Реферат по предмету "Религия и мифология"


Возникновение и распространение ислама

Реферат выполнил: ст. гр. ММ-02-1 ХарловаА.О.
Институт нефти и газа
Кафедра МиМУ
Тюмень, 2003
Введение
Одной издревнейших форм культуры является религия. На уроках истории и обществознаниямы узнали, что религиозные представления зародились еще в глубокой древности, ивсе они отличались большим разнообразием. Важным этапом в истории человечествастало появление таких мировых религий как буддизм, христианство, мусульманство.Значительна роль религии и в наши дни.
Но что вообщетакое религия? И как она возникла? Нам важно это знать для того, чтобы сделатьвывод о том, долго ли будет существовать религия, когда и при каких условияхона исчезнет. По-моему, дать точное определение нельзя, ведь в каждой странелюди относятся к религии по-своему, но все же попытаюсь обобщить это понятие. Ядумаю, что религия-это определенные взгляды людей и соответствующие обряды, авот верящие дают свое понятие, по их мнению, религия- это связь человека сбогом. Но как я уже сказала, у каждого свое мнение и каждый в праве думатьпо-своему. Сердцем религии является вера.
Вера-этоуверенность в невидимом, ей не страшны утверждения атеистов, что Бога нет и ненужны подтверждения того, что он есть. Верить или не верить в Бога, совершатьобряды или нет -личное дело каждого человека. И ни один государственный орган,ни одна общественная организация не может кого- либо привлечь к ответственностиза его веру или неверие. Но это совсем не означает, что государство равнодушнок любой религии, просто есть религии, которые требуют человеческих жертвоприношений, обряды которых уродуют людей, создают толпы и направляют ихна погромы, убийства и разумеется, что государство против этого, но ведь это несама религия, а вредоносная деятельность и получается, что государство ведетборьбу не с религией и её законами, оно не вмешивается в церковные дела разныхвероисповеданий. В нашей стране полная свобода совести. Всем гражданампредоставлена равная возможность исповедовать любую религию или бытьневерующим. Отход от религии совершается не по приказам, а по убеждению научнойправдой.
В мире существуетмного верований, сект и церковных организаций. Это и национальные религии, имировые: буддизм, ислам, христианство. Я бы хотела рассказать про такую мировуюрелигию, как ислам.
1. Ислам
География исламавесьма разнообразна. В состав исламских государств входят не только страныближнего востока, которые являются его родиной, но и многие страны Африки иЮго-Восточной Азии. Почему ислам получил такое широкое распространение в мире,что  подтолкнуло народы этих стран к принятию ислама?
 Раскрыв темуэтого реферата мы сможем разобраться в этом. Ислам давно привлекает моевнимание кипучестью своей натуры, в отличие от христианства или буддизма.Нестабильность этой религии лишь подтверждает то, что мир ислама неоднороден иочень интересен для анализа. Так как в нашей стране представителями исламаявляются в основном жители  Кавказа, с которым Россия долгое время воевала и воюет,то мы имеем предвзятое отношение к исламской цивилизации, не вспоминая овысокой культуре Арабских стран, которая дала великих математиков, астрономов,географов. В то время когда просвещенная Римская империя уходила с мировойарены, доказав свою нежизнеспособность, исламский мир развивался и не угас, апоказал свою способность развиваться и многие страны появившиеся в периодарабских завоеваний существуют и сейчас. Все эти факты подталкивают изучитьсаму сущность ислама и понять причины его широкого распространения.
1.1.Распространение ислама
Особенностимусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили егораспространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивлениеродоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравиипосле смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полнуюпобеду. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь кобогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.
ПреемникиМухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время соседние,а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоеваниясовершались под знаменем ислама — под «зеленым знаменем пророка». В покоренныхарабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены,особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масснаселения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись какнациональная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировуюрелигию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственнойрелигией в странах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании доСредней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в СевернойИндии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение вXIV-XVI вв.,главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснилиндуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также ккыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколькопозже — к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.
1.2. Возникновениеислама
Ислам – одна изтрех ( наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий,имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинствестран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многихстран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияниеи на международную политику.
В современномпонимании ислам – и религия, и государство по причине активного вмешательстварелигии в государственные дела. Но меня будут больше интересовать историческиекорни этого явления.
«Ислам» в переводес арабского означает покорность,       «мусульманство» ( от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху.
Из трех мировыхрелигий ислам – самая «молодая»; если первые две – буддизм и христианство –возникли в эпоху, которую принято относить к древности, то ислам появился враннее средневековье. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам,тюрко-язычные и ирано-язычные – в подавляющем большинстве. Много мусульмантакже среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целикомпридерживается ислама. Ислам зародился в Аравии в 7 веке нашей эры. Происхождениеего яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самогоначала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. Еслиполистать страницы истории и рассмотреть причину возникновения ислама, тоскладывается впечатление, что люди просто были вынуждены принять законы этойрелигии. А началось это с далеких стран Азии, где природа была немилостива кчеловеку, кругом горы и песчаные пустыни, дожди – большая редкость. Люди,обитавшие там, просто на просто кочевали из одного оазиса в другой. Капризная,злая природа причиняла людям много горя, но они все-таки приспособились, чтобысуществовать. И именно этот страх породил в людях веру в духов, людям казалось,что горе причиняют злые духи, а радость дают добрые духи. Уже в 6 веке возниклоклассовое общество, богачи стали владеть и землей, и скотом, и продуктамиземледелия, вели торговлю. Рабов били, продавали, меняли, да еще запугивалибогами. В отчаянии люди обращались к молитвам. В это то время и появилсякрупный купец Мухаммед. Основателем ислама является арабский " пророк" Мухаммад (Мухаммед или Магомет), значение которого на общие судьбычеловечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надоостановиться особо.
1.3. ЛичностьМухаммеда
Мухаммад былуроженцем Мекки – города в западной части Аравийского полуострова, где давноосело сильное племя курейш.
Во время джахимейи– так именуется доисламская эпоха, когда арабы не знали истинного Бога, — вМекке устраивались большие торговые ярмарки. В святилище Кааба(«куб») и на запретной территории («харам») нельзя былоссориться, проливать кровь, ибо все это могло оскорбить религиозные чувстваразных арабских племен, каждое из которых поклонялось своим божествам, ноодинаково чтило Каабу.
Жили в Мекке и иудаисты,и христиане, а так же халифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшиестрогое единобожие. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, один изкоторых носил имя Аллах.
Благополучный бракдал Мухаммаду обеспеченную жизнь, позволявшую иметь достаточно свободноговремени, которое на протяжении многих лет он посвящал религиозным исканиям.Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни,об основах мироздания, с годами все крепло и, наконец оформилось в убеждение,что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещениясоплеменникам истинной веры.
Я не будуостанавливаться на видениях и откровениях, неоднократно нисходивших наМухаммада из-за ограничений работы по объему, хотя это интересно, скажу только,что Мухаммад, преодолев неуверенность, все же решился на то, чего требовал отнего Аллах: он стал проповедовать Слово Божье.
Криком, обычнопредупреждавшим горожан об опасности, Мухаммад со склона холма Ас-Сафавозвестил жителей Мекки о ниспосланном ему Слове Божьем. Он призывал отказатьсяот поклонения идолам и обратиться к Аллаху, одному-единственному Богу. ИмяАллах является лишь одним из обозначений Бога, истинного же Его имени не знаетникто из живущих. Мухаммад объявил, что других богов просто не существует, аверующие в них будут наказаны Аллахом. В мире все совершается по воле Аллаха.Он награждает за смирение и веру, наказывает за гордыню и нечестие. С каждогона суде у Аллаха спросится по его делам, и всем воздастся сполна.
Аллах продолжалпосылать Мухаммаду новые знамения, разъясняя, как мусульманам общаться синоверцами, как им вести себя по отношению к Пророку, как делить военную добычуи наследуемое имущество. Были провозглашены запреты на ростовщичество, азартныеигры, алкогольные напитки, употребление в пищу свинины. Сложившееся вокругМухаммада объединение людей скреплялось теперь не кровным родством, а общейверой, братством духа. Доступ в умму (новую общину) был открыт для всех, ктопринимал ислам и признавал Мухаммада в качестве духовного и светского вождя.Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика,духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления.
Не отвергаятрадиционного обряда поклонения Каабе, Мухаммад установил новую для арабовформу служения Богу, включавшую ряд поз, выражающих благоговение, имногократное повторение фраз «Хвала Аллаху» и «Аллах велик». Завершая молитву,человек должен был простереться ниц. Эта невиданная прежде поза самоуничижения- земной поклон — возмущала многих жителей Мекки. Мухаммад называл ихгордецами, не желающими покориться Аллаху.
В миросозерцанииМухаммада и в основанной им религии отсутствует идеал человеческогосовершенства или совершенного соединения человека с Богом — идеал истиннойбогочеловечности. Мусульманство требует от верующего не бесконечногосовершенствования, а только акта безусловной преданности Богу. Вера Мухаммадаставит первое условие истинной духовной жизни на место самой этой жизни. Исламне говорит людям: будьте совершенны, как Отец ваш небесный, т.е. совершенны вовсем; он требует от них только общего подчинения себя Богу и соблюдения в своейнатуральной жизни тех внешних пределов, которые установлены божественнымизаповедями. Религия остается только неизменной основой и неподвижной рамкойчеловеческого существования, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.
Если нетсовершенного идеала, который человек должен осуществлять в своей жизни своимисилами, то, значит, нет  для этих сил никакой определенной задачи, а если нетзадачи и цели для достижения, то не может быть движения вперед.
Их культурасохраняет чисто местный специальный характер  и быстро отцветает безпреемственного развития. Мир ислама не породил универсальных гениев, он не дали не мог дать человечеству «вождей на пути к совершенству».
Не будуостанавливаться на арабских завоеваниях, которые сопровождали трудноераспространение ислама по миру, скажу только, что в 630г. завоеванная Меккапосле уничтожения изображения старых богов стала священным центром мусульман,куда ежегодно в месяц зулхиджа (последний месяц года) совершаютсяпаломничества. Ятриб (Медина) остался столицей объединенного государства. В томже 630г. Мухаммаду подчинились кочевники внутренних областей Аравии и городТаи. Арабская знать стремилась к усилению своей власти путем захватаплодородного Йемена и вторжения боевых отрядов в области Византии и Ирана. Ужеснаряжались войска, когда в 632г. Мухаммад умер.
После раздоровиз-за власти между старыми приверженцами Мухаммада и мединской знатью былизбран «заместитель» пророка-халиф-купец Абу Бакр, тесть и друг Мухаммада. Вдальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя халифом. Был закреплен культпророка Мухаммада, упорядочен Коран, записанный в основном уже при его жизни,месяц откровения пророка-рамазан-стал временем мусульманского поста. Дляобозначения мусульманского государства используется термин «халифат»(«преемство»). Более того, современные авторы приходят к выводу, что халифатотнюдь не сводится к индивидуальному праву или привилегии отдельного лица назанятие поста главы мусульманского государства, а представляет собойопределенную функцию по осуществлению верховной светской (политической) властии поддержанию веры на уровне религиозной общины.
Историчностьличности Мухаммеда не вызывает сомнений. Он действительно был основателемислама, признание чего ни в коей мере не снимает проблемы решающего значениятех социально-исторических условий, в которых его деятельность могла оказатьсястоль существенной и результативной. Если основываться на биографии Мухаммеда,изложенной в известных нам источниках, то можно в общих чертах «собрать»историю его жизни и деятельности.
Главное же, чтоотделяет Мухаммеда и его проповедь от «теории» и практики кахинства,заключается в том, что в основе этой проповеди лежит идея единобожия, в товремя как кахинство основано на представлении об общении с миром бесчисленногомножества демонов, составляющих мир сверхъестественного. Как я уже сказала,Мухаммед поддерживал идею единого бога, но феодалы восстали и лишь в 630 годупришли к согласию и договорились насчет образования своего государства.Главного Бога – Аллаха представили как единого бога, а Мухаммеда как егопосланника на земле. Начиная с 7 века, начала зарождаться религия – ислам (покорность),а город Мекка стал центром ислама. «Верным» мусульманином считался тот, ктоверил в единого бога – Аллаха и его пророка Мухаммеда, тот, кто выражалпокорность Аллаху, совершая, пять раз в сутки молитвенный обряд, соблюдая30-дневный пост, вносил дары, платил в казну феодального государства налог сурожая. В общем же Мухаммед остался в истории не просто пророком, егодеятельность была несравненно сложнее и многограннее.
Своих противниковверующие называли врагами и объявляли им «священную войну». Кстати о постах, уверующих он приходился на самое жаркое время года, и чтобы уберечься отневыносимой жары они переносили все хозяйственные дела на ночь, когдастановилось прохладнее. Рабы, беднота и без постов жили впроголодь, а с нимвообще обессиливали, богачи же могли откупиться от поста, по шариату, тот, ктовносил деньги, освобождался от поста, также от поста освобождались ипутешественники, богачи это тоже учитывали и ездили в этот месяц в гости  другк другу. Уклоняющихся от поста наказывали: били палками и розгами. Регулярноесоблюдение постов приучает к послушанию, подчинению господам. И вот именнотогда то и начались страдания верующих людей. Феодалы и купцы под прикрытиемислама начали завоевывать чужие страны, на этих землях образовывали государства,грабили народы, заселяющие их, убивали, мучили, заставляли платить и приниматьислам. Тот, кто отказывался принимать, платил тройной налог, за неподчинениевсе сжигали, разрушали, а пленников превращали в рабов. Покоренным людям дажедышать было трудно. На службе у эксплуататоров стоял ислам, именно он защищалих имущество, он требовал от обездоленных смирения и покорность владыкам,живущих чужим трудом. В такое то время и появляется священная книга мусульман –Коран. На его основе был разработан свод законов – шариат.
1.4. Аллах
«Аллаху акбар!»(Велик Аллах!)- призыв на молитву. «Ла иллаха илла — ллаху» (нет божества, кроме Аллаха) -обязательно произносит правоверный. Во всех подобных выраженияхесть имя мусульманского Бога — «Аллаха», это слово произошло от арабского «илах» — божество. Священное писание ислама — Коран — это как бы прямая речьАллаха, обращенная к людям. В исламе считается, что Аллах также бог иудеев ихристиан, это он послал людям пророков Мухаммеда и Иисуса Христа, но онидонесли до людей лишь часть истины.  Образ Аллаха в Коране создают его 99«прекрасных имен», которые повторяются на протяжении всей книги: Аллахмилосердный, милостивый, всевидящий, всезнающий, дающий надежду, прощающий ит.д. Правоверный  обязан как можно чаще произносить эти имена и непременнонесколько раз в день и вот уже 14 веков мусульманские ученые не теряют надеждунайти еще одно имя бога- сотое по счету. Не все мусульмане едины в вопросе овзаимоотношении людей и Аллаха, но любой из них, восхитившись чем- либо,удивившись чему — либо или не в силах понять что — либо, скорее всего,воскликнет: «Аллах акбар!» — «Велик Аллах!»
Ислам настолькотрансформировал социально-культурную структуру этихстран, что при всей их отдаленности от арабов и специфичности их традиционнойкультуры они восприняли огромное количество элементов арабской культуры. Болеетого, даже свою специфическую форму ислама некоторые из них, как шиитский Иран,опять-таки восприняли у арабов. К этому необходимо добавить, что Коран долгиевека существовал только на арабском -перевод его на другие языки воспрещался.Поэтому арабский язык, как латынь в католической Европе, был широкораспространен во всем исламском мире. На этом языке обращались к Аллаху, на немчитались проповеди в мечетях, ему учили учеников в медресе. Любой грамотный иобразованный человек в государствах ислама обязательно знал арабский, говорил иписал по-арабски.
Таким образом,арабский язык, арабская культура и государственность сыграли существенную рольв формировании того общего, что связывало междусобой все страны ислама. Иными словами, арабо-исламскиетрадиции цементировали ту общность, которая нередко характеризуется как мирислама. Термин этот, в принципе вполне правомочный, адекватно отражает реальнуюобстановку. Как-никак, а ведь именно ислам со всей его культурной традицией напротяжении многих веков был фактическим рубежом, разделявшим Европу и Азию, Европуи Африку не только территориально географически, но также и врелигиозно-культурном плане.
Спецификой исламабыло слияние духовного и светского начал, политической администрации ирелигиозной власти. Ни в Халифате, ни в каком-либо другом исламском государствене существовало организованной церкви, которая к тому же противостояла быгосударству. Это не значит, что интересы клерикального мусульманскогодуховенства, особенно наиболее реакционных из мулл или шейхов, никогда не входили в противоречие с политикойадминистративного руководства страны — такое случалось и нередко случается и внаши дни. Но церкви, подобной католической или православной, сплоченной иорганизованной, отстаивающей религиозно-церковные интересы и интересыобслуживающего ее сословия, резко отделенного от других, в мусульманском мирене существовало. В отличие от христианства, ислам формировался в условияхрелигиозно-политической слитности, а предводителями его были сами политическиеи одновременно религиозные вожди — пророк, халифы, эмиры и их помощники наместах.
Сильный акцент наобрядовую сторону жизни с ее ежедневными молитвами, обязательным месячнымизнурительным постом, паломничеством и т. п. также одна из характерных дляислама религиозно-культурных традиций. Традиции такого рода воспитывалипривычку к повиновению, послушанию, дисциплине, а главное, резко противостоялилюбой индивидуальности. Ни талант, ни вдохновение мастера, ни взлет мысли гения- ничто не может и не должно служить препятствием обязательной пятикратноймолитве в положенный срок, соблюдению поста и других обрядов. Человекискусственно приземлялся, ему по несколько раз в день на протяжении всей жизнинапоминали о том, что он — лишь жалкая песчинка, распростертая ниц передвеликим Аллахом.
Разумеется, неследует преувеличивать. Пятикратная молитва, превратившись в привычку, вполуавтоматический ритуал, не слишком-то отягощала правоверного и уж, во всякомслучае, не очень мешала заниматься его делом, как бы далеко от заповедей Аллахаоно ни находилось. К тому же заповеди ислама не препятствовали мусульманинузаниматься политикой, предпринимательством, отдаваться обуревающим егострастям.
1.5. Шариат
Шариат(мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Согласноюридической энциклопедии «Шариат — свод религиозных и правовых норм,составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий),содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного ибрачно-семейного права».
Другими словами,шариат — это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесносвязанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматриваетправовые установления как частицу божественного единого закона и порядка.Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписываетсябожественное значение.
Шариат развивалсякак строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом иего собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не толькоправовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормышариата (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные(«человеческие») отношения, а с другой — определяли отношениямусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения ирелигиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, теснаясвязь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариатепяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой иморально-религиозный смысл:
— обязательные,
— рекомендуемые,
— дозволенные,
— предосительные,но не влекущие за собой применения -  наказания;
— запрещенные иподлежащие наказанию.
Признание божественногопредопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопросао свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводурелигиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ(джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.
Какконфиссеональное право шариат отличался от канонического права    в странахЕвропы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферыобщественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющейнормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Современем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока,распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную,частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однакостоль бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и всебольшее проявление в нем местных особенностей и различий при толкованииотдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главныхнаправлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, гденаряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление  — шиизм.
2. Источники мусульманского права
Шариат отличаетмножественность источников, на рассмотрении которых кратко остановлюсь.
2.1. Коран
Важнейшимисточником шариата считается Коран (от араб. «ал-куран» — «чтение вслух», «назидание») — священная книга мусульман,состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и632 г.г. Исследователи находят в Коране пложения, заимствованные из болееранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
  Сначалапророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые изних верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине поуказанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизированиесодержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифеОлифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть «обычаиотцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правоваязначимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его какарабский судебник».
Основатель исламаМухаммед изрекал свои суждения и решения, произносил проповеди, выступал сречами в связи с различными событиями общественной и религиозной борьбы,которую он вел. В некоторых случаях слушатели записывали (по преданию, приМухаммеде состояли даже специальные писцы) эти откровения на пальмовых листах,плоских костях и камнях, на обрывках папируса или кожи. Определенного же текстаКорана ко времени смерти Мухаммеда в 632 г. еще не было.
Когда в сражениипротив Мусейлимы (633 г.) погибли те из последних «хранителей Корана», которыепомнили наизусть отдельные его суры, один из руководителей мусульманстваобратил внимание халифа Абу на опасность того, что со временем поучения пророкавообще окажутся стертыми из памяти людей. Тогда Абу счел необходимым обобщитьКоран в одном документе и поручил это дело Сабиту, состоявшему писцом еще приМухаммеде. При содействии властей Сабит собрал отдельные фрагменты Корана увсех, у кого они хранились, записал многое из того, что помнили оставшиеся вживых «хранители», присоединил к ним и собственные записи и создал первый общийсвод Корана.
Говоря оподлинности текста Корана, надо иметь в виду, что его элементы могли вносить вего исправления, вытекавшие из менявшейся обстановки и из требований тезобщественных слоев, которые в данный момент занимали господствующее положение.Известно, например, что после первого исправления Корана некто Абдалла,занимавший при жизни Мухаммеда высокое положение, заявлял, что из свода Коранаисчезли многие тексты, в которых подверглись критике верхние слои Мекки.
При всем этомКоран следует считать основным источником, по которому можно судить опервоначальном исламе. Сказанное выше должно только предостерегать отнекритического отношения к этому источнику.
Коран состоит из14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов стихов (аята). Большая часть этихстихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержитпредписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила,относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала иобязанностей.
Большая частьположений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретныетолкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установленияимеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимостиот того. какое содержание в них вкладывается. В последующейсудебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточносвободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко иво взаимоисключающих правовых предписаниях.
Людям внушали, чтов Коране все мудро и ясно. За два столетия разные авторы редактировали Корантак, как указывали господа. По законам Корана и шариата строжайше запрещалосьдаже изображать живое существо. Скульптор или художник мог изобразить лишьветочку дерева, стебелек растения, цветок, но не человека. Нарушителей жестокопреследовали и грозили, что Аллах сожжет их в вечном огне. Музыка и пениесчитались греховными, забавой дьявола. Правоверных учили, что там, где поют,танцуют, играет музыка, — обитает дьявол. Ислам душил таланты и радости, дажеразговаривать громко запрещалось. Ислам делал человека смирным, безвольным,живущем в постоянном страхе перед вымышленным Аллахом. Покорным, обездоленнымоставалось только мечтать о райской жизни… после смерти, а стремление обрестичеловеческую жизнь на земле считалось нарушением шариата и Корана. Они снадеждой на облегчение тянулись к своим богатеям, а те не упускали возможностинажиться, фабриканты скупали конину у них за бесценок и продавали по повышеннойцене. Фабриканты-мусульмане вдвое больше эксплуатировали людей, не знающихрусского языка и грамоты, но забитые, религиозные люди оставались послушнымирабами. Все свои страдания они объясняли волей божьей, не случайно словомусульманин в переводе с арабского означает покорный, в этом то и заключаетсявся суть ислама и его законов. В доказательство всего этого я хочу зачитатьстихотворение, которое  написал народный певец Казахстана Джамбул:
Много законов я вжизни знал,
От этих законовсогнулась спина,
От этих законовслезы текли,
Глубокие складкина лбу залегли.
Законы Аллаха,законы Аблая.
Законы кровавогоНиколая.
По этим законамлюдей убивали,
Девушек наших, какскот, продавали...
По этим законамбаи жирели,
И крепко на шеенарода сидели.
По этим законамгуляли, как смерч,
Бесправие, голод исмерть.
 Фабриканты-татары, как и русские промышленники, выжимали пот и кровь из рабочих. Нанималитолько татар из Поволжья, большинство татар было неграмотные, нужды, горя иобиды не убавлялось, но они говорили, что такова воля Аллаха, покорялись судьбеи были смирными, ведь они следовали предписанию Корана, где написано: «Аллахдает пропитание, кому желает», или вот еще — «Умирайте не иначе, как покорными». Для всех случаев жизни мусульманин не нуждался в помощи опыта, критики и науки,все это заменяет Коран с ответами на все вопросы жизни и смерти. Мусульманинтратил на молитву 6 часов в сутки, 180 часов в месяц, 2160 часов в год, послеработы да после молитвы он и пошевелиться не мог. Спал как убитый. Со словбывших правоверных у меня сложилось впечатление, что мусульманское братство поКорану — это полгода лежки в тюремной больнице от побоев розгами и палками.Правоверные мусульмане считают, что то или иное явление предопределено Аллахом,но я считаю, что это заблуждение, такое же, как и мысль о существовании самогоАллаха, а те люди просто не осмыслили, почему они и их семьи одеты, обуты,живут  в квартире, по их мнению это просто милость божья, но если бы Аллахсуществовал на самом деле, то зачем ему понадобилось одних за счет чужого трудасделать богачами, а тех, кто трудится, бедняками? Где же справедливость?  И чтоже делать- утешаться тем, что после смерти будет братство и равенство? Но даже поКорану в рай могут попасть лишь те, кто на земле был покорным, не бунтовал, невосставал против сильных мира сего. В старое время угнетение, рабство, нужда,обиды, слезы служили почвой для существования религии. Люди или пили с горя,или молились Аллаху, чтобы как- то утешить себя, одним словом они занималисьсамообманом. Ну, а богачам это на руку. За тысячелетия религия вошла в быт, вобычай, передавалось по наследству. Современные люди строят свое будущеесознательно, преднамеренно, а не по воле вымышленного Аллаха. Ведь еслиследовать Корану, то человек должен сидеть сложа руки и ждать милостей отАллаха- он и накормит, и оденет, и обует, и построит  квартиру со всемиудобствами, излечит от болезней и т.д. Зачем строить защиту, если Аллах спасет!И я не сомневаюсь, что наступит время, когда сознание  людей будет освобожденоот всего ненужного.
По Корану нетродины на земле, родина по Корану на небе, а на земле люди вроде странников. ПоКорану — «Трудиться- значит молиться», но молиться- значит отказаться отсобственной жизни, но и от жизни ближних и дальних, тем более, если они инойверы. Где ж тут место доброте, гуманности, человеколюбию? Подавляет их Коран.Доброта, гуманность, человеколюбие выражаются прежде всего в том, что онпреобразует жизнь в интересах человека независимо от их языка, цвета кожи,национальности. Покорность Аллаху  или иному богу сковывает силы человека, егоспособности, будущее не построишь с Аллахом и молитвами. Для земной жизни, аона одна у человека, молитва не принесла ни зернышка. Эксплуататоры издревлеиспользовали болтовню о судьбе в своих целях, они просто нуждались в охранесвоего государства. Духовенство утешало горемык, рисуя им райские картины послесмерти, но ведь обещать блага после смерти легко. Я, вы и другие труженики живут на земле только один раз и хотят жить по- человечески, но это зависиттолько от нас самих, мы должны устранять причины, которые мешают строитьподлинное счастье. Одна пословица гласит: «Коран и шариат, что паутина, слабыхмух ловят» я полностью с ней согласна, более того, я вообще думаю, что любаярелигия- заблуждение. И не только я одна так думаю, ученые к  примеру тоже таксчитают, но они не могут ответить на вопрос: почему же это заблуждение стольдолговечно, почему многие люди на протяжении тысячелетий предпочитали этозаблуждение истине? Но опять же верующие говорят, что религия не может бытьзаблуждением именно потому, что она существует очень долгое время и пользуетсяогромным влиянием в обществе.Первые по времени своего появления суры (главыКорана) – 96-я и 74-я – призывают людей признать Мухаммеда пророком Аллаха. Имябога  Аллаха  не было новым для мекканцев, ибо оно обозначало племенного богамекканских курейшитов. Новым вначале было лишь требование признания Мухаммедапосланцем, пророком Аллаха. У мекканцев не было никаких оснований к такомупризнанию. Сам Мухаммед происходил из рода, не пользовавшегося особым уважениемсреди своих земляков. Чудес или «знамений» он показать не мог. Единственное, начто он ссылался, — его видения и «откровения», но мекканские купцы былиделовыми людьми, не склонными верить богословским рассказам. Что же касаетсясоциальных низов мекканского общества, то и для них первоначальная проповедьМухаммеда не содержала в себе ничего соблазнительного и мобилизующего.
На самой раннейступени развития откровения появляется идея единобожия, играющая в дальнейшемцентральную роль во всем мусульманском вероучении: «…нет божества, кромеНего…», «…нет божества, кроме Меня!», — говорит Коран об Аллахе, и он сам осебе. Особо уделялся в Коране вопрос о том, какое должно быть поведениеверующих в отношении тех, которые отказывались верить в единого бога. В этомвопросе Мухаммед тогда еще не выработал какой-либо позиции.
Более жизненноезначение имели требования, обращенные к торговцам: не обманывать и необвешивать. «Горе обвешивающим», — грозит пророк мекканским торговцам. Было быошибкой считать это требование Корана только выражением претензии бедняков кобманывающим их мекканским торговцам. В то же время вряд ли эта проповедьпрактически затрагивала интересы торговцев, ибо каждый из них, обманываядругих, был против того, чтобы его самого обманывали. Робость Мухаммеда вотношении установившихся к его времени социальных порядков и отношений быланастолько ярко выражена, что он не посягал даже на кровную месть. «…если ктобыл убит несправедливо, — гласит Коран, — то Мы его близкому дали власть…»; онтолько советует некоторую умеренность в применении этой власти: «…но пусть онне излишествует в убиении».
2.2. Сунна
Другим авторитетными обзательным для всех мусульман источником права была Сунна («священноепредание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях ипоступках самого Мухаммада. В хадисах также можно встьретить различные правовыенапластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе.Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда былисоставлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которыхполучил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного инаследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащихположений, и выбор наиболее «достоверных» всецело относился к усмотрениюбогословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы,которые были пересказаны сподвижниками Мухаммада, причем. в отличие отсуннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили кхалифу Али и к его сторонникам.
Таким образом,«Сунна посланника Аллаха» (полное название Сунны) — свод текстов,описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле — сборникблагих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемыйнаравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение являетсябогоугодным, правоверным. Обучение Сунне — важная часть религиозного воспитанияи образования, а знание Сунны и следование ей — один из главных критериевавторитетных предводителей верующих.
2.3. Иджма
Третье место виерархии источников мусульманского права занимала иджма, котораярассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду сКораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата.Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовымвопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммада или впоследствиинаиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями,муджатахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана илиСунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались сМухаммадом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становилисьобязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.
Такой способразвития норм мусульманского права получил название «иджтихад».Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась изуказания Мухаммада: «Если вы сами не знаете, спросите тех, ктознает».
Болшая роль иджмыв развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиознойверхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные кменяющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванныхстран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала ифетва- решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
2.4. Кияс
Одним из наиболееспорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия междуразными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласнокиясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено кделу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не толькопозволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовалоссвобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.
Но врукахмусульманских судей кияс часто становился и оружием откровенного произвола.Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями-ханифатами.
В качестведополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшиенепосредственно в само мусульманское право в период его становления, но непротиворечившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовыеобычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленныхнародов, покоренных в результате арабских завоеваний завоеваний или жеподвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты), вчастности у народов, населяющих нашу страну.
2.5. Фирманы,кануны
И наконец,призводным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряженияхалифов-фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитиемзаконодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться ииграть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должныбыли противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами,регламентирующими деятельность государственной власти с населением.
3. Различныетечения в мусульманстве
Хотя ислам вкакой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальныепротиворечия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно всеобострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, врасколах и сектах.
3.1. Шиизм
Самый крупный (иодин из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма («шия»по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилосьнедовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это быласвоего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране.Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишьвпоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы завласть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф Али был кровнымродственником пророка, его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али непризнавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка,а были «избраны» религиозной общиной, то есть попросту узурпироваливласть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти вхалифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но егопоследователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространилсякак выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию,Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шиитыежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатичнонастроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая своюрелигиозную преданность памяти мучеников.
Главная черташиизма — вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда — имамами —могут быть только его сородичи-потомки, а «избранные» общиной халифынезаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первыххалифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возниклиразличные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцатьзаконных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX векетаинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце временобъявиться как спаситель — махди. Это наиболее распространенное в шиизметечение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов)стало там официальной государственной религией.
Другие ответвленияшиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты.Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VII веке),распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилитыверят в то, что в их имамов последовательно воплощается «мироваядуша». Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущихсветскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учениеисмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских системАзии и из местных народных верований.
От исмаилитскойсекты отделилась в IX веке группа карматов — демократическая секта, членыкоторой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общностьимущества. Секта карматов просуществовала до XI века.
От того жеисмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатическойборьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярымиврагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово«assassin» — убийца.
Наконец в XI векеот того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По именивидного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известныкак друзы (в Ливане).
3.2. Суннизм
В отличие отшиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульманмира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизмтоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилитыстарались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали«справедливость» бога, наличие свободной воли у человека, признавалиКоран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживалинекоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре(конец IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате,мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности,«несотворенности» Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след надальнейшем развитии мусульманского богословия.
В VIII-IX вв. вправоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов,шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этихшкол была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкованиярелигиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населенияАравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в СевернойАфрике. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областяхмусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особойвзаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословскихшкол нет.
3.3. Суфизм
В тех же VIII-X вв. в исламевозникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова «суфи»— грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и всреду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма,буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешнейобрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством.Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире,весь мир — проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубоантропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавалиособое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическоетечение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманскихфанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователисуфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов — дервишей —во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и усуннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, наделе вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ;руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников —мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях такназываемые крзиы — экстатические пляски и другие чисто шаманские способыобщения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу:«Ху!».
3.4. Движение тариката
С суфизмом былоисторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означалоблагочестивый путь жизни для общения с богом (слово «тарикат»по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков,проповедовавших «священную войну» против христиан и других неверных.Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла,Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники,слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение Шамиляиногда называли мюридизмом.
Заключение
Несмотря наналичие разных направлений, течений и сект, ислам в целом являет собойдостаточно цельную религиозную систему. Сложившаяся на стыке древнихевропейской и ближневосточной цивилизаций,впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, эта система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основойэтого синтеза были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его оченьслабо развитая государственность.
Итак, подводяитоги проделанной работы, хочу обобщить: подробно рассмотрен процессвозникновения и формирования ислама. После падения колониализма на политическойкарте появилось много  новых исламских государств. В основном это страны СевернойАфрики, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны частовраждуют между собой (Ирак – Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этихстран. За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее,цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислампродолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всехрелигиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболеезначительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан илибуддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего в тойидейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины(уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшейстепени характерна интегрирующая большое внимание отцу «религии покорныхпророку Мухаммаду», представлена общая характеристика шариата и рассмотреныосновные его источники. В любом случае представляю то, что получилось.
Ислам, развиваясьпервоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен,сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. Послепринятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией сталИслам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионовлюдей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян идр. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу иАфрику. Главное отличие Ислама от других религий то, что в нем полностьюслилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиознойорганизации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизничеловека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая религия неможет существовать такой же, как и была создана. Начал трансформироваться иИслам. Начали появляться новые пророки, говорившие, что они заново пришедшиеМухаммеды. В некоторых регионах такие «пророки» получали поддержку (бабисты,бехаисты). Эти движения помогли осознать необходимость модернизации Ислама.Многие мыслители призывали к объединению всех исламских государств и сохранениюзакрытости от стран Европы, другие призывали к сотрудничеству с европейскимистранами.
Список литературы
1. «ЖизньМухаммеда» /Под ред. Панова В.Ф. – М.: Просвещение, 1990
2. Ислам. Проблемыидеологии, права, политики и экономики. /Под ред. Ким Г.Ф. – М.: Наука, 1985
3. Историягосударства и права зарубежных стран. /Под ред… Жидкова О.П. – М.: Норма, 1996
Религии мира.Энциклопедия. т.6. – М.: «Аванта +», 1996
Ислам. Проблемыидеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г.Ф. Ким. Москва. Наука, 1985.– 113с.
Историягосударства и права зарубежных стран. Под ред. О.П.Жидкова. Москва. Норма,1996. – 429с.
Тайна беззакония.А. Мацейка. 1990. – 78с.
К.Маркс иФ.Энгельс. О религии. 1955. – 236с.
У истоков религии.В.Чертихин. 1977. – 115с.
Секты: досьестраха. Кирилл Привалов. 1987. – 58с.
Голубая бездна анмедной ладони. М.Родионов. 1988. – 118с.
Юридическаяэнциклопедия под ред. М.Ю.Тихомирова. М. 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.