Российская Церковь Христиан Веры Евангельской
Заочный Теологический Институт
Реферат
по курсу:
«Сравнительноебогословие»
на тему:
«Анализ учения Адвентистов седьмого дняв свете исторического христианства»
Выполнила:
студентка 5-го курса, ХО-1
Козуб Т.Г. Преподаватель: Рябуха А.И. Набранные баллы: __________________ Подпись: __________________
Москва, 2008
Содержание
Введение
Краткийисторический обзор
ВероучениеАСД
СвященныеПисания
Троица
Отец
Сын
СвятойДух
Сотворениемира
Великаяборьба
Жизнь,смерть и воскресение Христа
Спасениево Христе
Церковь
Остатоки его миссия
Единствов Теле Христа
Крещение
ВечеряГосподня
Духовныедары и служения
Дарпророчества
Дариных языков
ЗаконБожий
Суббота
Христианскоеповедение
Браки семья
Служение
Христав небесном святилище
Второепришествие Христа
Тысячелетнеецарство и завершение трагической истории греха
Проверкакандидата
Некоторыевторостепенные особенности
Заключение
Списоклитературных источников
Введение
Мы живем в такое время,когда люди желают твердо знать, во что они верят и почему верят, а если чтоотрицают, то на каком основании?
Поэтому духовным деятелямто и дело приходится встречаться с теми, кого такие общие ответы, как “наукадоказала”, “церковь учит”, или “это ведет свое начало от апостолов” — совершенноне удовлетворяет.
Многие, не довольствуясьобщим признанием вековых наслоений в христианской церкви, хотели бы знать,когда и при каких обстоятельствах эти наслоения появились, а также, что говоритпо каждому отдельному вопросу авторитет христианства — Священное Писание [1]. РогозинП.И.
В данной работе будетпроведен сравнительный анализ вероучения Адвентистов седьмого дня (АСД) в светеисторического христианства. Многие христианские авторы относят адвентистовседьмого дня к современным культам. Вместе с тем в теологии Адвентистовседьмого дня произошли заметные изменения, которые указывают на зарождение в ихрядах евангельского движения [2].
Кеннет Р. Сэмпл, отвечаяна вопрос, являются ли АСД приверженцами культа или евангельскими христианами,дает третье определение, называя их «неортодоксальной христианскойденоминацией». Ни один уважающий себя исследователь не станет утверждать, чтодвижение Адвентистов седьмого дня является культом в том же смысле, что имормоны. Однако можно сказать, что истории, да и сегодняшнему учению этойгруппы, присущи некоторые характерные особенности культов [3].
Представители этойденоминации придерживаются доктрины Троицы, божественности Иисуса Христа, Егонепорочного зачатия и Личности и божественности Святого Духа и считают Библию богодухновеннымСловом.
Но при этом, онирасходятся с Писанием и ортодоксальным христианством во взглядах на благодать.Они спасены благодатью по вере, а живут в благодати по делам. Такженесостоятельный и другие черты учения: отрицание бессмертия души (учат обессознательном состоянии души (спящая душа)) и вечного мучения в аду (учат обуничтожении неправедных вместо вечного наказания в аду), своеобразномпраздновании иудейской субботы вместо воскресного дня и своеобразном,произвольном толковании пророчеств Даниила и Откровения Иоанна. Также опаснымиможно считать доктрины: Иисус обладал «греховной натурой», сатана «как козелотпущения» за наши грехи, до сотворения Иисус носил имя Михаил (на являясьсотворенным существом), «исследовательский суд» в жизни каждого человека на земле,соблюдение строгой диеты и седьмого дня, как одного из главных условий спасения.
/>Краткий исторический обзор
Адвентизм седьмого дняпроизошел от «Пробуждения Великого Второго Пришествия», котороепотрясло весь религиозный мир в середине 19 века, когда тема Второго ПришествияИисуса Христа захватила Великобританию и континентальную Европу. За долго доэтого, множество различных истолкований библейских пророчеств из Старого Светапроникли в богословские круги Америки.
Адвентисты седьмого дня(АСД) являются особой разновидностью христианского протестантства, занимающегопромежуточное положение между иудаизмом и христианством. Адвентизм как течениевозник впервые в США в 1831 году.
В вероучении АСД мы видимпродолжение того направления первохристиан (иудействующих) Иерусалимскойцеркви, которое исчезло после 70-го года по Р.Х., т.е. после разрушения г. Иерусалимаримлянами под руководством полководца Тита (39-81 гг.).
Слова«адвентист» и «адвентизм» происходят от латинского слова«адвентус» — пришествие. В народе АСД называют субботниками. Самиадвентисты называют себя «народом пророчества» — церковью, придающейособое значение исследованию пророчеств Библии.
Адвентисты в историческомплане появились не на пустом месте, о чем было упомянуто вначале. Но они имеюти более современную предысторию. На возникновение учения адвентистов в СШАоказали влияние распространенные в христианском мире того времени (18-19 вв.)эсхатологические учения многих богословов и их школ в странах Европы: Юнга-Штиллинга,Иосифа Вольфа, Бенгеля и др., а также «пророческой школы» Друммонда вАнглии (Лондон). Впадая в крайности, они в своих трудах предсказывали близкиесроки пришествия Христа на землю и установление тысячелетнего царства. Так,Юнг-Шиллинг в своем сочинении «Победная песнь христианской веры»предсказал пришествие Христа в 1836 г., а встречу — в горах Закавказья. На 1836г. пришествие Христа предсказывал и немецкий богослов Бенгель [4].
Эти воззрения черезпечатные произведения и верующих эмигрантов, распространяясь в США, находилипоследователей, которые впоследствии разделились на несколько самостоятельныхответвлений: Церковь Адвентистских христиан (1855 г.), Евангельские адвентисты,Церковь во Христе Иисусе (адвентисты грядущего века, 1838 г.), Адвентистыседьмого дня (1844 г.) и др.
Кроме особыхэсхатологических воззрений адвентисты вобрали в себя учение «баптистовседьмого дня» о праздновании субботы вместо воскресного дня.
Многие религиозныемыслители и руководители церквей того времени заострили внимание и сталисерьезно размышлять о втором пришествии Христа. Об этом думали и говорили ужеЭдвард Ирвинг (1792-1834 гг.) и Роберт Халдане (1764-1843 гг.). Эти мыслипобудили Эндрю Фуллера (1754-1815 гг.), Вильямса Керри (1761-1834 гг.) и многихдругих к миссионерской активности [4].
Таким образом, с моментапоявления этого движения, наблюдается стремление исчислять определенную датувторого пришествия Христа. Адвентисты настойчиво осуществляли эти свои желания,несмотря на ясные, понятные слова Самого Иисуса Христа: «Тогда, если ктоскажет вам: „вот здесь Христос“, или „там“, — не верьте;ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобыпрельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, еслискажут вам: „вот Он в пустыне“, — не выходите; „вот Он впотаенных комнатах“, — не верьте. Ибо, как молния исходит с востока ивидна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого… О днеже том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один…Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет»- Мф.24,23-27,36,42.
Вероучение АСД
Понимая всю трудность приинтерпретации другого вероисповедания, автор считает, что в то же время, нельзяпройти мимо тех противоречий, которые видны в учении АСД, поэтому следует сравнитьего с учением Библии и с вероисповеданием ортодоксального христианства. Познаваяглубже особенности учения АСД, не следует становиться на путь борьбы садвентистами, но на основе выявленных искажений следует утверждать Библейские истины.Священные Писания
Как и все протестанты, АСДпризнают Библию Словом Божиим и считают его безошибочным Откровением воли Бога:«Священное Писание Ветхого и Нового Заветов есть Слово Божие, письменнопереданное по Божественному вдохновению через святых мужей Божьих, которыепроизносили и писали его по побуждению Святого Духа. Посредством этого СловаБог передал человеку необходимые для спасения знания. Библия – это безошибочноеоткровение Его воли. Она является мерилом характера, испытанием опыта,авторитетным изложением доктрин и достоверным сообщением о действиях Бога в историинашего мира» [5].
Во всех церквяхсистематично изучается Библия, особенно книги пророка Даниила и Откровение.
АСД часто читают Библиюкак книгу по истории, видя в ней не только историю человечества в прошлом, ностараются понять и события будущего. В то же время непомерное значениепридается трудам Е.Уайт. Как заявил В. Ричард Лешер, вице-президент Генеральнойконференции в ответном письме Уолтеру Мартину: «Мы привыкли доверять миссисУайт, как обладательнице пророческого дара, который много раз подтверждался нафактах, и, соответственно мы доверяем той информации, которую мы получаем черезоткровения Эллен Уайт. Однако, мы не считаем, что работы Эллен Уайт полностьюподменяют значение Писания. Мы по-прежнему придерживаемся позиций Эллен Уайт…»[6]. На практике это выглядит как ограничение авторитета Библии.Троица
«Бог един. Отец, Сыни Святой Дух – единство трех взаимовечных личностей. Бог бессмертен, всемогущ,всеведущ, превыше всего и вездесущ. Он безгрешен и выше человеческогопонимания, однако познаваем посредством Его откровений о Себе Самом. Он вовекидостоин поклонения, чести и служения всего творения» [5].Отец
«Бог Вечный Отец естьТворец, Хранитель и независимый Правитель всего творения. Он справедлив и свят,милостив и добр, медлен на гнев и полон постоянной любви и верности.Проявившиеся в Сыне и Святом Духе свойства и силы являются также откровениемсвойств и сил Отца» [5].Сын
"… Будучи вовекидействительно Богом, Он стал также действительным человеком, Иисусом Христом.Он был зачат Святым Духом и рожден девой Марией. Он жил и переносил искушениякак человек, однако явил Собой совершенный пример праведности и любви Божией.… Он добровольно пострадал и умер на кресте за наши грехи, заняв нашеместо" [5].
В разные времена и в адвентизмепроявлялись различные нюансы учения о природе Иисуса Христа: что Он родился,как все смертные люди с греховной человеческой натурой, что Он не имел упованияна воскресение из мертвых и др. В современном адвентизме, как видно изприведенного отрывка выше, утверждается божествнность Иисуса Христа [4].Святой Дух
«Бог вечносущий Духдействовал совместно с Отцом и Сыном при сотворении, воплощении и искуплении.Он вдохновлял писателей Библии. Он исполнял необходимой силой жизнь Христа наземле. Он привлекает и убеждает людей; и тех, кто откликается на Еговоздействие, Он обновляет и воссоздает в них образ Божий. Посланный Отцом и Сыном,чтобы всегда быть с Его детьми, Он наделяет Церковь духовными дарами и дает ейсилу в ее свидетельстве о Христе и в согласии со Священным Писанием наставляетлюдей на всякую истину» [5].Сотворение мира
«Бог есть Творецвсего, и в Библии Им дано подлинное сообщение о Его творческой деятельности.»В шесть дней создал Господь небо и землю" и все живущее на земле и вседьмой день той первой недели «почил». Таким образом, Он установилсубботу как постоянный памятник Его завершенного творчества" [5].
Во-первых, не сказаноничего о продолжительности того седьмого дня, когда Бог совершил дела Свои.Во-вторых, Бог установил субботу как особый день для Своего народа не во времясотворения мира, а гораздо позднее — после исхода евреев из Египта: Исход20,8-11. Даже и тогда не установил, а «благословил Господь день субботнийи освятил его» (И стих). И еще точнее: Бог благословил не седьмой день, адень покоя [4].
Великая борьба
«Великая борьбамежду Христом и сатаною по таким вопросам, как характер Бога, Его закон иправление во вселенной, началась на небе, когда одно из сотворенных существ,наделенное свободой выбора, в своем самовозвышении стало сатаной, противникомБога… На виду у всего творения этот мир превратился в арену борьбы всейвселенной, борьбы, в которой Бог любви, в конечном счете, будетоправдан...» [5].
АСД с большойуверенностью говорят о жизни в небесных сферах (потому что Е.Г.Уайт, по еесловам, там много раз побывала и сама все видела...) [4].
Однако согласноСвященному Писанию мы видим что Бог самодостаточен и не нуждается в оправдании.В вечности мы узнаем, почему Бог вел человечество и Свою Церковь именно такимипутями. Бог никому не продал этот мир, что Он и ныне является не только Творцомэтого мира, но и Правителем.Жизнь, смерть и воскресение Христа
"… Смерть Христаявляется защищающей, искупляющей, примиряющей и преобразующей..." [5].
Доктрина АСД подчеркиваетту часть учения, где говорится, что Христос еще продолжает Свой труд спасения:«В небе находится святилище… Там ради нас Христос совершает служение,предоставляя возможность верующим воспользоваться заслугами Его примирительнойжертвы, принесенной однажды на кресте за всех» [5].
Такое учение былонеобходимо, чтобы оправдать 22 октября 1844 года, когда Христос якобы вошел восвятилище.
Однако основополагающаяистина Евангелия заключается в том, что Иисус Христос на Голгофском крестеполностью совершил спасение грешников, и что теперь необходима только нашавера, чтобы эта жертва была принята нами и чтобы Иисус стал нашим личнымСпасителем. Утверждение, что Иисусу Христу что-то надо еще делать на Небесахради нашего спасения, сильно уменьшает значимость Голгофского подвига ивозвышает человеческие заслуги (исполнение десяти заповедей и особенно 4-й) [4].Спасение во Христе
"… Христос, не знавшийгреха, ради нас понес на Себе наши грехи, чтобы в Нем мы соделались праведнымипред Богом.… Вера, посредством которой мы получаем спасение… Через Христамы оправдываемся..." [5].
Все это так. Но этиутверждения появились только в последние годы, о чем свидетельствуют сами АСД.Очень тревожным вопросом для них стало оправдание через веру.
Важно заметить что АСДвозвращаются к самому главному, а именно, что Христос «сделался для наспремудростью Бога, праведностью, и освящением, и искуплением» — 1 Кор.1,30".
Удивительно то, чтопротестантское движение может «упустить из виду самое главное»; ипоэтому трудно относить полностью движение АСД к христианству.
Но «в 1888 году Богдал нашему адвентистскому народу весть о праведности через веру. Елена Уайт назвалаэту весть „самой драгоценной вестью“ и определенно заявила, что сэтой вестью связано начало завершающего излияния Святого Духа...» [5].
Хотя Новый Завет былизвестен уже столетиями, для адвентистов оправдание через веру стало«вестью» только в 1888 году! И опять, чтобы выйти из этого учения,которое явно было против буквы и духа Нового Завета, пришлось связывать эту«весть» с потусторонними событиями — завершающим излиянием СвятогоДуха [4].
Ясно одно, что впрактическом учении такой поворот был сделан совсем недавно, и что Христостеперь занимает приоритет во всех духовных вопросах человека:
"… наше духовноепреобразование происходит не силой закона, которая ему не свойственна, аблагодаря пребыванию Христа в нас" [5].
"… весть оправедности через веру, — действительно, эта весть изучается сегодня с особымвниманием всей церковью адвентистов седьмого дня во всем мире..." [5].Церковь
«Церковь естьобщество верующих, которые исповедуют Иисуса Христа как Господа иСпасителя» (ц. 26).
Во всей догматике и вовсей церковной практике АСД мы чувствуем сильное влияние рационализма ипрактицизма. Это подтверждается тем, что для АСД все необходимо объяснить ирационально все проблемы поставить в определенном порядке. Слово«общество» только один раз встречается в Новом Завете:"… отчуждены от общества Израильского" — Еф.2,12.«Общество» — это чисто секулярное слово для обозначения святостинарода — 1 Петра 2;9, но оно, очевидно, достаточно точно характеризует АСД [4].Остаток и его миссия
«Вселенская церковьвключает в себя всех, кто истинно верит во Христа. Но в последние дни, во времяшироко распространенного отступления, был вызван остаток, чтобы он соблюдалзаповеди Божий и хранил веру в Иисуса...» [5].
Кто вошел в этот«остаток», и что это значит в современном мире? Конечно, этот«остаток» — адвентисты седьмого дня. «Пророческое слово говорито последней церкви, как о „прочих от семени“. Иными словами, — этоцерковь остатка, которая состоит из членов, уже порвавших со многими заблуждениями.Нам сказано, что Бог никогда не звал и не позовет кого-либо выходить из этойцеркви остатка» [5].
По мнению последователейавентизма есть только одна чистя и истинная церковь у Христа не земле – этоцерковь АСД.Единство в Теле Христа
«Церковь — это однотело с многими членами, которые призваны из всякого народа, племени и языка. ВоХристе мы представляем собой новое творение. Нас не должны разделять междусобою различия пола, расы, культуры, образования, национальности и социальногоположения. Мы все равны во Христе...» [5].Крещение
Крещение в церквах АСДпреподается взрослым погружением в воду после тщательной проверки кандидата,как и у всех евангельских конфессий.
«Таким образом, мыпризнаем Христа Господом и Спасителем, становимся Его народом, принятым как членыЕго церкви… что Дух Святой принят нами...» [5].
От евангельских взглядовна крещение вероучение АСД отличается тем, что они в крещении меньше видятвнешний символ внутреннего переживания, а больше объективный сакраментальный,через который нечто происходит: "… становимся Его народом",«что Дух Святой принят нами» и т.д. (см.«Вероучение АСД» — календарь АСД 1984 г., стр.52).
Вечеря Господня
«Вечеря Господня — это участие в принятии тех самых символов, которые представляют собой тело икровь Иисуса. Служение ногоомовения было установлено Учителем как знакобновленного очищения и как выражение готовности служить друг другу в Христовомсмирении...» [5].
Вечерю Господню АСДсовершают четыре раза в году с предварительным омовением ног друг другу.
АСД понимают слова ИисусаХриста о ногоомовении — Ин.13,14-15 — не буквально, а в переносном смысле, т.е.как сакрамент (таинство).
Но Иисус Христос нетолько говорил о служении, но Он Сам практически служил Своим ученикам иостальным людям. И в том, что Он, их Учитель и Господь, умыл ноги своимученикам, была тогда практическая необходимость, и это было совершенно реальноеслужение. Поэтому и мы должны эти слова и этот пример Иисуса Христа понятьсовершенно буквально, т.е. учиться у Него совершать практическое, ежедневноеслужение. Ногоомовение — это не сакрамент для обряда четыре раза в год (как уАСД), а постоянное служение своим ближним [4].Духовные дары и служения
«Бог во все векадарует всем членам Его церкви духовные дары, которые каждый член должен использоватьв служении по любви для общего блага церкви и человечества… По учениюПисаний, эти дары, удовлетворяя нужды церкви, проявляют себя в вере, исцелении,утешении и в самоотверженном благотворительном служении, чтобы помочь людям иободрить их...» [5].
Дар пророчества
«Пророчество — одиниз даров Святого Духа. Этот дар является отличительным знаком церквиостатка...» [5].
История христианствапоказывает и доказывает, что в тех учениях, где отличительным знакомвыдвигается пророчество (в понимании этих течений), неизбежно появляются те илииные заблуждения и отклонения от Слова Божия, и АСД в этом не исключение. Дар иных языков
Учение АСД о иных языках радикальноотличается от пятидесятнического взгляда. Вот что подразумевает один из лидеровцеркви АСД, ясно отражающий представление всего движения: «Дар говоренияязыками, это не непонятное бормотание, но говорение на конкретном иностранномязыке для неверующих иностранцев, чтобы и их достичь вестью спасения». В их пониманииэто навыки переводчика. Но где же тогда духовная подоплека этого дара? Однако,в церквях АСД, слава Богу, есть люди, которые крещены Святым Духом со знамениемговорения на иных языках. Такие люди вынуждены исполнить, написанное однаждыапостолом Павлом: «…молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1Кор.14:28).Закон Божий
«Великие принципызакона Божия воплощены в десяти заповедях и явлены в жизни Христа. Они выражаютлюбовь Божию, Его волю и Его намерение относительно поведения и взаимоотношенийлюдей; обязательны для всех людей во все века. Эти заповеди являются основойзавета Божия с Его народом и мерилом на суде Божием. Посредством действияСвятого Духа они указывают на грех и пробуждают чувство нужды в Спасителе.Спасение совершается только по благодати, а не по делам, но плодом спасенияявляется послушание этим Заповедям...» [5].
Десять заповедей и новаязаповедь Христа, закон и благодать — их взаимоотношение — это вопрос догматики.АСД утверждают, что «закон и благодать совершенно необходимы для спасениячеловека» [5].
Здесь лучше всего понятьбиблейский смысл закона и благодати: «от полноты Его мы приняли иблагодать на благодать; ибо закон дан через Моисея, благодать же и истинапроизошли через Иисуса Христа» — Ин. 1,16-17.
«А до пришествияверы мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежалооткрыться в вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы намоправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя»- Гал.3,23-25.Суббота
«Милосердный Творецустановил субботний покой для всех людей как памятник Сотворения.… Суббота…это символ нашего искупления во Христе, знак нашего освящения...
… Суббота — этопостоянное Божие знамение вечного завета между Им и Его народом. Радостноепроведение этого святого времени с вечера до вечера, от захода до захода солнца...»[5].
Субботу как день покоя ипоклонения установил Бог не как Творец, но как Господь Бог тех, которых Онвывел из земли египетской — Исх.20,2. И это установление не для всех людей, а«суббота Господу Богу твоему» — Исх.20,10, т.е. для тех, кого Богсделал Своим особым народом [4].
Если АСД понимают подсловами «между Им и Его народом» Израильский народ, тогда все насвоем месте. Если в этом контексте под «Его народом» понимаемхристианство, то это неприемлемо, так как для христиан нет Ветхого Завета, аесть Новый Завет, в котором нет указаний для празднования ветхозаветной субботы[4].
Также не понятно каксуббота может быть символом искупления и знаком освящения. Автор работы не разнаблюдал как в одной из поместных общин АСД, собрание начинает богослужение свосхваления субботы, воспевая: «О, субботний день, святой!» Автору кажется этоскрытым идолопоклонством – приписывая дню личностные качества и ставя его наравнес Тем, Кому должна принадлежать вся наша хвала без остатка.Христианское поведение
"… Мы стремимсятолько к тому, что может произвести в нашей жизни христианскую чистоту,здоровье и радость. Это означает, что наши удовольствия и развлечения должнысоответствовать высокому мерилу христианского вкуса и красоты. Признаваяразличия в культурах, мы считаем, что наша одежда должна быть простой, скромнойи опрятной… нам необходимо держаться наиболее здоровой диеты, насколько это,возможно, не употреблять той пищи, которая отмечена в Писаниях как нечистая.Так как алкогольные напитки, табак и безответственно принимаемые возбудители инаркотики вредны для нашего организма, то нам необходимо также воздерживатьсяот них..." [5].
Если признавать различияв культурах, то для каждой культуры, для каждого народа будет своя полезная инеполезная, даже вредная пища, и поэтому для других народов не обязательнопридерживаться культуры Израильского народа. Вообще для христиан нет«чистой» и «нечистой» пиши: "… что Бог очистил, тогоне почитай нечистым" Деян.10,15. Такими убеждениями руководствуются всеевангельские конфессии.Брак и семья
«Брак — этобожественное установление… как пожизненный союз между мужчиной и женщиной дляих совместной жизни в любви...» [5].Служение Христа в небесном святилище
И еще одно учениеотличает адвентистов от всех остальных евангельских конфессий. Они создалиучение о «небесном святилище».
«В небе находитсясвятилище, скиния истинная, которую воздвиг Господь, а не человек. Там ради насХристос совершает служение, предоставляя возможность верующим воспользоватьсязаслугами Его примирительной жертвы, принесенной однажды на кресте за всех. Современи Своего вознесения Он был поставлен нашим великим Первосвященником, итогда же было положено начало Его ходатайственному служению. В 1844 году, поокончании пророческого периода — 2300 дней, Он вошел во вторую, последнюю фазуСвоего примирительного служения. Оно заключается в следственном суде, в функциикоторого входит окончательное удаление всех грехов… Жители неба, благодаряследственному суду, видят, кто среди умерших на земле почил во Христе, и потомусчитается достойным иметь участие в первом воскресении. На этом суде такжеобнаруживается, кто из находящихся в живых пребывает во Христе, сохраняязаповеди Божий и веру Иисуса...» [5].
Это важнейшая частьвесьма разработанной в адвентизме эсхатологии (разработанной настолько, что причтении их книг создается впечатление, будто адвентисты знают о второмПришествии больше, чем Сам Господь). Исторически вполне понятно — зачем они егосоздали. Когда пророчества о Втором Пришествии, которые дали рождение движениюадвентистов, не оправдались, то авторитет своей организации лидеры могли сохранить,только дав своим былым пророчествам новое толкование. Христа никто не виделвновь пришедшим на землю? Что ж — «разумейте духовно, братья». Он пришелдуховно, а не телесно. Он «пришел» не к нам, а на небесах. Там Он совершил«пришествие» в некое «небесное святилище» [7].
Кроме того, эта доктринаговорит о несовершенстве и умалении жертвы Христа на Голгофе, что дляевангельских христиан совершенно неприемлемо.
В этой доктрине ясновиден своеобразный рационализм АСД, а с другой стороны — отсутствие должноговнимания к божественному предупреждению, что «сокрытое принадлежит Господу,Богу нашему, а открытое нам...» — Втор.29,29. Послание к Евреям мыпонимаем как объяснение того лучшего, совершенного, что мы имеем во Христе [4].Второе пришествие Христа
«Второе пришествиеХриста — блаженное упование церкви — явится величественным завершением делаЕвангелия. Пришествие Спасителя будет буквальным, личным, видимым иохватывающим весь мир… Время этого события не открыто, и потому мы призываемсябыть всегда готовыми» [5].
Внесение в«Вероучение» пункта о втором пришествии Христа в такой формулировкесближает понимание этой истины с любой евангельской конфессией.Смерть и воскресение
«Возмездие за грехесть смерть, но Бог, единый, имеющий бессмертие, дарует вечную жизнь Своимискупленным. До того дня смерть является бессознательным состоянием для всехумирающих...» [5].
«Смерть нас приведетв состояние покоя, неактивности и полного» бессознания. Между смертью ивоскресением умерший спит" [5].
Таких же взглядовпридерживаются и Свидетели Иеговы, но не ортодоксальное христианство. СогласноБиблии сразу после смерти человек находится в определенном месте и продолжаетжить, что основывается на следующих отрывках: Лк.16,22-30; Фил.1,23-24; 2Кор.5,1-8; Пс.72,24; От.6,9-Ю.Тысячелетнее царство и завершениетрагической истории греха
"… Второевоскресение, то есть воскресение всех, делавших злое. Они разделят участьсатаны и его ангелов в последней тщетной борьбе с добром. Таким образом,Вселенная навеки будет освобождена от греха и грешников" [5].
«Великая борьбаокончена. Грех и грешник перестали существовать. Вся Вселенная очищена»(Е.Г.Уайт, ц.46).
Учение АСД об уничтожениивсех злых людей является своеобразным универсализмом, т.е. верой, что с Богом вконце концов будут только добрые, помилованные люди. Универсализм, как таковой,базируется на принципе всеобъемлющей любви Бога. А учение, согласно которомувсе грешники уничтожатся, наоборот, показывает Бога, как ненавидящего людей. Обэтом мы читаем: Рим. 2:6-9 [4].
Глубже понять особенностивероучения и взглядов АСД нам помогут также вопросы, на которые должны ответитькандидаты на крещение. Далее будет процитирован «Настольный календарь»АСД на 1980 год, стр.62.
В тексте подчеркнуты тепроблемы, о которых, как несоответствующих новозаветному духу, уже говорилосьвыше.Проверка кандидата
Обет, даваемый прикрещении (кандидаты на крещение должны ответить утвердительно на эти вопросы вприсутствии членов церкви).
1. Верите ли вы в Бога, вЕго Сына Иисуса Христа и Духа Святого?
2. Принимаете ли Высмерть Иисуса Христа на Голфгофе как очистительную жертву за грехи людей, иверите ли Вы, что через веру в Его пролитую Кровь люди спасаются от греха инаказания?
3. Отрекаясь отгреховного образа жизни, приняли ли Вы Иисуса Христа как своего личногоСпасителя и верите ли Вы, что Бог ради Христа простил Ваши грехи и дал Вам новоесердце?
4. Принимаете ли Вы вероюправедности Христа, считая Его своим Посредником в небесном святилище, и верители в Его обетование подкреплять Вас пребывающей силой Святого Духа, чтобы Вымогли исполнить Его волю?
5. Верите ли Вы вбогодухновенность Библии и в то, что она содержит святое правило веры ируководство для практической жизни христианина?
6. Принимаете ли ВыДесять Заповедей, как закон, обязательный для христианина? Стремитесь ли Высилою вечно живущего Христа соблюдать этот закон, в том числе и четвертуюзаповедь, которая требует соблюдения седьмого дня недели как субботы Господней?
7. Верите ли Вы, что Вашетело является храмом Святого Духа, и, что, заботясь о своем теле, Вы должныпрославить Бога, воздерживаясь от алкогольных напитков, табака в любых еговидах и от нечистой пищи?
8. Принимаете ли Выучение о духовных дарах и верите ли Вы, что Дух Пророчества является одним изотличительных признаков Церкви остатка?
9. Является ли скороепришествие Христа Вашей блаженной надеждой и приняли ли Вы твердое решениеприготовиться встретить Его?
10. Верите ли Вы внеобходимость согласованных действий в Церкви, и является ли Вашей цельюподдержание Церкви своими добровольными прштошениями, личными усилиями и своимдобрым влиянием?
11. Принимаете ли выучение Нового Завета о крещении через погружение в воду, и желаете ли Вы иметьтакое крещение как свидетельство Вашей веры во Христа и в прощение Вашихгрехов?
12. Зная и понимаяфундаментальные принципы Библии по учению Церкви адвентистов седьмого дня,стремитесь ли Вы, с помощью благодати Божией, жить в гармонии с этимипринципами?
13. Верите ли Вы, чтоЦерковь адвентистов седьмого дня является Церковью остатка, и желаете ли Выприсоединиться к ее членам?
Некоторые второстепенные особенности
Следует также выделитьнекоторые второстепенные особенности, замеченные Савченко П.Д., который называетих второстепенными потому, что они не отражаются в вероучении. В то же времяони очень характерны для практической жизни АСД.
а) В молитвенных домахАСД нет христианского символа — креста. Эту символику АСД отрицают наравне сиконами.
б) АСД не празднуютникаких праздников, кроме субботы. "… если они (праздники) не имеютоснования в Слове Божием, то они нам и не нужны. Поэтому мы не празднуем праздников,кроме субботы" («Вопросы по вере и учении АСД», стр.19).
в) АСД резко отрицательноотносились к папе Римскому. В нем видели антихриста. В последние годы естьпризнаки изменения позиции АСД по отношению к папе (бывают личные контакты,визиты, общение с католиками).
г) Исследование истории иоценка актуальных событий в мире являются составной частью размышлений АСД оскором пришествии Христа.
ЗаключениеИз этого краткого исследования ученияАдвентистов седьмого дня видно, что не всегда можно четко определить, являетсяли религиозное движение культом или нет. Это относится и движению Адвентистов,поскольку оно весьма неоднозначно: его исторические корни более «культичны» нежелисовременная деятельность. Адвентистов седьмого дня оценить весьма сложно, посколькунекоторые члены этой церкви часто исповедуют веру, которую сложно отличать отортодоксальной евангельской веры. Церковные служения также очень схожи и дажеидентичны служениям евангелических церквей, даже гимны и проповеди звучатьочень похоже.Если не слишком акцентировать внимание наопределенных доктринах Адвентистов седьмого дня, то большинство протестантов,возможно, почувствовали себя гораздо уютнее на службе Адвентистской церкви,нежели в «современной харизматической церкви».И в заключении хочется согласиться сизвестным христианским исследователем Уолтером Мартином. В своей книге «Царствокультов» он утверждает: «… адвентизм седьмого дня, как вероучение, является посвоей сущности христианским в том понимании данного термина, что всерелигиозные течения, исповедующие Христа, есть христианские по сути, если онипривержены основной миссии христианства, изложенной в Библии, в Символе Веры ив постановлениях соборов. Но это ни в коем случае не означает, что всебаптисты, методисты, епискописты, лютеране или адвентисты являются обязательнохристианами. Вопрос вероисповедания является исключительно вопросом взаимоотношениякаждого конкретного человека и Бога и должен рассматриваться только в светеОткровений Священного Писания и пророчеств Святого Духа» [5].
Список литературных источников
1. Рогозин П.И. Откуда все это появилось. – Режим доступа: rusbaptist.boom.ru/rogoz-1.html,свободный.2. Дж. Макдауэл, Д. Стюарт. Обманщики. – М., «Протестант»,1993, — 224 с.3. Руфь А. Такер. Адвентизм Седьмого Дня: Эсхатологическая путаница.– Режим доступа: www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=4&id2=1,свободный.4. П.Д. Савченко. Сравнительное богословие. Электронноепособие.5. Официальный сайт Адвентистов седьмого дня в России и СНГ. Принципывероучения. – Режим доступа: adventist.ru/content/view/28/53/, свободный.6. Уолтер Мартин. Царство культов. – Режим доступа:www.k-istine.ru/sects/seventh-day_adventism/seventh-day_adventism_martin.htm, свободный.7. Кураев. Обращение к адвентистам. – Режим доступа: www.reveal.ru/modules.php?name=Content&file=zoom&pid=139,свободный.