Изображенияженщины с поднятыми вверх руками широко представлены в прикладном искусствеславяно-финского региона. Наиболее известные образцы – это вышивкисеверорусских полотенец, древнерусские фибулы, пермские бляшки. В некоторыхслучаях руки проработаны условно, в других кисть изображена отчетливо, втретьих — вместо ладоней изображены птицы, в четвертых — перед нами либогипертрофированные кисти с гигантскими растопыренными пальцами (большие пальцыприжаты к вискам), либо рогатая женщина, руки которой касаются рогов. Мыполагаем, что эти изображения имеют сходную мифологическую семантику, однако ихнельзя свести к единой «праформе».
Ядромэтой мифологемы является Мировое Древо. Отождествление Мирового Древа сженщиной присуще многим культурам. Приведем лишь избранные примеры. На печатяхпротоиндийской (хараппской) культуры изображена богиня (Богиня-Мать?) либо поддеревом, либо в развилке его ветвей; наследием этого образа являетсяобщебуддийский иконографический сюжет «Рождение Будды», где его матьМайя стоит под деревом, держась за него рукой. В Древнем Египте Исиду (иногда — с Осирисом или младенцем Гором) изображали в кроне дерева или под деревом. Вякутской мифологии богини жизни и здоровья Айыысыт и и Иеихсит живут внутриМирового Древа. В Скандинавской «Эдде» три норны живут у корнеймирового ясеня Игдрассиля. В народной русской традиции на Троицу березкунаряжали как девушку. Отождествление Мирового Древа и богини, имеющей чертыБогини-Матери, дает ключ к семантике изображений оленерогой женщины. Образоленя тесно связан с Мировым Древом (самые яркие примеры дает «Эдда»- Эйктюрнир или четыре оленя, маркирующие четыре стороны света), отождествлениерогов оленя и лося с ветвями дерева известно не только на мифологическом, но ина лингвистическом уровне («сук» — «сохатый»). Вмифологической картине мира рога оленя устойчиво соотносятся с небесной сферой.Кроме того, эти рога часто предстают золотыми и в некоторых случаях могутсимволизировать солнечные лучи (Керинейская лань, эвенкийские богини — рогатыеоленихи). Отсюда можно предположить, что изображение оленерогой женщины естьчастный случай реализации мифологемы «Богиня-Мать как Мировое Древо»,где рогатая голова символизирует верхний мир, туловище до пояса — средний,туловище ниже пояса — нижний. О подобной символике человеческого тела многописал Б.А. Рыбаков на языческом материале; на христианском материале этапроблема была разработана Н.И. Толстым.
Еслиотождествление рук-рогов с верхним миром нуждается в сложных доказательствах,то отождествление рук-птиц с небесной сферой очевидно. Птицерукие женщины,вышитые на северорусских полотенцах, суть то же самое, что оленерогие азиатскиебогини.
Какизвестно, Богиня-Мать есть воплощение двуединства жизни и смерти, поэтомунередко она предстает воительницей. В этом смысле чрезвычайно любопытнобылинное описание дочери Ильи Муромца (вариант былины о Сокольнике): на ееправом плече сидит соловей, на левом — жаворонок. Эти характеристики непереносятся на мужской вариант данного персонажа. Это описание можно считатьактуализацией архетипа птицерукой Богини-Матери (на сугубо подсознательномуровне; ни о каком осколке древнейших верований нет и речи).
Рассмотримтретий вариант этого образа — собственно женщину с воздетыми руками.Иконографическое отождествление рога-руки в ряде случаев очевидно; можем ли мыговорить об отождествлении мифологическом? Мы полагаем, что да. Руки как символсолнечных лучей известны в частности древнеиндийской мифологии (Савитар вРигведе), однако для нас важнее чисто женская реализация этого представления,ярче всего выраженная в адыгейском сказании об Адиюх. Вкратце оно выглядит так:Адиюх — это женщина со светозарными руками, она живет в башне за рекой, кудаможно перебраться только по полотняному мосту, каждую ночь она высовывает рукив окно, благодаря чему ее муж переходит через реку, однажды она этого несделала и он утонул. Крайне рационализированным вариантом этого мифа являетсяистория Геро и Леандра, где нет ни сияющих рук, ни полотняного моста, а естьтолько светильник в окне Геро. Этот же миф лежит в основе сербской эпическойпесни «Женитьба краля Вукашина», где Ефросинья, сестра Момчилы(соперника Вукашина), дабы спасти раненого брата, спускает с крепостной стеныполотенце, по которому тот пытается взобраться, однако влюбленная в Вукашинажена Момчилы отсекает Ефросинье руки и губит мужа. Как видим, в сербской песне образрук акцентирован, хотя иначе, чем в адыгейской. Нет сомнения, что сербскаяпеснь мифологична, поскольку рационалистически поступок Ефросиньи необъясним(держать руками полотенце, по которому взбирается мужчина в полном доспехе).Сюжетное ядро трех сказаний просматривается четко: дева со светозарными руками,путь к которой пролегает по полотенцу.
Этополотенце возвращает нас к началу — к образу женщины, вышитому на нем. Полотнои нередко вообще ткань — символ Богини-Матери, мост между земным и сверхъестественным.Это отдельная огромная тема, из которой мы упомянем лишь распространенный увсех народов обычай в священных местах вешать ленточки на деревья (и то, идругое связано с Богиней-Матерью).
Приведенныйматериал (как фольклорный, так и этнографический) показывает, что женщина своздетыми руками ассоциируется с Мировым Древом, а ее руки-рога-птицы в данномслучае маркируют небесную сферу.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта venec.com/