СОДЕРАЖАНИЕ
I.Введение.
II.Основная часть.
1.Понятие.
2.Возникновение.
3.Христианствои Библия.
а)ИсторическоесодержаниеБиблии.
б)Мифы и сказкив Библии.
в)Библия и древниелитературныепамятники.
г)Медицинскиематериалы.
д)Религиозныетексты и предписания.
е)Противоречияв Библии.
ж)Чудеса в Библии.
з)Библейскиепритчи.
и)Апостольскиепослания.
4.Принятия христианствана Руси.
III.Заключение.
1.Христианствои жизнь современныхлюдей
IV.Библиография.
ВВЕДЕНИЕ
Темусвоего реферата«Христианство»я выбрал потому, что Христианство– это одна изтрех форм религии, которая мнеближе всего.Я сам христианини считаю должнымзнать, по крайнеймере, самоеглавное охристианстве.
Ведь знатьвсе о христианственевозможно, как и утверждать, что все, о чемя расскажу, было так, а неиначе.
Дажеученые спорятдо сих пор опроблемахистоков, о том, как распространялосьхристианствопо земле.
Христианствууже более 2 тысячлет. Оно представляетсобой огромныйкультурныйпласт, которыйбудут изучатьеще очень долго.
Тема моегореферата оченьвелика. О нейможно говоритьдолго. Но я затронутолько те вопросы, которые считаюнаиболее важнымии близкими кХристианству.
Так же я немногоскажу о исламеи буддизме.
При работенад рефератом, я значительнорасширил свойкругозор поданной теме.
ПОНЯТИЕ
Христианство– это одна из3-х форм религии.Эта религияодна из крупнейшихв мире, распространеннаясреди многихнародов мира, говорящих наразных языках, существуетпочти 2 тыс. лет.Трудно найтиуголок земли, где бы ни велиработу христианскиемиссионеры, стремясь обратить«заблудшие»души в своюверу. Миссионерскаядеятельностьприносит своиплоды. Миллионылюдей на земномшаре являютсяприверженцамихристианства.
Длятого чтобыпонять причиныпоявленияхристианскоговероучения, его эволюцию, формы организацииего сторонников, нужно представитьсебе время иместо историческогодействия, социальнуюсреду и духовныйклимат, в котором жилипервые христиане, психологиюлюдей, которыепроповедовалиновое учениеи которые егопринимали.Христианскаярелигия неявляется единой.Она, как и другиерелигии распространяетсяна ряд самостоятельныхнаправлений, наиболее значительныеиз которыхкатализм, православиеи протестанизм.
млн. %
Христиане
католики
протестанты
православные
прочие (копты, эфиопы, несториане и др.)
1200
650
350
150
50
30
16,2
8,7
3,8
1,3 Буддисты 550 13,7 Мусульмане 660 15 Индуисты 500 12 Конфуцианты 450 11 Синтоисты 30 0,8 Иудаисты 14 0,4 Приверженцы первобытных культов (потемизма, анимизма, шаманизма и др.) 56 1,4 Неверующие 600 15
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
Буддийская, христианскаярелигия и исламвозникли вразличныхсоциальных, национальныхи духовныхусловиях, нонеизменно врамках одногои того же процессаперехода отвысшего этапаутверждениярабовладельческойсистемы кдифференцированнымформам полусвободногоположения, вассальнойи крестьянскойзависимостив деревне наограниченнойчасти земли, которая простираетсяот средиземноморскихстран до ЮжнойИндии, охватываяпочти целикомпустынныерайоны Аравийскогополуострова.Буддизм опередилпри этом напять или шестьстолетий наступлениехристианскойэры, ислам жевозник шестьювеками посленее.
Этобыл период, когда на фонебезысходныхбедствий несметныхмасс людейлишенных какихбы то ни былосвобод и перспективна этой Земле, обозначилосьучение о некоем«спасении»проповедавшеенадежду насчастливуюжизнь, равенствохотя бы в иноммире, — ожидание, бесспорно, иллюзорное, которое, однако, несло в себемощный зарядчеловеческихчувств, различновыражавшихсяи преломлявшихсяв социальномокружении, политическойи культурнойсреде своеговремени.
Когдачеловек теряетуверенностьв завтрашнемдне, когда судьбылюдей начинаютзависеть отприхоти полководцевили правителей, человек ощущаетсебя обособленным, затерянномв непонятномему и враждебноммире. В этихусловиях длянего выдвигаютсяна первый планвопросы о смыслежизни, о причинахудач и неудач, о справедливостии несправедливостивсего миропорядка, о способахспасения, избавленияот страданий, от смерти.
Ф.Энгельстак характеризовалобщество игосударстворимской империипериода упадка:«Римское государствопревратилосьв гигантскуюсложную машинуисключительнодля высасываниясоков из подданных»1.
Я вполнесогласен свысказываниемЭнгельса, потомучто налоги, государственныеповинностии разного родапоборы втягивалимассу населения
во всеболее глубокуюнищету. Не ошибусь, сказав, чтоэтот гнет усиливалинаместники, сборщики налогови солдаты.
Христианствосоздавалосьлюдьми, которыестремилисьнайти иллюзорныйвыход из тогосоциально-психологическоготупика, в которыйзашло античноеобщество иантичная идеология.1
Несколькодесятков тысяччленов знатныхеврейских семейи ремесленниковпоследовательновысылалисьсначала вМесопотамию, затем в МалуюАзию и Сириюв эпоху войнАнтиоха IVЭпифона, в Грециюи в прибрежныегорода Средиземноморья, включая и Рим.Евреи составлялипосле этогозаметную частьгородскогонаселения.Немалое числоевреев нашлосебе занятие, став солдатами.Многие былиобращены врабство, но, покрайней мере, не часто состояниезависимости, в которое онипопадали, доходилодо лишения ихвсякой свободыи любой экономическойи семейнойсамостоятельности.
В границахРимской империиевреи пользовалисьдаже некоторымипреимуществами; однако теократическийидеал, в силукоторого религиознаяобщина к отождествлениюс государством, не мог бытьреализован, а если и осуществлялся, то в весьманезначительноймере.
Евреиутратили вдиаспоре прежнеесоциальноеи идеологическоеединство. Классовыеконтрастывсплыли в эмиграциина поверхность.Действовавшиев Палестинемоисеевы законыболее не сдерживалиих. Библейскоевероучениесохранилось, однако, во всейего совокупностив достаточночистом виде.Эллинистическиекульты спасенияне сумели освободитьв эмиграцииофициальныйиудаизматнетерпимостии замкнутости, которые обусловилиего противостоянияпервым христианскимцерквям.
В эмиграциивоспринимаемыйиздали мессияутратил многиепризнакидинастическогои военногоосвободителя, особенно послекрушения попытокИрода реставрироватьцарство. Немногиепривилегированныежелали отказатьсяот своих обычаеви ритуальныхтабу: обрезания, запрета естьмясо забитыхживотных, еслите не были тщательнообескровлены, соблюдениесубботнегоотдыха, отправлениякрупных денежныхвкладов ВИерусалимскийхрам. Но в кварталахгородскойбедноты верав табу и привязанностьк стеснительнымпрививкам –повод для насмешексо сторонысоседей и товарищейпо работе –начали ослабевать.
В началенашей эры евреисоставлялисемь млн. в империи, населениекоторой можноопределитьв 65-70 млн. Такимобразом, одинжитель из десятибыл евреем: наэллинистическомВостоке этапропорциядоходила доодной к пяти.
Из этих7 млн. не болеечетвертойчасти, согласнопереписки, проведеннойпо повелениюАвгуста, имелиправа римскихграждан, тоесть были свободнымиподданными.В эмиграциив целом численностьевреев достиглазаметной величины– 5 млн. Три основныхэлемента поддерживалоих единство: монотеистическаявера, синагогаи празднованиесубботы. Вопросо будущем мессииих напротивразделял. Концепциянекоевого«царства» — крестьянского, патриархального, дезорганизованного, воплощавшегопротиворечиямежду городоми деревней, — теперь казалосьнес ответствовавшейих сложнымпроблемам.
КнигиНового завета– зеркало этойситуации. Всев них выглядитискаженным, когда речь идето подлинныхусловиях жизниПалестины, ихдалекой Родины.
Спиритуализациямессианства– иначе говоря, рождение«христианства», поскольку обаэти терминаэквивалентны,- могла произойтитолько в эмиграции.
Тотфакт, что языкпервых евангилийбыл греческим, а не еврейским, выходит, поэтомуза рамки чистофилологическойконстанции: это важнейшееявление, котороеобразует прочнуюоснову длярешения всейпроблемыпроисхожденияхристианства.
Такимобразом, в отличииот буддизмаи ислама, христианскаярелигия оченьрано оказаласьсвязанной слюдьми и странами, совершенноотличными оттех людей истран, которыеее породили.1
ХРИСТИАНСТВОИ БИБЛИЯ.
Религиозныевоззрения изаповеди первобытныхверованийпередавалисьизустно отпоколения кпоколению. Впроцессе развитияи усложненияобщественнойжизни людей, с появлениемписьменностиразличныерелигиозныенаправленияосозналинеобходимостьв письменномзакреплениисвоих положений.Появиласьрелигиознаялитература, в которой излагалисьвероученияи мифы. В дальнейшемнекоторые измногочисленныхрелигиозныхкниг приобрелиореол святостив глазах приверженцевтой или инойрелигии, ихстали называтьсвященными, заповеданнымисамим Богом.
Так появиласьи Библия.
Греческоеслово «та библия»означаетмножественноечисло от слова«библос» — книга1.
Библия– это целаябиблиотекадревних идеологических, историческихи литературныхпамятников, созданных наБлижнем Востокена протяжении15 веков (XIIIв.до н.э. – IIв.н.э.) десяткамии сотнями известныхили неизвестныхавторов.
Библия состоитиз 39 книг Ветхогои 27 книг Новогозавета.
Если 27 книгНового заветаабсолютно единыдля всех христиан, то во взглядахна Ветхий завету христиан естькрупные разногласия.
Делов том, что там, где в книгахНового заветацитируетсяВетхий завет, эти цитаты чащевсего приводятсяао греческомупереводу БиблииIII-Iiввдо н.э., именуемомублагодарялегенде о 70переводчикахСептуагинтой, а не по древнегреческомутексту.
Древнейшиехристианскиецеркви – восточные, православныеи западнаякатолическаяпринимаютВетхий заветпо текстуСептуагинты.
В дошедшейдо нас на эллинистическомгреческом языкеСептуагинте, во-первых на11 книг больше, чем в древнееврейскомтексте, а во-вторых, ряд каноническихкниг имеют ещеи греческиедобавленияк своему тексту.Православныевключают эти11 книг и вставкив остальныекниги в Ветхийзавет, но спримечанием, что они «дошлидо нас на греческомязыке» и являютсянеканоническими– душеполезными, но не «богодуховными».
Новыйзавет священтолько дляхристиан иимеет одинаковыйдля всех христианскихнаправленийтекст. У протестантови сектантовмолитв за усопших, вымаливаниеим прощениягрехов нет.Обуславливаетсяэто различиепринятием имилишь каноническихкниг Библии.В каноническойчасти Библииуказаний заумерших нет.
Затово Второй книгеМаккавейской, приемлемойв качественеканоническойтолько православными, есть прямоеутверждениеи похвала обрядумолитв во оставлениегрехов усопших.Для самой религииэти библейскиеразличия играютогромную роль.
Кпримеру, культмолитв за усопшихв православии.Это целая индустрия, дающая церквиогромные доходы.
Такимобразом, весьмаосновательныеразночтенияБиблии отражаютсяв вероученияхотдельныхвероисповеданий.
ИсторическоесодержаниеБиблии.
В Библиисодержатсяисторическиематериалы. Этокниги ИисусаНавина и Судей, книги Царстви Паралипоменони т.п. Но все этикниги не летописи, не историческиезаписки, амногократныепереработкиисторическихисточникови преданийрелигиознымидеятелямидревних евреев– пророкамии жрецами, составленныес целью закрепленияи возвеличениеопределенныхрелигиозныхпредставлений.
АнализI-III книгЦарств показал, что культ Яхвев описываемуюими эпоху тольконачал выделятьсяиз древнееврейскогогенотеистическогополитеизмаплемен, а Библиясоставленатак, чтобы якобыевреи к описываемойэпохе (Х-IХвв. до н.э.) ужечуть ли неполтысячелетиябыли последовательнымимонотеистамипоклонникамибога Яхве.
Такимобразом, присравненииразличныхматериалов, можно выделитьисторическоезерно из отдельныхкниг Библии.Библия тогдастановитсяважным историческимдокументом.
Мифыи сказки в Библии.
Библиявключает большоеколичестводревних сказоки мифов. Сюдадолжны бытьотнесены ипервые 11 главкниги Бытия, и мифы о родоначальникахеврейскогонарода «патриархах»Аврааме, Исааке, Иакове и его12 сыновьях имифы о «законодателе»Моисее, пребываниеевреев в Египте, в пустыне Синайскойи мифы о вторженииевреев в Палестинуи многие другие.
Мифыо патриархахрисуют картиныбыта древнегородового строя.Миф об убийствеКаином Авелярисует с позицийкочевников-скотоводоввозникновенияконфликтовмежду скотоводамии земледельцами.
Библияи древниелитературныепамятники.
Библиявобрала в себяцелый ряд древнихлитературныхпамятников, являющихсянациональнымдостояниемдревнееврейскогои некоторыхдругих народови общечеловеческимкультурнымнаследием.
Сюдамогут бытьотнесены романыоб Аврааме, Иакове и егосыновьях, обИосифе Прекрасном, о Самсоне и егодочери, поэмао смысле страдания– об Иове многострадальном, поэма о любви, не боящейсятрудностей, — Песнь Песней.
Любовно-этическаяпоэма ПесньПесней, воспевающаяжаркие объятияи ласки возлюбленных, превращаетсяв аллегориюлюбви Яхве инарода избранногоХриста и церкви.
Медицинскиематериалы.
Естьв Библии медицинскиеи санитарно-гигиеническиепредписаниядревних лет, свидетельствочисто человеческогохарактераБиблии.
Глава13 книги Левита, говоря о проказе, болезни, которуюи в наше времяредко медицинаизлечивает, указывает насуществованиеизлечимой инеизлечимойформ.
Наделе оказывается, что под термином«цараат» (проказа)Библия разумеетнакожные заболевания: от чесотки досифилиса исобственнопроказы. Подобноэтому в народеговорили в своевремя: умер «отживота», тогдакак медицинасегодня различаетдесятки желудочныхзаболеваний.
Некоторыепредписаниявполне понятныкак требованиянародной человеческойчистоплотноститех времен иправил общежития.Так, во Второзакониипредписываетсяот имени Богавсем израильтянамиметь в походелопатку и зарыватьею свои испражнения, чтобы не загаживатьстан.
Религиозныетексты и предписания.
Религиозныетексты и предписания, содержащиесяв Библии говорято политикежрецов, кормившихсяот алтаря, одревней магиии суеверныхпредставлениях.
В книгеЛевита встречаютсярелигиозныепредписаниячисто колдовскогомагическогосвойства типазапретов –табу: «скотатвоего не сводис иною породою, поля твоегоне засевайдвумя родамисемян, в одеждуиз разнородныхнитей не одевайся».
В этойже главе запрещаетсякасаться первых3-х урожаев плодовыхдеревьев, четвертыйпредлагаетсяотдавать отцамдуховным итолько с пятогоурожая разрешаетсяначинать пользоватьсяплодами своихтрудов.
Противоречияв Библии.
Библиянесет в себепротиворечиеразличных эпохи ошибки в отражениибытовых иморально-этическихнорм, посколькусоздаваласьона многимилюдьми и долгоевремя Мифы двухгрупп еврейскихплемен – Яхвисти Элохист, которыелегли в основупяти первыхкниг Библии,- породили рядпротиворечийв первых главахкниги Бытие.
В одномместе (1:20 – 27) процесстворения жизнипроисходилв таком порядке: птицы и пресмыкающиеся, рыбы, животные, затем человек, причем мужчинаи женщинаодновременно.
А вовторой главе(7 – 25) сначала былсотворен мужчина, затем животныеи птицы и, наконец, женщина изребра мужчины.
Чудесав Библии.
В глазахверующего самымдостовернымдоказательством«богодуховности»божественнойподоплекиБиблии всегдабыли чудеса.
Сюдаотносятся такиечудеса, какуничтожениеИльей Пророкомпосланныхарестоватьего отрядовпри помощимолнии, а также миф о вознесенииИлии на колеснице, запряженнойогненнымиконями.
Чудопророка Елисеяс топором, упавшимв воду и всплывшим, когда Елисейбросил в рекущепку.
К этойже категориичудес относятсямногочисленныехождения поводе, как посуху, того же Илии, Елисея и Христа.Это сказочныевыражения метылюдей древностио господственад стихиямио торжествечеловека надприродой.
Библейскиепритчи.
Впроповедническойдеятельностисегодняшнихцерковникови сектантовбольшой популярностьюпользуютсяевангельскиепритчи Христа.Притча – этоочень популярнаяна Востокеформа иносказательногорассказа, наводящегочитателя илислушателя нате или иныемысли и соображения.Говоря современнымязыком, этобасня.
Притчизнал весь ДальнийВосток. Множествоих дошло до насв литературеевреев. Так, вкниге Судей(9:7-20)Иоффам, уцелевшийот бойни, учиненнойего сводным, но незаконнорожденнымбратом, обращаетсяс притчей ( одеревьях, выбирающихсебе царя) кжителям принявшегоузурпаторагорода Сихема.
Я хочупривести несколькопритч Христапосвященныхтеме: «Чемууподобно царствиенебесное»:
а) Мф.,13:24-30,36-43 …зернупосеянномуна поле. Врагпосеял тудаже сорняки.Пока растетвсе вместе. Вжатву зернособерут, а сорнякисожгут.
б) Мф.,13:38 …закваскев трех мерахмуки, котораякрасит всетесто.
в) Мф., 13:31-32 …семенигорчицы. Сеют- крохотноеоно, вырастаетже могучимдеревом.
г) Мф.,13:47-50 …неводу, который вытаскиваетвсякую рыбу.Хорошую берут, негодную –выбрасывают.
Апостольскиепослания.
Оченьважное значениев Библии дляпониманияпринципов ипрактики христианстваимеют послания.Это по существуинструктивно- согласовательныеписьма, которымив период своегостановленияобменивалисьнередко черезпосланцев –апостолов, раннехристианскиеобщины. Из посланийвидно, что раннеехристианстворождалось вборьбе мненийи личностей, а не в благоговейномсобрании людейвокруг раз инавсегда даннойистины, что вхристианствебыли и хорошиелюди, и довольнонесимпатичныеносителиразнообразныхпороков.
Отсюдамы узнаем оточках зренияцеркви на рядпрактическихвопросов, которыевставали передновой формойрелигии (церквии государство, церковь и власть, верующие иневерующиеи т.п.).
ПРИХОДХРИСТИАНСТВАНА РУСЬ.
Насаждениехристианствав древнерусскомобществе богословыназывают «крещениемРуси» и датируют988 годом.
В 980году властьв Киеве захватилВладимир.Предположительнов 988 году князькрестился сами велел креститсясвоим подданным.В 988 году имеломесто крещениетолько киевлян, положившееначало длительномуи напряженнопротекавшемупроцессу утвержденияхристианствав качествегосударственнойрелигии княжескойРуси.
Поповелениюкнязя, киевлянзагнали в рекуи там их окрестилипривезенныеВладимиромсвященнослужители.После крещениякиевлян сталинасаждать новуюрелигию и вдругих городахДревней Руси.
И вездекрестителямпришлось применятьнасилие, чтобысломить упорствоне желавшихприниматьхристианство.
Сбольшим трудомудалось обратитьв христианствожителей древнегоРостова. Первыедва епископа(XI в.) ничегоне могли поделатьс ростовчанами, третий едваизбежал смертии лишь четвертомуудалось добитьсячастичногоуспеха. Такиеже трудностивозникли прихристианизациинаселениядревнего Мурома: не смогли приобщитьк новой вереих ни сын ВладимираГлеб, ни егоприемник. «Нетсомнения, чтовведение новойверы сопровождалосьнемалым волнениемв народе».1
Вомногом из-заэтих сопротивленийпроцесс христианизацииРуси растянулсяна столетия.Даже к серединеXI в. далеконе все киевлянеприняли новуюверу. Не ранееначала XIIв. были обращеныв христианствожители Новгорода.Лишь в XII в.началось обращениев христианствовятичей, жителейВологодчины.
ВXIII-XIV в.в.подверглоськрещению населениеОлонецкогокрая, еще позднееСаами, зыряне.Только в XVв. были крещенымногие лопари, кочевавшиепо побережьюЛедовитогоокеана. С XVIв. начали обращатьв христианствонароды Поволжья.В XVII в. проводилоськрещение калмыков, народностейСибири и Камчаткии продолжаетсяэтот процессдо начала XXв., так и не завершившись.
Такимобразом, самокрещение населенияДревней Русивышло далекоза рамки Xв. и последующихстолетий.
Следовательно,988 год никак неможет бытьназван датой«крещенияРуси».
ХРИСТИАНСТВОИ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННЫХЛЮДЕЙ
Христианствууже более 2000 лети все это времялюди то отвергалиего, то вновьсближались.Это хорошовидно в течениепоследнихдесятилетий.
В 30-хг.г. христианеподвергалисьгонению. Когдак власти пришликоммунисты, верующим былозапрещеноходить в церковь.Их преследовали, и если на человекападало подозрениев то, что он веритв Бога, то с ниммогли сделатьвсе что угодно.Но прошло время, смениласьвласть и сейчасхорошо видно, что все большеи больше людейпосвящают себяхристианству.Открываютсяновые церкви, реставрируютсяхрамы.
Меньше, чем за год былвоздвигнутХрам ХристаСпасителя. Ноэто в Москве.Возьмем, к примеру, наш город Муром.Мы видим, чтои здесь реставрируютсяи открываютсяцеркви: Козьмодемьянская, НадвратноКазанская, Николо-Набережная.
Несмотряна все перемены, у нас открытыТроицкий, СтефанияБлаговещенскиймонастыри.
Людис удовольствиемходят в церквине только попраздникам.Я знаю, что многиенаходят в этомутешение. Человекприходит вцерковь дляочищения своейдуши, но церковьтребует, чтобычеловек былготов к этому.В посте он размышляетнад собой, своимипоступкамии затем сознательноидет на исповедьк Богу.
Онощущает облегчение, он видит мирдругими глазами, он хочет исполнятьзаповеди Божие, чтобы жизньего в будущемстала лучше, он прощаетобидящих егои молится заних. Церковьуспокаиваетчеловека, особеннов это не спокойноетрудное время.
Поэтомувсе большелюдей идет вцерковь, находяттам умиротворениеи веру в царствиеБожие.
Веритьв Бога – значитверить в лучшуюжизнь, в достижениесвоих целей.
Религияиграет значительнуюроль в воспитаниеподростковогопоколения. Онапрививаетдоброту, милосердие, любовь к ближнему, уважение кстаршим.
И, чтобы ни происходилона Земле, религиябудет игратьдалеко не последнююроль в жизнилюдей.
БИБЛИОГРАФИЯ
№ п.п. Название Издательство Автор Где Год 1. «Настольная книга атеиста» «Политиздат» С.Д.Сказкин Москва 1987 2. «У истоков христианства» «Политиздат» А.Доннины Москва 1979 3. «Раннее христианство: страницы истории» «Политиздат» И.С.Свенцицкая Москва 1987 4. «Первоисточники по истории раннего христианства» «Политиздат» А.Б.Ранович Москва 1990 5.
К.Маркс
Ф.Энгельс «Госполитиздат»
К.Маркс
Ф.Энгельс Москва 1955 6. «Детская энциклопедия» «Просвещение» С.Д.Сказкин Москва 1967 7. «Атеизм и религия: вопросы и ответы» «Политиздат» В.Н.Басимов Москва 1985 8. «Вопросы научного атеизма» «Мысль» П.К.Курочкин Москва 1980 9. «Молодежь, религия, атеизм» «Молодая гвардия» В.А.Алексеев Москва 1985
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ
ПУ10 г.Муром
РЕФЕРАТ
ПООБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Натему: «Христианство– одна из форммировых религий».
Учащегосягруппы М-1
попрофессии:
помощникмашинистаэлектровоза
ГуроваИ.А.
2002г.