проф. Иегуда Леви Искусственное осеменение, генная инженерия: галахические и философские проблемы Проблемы, вызванные развитием медицины
Современная медицина добилась грандиозных успехов. Сегодня можно взять сперму у мужчины и оплодотворить ею помещенную в пробирку яйцеклетку, которая была взята у одной женщины, а затем имплантировать эту яйцеклетку в организм другой женщины. В результате в ее матке появится зародыш, который не будет считаться ее биологическим ребенком и с отцом которого она не знакома. Эта процедура используется, главным образом, для помощи бездетным семьям, где кто-то из супругов страдает бесплодием. Но тут возникает серьезный вопрос: соответствует ли такой метод духу Торы? Другими словами, что ставит Тора на первое место: рождение ребенка или целостность семьи, одна из главных задач которой — иметь общих детей? Этот метод порождает также Галахические проблемы установления отцовства и материнства. В самом деле, есть ли у такого ребенка отец и кто его мать? Кроме того, при этом методе оплодотворения происходит выделение спермы без совокупления («напрасное выделение», как правило, запрещено). Законен ли такой ребенок? Новизна этих вопросов наглядно показывает, как остро мы нуждаемся в Сангедрине. Только он может прийти к окончательному и исчерпывающему решению. Но поскольку сей высший еврейский законодательный орган до сих пор не восстановлен, мы вынуждены самостоятельно искать ответы, понимая, что в отсутствии Сангедрина наши полномочия существенно ограничены. Тем не менее, у нас есть возможность самостоятельно исследовать эти проблемы в двух плоскостях.
а. Можно рассмотреть их в виде чисто галахических вопросов. Решение будем принимать в соответствии с нашим пониманием Талмуда на основе толкований ранних и поздних Галахических авторитетов. Новая проблема подгоняется под какой-то уже известный принцип без учета духовно-агадического аспекта Торы. При таком подходе Галахический вопрос решается как математическая задача, где каждое действие можно доказать, и ответ будет всегда правильным, если не допущена ошибка в вычислениях. Но еще Рамбан предостерегал нас от таких решений: «Эта дисциплина [Талмуд] не поддается строгим доказательствам, как математика или астрономия». Если мы примем этот подход, перед нами не возникнет принципиальный вопрос о сотворении детей в пробирке, потому что в Галахе все, что прямо не запрещено, — разрешено, а сей современный метод, разумеется, не упомянут в классической законодательной литературе иудаизма. И все же не исключено, что искусственное «зарождение» запрещено, а мудрецы не говорили об этом методе лишь потому, что он не практиковался в их время. Возможно также, что запрет все-таки был сформулирован, хотя и не однозначно, и перед нами очень важная проблема. Если мы легкомысленно отнесемся к ней, то ненароком подорвем саму основу сотворения человека.
б. Чтобы найти такие косвенные связи и аналогии, давайте рассмотрим второй способ решения, который связан с изучением агадического раздела Торы. При таком подходе, даже если мы найдем в Торе возражение, это вовсе автоматически не приведет к галахическому запрету; ведь Галаха тоже содержит приемы, которые позволяют ей включать в себя концепции из агады. В талмудическую эпоху решения принимали мудрецы; за ними — гаоны.
В более поздние времена Галахические авторитеты продолжали вводить новые законы. Известна, например, серия постановлений под названием «Запрет рабейну Гершома».
На самом деле, указания могут содержаться и в самой Письменной Торе, и если бы у нас был Сангедрин, то он выводил бы их непосредственно из текста Торы. Но, к сожалению, у нас нет сегодня ни одного человека, достаточно квалифицированного, чтобы интерпретировать Тору именно таким образом. Наша совершенная Тора предвидела и эту печальную ситуацию; она заповедовала нам: «Соблюдайте мое предостережение» (Ваикра, 18:30),
в смысле: поставьте охрану, чтобы стерегла Меня. Это значит, что Б-г заповедовал пророкам и мудрецам «в каждом поколении устанавливать защитную ограду [вокруг закона]», т.е. вырабатывать новые постановления с учетом нужд нынешнего и будущих поколений, даже если Тора не дает на этот счет прямых указаний. Такие Галахические решения помогают нам ориентироваться в новой обстановке, несмотря на отсутствие Сангедрина. Принципиальный вопрос
Б-г создал мужчину и женщину в виде одного существа с двумя лицами. Поэтому даже после разделения они могли воссоединиться и, заключив брак, стать «одной плотью». Раши объясняет выражение «и они становятся одной плотью» (Берешит 2:24)
в чисто биологическом плане «Они оба создают ребенка, и в ребенке соединяется их плоть». Рамбан находит слабое место в этом толковании: «Животные тоже становятся одной плотью, когда производят потомство». Поэтому он комментирует выражение «и они становятся одной плотью» на духовном уровне: «Жена… становится как бы его собственной плотью, когда прильнет к нему, и он всегда желает быть с ней. и [мужчины] считают, что их жены как будто единая с ними плоть». Можно соединить оба толкования: супруги знают, что в результате их близости на свет рождается ребенок, в котором соединяется их плоть. Это знание укрепляет их чувство единства, пока они сами не станут одной плотью. Автор «Ознаим ла-Тора» предлагает свое объяснение чувству близости между мужчиной и женщиной, которое Тора считает прочнее кровных уз. По его словам, привязанность к родительскому дому заложена в том, что происходило в прошлом, а причина близости в браке относится к событиям, которые произойдут в будущем; и в природе человека любить то и стремиться к тому, что он ожидает в будущем, нежели к тому, что коренится в прошлом. Причина этого феномена такова: мы не в состоянии контролировать то, что уже случилось в прошлом, зато можем влиять на события, которые еще должны произойти, направляя их в нужное русло.
Если Тора считает, что прочность супружеских уз является в какой-то мере результатом рождения общего ребенка, вполне может быть, что отделение физического единства с его эмоциональной напряженностью от рождения ребенка вредит этому чувству единства. Хотя такой вред не абсолютен, его приходится брать в расчет.
Первая попытка отделить эмоциональный союз от рождения детей была предпринята поколением потопа Мудрецы сообщают, что мужчины того поколения брали сразу двух жен одна рожала детей, а второй давали выпить «настой для бесплодия». Первой жене отводилась роль соломенной вдовы, а другая следила за собой и жила с мужем, как проститутка Из этого примера мы учим, что если женщина производит на свет детей, но лишена настоящей близости с мужем, она превращается в одинокую вдову, а физическая близость без намерения рожать детей уподобляет ее проститутке Это определение относится, конечно, лишь к неизменным и заранее спланированным ситуациям. В каждом браке случаются периоды, когда супруги живут раздельно или не имеют возможности иметь детей. Это естественно и безвредно, иногда даже приносит пользу Но если такой образ жизни планируется с самого начала, он наверняка будет иметь отрицательные последствия для прочности супружеского союза.
Но у этой монеты есть и другая сторона Б-г хочет, чтобы люди населяли созданный им мир: «Не для пустоты сотворил Он его» (Ишаягу 45 18).
Поэтому бездетной паре лучше помочь с помощью искусственного рождения, чем воспитанием чужого ребенка. И, конечно, надо учесть страдания супругов, которые лишены огромного счастья растить детей, их собственных плоть от плоти Ясно, что эти вопросы чрезвычайно сложны, как с идеологической, так и с галахической точки зрения.
Все это надо помнить при обсуждении искусственного осеменения и рождения «детей из пробирки». Сангедрин наверняка учел бы все эти аспекты прямо или косвенно. Так или иначе, постановления мудрецов соответствуют намерению Торы, даже если такая связь не очевидна. Например, Тора запрещает надевать волу намордник во время молотьбы. Но возникает вопрос: что делать с больным волом, которому вредно есть зерно? Если мы наденем ему намордник, то он будет страдать сейчас; если не наденем, то нанесем ущерб его здоровью, и он будет страдать позже. Чему отдать предпочтение? Из Талмуда мы учим, что Галаха склонна ставить на первое место конечное благо животного. Поэтому намордник необходим, хотя такое решение противоречит букве Торы. Сама постановка вопроса и два пути его решения показывают, что для мудрецов решающим аргументом стали мучения животного, хотя Тора не упоминает этот фактор ни прямо, ни намеком. Никто из амораим (мудрецов, живших в эпоху составления Талмуда) не требовал следовать указанию Пятикнижия надевать на вола намордник без учета всех последствий этого действия. (Такой позиции придерживались даже те мудрецы, которые утверждали, что «нам нельзя извлекать Галахические выводы из намерения Торы».) Ясно, что в любом случае надо учитывать намерение Торы при ее толковании. Поэтому, обсуждая проблему искусственного осеменения, мы должны вначале определить цель Торы в заповеди брака.
Именно так решался бы вопрос в Сангедрине. Но поскольку его пока нет, мы лишены возможности учитывать такие соображения при вынесении Галахических постановлений. Нам остается лишь один путь: издать новый закон. Но для этого надо собрать всех крупнейших знатоков Торы, чтобы они вместе объявили запрет на такие процедуры ради сохранения святости семьи. Искусственное осеменение
Давайте теперь обратимся к Галахическому аспекту, а именно, к вопросу, который уже обсуждался частично в работах ранних авторитетов. Поговорим об искусственном осеменении.
На решение прибегнуть к искусственному осеменению могут повлиять разные причины. Случается, что муж не может быть с женой таким образом или в такое время, чтобы добиться зачатия, будь то из-за анатомических дефектов или слишком короткого менструального цикла жены. Инъекция семени мужа в матку жены может оказаться для них единственной возможностью иметь ребенка. В данном контексте берутся в расчет следующие галахические проблемы: выделение спермы без совокупления, отодвигает ли заповедь обрезания ребенка на восьмой день святость субботы, а также все вопросы, относящиеся к человеческим отношениям: будет ли ребенок считаться сыномдочерью мужа с учетом выполнения им заповеди «плодитесь и размножайтесь»? Что делать с запретом кровосмешения, с заповедью почитать отца и мать и т.д.?
Еще более серьезные и сложные вопросы возникают, когда семя берется у постороннего мужчины. В таких случаях Галахическим авторитетам приходится решать будет ли ребенок мамзером (незаконнорожденным), а его мать — блудницей, согрешившей с чужим мужчиной, а потому отныне запрещенной своему мужу.
Кстати, сама проблема оплодотворения путем искусственного осеменения обсуждалась в Талмуде, хотя там речь шла о непреднамеренном действии, например, если девственница зачала, купаясь в ванной, где находилась мужская сперма. Такие же вопросы статуса ребенка и матери ставятся в другом источнике, где рассказывается, как дочь пророка Иермиягу была оплодотворена семенем отца, когда мылась в ванной, и в результате родила бен-Сиру. Касаясь Галахических аспектов этой темы, Бах писал: «Я нашел в старой рукописи Семака (антологии заповедей) замечание рава Переца, что женщине в период менструации разрешено сидеть на простынях ее мужа (хотя в результате мужнина сперма может попасть в ее организм). Но ей нельзя садиться на простыни других мужчин, чтобы случайно не оплодотвориться их семенем. Хотя это не будет считаться запрещенной связью и вопрос о незаконном рождении ребенка не возникнет, само зачатие от семени чужого мужчины создает неясности с отцовством и опасность, что ее ребенок может со временем жениться на собственной сестре, сам того не подозревая».
Отсюда следует, что ребенок, появившийся на свет таким образом, будет считаться сыном/дочерью своего биологического отца; однако вероятность незаконного рождения и пр. в данном случае исключена, поскольку не было запрещенного совокупления. На основе сказанного в начале лекции это различие можно объяснить таким образом. Половые отношения имеют два аспекта: сама физическая близость и зачатие. Обычно они происходят одновременно, потому что при естественных отношениях осеменение невозможно без физического слияния. Но когда замужняя женщина беременеет от чужого мужчины путем искусственного осеменения, надо решить, какой из двух упомянутых аспектов становится решающим при решении вопросов незаконного рождения (мамзерут), связи ребенка и отца, запрета мужу сожительствовать с женой после такого осеменения и т.д. Согласно вышеприведенному мнению рава Переца, отцовство определяется по семени, а мамзерут и запрет дальнейших супружеских отношений зависят от физической близости. Это дает основание для вынесения Галахического решения по любому вопросу, относящемуся к искусственному осеменению.
Важно заметить, однако, что некоторые Галахические авторитеты оспаривают такое решение, основанное на мнении рава Переца. Одни соглашаются, что женщина, зачавшая от спермы с простыни, разрешена своему мужу и что ребенок — не мамзер, но тут же оговариваются: последствий нет лишь потому, что женщина не намеревалась принять это семя. Но если сперма чужого мужчины была введена ей в матку с ее согласия, она подпадает под категорию неверной жены, и ее мужу запрещено жить с ней. Те же авторитеты считают, что ребенок от такого зачатия имеет все шансы считаться мамзером. Есть и более строгое мнение. Некоторые раввины не согласны с Бахом; они считают, что даже если женщина нечаянно оплодотворилась чужим семенем, она становится запрещенной своему мужу по закону Торы. Га-Хида приводит одно из ранних положений, автор которого не согласен с равом Перецом, и утверждает, что ниде (женщине в период менструаций) запрещено сидеть даже на простынях своего мужа.
Кроме того, существует дополнительное указание Торы, запрещающее вводить семя чужого мужчины в матку женщины. Рамбам писал: «Женщинам нельзя ласкать друг друга интимным способом, поскольку так поступали египтяне, следовать путями которых нам запрещено». В работе «Магид мишна» со ссылкой на Ривана объясняется, что «они (египтянки) обменивались семенем своих мужей». Автор, по-видимому, хочет сказать, что искусственное осеменение от чужого мужчины является запретом по закону Торы и относится к категории: «по обычаям страны Египетской… не поступайте» (Ваикра, 18:3).
Но даже те авторитеты, с точки зрения которых Тора прямо не запрещает искусственное осеменение от постороннего мужчины, тем не менее, не разрешают такую форму зачатия, поскольку со временем это может привести к браку брата и сестры и к другим формам кровосмешения. Даже вдове запрещено выходить замуж в первые три месяца после смерти мужа, чтобы «различать между семенем первого и второго мужа», — предотвратить сложности с установлением отцовства. Существуют также проблемы с введением семени нееврея. Хотя в этом случае опасность кровосмешения менее реальна, рав Моше Файнштейн все же запретил пользоваться нееврейским семенем. Он опасался, что атмосфера в семье ухудшится, если муж узнает, что жена растит в его доме ребенка, зачатого от нееврея.
Авторитеты Галахи проявили необычайную дальновидность в этом вопросе, о чем свидетельствуют три выборочных решения раввинских судов в Израиле, которые показывают, что может произойти в реальной жизни при искусственном осеменении из чужого источника. Посмотрим, как реагирует муж, когда его жена рожает и растит в его доме чужого ребенка, даже если он вначале согласился на такое оплодотворение.
а. Жена прошла курс искусственного осеменения втайне от мужа, утверждая, что она не могла зачать по его вине. Раввинский суд постановил, что эта «женщина, согласившаяся на осеменение спермой другого мужчины, проявила неверность по отношению к Б-гу и своему мужу. Поэтому она должна принять развод от мужа и не может предъявлять никаких финансовых требований».
б. Женщина родила тройню после искусственного осеменения, которое совершила с согласия мужа. Муж потребовал развода, утверждая, что ему запрещено с ней жить. (Женщина добивалась выплаты алиментов и материальной помощи детям. Религиозный суд вынес постановление в ее пользу, тем более что у супруга не было убедительных доказательств, что дети не его.)
в. Мужчина признал свое бесплодие и разрешил своей жене подвергнуться искусственному осеменению. Когда в результате у нее родился умственно неполноценный ребенок, муж потребовал развода, утверждая, что жена ему запрещена. (Суд постановил, что муж уже взял на себя гарантийные обязательства и поэтому он обязан платить алименты на ребенка.) Искусственное оплодотворение и суррогатное материнство
До сих пор мы обсуждали искусственное осеменение. Но есть еще один метод помощи бездетным семьям: искусственное оплодотворение, при котором яйцеклетка удаляется из яичника женщины, оплодотворяется в реторте мужской спермой и затем пересаживается в матку другой женщины. Здесь возникают дополнительные вопросы: какая из женщин является матерью по Галахе -та, что дала яйцеклетку, или та, что выносила и родила ребенка? Этот вопрос соответствует ряду Галахических категорий, включая запрет кровосмешения. Еще одна проблема: если одна из женщин — еврейка, а другая — нееврейка, кем будет ребенок: евреем или неевреем? Наконец, какая из матерей определяет его статус применительно к выкупу первенца?
Пытаясь решить эти вопросы, авторитеты Галахи приводят талмудический закон, где сказано, что сыновья-близнецы новообращенной еврейки, которая зачала до перехода в иудаизм, а родила после, считаются братьями. Это значит, что вдова одного из братьев будет запрещена другому брату. Однако закон левиратного брака (ибум) здесь неприменим, поскольку сыновья считаются братьями только с материнской стороны, а не с отцовской. (По закону, ибум распространяется только на единородных братьев — по отцу.) Поскольку человек, перешедший в иудаизм, подобен новорожденному ребенку и все его прежние связи отменяются, близнецы считаются братьями из-за факта беременности их матери-прозелитки; определяющим фактором становятся роды. Поэтому в нашем случае их мать тоже имеет статус родившейся заново. Тем не менее, близнецы в ее чреве считаются братьями, поскольку они родились у одной матери, хотя по Галахе она не та же самая мать, которая зачала их.
Между тем, Талмуд в другом месте постановляет, что если ритуальное омовение матери в рамках ее перехода в иудаизм произошло во время беременности, эта процедура распространяется и на ее плод, и ему в дальнейшем не потребуется совершить повторно омовение, чтобы стать евреем. На основе этого источника можно предположить, что зародыш считается неевреем, и религиозная принадлежность будущего ребенка определяется во время беременности, а не в момент рождения. Можно прийти к такому же выводу на основе талмудического решения о двух сыновьях, родившихся у одной и той же прозелитки. Одним из них мать была беременна до перехода в иудаизм, а другим — после перехода. Ее дети считаются родившимися от разных матерей, хотя она произвела обоих на свет уже будучи еврейкой.
Углубившись в логическую цепь рассуждений каждого из описанных случаев, мы найдем объяснение кажущемуся противоречию между двумя талмудическими источниками. Однако мы не ставим здесь такую цель. Так или иначе, мы выяснили, что, несмотря на сложность вопроса, в Талмуде достаточно материала для поиска ответов даже на самые животрепещущие вопросы, если, конечно, мы готовы к углубленному исследованию. Генная инженерия
В заключение рассмотрим вопрос совсем из другой области. К практической сфере генной инженерии относится модификация генов. Исследователи берут генные структуры у одного животного и пересаживают их в клетки другого животного. Таким способом создается совершенно новая форма жизни. В Торе сказано: «Установления Мои соблюдайте. Скота твоего не своди с другой породой» (Ваикра, 19:19).
Это значит: 'Те законы, которые Я установил в прошлом, должны соблюдаться и в настоящем". Автор книги «Тора тмима» объясняет, что речь здесь идет о законах, которые «Б-г сделал частью природы. Он хотел, чтобы все виды развивались отдельно, без скрещивания, как Он постановил, говоря о деревьях и животных: „каждый по роду своему“. Что касается непосредственно Галахи, мой учитель раби Шломо-Залман Оербах сказал мне, что генная инженерия не является скрещиванием в Галахическом смысле, поскольку она не предусматривает соединение двух живых организмов. Согласно общему мнению авторитетов, Галаха не занимается вещами и явлениями, которые невозможно воспринимать нашими естественными органами чувств. Ведь нам разрешается вдыхать воздух и пить воду, хотя при этом мы проглатываем огромное множество микроорганизмов, формально нарушая указание не есть „роящихся тварей“. Точно так же Галаха обходит своим вниманием другие явления и действия, происходящие на микроскопическом и электронно-микроскопическом уровнях. Однако некоторые авторитеты все-таки запрещают в отдельных случаях генетический переход от одного вида к другому, особенно прививку растений, поскольку для растений есть запрет и на менее явные формы скрещивания.
Мы рассмотрели некоторые проблемы, связанные с поразительно быстрым прогрессом биологии и медицины и пришли к выводу, что, несмотря на грандиозные новшества в этой области и те многочисленные вопросы, которые они порождают, в Торе достаточно материала для решения даже самых трудных из них.