныеособенности. К примеру слово «обожение» не упоминается в СвященномПисании, но только у Отцов Церкви. При этом, однако, духовный смысл этого словапередается в Священном Писании другими понятиями, такими как«совершенство», «прославление», «освящение» ипрочее. Еще они исследуют языковые особенности каждого боговидца, через которыевыражается богооткровенное слово, и причины, приведшие к написанию пророческого,апостольского или святоотеческого текста. Данные виды работы осуществляютсявнимательными исследователями, которые, однако, имеют церковный опыт, потомучто иначе они могут прийти к невероятным выводам, как мы замечаем в западнойхристианской мысли.
Также рукописипророческих, евангельских, апостольских и святоотеческих текстов сохраняются вразличных видах, записанных маюскулом или минускулом, датируются различнымивеками, с разночтениями, которые устанавливают специалисты, обладающиенеобходимыми знаниями по филологии, а также значительным знанием палеографии.Важно установить хронологию текста, восстановить этот текст благодарякритическому изданию в его первоначальной, по возможности, форме, исследоватьсвятоотеческие места, на которые ссылается писатель, и сделать соответствующуюссылку. Научная работа такого рода приводит ко многим достойным результатам.
2. Церковная история
Церковь жила в различныевременные периоды, и Ей приходилось преодолевать разнообразные проблемы:религиозные, социальные, политические. Сам Христос сказал Своим ученикам, что«посылает их, яко овец посреди волков»/>[2].Следовательно, новое свидетельство Христа, которое было передано Апостолами, Апостольскимимужами и последующими Отцами, пришло в столкновение со своей эпохой и создаломногочисленные проблемы. Гонения против Церкви — это славный период в ее жизни,и церковная история этого периода должна внимательно изучаться, для того чтобыбыть соответствующим образом описанной и оцененной.
Также, как известно, христианеявились в истории как третий род, т.е. они не были ни иудеями, ниидолослужителями. Они имели сознание, что составляли новую действительность, отличнуюот этих двух категорий. Это означает, что Церковь в первые века жила среди двухвеликих религиозных, политических и культурных миров — иудейского и эллинского.Особенно, когда Церковь вышла из районов Палестины на широкие просторы РимскойИмперии, где господствовало греческое и эллинистическое предание с различнымифилосафскими течениями, Она должна была ответить на все это. Таким образом, ДревняяЦерковь позаимствовала некоторые элементы из иудейского предания, а некоторыедругие — из эллинского, дабы выразить Свою богооткровенную истину. Также ей пришлосьпримирять столкновение иудеохристиан христианами из язычников, как мы встречаемв текстах Нового Завета и Апостольских мужей.
Великая проблема, которуюдолжны были разрешить Отцы IV века, состояла в связи между богооткровеннойистиной Церкви и эллинской философией. Существовали некоторые христиане, главнымобразом, еретики, которые старались истолковать Откровение через принципыэллинской филосифии. В результате вера стала обмирщаться, так как ониэллинизировали христианство. Наоборот, Отцы Церкви, в полемике с этимифилософствовавшими христианами, христианизировали эллинизм, заимствуя некоторыетермины из греческой философии и предавая им другое значение, для того чтобыони выражали богооткровенную истину, и чтобы эта истина не изменилась в новомкультурном окружении. Отцы видели онтологические и космологические вопросы, волновавшиелюдей их эпохи, и давали на них ответы через богооткровенную истину.
Таким образом, подобало, чтобыЦерковь отражала ереси и расколы, защищая Православную веру, что и происходилоблагодаря Вселенским и Поместным соборам, которые утвердили вероопределения иканоны для единства веры и канонического созидания Церкви.
Все это исследуютразличные ученые-богословы, когда излагается церковная история, историядогматов и церковная догматика, чтобы христиане получили, по возможности, точныесведения об истории Церкви, и как Церковь, через Своих святых, которые былипросвещены Святым Духом, смогла добиться сохранения богооткровенной истины, которуюоткрыл Христос Апостолам.
3. Церковные искусства
Христиане любят Бога ивыражают это разнообразно. Они собираются в определенных местах, для того чтобыслужить Богу и выразить свою веру. Также им подобает совершать БожественнуюЕвхаристию, которая является центром церковной жизни, для того, чтобыприобщиться Тела и Крови Христа.
Созидание молитвенныхдомов и храмов осуществлялось в различных видах и стилях, которые воспринялаЦерковь под влиянием места, в котором она жила. Но, в конце концов она создалаэти храмы согласно своему собственному преданию. Одновременно она получила иразличные культурные разновидности эпохи как: музыку, живопись, поэзию и проч.,оценила все это и преобразила еще более для того, чтобы выразить свою истину.
Ее глубочайшей целью быловыражение нетварной истины, которой Она обладала, при помощи тварных образовнастоящего, которые должны были еще более улучшиться, но таким образом, чтобыне заключить человека в тварных образах, но чтобы послать его в нетварный храм,к нетварному служению, к нетварному Божественному закону. В этой перспективеона создавала храмы, украшала их, определяла способ богослужения.
Все это должно бытьисследовано учеными исследователями, для того, чтобы определить способ, припомощи которого исторически трудится Церковь, а также то, как она воспринимаетразличные культурные образы настоящего и их преображает, как развивает также икультуру, без того, однако, чтобы полностью отождествиться с ней.
4. Религии и христианские исповедания
Человек создан Богом поЕго образу и подобию и был помещен в Раю для того, чтобы пребывать в постоянномобщении с Ним. Однако Адам и Ева через свое падение потеряли это общение сБогом и в своей попытке сохранить и выразить следы этого общения они сталипочитать тварь. Таким образом, от своей подлинной связи с Богом они впали внекую религиозную жизнь, поклоняясь идолам как богам и придерживаясь различныхрелигиозных идеологий. Религии являются выражением слабости человека, котораяпроизошла в результате его удаления от Бога, и приводят к фанатизму, религиознымвойнам и прочее.
В то же самое время, некоторыехристиане, имея различные взгляды, изменяют христианскую веру. В результатесоздаются различные христианские Исповедания, которые основываются нагосподстве логики, как происходит со схоластическим богословием, или основываютсяна неком господстве этики, как происходит с пуританством. Каждая из этихрелигиозных систем развила особые догматические учения, литургические типы, которыедолжны быть исследованы и изучены.
Более того, во всехподобных христианских группах появляются, время от времени, различные течения, как,например, так называемое диалектическое богословие, политическое богословие ипроч. И эти течения тоже должны быть исследованы, для того, чтобы мы могли ихизучить и оценить по отношению к Православной Церкви.
Также некоторыеХристианские Исповедания теснейшим образом связаны с различными политическими исоциальными видами деятельности, пытаясь доминировать в социальномпространстве. Мы не можем, как богословы, находиться в неведении относительнопоявления на Западе различных племен и франков, которые захватили Европу ираспространили иные отличные от христианства, которым жили апостолы и отцыЦеркви, взгляды. Мы видим это в «Диалогах», написанных свт. ГригориемДвоесловом, папой Римским.
Философские течения, которыевремя от времени развивались в Европе, такие как: просвещение, романтизм, модернизм,постмодернизм вместе с различными революционными движениями повлияли наположение вещей на Западе и на другие страны Востока, также как и наХристианские Исповедания.
Естественно, что этафилософская, социальная, политическая и культурная стороны должны тщательноисследоваться, чтобы мы знали, какие быри были вызваны этими явлениями и какиепоследствия они имели для некоторых частей христианского мира, а также, как ониповлияли до определенной степени на жизнь Православной Церкви.
5. Изучение современной жизни
Церковь занимаетсячеловеком и стремится к тому, чтобы передать ему свидетельство о ЦарствииБожием, а также к тому, чтобы привести его ко спасению. Однако, Отцы всегдастарались постичь человека своей эпохи, способ его мысли, и говорить с нимсоответствующим образом, с тем, чтобы помочь ему подлинно войти в церковнуюжизнь. Это не легкое дело, поскольку нужно говорить на языке каждого человекаради его исцеления. Проблемы, которые занимают людей нашего времени, этопроблемы социальные, психологические, бытийные и духовные.
Социальные проблемывозникают в связи со способом жизни людей в обществе, в связи с различнымидоминирующими в обществе течениями, и с различными господствующими социальнымитенденциями. Психологические проблемы возникают из-за неуверенностей, причиныкоторых различны, то есть из-за болезней, страданий, семейных проблем, отсутствияцелесообразности жизни. Бытийные проблемы связаны с ответом на бытийныепроблемы на земле, со смертью и с понятием бытия. Духовные проблемы имеют связьс поиском и общением с истинным Богом.
Должно исследоватьсовременное социальное окружение, в котором будет работать клирик, определитьдоминирующие проблемы, господствующие социальные течения, которые повлияли доразличной степени и на христиан. Когда кто-то узнает это окружение и в полнотепсихологию христианина, которого он окормляет, тогда он сможет оказать емурешительную помощь. Подобно тому, как Христос воплотился и этим способомпобедил грех, дьявола и смерть, также и каждый клирик, когда некоторым образом,по аналогии, вникает в проблемы человека и истощается, тогда он узнает условияжизни и может решительно помочь.
Пастырство Церквистремится к спасению каждого человека: неверующего, еретика, агностика, страстного,себялюбца, схизматика и прочее. Это пастырство осуществляется с просвещениемБожиим, но также нельзя игнорировать знание религиозных, культурных исоциальных параметров, потому, что Церковь никогда не работает по-монофизитски,смотря только на духовную составляющую, не замечая историческое и социальноебытие.
Для всего вышевышесказанного необходима богословская наука. Хорошо, чтобы священнослужительимел различные научные знания и был в курсе относительно господствующихпредставлений, например, о современных достижениях генетической механики, молекулярнойбиологии. Он может в результате предложить аутентичное богословское слово длятого, чтобы привести современного человека и помочь ему в разрешении различныхвозникающих дилемм.
Богословские Школыспособны дать много ценного для современного студента богословия, повышеуказанным вопросам и могут предоставить ему необходимые научные средства вделе его пастырского служения, обращенного к современному человеку.
Однако не следует, чтобымы прошли мимо другой стороны богословия.
II. Богословие как дар и опыт
Церковное пониманиебогословия по-преимуществу заключается в том, что речь идет о даре и опыте, которыйподается Богом тому, кто имеет соответствующие предпосылки для достиженияоткровения, во время которого он приобщается нетварному Свету, славе нетварнойэнергии Божией, а также имеет ум, способный вместить, выразить и запечатлетьэти духовные опыты.
Профессор, отец ИоаннРаманидис учил, что когда кто-то достигает созерцания Бога, он знает опытно, чтонет никакого сходства между тварным и нетварным, так что различает энергии Богаот демонских энергий и от энергий человеческой логики, то есть от помыслов. Тот,кто совершает это различие энергий, происходят ли они от Бога, диавола, чувстви фантазии, является действительным богословом и может вести точным образомсвоих духовных чад.
Таким образом, служениебогослова отождествляется с делом духовного отца, а служение духовного отцаотождествляется с делом богослова. Поэтому главная проблема человека, касающаясяего спасения, состоит в том, чтобы он научился различать тварные энергии отнетварных энергий, как отличается воля Божия от действий страстей и искушениядиавола.
Также он учил, чтосуществует две группы богословов Церкви с опытной точки зрения. В состав первойгруппы можно включить тех богословствующих, которые достигли просвещения ума иимеют умную непрестанную молитву, а ко второй тех, кто является действительнымибогословами, которые достигли созерцания славы Божией в человеческой природеЛогоса и могут беседовать безошибочно о Боге, и вести безошибочно людей кобожению.
Церковь, воскресшее ТелоХристово, живет в истории, воспринимает человека в состоянии падения, и ведетего ко спасению, к обожению. Это превращение человека от падшего в обожженногоявляется важнейшей целью Церкви. Это означает, что Церковь согласно со многимиагиографическими и святоотеческими текстами является духовной лечебницей, духовнойврачебницей, которая излечивает человека и превращает самолюбие в боголюбие ичеловеколюбие.
Как в каждой врачебницесуществуют врачи, которые знают метод и способ лечения и существуют и больные, которыестрадают и мучаются, и хотят исцелиться; то же самое происходит и в Церкви.По-преимуществу целителем является Христос и лица, при помощи которых Христосисцеляет, являются священнослужителями. Но особенно это святые, которые знают, чтоесть здравие, что есть болезнь, и каков способ исцеления каждого духовногонедуга. Существуют также и члены Церкви, которые не знают, что являютсябольными, или не хотят исцелиться, и создают различные проблемы в областицерковной жизни.
В этой перспективеЦерковь дала звание богослова трем великим святым, как было указанно в начале, аименно: св. Иоанну Богослову, свт. Григорию Богослову, прп. Симеону НовомуБогослову. Позднее к ним прибавился и четвертый великий богослов, свт. ГригорийПалама, архиепископ Фессалоникийский в XIV веке, которого Вселенский ПатриархФилофей Кокин, написавший ему песненное последование, то есть службу, назвалчетвертым богословом.
Далее будет указанно, почемуэти четыре великие личности были названы богословами. Общий признак их четверыхсостоит в том, что они жили в Свете Божием и говорили о нем. То есть они небыли некоторыми людьми, которые имели сильную логику и могли говоритьфилософским образом о Боге, но они видели Бога как Свет и в Свете, и оставилисвидетельство об этом Божественном Свете, то есть они были боговидцами-Святымиво Свете.
1. Святой Иоанн Богослов, Евангелист
Преображение Христово нагоре Фавор было значительным событием в жизни учеников Христовых, а также вжизни Церкви, потому, что там открылась слава Божества Христова, черезчеловеческую природу Христа, которая силой ипостасного соединения ичеловеческой природы в лице Логоса стала источником нетварных энергий Бога.
На горе Преображениямежду тремя учениками оказался и Евангелист Иоанн. Увидел и он славу БожестваХриста, его осенило светлое облако, являвшееся нетварной скинией Бога, присутствиеСвятого Духа и он услышал из глубины облака Отеческий глас.
Впоследствии он оказалсяна Голгофе, во время распятия, удостоился принять Матерь Христову, ПресвятуюБогородицу, был учеником любви. Богословским словом и способом он записал этиопыты боговидения в Евангелии, которое является четвертым по счету, а так же ив Соборных Посланиях.
Евангелие, которое оннаписал, является самым богословским, потому оно и было названо КлиментомАлександрийским как «духовное» Евангелие и было определено, чтобы оночиталось в Церкви от пасхального воскресения до Пятидесятницы. В течение всегоцерковного года чтения за божественной литургии выбираются из так называемыхсиноптических Евангелий: Матфея, Марка, Луки. Во время святой Четыредесятницы, котораяявляется периодом подготовки ко крещению оглашенных, мы слышим, что Христоссогласно Евангелию от Марка учит, чудотворит и изгоняет демонов. Однако со дняВоскресения, когда получили крещение новые члены Церкви, читается богословскоеЕвангелие Евангелиста Иоанна, потому что после крещения и в течение периодаВоскресения Христова они могут лучше понять богословский смысл, содержащийся внем.
Евангелие начинается сисповедания, что Христос — Слово Божие: «В начале было Слово, и Слово былоу Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, ибез Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь быласвет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его»/>[3].
Здесь яснейшим образомсвязывается Божество Христово с жизнью и светом.
Во всем четвертомЕвангелии мы читаем о возрождении человека, об откровении Троичного БогаСамарянке, слышим богословское учение о том, что Христос является хлебом жизни,водою живою, светом мира, вратами, через которые можно войти в дом Его Отца, вечнойжизнью, добрым пастырем, что тот кто верует во Христа, понимает во Святом Духе,что из утробы сердца его исходят реки живой воды и прочее. Удивительнымявляется последнее наставление Христа Своим ученикам прежде Его страдания, атакже Его первосвященническая молитва к Отцу, в которой Он говорит о единствеапостолов в созерцании, видении славы Божией, вещь которая осуществилась в деньПятидесятницы и прочее.
Исключительнобогословскими являются также Соборные Послания Евангелиста Иоанна Богослова.Главным образом первое, плод божественного опыта, приобретенного им. Характеренпролог Первого Соборного Послания:
«О том, что было отначала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и чтоосязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели исвидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца иявилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имелиобщение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сиепишем вам, чтобы радость ваша была совершенна»/>[4].
Здесь яснейшим образомоткрывается, что Евангелист Иоанн приобрел опытное познание Бога при помощислуха, зрения и осязания. С другой стороны, из святоотеческого учения мы узнаем,что все телесные чувства человека, согласно опыту, преображаются иудостаиваются пережить Бога и, что опытно все чувства становятся единымчувством. Так же ясно открывается, что благовестие Евангелиста ИоаннаХристианам не является идеологическим, но по-преимуществу плодом опыта. Онвидел Христа в Его славе. Ему явилась Истинная Жизнь, Которая была от началамира. Таким образом, речь не идет о проповедничестве идеологическом, рациональном,социальном, но о распространении Слова Божия по-преимуществу богословском, эмпирическом,это весть о вечной жизни. Ап. Иоанн проповедует то, что познал опытно, благодатиюБожией.
Также мы видим, что цельпроповеди и пастырства состоит в том, чтобы люди приобрели общение сбоговидцами-Святыми, а через них с Троичным Богом. Это показывает, чем являетсяЦерковь, что Церковь это не просто социальный, филантропический или религиозныйорганизм, но это место, в котором каждый приобретает общение с Троичным Богом исо святыми в соответствии с основополагающей целью церковной жизни.
Через исследование ЕвангелияИоанна и его Посланий можно погрузиться в атмосферу богословия, состоящего всвязи и общении человека с Богом, являющегося нетварным Светом. В результатеэтой связи человек приобретает богословскую добродетель любви. ПоэтомуЕвангелист Иоанн был назван Церковью Богословом.
2. Свт. Григорий Богослов
Свт. Григорий, архиепископКонстантинопольский, жил в IV веке и обязан наименованием «Богослов»известным богословским Словам, которые он произнес в Константинополе, когда егопозвали оставшиеся там, малые по числу, православные для отражения арианскойереси, которая в то время возобладала в Церкви.
В этих Словах он нетолько развивает учение о Святой Троице и богословски показывает, что Логос, второелицо Святой Троицы, является нетварным и Святой Дух является Богом и нетварным,но использует аргументы, которые происходят от личного, духовного опыта, которыйон сам приобрел. Таким образом, он показывает связь между опытом благодати идогматом Святой Троицы.
В своем первом Слове оБогословии он определяет, кем является богослов Церкви. Он пишет, что недолжно,чтобы все богословствовали: «не всегда, не перед всяким и не всего касаясь,но должно знать: когда, перед кем, и сколько». Богословие не являетсяпредметом всех, но «испытавших себя, которые провели жизнь в созерцании, апрежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело»/>[5].
Так, согласно ГригориюБогослову, богословами являются те, которые прошли искус, то есть очистилисердце от страстей и достигли созерцания Бога, или по крайней мере те, которыестремятся к очищению. Но существуют серьезные предпосылки для богословствования,а именно соответствующий способ, каковым является безмолвие, подобающее время, потому,что все является возможным в подобающее время, насколько возможно и насколькоимеет силу слушатель/>[6].
Говоря об отношении междумолитвой и богословием, он пишет, что можно всегда иметь памятование о Боге — «должнопамятовать о Боге более, чем дышать»/>[7], но невсегда возможно богословствовать. При помощи того, что он говорит, он непрепятствует человеку иметь память о Боге, но богословствовать, и он непрепятствует богословию, но несвоевременности, он не препятствует учению, нонесоразмерности.
В другой своей беседеговоря о том, кому надлежит богословствовать, он пишет, что все предметы, небесныеи земные умопостигаемые и чувственные, подчиняются порядку. Мы все являемсячленами Церкви, но каждый имеет свое особенное дарование. Одним является ДухСвятой, но дарования не являются равными, поскольку не являются равнымивоспринимающие Духа вместилища. Далее он ссылается на разницу духовныхсостояний между Моисеем, Аароном, первосвященниками и левитами. Только Моисейвошел на гору Синай. Он вошел во мрак и вступил в общение с Богом/>[8].
Говоря о опытеБогопознания он говорит, что Бог есть Свет. И более того, свет«наикрайнейший», «свет весь, хоть он и кажется сверхъярким»/>[9]. Можно увидеть Свет, только, через его сияние. ЭтотСвет увлекает ум человека к высоте через стремление, и очищенный умприближается к чистейшему Богу. Это означает, что ум человека очищается СветомБожества, увлекается на высоту, через любовь к Свету и в конце концов видитБога как Свет.
Имея перед своими глазамиМоисея, который взошел на гору Синай, свт. Григорий Богослов яснейшим образомописывает его собственный духовный опыт Богопознания, который он приобрел, и, беседуяо Боге, он представляет свое собственное духовное созерцание Бога, во времякоторого он увидел задняя Божия, то есть увидел Его нетварную энергию и славу, котораяназывается «великолепие», а не «чистую природу» СвятойТроицы/>[10].
Занятие еретиков Богомбез выше указанных предпосылок является «тщеславием и болезнью языкаотносительно слова»/>[11]. Ссылаясь на начальникаевномиан он осуждает его за то, что он незамедлительно изобретает святых ирукополагает богословов, образовывает их и совершает многочисленные заседания снеграмотными учеными.
Таким образом, согласноГригорию Богослову эмпирическое богословие не является предметом заседаний имирской мудрости, но чистоты сердца, озарения самого Бога, которое преподаетсятем людям, которые имеют необходимые предпосылки для богословствования.Богословие является харизматическим состоянием, духовным опытом, а не разминкойума. И богословов указывает Бог, а не собственное заявление о себе самом.
3. Прп. Симеон Новый Богослов
В XI веке после Р. Х. вэпоху, когда люди, и даже монахи, говорили о Боге, но образом рациональным, ане эмпирическим, учение прп. Симеона Нового Богослова составило этап вцерковной жизни и произвело, поистине, революцию в Церкви, так как согласноданному учению исихазм оказался основанием богословия и церковной жизни.
Прп. Симеон НовыйБогослов жил в нетварном Свете, видел нетварный Свет, видел нетварную энергиюБожию как Свет, и когда понадобилось, чтобы он говорил или писал о Боге, онговорил о Свете Божием и о приобщении человека этому Свету. Существуют многиеместа в его сочинениях, где говорится о том, что есть богословие, и кемявляется богослов в Церкви. Мы коснемся некоторых из них.
В начале он проводитразницу между покаянием и богословием, богослову не подобает покаяние икающемуся богословие. Между покаянием и богословием огромное различие, какотстоит Восток от Запада. Тот, который живет в покаянии напоминает немощного иоборванного нищего, который просит милостыню, в то время как тот, ктобогословствует напоминает того, который живет во дворце, носит яркое царскоеодеяние, является родственником царя, говорит с ним и слушает его указания иего пожелания/>[12].
Богословие являетсяпереживанием Пятидесятницы. Когда Апостолы получили Святого Духа, онипросветились совершеннейшим образом и научились Светом, что Бог Неизреченный иНевыразимый, Нетварный и Вечный, Вечный и Непостижимый. Силою Святого Духа ониполучили слово мудрости и знания, действие чудес и пророчества, роды языков итолкование языков, предстательство и управление городами и народом. Святыеобрели сыноположение, облеклись во Христа и познали все таинства БожественногоДомостроительства и будущих благ/>[13].
Опыт Апостоловпродолжается в течение веков. И сам прп. Симеон, как явствует из его текстов, достигопыта Пятидесятницы и увидел славу Божию. В одном из своих гимнов он пишет спотрясающей точностью о том, как через Христа он увидел Три Света, которыеимели единую энергию и сияли превыше света солнечного. Он пишет:
«Ибо и в самой ночи,и в самой тьме
я с трепетом вижу Христа,Который отверзает мне Небеса,
Сам склоняется оттуда ивидится мне
вместе с Отцом и Духом — СветомТрисвятым.
Итак, Один в Трех, и вОдном Три
именно Свет есть, конечно,и Один Свет — Три,
Свет, который озаряетдушу мою светлее солнца
и просвещает мойомраченный ум»/>[14].
Во время Божественногооткровения боговидец видит величие Бога, простоту и несложность, а такжебезвидность, познает, что он сам имеет приобщение Богу, без того, однако, чтобыувидеть Его сущность. Он пишет:
«Видит и хочетсказать и не находит слова,
ибо невидное он видит, безвидноесовершенно
простое, совершеннонесложное, непостижимое величием.
Ибо он не видит начала, никонца совершенно не видит
и середины совершенно незнает, и, как сказать, что видит?
возглавляемое всё, полагаю,видит,
не по сущности же, но поприобщению»/>[15].
Более того, прп. СимеонНовый Богослов достигает такого момента, когда говорит, что оглашенным неназывается только некрещеный, «но и тот, кто созерцает славу Господню не сприкрытым лицом»/>[16], когда человек достигаетвидения Божественной славы, он становится верным, иначе он является оглашеннымв таинства Царствия Божия.
Следовательнодействительное богословие — это богословие опытное, харизматическое, и богословесть тот, кто достиг высоты Пятидесятницы и увидел славу Божию.
4. Свт. Григорий Палама
В XIV веке Церквипришлось столкнуться с очень трудноразрешимой проблемой, поскольку в 1-ый разна Православном Востоке появляется схоластическое западное богословие. Когдакто-то не богословствует согласно своему опыту, он рассуждает об истине, о Боге,смешивает философию с фантазией и в результате впадает в агностицизм ибезбожие. Эта опасность наблюдалась в тот период в Константинополе иФессалониках.
Свт. Григорий Палама сталвеликим богословом, т.к. он видел Бога и познал Его славу и при помощи этихдуховных предпосылок отразил ересь Варлаама.
Свт. Филофей Коккин всоставленной им биографии свт. Григория сообщает нам о всей его исихастскойжизни, начиная с малого возраста, когда он жил во дворце, а также и егоподвижничесвте на Святой Горе. Именно на Святой Горе, в начале своей монашескойжизни он постоянно молился молитвою: «просвети мой мрак»/>[17]. Он жил подвижничеством и умным безмолвием «спреизбытком»/>[18], он совершал тайно непрестаннуюмолитву ума в духе и, удостоившись многих дарований, служил Тому, Кто видиттайное/>[19]. Он получил многие откровения как явленияЕв. Иоанна Богослова, Богоматери, особенно, однако, он многократно виделнетварный Свет, Царство Небесное, поскольку это видение являетсянепосредственным соединением, обожением, и те, которые достигают этого, приобретаюткрайнюю любовь и божественное уподобление и особенно «непадательноебогословие через непрестанную молитву и умное безмолвие, смирение и плач»/>[20]. Здесь созерцание соединяется с обожением и«высоким непадательным богословием». Св. Григорий часто виделБожественный Свет/>[21], такова причина, по которой онпостоянно в своих текстах говорит о нетварном Свете Божества.
Характерным является одновидение, о котором он рассказал своему другу и ученику Дорофею, его описываетсвт. Филофей.
Находясь в священномбезмолвии и молитве, в сени сна, он увидел, что держал в руках сосуд, наполненныймолоком, оно начало выливаться из сосуда и превращаться в благоуханное вино, котороестало стекать на его одеяние и руки, наполнив всё благоуханием. Тогда явилсянекий достославный Муж, исполненный светом, и сказал ему, чтобы он и другимпоказал это питие и не оставлял его, чтобы оно выливалось напрасно. Несомненно,здесь нравственное слово становится словом богословским, здесь показывается, чтосв. Григорий получил дар богословия. Когда святой изъявил свое бессилие длясовершения этого дела, потому что не было людей, которые бы любили такиебогословские слова, этот божественный Муж побудил его сделать это и оставитьБогу поступать подобающим образом. После того, как удалился этот славный Муж, повествуетсам св. Григорий Палама: «я же, сбросив и саму ту тень сна, всю ночь ибольшую часть дня просидел там, весь просвещаемый богато Божественнымсветом»/>[22].
Это свидетельствоявляется важным, т.к. показывает, что боговидец может быть в течение долгоговремени в Свете и быть просвещаемым им. Такой духовный опыт превращаетнравственное слово в богословское. Действительно после этого богооткровенногоопыта свт. Григорий написал своё 1-ое слово, посвященное прп. Петру Афонскому, вкотором он описал всю ценность жительства афонского монаха и затем написал своюбеседу на Введение во Храм Божией Матери, где Богородица представляется какпример исихаста и богослова по-преимуществу.
В одном своем тексте св.Григорий, говоря о богословии, отождествляет его с созерцанием Бога, он пишет:«Существует и о Боге и о Его учениях знание, созерцание, которое мыназываем богословием»/>[23]. Отождествляется знаниедогматов с созерцанием Бога и богословием. Богомудрыми богословами являются те,«которые выше ума беседовали с Богом» и те, которые «богорадостнонаучились и богоподражательно нас научили»/>[24].
В другом месте онописывает разницу между богословами, которые являются боговидцами, ибогословами, которые богословствуют отрицательно. «Богословствующиеотрицательно» богословствуют «от невидения», но святыебогословствуют на основании того, «что выше видения», «претерпеваянекое отъятие, но не рассуждая»/>[25]. Говоря оГригоре, друге и стороннике Варлаама, которого представляли как богослова, безтого, однако, чтобы он имел личный опыт Бога, он пишет, что тот был рукоположенсвоим собственным писалом «и самочинный есть учитель, посему болееявляется лжеучителем, нежели учителем»/>[26].Богословами являются те, кто видел Бога во Свете, а самозваные учителя суть те,которые учат от своего ума и своей фантазии.
Важно то, что свт.Григорий Палама учит, что не имеющие действительного знания Бога по опыту, вдействительности являются безбожниками. Это говорится в том смысле, что онирассуждают и говорят о том Боге, который не существует. Таким образом они неимеют познания истинного Бога, но Бога рассудка и фантазии, который являетсянесуществующим.
В послании к монахуДионисию описываются три вида безбожия. 1-ый — это многовидная ересьэллинствующих, от которых Варлаам получил свои идеи и которые он передалАкиндину, утверждая, что Божественная энергия не отличается от Его сущности.2-ой вид — это «многообразный обман еретиков», которые не отличаютсяот безбожников, поскольку имеют ложное представление о Боге, к ним относятся иВарлаам, и Акиндин, поскольку одного Бога они разделяют на тварное и нетварное.
3-й вид безбожия — этокогда кто-то не излагает учения о Боге из-за неблагочестивого благочестия, т.к.он не хочет воспевать Бога этим образом, поскольку эти (учения) превосходятразумение многих. Здесь нет стремления к объяснению незнающим богословия Св.Отцов, но отвержение его под предлогом, что это великие и высокие понятия дляума и это не просто понять большинству и не все могут без труда и легко постичьэто/>[27].
Эти четыре святые, св.Иоанн Богослов, свт. Григорий Богослов, прп. Симеон Новый Богослов и свт.Григорий Палама и четвертый богослов являются боговидцами и именуются Церковьюкак Богословы.
***
Выводом из всеговышесказанного является то, что богословие функционирует и как наука и какдар-опыт.
Образ больницы показываетэтот двойной образ богословия. В каждой больнице существуют врачи и медицинскийперсонал, который занимается лечением больных, но существует также и управление,т.е. директора, советы, счетоводы, секретари и другие, которые работают дляхорошей административной организации больницы. Административная структурабольницы не может заменить врачебного отдела, но и врачебно-целебное служениене может работать результативно без материальной, экономической иорганизационной структуры.
Этот образ показываетсвязь между богословием как даром, который служит духовнобольному человеку вдуховной больнице, Церкви, и богословия как науки, которая внешним образомисследует элементы церковной жизни.
Богословиепо-преимуществу — это духовное познание Бога через Свет, это соучастие «вчасти удела святых во свете»/>[28]. Такое богословиепредлагает безошибочное знание Бога и помогает жаждущим и алчущим Бога людямудовлетворить это стремление. Таким образом харизматическое богословие служитболее как пастырское и, естественно, пастырское имеет своей целью движениечеловека от того, что по образу, к тому, что по подобию; от бытия к тому, чтоявляется благобытием; от антропоцентрического жизненного подхода ктеоцентрическому; от очищения к просвещению и обожению. Такое богословиеразвивалось в монастырях, и действительные профессора являются профессорамипустыни, те монахи, клирики и епископы, которые лично и опытно познали Бога.
Также богословиефунцкционирует и как наука, которая занимается историческим движением Церкви вовремени, а также культурой, которая возделывается членами Церкви, и властными иэтнофилитическими тенденциями, влияющими на организацию Церкви. Анализ и толкованиеэтих состояний осуществляется и преподается в церковных и богословских школах, апрофессорами являются здесь те, которые учатся и знают все эти проблемы, которыепоявляются при историческом движении Церкви. Это богословие должно помогатьЦеркви в ее цели, которой является руководство христиан на пути к обожению.Если, однако это научное академическое богословие не вдохновляетсяхаризматическим богословием, оно не имеет особой вневременной исотериологической ценности, потому что когда-нибудь, как говорит апостол Павел,все упразднится, и это знание, и то, что останется — это любовь как общение сБогом/>[29].
Я, по-крайней мере, получилпомощь от моих духовных отцов и от профессоров богословского факультета, которыепривели меня к изучению агиографических и святоотеческих текстов Церкви иоткрыли мне путь на Святую Гору, где я встретился с опытными подвижниками, которыесозерцали Бога как Свет и которые показали мне этот путь опытного богословия.Так, я увидел, как в моей жизни могут гармонично сотрудничать богословие какнаука и богословие как дар-опыт, как могут быть связаны Богословские Школы(Факультеты) с исихастким и боговидческим преданием Церкви.
Я благодарю Бога, указавшегомне этот путь, а также благодарю вас, имевших терпение меня выслушать.
Перевод иг. Дионисия(Шленова)
/>Список литературы
[1] ΓρηγορίουΠαλαμᾶ. Ἒργα 3. Ε ΠΕ.Θεσσαλονίκη, 1983.Σ. 498.
/>[2] Мф.10, 16.
/>[3] Ин.1, 1-5.
/>[4] 1Ин. 1, 1-4.
/>[5] ΓρηγορίουΘεολόγου. Ἒρ γα 4. Ε ΠΕ. Σ.14.
/>[6] Ibid. Σ. 14-16.
/>[7] Ibid. Σ. 16.
/>[8] Ἒργα 2. Ε ΠΕ. Σ. 38 κ.ἑξ.
/>[9] Ibid. Σ. 52-54.
/>[10] Ἒργα 4. Ε ΠΕ. Σ. 38.
/>[11] Ibid. Σ. 26.
/>[12] SC 51. P. 71, α.
/>[13] SC 122. P. 110-112.
/>[14]SC 156. P. 234. Цитируемый автором 32-й гимн прп. Симеона Нового Богословаприводится по рус. пер. иером. Пантелеимона (Успенского).
/>[15]SC 156. P. 158. Ср. рус. пер. данного 27-го гимна у иером. Пантелеимона(Успенского): «И язык мой затрудняется в словах, и ум мой хотя и видитсовершающееся, но не может изъяснить. Он видит и хочет высказать, но не находитслов, потому что созерцает невидимое, совершенно безвидное, совершенно простое,несложное и беспредельное. Ибо он не видит никакого начала, ни конца, нисередины совершенно не замечает; и как он выскажет то, что видит? Видится же, думаюя, нечто совокупно-целое, но никоим образом не в самой сущности своей, а черезпричастие». — Ред.
/>[16]SC 129. P. 234.
/>[17]ΦιλοθέουΚοκκίνου. Βί οςΓρηγορίουΠαλαμᾶ. ΕΠΕ.Θεσσαλονίκη, 1984.Σ. 80-82.
/>[18]Ibid. Σ. 86.
/>[19]Ibid. Σ. 90.
/>[20] Ibid. Σ. 122.
/>[21] Ibid. Σ. 138.
/>[22] Ibid. Σ. 142-144.
/>[23] Γρηγορίου Παλαμᾶ. Ἒργα 4. Ε ΠΕ. Σ. 182.
/>[24] Γρηγορίου Παλαμᾶ. Συγγράμματα. Ἒκδ. Χρήστου Α΄. Σ. 258.
/>[25] Γρηγορίου Παλαμᾶ. Ἒργα 2. Ε ΠΕ. Σ. 458-460
/>[26] Γρηγορίου Παλαμᾶ. Συγγράμματα. Ἒκδ. Χρήστου Δ΄. Σ. 275.
/>[27] Γρηγορίου Παλαμᾶ. Ἒργα 4. Ε ΠΕ. Σ. 404 κ.ἑξ.
/>[28]Кол. 1, 12.
/>[29]1 Кор. 13, 8-12.
Для подготовки даннойработы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru