Вероучительные, канонические икультовые особенности православия
План
1. Вероучение православной церкви.
2. Канон и канонические правила.
3. Таинства и обряды в православии.
Данная лекция посвящена анализувероучительных, канонических и культовых особенностей одной из самых крупных ивлиятельных христианских конфессий. По числу своих приверженцев православие уступаетлишь католицизму и протестантизму. Однако, если учесть, что протестантизм непредставляет из себя единой вероисповедной общности, а включает бесчисленноемножество церквей и сект, то можно говорить о православии, как о второй по значениюхристианской конфессии. Общую численность приверженцев православного вероисповеданияопределить весьма трудно, т.к. большая их часть проживает в бывших социалистическихстранах, где конфессиональная статистика долгие годы отсутствовала. Да и не секрет,что многие верующие в этих странах не заявляли о своей религиозности, опасаясьущемления в правах. Наконец, следует учитывать и тот факт, что в настоящее времяв лоно церкви возвращаются те, чьи атеистические взгляды были навязаны извне — через государственную систему пропаганды — и не были результатом осознанного выбора.Поэтому фигурирующая в религиоведческой литературе цифра — 100 млн. приверженцевправославия — должна быть признана явно заниженной. Это станет особенноочевидным, если учесть, что общая численность тех этносов, в среде которыхправославные составляют подавляющее большинство (русские, украинцы, белорусы,грузины, осетины, молдаване, чуваши, мордва, удмурты, коми, карелы, румыны,греки, сербы, болгары, македонцы, черногорцы) составляет более 269 млн. человек.
Впрочем, для нас значение темыданной лекции определяется не столько степенью распространенности ивлиятельности православия в христианском мире, сколько тем, что мы все родилисьи выросли в стране, культура которой выпестована православием и в отрыве отнего понята быть не может. И не столь уж важно, является ли кто-то из насправославным, приверженцем иной конфессии, убежденным атеистом, или проявляетравнодушие к религии. Важно то, что все мы воспитаны в этой культурнойтрадиции, и ею обусловлено наше видение мира, наша самооценка, наш образ мыслейи чувств, наши поведенческие стереотипы. Поэтому уяснение сущности православияможно рассматривать как необходимый элемент нашего самопознания.
Традиционно считается, чтоокончательное обособление православия как особой христианской конфессии,связано с разделением церквей в 1054 г. Однако с точки зрения православнойцеркви ее история начинается не с этой даты, а восходит непосредственно кХристу и апостолам. А все расколы трактуются ею не как разделения вселенскойцеркви, а как отпадение от нее некоторой части духовенства и мирян вследствиеих отступления от правой веры.
Такой взгляд, как и самоназвание православной церкви, имеют весьма веское обоснование, поскольку она,действительно, является наиболее ортодоксальной из всех христианских конфессий.“Православие, — писал В. Соловьев, — это неизменное хранение учения ИисусаХриста и апостолов, как оно изложено в Священном Писании, Священном Предании ив древних символах Вселенской Церкви”. В этом определении выражена сутьглавного вероучительного принципа православной церкви, поэтому ее догматикавключает лишь те положения, которые были приняты на вселенских соборах, т.е. Никео-цареградскийсимвол веры и дополнения к нему IV, VI и VII Вселенских соборов. Какие-либонововведения, исправления или изъятия из этого исповедания веры категорическизапрещаются.
Таким образом, особенностиправославного вероучения, отличающие его от других христианских конфессий,обнаруживаются не в догматике, а в богословской интерпретации идей, общих длявсех течений христианства.
В наибольшей степени этопроявляется в православной трактовке сущности человека, его пути к спасению ибогопознанию. Согласно этому учению, человек вышел из рук Творца богоподобнымне только душевно, но и телесно. В представлении православных богословов плотьотнюдь не является низким началом, противостоящим душе, ее “могилой", какучили гностики. И греховность вовсе не является качеством, искони присущимчеловеческому естеству, поскольку из этого следовало бы, что никто иной, какБог, сотворивший человека таким, каков он есть, является в конечном итогепервопричиной греха. А коли так, то за что же тогда Богу наказывать грешников? Творецсоздал человека свободным в выборе между греховностью и праведностью. И в волечеловека было приближаться к Богу, или, наоборот, — удаляться от него. И этоотнюдь не противоречит идее всемогущества Бога. Свобода произволения былавысшим даром божественной любви, подобно тому, как истинная родительская любовьпредполагает доверие к детям, а не мелочную и обременительную опеку над ними.
Однако первый человек не смограспорядиться этой свободой. И следствием первородного греха было удалениечеловека от Бога, порча его телесной природы, повреждение сил души и помрачениев них “образа Божия". Лишь крестная жертва Христа — вочеловечившегосяЛогоса — искупила Адамов грех и вернула богоподобие человеческому естеству. Такимобразом, нисхождение Бога до человека открывает человеку путь восхождения кБогу: от вочеловечивания Бога к обоживанию человека.
Следуя божественному плануспасения, человек выбирает между грехом и праведностью, а согрешив — междупокаянием и закоснением в грехе. Этот выбор он совершает в течение всей своейжизни, т.е. времени, когда его бессмертная душа сопряжена с бренным телом. Душа,будучи невидимой, проявляет себя в деятельности, а возможность деятельности онаимеет, лишь обладая плотью. Без телесных органов невозможны ни богоугодныепоступки, ни подвиг веры (возможна ли вера без разума, а разум без мозга?). Следовательно,без плоти душа не может обрести спасения. И именно потому, что тело сопричастнодуше в деле спасения, и в ней, как и в душе, запечатлен образ божий, праведникав Судный день ожидает не только спасение души, но и телесное воскресение.
Такая трактовка соотношенияплотского и духовного начал (их взаимозависимости и взаимообусловленности) нашласвое отражение в том, что в православии не получила широкого распространенияпрактика “умерщвления плоти", наподобие западного флагелланства. С точкизрения восточной церкви, плоть следует обуздывать, но умерщвлять ее — значитвредить собственной душе, ущемлять ее возможности в обретении спасения.
Итак, человек свободен в своемвыборе между грехом и праведностью. Но это не значит, что Творец предоставилего самому себе и не печется о своем творении.
Праведника Бог постоянноиспытывает на крепость веры, но он же и укрепляет его на этом пути. Оступившегосянаказывает, чтобы отвратить от греха еще большего. И лишь не внемлющегопредостережениям Бог оставляет вовсе. Тогда человек становится пленникомдьявола. И мирское благополучие отъявленного грешника есть зримый знакдьявольского покровительства и его предопределенности к погибели души в Судныйдень.
Но этот день настанет лишьтогда, когда каждый человек и все человечество окончательно сделают свой выбор.Пока же в отношении хотя бы одного грешника еще остается надежда на егопокаяние, конец времен не наступит. Как сказано апостолом Петром, “Не медлитГосподь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет.,39)".
На этом основании православнаяцерковь всегда решительно отрицала возможность предсказания дняСветопреставления, который, согласно тому же Петру, придет, “как тать в ночи”(3,10). Ведь если конец истории спланирован заранее, то, значит, это не зависитот свободной воли человека.
Таким образом, согласно учениюправославной церкви, и жизнь каждого человека в отдельности, и история всегочеловечества в целом, определяется взаимодействием (греч. sunergia) божественногопромысла и свободной человеческой воли. По этому основополагающему понятию ивсе учение получило наименование “синергизм”.
В свою очередь, доктринасинергизма служит исходной посылкой для православного учения о богопознании.
Если человек непосредственновзаимодействует с божественной благодатью (хотя и каждый в разной степени), то,значит, ему дано ощутить присутствие божества и вступить в реальное единение сним. Но как соотнести это с идеей трансцендентности, а значит — принципиальнойнедоступности и непознаваемости Бога?
Восточная церковь разрешила этуантиномию, сформулировав учение о различии божественной сущности и божественныхэнергий. Существо Божие как таковое сокрыто от людей и абсолютно непознаваемо. Нооно проявляет себя в энергиях, через которые Бог творит и действует, которыепронизывают весь “тварный” мир и могут сообщаться человеку.
Высшее проявлениебогоприсутствия — так называемый “фаворский свет” — тот свет, который наблюдалиПетр, Иоанн и Иаков исходящим от Иисуса Христа на горе Фавор в момент чудаПреображения. Именно этот свет удостаиваются видеть христианские праведники, ив этот момент происходит реальное соединение с Христом, с Богом-Словом,происходит обожение человеческого естества. Это — итог, венчающий христианскийподвиг. Путь же к нему лежит как бы в двух плоскостях одновременно — черездобродетель (praxiV) и богопознание (qeoria). Венецмистического подвига — ekstasiV, т.е. состояние наивысшей готовности кединению с Христом. Тогда и происходит озарение души божественным светом (fotismoV) икак итог — обожение плоти (qeiosiV). Впроцессе формирования этого учения восточными аскетами была даже разработанацелая система приемов психофизического самоконтроля, способствующих достижению“экстазиса” — система, удивительно сходная с индийской йогой (собственно, такоесходство естественно, т.к в обоих случаях преследуется одна и та же цель: посредствомпсихологического шока открыть сознание навстречу мистическим переживаниям). Воткак описывал эти приемы один из столпов восточной аскетики Симеон НовыйБогослов (949 — 1022): “Запри дверь своей кельи, сядь в углу ее, отвлеки своюмысль от всего земного, телесного и скоропреходящего. Потом склони подбородок нагрудь свою и устреми чувственное и душевное око на пупок твой; далее, сожми обеноздри твои так, чтобы едва можно было дышать, и отыщи глазами то место сердца,где сосредоточены все способности души. Сначала ты ничего не увидишь сквозьтело свое, но, когда проведешь день и ночь, тогда — о, чудо! — увидишь то, чтоникогда не видел, — увидишь, что вокруг сердца распространяется божественныйсвет ". Этой же цели — “просветлению души” и концентрация сознания напредстоящем мистическом озарении отвечало и бесчисленное, предельносамоуглубленное повторение в уме так называемой молитвы Иисусовой: “ГосподиИисусе, сыне Божий, помилуй мя грешного! ” Идеальная отрешенность от суетногомира и сосредоточенность на ожидании единения с Богом выражалась в полнейшембезмолвии (греч. hsucia). Отсюда — все учение о мистическомединении с Богом получило название исихазм. Оно формировалось на протяжениипочти тысячи лет, начиная с IV в., а наиболее законченную, философскивыверенную форму придал этому учению выдающийся церковный деятель XIV в. ГригорийПалама (1296 — 1359). Еще при жизни Паламы, в 1351 г., исихазм был провозглашенофициальной доктриной православия, а всего через 2 года после его смертиГригорий Палама был причислен к лику святых.
В самом процессе становлениядоктрины исихазма отразилась одна из существеннейших черт восточного богословия,отличающих его от западного. Православное богословие всегда было попреимуществу мистическим, а не формально-логическим, как в католицизме. Навостоке никогда не допускался к богословствованию тот, кто не имел достаточнобогатой аскетической практики, поскольку именно личный мистический опытмыслился исходной посылкой суждений о Боге: зачем доказывать методамиформальной логики истину, которая и так явлена во всей возможной для человекаполноте. Пожалуй, наиболее ярко и афористично охарактеризовал эту особенностьвосточного богословия В.Н. Лосский: “Богослов не ищет Бога, как ищут какой — либопредмет, но Бог сам овладевает богословом, как может овладеть нами чья-толичность".
В одном из своих аспектовисихазм содержит и богословское обоснование абсолютной неизменности церкви вобласти догматики, канона и культа.
Фаворский свет есть высшее инаиболее полное проявление богоприсутствия. Но тварный мир весь пронизанбожественными энергиями. И одной из них, одной из опосредованных формсамовыявления Бога является слово, имя. Бог творил мир словом. Следовательно,первообразы, архетипы всех явлений “тварного мира” — слова божественной речи. Аколь человек — творение Божие, созданное по образу и подобию Бога, точеловеческое слово — многократно отраженный слабый отсвет слова божественного. Значит,постичь сущность явления — это правильно назвать его. Но из этого же следует,что неправильно назвать — значит извратить суть. А если это касаетсябожественной сущности — то и впасть в ересь. Отсюда — вывод о полной недопустимостиискажения или даже малейшей ошибки в тексте Священного писания, в символе веры,в молитве, в литургии и т.д.
В истории русской церкви этойконцепции было суждено сыграть роковую роль, поскольку именно ею былапредопределена трагедия Раскола.
Кроме сугубо богословскогосодержания исихастская доктрина имела и политический аспект, четкообозначившийся в XIV-XV вв. Когда над Византией нависла турецкая опасность,Империя попыталась найти поддержку на Западе. Однако папская курия потребовалав обмен на организацию крестового похода унии церквей на основе признанияправославными католической догматики и верховенства папы. В этих условиях противникисближения с Римом апеллировали именно к исихастской доктрине, как обоснованиюабсолютной невозможности поступиться идеалами православия. В эсхатологическомплане, т.е. в перспективе грядущего спасения даже турецкое иго виделось грекамив менее мрачных красках, чем союз с Римом. Как сказал накануне паденияЦарьграда дука византийского флота Лука Нотара, “лучше увидеть царствующим вКонстантинополе тюрбан Магомета, чем папскую тиару".
Православный канонвключает Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание состоит изВетхого и Нового Завета. В основе Ветхозаветного канона лежит Септуагинта,однако не все 50 книг александрийских “70 толковников" признаютсявосточной церковью “богодухновенными". Таковыми считаются лишь те 39 книг,которые дошли до нас в древнееврейском оригинале. Остальные 11 книг (Маккавеев,Иудифь, Товит, Премудрости Иисуса, сына Сирахова и др.) признаются“душеполезными", но не “богодухновенными". Новый завет включает 27книг и ничем не отличается от новозаветного канона других христианскихконфессий. В понятие Священного предания входят символы веры, догматы ипостановления, касающиеся церковной жизни, восходящие к апостолам, принятые напервых семи вселенских соборах и десяти поместных соборах эпохи Вселенскойцеркви, а также ряд посланий и правил отцов церкви. Все это в сумме составляет каноническиеправила — своего рода конституцию церкви, определяющую ее организационнуюструктуру и главные дисциплинарные требования. Основополагающий принцип этой“конституции” сформулирован в 9-м члене Никео-цареградского символа веры: “Веруемво едину святую, соборную и апостольскую церковь". Определение церкви какапостольской указывает на харизматический характер этого института. Вспомним,что церковь, по Максу Веберу, это — “учреждение по дарованию благодати”. Правои способность наделять благодатью, “дарами Святого Духа", было полученоапостолами от самого Христа и, в свою очередь, передано ими епископам; а те, всвою очередь, наделяли харизмой своих приемников. Таким образом, определение“апостольская" указывает на преемственную связь церковной иерархии сХристом и апостолами.
Слово “соборная" являетсяпереводом греческого слова kaqolikoV,образованного из приставки со значением “по" и корня, означающего “весь",“целый". В традиционном церковном словоупотреблении этот термин означаетодновременно и вселенский характер церкви, и способ соединения в единое целоеотдельных ее частей. Во втором своем значении слово “соборность" указываетна то, что высшая церковная власть принадлежит не предстоятелю, а собору. Вселенскийпатриарх, которым “по чести" считается патриарх Константинопольский, неимеет непосредственной власти над отдельными национальными церквами (“поместными”).Каждая такая церковь является автокефальной (греч. autoV — “сам” и kefalh — “голова”), т.е. независимой. Ееавтокефальность считается канонической, если признана той церковью, из составакоторой она выделилась (например, автокефальность украинской церкви будетпризнана в православном мире, когда Русская православная церковь даст на этосвое согласие). Всего существует 15 автокефальных церквей. Степень ихвлиятельности в православном мире определяется их местом в “Диптихе” — спискепоместных церквей. Первой в нем значится Константинопольская церковь, за нейАлександрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Русская православная церковьзанимает в диптихе 5-е место. Внутри каждой поместной церкви носителем высшейвласти также является собор, предстоятель же осуществляет церковное управлениев межсоборное время.
Духовенство православнойцеркви делится на черное (монашествующее) и белое (приходское). В организацииправославного монашества преобладают киновии — общежитийные монастыри, однакоимеются и скиты — объединения монахов, ведущих отшельнический образ жизни.
Представители белогодуховенства, в отличие от монахов, не дают обета безбрачия, но они обязанывступить в брак до принятия сана, а, овдовев, не могут жениться вторично.
В православном духовенствеимеются 3 степени священства — диакон, иерей (пресвитер) и архиерей. Диакон илипротодиакон (диакон высшего чина) ассистирует священнику при отправлениибогослужения. В черном духовенстве диакону и протодиакону соответствуетиеродиакон. Иерей (священник) и протоиерей (священник высшего чина) составляютII степень священства. В их функции входит отправление всех церковных таинств (кромерукоположения) и обрядов. В черном духовенстве иерею соответствует иеромонах. Третьястепень священства имеется только в черном духовенстве. К ней относятся лицавысшей церковной иерархии — епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи.
Поскольку церковь — это“учреждение по дарованию благодати”, первостепенное значение в ее культовойпрактике имеют те обряды, посредством которых осуществляется ее дарование. Культовыедействия, в ходе которых, согласно христианскому вероучению, происходитприобщение верующего к благодати, к “дарам Святого Духа”, называют таинствами.К ним относят крещение, причащение (евхаристия), покаяние(исповедь), миропомазание, брак, елеосвещение (соборование), священство.
Крещение знаменует собойвступление человека в состав церковного сообщества. В результате его человекупрощается первородный грех и все собственные, если таковые были совершены. Онкак бы умирает для жизни плотской и возрождается в жизнь духовную. Осуществляетсякрещение троекратным погружением в купель. Крещение окроплением не считаетсяканоническим.
Причащение — таинство, впроцессе которого верующий приобщается плоти и крови Христовой, в которуюпреосуществляются вкушаемые им хлеб и вино.
Покаяние — таинство, прикотором верующий сообщает священнику о совершенных им грехах и искреннераскаивается в них, что является условием их прощения от лица самого Христа.
Миропомазание — совершаетсявслед за крещением и сообщает верующему дары святого Духа, укрепляющие его вжизни духовной и помогающие ему сохранить душевную чистоту, полученную прикрещении. Веществом, через которое сообщается благодать, является ароматическоемасло — миро — которым смазывается тело верующего.
Таинство брака — призванопридать высший, духовный смысл семейным узам и деторождению, освободив ихблагодатью Святого духа от плотской греховности.
Елеосвящение служитдуховным врачеванием для недугов телесных и душевных и дарует больномуоставление грехов, в которых он не успел раскаяться. Совершается надтяжелобольным, пребывающим в сознании после совершения таинства покаяния. Веществомслужит оливковое масло с добавлением вина. Поскольку совершать елеосвящениеположено “собором” из 7 священников (если имеется таковая возможность), его ещеназывают соборованием.
Основу православногобогослужения составляют литургия (обедня). Ей предшествует вечерня и утреня. Переднекоторыми праздниками вечерня и утреня смыкаются, образуя всенощную. Кульминациюлитургии составляет таинство евхаристии.
Особенностями православногокульта является использование в качестве литургического национального языка (илиего архаической формы) и сопровождение богослужения хоровым пением (музыка вправославной литургии не используется). Объектом поклонения является 6-и и 8-иконечный крест. Крестное знамение совершается сложенными щепотью тремя пальцамиправой руки справа налево. Хотя в прошлом было распространено и двоеперстие, идаже одноперстие. Отголоском иконоборческой эпохи является запрет на поклонениеобъемным изображениям. Годовой праздничный цикл православной церкви в целомсовпадает с циклом других христианских конфессий, хотя имеются различия врасчете сроков празднования пасхи. Кроме того, большая часть поместных церквейиспользует не григорианский, а юлианский календарь. Имеется немало отличий во внешнемвиде православных храмов, их внутреннем убранстве, облачении священнослужителей.Однако эти черты церковной жизни определяются не столько православнымвероучением, сколько культурными и историческими традициями народов,исповедующих православие. Поэтому данные особенности могут, с одной стороны, несовпадать в различных поместных церквах, а с другой стороны — довольносущественно изменяться с течением времени.
Литература
1. Бессонов Н.М. Православие в наши дни. М., 1990.
2. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическоебогословие. М., 1991.
3. Мень А., Православное богослужение. Таинство, слово и образ. М., 1991.
4. Православие: словарь атеиста. М., 1983.
5. Субботин Ю.К. Православные таинства. М., 1990.
6. Христианство: словарь. М., 1994.
7. Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993-95.Т. I-III
8. Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993