Анализ взаимоотношений друзов с представителями другихконфессий на Ближнем Востоке
друз община арабоязычная религиозная
Актуальность анализа взаимоотношений друзов с представителямидругих конфессий обусловлена высокой степенью вовлеченности друзской общины всложную систему общественно-политических отношений на Ближнем Востоке.Возрастающий интерес к друзам обусловлен появлением на международной арененовых политических фигур, принадлежность которых к друзизму так или иначеотражается на их деятельности. Для выяснения политических ориентиров друзов врегионе необходим сравнительный анализ деятельности общины касающейся еерелигиозных, исторических и социальных аспектов.
Несмотря на то, что основным местом сосредоточения друзовпродолжают оставаться Сирия (250 тыс. человек) и Ливан (170 тыс. человек)численность друзов проживающих за пределами этих стран постоянно растет. Поданным за сентябрь 2003 г., в Израиле (с учетом Голанских высот) проживаетоколо 108 тыс. представителей друзской общины, несколько тысяч друзов проживаютв США, Канаде и Иордании. Небольшие общины есть в Чили, Колумбии, Бразилии,Аргентине, Мексике и на Филиппинах.
Несмотря на то, что религия продолжает доминировать в жизнидрузов, их социальное развитие с каждым годом становится все более значимым,что не остается незамеченным наблюдателями. При анализе взаимоотношенийдрузской общины с представителями других конфессий обычно отмечают тактикупостоянного лавирования друзов между религией и политикой. Религиозные исоциальные принципы друзов разделены тонкой гранью, и иногда складываетсямнение, что они переступают ее по своему усмотрению.
Долгое время отношение к друзам отличалось субъективизмом, ихдействия трактовались с позиции собственных стереотипов и интересов исследователя.Друзы, в свою очередь, не исправляли ошибочного мнения об общине, опираясь наустановленные религиозные догмы. Политические конфликты на Ближнем Востоке и,как следствие, резкое увеличение потока друзских эмигрантов, вынудилосовременный мир к пересмотру отношения к друзам в целом. Возникла необходимостьвсестороннего изучения друзской общины, ее внутренней стратификации и внешнихвзаимоотношений с окружающим миром.
О возникновении общины существует несколько версий. Друзовназывали арабами, пришедшими в Сирию в те времена, когда на последователейдрузизма в Египте начались гонения. На Западе их долгое время считали потомкамикрестоносцев. Бытовало мнение, что название общины происходит от имени некогографа Дреус. Появление данного утверждения относится ко времени пребывания вИталии друзского эмира Фахра ад-Дина IIМа'ана (1590–1635 гг.). Сам Фахрад-ДинII, рассчитывая на помощь европейских дворов в восстании противОсманской империи, говорил о себе как о потомке Готфрида Бульонского.
Эпонимом названия общины исследователи считают имя исмаилитаМухаммада б. Исмаила ад-Дарази – первого человека, публично заявившего обожественном воплощении в халифе аль-Хакиме. Сами друзы причисляют Мухаммада б.Исма'ила ад-Дарази, или Наштакина, к вероотступникам и предпочитают называтьсебя аль-муваххидун (приверженцы таухида – догмата единобожия). Слово «друз»ими интерпретируется как форма арабского дурус (урок, в данном случае урокверы).
Появление друзской общины относится к рубежу X-XI вв., когда на территории горных районов Сирии и Ливанараспространилось вероучение разработанное Хамзой б. 'Али о воплощении Бога вегипетском халифе из династии Фатимидов – аль-Хакимеби-Амр Аллахе (996–1021гг.).Друзское общество (вне зависимости от страны проживания) разделено по несколькимпризнакам. Основу современной друзской общины составляет иерархия,разработанная основателями вероучения. Согласно этой иерархии друзы разделенына «совершенных» (аджавитов), «разумных» ('укаля') и «неведающих» (джуххаль).
Современныеаджавиты, возглавляющие религиозную стратификациюдрузов, практически не отличаются от своих предшественников. Они носятпредписанную для них одежду, выполняют установленные правила общения сприхожанами, соблюдают скромность в еде, не курят, не употребляют алкоголь и свинину.Аджавиты по-прежнему охраняют друзское эзотерическое учение и остаются вдрузской среде духовными наставниками и хранителями рукописейрелигиозно-философского содержания.
В социальном аспекте они часто выступают третейскими судьямипри решении спорных вопросов, нередко возникающих между друзами. С просьбой каджавиту может обратиться любой член общины, независимо от своей принадлежностик религиозной группе или социального положения. Для оформления брака и разводаили составления завещаний многие друзы предпочитают обращаться не кпрофессиональным нотариусам, а к аджавитам. Гарантом подлинности документаявляется поставленная на нем подпись аджавита. Традиция оформления документовпри содействии аджавитов сохранилась с тех времен, когда среди членов общиныграмотными были только друзы, принадлежавшие к высшему религиозному сословию.Как в прошлом, так и в настоящем филологические знания необходимы аджавитам длячтения религиозных рукописей, поэтому безграмотный человек никогда неудостаивается этого звания. Традиция получения звания аджавита остаетсянеизменной уже несколько веков. Высшее друзское духовенство никогда никем неназначается. Аджавитов выбирают члены общины из числа своих сограждан.Претендент должен пользоваться всеобщим уважением и на протяжении всей своейжизни неукоснительно соблюдать нормы и правила, предписанные идеологамивероучения. Преемственность звания приветствуется, но обязательным условием неявляется.
Численность аджавитов постепенно возрастает. Этому процессуспособствует несколько факторов, основным из которых является демографическийрост друзского населения в целом. В Ливане в 1862 г. численность друзовсоставляла 24 460 человек, в 1913 г. – 47 290, в 1932 г. -53 334, в 1963 г. –82 268, 1980 г. – 150 тыс., в настоящее время, по приблизительным оценкам, ихчисленность возросла на 10%. Духовенство друзской общины предпочитает некомментировать факт увеличения численности друзов по причине явногопротиворечия между действительностью и основами вероучения. Согласно друзской теориичеловеческие души с момента их создания пребывают в постоянном круговороте,причем созданы они были единожды и в определенном количестве. Количествомужских душ строго пропорционально женским душам. Если принять во вниманиеутверждение, согласно которому на других планетах существует некий «резерв»душ, находящийся там для «исправления», то закономерным становится вывод о том,что в последний период души стали «исправляться» гораздо быстрее, чем раньше.
Следующим фактором, влияющим на численность аджавитов,является современное территориальное расселение друзов. В прошлом местамикомпактного проживания общины являлись исключительно Сирия и Ливан, в настоящеевремя они расселены практически по всему миру. То, что у друзов, выезжающих зарубежи совей исторической родины и объединяющихся за ее пределами в новыесемьи, со временем появилась необходимость выбирать шейха из своей среды, немогло не отразиться на численности аджавитов. Аджавиты нового времени вобыденной жизни могут быть представителями различных профессий – от простыхрабочих на предприятии, крестьян или торговцев на рынках до ведущихспециалистов в науке и культуре. Личное отношение аджавита к иноверцам всегдавлияет на взаимоотношения окружающих его членов общины с представителями другихконфессий, так как мнение аджавита, как духовного наставника, считается друзаминаиболее авторитетным.
Следующую ступень в религиозной иерархии друзской общинызанимают 'укаля' («разумные»). Основными критериями, согласно которым любойрядовой друз может заслужить право стать 'укаля', является достижениесорокалетнего возраста, получение соответствующего образования и соблюдениеправедного образа жизни. Если друзские шейхи посчитают все вышеупомянутыеусловия выполненными, они принимают от рядового друза присягу и причисляют егок 'укаля'. На данную ступень иерархии друзской общины могут подняться иженщины. Они также получают специальное образование и приносят клятвуаджавитам. Женщин, удостоенных права быть причисленным к данной страте,называют 'аккилят.
'Укаля' не являются простым промежуточным слоем, отделяющимаджавитов от рядовых членов общины. Составляющие не более 20% всей общины,'укаля' имеют большое влияние на остальных друзов, которые всегда подчиняютсяих авторитету. Современные 'укаля' как и аджавиты, в социальной жизни друзскогообщества могут занимать различные должности и быть представителями всевозможныхпрофессий. Но в религиозном аспекте они являются эталонами поведения ипримерами для подражания.
Большинство друзов составляют обычные верующие, которыхдуховенство частично посвящает в религиозную доктрину. Их называют джуххаль(«незнающие», или «неведающие»). Рядовые друзы не знают основ учения исвященных текстов, им доступны лишь специальные толкования.
Представители других вероисповеданий в иерархическойлестнице, разработанной друзскими идеологами, поставлены на ступень нижерядовых друзов. В друзской общине категорически запрещены браки с иноверцами.Вступившие в брак с представителями иных вероисповеданий считаютсявероотступниками. В прошлом у друзов наказанием за вероотступничество былсмертный приговор, что в принципе не являлось спецификой друзизма. Теперь«оступившихся» не принимают в общине, считая, что в будущей жизни душапровинившегося будет страдать в новом теле, которое, так или иначе, все равнобудет находиться в друзской общине. Однако среди современных друзов количествоподобных браков стало учащаться. Как правило, на регистрацию с иноверцами идутдрузы, выезжающие за рубеж и не желающие возвращаться обратно. Среди современныхвыходцев друзской общины отмечены случаи оформления временного брака с цельюполучения иностранного гражданства, главным образом в странах Запада. Такиебраки также запрещены в общине, но молодежь зачастую предпочитает поступитьсярелигиозными принципами, которые в современном мире постепенно отходят навторой план.
Согласно друзскому вероучению, после очередного богопоявлениядрузы станут хозяевами мира, а мусульмане, христиане и иудеи перейдут в рангслуг и рабов. В друзском вероучении существует ряд догматов, вызывающих кдрузам негативное отношение со стороны иноверцев. Друзские идеологи утверждают,что миссия Иисуса Христа на Земле заключалась не в пророчестве, а впожертвовании собой ради спасения истинного пророка – Хамзы б. 'Али, которыйскрывался среди последователей Иисуса под именем Элеазар и подсказывалхристианскому пророку все то, что было необходимо говорить на проповедях.Чудеса, которые совершал Иисус Христос, на самом деле являлись творениями Хамзыб. 'Али.
Разумеется, христиане не приемлют такие взгляды и нерассматривают друзское вероучение как одно из течений в исламе. «Их (друзов),собственно говоря, нельзя причислить к магометанам, потому что как их системаверы, так и религиозный закон, которому они следуют, имеет скорее антиисламскийхарактер, насколько можно судить по их священным книгам». Для мусульмандрузское утверждение об истинном пророке – Хамзе б. 'Али является противоречиемКорану. Говоря о друзской общине, сунниты (ахльат-танзиль – люди откровения),применяют термин фирка (группа, отделившаяся от ислама). Корни негативноговосприятия суннитами друзов уходят в эпоху классического ислама, когда междусуннитами и ши'итами существовали противоречия, порой доходившие до открытыхстолкновений и погромов. Ши'иты также не приемлют берущий свое начало висма'илизмедрузский догмат о первопричине мироздания – Боге и о пяти егоэманациях. Сами исма'илиты отвергают утверждение о божественном воплощении вфатимидского халифа аль-Хакима.
Вряд ли правомерно рассматривать друзов как некое единоеплемя, жизнь которого регламентируется только религиозными принципами. Друзскаяобщина сложилась из нескольких родов, происходящих от населявших Аравийскийполуостров племен кейсиев и иемениев. За свою многовековую историю друзскиерода неоднократно выступали политическими оппозиционерами по отношению друг кдругу, что часто приводило к вооруженным столкновениям между ними. Данный фактявляется одним из доказательств того, что религиозные принципы не всегда былидля друзов основополагающими. Родовая знать нередко ставила свои эгоистическиеинтересы выше, обязательств перед другими членами общины, игнорируя тем самымвторой из семи разработанных Хамзой б. 'Али принципов, согласно которому друзыдолжны оберегать своих собратьев и помогать друг другу.
Друзы всегда используют «обязательство друг перед другом» припоявлении внешней опасности. Ливанские эмиры не имели права запрещать главамдрузских родов объединять своих соплеменников в случаях посягательств на честькаждого из друзов в отдельности и общины в целом. Оскорбляющим честь друзовсчитался запрет на ношение оружия. Еще до принятия друзизма горцы Сирии иЛивана отличались от остального населения этих стран уважением к воинскимдоблестям, которые ставились выше других заслуг перед обществом. Распространяемоедрузскими идеологами вероучение гарантировало горцам право на использованиеоружия с целью защиты вероисповедания. На протяжении всей своей многовековойистории община неоднократно доказывала верность этой традиции. В друзскихпоселениях военное дело считалось доминирующим над другими видами деятельности.Старшее поколение друзов уделяло много времени обучению молодежи военнойстратегии и владению различными видами холодного и огнестрельного оружия.Основная задача друзских воинов заключалась в обороне своих земель или охранесоседей, которые нередко обращались к представителям общины за помощью.Например, друзы из рода Таннухидов охраняли от чужеземцев Бейрут и частьвнутренних районов Сирии. Их гарнизон, состоящий из 30 всадников, постояннонаходился в столице Ливана. Таннухидами была разработана система передачи другдругу сигналов оповещения о приближающейся опасности. Разжигая поочереднокостры на вершинах гор Аль-Мтейир, Барук и Сальхийя, друзы сообщали онаступлении врагов.
В современной друзской общине военнослужащие продолжаютпользоваться почетом и уважением, как и в прошлые времена. Карьерный роствоеннослужащего не остается незамеченным для соплеменников. Друзов призывают всирийскую армию, этнический состав которой отличается многообразием, так как вней обязан отслужить каждый гражданин страны, в том числе и те, кому былапредоставлена отсрочка, связанная с обучением. Призывной возраст исчисляется от17 до 50 лет. Политические события, происходившие в Сирии в XX в., и высокаястепень вовлеченности в них военнослужащих не могли не отразиться навнутриармейских взаимоотношениях представителей различных общин. Особенно этозаметно при анализе религиозной принадлежности командного состава армии,который меняется согласно отношению правящих кругов страны к той или инойконфессии. В Сирии друзские командиры зачастую оспаривают свое назначение ссуннитами, численность которых в стране остается высокой. Рост политическоговлияния представителей общины алавитов, также повлиял на увеличение их числа средикомандного состава, что является препятствием получения высоких званий друзами.Таким образом, между друзами и алавитами постепенно сложились конкурентныеотношения, которые проявляются в политическом и социальном аспектах, но незатрагивают конфессиональные различия общин.
В Ливане долгое время существовала традиция назначения надолжность начальника генерального штаба выходца из друзской общины.Современному высшему командному составу рекомендовано соблюдать веротерпимостьв отношении подчиненных. В ливанской армии существуют подразделения, состоящиеиз представителей одного вероисповедания, подразделения смешанного типа иподразделения которые возглавляет иноверец по отношению к своим подчиненным.Случаи возникновения конфликтных ситуаций на религиозной или этнической почве,безусловно, бывают, но не выносятся командованием за пределы своегоподразделения. С целью предотвращения подобных ситуаций в армии Ливанатщательно продуман, в частности, вопрос продовольственного обеспечения.Военнослужащим различных вероисповеданий предоставляется возможность выборапитания. Друзские командиры, которым разрешено употребление свинины, лояльноотносятся к мусульманам, в рационе которых она запрещена.
Постоянно увеличивается друзский контингент и в израильскойармии. Из друзов создаются отдельные подразделения, назначение которыхразлично. Примечательным является то, что призванные в израильскую армию друзыучаствуют в военных операциях Израиля против арабского мира, выходцами, изкоторого они бесспорно являются. В 1948 г. отряд друзских добровольцев изСирии, состоящий из 800 человек, принял участие в сражении против израильтян врайоне Рамат-Йоханан. После сражения часть друзов была приглашена на переговорыс М.Даяном, который убедил их остаться в Израиле. Среди друзов, сначалавоевавших против Израиля, а позже не пожелавших вернуться на родину, находилсяАфашВаххаба – отец МаджалиВаххабы. Появление на политической аренеМаджалиВаххабы в качестве личного советника тогда еще кандидата на постпремьер-министра полковника израильской армии Ариэля Шарона и его деятельностькак посредника в урегулировании конфликтов между арабамии израильтянами,вызвали бурный интерес мировой общественности. Свою принадлежность к друзскойобщине МаджалиВаххаба никогда не скрывал. Напротив, он подчеркивал что, будучидрузами, члены его семьи сделали военную карьеру именно в Израиле.
Взаимоотношения друзской общины с иноверцами необходиморассматривать в двух плоскостях, четко отделяя религиозные противоречия отсоциальных. Социальный симбиоз друзов и представителей других конфессийсложился еще в средние века. Друзы долгое время считали недостойными профессии,связанные с ремеслом и с умением читать и писать. В свою очередь, марониты,обучаемые за счет иезуитских орденов, были людьми высокообразованными. Поэтому,друзские эмиры предпочитали приглашать их к себе на службу в качествесекретарей или писарей. Друзы, в большинстве своем не умевшие хорошо и быстросчитать, не говоря уже о сложном расчете прибыли и убытков, долгое времясчитали ниже своего достоинства занятие торговлей. Во времена правления вЛиване эмира Фахр ад-Дина торговля начала развиваться быстрыми темпами.Накопление богатств торговым сословием, в которое входили представители другихконфессий, не оставалось незамеченным для друзов. Поэтому часть друзовпостепенно отошла от старых стереотипов.
Уровень образованности друзов долгое время зависел от ихотношений с иноверцами. Постоянное развитие общества в целом побудило друзскуюобщину к получению знаний. Но среди друзов не нашлось необходимого количествалюдей, способных преподавать различные дисциплины. В открытых друзами учебныхзаведениях к преподаванию были привлечены представители различных конфессий. Вучилище для друзских детей, находящемся в селении Абей, занятия проводили мусульмане– сунниты и марониты. Так как всех желающих друзов училище принять не могло,представители общины стали отдавать своих детей в протестантские школы,находящиеся в большом количестве в Шуфе. Позже среди знатных друзов появиласьмодная тенденция отправлять детей на обучение в протестантское училище вБейруте. В целом вражда на религиозной почве была невыгодна ни друзам,нуждающимся в квалифицированном преподавании, ни иноверцам, получавшим гонорарыот общины. В настоящее время друзы, напротив, стали выделяться на общемконфессиональном фоне высоким уровнем образованности.
Однако французские исследователи утверждают, чтодрузско-маронитские столкновения, которые охватили Сирию и Ливан в XIX в., возникли на почве этнического ирелигиозного антагонизма. Для Франции такое объяснение служит оправданиемвведения своих войск в 1869 г. на территорию этих стран. Но российскиеисследователи, настаивают на том, что эти конфликты носили исключительносоциальный характер. По их мнению, религиозные противоречия лишь послужилиповодом для выражения друзами недовольства правлением эмира из рода Шихабов –БашираII (1788–1840 гг.).
События, происходившие в Ливане в середине XX в., подтвердили социальный характерконфликтов между друзами и представителями других конфессий. В марте 1957 г.президент страны – маронитКамильШамун принял решение о присоединение Ливана к«доктрине Эйзенхауэра», согласно которой, США предполагали оказыватьэкономическую и военную помощь странам Ближнего и Среднего Востока с целью«сохранения их независимости и свободы» от Советского Союза. Такой шаг вызвал встране недовольство, результатом которого стало создание оппозиционного блока,получившего название «Объединенного Национального Фронта». В него вошли: друзКамальДжумблат, ши'ит 'Али Базри, христиане Генри Фараон, Шарль Хелу, ХамидФранжье и др. Основные требования оппозиционеров сводились к отставкепрезидента и смене внешнеполитического курса. К.Шамун, избранный на свой пост в1952 г., ориентировался на США и Великобританию, что обостряло отношения Ливанас Египтом и Сирией. В мае 1958 г. в Ливане началась гражданская война,результатом которой стало смещение К.Шамуна и выборы на пост главы государствахристианина Ф.Шихаба. В отличие от своего предшественника, в аппарате которогопреобладали марониты, новый президент проводил независимый курс и уделялбольшое внимание отсталым районам страны, население которых состояло изши'итов, суннитов и друзов. В 1964 г. президентское кресло занял Ш.Хелу –сторонник Ф.Шихаба. Политика, проводимая новым президентом в отношениипредставителей различных конфессий, практически не отличалась от политики егопредшественника.
Особое место на политической сцене в вышеуказанный периодзанимала Прогрессивно-социалистическая партия, основанная в 1949 г. выходцем изрода ДжумблатовКамалемДжумблатом. За свою многовековую историю Джумблатынеоднократно выступали в оппозиции по отношению к другим друзским родам. Современем клан занял главенствующие позиции в общине, что вызывало недовольствопредставителей рода Имадов (Язбеков). Вражда двух семей заметно ослабилаполитические позиции друзов и негативно отразилась на друзской общине в целом.Роду Джумблатов не только удалось выстоять в этой борьбе, но и усилить своевлияние в общине, что обеспечило ему процветание в будущем. Глава родаК.Джумблат вместе со своими сторонниками из ПСП выступал за суверенитет инезависимость страны, ее реформаторский путь развития, а также за нейтралитетЛивана на международной арене. Однако реформаторские позиции не помешали членамПСП принять активное участие в вооруженной борьбе против президента К.Шамуна.
Неоспоримой заслугой К.Джумблата перед ливанским обществомбыло его выступление против конфессионализма. Членство в его партии моглизанять представители различных общин, места между которыми распределялисьсогласно их компетенции. На флаге ПСП изображены кирка (символ рабочих), серп(символ крестьян) и перо (символ интеллигенции). Такое изображение призваноподчеркнуть равенство и объединение всех слоев населения Ливана. После гибели в1977 г. в результате террористического акта К.Джумблата его сын ВалидДжумблатстал лидером друзской общины и занял место командующего милиции ПСП. В целомВ.Джумблату удалось продолжить дело, начатое отцом и сохранить власть над всемидрузами.
Во второй половине XX в. конфессиональные отношения в Ливане обострились с новой силой.Толчком для этого послужили события, связанные с началом проведения в 1968 г.широкомасштабных военных операций Израилем против соседних арабских государств.Преследуя палестинцев на ливанской территории, израильтяне добились того, что встране произошел политический раскол на два лагеря. В поддержку Палестинскогодвижения сопротивления (ПДС) выступили ПСП, Ливанская коммунистическая партия(ЛКП) и Движение арабских националистов (ДАН). В оппозиции мусульманам выступилТройственный блок «Хильф», состоящий из правых христианских партий. В 1975 г.начались вооруженные столкновения между сочувствующими палестинцам мусульманамии выступающими за укрепление отношений с западными странами христианами. Так,конфессиональный признак вновь стал основополагающим во взаимоотношенияхграждан Ливана.
В 40-х и 50-х годах XX в. сирийские друзы принимали участие в ряде военных переворотов,произошедших в стране в этот период. Военные обвинили гражданское правительствов некомпетентности и в неспособности вывести Сирию из кризиса, который охватилее после поражения в Палестинской войне. В марте 1949 г. произошел первыйпереворот под предводительством полковника сирийской армии Х.аз-Заима, которыйзанял пост главы государства с 25 июня. Власть нового президента продержаласьтолько полтора месяца. Опираясь на представителей Народной партии (НП),полковник С.Хинауи 14 августа отстранил от занимаемой должности Х.аз-Зама изанял его место. Его руководство страной закончилось 19 декабря, когда в странепроизошел новый переворот, возглавляемый полковником А.Шишекли. Сам А.Шишеклистал президентом Сирии в 1953 г., издав при этом декрет о слиянии президентскойдолжности с должностью премьер-министра. К этому времени обстановка в странебыла накалена до предела. Военная диктатура, установленная задолго доофициального вступления на президентский пост Шишекли, доказала своюнеспособность к управлению государством, выражением чего сталиантиправительственные выступления, прокатившиеся по стране в конце 1953 г.Президент Шишекли был вынужден покинуть страну. В вышеуказанный период друзы,входящие в состав сирийской армии, были вовлечены во внутрисирийский конфликтнаряду с представителями других конфессий. Последующие события в стране былисвязаны с политикой, проводимой США в отношении всего арабского мира, идействиями Израиля в отношении к палестинцам и их союзникам.
1 февраля 1958 г. в Каире, президентом Сирии Ш.аль-Куатли ипрезидентом Египта Г.А.Насером была подписана декларация о созданииОбъединенной Арабской Республики (ОАР). Надежды на объединение двух стран неоправдались. Новый конфликт с Израилем произошел в июне 1967 г. В результате«шестидневной войны» израильские войска оккупировали часть Египта, Сирии и Иордании.Положение внутри Сирии вновь обострилось. Военное руководство постепенноослабляло власть гражданских лиц в стране, и уже в ноябре 1970 г. произошелочередной военный переворот и отставка правительства Hyp аль-Атаси.
В результате референдума, 12 марта 1971 г. президентом страныбыл избран Х.Асад. Период его правления охарактеризовался рядом политических иэкономических преобразований в стране. Конфессиональная принадлежностьпрезидента страны (Х.Асад был алавитом), бесспорно, отражалась на проводимой имвнешней и внутренней политике. Как уже отмечалось, алавиты стали преобладать наруководящих должностях в управлении государством. Алавитам отдавалосьпредпочтение в экономическом секторе и в распределении должностей высшегокомандного состава армии. Преемник Х.Асада – его сын Б.Асад, занявший постпрезидента в 2000 г., не изменил политике отца, проводимой в отношенииалавитов. Друзов вполне устраивает такая постановка вопроса, так как поконфессиональному признаку они и алавиты более близки друг к другу, чем кдругим конфессиям Сирии, что отражают политические и военные назначения встране.
В современной друзской общине религиозные догмы постепеннопродолжают отходить на второй план. Включаясь в борьбу за высокие должности вуправлении государством, друзские политики широко используют принятую во всеммире модель предвыборной гонки, когда кандидат в депутаты обещает избирателямнеуклонно отстаивать их интересы после победы на выборах, утверждая, что егопротивник, получив назначение, откажется от своих обещаний. Такое поведениедрузских кандидатов идет вразрез с религиозными принципами общины, согласнокоторым вражда (в том числе и политическая) внутри друзского обществанедопустима. В Ливане парламентские места распределялись по принципу общинногопредставительства, согласно которому каждая община была представлена всоответствии со своей численностью и политическим влиянием. В ст. 95Конституции 1926 г. говорилось: «Во имя справедливости и согласия, в видевременной меры, религиозные общины будут представлены справедливым образом нагосударственной службе, в парламенте и в составе кабинета министров»17.Национальный пакт, принятый в 1943 г., одобрил эту статью Конституции изакрепил данное положение в последующем распределении должностей вгосударственном аппарате. Разработанное «во имя справедливости» положение,напротив, поддерживало религиозные противоречия между представителями различныхконфессий, так как избиратели могли голосовать только за кандидатов от техобщин, на которых распространялось право выдвижения своих членов от данногоокруга. Друзские кандидаты, ввиду ограниченного количества министерскихпортфелей (в парламенте для друзов отводилось 8 из 64 мусульманских мест),вынуждены были поступаться принципами, установленными для общины.
Ситуация изменилась в 1990 г., когда правительством былапринята редакция конституционного закона от 21 сентября. Согласно статье 25,Палате депутатов, избранной на основе представительства мусульман и христиан,вменялось в обязанность принять необходимые решения для обеспечения отменыпринципа конфессионализма в политической сфере. Примечательным является пункт«В» данной статьи, в котором оговаривается, что на смену конфессиональномупредставительству приходят компетенция и знания в государственной службе, в управлении,военных ведомствах, службе безопасности, экономических учреждениях. Нодолжности первой категории и аналогичного статуса будут распределяться поровнумежду христианами и мусульманами. Указанные конфессии не имеют правабронировать места на вышеуказанных должностях, назначение на которые будеттакже определяться профессионализмом и компетенцией. На современном этапепонятие «претендент от общины» потеряло свое значение, что не только позволяетвыйти на ведущие позиции высоким специалистам и профессионалам, но и упреждаетвнутриконфессиональную борьбу. Статья 25-я призвана обеспечить мирноесосуществование представителей различных конфессий, так как теперь религиознаяпринадлежность не является основополагающей для занятия той или иной должности.
Не последнюю роль друзская община играет и в политическойжизни Сирии. Друзы входят в состав Национального совета страны, в который егочлены, согласно ст. 50 Конституции Сирии, «избираются путем всеобщих, прямых иравных выборов». В отличие от ливанской Конституции, сирийская Конституция,принятая 13 марта 1973 г., на первый взгляд, не содержит положений, касающихсякаких-либо конфессиональных вопросов, что подразумевает возможность для каждогогражданина страны быть избранным на должности первой категории. Однако, ст. 3гласит, что «Президент Республики должен быть мусульманином». Тем самымпредставители немусульманских конфессий, проживающие в Сирии и являющиеся еегражданами, автоматически лишаются права быть избранными на пост главыгосударства. При этом, «государство гарантирует свободу вероисповедания иуважает все религии» (ст. 35). В случае нарушения данного права, гражданестраны могут обратиться в суд высшей инстанции.
Суд, рассматривающий дела, касающиеся друзской общины,находится в Ас-Сувейде. Выборы на должность судьи проходят раз в год внутриобщины, среди наиболее уважаемых граждан. Непременными атрибутами здания судаявляются друзские флаги, размещенные перед входом в само здание и в кабинетахчиновников. Параллельно расположенные полосы флага символизируют «пять эманацийБога», которые в цветах обозначают следующее: зеленый – аль-'акль(божественныйРазум – Хамза б. 'Али), красный – ан-нафс аль-куллийа (Вселенская душа –Исма'ил б. Мухаммад ат-Тамими), желтый – аль-калима (Слово – Мухаммад б. Вахабаль-Кураши), синий – ан-нур аль-басит (Всепроникающий свет – Сапям б. 'Абдаль-Ваххаб) и белый – аль-хикма ал-лятыфа (Вразумляющая мудрость –аль-Муктана). Символика друзского флага призвана подчеркнуть то, чторелигиозные догмы являются основополагающими для друзов.
Вторая половина XX в. охарактеризовалась для друзов не толькоактивным участием во внутриполитической жизни стран их проживания. Вовлеченнаяв конфликт 1976 г. между Сирией и Ливаном, община столкнулась с тем, что еевыходцы оказались, разделены на два противоборствующих лагеря. Теоретическидрузы, призванные в армии своих государств, были вынуждены противостоять другдругу, так как официальное заявление Сирии о том, что свои войска она вводит вЛиван с целью оказания помощи ливанской армии и правохристианским формированиямв борьбе с палестинскими отрядами и присоединившимися к ним мусульманами,расценивалась Ливаном как иностранное вмешательство во внутренние делагосударства. После окончания войны в 1989 г. сирийские войска покинули Бейрут ипередислоцировались в долину Бека'а – одно из основных мест проживания друзскойобщины. Несмотря на возрастающее недовольство ливанцев, сирийские войска неспешили покидать Ливан. Объединившись с маронитами, друзы стали настаивать навыводе армии Сирии из Ливана. Определенное соглашение было достигнуто в 2001г., когда Б.Асад был вынужден заверить Ливан в том, что сирийский контингентбудет передислоцирован. В тот период фигура В.Джумблата привлекала к себеповышенное внимание как со стороны политиков, так и со стороны рядовых друзов.Многие члены общины считают своим долгом вступать в ряды друзской милиции,сформированной еще при К.Джумблате. Число сторонников В.Джумблата продолжаетувеличиваться и его авторитет среди друзов остается неизменно высоким.
В настоящеевремя сложная обстановка в ближневосточном регионе по-прежнему отражается надрузской общине, которая постепенно отходит от религиозных догм, призванныхрегламентировать ее повседневную жизнь. Социальные процессы и военные конфликтынеизменно влияют на взаимоотношения друзов не только между собой, но и спредставителями других конфессий.
Список источников и литературы
1. Тороваль И.Энциклопедический словарь Мусульманская цивилизация. [Пер. с франц.]. – М.,2001, с. 68;
2. Щенников В. Ктовы друзы? // Азия и Африка сегодня. 1995, № 8, С. 44.
3. Раса'ильаль-хикмаI-XIV («Послания мудрости» I-XIV): Из друзскихрукописей СПбФ ИВ РАН (А 173). Факсимиле рукописи; предисловие, исследование(гл. II, III), избранные переводы с арабского, глоссарий РодионоваМ. А.; гл. I исследования Полосина Вал. В. –СПб., 1995, с. 8.
4. Петкович К.Д.Ливан и ливанцы. Очерки нынешнего состояния автономного ливанскогогенерал-губернаторства в географическом, этнографическом, экономическом,политическом и религиозном отношениях. – СПб., 1885, с. 125.
5. Базили К.М. Сирияи Палестина под турецким правительством в историческом и политическомотношениях. – М.,1962, с. 30.
6. Родионов М.А.Марониты. Из этноконфессиональной истории Восточного Средиземноморья. – М.,1982, с. 55.
7. Руппи А.Современная Сирия и Палестина. [Пер. с нем.]. – Пг., 1919, с. 12;
8. СовременныйЛиван. Справочник. – М., 1963, с. 18.
9. Иллюстрированнаяистория религий в двух томах Спасо-Преображенского Валаамский монастырьСтавропегиального монастыря. Т. I. –M., 1997, с. 401.
10. Коран. Пер и коммент. КрачковскогоИ.Ю. – М., 1963.
11. Фальков М. Тайныйвояж друзского курьера. News on line, Israel. 19. 01. 2001.
12. Смилянская И.М. Крестьянское движениев Ливане в первой половине XIX в.– М., 1965, с. 84.