Малков П.Ю.
1)Место праздника в границах православного богослужебного года.
ПраздникВоздвижения Креста Господня относится к числу Господских двунадесятыхпраздников. Этот праздник находится в числе дней церковного года, когда уставомпредписывается однодневный пост (здесь запрещается вкушать мясное, молочнуюпищу и рыбу, однако, разрешается есть растительное масло и выпивать немноговина).
2)Связь праздника со Священной историей Нового Завета и с историей древнейХристианской Церкви.
События,вспоминаемые в Праздник Крестовоздвижения, или, как звучит его полное название— Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, произошли вIV веке от Рождества Христова (в 325 или 326 году), в правление святогоимператора Константина Великого. Как повествуют христианские историки, обращенныйв православную веру чудесным видением Креста, явившегося ему в небе передрешающей для него битвой, Император Константин, вознамерился построить храм наГолгофе — на том самом месте, где некогда был распят Христос-Спаситель. Желаяисполнить волю императора, в Святую Землю отправилась его мать — святая царицаЕлена. Здесь-то — в Палестине — и нашла она Святой Крест Христов, до тогозарытый глубоко в землю.
Втот самый день, когда святая царица Елена обрела на Голгофе Крест Христов, рядомбыли найдены и два других креста. Первоначально представлялось неясным: накаком же из трех крестов распяли Спасителя? И вот, как повествует предание, вто время неподалеку двигалась погребальная процессия: мимо царицы инаходившегося здесь вместе с нею патриарха Макария проносили гроб с теломумершего человека. Тогда патриарх Макарий, повелев процессии остановиться, сталпо очереди возлагать на умершего каждый из трех крестов. Как только мертвоготела коснулся Крест Спасителя, умерший ожил и поднялся из гроба.
ОтКреста тотчас же начали совершаться исцеления. Слава об этих чудесах разнесласьпо всем селениям вокруг Иерусалима, и вот ко Кресту стало стекаться множествонарода. Из за густой толпы многие никак не могли увидеть только что найденныйСвятой Крест. И тогда патриарх Макарий, став на холме и высоко воздвигнув рядомс собой Крест Христов, явил его пришедшим. Весь народ, радуясь совершившемусячудесному обретению Креста, обступил холм, на котором стоял патриарх, ивосклицал «Господи, помилуй». Вскоре на этом самом месте — гденекогда совершилась казнь Спасителя, а неподалеку произошло и Его Воскресение —был возведен христианский храм. Такова вкратце история Воздвижения КрестаГосподня.
Именноздесь наиболее зримо проявилось то духовное преображение, та удивительнаяперемена, что произошли с Крестом после Распятия на нем и Воскресения Иисуса.Бывший до того позорным орудием смерти, принесший временную физическую гибельБогочеловеку, Крест становится способен отныне сам воскрешать мертвых, даруяжизнь и исцеление.
3)Духовный смысл праздника.
ПраздникВоздвижения — казалось бы, один из многих в ряду торжеств вселенскойПравославной Церкви, и, к тому же, отнюдь не связанный напрямую со временемземной «евангельской» жизни Спасителя — тем не менее, весьма важендля каждого христианина. Так что же означает это торжество, что вспоминаетсяправославным людям в день прославления Святого Креста?
Издревлев Римской империи крест — как орудие казни — являлся знаком, символом позора:распятие на кресте считалось самой унизительной формой «высшей мерынаказания». Посредством распятия исполнялись приговоры над наиболеепрезренными преступниками: убийцами, бунтовщиками и иными отребьями общества. Ивот, изображение именно этого самого орудия уничижения и поругания, знакстрашной и некогда постыдной смерти — носит сегодня на своей груди каждыйхристианин: древний символ жестокости римских палачей чтит ныне всяПравославная Церковь. Каждый, считающий себя последователем Спасителя, готов, вследза святым апостолом Павлом, — «хвалиться… крестом Господа нашего ИисусаХриста» (Послание к Галатам 6:14), готов утверждать святость, спасительностьи, более того, особую животворность этого предельно изощренного орудиячеловеческого убийства. Понять подобное почитание Святого Креста помогаетевангельское «слово о кресте», что, по выражению апостола Павла, «дляпогибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (ПервоеПослание к Коринфянам 1:18), — то слово, что с апостольских времен даруетнадежду на спасение каждому последователю Богочеловека Христа.
Пришедшийв мир Сын Божий явился сюда отнюдь не в силе и славе Своего Божества, не какмогучий Властитель и Промыслитель Вселенной. Он воплотился среди нас в«образе (»зраке") раба" — как «обыкновенный»человек, выросший и воспитанный в семье простого плотника, проповедовавший надорогах и голых холмах Иудеи и Галилеи, не принятый Своим народом и казненный вИерусалиме. «Венцом» же и пределом такого поистине тяжелейшегожизненного пути Иисуса стал именно Крест — смертоносное Древо, к которомуприбили Его римские воины.
Послову древнего христианского писателя Мелитона Сардийского (II век), событиеРаспятия, сама Крестная смерть Сына Божьего Иисуса Христа — преисполненыпоистине космической, вселенской парадоксальности и необъяснимости. Ибо:«Подвесивший землю — подвешен. Привязавший небо — привязан. Утвердивший Вселенную— утвержден на Древе. Бог убит...».
Здесьуместно напомнить о том важнейшем христианском понятии, что, пожалуй, заключаетв себе всю суть жертвенного подвига Спасителя — о понятии«искупления». Именно через Искупление — через крестную смерть ставшегочеловеком Бога — человеческий род и получает прощение за тот древний«отказ» от своего Творца, за то нарушение данной еще в Раю заповеди, котороесовершил первый человек — Адам. Бог становится Одним из людей, проходитчеловеческий земной жизненный путь, умирает, и, наконец, этой Своей смертьюпопирает и побеждает саму смерть, вырываясь из ее «объятий» — вСобственном Воскресении. Неподвластный греху — по Божеству, Он одерживаетпобеду над адом; равный людям во всем — по Своему человечеству, Он и для нихпролагает путь от смерти и тления — к вечной жизни. Зачастую сравниваемый сАдамом, да и называемый Церковью Новым — Небесным — Адамом, Он как бы«изглаживает» из «книги жизни» нашего мира«обличительную запись» о вине родоначальника всего человечества, согрешившегонекогда по собственной гордости.
Вотэтот-то подвиг Искупления и совершается Спасителем на Кресте. Именно здесь — наКрестном Древе — и достигается тот предел человеческого уничижения и, одновременно,славы Христа.
Итак,с Воскресением Христа, «человек согрешивший» преображается в«человека прощенного». И потому-то с момента восстания Спасителя измертвых все поврежденное людским грехом мироздание ликует вместе с нами, предчувствуяскорое освобождение от связавших его — по людской вине — пут греха. Все вокругначинает меняться, наполняться глубоким и праздничным смыслом, радостьюбогопросветленности. При этом, отныне над всем мирозданием воцаряется — каксимвол торжества Богочеловека над смертью, как знак победы Спасителя над грехоми сатаной — то «орудие» или даже «оружие», с помощьюкоторого и была одержана эта победа: Крест Христов. Будучи поначалу образомлюдского уничижения, он вдруг обращается в знамение долгожданного примирения идуховного союза «земли» и «неба». Сеявший прежде смерть, Крестделается отныне подлинным воплощением жизнеутверждающей истины: Господьнеотступно пребывает среди людей, которые Им прощены.
Водном из посланий апостола Павла присутствуют странные и, на первый взгляд, несовсем понятные слова, призывающие к тому, чтобы мы, «укорененные иутвержденные в любви, могли постигнуть… что (есть) широта и долгота, иглубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову»(Послание к Ефесянам 3:18-19). Суть же их в том, что отныне Крест, по апостолу,проницает уже, пронизывает собой всю вселенную; таким образом, он поистине естьее «широта и долгота, и глубина и высота». Все, что ни существует внашем земном мире, оказывается как бы «охваченным», «объятым»двумя — раскинутыми в бесконечности умопостигаемого «космоса» —горизонтальными ветвями Креста; вертикаль же его, уходя вниз, пронзает —подобно копью — глубины ада, и, в то же самое время, возносясь другим концомввысь, — достигает пределов небесного Рая, подножия Божественного Престола. Какпишет о подобном значении Крестного Древа священномученик Ипполит Римский (IIIвек), “Древо сие дается мне для вечного моего спасения. Оно питает меня, восстанавливаетсилы, я опираюсь на его корни, располагаюсь под его ветвями, с радостью я дышуего запахами, как будто подставляю лицо ветру. Под сенью его я ставлю своюпалатку, укрываясь от чрезмерного зноя, я обретаю отдых, полный прохлады. Ярасцветаю вместе с цветами его, плоды его доставляют мне неизъяснимую радость, ясобираю их, ибо они приготовлены для меня с начала мира. У него я нахожуизысканную пищу для утоления голода, под ним фонтан для утоления жажды, с негоя беру одежду, дабы прикрыть свою наготу, листья его — это дух животворящий.Прочь от меня отныне листья смоковницы (здесь имеются в виду те листья смоковницы,которыми Адам и Ева, почувствовав стыд после своего грехопадения, прикрылисобственную наготу)! Если есть во мне страх Господень, то здесь у древа моеубежище, в опасностях оно укрепит меня, в битвах — послужит щитом, в победе —трофеем. Вот малая тропа, вот мой узкий путь! Вот лествица Иаковля, где ангелывосходят и нисходят, а на вершине ее стоит Господь. Дерево это простираетсядальше неба, поднимается от земли к небесам. Будучи бессмертным, оно растет изцентра неба и земли, оно — твердая опора вселенной, связь всех вещей, основавсей обитаемой земли, космическое сплетение, содержащее в себе всякую пестротучеловеческой природы. Прибитый незримыми гвоздями Духа, дабы не колебаться втвердом согласии с волей Божией, головою касаясь неба, а земли ногами, всепространство между землей и небом заполнил Он (распятый на Крестном ДревеХристос) необъятными руками Своими”.
4)История возникновения праздника.
ВоздвижениеКреста Господня — единственный христианский праздник, который начал отмечатьсяодновременно с празднуемым здесь событием. Первое Крестовоздвижение былоотпраздновано при самом обретении Креста и с тех пор стало неотъемлемой частьюлитургической жизни Иерусалимской церкви. Вскоре с этим праздником оказалосьсоединено и другое торжество — в честь постройки святым ИмператоромКонстантином Великим на месте обретения Креста храма в честь ВоскресенияХристова (Гроба Господня). Итак, поначалу Воздвижение Креста было одним изважнейших годичных праздников именно среди иерусалимских христиан (он стал ужек концу IV века одним из трех главных праздников церковного года, являясьодновременно воспоминанием торжества обновления храма Воскресения; в ту эпохупразднование продолжалось восемь дней). Впрочем, само именование праздникаВоздвижением впервые встречается лишь в литературном памятнике VI столетия — впохвальном слове Кресту кипрского автора Александра Монаха. Затем этот праздникначинает быстро распространятся по всему христианскому Востоку; в то же самоевремя западная христианская традиция воспринимает его весьма медленно. Нахристианском Западе праздник Воздвижения Креста Господня впервые отмечаетсялишь в первой половине VII столетия при папе Гонории I (625-638). Древностьсовременной нам даты празднования Воздвижения Креста — 14 сентября ст. ст. —подтверждается в житии святителя Иоанна Златоуста.
5)Характерные особенности праздничного богослужения в различные историческиепериоды. Авторы богослужебных текстов.
Древнейшимобычаем праздничного богослужения является особая традиция “воздвижения” крестаза богослужением. Само же богослужение, посвященное этому празднику, историческидостигло своей наибольшей торжественности только к XI веку — как это видно изотносящегося к тому времени и дошедшего до нас в рукописи Константинопольскогоустава святой Софии. Эта служба была тогда еще более торжественна, чем мы этоможем наблюдать в наших православных храмах теперь.
Обычайсоблюдения поста в день Крестовоздвижения впервые появляется в древнейиерусалимской христианской традиции (правда, здесь пост соблюдался не только впраздник, но даже и в день его предпразднства).
Канонпраздника написан преподобным Косьмой Маюмским в VIII столетии. Из другихавторов богослужебных текстов праздника Воздвижения следует назвать: святогоАндрея Иерусалимского (VII-VIII века) — три стихиры на литии; святого ИоаннаДамаскина (VIII век) — стихира на стиховне; святого Феофана Начертанного(VIII-IX века) — стихира на литии; Киприана Студита (IX век) — стихира налитии; Анатолия Студита (IX век) — две стихиры на литии; Императора Льва VIМудрого (IX-X века) — стихира на литии.
6)Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.
ПраздникВоздвижения Креста (как и праздники Рождества Христова и Крещения Господня)имеет связанные с ним особые субботы и “недели” (воскресенья) — какпредваряющие его, так и последующие за ним. Это — суббота и “неделя” передВоздвижением, а также суббота и “неделя” по Воздвижении. В эти дни за службойчитаются особые — соотносящиеся по смыслу с содержанием праздника — отрывки изСвященного Писания.
Крестовоздвижениеимеет лишь один день предпразднства, так как всего за два дня до ВоздвиженияКреста совершается отдание другого двунадесятого торжества — РождестваПресвятой Богородицы.
Деньпредпразднства Воздвижения имеет еще и свою собственную “самодостаточную”праздничную наполненность — взаимосвязанную непосредственно с самимКрестовоздвижением, и все же несколько отличную от содержания наступающеготоржества. 13 сентября ст. ст. принято вспоминать обновление (то естьосвящение) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, выстроенного на Голгофскомхолме святым Императором Константином Великим. В народном сознании этомупразднику усвоилось имя “Воскресения словущего” — то есть такого невоскресного— буднего — дня (а чаще всего это торжество, конечно же, приходится именно набудни), в который прославляется Воскресение Христово; таким образом, этотпраздник “слывет” воскресеньем, уподобляется ему.
Отданиепраздника Воздвижения Креста Господня совершается 21 сентября ст. ст. / 4октября н. ст.; до этого дня продолжается период его попразднства.
7)Важнейшие черты праздничного богослужения.
Богослужениепраздника Воздвижения Креста обыкновенно совершается в темно-фиолетовыхоблачениях.
Чинопоследованиепраздничной службы содержится в месячной Минее — в сентябрьском томе.
Праздничноебогослужение “правится”, как обычно, в виде торжественного всенощного бдения. Всамый день праздника утром совершается Божественная Литургия.
Главнойособенностью праздника является богослужебный обряд выноса и воздвижениякреста.
Передначалом всенощного бдения крест полагается в алтаре — на престоле (онторжественно переносится сюда с также расположенного в алтаре жертвенника).Здесь он лежит почти на протяжении всей службы. Обряд выноса креста и еговоздвижения совершается в конце всенощного бдения. Архиерей или священник, облаченныйв одежды, обыкновенно предназначенные для совершения важнейшего православноготаинства — Евхаристии, выносит крест из алтаря через его боковые (северные)двери. Крест покоится на главе несущего его священнослужителя — на украшенномблюде. Он переносится на середину храма и полагается здесь на приготовленномдля него основании — аналое. Сразу затем совершается и торжественный обрядвоздвижения креста, напоминающий молящимся о подобном ему древнем событииВоздвижения Креста Христова патриархом Макарием и царицей Еленой.
Этотобычай, как правило, совершается в больших соборах (точнее — в соборныххрамах). Вот как описывает этот обычай известный русский литургист М.Скабалланович: “архиерей или священник, сделав три земных поклона пред св.крестом и взяв его с аналоя, осеняет им трижды народ, затем, держа его наголове, наклоняется до земли и поднимается и снова осеняет крестом. Этоосенение крестом и воздвижение его совершается… при стократном пении “Господипомилуй” и повторяется пять раз во все стороны: на восток, запад, юг, север иопять восток. Такой порядок стран выбран, чтобы составлялся из него крест. Навосток делается воздвижение дважды в виду особого достоинства этой страны ичтобы всех воздвижений было пять… Пред каждым из этих воздвижений крестапроизносится особое прошение ектении и во время каждого воздвижения поется“Господи помилуй” сто раз, всего следовательно, пятьсот раз. Обряд, очевидно, имеетцелью возбудить в нас такое же чувство сокрушения о грехах наших, вознесшихСпасителя на Крест, какое почувствовали очевидцы первого Воздвижения Креста, привиде его в умилении восклицавшие “Господи помилуй”.
Послевоздвижения креста совершается обычай поклонения ему и его целования. Вслед заопределенным здесь уставом пением праздничного кондака, священнослужителькладет крест обратно на аналой и трижды поет перед ним краткий тропарь “КрестуТвоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”. При этом исвященник и молящиеся совершают три земных поклона. Затем священнослужители — авслед за ними и все находящиеся в храме верующие — по очереди целуют крест. Вэто время хор поет особые стихиры Кресту.
Тропарьпраздника Воздвижения Креста: “Спаси Господи люди Твоя и благослови достояниеТвое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и твое сохраняяКрестом Твоим жительство”. Перевод тропаря: “Спаси, Господи, людей Твоих иблагослови достояние (имение, удел) Твое; даруй победы над врагами православнымхристианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ”. В России — до революции — втропаре праздника (также как и в его кондаке) присутствовало моление оцарствующем императоре.
Кондакпраздника: “Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедротыТвоя даруй Христе Боже, возвесели силою Твоею православных христиан, победы даяим на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу”. Переводкондака: “Добровольно взнесшийся на Крест, Христос Бог! Подай милости Твоиновому обществу, носящему Твое Имя (то есть христианам), обрадуй Своей силойправославных христиан, подавая им победы над врагами, и да имеют они в помощьот Тебя оружие подающее мир и знамение победы (то есть святой Крест)”.
Встихирах и каноне праздника много говорится о ветхозаветных прообразах Креста, отой победе Христа над смертью, что произошла благодаря святому Древу, а также отом особом благоговейном и радостном поклонении, которого достойно это орудиеспасения мира. “Приидите вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имжебысть вечная правда”. “Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве;Крест, царей держава; Крест, верных утверждение; Крест, ангелов слава, идемонов язва”. Повествуется здесь и о самом историческом событии обретения иВоздвижения Креста.
Паремиипраздника содержат ветхозаветные пророчества о той спасающей всех верующихБожественной благодатной силе, что может стать доступна и видима всему миру —через Древо Креста.
Впервой из них (книга Исход 15:22-27; 16:1) рассказывается о том, как освободившиесяиз египетского рабства евреи, странствуя по пустыне, не могли найти питьевойводы; и тогда в месте называемом Мерра, где бил источник с горькой, и потомунепригодной для питья, водой, случилось чудо. Вождь евреев Моисей положил вэтот источник указанное ему Самим Богом дерево: вода тотчас же сделаласьсладкой и чистой. Это дерево, превратившее горькую воду в сладкую, прообразовалособой благодатную силу Христова Креста, обратившего горечь человеческихстраданий и смерти в вечную сладость богопричастной жизни искупленного людскогорода.
Втораяпаремия (книга Притчей Соломоновых 3:1-18) прославляет мудрость, котораяприобретается терпеливым перенесением несчастий и страданий, посылаемыхпромыслом Божиим людям — ради их вразумления, ради того, чтобы они пошли поистинному пути жизни. Приобретение подобной премудрости — лучше золота, серебраи драгоценных камней, ибо обретая ее, человек подлинно находит Бога: ведь и СамБог, Сын Божий также зачастую именуется Божественной Премудростью. Через многостолетий после того как эти (цитируемые в паремии) строки о таинственномзначении понятия Премудрости были написаны царем Соломоном, Сама Премудростьявила Себя миру, открыв на Кресте Свой замысел о путях спасения человечества, идаровав, тем самым, людям возможность терпеливо со-страдать и со-распинатьсявместе с Собой, а значит и духовно со-воскресать во Христе.
Третьяпаремия (книга пророка Исаии 60:11-16) содержит пророчество Исаии о грядущихвеличии и славе Иерусалима. По убеждению христиан, это прореченное некогдаИсаией величие действительно пришло; однако, осуществилось оно не во внешнемторжестве Истины над злом, а, напротив, в кажущемся поражении этой Истины — вкрестной смерти Христа, которая, на самом деле, и стала Его подлинной победойнад адом и смертью.
Евангельскоечтение на утрени (Евангелие от Иоанна 12:28-36) содержит пророчество Спасителяо будущем распятии и спасительных плодах Крестной жертвы. Христос говорит:“Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего (то есть сатана) изгнан будет вон. Икогда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе”. Затем евангелист Иоанндобавляет: “Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет”. По мыслицерковных толкователей, Христос подразумевает здесь именно Собственное“вознесение” от земли на Кресте — “вознесение”, в котором Он приобщит всехлюдей к плодам Своего спасительного подвига.
Апостольскоечтение на Литургии (1 Послание апостола Павла к Коринфянам 1:18-24) утверждает,что сама сущность, сердцевина подлинной христианской проповеди и смысл истиннойверы — той веры, что чужда и законникам-иудеям и язычникам-эллинам, — этораспятие Господа, сила Креста Христова.
Евангельскоечтение на Литургии (Евангелие от Иоанна 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35)повествует о событиях страстей, распятия и смерти Христа.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru