Реферат по предмету "Социология"


Лидер в малой группе

От автора реферата При выборе темы для реферата пришлось столкнутся с некоторыми трудностями, так как тематика очень обширная, время для выбора ограничено. Работа творческая, требуется индивидуальный подход и более подходящей для меня тема, по профессиональной деятельности и для личного опыта - Лидер в малой группе . При подборе подходящей литературы я увидел такую закономерность, что во всех книгах и учебниках вся

информация в общих чертах, я считаю, что это колоссальный труд проштудировать такое количество литературы и подобрать необходимый материал. Основное, что мне получилось извлечь мной из подобранной литературы рассматривается так, как изложено ниже. План 1. Социология - как наука. 2. Социальные группы, основные понятия. 3. Лидерство. Типы лидеров. Содержание стр Введение 4 Социальные группы в жизни людей 8

Социальные группы в жизни людей .15 Многообразие социальных групп .20 Малая группа 22 Лидерство в малых группах 32 Лидер в малой группе 34 Заключение .38 Литература 39 Введение Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон род. 1910 как-то сказал Социология - это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения . Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой

древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта - Платон 427- 347 до н. э. и Аристотель 384-322 до и. э Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения

людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества Первым в истории трудом по общей социологии считают Государство Платона. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса , высший, состоявший из мудрецов, управлявших государством средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка низший, где числились

ремесленники и крестьяне, первый вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности -Аристотель, У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существовали еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Только через две тысячи лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям П. Макиавелли, Дж.

Локка и Т. Гоббса которые явились непосредственными предшественниками научного этапа социологии. Ещё в средневековье арабский мыслитель Ибн Хальдун 1332- 1406 пристально изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Многие европейские мыслители XVIII-XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей,

общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII-XVIII веках впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии общество , культура , цивилизация , классы , структура , функция и некоторые другие. Термин социология появился лишь в начале XIX века - между 1838 и 1840 гг. Его создателем стал человек, ни разу в жизни не проведший ни одного анкетного опроса.

Француз Огюст Конт 1798 -1857 был философом, не особенно выдающимся, как скажем Кант или Гегель, но зато весьма проницательным. Когда во второй трети XIX в. Огюст Конт и Герберт Спенсер закладывали основы социологии, трудно было предположить, что рождается наука, которую ждет столь большое будущее. Сегодня социология - признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии.

За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий. Термин социология от франц. sociologie , впервые употребленный О. Контом и буквально означающий наука об обществе, социальной жизни , дает нам пусть общее, но первое

представление о том, что изучает эта наука. Однако оно требует, на наш взгляд, некоторого уточнения. Ведь социальная жизнь - это жизнь людей, включающая как простые, так и сложные формы их взаимодействия, и не что иное. Поэтому, не проводя еще глубокого анализа внутреннего содержания социологии, можно в общем виде вслед за Питиримом Сорокиным определить ее как науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных. Во все времена стремление понять механизмы социальных процессов, найти ответы

на вопрос о своей роли и месте в жизни социума составляло предмет наиболее серьезных размышлений человека. Научное постижение основ жизни общества имеет глубокие исторические корни. Но социологическое знание представляет собой качественно новый этап в истории научного осмысления общественных явлений. Можно согласиться, что социология, рожденное в ее недрах социологическое видение в своеобразной форме выражают и в то же время порождают некоторые важные особенности современной цивилизации, для которой

характерны особый акцент на многообразии потребностей и способностей человека, принципе рационализма, доказательности знания, самостоятельности и критичности мышления. Как свидетельствуют опыт и научная традиция, прежде всего следует определить, какие же свойства социологического подхода обусловливают качественные особенности, достоинства социологической науки, т.е. выявить отличия социологии от других наук, изучающих человека и общество

Метод социологии его возникновение и становление Приступая к изучению той или иной науки, пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы определяем объект, предмет и метод данной науки. Объект науки - это область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. Природа, животный и растительный мир, человек, общество, этнос, культура и т.д все это объекты, но сразу нескольких наук. Так, животный мир может быть предметом изучения биологии, зоологии, зоопсихологии,

палеонтологии и др. человек, общество, культура, этнос и т.п. наряду с социологией изучаются историей, психологией, культурологией, этнографией. Предмет науки - это свойства, аспекты, признаки, характеристики, которые интересуют данную науку в этом объекте. Так, человек является объектом изучения таких наук, как антропология, биология, философия, психология, но каждая из них выделяет в человеке те специфические особенности, которые важны именно для данной науки.

Метод науки - это совокупность, система основных познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование. повторяются в жизни каждого , не столь значимо, насколько строго отобраны факты, достаточно ли количество единиц наблюдения для тех или иных Социология во всех случаях стремится прежде всего найти смысл, контекст, порожденный общественной, социальной природой существования человека. Положение социологии в системе социальных наук в какой-то мере аналогично

месту физики в системе естественных наук. Думается, отнюдь не случаен тот факт, что О. Конт, выдвигая идеи о новой науке об обществе, на первых порах использовал термин, введенный еще Т. Гоббсом социальная физика . Итак, социология изучает общие принципы воспроизводства функционирования и изменения основных простых и сложных форм социальных взаимодействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимодействий на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной

жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни. Базовые категории как раз и призваны дать описание основных простых и сложных форм социального взаимодействия, тех элементов, которые обеспечивают интеграцию людей в единое целое социальное, социальное действие, социальная реальность, социальное взаимодействие, социальный институт, социальный статус, Социальная роль, социальная структура, социальная общность, социальная группа, ценности, нормы, порядок.

Социальные группы в жизни людей Основные понятия Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д Наиболее распространены классификации Г. по размеру большие, малые, микрогруппы диады, триады по общественному статусу формальные официальные и неформальные неофициальные по непосредственности взаимосвязей реальные

контактные и условные по уровню развития низкого уровня развития ассоциации, корпорации, диффузные группы и высокого уровня развития коллективы по значимости референтные и группы членства и т. д. Величина, структура и состав Г. определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование

групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в Г. отношения влияют на эффективность групповой деятельности. Г. традиционно выступает предметом социально-психологических исследований. При этом изучаются как процессы, развивающиеся внутри Г так и она сама как целостный субъект деятельности, включенный в процессе взаимодействия с другими

Г. в систему общественных отношений . Группа большая - 1 количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и т. п. 2 реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения .

В Г. б. вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида. Если в реальной Г. б. по какой-либо причине перестают действовать регулирующие ее деятельность структурные образования, она может превратиться в стихийно действующую общность - толпа. Группа диффузная от лат diffusio разлитие, рассеивание - общность, в которой отсутствует сплоченность

как ценностно-ориентаци-онное единство, нет совместной деятельности, способной опосредствовать отношения ее участников. В американской социальной психологии независимо от принадлежности к той или иной теоретической ориентации необихевиористской, когнитивистской, психоаналитической, интеракционистской исследования в области малых групп см. Группа малая обращены зачастую к лабораторным аналогам Г. д лицам, случайно объединенным для участия в психологическом эксперименте.

Выводы, полеченные в результaтe эксперимента в Г. д неправомерно экстраполируются на характеристику малых групп вообще независимо от уровня их развития . Группа малая - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Структура Г. м их состав, сплоченность, стиль руководства, межличностные отношения, социальная перцепция, коммуникативные связи, процессы, в них происходящие, и т. п. экспериментально

исследуются социальной психологией, в частности школой групповой динамики . Особенностью, отличающей Г. м. от сложных и больших групп, является ее относительная структурная простота . Это означает, что в Г. м. имеется, как правило, авторитетный лидер если группа неофициальная или авторитетный руководитель если группа официальная , вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы не имеет значения и может достигать нескольких десятков человек например, сплоченная

группа туристов . Если же внутри занятой какой-либо деятельностью Г. м. появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать их и вводимые этими лидерами нормы и ценности, то такая Г. м. становится структурно сложной и нередко распадается на две или более Г. м. Новые Г. м. вступают между собой в межгрупповые отношения и могут развиваться независимо одна от другой например, многочисленные группы по интересам внутри одного учебного подразделения .

Если Г. м. занята социально ценной и значимой для всех ее членов совместной деятельностью, опосредствующей межличностные отношения в ней, то она может представлять собой группу высокого уровня развитии Группа неформальная неофициальная , не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы. Г. н. могут выступать как изолированные общности или складываться внутри официальных групп.

Их интересы могут иметь как профессиональную, так и внепрофессиональную направленность например, различные кружки технического творчества, ансамбли, самодеятельность, дружеские компании . Существуют также условные неформальные группы, представляющие собой объединения людей на основе общих интересов, но непосредственно не общающихся. Официальные группы, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами Г. н. тесными дружескими контактами, дружелюбностью и взаимной симпатией,

готовностью к содействию и взаимопомощи , что укрепляет и обогащает их функционирование. Группа официальная формальная -реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Г. о. всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов типичными

Г. о. являются производственная бригада или комсомольская организация класса . Примерами условных Г. о. могут служить различные комиссии, группы референтов, консультантов и т. п. Группа реальная - ограниченная в размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями например, школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и т. д Наибольшей по величине Г. р. является человечество как историческая и социальная общность

людей, объединенная экономическими, политическими и иными связями между различными странами и народами. Следующими по величине Г. р. являются классы, различающиеся по их месту в системе общественного производства, их отношению к средствам производства, способам получения и присвоения доли общественного богатства. Наименьшей Г. р. является диада, т. е. два взаимодействующих индивида. Группа референтная - от лат referens - сообщающий - реальная или условная социальная общность, с которой

индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. Г. р. выполняет в основном две функции нормативную и сравнительную. Нормативная функция Г. р. проявляется в мотивационных процессах . Г. р. выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция Г. р. проявляется в перцептивных процесса

Г. р. выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Соответственно Г. р. делятся на нормативные и сравнительные. Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой. Выделяют также положительные и отрицательные Г. р. К положительным относят те Г. р с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять.

К отрицательным относятся Г. р вызывающие у индивида неприятие. У каждого индивида обычно имеется значительное число Г. р. в зависимости от разных видов отношений и деятельности. Например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и т. д. Нередко Г. р. не подозревает о своей значимости для того или иного индивида.

Тогда он, как правило, строит свои предположения о возможном мнении Г. р. о себе или о том, каким это мнение могло бы быть, если эталоном выступает условная группа например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п. Возможны ситуации, когда референтные для одного и того же индивида группы имеют противоположно направленные ценности. Это может привести к переживанию тяжелых внутриличпостных конфликтов, требующих тактичной

внешней помощи. Группа условная - объединенная по определенному признаку iхарактеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д. общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии и включающая субъектов, которые не имеют прямых пли косвенных объективных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничем друг о друге, хотя при этом они находятся и в определенных, более или менее одинаковых отношениях

с другими членами своих реальных групп В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое - такое устойчивое, четко налаженное, предсказуемое в смысле поддержки, помощи, содействия для Актора единство единение достигается в социальных группах - устойчивых, самовозобновляющихся комплексах солидарных взаимодействий. К сожалению, термин группа в быту, да и в науке трактуется довольно противоречиво.

Поэтому сразу оговоримся под социальной группой мы имеем в виду только нечто устойчивое и, что самое главное, имеющее надежно налаженную систему солидарных взаимодействий, образующую единое целое. Употребляемый в этом смысле термин социальная группа в корне отличается от термина группа , употребляемого в качестве простой, формальной группировки людей, имеющих схожие черты группы любителей бокса , или оказавшихся в одном месте группа пассажиров, группа прохожих , или сидящих в одной аудитории группа

студентов , или специально организованных для проведения научных экспериментов лабораторная группа, экспериментальная группа . В смысле множества в демографии, статистике употребляется термин группа в социологии - категория . Именно это имеется в виду, когда говорится о группе людей с высшим образованием, о студенчестве как социально-демографической группе независимо от организованности студенчества . Кстати, это касается и употребления термина социальный класс .

Например, когда мы имеем в виду совокупность, категорию людей, имеющих схожее социально-экономическое положение, то мы говорим о рабочем классе как о категории населения когда мы имеем в виду однородные реакции рабочих на какое-либо событие, экономическое явление, мы можем говорить о рабочем классе как о массе рабочих когда же мы воспринимаем рабочий класс как хорошо организованную большую общность, целое - мы говорим о рабочем классе как большой социальной группе.

Группа, способная выступать как единое целое - это одно из сложнейших и удивительнейших социальных образований различные, изолированные друг от друга индивиды образуют такую сеть взаимоотношений друг с другом, что становятся по сути единым целом. В чем секрет образования подобного социального организма? Что заставляет людей так тесно координировать свои усилия, стать социальным организмом со своими нравами, традициями? Можно ответить просто люди так устроены.

Но почему не всегда и не всем это удается? Какая-то студенческая группа, например, может быть не только формально, но и фактически социальной группой. Ребята часто собираются вместе, ходят в походы, посещают театры они готовы отстаивать свои групповые интересы перед кафедрой, деканатом, способны пропесочить своего товарища, если он повел себя не так, как принято в нормы, традиции, выполнять ее требования, идти на определенные личные жертвы ради процветания этой общности.

Отвечая на второй подвопрос, подчеркнем, что история давно подтвердила высокую значимость социальных групп, солидарности. Человек должен стремиться участвовать в дееспособных социальных группах - в противном случае он вряд ли достигнет особых успехов в области личной карьеры, личного благополучия, безопасности и т.д. Но развитие группы может потребовать от людей определенных действий, непосредственно не связанных с личными интересами, но укрепляющих их групповую общность, повышающих ее престиж, признание в обществе.

Для эффективного функционирования группы могут возникнуть потребности в формировании органов управления сообщества, которые, более эффективно координируя усилия членов группы, в то же время потребуют определенных затрат на свое содержание и т.д. Иначе говоря, у индивида в рамках групповой общности возникает целый круг намерений, идей, ориентации, ожиданий, действий, которые впрямую с его личными потребностями не связаны, но выражают те моменты, которые обеспечивают более эффективное функционирование групповой общности

как ассоциации. Кроме Я в духовном мире личности формируется Мы . Люди объединяются в общности как для отстаивания насущных социально-экономических, политических интересов, так и для реализации культурных, социально-демографических интересов, потребностей. Правозащитные организации, женское движение, совет школы, наблюдательные советы в средствах массовой информации, правление жилищного кооператива, профсоюзные организации, политические партии, движения

- вот только некоторые примеры общностно-групповых форм реализации интересов людей. Гражданское общество - это хорошо организованное в общностно-групповом отношении общество. Люди объединены в группы для удовлетворения своих интересов, противостояния произволу власти, государства. Пользуется авторитетом, достигает желаемых целей тот социальный слой, представители которого смогли сформироваться, проявить боеспособную солидарность.

Основные признаки групповой общности специфика групповых целей и духовно-культурной жизни Способность группы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности целевая, духовно-культурная, солидарно-интеракцио-нистская в ней проявляются качественно более высокой интенсивностью, глубиной. Для группы в общих чертах характерны следующие атрибутивные свойства наличие помимо совпадающих целей

единой общегрупповой цели принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой, формирование Мы-сознания устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институализация групповых взаимоотношений . Все эти три атрибутивных свойства групповой общности находятся в постоянном сопряжении. Если один из этих параметров менее выражен, рано или поздно он должен достигнуть степени развития параметров других атрибутивных свойств - в противном случае начнется распад группы.

Так, устойчивые взаимодействия могут возникнуть лишь на основе принятия всеми членами групповых норм поведения, системы ценностей. Но если нормы еще сохранились как более инерционные явления , а взаимодействия уже рассыпаются, так как отсутствует хорошая организация, координация внутри группы, то рано или поздно рассыпаются и нормы. Не случайно у высокоинтегрированных групп все три показателя, как правило, достаточно развиты. Отставание или опережение каких-либо параметров - признаки позитивного или негативного развития,

становления или разрушения, процессов усиления, интеграции или дезинтеграции группы. Проанализируем атрибутивные свойства социальных групп, сделав акцент на тех чертах, свойствах, которые не встречаются в иных типах общностей. Поясним это на примере воображаемого клуба болельщиков Спартака . Участников этого клуба соединила в одну общность приверженность любимой футбольной команде. Объединившись, они создали свою организацию, выбрали руководящие органы, казначея, секретаря и т.д.

У этой организации возникли собственные интересы и цели - предположим, найти средства для поездок делегации болельщиков на матчи в другие города, заставить руководство команды Спартака прислушиваться к мнению клуба болельщиков Спартака , отстаивать интересы клуба болельщиков перед другими подразделениями, созданными при команде Спартак , право делегировать своих представителей на собрание акционеров команды

Спартак и т.д. Это примеры общеколлективных, общегрупповых целей, которые непосредственно не связаны с личными целями болельщиков. Примеров общегрупповых целей, ради реализации которых мы поступаемся своими интересами, множество - например, ради благополучия, престижа своей семьи каждый из нас готов чем-то пожертвовать покупка новой престижной мебели заставляет нас отказаться от реализации каких-то личных планов и т.д Наличие единой общегрупповой цели и принятие ее участниками группы - важнейший признак

и условие функционирования групповой общности. Духовно-культурная жизнь социальной группы характеризуется рядом особенностей. 1- Люди, объединенные в социальные группы, характеризуются единством ведущих духов регуляторов ценностей, норм, принципов поведения. Так, члены социальной группы в сфере производства бригады, фирмы, отдела руководствуются едиными принципами трудовой морали. Человек, не разделяющий этих принципов, не может рассчитывать на значительную поддержку, не получает

всех преимуществ, которые имеют остальные члены группы за него не встанут горой , его не защитят и т.д Общности, возникающие на основе совместного проведения досуга, предполагают единство общих представлений о содержании досуга, стиле поведения, вкусах, привязанностях. Совпадение, схожесть системы ценностей, норм поведения становится условием и в то же время результатом устойчивости, прочности внутренних связей между членами социальной группы.

Человек не может ощущать себя частью группы, если придерживается иных принципов, разделяет иные чем у группы нормы, ценности. Он должен или подчиниться принятым в групповой общности нормам, представлениям, или выйти из группы, утратив соответствующие преимущества. 2. Другой отличительной чертой духовной жизни высокоинтегрированной группы является формирование у ее членов солидаристских ориентации, направленных на данную группу.

Это выражается в признании индивидом значимыми для себя успехов группы, необходимости укрепления ее авторитета, позиций, устойчивости назовем это условно авторитетностью группы в глазах ее членов признании индивидом значимым для себя мнения группы, желании соответствовать образцам поведения, принятым в данной группе назовем это референтноетью группы . Конечно, иногда для человека более значимы нормы, ценности другой, более престижной группы, что естественно, поскольку человек стремится к новым достижениям и

продвижению. Но определенная референтность необходима во всех случаях для успешного функционирования группы. Если группа не обладает достаточной референтностью, она распадается. 3. Синтез перечисленных и других особенностей духовной культурной регуляции связей в социальных группах способствует формированию чувства принадлежности к группе, причисления себя к группе - Мы . Эффект идентификации индивида с общностью, т.е.

Мы-сознание иногда говорят Мы - чувство , -важнейший признак наличия социальной группы, а причисление себя к какой-либо группе - признак вашей принадлежности к этой группе. Мы-сознание - это самый точный и легко обнаруживаемый признак групповой ориентированности мотивационной сферы личности. При этом следует иметь в виду следующее как правило, Мы не поглощает личность полностью. Чем уже спектр ролей, функций, которые явились основанием для объединения,

тем тоньше нить, которая объединяетличность с группой. Группа совместного проведения досуга предполагает одну степень поглощения личности, нация - другую, профессиональное объединение - третью Мы может обладать различной обязывающей силой можно говорить о формальной идентификации личности с какой-нибудь категорией граждан Мы-студенты , когда речь идетпросто о студенчестве как социальной категории молодых людей,обучающихся

в вузах или техникумах Мы-женеры и т.д. Мы , конечно, возникает и в социальных кругах, толпе, но в этих контактных общностях оно слабо обязывающе, неустойчиво, кратковременно. Вы не будете сильно переживать по поводу успехов или неуспехов такой общности, ее авторитета, отношения ее участников к вам Мы в высокоразвитой социальной группе сильно обязывающее, переживания за успехи, неудачи Мы , готовность идти на уступки ради Мы весьма ощутимы.

Какая группа людей вызывает у вас эффект Мы ? Наверняка, ваша семья. А можете ли вы то же сказать о своей студенческой группе? Можно ли говорить о современном российском студенчестве не как о социальной категории людей, обучающихся в вузах, а именно как о социальной группе? 4. Тем самым, возникает еще один аспект - Я как член Мы . Индивид начинает оценивать свои возможные поступки с точки зрения группы, предполагая

ее возможные реакции. Отметим особенности духовной регуляции Я в социальной группе, в Мы тот, кто включает свое Я в какое-либо Мы , сам берет на себя определенные солидарные обязательства по отношению к Мы , членам этого Мы , готов в чем-то подчиниться Мы ради общего дела причисление себя к Мы вызывает желание, обязывает перенимать нормы отношений, традиций, специфику культуры, присущей именно

данной социальной группе. Группа благодаря механизмам причисления Я к Мы определяет, а подчас и навязывает определенные нравственные эталоны поведения своим членам индивид начинает анализировать, оценивать свое Я с точки зрения Мы . В этом случае самооценка основывается на ценностях, нормах, принципах, которые индивид усмотрел в поведении тех, к которым он себя хотел бы причислить или уже причислил.

Без внутреннего контроля типа что скажут обо мне мои коллеги ? невозможно не только органичное включение личности в группу, но и опосредованно признание ее членом данной группы со стороны партнеров. 5. Яркой чертой во многом интегральной духовной жизни в группе является конформизм - коррекция ценностей, поведения отдельных членов группы в соответствии с нормами, традициями, требованиями группы. Ввиду многозначности трактовок понятия конформизм уточним его.

Мы понимаем конформизм как вынужденное или добровольное усвоение индивидом принятых в группе оценок, идей, норм, ценностей. Соответственно, конформизм может проявляться в тех случаях, когда индивид в угоду группе меняет свою точку зрения, свои стандарты поведения, и в тех случаях, когда человек, не имевший своей точки зрения на то или иное событие, своего мнения, перенимает позицию, сложившуюся в группе, и в тех случаях, когда личность, отдавая приоритет групповым интересам, стремясь укрепить группу,

в знак солидарности осознанно принимает мнение группы, ее нормы. В последнем случае речь идет о добровольном, сознательном изменении своей точки зрения, а не под давлением группы или из-за опасения такого давления . Конформизм порождается и авторитетностью группы, и ее референтностью, и идентификацией личности с группой. В отдельных случаях он невозможен без группового давления, группового контроля за поведением человека. Конформизм обеспечивает ощутимое единообразие мыслей, отношения членов

группы к решению важнейших проблем ее развития, ее отношений с конкурирующими группами, норм поведения в группе. Конформизм является необходимым условием обеспечения целостности группы, ее способности выступать как единое целое. Многообразие социальных групп Существует несколько разновидностей социальных групп и они рассматриваются как многообразие социальных групп обусловленое прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности-

профессиональные интересы, общая идеология, этнические признаки? На этом основании можно выделить три вида групп социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному приписанному от рождения признаку расовые, этнические группы, территориальные, группы на основании родства, социально-демографические группы и т.п. статусные и профессиональные группы, возникшие в результате социального разделения труда, институализации социальных связей, т.е. группы, образованные

на основании сходства социального положения, позиций в обществе рабочий класс, крестьянство, инженерно-технические работники, учительство, чиновничество, предприниматели и т.д. целевые группы организации , т.е. группы, организованные для решения тех или иных задач - хозяйственных, научно-исследовательских, политических, просветительских и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловливает, как правило, наличие более или менее жесткой формализованной системы взаимных прав и обязательств участников группы,

контроля за выполнением этих обязательств, наличие официальной структуры, разделения функций, статусов и ролей работников организации, наличие лидера-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах высокоинституализированы, что повышает надежность получения групповых эффектов. Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном многообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объединяться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изучении конкретных

социальных проблем, роли социальных, групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов. В то же время существует и другая классификация групп - на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринимателях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют участники

группы - непосредственно или опосредованно. Так, для некоторых социальных групп характерно наличие непосредственных личных солидарных взаимодействий, которые, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно, они называются малыми группами. Наличие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимодействиях - их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с

Мы . Большие группы - это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности , как правило, включает малые группы бригада рабочих, национально-культурная община и др. .Группы могут быть формальными и неформальными, что особенно важно для малых групп.

В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные подгруппы профсоюзы, партии могут составлять лишь своеобразный костяк общности. Малая группа Роль малых групп в жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить. Как и всякая социальная группа, малая группа это постоянная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объединение.

Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Но существует и ряд специфических особенностей, на которые единодушно указывают Дж. Хоманс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Г.М. Андреева, М.С. Комаров, А.И. Кравченко, С.С. Фролов и др. Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодействие, хорошее знакомство партнеров друг с другом. Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число

участников это и позволяет им знать друг друга и находиться в определенной возобновляемой системе непосредственных связей - от 2-3 до 20-25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10 -15 человек, а оптимальная - 7- 9 человек. Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внутригрупповых взаимодействий в малой группе они носят персонифицированный характер у участника группы легко формируется Мы-сознание , ибо Мы легко и персонально осязаемо.

Любой участник группы легко соотносит себя с ней в малой группе эффективно может осуществляться групповой контроль и самоконтроль . Человек постоянно на виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную реакцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет достоверные ожидания относительно возможной реакции каждого партнера структура малой группы, выработанные в ней статусно-ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нормы в значительной мере неповторимо индивидуализированы, т.е. адекватны конкретному составу

участников, их психологическим, нравственным, профессиональным особенностям. Это характерно и для неформальной малой группы, и формальной в меньшей степени . Но в любых малых группах групповые нормы и стандарты поведения в значительной части формируются методом проб и ошибок, подгоняются под индивидуально-личностные особенности конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы имеют низкую способность к самовоспроизводству особенно в неформальной малой

группе . Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмосферы малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочтения, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации именно в малых группах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному

опыту поколений. Связь личность - общество осуществляется преимущественно через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Реальное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезентируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведения ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладывают себе путь через процессы, происходящие в малых группах.

Способность малой группы выступать посредником во взаимоотношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя класса , общества в целом было подтверждено рядом социологических исследований . Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентификация рядовых работников с компанией зависит от степени уважения и общности между доверенными лицами компании и малой группой. Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от

сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отношению к товарищам он не должен подводить своих парней. Значение малой группы во взаимодействии индивида с макропроцессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание процессов интеграции больших социальных групп. Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают

дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о морально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумовство, интриги и т.д Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям . Первым на наличие первичных малых групп указал американский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая

природа речь идет о таких чувствах, как любовь, негодование, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции. Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны. Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выдвигая в качестве признака первичных отношений наличие непосредственного межличностного контакта.

В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интимные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректору, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет подчеркнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заискивания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные

Ч. Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям. Поэтому современные социологи, признавая авторские права Ч. Кули на термин первичная группа , этот термин фактически толкуют иначе. Под первичной группой точнее, группой, основанной на первичных отношениях принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных первичных признаков, как родственно-семейная близость,

симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах семья, сверстники, друзья и др. наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодействия в первичных группах в наименьшей степени огрублены , обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного

согласия, личной привязанности. Вследствие этого первичная группа характеризуется эффектом нерасторжимости Я и Мы достаточно высоким уровнем признания каждым ее участником мнения членов группы родителей, друзей , их глубоким переживанием высоким уровнем признания принятых в группе норм, правил, стиля поведения, моды, вкусов. В результате первичная группа играет огромную роль в формировании у личности базовых ценностных ориентации, нравственных принципов, вкусов, предпочтений и т.д. и осуществляет соответствующий

социальный контроль, который носит хотя и неформальный, но достаточно глубокий характер. Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Если первичные группы в современном обществе существуют лишь в виде малой группы, сформированной на основе межличностных взаимоотношений, то вторичная группа может быть и большой, и средней ЗИЛ, МГУ и др и малой кафедра, отдел, бригада . Трудности выявления и определения вторичной группы связаны

с определением вторичных отношений. Вторичные отношения - это отнюдь не синоним формальных отношений вспомним пример про отношения между студентом и ректором, регулируемые неписаными нормами это вторичные отношения, но неформальные . Нам представляется, что разделение групп на первичные и вторичные аналогично классификации взаимодействий людей, предложенной Ф. Теннисом община с ее инстинктивной волей и общество с его рациональной избирательной волей.

В первичных группах отношения между людьми индивидуально-адресные, партикуляристские к одному из друзей человек может испытывать большую симпатию, чем к другому , а вторичные группы объединяют людей, связанных поневоле , в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основу вторичных групп составляет рациональный расчет, социальные контакты здесь носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Отношения между участниками вторичных групп являются как формальными, так и

неформальными например, заведующий отделом руководствуется в своих отношениях с подчиненными как законом, инструкциями, так и неписаными правилами, принятыми в данном сообществе . Вторичная группа организуется в основных социальных институтах экономических, политических, образования на базе различных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций и т.д. Следует сделать два специальных пояснения. 1. Вторичные малые группы, как и все малые группы, характеризуются

эмоциональной полнокровностью, осязаемостью, эмпирической, практической достоверностью. Но эта эмоциональность вторична, опосредована функциональными соображениями, нормами. Эмоциональность чаще всего выступает фоном для реализации прагматичных, функционально целесообразных расчетов. Во вторичных группах могут образовываться первичные отношения между партнерами, возникать параллельные первичные группы, объединяющие людей по признаку симпатии, совместного проведения свободного

времени. Здесь уже иной мир, иная логика отношений. Анализ вторичных отношений и, соответственно, вторичных групп имеет существенное значение как для социальной науки, так и для социальной практики. В реальности в малой группе тесно переплетены первичные и вторичные служебно-функциональные межличностные отношения. Но их необходимо четко разделять первые ориентированы на другого , на его индивидуально-личностные качества, симпатии, а вторые - на цель, ради которой существует

организация. Без подобного разделения первичные отношения могут нанести вред делу например, дружеские отношения между руководителем и одним из работников создают особые возможности для продвижения этого работника по служебной лестнице . Традиция смешивать первичные и вторичные отношения, подчинять вторые первым является признаком аскриптивно-партикуляристской мотивации, вредит делу и в конечном счете функционированию социальных институтов, в рамках которых возникли данные учреждения, организации.

Совмещение вторичных служебно-функциональных и первичных эмоционально-аскриптивных отношений, подчинение первых вторым есть признак неразвитости, незрелости достиженчески-универсалистской мотивации, незрелости социальной организации общественной жизни. В ней еще сильно проявляются общинные черты. 2. Зачастую особо подчеркивается роль первичных групп в процессе социализации личности и недооценивается роль вторичных групп. Не принижая роли первичных групп, мы можем утверждать, что именно вторичные отношения,

для которых характерны деиндивидуализированные, служебно-функциональные требования и неукоснительный контроль за их выполнением, формируют трудовую мораль, дисциплинированность, ответственность , многие другие важнейшие черты современного работника, гражданина. Учитель в школе, командир в армии, бригадир, коллега на работе - все они связаны с нами вторичными хотя эмоционально окрашенными отношениями, и многое определяется тем, какими деловыми и общечеловеческими

качествами, какой культурой обладает этот учитель, командир, бригадир и т.д. Первичные и вторичные группы. Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий

характер внутригрушювым взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер.

Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих безличны и не зависят от дружеских отношений между ними. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и две личности, торгующиеся на базаре. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей, включающих определенные

потребности членов этой группы как личностей. Термины первичная и вторичная группы лучше характеризуют типы групповых взаимосвязей, чем показатели относительной важности данной группы в системе других групп. Первичная группа может служить достижению объективных целей, например, на производстве, но она больше отличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства продуктов или одежды. Так, группа друзей встречается вечером за шахматной игрой.

Они могут довольно равнодушно играть в шахматы, но тем не менее доставить друг другу удовольствие своей беседой. Здесь главное, чтобы каждый был хорошим партнером, а не хорошим игроком. Вторичная же группа может функционировать в условиях дружественных взаимоотношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций. С этой точки зрения команда шахматистов-профессионалов, собранная для игры в командном турнире, безусловно

относится к вторичным группам. Здесь важен подбор сильных игроков, способных занять в турнире достойное место, а уж затем желательно, чтобы они находились в дружественных отношениях между собой. Таким образом, первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная ориентирована на цель. Первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Каждый находит в ней интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов.

Каждый член вторичной группы может найти в ней эффективный механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Например, продавщица как член коллектива работников магазина должна быть внимательной и вежливой, даже когда клиент не вызывает у нее симпатии, или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с коллегами у него будут сложными, но зато перед ним откроется больше возможностей

для достижения более высокого положения в данном виде спорта. Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп. Спортивная команда, производственная бригада, школьный класс или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более и менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные

образования, особенно при выполнении единичных заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов группы. Анализ малой группы Социальная структура общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа, которая стала постоянным необходимым атрибутом всех видов социологических исследований.

Как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Так, еще в 1954 г. Ф. Оллпорт трактовал малую группу как совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этом сознании . Реально же, по его мнению, существуют лишь отдельные индивиды.

Только в 60-х годах возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры. Лучше всего современный взгляд на сущность малых групп выражен в определении Г.М. Андреевой Малая группа - группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов . Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Представим себе производственную бригаду, где все друг друга

знают и общаются между собой в ходе работы это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного общения это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а обо всех учениках школы - большая группа. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами.

Что касается большой группы, то она может быть только вторичной. Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р. Бейзом и Дж. Хомансом в 1950 г. и К. Холландером и Р. Миллсом в 1967 г показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только размерами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками.

Ниже в качестве примера приведены различия в некоторых из этих характеристик. Малые группы имеют 1 не ориентированные на групповые цели действия 2 групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля 3 конформизм к групповым нормам. Большие группы имеют 1 рациональные целеориентированные действия 2 групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз 3 конформизм к политике, проводимой активной частью группы.

Таким образом, чаще всего малые группы в своей постоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в то время как деятельность больших групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду. Кроме того, в малой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контроле

за конформизмом членов группы по отношению к этому мнению. Большие группы в силу отсутствия личностных контактов между всеми их членами и за редким исключением, не имеют возможности выработать единое групповое мнение. Изучение малых групп в настоящее время широко распространено. Помимо удобства работы с ними из-за их небольшого размера такие группы представляют интерес как элементарные

частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений. Лидерство в малых группах. Одной из динамических характеристик малой группы является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей в группе подвержена постоянному изменению. При этом меняется не только содержание играемой роли, но и ее значимость по отношению

к другим ролям. В группах существуют роли, наиболее значимые по ношению к остальным. Такими можно признать роли лидеров. Само по себе лидерство - это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведении, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания им высоким формальным статусом.

Во всех случаях выдвижение в лидеры обусловлено, в коечном счете, эффективностью вклада члена группы в решение групповых задач. Другими словами, лидер появляется том случае, если члены группы признают деятельность какого-ли индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только о пользе для группы в целом. Иными словами, индивид может обладать исключительными личностными качествами, но не быть лидером, если

его деятельность не приводит к существенному повышению эффективности деятельности группы в целом. Исследования по проблеме лидерства, проводимые американским исследователем Р. Белзом, показали, что характер лидерства в группе различается прежде всего по роли инструментального делового r лидеpa, организующего, направляющего действия членов группы, и лидера эмоционального, т.е. создающего эмоциональный настрой, обеспечивающего высокую мотивацию у членов группы по решению групповой

задачи . При этом исполнение роли инструментального ливра зависит от типа группы и характера ее деятельности. Так, в спортивной команде такой лидер организует и координирует действия игроков, обеспечивает заряженность команды на победу в научном коллективе им может быть индивид, который является генератором идей , определяющим основные направления работы, а в группе политических обозревателей - тот, кто наиболее квалифицированно использует получаемую информацию, перерабатывая ее в комментарии высокого качества.

Однако очевидно, что лидер в группе не может возникнуть и функционировать без поддержки ее членов, признающих его выдающие качества и способности. С этой точки зрения лидер - авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет, таким образом, базируется на признании коллективом, группой его деловых и личностных качеств. Авторитет лидера может быть мнимым, т.е. существующим только в представлении членов группы,

а может быть и реальным, основанным на действительных незаурядных качествах индивида. Одна из основных обязанностей лидера в малой группе - деятельность по реализации нововведений, созданию новых культурных образцов, проверке новых способов взаимодействия. Таким образом, лидер выступает как новатор, развивая и изменяя субкультуру группы. За столь ценные услуги, оказанные группе, он получает кредит доверия, в силу которого сам может в той

или иной степени отступать от групповых норм. Более того, лидер не должен полностью выполнять все групповые нормы как рядовой член группы, иначе он потеряет свой престиж и, в конечном счете, статус лидера. Но давайте всё так и определим кто такой лидер в малой группе. Лидер малой группы Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную деятельность группы как целого, является деятельность лидера и более широко органов управления групповой деятельности.

Лидер группы необходим не только для координации деятельности отдельных членов группы и контроля. Лидер есть личностно-ролевое воплощение и олицетворение интересов группы как социального субъекта, ее целостности. Функция лидера - это постоянное, регулярное осуществление и отслеживание задач, интересов группы как единого целого. Он непосредственно несет ответственность за престиж, сплоченность, интегрированность группы. Его деятельность, полномочия, права и обязанности в первую очередь выражают именно эту групповую

солидарную задачу, функцию. Синтез этих компонентов координация, контроль, выражение интересов группы как целостности дает эффект лидер - творец группы . Не имея лидера, группа представляет собой лишь объединение людей с совпадающими целями, нормами, критериями, которое обречено на распад. Лидер наделяется властью, которая существует везде, где есть совместная деятельность, это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных

и духовных интересов и сил в совместное действие Формальный- неформальный лидер. В неформальной малой группе лидер, естественно, неформальный. Его полномочия, форма реализации привилегий, власти носит, как правило, достаточно диффузный, расплывчатый характер например, лидер компании друзей . В формальной группе зачастую существует проблема соотношения формального, официально наделенного властью руководителя и неформального авторитета, выразителя групповых

мнений, интересов. Не всегда отношения формального и неформального лидера строятся по схеме конкуренции. Во-первых, подчас неформальным лидером является лидер эмоциональных симпатий , лидер общественного мнения, которые не являются конкурентами руководителя и, как правило, не претендуют на эту роль , хотя и могут оказать на него серьезное воздействие, заставить корректировать свое поведение. Иногда неформальный лидер к примеру, крупный ученый фактически сохраняет за собой лидерские позиции,

но формально они отходят к его ученику - при решении всех важных вопросов он ориентируется на мнение своего учителя. Иногда в редких счастливых случаях одно и то же лицо является формальным и неформальным лидером. Мы хотели бы обратить внимание не столько на психологическую драму, сколько на социальное положение, которое характеризует конкуренцию, а может быть, и конфликт между формальным и неформальным лидерами, сколько на разный объем задач, ответственности, обусловленный различным видом лидерства.

Неформальное и формальное лидерство - это два разных социальных явления. Прежде всего неформальный лидер опирается на неформальную структуру отношений между людьми, его задачи воздействия на ситуацию диффузны он выражает преимущественно интересы самих участников группы изнутри групповой эгоизм , а ответственность за последствия действий снижена. Формальный руководитель всегда вырабатывает цель, принимает решения, сообразуясь со множеством различных

обстоятельств, далеко выходящих за рамки данной группы. Руководитель всегда осмысливает группу в более широком макроконтексте, осуществляет свои полномочия, опираясь на официальные нормативы, организует официальную структуру взаимоотношений между сотрудниками. Каким должен быть эффективный лидер? Для социологии нет изначально негодных или изначально эффективных методов управления. Лидер прежде всего должен соответствовать типу социальной реальности, типу организации

социальных взаимодействий. Известны основные стили лидерства, которые мы представим как некие идеальные типы авторитарный, который строится на безусловном авторитете лидера, принимающего единоличные решения, подавляющего инициативу других, абсолютизирующего контроль над подчиненными. Авторитарный тип лидерства может быть и вынужденным, когда члены группы малоинициативны, а степень самоорганизации и ответственности низкая демократический - стремление вовлечь участников группы в управление,

поощрение инициативы, совместного обсуждения и принятия решений, контроль присутствует, но неприоритетен. Демократический тип целесообразен и возможен в условиях высокоразвитого личностного развития, высокой организованности индивидов попустительский стиль не является стилем руководства в полном смысле слова, роль лидера крайне снижена - он ограничивается тем, что подписывает документы и присутствует на заседаниях. Группа же фактически остается без руководства. Солидарные связи снижены, фактически имеется не группа,

а агрегация людей. Общесоциологический анализ эффективного стиля лидерства прежде всего разводит индивидуально-психологические, функциональные и социально-типические особенности лидерства. Но во всех случаях необходимо учитывать, что выбор приемлемого варианта лидерства определяется не только и не столько личностью лидера, особенностями его характера, сколько готовностью членов группы признать приемлемыми тот или иной тип взаимоотношений лидера с ними.

Функциональные особенности лидера в разных группах различны. В неформальной группе друзей лидер не может быть авторитарным, тем более деспотичным в отличие от формального лидера - руководителя лидер научного коллектива по определению не может вести себя со своими подопечными так, как это позволено начальнику коллектива малоквалифицированных работников лидерство в военном коллективе по определению будет отличаться от лидерства в группе актеров и т.п.

Особо важно разводить индивидуально-психологические и социально-типические аспекты. Царь может быть жестоким и грозным , а может быть тишайшим , но независимо от личностно-индивидуальных особенностей царствующей особы власть царя как социально-типический тип лидерства чаще всего оставалась неизменной. Общесоциологический подход исходит из того, что социально-типический аспект лидерства определяется прежде всего типом социальной мотивации, приемлемой в данном обществе, в данной среде.

Традиционной мотивации будет соответствовать вполне определенный тип организации руководства и власти. Лидер, и его опекаемые будут считать приемлемыми и разумными скорее авторитарную форму взаимоотношений с безусловным единоначалием, заботой об опекаемых и т.д. Попытка внедрить демократический тип лидерства в среде, где превалируют традиционалистски-патриархальные устои, наивна и утопична. Демократический тип лидерства возможен и уместен как для руководителя, так

и для подчиненных в той среде, где приоритетом является личность, ее независимость, самостоятельность, ответственность. Наивно внедрять демократический стиль руководства, если у членов группы недостаточно развито чувство личной ответственности, самостоятельности, если они постоянно ждут от своего руководителя указаний, если низок уровень самоорганизации, самоконтроля. Иными словами, тип лидерства должен быть адекватен доминирующим типам социальной мотивации, принятой

в данной среде, т.е. должен соответствовать социально-исторической, социокультурной ситуации. Заключение На основе прочитанного мной материала в деиствительности начанаешь понимать, что сам ты находишся в социальной группе, а всё общество состоит из малых, затем из больших. Таким образом состоит наше социальное общество. По моему мнению основной социальный круг общения, происходит в малой группе. Это семья, наша студенческая группа, а в группе есть ещё группы, мой рабочий коллектив.

Из личного опыта я в полной мере ощутил на себе изменение социального положения. В частности когда я, проработав в одном небольшом коллективе более 10 лет в обществе водителей, был выдвенут начальником среднего звена над этим коллективом. Это сложный процесс перехода из группы в лидеры этои группы. Необходим навык, поддержка сторонников, чтоб твёрдо закрепить лидируещее полдожение.

Литература 1. Кравченко Ф. И. Социология Общий курс Учебное пособие для вузов М ПЕР СЭ Логос, 2002 640 с. ип. 2. Общая социология Учебное пособие Под общ. ред проф. А. Г. Эфендиева М. ИНФРА - М, 2000 - 654с - Серия Высшее образование 3. Фролов С. С. Социология Учебник 3-е изд

М. Гардарики, 2002 344с. 4. Якуба Е. А.Социология.Учебное пособие для студентов, Харьков Издательство Константа , 1996 г 5. Социология в России Под ред. В.А. Ядова 2-е изд перераб. и дополн. С69 - М. Издательство Института социологии РАН, 1998 696 с. 4



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.