Реферат по предмету "Религия и мифология"


Близнечные мифы

Близнечныемифы — мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов, частовыступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Б.м.можно разделить на мифы о
близнецах-братьях(соперниках или позднее — союзниках),
близнецах- брате и сестре,
близнецах-андрогинахи
зооморфныеБ.м.
Вмифах о братьях-близнецах, характерных для дуалистических мифологий (в частности,индейцев Северной и Южной Америки и народов Океании), один из братьевсвязывается со всем хорошим или полезным, другой — со всем плохим или плохосделанным. Между братьями-близнецами с самого их рождения начинаетсясоперничество: в Б.м. североамериканского индейского племени кахуилла один изблизнецов (Мукат, создавший людей и Луну) спорит за первенство с другим(Темайауитом), уходящим в подземный мир. В Б.м. ирокезов и гуронов Иоскеха — создательСолнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон — создательскал, вредных животных, шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение.Тавискарон противодействует всем благим начинаниям Иоскехи, и в результатебратья вступают в единоборство, после которого раненый Тавискарон спасается вподземном мире, а Иоскеха после сражения с братом удаляется на небо.
Внекоторых дуалистических Б.м. братья-близнецы не антагонистичны друг другу, авоплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной из половинплемени. Таковы Возлюбленные близнецы у североамериканского индейского племенизуни, которые разделили племя на фратрии — людей зимы и людей лета. ОбаВозлюбленных близнеца выступают в роли культурных героев, которые выводят людейиз пещеры на солнце и дают им орудия и оружие. В Б.м. этого типа близнецы частодублируют функции друг друга, оба полезны, а не вредны для людей, оба заняты ихлечением (ср. Ашвины). Однако в Б.м. этого типа, как правило, обнаруживаютсяследы более архаических представлений о взаимной вражде близнецов.
Мифо близнецах — брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак, известен впочти одинаковой форме во многих древних культурах (египетский миф об Осирисе иИсиде, древнеиндийский миф о Яме и Ями). В индоевропейской мифологииблизнецы-братья, называемые «детьми (сыновьями) бога неба» (Диоскуры,Ашвины, литовские и латышские «сыновья бога»), ухаживают за своейсестрой — дочерью Солнца. В некоторых индоевропейских традициях след этого мифаостался в представлении о кровосмесительном браке нескольких братьев с ихсестрой (у хеттов, древних ирландцев и индо-иранцев) или об инцесте брата исестры (в «Ригведе»).
Представленияо браке двух (или нескольких) близнецов — брата и сестры — является одной изформ символизации в Б.м. объединения двух мифологических противоположностей. Вафриканских обрядах, связанных с Б.м. и культом близнецов, распространенораскрашивание каждой стороны лица и тела в разные цвета. В африканском мифеньоро близнец Мпуга Рукиди с одной стороны был белым, а с другой — чёрным (ср.Б.м. у кахуилла, где чёрный цвет связан с одним близнецом, а белый — с другим).Двойной цвет Мпуга Рукиди совпадает с символикой белого и чёрного цветов вблизнечных обрядах (смена тёмного и белого времени). Особенностью многихафриканских Б.м. является совмещение обоих рядов мифологическихпротивоположностей в одном мифологическом образе, который включает в себя обачлена (близнечные существа — двуполые существа). У догонов герои Б.м. Лис иНоммо выступают одновременно и как близнецы и как андрогины. Такие же представлениясвязаны с двумя демиургами Маву и Лиза в мифологии фон в Дагомее, выступающимикак андрогин, одна часть которого (Маву) воплощает ночь, Луну, радость, другая(Лиза) — день, Солнце, труд. Другие боги в мифологии фон представляются в видепар близнецов, а божественная сила — радуга — описывается и как андрогинноесущество, и как близнечная пара. Египетские боги Гор и Сет иногда изображалисьв виде одной фигуры с двумя лицами, что позволяет дать гипотетическуюандрогинную интерпретацию и первоначальному мифу о кровосмесительной их связи.Миф о двуполом существе, связанный с близнечным, отражается в древнегреческойорфической традиции и в диалогах об Атлантиде Платона.
Наиболееранний пласт близнечных представлений прослеживается в зооморфных Б.м., предполагающихучастие в близнечном рождении животных или родство между животными иблизнецами. У многих народов был распространён обряд убийства близнецов послеих рождения, которых обычно относят в воду болота или в лес, отправляют насъедение животным, как бы возвращая той нечеловеческой (часто — водной) среде, скоторой связывают их рождение. Согласно представлениям догонов, у каждогочеловека есть свой близнец — животное (сами же близнецы у догонов состоят в«союзе» со скорпионом). В Древней Индии Ашвинов представляли в видедвух птиц или птиц-коней. Связь двух почитаемых близнецов с конями сохраняетсяв качестве пережитка и у древних германцев, и в балтийской мифологии. С конямисвязывали и Диоскуров.
ИстокиБ.м. можно видеть в представлениях о неестественности близнечного рождения, котороеу большинства народов мира считалось уродливым (а сами близнецы и их родители — страшными и опасными). Обычай отделения родителей близнецов от всего племени(часто с позднейшим переосмыслением в духе сакрализации близнецов и ихродителей) известен у йоруба, тонга, басабеи и многих других народов Африки.Эти ритуальные представления находят параллели у многих народов мира, и ихследует считать исключительно древними.
Переосмыслениеархаических форм Б.м. и соответствующих им обрядам происходит благодаряпризнанию сакрального характера как самих близнецов, так и их родителей, вособенности матери. Сами близнецы и их мать рассматривались как существа, соприкоснувшиесясо сверхъестественной силой, ставшие её носителями. На этом этапе развитияблизнечного культа суть ритуала отделения близнецов и их родителей от всегоплемени уже заключается не просто в избавлении племени от опасности, но и восознанном обособлении носителей сверхъестественной силы (не только опасной, ночасто и благодетельной) от коллектива, их почитающего.
Переосмыслениеблизнечных обрядов и Б.м. в духе сакрализации происходит, в частности, сразвитием представления о связи близнецов с плодородием. Поэтому в обществах, почитающихблизнецов, обычны обряды, связывающие их культ с символикой плодородия, вчастности, со священными мировыми деревьями (см. Древо мировое). Существеннымрастительным символом близнечного плодородия является сдвоенный плод растения.К примеру, на Фиджи близнечный («двойной») плод хлебного дерева вмифологических песнях выступает в качестве символа безмерного изобилия.
Издругих символов, связывающихся с культом близнецов, следует отметить символикукрасного цвета (с этим символом связана и красная нить на руке одного изблизнецов, упоминаемая в Библии; Быт. 38:28-30). Близнецы часто считаютсядетьми грома (их бесчинство может вызвать гром). В мифах о происхождении племён(или городов) их часто возводят к двум близнецам-основателям: Ромул и Рем — вРиме, близнецы — сыновья Димука — в Северной Нигерии и т.д. Особую рольблизнечный культ играет в религии обществ с ярко выраженными следами дуальнойорганизации (например, у инков в Перу). В XIX в. в Дагомее традиция связываладуальный характер царской власти с совместным правлением двух близнецов. ВЕгипте «ка» (олицетворение жизненной силы, «душа») считалсядвойником-близнецом фараона.
Помере трансформации близнечных представлений, утрачивается антагонизмбожественных близнецов, позднее из мифа устраняется один из близнецов (ср.явную несущественность Эпиметея по отношению к его близнецу Прометею). Краннему Б.м. английский исследователь Р.Харрис возводил комплекс представлений,связанных с Фомой в евангелической литературе и в апокрифах (имя Фомы восходитк общесемитскому названию близнеца).
Темаблизнечества последующей культурной традиции связывается с темой двойникачеловека (или его тени; ср. европейскую романтическую литературную традицию отА.Шамиссо до Е.Шварца). В мифологическом истолковании с явными ссылками наантичные представления тема близнецов продолжается в поэзии XX в.
Осмыслениефеномена Б.м. играет важную роль в осознании оккультного принципа дуализма иего роли в астрологии.
Список литературы
Источник:Астрологическая энциклопедия Дениса Куталёва
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.1astrolog.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние географической среды на возникновение топонимов
Реферат О «неявной» символике в древнерусской агиографии
Реферат Филология и школа
Реферат Характер та престиж педагогічної праці
Реферат Response Essay Research Paper Chapter 1She is
Реферат Второстепенные члены предложения, как грамматические категории
Реферат Проблемы гуманитарной науки
Реферат О постепенном развертывании и совершенствовании основ грамматического строя (на материале чукотского языка)
Реферат Морские биологические ресурсы Дальнего Востока. Проблемы с их использованием
Реферат Религиозная коммуникация
Реферат Словарная разработка русской фразеологии
Реферат Стили руководства. Выбор оптимального стиля
Реферат Технічні рішення для побудови платформ інтелектуальних мереж (IN) на базі обладнання зарубіжних та російских виробників
Реферат Автономной Республики Крым Крымское Республиканское высшее учебное заведение «Феодосийский политехнический техникум» Утверждаю Зам директора по ур о. Г. Сердюкова методические рекомендации
Реферат Краткий анализ диалога Платона "Кратил"