Министерствообразования РФ
Свято-Тихоновскийгуманитарный университет
Богословскийфакультет
Дипломная работа
Апологетика православия вИнтернет-пространстве: история, тенденции, развитие, перспективы
Москва 2005
Содержание
Введение. 3
Раздел 1. Апологетика православия: понятие и специфика. 6
1.1 Сущность и особенности христианской апологетики. 6
1.2 Виды христианской апологетики. 7
1.3 История апологетики Православия в России. 13
1.4 Проблемы современной апологетики. 17
Раздел 2. Обзор православных сайтов в пространствеИнтернета. 20
2.1 Православные сайты рунета: специфика и статистика. 21
2.2 Аудитория православных сайтов рунета. 25
2.3 Тенденции и перспективы роста православного рунета. 26
Раздел 3. Апологетика Православия в Интернете. 28
3.1 Специфика апологетики православия в Интернете. 28
3.2 Формы апологетики Православия в Интернете. 31
3.3 Основные направления апологетикиПравославия в Интернете. 35
Выводы… 37
Литература. 39
Приложение А… 42
Введение
Православие есть христианство в его чистейшей форме. Католицизмприбавил к первоначальному христианскому учению многое, что ему по существучуждо. Протестантизм отбросил многие драгоценные истины христианства. ОдноПравославие хранит и развивает апостольское христианство, ничего искусственноне прибавляя и не убавляя от него. Неповрежденная истина есть только вПравославной Церкви; это не голословное утверждение, но то, что можно показатьи доказать.
Тяга к Православию в России объясняется не только и не столько тем,что большинство верующих — православные, сколько историко-культурными идуховными факторами. Примечательно, что еще в коммунистическом Советском Союзе(как и во многих странах Европы и даже в США) торжественно и широко — в разныхкругах: научных, богословских и церковных — отмечали 1000-летие Крещения Руси.После 1991 года интерес к христианству, и в частности к Православию, в Россиинеизмеримо вырос. В чем нуждается современное Православие?
Повторим за С. Верховским, что главная его нужда — это оживление вшироких кругах верующих подлинной христианской жизни. Нельзя думать, что бытьхристианином значит быть лишь порядочным человеком, ходящим в церковь.Христианин есть человек, обращенный к Богу через Христа; человек, живущийполнотой истины Христовой; живущий во внутреннем и внешнем единстве со всемихристианами; человек, покоряющий себя смирению и любви, стремящийся существеннопреобразить и свою личную и общую жизнь и готовый ради этого на всякий труд иподвиг; человек, верный Христу и в церковной и в мирской жизни.
Вторая нужда — единство. Православный мир разделен национальнымравнодушием и даже враждой, отсутствием постоянного единения между поместнымицерквами, слабостью соборного начала во многих церквах, расколами,свирепствующими на территории СНГ. Причины современных церковных расколовочевидны: это, с одной стороны, националистические и политические страсти, сдругой стороны — низкий уровень церковного сознания.
Еще одно, что не хватает современной Церкви, есть церковнаякультура. Наша Церковь никогда не достигала того уровня культурности, которыйсоставляет такую силу католичества и протестантства. Но мы должны признать, чтосо времени революции и последующих бедствий этот уровень еще значительнопонизился. Дело это крайне трудное, но слишком многие не видят в нем и нужды,хотя, казалось бы, легко понять, что Церковь не может быть сильной, еслибольшинство мирян почти ничего не знает о вере и даже духовенство не всегда имеетбогословское образование. Число наших богословских школ ничтожно и они с трудомсуществуют; число ученых богословов не достигает и одной сотой того количества,которое имеют инославные. Наша литература ужасно бедна. Многие хотели быознакомиться с православием, но книг так мало, что часто нечего прочесть;старую русскую литературу нелегко достать, она не переведена на другие языки иво многом устарела. Церковно-общественные организации у нас малочисленны илималоцерковны; молодежь остается постоянно вне влияния Церкви.
И последнее, что нужно современному Православию, — этомиссионерство. Миссия трудна без культурных сил, но никакое вообще развитиеправославного общества невозможно без организованного миссионерского усилия. Православиюнеобходимы образованные миссионеры и православная литература. Но интерес кПравославию очень велик и, главное, мир как никогда, нуждается услышать голосИстины.
Достижение всех этих целей на благо Православия невозможно безпоследовательной и упорной работы, одним из важных направлений которой являетсяапологетика — полемический инструмент в руках Церкви. Она насчитывает свойвозраст практически вместе с самим христианством и за прошедшие две тысячи лет апологетикакрепла, развивалась, меняла свои формы, решала одни задачи и ставила новые.
Современность предоставила православной апологетике новыевозможности. ХХІ век — век фантастических информационныхтехнологий. Цивилизация развивается со все возрастающей скоростью и Церковь неможет себе позволить отставать от собственной паствы. В последние годыПравославие принялось осваивать пространство Интернета — и, как оказалось,совсем небезуспешно. В настоящее время насчитывается около 2 тысяч православныхсайтов, больших и маленьких, начинающих и раскрученных, официальных илюбительских.
Какова же специфика деятельности Православия в Интернете? Какиевозможности для миссионерской и апологетической работы дает Церкви виртуальноепространство?
Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы осуществленияправославной апологетики в пространстве Интернета в настоящей работе.
Раздел 1. Апологетика православия: понятие испецифика1.1 Сущность и особенности христианской апологетики
Апологетика (или, как ее еще называют, апологетическое богословие)— это направление богословской мысли, сосредоточенное на полемике спротивниками и критиками христианства, на формулировке аргументов и оснований впользу веры и Церкви.
Апологетика — неотъемлемый элемент евангелизации и Ап. Павел«рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади совстречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали споритьс ним… потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение» (Деян.17,17—18).
Нужно добавить, что писания Мужей апостольских и апологетов создалихороший фундамент для апологетики. Бл. Августин в «Граде Божием» полемизировалс язычниками, обвинявшими его в том, что он способствует падению Римскойимперии. Св. Фома Аквинский в «Сумме против язычников» поставил себе задачу«сделать ведомым, насколько позволят мои ограниченные силы, истину, которуюисповедует кафолическая вера и разъяснить недоумения в связи с ошибками, которыеей приписываются».
Труды гуманистов, английских деистов и французских энциклопедистовинициировали активную христианскую полемику. Так, Шлейермахер в «Краткомпредставлении богословия» проводил различия между апологетикой, котораяпротивостоит вражде к христианским общинам, и полемикой, которая преодолеваетуклонения от сущности христианства внутри него самого. Сильные аргументы противапологетики высказал К. Барт, настаивавший на том, что опора единственно наЕвангельское Откровение не допускает защиты христианства аргументамиестественного разума. Эта позиция была оспорена как протестантскими богословами(П. Тиллих, В. Панненберг), так и католическими (К. Ранер, Г. Кюнг), длякоторых человеческий разум не является полностью поврежденным грехом и для которыхприродный мир, и особенно человеческая природа, сами обеспечивают рациональнуюзащиту трансцендентности. Для этих богословов христианство, особенно в егохристологической и эсхатологической перспективе, имеет рационально осмысленныйжизненный путь и апологетическое понимание[1].1.2 Виды христианской апологетики
В своем историческом развитии христианская апологетика приобреланесколько основных своих форм, вытекающих из тех конкретных задач, которыестояли перед ней. В апологетике вслед за Осиповым А.И. можно выделить три ееразновидности: богословская апологетика, историко-философская иестественно-научная[2].
Рассмотрим их более подробно.
Богословская апологетика. Предметом Богословской апологетикиявляются преимущественно основные христианские истины веры и жизни. Однако, вотличие от Догматического и Нравственного богословия, рассмотрение иобоснование их дается, исходя не из авторитета Священного Писания и ПреданияЦеркви, но, главным образом, с позиции интеллектуальных, моральных, культурныхи прочих общепризнанных норм и критериев. Это обусловлено необходимостьюраскрытия христианских истин человеку малоцерковному или неверующему, ноищущему, с тем, чтобы он получил оптимальную возможность принятия их в качествеосновополагающих мировоззренческих принципов. Подобный подход является и защитойосновных ценностей христианской религии перед лицом критики, и, одновременно,оптимальным условием конструктивного диалога с иными религиозными системамимысли.
К области Богословской апологетики относится рассмотрение вопросов:догматических (понимание Бога, единотроичности Бога, Боговоплощения, Спасения,Воскресения, таинств, и др.) в их сопоставлении с нехристианскими аналогамидругих религий и религиозных течений; теодицеи (согласования Божественной любвии существования вечных мучений, происхождения зла, свободы личности и промыслаБога и др.); духовно-нравственных (понимание христианских основ духовной жизнив сравнении с неправославными), и некоторых других.
Историческо-философская апологетика. Этот раздел апологетикиохватывает очень широкий круг проблем исторического и, главным образом,философского характера. Исторический аспект включает в себя вопросыпроисхождения религии и ее видов, возникновение христианства, разных форммистицизма и т.д., и понимания сущности этих явлений. Историческая тематика вапологетике возникла, практически, лишь с XVIII столетия, когда деятели т.н.эпохи Просвещения и Великой французской революции в своей борьбе схристианством дошли до отрицания историчности Христа и реальности событий,описываемых в Новозаветных и других библейских книгах (т.н. «Мифологическаяшкола»). Эта и другие гипотезы происхождения христианства (Новотюбингенскойшколы, политико-экономическая, синкретическая) определили содержание и характермногочисленных апологетических трудов. В настоящее время историческая тематикапо прежнему присутствует в большинстве учебных пособий по апологетике иосновному богословию.
Важной частью исторического аспекта апологетики являются вопросыкритического анализа различных атеистических гипотез происхождения религии («изобретениярелигии», натуралистической, анимистической, социальной, антропотеистической идр.), а также оценки воззрений некоторых наиболее известных мыслителей нарелигию, ее происхождение и место в жизни человека и общества.
Философский аспект этого раздела апологетики своим предметом имеет,прежде всего, соответствующее раскрытие и обоснование тех положенийхристианской веры, которые являются общими или смежными с философией, и в этомкачестве проблемными как для богословия, так и для философии, а такжебогословское осмысление и оценку многих вопросов онтологии, гносеологии,антропологии, эсхатологии.
Понимание бытия, или сущего (онтология) является ключевым как дляхристианства, так и для философии, поскольку определяет принципиальный взглядна все прочие проблемы веры и знания. В христианской апологетике оно включает всебя круг вопросов, связанных с религиозно-философским осмыслением учения оБоге и Его бытии, бытии сверхчувственного мира, о творении, об отношении междуБогом и миром (и человеком). Постоянное внимание, начиная со времен схоластикии до настоящего времени, уделяется вопросу доказательств бытия Бога.
Большое количество апологетических трудов посвящено анализуальтернативных точек зрения по вопросу понимания Бога и Его отношения к миру,предлагаемых деизмом, дуализмом, монизмом, пантеизмом, политеизмом, теизмом идругими философскими и религиозно-философскими направлениями.
Проблема познания, и в первую очередь богопознания, его условий,критериев, цели и средств (гносеология) является центральной как дляхристианства, так и для философии. Она очень обширна и многогранна. Вбогословии эта проблема рассматривается неоднозначно, особенно со временираскола XI века. Запад ее решение усматривает преимущественно в деятельности ratio,в то время как Восток (Православие) — в целостности познающего духа. А.С.Хомяков точно определил это расхождение, указав на главную ошибку западногомышления: «Рим разорвал всякую связь между познанием и внутренним совершенствомдуха»[3].
Это же подчеркивал и И.В. Киреевский: «Стремясь к истине умозрения,восточные мыслители заботятся, прежде всего, о правильности внутреннегосостояния мыслящего духа; западные — более о внешней связи понятий. Восточные, длядостижения полноты истины, ищут внутренней цельности разума: того, так сказать,средоточия умственных сил, где все отдельные деятельности духа сливаются в одноживое и высшее единство. Западные, напротив того, полагают, что достижениеполной истины возможно и для разделившихся сил ума, самодвижно действующих всвоей одинокой отдельности…»[4].
Таким образом, истинное познание и познание Истины Православиевидит только на пути богоуподобления. И основной вопрос философской ихристианской гносеологии — об истине и заблуждении (прелести), в нем решаетсячерез обращение не к ratio самому по себе, но к чистоте всегодуховно-нравственного состояния познающего.
Происхождение человека, понимание личности, души, духа, бессмертия,свободы, греха и добродетели, спасения и совершенства, святости, отношение ктелу, смысл жизни и смерти, страданий и творчества — вопросы антропологии,которые далеко не охватывают всего спектра этой части философской апологетики.Она является той областью, которая вместе с учением о Боге занимает центральноеместо в христианском богословии и вокруг которой постоянно ведутся основныемировоззренческие дискуссии.
Вызывающей всегда повышенный интерес и множество вопросов являетсяпроблема эсхатологии. Она имеет несколько аспектов, однако в областифилософской апологетики рассматриваются по преимуществу два. Первый из нихможно назвать «антиномией геенны». Основной антиномический постулат эсхатологиизаключается в том, что вечная жизнь нетления и славы может совмещаться с вечнойсмертью и гибелью, то и другое — в разной мере — является включенным в бытие.Эта проблема является предметом рассмотрения с первых веков христианства и понастоящее время. Ориген, свт. Григорий Нисский, святые Иоанн Златоуст и ИсаакСирин, прот. А. Туберовский, свящ. А. Жураковский, кн. Е.Н. Трубецкой и многиедругие отцы Церкви, богословы и мыслители предлагали интересные и глубокиеварианты ее решения.
Второй аспект эсхатологической проблемы — конечная судьба этогомира. Этот аспект охватывает широкий круг вопросов и близко соприкасается систориософией, социологией, анализом научно-технического прогресса, развитиемкультуры и т.д. В настоящее время в связи с нарастающим экологическим кризисом,активизацией процессов глобализации и расширяющимися возможностями тотальногоконтроля за человеком и управления его поведением он приобретает все большуюактуальность. Особую психологическую напряженность и остроту этой проблемепридает вопрос об антихристе и признаках его явления.
Естественно-научная апологетика. Основная задача данногонаправления апологетики заключается в том, чтобы на основе наблюдаемой ипознаваемой целесообразности устройства мира побудить человека к размышлению оее Первопричине. Фактически, стержневой идеей естественнонаучной апологетикиявляется то, что традиционно именуется телеологическим доказательством бытияБожия. Главными вопросами здесь являются проблемы соотношения науки и религии,науки и атеизма.
Истоками и основанием естественнонаучной апологетики являютсяизвестные слова апостола Павла: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них,потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, отсоздания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны»(Рим. 1:19-20). Апостол с некоторой предосудительностью пишет здесь о тех, кто,рассматривая и изучая мир, не видит в нем присутствия Бога. Отцы и учителиЦеркви разных эпох также были убеждены, что наблюдение явлений природного мираи привлечение данных естественных наук в апологетических целях является иправомерным, и полезным, поскольку со своей стороны открывает человеку бытиеБога и многие Его свойства. Преп. Ефрем Сирин, например, писал: «Что видим вприроде, тому учит и Писание. И природа и Писание, если правильно будемвникать, показывают одно и то же»[5].Об этом же говорят свт. Василий Великий и Григорий Нисский в своих «Шестодневах»,преп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» и многие другие. Неменее важно и то, что, изучая мир, Бога увидело подавляющее число самыхвыдающихся ученых-естествоиспытателей всех времен и народов, включая исовременную эпоху. Основную их мысль хорошо выразил М. Ломоносов: «Создательдал роду человеческому две книги. Первая — видимый мир… Вторая книга — СвященноеПисание… Обе обще удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и внесказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры»[6].
Однако наряду с этой основной линией богословской и научной мысли,начиная с XVI-XVII веков и особенно в последующее время в определенныхобщественных кругах все активнее развивается и широко пропагандируется мысль о саморазвитиимира, самовозникновении жизни и самого человека. Из этого истока родилисьпсевдорелигиозные, атеистические и антирелигиозные настроения, целыефилософские системы. Отсюда вышла и идея несовместимости и противоборства наукии религии, которая актуальна для естественнонаучной апологетики до настоящеговремени. Теперь, когда естественные науки убедительно свидетельствуют о том,что все уровни микро-, макро- и мегамира: материальный, биологический,психический, нравственный и духовный — все вместе и каждый в отдельностинастолько разумно организованы и так соотносятся между собой, что, фактически,не остается сомнений в антропном принципе устройства мира, — естественнонаучнаяапологетика как никогда достигает своей цели, показывая, что наука и религия нетолько не враги, но каждая из них своими средствами открывает человекусуществование высшего Разума — Бога.
Естественнонаучная апологетика имеет едва ли не столько жеаспектов, сколько естествознание насчитывает у себя отдельных наук. Однаконекоторые из них имеют приоритетное значение. Обусловлено это тем, какое «внимание»уделяется той или иной науке атеистической критикой. Ими обычно являютсяантропология, психология, биология, космология. Основной проблемой дискуссиимежду религией и атеизмом (но не между религией и наукой!) на пространстве этихнаук является причина, или источник (Бог или материя?) возникновения Вселенной,происхождение жизни и человека.1.3 История апологетики Православия в России
В России всегда большое значение для апологетики имели трудырелигиозных мыслителей. И русская религиозно-философская мысль сделала многоедля многих ищущих истины в их обращении к Богу и ко Христу.
Апологетическая мысль на Руси появляется с самого принятияхристианства. Однако, фактически, до XIX века она не имела той специфики,которая присуща современной апологетике, и охватывала все вопросы, связанные сзащитой православия и борьбой с иноверием, ересями, лжеучениями и суевериями,расколом, инославием, сектами, «вольнодумством», атеизмом и т.д. В первые векаперед Русской Церковью стояли две основные задачи: положительное раскрытиесущества христианства и борьба с языческим наследием в душах людей. Решениеэтих задач осуществлялось в многообразных формах: в устных проповедях и обличениях,поучениях и посланиях, в специальных сочинениях и т.д.
Русская апологетическая литература большей частью переводная икомпилятивная. К числу апологетических трудов можно отнести «Апологетику»Рождественского и все сочинения В.Д. Кудрявцева, «Науку о человеке» В.Несмелова, «Курс апологетического богословия» прот. Светлова.
Во второй половине XIX века в России началось развитие самобытнойрелигиозно-философской мысли. Это, прежде всего, славянофильство, находившеесяв тесной связи с богословскими традициями Московской духовной академии. А.С.Хомяков одним из первых русских философов призвал философскую мысль «вернутьсяна забытый путь опытного богопознания», хранящегося в Церкви[7].Прот. Ф.А. Голубинский в своих лекциях по «Умозрительному богословию» подробноразбирал доказательства бытия Божия, анализировались воззрения деистов,пантеистов, материалистов. Преемником прот. Ф.А. Голубинского был проф.Кудрявцев-Платонов В.Д., вся ученая деятельность которого была посвященаапологетической проблематике. Трудно найти проблему, волновавшую умы егосовременников, которая не была бы тщательно рассмотрена и проанализирована им схристианских позиций. Его магистерская диссертация «О единстве родачеловеческого», докторская – «Религия, ее сущность и происхождение»;исследования и статьи по философии, особенно гносеологии, по обоснованию бытияБога, бессмертия души, по космологии и рациональной психологии, поестественному богословию, собранные в трех томах его сочинений, — говорят обогромном размахе его творческой деятельности.
Дальнейшее развитие русская апологетика получила в трудах проф.А.И. Введенского. В магистерской диссертации «Вера в Бога, ее происхождение иоснования» Введенским был сделан анализ различных философских воззрений повопросу происхождения религии. Докторская диссертация «Религиозное сознаниеязычества: Опыт философской истории естественных религий», хотя, в основном,касается индийских религий, тем не менее, дает принципиальную оценку язычествав целом. Другие сочинения Введенского свидетельствуют о масштабности иразносторонности его апологетического творчества.
Значительный вклад — и последний в дореволюционный период жизниРусской Церкви — в развитие русской, преимущественно философской,апологетической мысли был сделан свящ. Павлом Флоренским. Егобогословско-философское и апологетическое наследие велико и разносторонне, но ксожалению некоторые его идеи неправославны и даже еретичны.
Появление Апологетики как самостоятельной дисциплины в русскойбогословской школе традиционно связывается с именем проф. Санкт-Петербургскойдуховной академии (открыта в 1809 г.) прот. Н.П. Рождественского, который однимиз первых составил самостоятельный и полноценный курс христианской апологетики.Апологетику Рождественский считал «фундаментом для всего здания богословскойнауки со всеми ее частными подразделениями»[8].Метод в изложении ее системы, предложенный Рождественским, остается донастоящего времени главенствующим. Он состоит в разделении всей апологетическойпроблематики на две основные части: вопросы, имеющие общерелигиозное значение ивопросы специфически христианские.
Особую апологетическую ценность всегда имело положительноераскрытие и обоснование православной веры. Здесь существует два основныхподхода: богословско-рациональный и богословско-аскетический. И если первыйпредставлен всем развитием апологетической науки, трудамибогословов-профессионалов, то второй преимущественно принадлежалпастырям-подвижникам. Их во все времена не мало было на Руси. В Синодальныйпериод среди них следует назвать, прежде всего, свт. Тихона Воронежского, преп.Паисия Величковского, преп. Серафима Саровского и других преподобных отцов.Свт. Игнатий (Брянчанинов) своими «Аскетическими опытами» дал особенно ясноепонимание православных основ духовной жизни и существа заблуждений западногомистицизма и рационализма. В его работах дается краткая, трезвая христианскаяоценка науки и философии.
ХХ век ознаменовался крупными потрясениями. Русская апологетика какнаучная дисциплина Духовных школ вскоре после 1917 г. прекратила своесуществование вместе со всей системой богословского образования. Однако и вусловиях гонений пастыри Церкви и образованные миряне продолжали поддерживатьверу друг друга и противостоять агрессивному безбожию. В сибирской ссылке в1928 г. прот. Валентин Свенцицкий пишет свои апологетические «Диалоги» о бытииБога, о бессмертии, о Церкви, о прогрессе и духовной жизни. В 30-х годах вТвери, пребывая в крайне бедственном положении, профессор Н.Н. Фиолетов создает«Очерки христианской апологетики», в которых основное внимание уделяетестественнонаучной апологетике, вопросам соотношения религии и науки.
Постепенное возрождение апологетики как богословской науки началосьв бывшем СССР вместе с возобновлением деятельности Духовных семинарий иакадемий. В МДА в первые годы курс основного богословия читали доц. прот. Н.С.Никольский, проф. прот. С.В. Савинский, проф. М.А. Старокадомский, доц. В.И.Талызин, проф. А.В. Ушков. Проф. Старокадомским были защищены магистерская идокторская диссертации по философской апологетике: «Вера и разум как путибогопознания по творениям церковных писателей первых трех веков христианства» и«Опыты умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров МДА».
Закончим обзор православной апологетики словами архиепископаСан-Францисский Иоанна (Шаховской) который в своей глубокой работе «Сектантствов Православии и Православие в сектантстве» прямо сказал: «В православнойапологетике надо, прежде всего, делать ясное и твердое ударение на разъяснениисмысла вероучения и на показании этого вероучения в жизни. Надо ясно понять,что православие есть страшный огонь, как святые тайны. Принимающих полнотуправославия этот огонь либо преобразит, либо сожжет. Православие создало духрусского народа, но оно же и ввергло русский народ в огонь. Православныеопалены православием. Они сделались недостойными причастниками святыни полнотыверы. Эта святыня не только живит, но и опаляет»[9].1.4 Проблемы современной апологетики
Прошедший век для европейской цивилизации ознаменовалсяодновременно падением авторитета религии и ростом авторитета науки. Этопривело, в том числе и к тому, что основной фронт апологетики христианствасместился с отстаивания правильности вероисповедания той или иной христианскойконфессии и с идеологических диспутов между христианством и исламом, междухристианством и иудаизмом, христианством и язычеством на то, что можно назватьспором между верой и наукой. Уже не столько антихристианские, сколькоантирелигиозные силы попытались использовать такое положение вещей для ещёбольшей дискредитации Церкви и христианского учения, противопоставляя те илииные научные теории и гипотезы догматам Богооткровенной Истины.
В таких условиях для многих христианских апологетов казалосьнеобходимым и даже единственно верным идти по пути доказательства, что данныенаучные гипотезы не противоречат христианскому учению. Однако при фактически«священной» неприкосновенности оных гипотез и теорий всё это на деле выливалосьв доказательство того, что, напротив, христианское учение не противоречит им.
В качестве яркого примера можно вспомнить, например,апологетическую статью Н. Бердяева, написанную в 1920-х годах, в которой онутверждал, что отсутствие доказательств об историческом существовании Христа насамом деле «и есть величайшее свидетельство в пользу христианства,свидетельство его чудесности»[10].Ещё больше примеров такого рода апологии мы увидим, если обратим внимание намногочисленные попытки согласования православного учения и эволюционизма,предпринимавшиеся десятками авторов, старавшихся на разные лады доказать, чтовыдвинутая Дарвиным в середине XIX века теория видообразования не только непротиворечит учению Церкви о творении, но напротив, составляет его самуюсердцевину и имеет твёрдые основания как в Писании, так и в Предании.
При кажущейся беспроигрышности позиции, апологетика такого родаимеет ряд очень серьёзных недостатков[11].
Первый состоит в том, что такой подход совершенно беспродуктивен,как с богословской, так и с научной точки зрения. Всецело замыкающийся насуществующих сию минуту моделях, он делает бессмысленным любую дальнейшуюисследовательскую деятельность. Вместо того, чтобы искать реально существующиеисторические свидетельства о Христе, подход предлагает нам ограничитьсяосмыслением отсутствия оных; вместо того, чтобы объективно и критическирассмотреть предлагаемые секулярной наукой теории, непосредственнозатрагивающие область Божественного творения, чтобы, в случае необходимости,пересмотреть их или выдвинуть новые, подход предполагает подстроиться под ужесуществующие.
Вторая проблема связана с тем, что наука время от времени неизбежномодернизирует и меняет свои взгляды. Научное знание не стоит на месте. Однатеория сменяет другую. И каждый раз горе-апологеты умели перетолковать текстПисания, чтобы оно соответствовало той или иной картине. Разные авторы содинаковой самоуверенностью пытались и до сих пор пытаются одновременносогласовать с христианством такие разные и частично противоречащие друг другуразновидности теории эволюции как дарвинизм[12],СТЭ[13]и номогенез[14].Занятие это весьма неблагодарное, поскольку такие «богословские кульбиты» вконечном итоге могут лишь посеять недоверие вообще ко всему тексту Библии ицерковному учению.
Наконец, третья проблема связана с тем, что в абсолютномбольшинстве случаев такой подход предполагает по умолчанию лишить какого-либосамостоятельного значения, или, попросту говоря, выбросить из Библейского иСвятоотеческого наследия 99% того, что нельзя притянуть за уши к данной теории,например, теории эволюции. Здесь кроется наибольшая опасность. Если сжечь свойдом из страха перед ограблением, то это, наверно, поможет оставить воров ни счем, но вряд ли будет способствовать сохранению имущества. Апологетика,наносящая больший урон, чем сама критика, явно не может быть признана успешной.
Раздел 2. Обзор православных сайтов в пространствеИнтернета
Современное развитие бурное цивилизации привело к появлению новойформы религиозной апологетики. Это связано с выросшей в невиданных ранееразмерах «СМИ-зацией» общества. Важнейшим инструментом любой идеологии внынешнем обществе считается массовая коммуникация. Современный мир насыщенкоммуникационными сетями, опыт отдельного человека все более опосредуетсятехнологическими системами производства и передачи символов — носителейидеологии. Радио, телевидение, Интернет — можно сказать, это те ступени, покоторым поднимается нынешняя цивилизация из индустриального в информационноеобщество.
Русская православная церковь положительно относится к Интернету ииспользует его возможности для распространения православной культуры. Отношениерусской православной церкви к Интернету и его возможностям в свое времявысказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (см. ПриложениеА).
Прежде всего, нужно отметить, что «удельный вес» православной мыслии информации в Интернете гораздо больше, чем на телевидении, радио или вгазетах. У Церкви есть православные газеты, есть хорошие материалы оПравославии в светских газетах, есть и телепрограммы, но соотношение объемавсего этого и того, что есть в Интернете, несопоставимо. Только сайтовправославной ориентации сейчас сотни и сотни.
Этот факт, пожалуй, можно объяснить тем, что Интернет — это СМИ длябедных. Гораздо проще и дешевле открыть Web-сайт, чем начать издавать газету,сделать радиопередачу, а тем более телепрограмму, или пробиться на телевидениелибо в большую прессу со своей информацией. Из-за этого мысль церковная иперешла в Интернет. Так Интернет стал одним из средств демонополизации большогоинформационного пространства. Сеть сейчас стала одним из таких подпространств, гдецерковная мысль и церковная информация имеют, наверное, ту долю, которую онидолжны и могли бы иметь в больших СМИ.
Итак, рассмотрим более подробно вопросы присутствия Православия впространстве современного Интернета.2.1 Православные сайты рунета: специфика истатистика
Совокупная аудитория религиозных сайтов рунета (русскоязычногосектора мировой сети Интернет) невелика. Связано это, главным образом, с тем,что интересы пользователей «всемирной паутины» обычно лежат далеко внерелигиозной сферы. По данным портала Rambler пользователей в сети интересуют,главным образом, компьютеры и Интернет (32%); развлечения (23%); новости и СМИ(8%); бизнес (7%) и автомобили (5%). Совокупная дневная аудитория религиозныхсайтов рунета, по данным Rambler, составляет лишь около 60 тысяч посетителей(или около 0,3% от общей аудитории рунета).
Оценить же точно, сколько посетителей религиозного сектора рунетапосещает православные сайты, не представляется возможным, потому что не всеправославные сайты используют системы Интернет-статистики. Однако, посколькуподавляющее большинство религиозных сайтов включено в раздел «Религия» рейтингаRambler, это позволяет получить требуемую приближенную оценку с достаточновысокой точностью. Анализ статистики сайтов раздела «Религия» показал, чтопосещаемость религиозных сайтов распределяется следующим образом: православные– 51%, инославные (протестанты, межконфессиональные проекты) – 19%, восточныекульты и оккультизм – 11%, исламские – 9%, тоталитарные и псевдорелигиозныесекты – 6%, иудейские – 4%[15].
Итак, большинство посетителей религиозных сайтов рунета (51%)читают православные сайты. Каково же число религиозных и православных сайтов врусском Интернет-пространстве? Точно ответить на этот вопрос сложно, поскольку,во-первых, понятие Интернет-сайта весьма условно, во-вторых, как уже говорилосьвыше, не все религиозные Интернет-проекты включены в классификаторы,позволяющие получить открытый доступ к требуемой статистике. Так, согласнопоисковику Yandex количество православных сайтов рунета около 2000 (январь 2005г.), т.е. около 0,11 % от общего числа сайтов. По данным же Rambler Toр 100 религиозныесайты рунета (1262 сайта, по данным за январь 2005 г.) составляют примерно 0,19%от общего числа сайтов рунета.
Таким образом, сравнив доли числа православных (0,11%) ирелигиозных (0,19%) сайтов рунета, можно сделать вывод о том, что около 60%религиозных сайтов русского Интернета — православные.
Полученные цифры позволяют сделать один важный вывод. Авторыинославных сайтов на русском языке действуют более активно, чем православные,ибо условный показатель эффективности православных сайтов (доля числасайтов/доля числа посетителей) меньше 1 (он равен примерно 0,86). Объясняетсяэто, видимо, тем, что инославные сайты имеют, по большей части, миссионерскуюнаправленность, в то время как большинство православных проектов носят покаинформационно-справочный характер.
Тройка самых посещаемых православных ресурсов рунета осталась вминувшем году неизменной — это проект «Православный календарь», портал«Православие.RU» и Официальный сайт Русской Православной Церкви. В десяткунаиболее посещаемых проектов вошли также: Каталог «Православноехристианство.RU», личный сайт диакона Андрея Кураева, сайт радиостанции«Радонеж», сайт информационного агентства «Русская линия», проект центра«Православная энциклопедия» «Седмица.RU», библиотека православного христианина«Благовещение» и Интернет-портал Союза писателей России «Русское воскресение».
В 2004 году в рунете появилось несколько новых интенсивноразвивающихся проектов. К числу наиболее интересных можно отнести ресурсыПравославие и мир, Милосердие.RU, Библион, Русское православное телевидение,Доброе слово, Благочестие.RU, магазин Сретение, Русская цивилизация, Слово,Правая.RU, Благословение и др.
На основе анализа числа сайтов, отнесенных к различным рубрикамкаталога «Православное христианство.ru», можно составить представление отематической структуре православного рунета. Каждый четвертый православный узелрунета представляет собой официальную страницу — храма, епархии, благочиния,иного учреждения Русской Православной Церкви, или официальный сайт церковно-общественнойорганизации. Другая четверть православного рунета состоит из ресурсов,посвященных православному искусству и научным вопросам. Далее идут, в порядкеуменьшения числа сайтов, такие тематические группы, как «Православноевероучение» (9%), «Семья, жизнь в миру» (7%), «Образование» (7%), «СМИ» (6%), «Интернет-службы»(6%), «Политика и идеология» (5%), «Церковь и общество» (5%), «Личныестранички» (3%) и сайты, посвященные хозяйственной деятельности православныххристиан (3%).
Половину официальных Интернет-узлов составляют храмовые странички,17% — страницы церковно-общественных организаций, 15% — монастырские сайты, 12%— официальные епархиальные сайты.
Одновременно с появлением в русском Интернете первых православныхстраничек стали появляться и сайты со списками ссылок на эти ресурсы. Вначале,когда число православных ресурсов сети исчислялось десятками, это были обычныеразделы ссылок на православных сайтах. С ростом православного Интернета, когдаправославные страницы стали исчисляться уже сотнями, появились первыесистематизированные каталоги. Одними из таких каталогов были «Koinonia» ВиктораСударикова, «Ортодокс», г. Санкт-Петербург и тамбовский проект «ИстинаПравославия», ТГТУ. Каждый из этих проектов привносил в православный Интернет новыеидеи: в каталоге Виктора Сударикова все ресурсы проходили предварительнуюпроверку автором, в каталоге на сервере «Ортодокс» было реализованоавтоматическое добавление ссылок пользователями, а также сопровождение описанийссылок изображениями-баннерами; подборка ссылок на сервере Тамбовскогоуниверситета была дополнена системой распределенного поиска по описаниям ссылокв каталоге. В появившемся чуть позже каталоге «Соборность» была впервые вправославном рунете реализована идея многоуровневого рубрикатора.
В настоящее время в Российском Интернете реально действуют трикаталога православных ресурсов. Это — личная подборка ссылок НиколаяАрдабьевского на его авторском сайте, собрание ссылок на сайте Андрея Лебедеваи каталог «Православное христианство.ru», поддерживаемый группойредакторов-добровольцев.
Анализ продолжительности жизни православных сайтов показывает, чтомногие православные сайты (главным образом это — личные авторские проекты)закрываются в течение первых пяти месяцев после открытия[16].Эту группу сайтов можно условно назвать сайты-однодневки. Следующая категориясайтов — это типичные православные сайты, среднее время жизни которыхсоставляет от 10 месяцев до года. Как показывает статистика, год существования— это важный рубеж для православного сайта. Большинство проектов невыдерживают, увы, испытание временем и закрываются. Те проекты, которым удаетсяпреодолеть данный критический рубеж (сайты-долгожители), могут существовать дваи даже три года и больше.
Можно назвать следующие причины, которые обычно приводят к закрытиюправославных проектов:
— потеря уавторов Интернет-проекта интереса к сайту;
— сменаруководителя организации, которой принадлежит сайт;
— переходадминистратора сайта на работу в другую организацию;
— проблемы сдоступом в сеть Интернет в данном регионе или у автора сайта;
— отсутствиесвободного времени в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами;
— реорганизацияправославных Интернет-проектов. 2.2 Аудитория православных сайтов рунета
Распределение посетителей православных страниц по странам не сильноотличается от картины, характерной для русского Интернета в целом. Три четвертипользователей читают православные страницы на русском языке из России и другихстран бывшего СССР, а подавляющее большинство остальных читателей проживают встранах Запада.
Если рассматривать такую характеристику, как посещаемость сайтов,то имеется естественная обратно пропорциональная зависимость между числомсайтов и средним числом их посетителей.
Среди всех посетителей православного рунета около трети приходитсяна небольшие сайты (с аудиторией до 250 человек в сутки), другая треть — насамые посещаемые православные порталы (с числом уникальных посетителей более500 в сутки), остальные посещают сайты с суточной аудиторией от 250 до 500посетителей.
В мае 2004 года в каталоге «Православное христианство.ru» произошлареорганизация. Авторы проекта изменили программное обеспечение каталога, чтостало возможным задавать и читать описания сайтов не только по-русски, но и налюбом из языков, на котором сделан включаемый в каталог сайт. И за последнеевремя в каталоге были открыты и частично заполнены ссылками английская,румынская, французская, сербская, болгарская, немецкая, польская, норвежская иитальянская версии интерфейса, готовятся к открытию грузинская, японская,греческая, венгерская, латышская и другие языковые версии.
С открытием иностранных версий интерфейса каталога авторы проектапоставили перед собой глобальную цель: собрать, описать и систематизировать вединой базе данных ссылки на возможно большее число православных сайтов мировойсети Интернет, вне зависимости от языка, на котором эти сайты выполнены.Частично эта задача уже решена сегодня, что позволяет сделать некоторые выводыо языковой структуре мирового православного Интернета. 2.3 Тенденции и перспективы роста православногорунета
Если в 1997-1999 годах число православных сайтов не превышало и 100—150,то к 2000 году их было уже порядка 300, в 2001 — 500, в 2003 — 1100, а в январе2004 года — не менее 1600. Экспоненциальный рост числа православных сайтовпозволял сделать предположение, что к январю 2005 года, если бы эта тенденциясохранилась, число православных сайтов на русском языке достигло бы 2500.Однако темпы развития православного Интернета в прошлом году несколькоснизились, и к январю 2005 года в православном Интернете насчитывается лишьоколо 2000 действующих православных сайтов.
С чем может быть связано такое изменение динамики числаправославных русских сайтов? Можно назвать следующие возможные причины этихизменений:
— насыщениеотдельных секторов православного Интернета (число приходских сайтов ограниченочислом приходов, епархиальных — числом епархий, монастырских — числомправославных монастырей);
— среднеевремя жизни православного сайта – менее года, поэтому бурно возникавшие впоследние годы сайты по прошествии небольшого времени стали закрываться;
— наблюдаетсяпереход от количества к качеству (создание крупных порталов, объединенныхпроектов и др.)
На основе анализа обозначенных выше тенденций можно датьприближенный прогноз развития православного Интернета на ближайшую перспективу.
Можно ожидать, что и в этом году продолжится стабилизация скоростироста числа православных сайтов всемирной сети. Будет наблюдаться переходколичества православных сайтов в качество, что выльется в создание новыхкрупных православных порталов; объединение существующих Интернет-проектов;создание православных информационных ресурсов принципиально новых типов,отвечающих вызовам времени; дальнейшее объединение православного Интернета вединую православную Интернет-сеть путем обмена ссылками и баннерами междуправославными сайтами; создание баз данных и каталогов, структурирующих мировоеправославное Интернет-пространство. Навигация в православном Интернете станетболее удобной за счет развития поисковых систем и классификаторов, роль которыхбудет расти с ростом объемов православного сектора сети. Значительно вырастетдоля видео-, аудио- и других типов мультимедиа-ресурсов в православном Интернете.Возникнут новые православные Интернет-сервисы типа «установи на своемсайте...», будут развиты уже существующие проекты этого направления.
Итак, можно надеяться, что православная миссия в сети будет в новомгоду еще более активной и действенной.
Раздел 3. Апологетика Православия в Интернете3.1 Специфика апологетики православия в Интернете
Созданный сравнительно недавно механизм — Интернет — играет и будетиграть все большую роль для человечества в битве за умы. Можно возразить, чтоистинному верующему достаточно Библии для спасения души, остальное от лукавого.Но истинным верующим еще надо стать, и не где-то в раю, а на нашей грешнойземле, и сколько бы мы ни просили – «Избавь нас от лукавого», от испытаний намне уйти. Вот почему, в частности, очень важно сделать Интернет позитивнойсилой, не отвергая его, сосредотачиваясь не на критике того негативного, что он— как и любое другое явление нашей жизни двояко — несет в себе, а именноукрепляя его позитивное влияние.
Среди целей и задач создания религиозных сайтов можно назватьтакие, как размещение информации об отдельных приходах, монастырях, страниц сбанковскими реквизитами для пожертвований. Именно эти цели были реализованысамыми первыми еще в начале создания православного Интернета. С течениемвремени и техническим развитием сайтов в Интернете стали размещатьсяпублицистические статьи, освещающие внутреннюю жизнь Церкви, ее участие вобщественной жизни и отношение к современным проблемам — то есть стали появлятьсявозможности и для полноценного осуществления апологетики.
Несомненно, что православный Интернет должен и может нести иотстаивать благую весть. Форма и содержание апологетики, естественно, сталичастично диктоваться спецификой Интернета, а именно теми его особенностями,которые сложились за годы его существования и развития.
В числе этих особенностей, прежде всего надо назвать аудиториюИнтернета — относительно молодые люди, чаще всего с высшим образованием(техническим, экономическим — и довольно редко гуманитарным), использующимивозможности Сети либо для своего бизнеса, либо в развлекательно-разговорныхцелях. Таким образом, пользователи Интернета в корне отличаются от портретасреднестатистического православного прихожанина, которым является пожилаяженщина со средним образованием, обремененная семьей и нездоровьем, чьикультурные запросы редко превышают уровень мыльных опер. Всё это значит, что,осваивая Интернет, православию необходимо вписаться в его уже сложившийсялингвистический контекст, т.е., в некотором смысле, не только научитьсяразговаривать с пользователями Интернета на понятном для них языке, но иосвоить специфический полемический дискурс Сети, который задается основнымконтингентом его посетителей.
Второе. В последнее время, в связи с нарастающим чуть ли не вгеометрической прогрессии ростом выложенных в Интернет разнообразных материалов(художественных книг, учебной литературы, публицистики) последний сталиспользоваться в качестве библиотеки — почти бесплатной и весьма богатой фондами.Но достоверность размещенной там информации довольно невысокая, мягко говоря. Кпримеру, Интернет-СМИ отличает низкая ответственность за правдивость объявленныхими фактов и объективность аналитических оценок. Все это создает некий ореолпрактически над каждым Интернет-материалом: это может быть очень интересно и захватывающе,но вполне может оказаться бессовестным обманом или безответственнымифантазиями.
Третье. Интернет, обладая многочисленностью аудитории СМИ, лишенего ограничений в области обратной связи и позволяет вести многоголосый диалогмежду хозяевами Web-ресурсов и их посетителями. Особенно это стало актуально сразвитием такого феномена, как форум — место виртуальных встреч, увлекательныхдискуссий и яростных споров. Для эффективного же ведения диалогов в виртуальномпространстве нужно обладать значительным культурным кругозором, чувством юмораи доброжелательной терпеливостью. Последние качества очень важны, учитывая то,что, к сожалению, культура Интернет-общения далека даже от самых либеральныхнорм вежливости. Общение в Интернете виртуально, здесь всё не по-настоящему,лиц не видно, вместо имён — псевдонимы; все это легко срывает клапаны обычноподавляемой в реальном общении агрессивности. Православным миссионерам стоит помнить,что Интернет — это своеобразная ноосфера. В нем все взаимодействия тоньше иосторожнее. Пока это дикая невозделанная земля. Поэтому так много залетныхрейнджеров, которые прилетают сюда просто порезвиться на воле, и им не приходитничего лучше в голову, кроме как всех послать.
Добавим следующий факт. Опросы, проведенные социологами, показали,что 82% респондентов-русских считают себя православными. Но эта впечатляющаяцифра свидетельствует не столько о реальном воцерковлении, сколько о«проправославном» и «прорелигиозном» консенсусе в современном российскомобществе. Если перейти к вопросам, непосредственно касающимся веры, — не веры впользу церкви, ценности православия и «православной цивилизации», а веры в Богаи религиозные догматы православия, то можно обнаружить крайне низкую степеньрелигиозности среди русских: 6—7%. Иными словами, «для части современныхрусских можно быть приверженцем определенного вероучения, не будучи верующим»[17].Несомненно, что подобное состояние дел характерно и для пространства Интернета,следовательно, нужно внимательно учитывать подобное расхождение междудекларируемым на словах «православием» наших сограждан и их реальнойрелигиозностью.
Итак, можно обобщить вышесказанное: желая добиться успеха наапологетической ниве в частности и в миссионерстве вообще, служителямПравославия надо научиться на равных общаться с молодыми, грамотными иэнергичными людьми (впрочем, далеко не всегда хорошо воспитанными), относящимисяк православию по меньшей мере лояльно, и не ждать легких и быстрых побед повоцерковливанию посетителей Интернета. 3.2 Формы апологетики Православия в Интернете
В сложившейся к настоящему времени Интернет-апологетике можно выделитьдве ее основные формы.
К первой относится уже традиционная апологетика, которую можноназвать публицистической. В качестве примера можно назвать разнообразныебогословские и полемические материалы, размещаемые на страницах православныхсайтов. Их авторами чаще всего являются уважаемые и авторитетные священники. Вкачестве примера хотелось бы привести опубликованный на Православии.Ру весьмаглубокие размышления митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) «Значениеправославия для современной молодежи», где он, в частности, пишет: «Когдавеликого французского писателя, Франсуа Мориа, спросили — в чем он видитнадежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество,писатель ответил — «Единственная светлая точка в будущем человечества — этопробуждение веры у современной русской интеллигенции». Такой, неожиданныйответ, известного французского академика, имеет исключительное значение. Мориа— римокатолик, человек западной культуры, полагает надежды, не на западнуюцивилизацию и ее плоды, как можно было бы ожидать, но на веру, котораяпросыпается в распятом православном русском народе. Вероятно, перед смертью, онпочувствовал всю притягательность Православия, и был не единственным в Европе,кто ощутил эту его исключительную силу». Несомненно, всё вышенаписаноое служитцели убеждения сомневающихся в полезности и нужности православия.
Довольно часто в апологетических разделах появляются статьисветских авторов, преимущественно научных работников, придерживающихсяправославного вероучения. Здесь можно назвать размещенный на том же сайте небезынтересныйобзор «Основные вопросы естественно-научной апологетики» докторафизико-математических наук, профессора Геннадия Калябина, в котором он приводитпримеры неспособности науки объяснить многие загадки мироздания без помощихристианских догм, а также утверждает фактически доказанную несостоятельностьоккультизма и иже с ним: «Научно установлено также, что лица, интересующиеся«астропрогнозами», явно подвергаются их воздействию. Широко распространяютсяразнообразные виды практической магии (раньше эти действия назывались простогаданием, прорицанием и ворожбой) и другие способы общения с миром падших духов(медитации, чрезмерное закаливание, «русский космизм», эзотеризм Рерихов),о чем в Библии имеются прямые предупреждения и запреты».
Иногда форма такой традиционной апологетики — интервью, как, кпримеру, опубликованная беседа с диаконом Андреем Кураевым «Небо выше, чемказалось в твоей секте», в которой он размышляет на темы тяги молодежи крелигии, часто приводящей их в секты, и высказывает следующую нес совсем привычнуюдля традиционного православия мысль: «Сектанты — это лучшие люди нашеговремени. Потому что это хотя бы люди неравнодушные, не ходячие куски телятины.Это люди, которые ищут смысл жизни. Во-вторых, сектанты — это люди, передкоторыми я лично виноват. Когда начинаешь с ними беседовать, то, как правило,выясняется, что многие пробовали быть православными: идет рассказ о том, какчеловек попробовал войти в храм, как его встретили, куда послали и т.д. Поэтомулюбой разговор о сектантах должен включать в себя понимание того, что это и нашгрех, наша вина в том, что они сложили свою судьбу мимо нас или даже вопрекинам… Задача проповедника — разобрать навесной потолок над головой и показать:знаешь, небо выше… Небо выше, чем тебе казалось в твоей секте»[18].
Несомненно, подобный подход способен снять хотя бы часть тогонепонимания, которое исторически сложилось в отношениях между приверженцамисект и Церковью. Ведь можно запросто оттолкнуть от православия человека,который колеблется «меж двух огней», если неумело, грубо и совершеннобездоказательно выражать свою точку зрения, позиционируя себя «православным». Сдругой стороны, далеко не каждому дано искусство слова разящего, убедительного,крепкого и державного, как скала. Но ответ на вопрос «Можно ли укрепитьмаловерного при помощи электронных дискуссий» мы можем дать только положительный.Да, может быть атеист, лояльно относящийся к религии и православию в частностипосле какого-либо первого, второго, двадцатого диалога с верующими утвердитьсяв своей позиции, отшлифует свои тезисы и лозунги для более изощренных атак поубеждениям верующих, но, как говориться в Библии: «И сказал мне: не запечатывайслов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делаетнеправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, исвятый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобывоздать каждому по делам его».
Иными словами, на всякого утвердившегося в своем богоборчестве естьи утвердившийся в своей вере, а это — самое главное, ибо цель, например,православного Интернета — не делать из людей зомби, не уродовать их разум иволю, выплескивая агрессию, ненависть и злобу на атеистов и инославных, аукреплять в вере.
Кроме традиционной, «публицистической» апологетики, выросшей сбумажных страниц книг и журналов и пока мало изменившейся в виртуальномпространстве, Интернет дал Православию новую форму борьбы за людские сердца идуши. Я имею в виду апологетику виртуального общения в форумах.
Наиболее значительный опыт подобной апологетики накоплен на форумедиакона Андрея Кураева www.kuraev.ru/forum. Это, пожалуй, самоеизвестное место виртуального общения православных, на котором они могут задатьинтересующие их вопросы из богословия самому диакону Андрею или другим, неменее уважаемым священникам; практически решить вопросы помощи больным илиобездоленным, разместить информацию о сборе пожертвований на те или иные нужды,попросить совета или молитв у братьев и сестер по вере и просто найтиудовлетворяющее их общение с единомышленниками.
Но все это отнюдь не исчерпывает цели, которые диакон Андрей ставилперед собой, организовывая свой форум. Важное место на нем играют вопросыапологетики — как обсуждение технических сторон ее осуществления в пространствеИнтернета (этому посвящен целый раздел на форуме), так и собственно самаапологетика, объектом которых являются официально зарегистрированные сайтеприверженцы иных религий и культов, а также неверующие и атеисты.
Нельзя сказать, что решение этой задачи дается легко. Ни день нафоруме не прекращаются споры о существе православия и о несомой им Истине; нидень не проходит без того, чтобы не открылись новые темы для «преломлениякопий» (причем довольно часто их инициаторами бывают неправославные). Так, впоследнее время много внимания уделяется вопросу об инклюзивизме и со стороныправославия, и со стороны других религий (в частности, индуизма). В частности, былподнят следующий вопрос: известно, что политика индуизма в отношении другихрелигий состоит в том, что их «боги» просто объявляются частью (может быть, ипрежде неизвестной) собственного индуистского пантеона — но не хуже ли в этомотношении так называемый православный инклюзивизм «со знаком минус», т.е. случающеесяиногда стремление записать всех иных «богов» в бесов христианства?
Кроме того, к косвенным методам пользы Интернета в деле апологетикиможно отнести возможности дистанционного обучения богословию, котороепредоставляет Интернет. С помощью подобного обучения многие православные — каксвященники, так и обычные прихожане — могут пополнить свои богословские знания,что, несомненно, поможет им в будущем в защите Веры и Церкви. 3.3 Основные направления апологетики Православия в Интернете
Следует признать, что естественно-научная апологетика Православия вИнтернете носит, в основном, традиционно-формальный характер и редко вызываетбурные дискуссии или вызывает непонимание. Современная наука — с ее концепциейБольшого Взрыва, с прорастающим в глубине квантовой физике пониманием того, чтов окончательной «формуле» окружающего нас мира необходимо учитывать и самогонаблюдателя, с развитием гуманистических и трансперсональных направлений впсихологии — уже не столь категорично утверждает примат материи над сознанием.В последние десятилетия Наука и Религия перестали быть резкими антагонистами;более перспективным видится путь совместной деятельности на благо людей ипознания мира.
Не растет и конфликт между Религией и Атеизмом. Да и сам атеизм впоследнее время сдал свои позиции — однако, нужно признать, не Православию (даи вообще не христианству). Свято место пусто не бывает. Вторая половина ХХ векаознаменовалась ростом интереса к духовному, лишь незначительная часть волны которогопошла в сторону христианства; основное направление этого движения случилось наВосток.
Нужно трезво признать факт распространения в Европе, в СевернойАмерике и на территории бывшего СССР самых разнообразных восточных религий ипсевдовосточных учений: буддизм, кришнаизм, даоизм, тантризм, шаманизм имножество других «измов» проросли и укрепились в европейской цивилизации. Православиев России также столкнулось с этой проблемой, обобщенно назвав это движение «оккультизмом»(в этот собирательный образ, впрочем, входит множество других религиозных ипсевдорелигизных детищ самого Запада: сатанизм, саентология, нью эйдж,неоязычество, каббала, астрология).
Православие оказалось не готово к новому противнику. Во-первых, онне один, его, образно говоря, — целая армия. А во-вторых, для ведения полноценногодиспута нужно, прежде всего, настолько разобраться в сущности новых религиозныхучений, чтобы можно было увидеть в их фундаменте ошибки, противоречия иблагоглупости. Но попробуйте разобраться сразу в нескольких десяткахвероучений, вчитаться в их «священные» книги и стать вровень с их собственнымиапологетами! Это практически неосуществимо. Но, тем не менее, это надо делать.И религиозные форумы — прекрасная возможность приобретения опыта диспутов сапологетами «оккультизма». Думается, это должно стать одним из основныхнаправлений развития апологетики Православия (причем, не только в Интернете) наближайшие годы, а то и десятилетия.
Что касается «межхристианских» богословских споров, то Интернетвполне способен внести свою лепту в идеологическую борьбу Православия скатоличеством, протестантством и разнообразными «христианскими» и «евангелистскими»сектами. Однако существенно новые формы подобной апологетики пока еще невозникли.
Буквально в последние дни в пространстве Интернета появился новыйапологетический ресурс — сайт В.Ю.Пименова «Православная апологетика» (www.apologia.sobor-spb.ru). Основная направленность сайта —антисектантская; автор разместил на сайте несколько своих работ, в которых онделится опытом общения с сектантами, указывает на эффективные методы критикиосновных идеологических положений, принятых в той или иной секте, ипредостерегает профессиональных апологетов и миссионеров-любителей от возможныхошибок в деле обращения сектантов в единственно правильную религию.
Выводы
Современным и эффективным может быть только тот процесс, которыйсоответствует уровню и достижениям современной науки, научно-техническогопрогресса. Несомненно, это относится и к пользованию Церковью современнымисредствами массовой коммуникации и носителями информации.
На сегодняшний день влияние всемирной компьютерной сети Интернет нажизнь человека и общества вышло далеко за рамки просто современного средствамассовой коммуникации и информации. Сегодня Интернет представляет собойсовершенно новое пространство жизнедеятельности человека. И это пространствостремительно расширяется с каждым днем.
На наших глазах формируется виртуальный мир, со своим языком, своейкультурой, своими правилами. К сожалению, следует признать, что основыустройства этого мира в большей степени нехристианские. Интернет-пространство,таким образом, является необъятным полем для миссионерской деятельности. Инесомненной задачей Православной Церкви является выработка единой стратегиитакой деятельности.
Процесс освоения Русской Православной Церковью Интернет-пространстваидет с несомненным успехом — созданы прекрасные православные сайты, нанекоторых приходах и в ряде православных учебных заведений открытыИнтернет-центры — все это представляется полезным, но недостаточным. Сегодняназрела необходимость создания единого общецерковного Интернет-проекта, которыйобъединил бы усилия всех синодальных органов и церковно-общественныхорганизаций в данном направлении.
Церкви сегодня нужен собственный современный Интернет-портал,который сочетал бы в себе информационные и научно-образовательные разделы,поисковую систему, каталог православных Интернет-ресурсов, сервис бесплатнойпочты, форумы, чаты и ряд соответствующих сервисов. Такой сетевой ресурс мог быуспешно служить делу миссии и положительно влиять на жизнь самой Церкви.
Среди целей Интернет-православия нужно назвать следующие:
— создать исистематизировать максимальное количество православных ресурсов сети Интернетвне зависимости от языка, на котором сделаны эти сайты;
— использоватьпредоставленные Интернетом возможности для пропаганды православной религии ивозвращения иноверующих и сомневающихся в лоно Церкви;
— предоставитьправославным пользователям сети Интернет свободный и удобный доступ к собраннымв Сети данным;
— связать вединую сеть православные ресурсы Интернет путем обмена ссылками междуправославными сайтами.
На основании проделанной нами работы можно сделать вывод, чтоИнтернет — прекрасное средство для апологетической работы. Можно назватьследующие причины этого. Во-первых, специфика общения через Интернет такова,что, прежде чем ответить на сложный вопрос — есть время подумать. Во-вторых,беседа остается надолго доступной многим людям и может принести несомненнуюпользу уже после того, как она отзвучала. В-третьих, Интернет-общение способствуетзаинтересованности в продуктивном диалоге. И, что не маловажно, пространствоИнтернета становится все более доступным и многочисленным.
В заключение, хотелось бы выразить надежду, на то, что все те новыевозможности, которые появятся у них благодаря Интернету, будут эффективноупотребляться во благо Церкви и общества.
/>/>Литература
1. БердяевН.А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь, 1927, № 6.
2. ИвановД. История Интернета как история мифов // НГ, 2002, 2 февраля.
3. КаариайненК., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознаниипостсоветской России. — М.—СПб., Летний сад, 2000.
4. КиреевскийИ.В. О характере просвещения Европы // Критика и эстетика. — М., 1979.
5. КривушинаВ.Ю. Русское православие: идеологическая конструкция и Интернет // ВестникЕвразии, 2003, № 3. С. 107—131.
6. КураевА. Небо выше, чем казалось в твоей секте // Источник: «РоссийскаяГазета», www.rg.ru/2004/10/28/kuraev-propovednik.html
7. КураевА. Человек приходит в мир // Той повеле и создашася. — Клин, 1999.
8. ЛомоносовМ. Стихотворения. — М., Советский писатель, 1948.
9. ЛученкоК. Новые религиозные сайты // НГ-Религии, 2002, 17 апреля.
10. Мазуренко И. ПравославныйИнтернет сегодня // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/cgi-bin/рress.cgi?item=3r050201104149
11. Максимов Ю. Принципыиспользования научного материала в христианской апологетике // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/рut/aрologetika/nauchmetod.htm
12. Манхейм К. Диагноз нашеговремени. — М., Юрист, 1994.
13. Митрохин Н. Интернет —миссионерское поле или зона межконфессионального противостояния? (на примересайтов Русской православной церкви) // Интернет и российское общество. — М.,Гендальф, 2002.
14. Модель Л. Религиозный Рунет,или не молитесь в Интернете // Планета Интернет, 2001, № 4. С. 28-31.
15. Московский А.В. Существуетли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции? // Рождественскиечтения 97. — М., 1997.
16. Муравник Г.Л. Творение иэволюция: опыт преподавания в православной школе // Рождественские Чтения 98. —М., 1998.
17. Осипов А.И. Путь разума впоисках истины // Эл. публикация httр://www.lib.eрarhia-saratov.ru/books/14o/osiрov/veritas/contents.html
18. Основы Социальной концепцииРПЦ // Эл. публикация www.mssian-orthodox-church.org.ru
19. Перфильев Ю. Сеть и ловцычеловеков// Планета Интернет, 2001, №4, С. 19-27.
20. Православие: Рro et contra.Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русскойкультуры и Церкви. — СПб, 2001.
21. Православная церковь иИнтернет // Мир ПК, май 2003.
22. Свт. Игнатий (Брянчанинов).Аскетические опыты. Соч.: в 5 т. 3-е изд. — СПб., 1905.
23. Сирин Е. Св. Творения. Т. 3.— М. 1852.
24. Смолич И.К. История русскойцеркви. 1700-1917. — М., 1996.
25. Хомяков А.С. Полное собр.соч. Т. 2. Изд. 3. — М. 1886.
26. Шаховской Иоанн, архиепископСан-Францисский. Сектантство в Православии и Православие в сектантстве // Эл.публикация apologia.sobor-spb.ru/sekto/text/raznoe/prav.htm
27. Обширнейшая Православнаябиблиотека — www.wco.ru/biblio
28. Официальный сайт МосковскойПатриархии — www.russian-orthodox-church.org.ru
29. Поместные ПравославныеЦеркви — www.рravoslavie.ru
30. Православный Календарь —www.days.ru
31. Православный форум АндреяКураева — www.kuraev.ru/forum/index.рhр
32. Проект «Orthodoxy Foto» —www.foto.orthodoxy.ru
33. Сайт «Отец Андрей Кураев» — www.kuraev.ru
34. Сайт «Православная апологетика»— www.apologia.sobor-spb.ru
35. Электронная библиотека«Митрополит Сурожский Антоний» — www.metroрolit-anthony.orc.ru
Православный форум диакона Андрея Кураева
Приложение А
ОбращениеПатриарха Московского и всея Руси Алексия IІ
кпользователям Интернета
Из доклада СвятейшегоПатриарха
Московского и всея РусиАлексия II
на Юбилейном АрхиерейскомСоборе
Русской ПравославнойЦеркви
13-16 августа 2000 г.
Дорогие братья и сестры во Христе, пользователи Интернета!
Вот уже почти 10 лет минуло с той поры, когда Русская ПравославнаяЦерковь с великой радостью встретила тысячелетний юбилей Крещения Руси. Этарадость умножалась еще и тем, что наша Церковь, пройдя через тяжелейшиеиспытания, мученичество тысяч своих чад, наконец, явила миру торжествующую силувсепобеждающего Креста. «Врата адовы» не одолели ее, по обетованию СамогоГоспода и Спасителя нашего Иисуса Христа, и не смогли помешать ей в ее миссии«благовествовать мир дальним и ближним» (Еф.2:17). Мира, о котором говоритсвятой Апостол, невозможно достигнуть методами социальных, политических илиэкономических преобразований. Его нельзя учредить указом или распоряжением дажесамого авторитетного деятеля. Он недоступен пытливому уму исследователя, потомучто не относится ни к одной из категорий мира сего. Принесенный на землюродившимся Спасителем, он является сиянием вечного Небесного Царствия в душевсякого человека.
Устами своих святых, архипастырей и пастырей Церковь не перестаетпризывать к приобретению этого мира, который неизменно сохраняет ПравославнаяЦерковь и в котором так нуждается современное общество, разделяемоевсевозможными противоречиями и настроениями (2 Кор.5:20). На протяжении многихстолетий Русская Православная Церковь служила нравственным ориентиром для всехпоколений россиян, а теперь она — единственное связующее звено междуисторической Русью с ее идеалом святости и Россией конца XX века.
Мы искренне благодарны представителям средств массовой информации ивсем тем, кто стремится помочь Русской Православной Церкви в это непростое и вомногом переломное для всех нас время нести свое свидетельство. Именно в ответна увеличивающийся интерес к позиции Церкви в отношениях самых различных сторонобщественного бытия она проявляет все большую открытость, памятуя словаСпасителя: «Блаженны алчущие и жаждующие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6).
Очередным примером такой позиции является использование новыхвозможностей глобальной компьютерной связи. Теперь сведения о текущих событияхРусской Православной Церкви, о различных аспектах ее служения можно будетполучать в неискаженном виде через наш официальный сервер в сети Интернет.Надеюсь, что это послужит благому делу умиротворения и поможет углубитьпонимание служения Церкви в мире.
Призываю Божие благословение на всех пользователей новогоинформационного канала.
С любовью о Христе Иисусе, Господе нашем
Патриарх Московский и всея Руси Алексий