Балтийская Международная Академия
Лиепайский филиал
Студийная программа:
Управление предпринимательской деятельностью
Реферат
Предмет:история религии
Тема:Особенности баптизма как одна изразновидностей протестанизма.
Студентка 2-oго курса
Татарчук Татьяна
261084-10825
№ студеческого билета
BSALI6A063
Руководитель
С. Гершович
Лиепая 2008
Содержание
Введение..................................................................................................3
История возникновения баптизма.........................................................4
Культы и принципы баптистов...............................................................5
Деятельность баптистов в начале ХХ века...........................................17
Баптизм в Латвии....................................................................................20
Заключение..............................................................................................21
Список использованной литературы.....................................................22
Введение.
ПРОТЕСТАНТИЗМ, религиозное движение, включающее все тезападные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, ноотличаются от римско-католической традиции. Слово «протестант» впервые было использованона рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ,
в которомоткрыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформвнутри церкви. Позднее «протестантами» стали называть всех, кто вышел изповиновения папе в ходе переворота 16 в., вошедшего в историю под именемРеформации. С тех пор протестантизм раздробился на многочисленные семействацерквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательноепонятие, за которым не стояло какое-либо конкретное вероисповедание. Одно изотвлетвлений протестанизма-БАПТИЗМ(от греческого baptizo — окунаю, крещу водой). Возник вначале 17 в. Наибольшее число баптистов — в США. В России баптизмраспространился в 60-х гг. 19 в. Баптизм упростил культовую и церковнуюорганизацию.
Историявозникновения баптизма.
В 1905г. был создан Всемирный баптистский союз. С баптизмом тесно связанытакие религиозные течения и организации, как «братья во Христе»,«молодые христиане» и др. В мире насчитывается сейчас свыше 40 млн.приверженцев этой деноминации. Вышли из среды английских пуритан и отвергающаякрещениемладенцев.
Первая баптистская община была создана в Англии в 1633 году, а в 1639 годуона уже была перенесена в Северную Америку, где ее центром стал штатРод-Айленд, жители которого принадлежали к этой секте. Секта баптистов неимела, поначалу, успеха ни в Англии, где подверглась преследованию, получивсвободу, по Акту о Веротерпимости, лишь в 1689 году, ни в США. Только в конце XVIIIстолетия, послесоздания “Проповеднического-Союза”, объявившего своей целью не распространениебаптизма, как нового учения, а, якобы, только проповедь, среди американскихнегров. Христианства, свободного от догматов, обрядов и общеобязательныхсимволических знаков, движение баптистов встретило сочувствие и материальнуюподдержку среди многих богатых американцев, и тогда потекли в кассу “ПроповедническогоСоюза” щедрые дары и пожертвования. Появились дома для призрения сирот; стариков,появились школы и баптистские миссионерские курсы, больницы, предложили своибезвозмездные услуги в большом числе миссионеры добровольные. С этого временибаптизм находит новых последователей в Англии, широко распространяется вГермании, проникает в Китай, в Японию и Индию и на территорию Польши и России,где проповедники баптизма наводнили страну, особенно в период ленинского НЭП'а[1],вооруженные громадными средствами для организации этого движения в России, поверженнойИнтернационалом, и в Польше. Основанный в 1814 году в США “Баптистский Союз”вскоре стал располагать громадными денежными средствами, секта охватила своейпропагандой весь мир, имея на своем содержании, к концуXIXвека, 35 тысяч миссионеров. ВРоссию впервые занесена была эта секта из Германии, где центром движениябаптистов стал Гамбург. Эта секта распадается на множество толков. Деление сектына толки началось с конца XVIIвека, когда баптисты разделились на “частных”,усвоивших учение Кальвина о безусловном предопределении, и “общих” или“баптистов свободной воли”, признающих всеобщность спасающей благодати Божией,привлекаемой свободной волей человека.
Культы ипринципы баптистов.
Баптизм занимает большоеместо в системе протестантистских церквей. По своему вероучению баптизм вомногом смыкается с другими протестантистскими организациями. Разделяяобщехристианские догматы о Троице, божественном происхождении Христа и т.п.,баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми,проповедуют принцип «оправдания верой».
Подобно кальвинистам,они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности. Вих вероучение отчетливо выделяются элементы архинианства, признающего свободуволи человека. Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались отпочитания икон, креста, веры в святых.
Богослужениязаменены у них молитвенными собраниями; крещение производится над взрослымилюдьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человекав члены церкви.
Источником вероучения баптисты считают Библию (прежде всего Новый Завет).
Баптисты не признают святых, монашество, сосредотачивая внимание на ИисусеХристе как единственном посреднике между Богом и людьми, который своей жертвойспас грешников. Главный принцип " Жить в мире, но быть не от мира сего", т.е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать "небесному жениху " Христу. Особое значение баптисты придают проповедисвоей веры, которую вести обязан каждый (принцип всеобщего священства),особенно среди детей и молодежи. За последние десятилетия численностьбаптистов медленно, но постоянноувеличивается.
В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США. Кроме США баптизмпредставлен в Великобритании, Бразилии, Канаде, Латвии, Мексике, Бирме, Индии,ЮАР и др.
“Частные”баптисты, как прежде анабаптисты и меннониты, отвергали присягу, военную службуи суды; в настоящее время нет у них такого открытого отрицания государства игражданских обязанностей, хотя тенденции к этому прорывались как у русскихбаптистов до 1917 года, так и у баптистов в Польше после первой мировой войны.
Частибаптистов свойственна тяга к иудаизму, на этой почве образовались в баптизмеособые течения такие, как баптисты 7-го дня, вместо воскресенья празднующиесубботу, “христианские баптисты”, отвергающие догмат Троичности Лиц, учение обаде и дьяволе, воскресный день и христианские праздники, как, якобы, противные СвященномуПисанию; есть баптисты, которые, на основании еврейских апокрифических книг,учат о двух потомствах Евы, одно из которых — от дьявола; существуют баптисты“шести принципов”, которые все сводят к 1-му и 2-му стихам VIглавы послания апостолаПавла к Евреям: — “Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим ксовершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел ивере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и осуде вечном”; есть ветвь баптистов “тункеров”, которые, кроме крещения и“вечери любви”, своеобразно ночью ими совершаемого “причащения”, признают ещетри “таинства”: братский поцелуй, омовение ног и помазание больных елеем.
“Евангельскиехристиане”, “Штундисты”, “Евангелисты” — все это названия одной и той жесекты, одного и того же протестантского толка. Подразделения секты баптистов ненарушают общей всему движению баптистов основы, баптизм внутренне однороден, ив его основе лежит учение Лютера и учение Кальвина о предопределении. Отчистого лютеранства баптизм отличается во 1 -х, последовательным и безоговорочным проведением в жизнь основныхположений лютеранства в учении о Церкви, о Священном Писании и о спасении, во2-х, враждебностью к Православию и к Церкви Православной, и в 3-х, большей, чемэто замечается в лютеранстве, склонностью к иудаизму и анархии. Все существующиеветви баптизма объединяет еще и всем им общее отрицание действительностикрещения младенцев. Как и у протестантов, нет у баптистов ясного и евангельскичеткого учения о Церкви, более того — они просто отрицают Апостольское учениео Церкви. “Я не в состоянии сформулировать наше учение о Церкви… Я говорю неот лица всех баптистов. Человек, который бы рискнул это сделать, еще неродился, и я предполагаю, что родители его уже давно умерли”, — сказал X. Филипс, одиниз руководителей баптистов в США на конференции в Эдинбурге в 1937 году. Ашвертна конференции в Лозанне заявил: “Признавая, что общение христиан между собоюсущественно важно для усовершенствования характера христиан, мы не считаем ниодну церковь необходимой для того, чтобы восстановить связь Бога с человеком”.“Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее”, — сказал Христос и, обращаяськ апостолам, говорит: — “кому простите грехи, тому они простятся, на комоставите, на том останутся”. Подобно протестантам, и баптисты как бы исключилииз Священного Писания эти слова Спасителя, посему-то и представление их оЦеркви имеет характер почти неуловимой и непознаваемой идеи. Да, Церковь не отмира сего, но она в этом мире находится, как конкретное Дело Божие, как ТелоХристово имеет осязаемую Форму, и, ни Христос, ни Апостолы, не мыслили Церковьтолько как чисто духовное неуловимое и непознаваемое явление. “Кто не послушаетцеркви, да будет тебе как язычник и мытарь”, — говорит Господь; баптисты,отрицая Церковь и ее иерархию, отрицают и необходимость послушания Церкви и еесвященноначалию, чем и зачисляют себя в разряд язычников и мытарей.
Возражаяпротив крещения детей, баптисты, во-первых, утверждают, что младенцы, детихристиан, уже омыты и очищены Кровью Христовой, посему нет никакой надобностиочищать их в крещении от Адамовой скверны: им прощены грехи ради заслуг иимени Иисуса Христа; во-вторых, ссылаются на заповедь Христа, данную Егоученикам: — “Шедше, научите все народы, крестя их во имя
Отца, и Сына, иСвятого Духа” (Матф.ХХV1П,19 и Марк.ХV1,16) Из этих слов, — говорят баптисты, — явствует,что апостолам заповедано крестить наученных и верующих, но никак не младенцев.Крещение младенцев, -говорят баптисты, — было введено в IIIстолетии. Такое учение баптистов противоречит СвященномуПисанию и практике первоначальной Церкви. Священное Писание ясно учит, что “вАдаме ВСЕ согрешили”. Следовательно и дети, не имея личных грехов, все же неявляются свободными от первородного греха, от наследства Адамова, и, чтобы избавитьсяот этого наследства, они должны соединиться со Христом, каковое соединение исовершается в таинстве Крещения. “Се бо в беззакониях зачат есьм и во гресехроди мя мати моя”, -восклицает псалмопевец Давид. Человек рождается во грехе,и становится ребенок святым благодаря лишь верующим родителям. И, чтобыочистить ребенка от первородного греха, чтобы освятить его и тем самым ввестиего в Царство Небесное, куда “не войдет ничто нечистое”, детей проводят черезочищение в таинстве Святого Крещения. Отказывая детям в таинстве Крещения,баптисты подвергают их опасности: если дети умрут до Крещения, “не родившисьот воды и Духа”, как смогут они наследовать жизнь вечную?
Отличительнойчертой баптистов в их многоликом разветвлении, является уверенность в своемспасении. Эта черта их учения вытекает из присущего всему протестантству ученияо спасении только верою во Христа. Говорят они, что Слово Божие дает им этууверенность
и ссылаются наследующие слова Священного Писания: — “Истинно, истинно говорю вам: верующийв меня имеет жизнь вечную”. — “Сие написал я вам, чтобы вы знали, что, веруя вСына Божия, вы имеете жизнь вечную”. — “Веруй в Господа Иисуса Христа, испасешься ты и весь дом твой”. — И другие. Если рассматривать эти тексты,вырванные отдельно от им предшествующих и последующих слов, может показаться,что, действительно, достаточно лишь верить во Христа, чтобы знать, что тыспасен. Однако, Священное Писание делает различие прежде всего между мертвой иживой верой, верой спасающей и не могущей спасти. “Что пользы братья мои, есликто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? Вера,если не имеет дел, мертва сама по себе”… “и бесы веруют и трепещут” -этопример веры мертвой, не могущей спасти. И все места Священного Писания, намиприведенные, на которые ссылаются баптисты, говорят не о всех верующих вообще,а лишь о имеющих веру живую, спасительную. “Неужели мало спасающихся?” — спрашивают ученики Иисуса Христа, и Он отвечает: — “Подвизайтесь войти сквозьтесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут”. И ещебольше и сильнее свидетельствуют против сектантов стихи Евангелия от Матфея.Следовательно, чтобы избежать осуждения на Суде нелицеприятном, чтобы быть спасенным,НЕДОСТАТОЧНО уверовать в искупительную жертву Христа, надо еще понести Крест,который нес Христос, ибо лишь “до концапретерпевший” спасен будет. Залог нашего спасения в нашем единстве со Христом,которого мы достигаем путем общения с ним в Вере и Любви, путем общения в Имустановленных таинствах, в подчинении нашей воли
Его Воле.
В основекульта баптизма лежат главные принципы вероучения протестантизма. Баптизмвыработал и сформировал единую, унифицированную догматику, вера в которуюобязательна и беспрекословна. Оставляя главное от протестантизма — веру в богаи идею личного спасения посредством одной веры, баптизм особо подчеркиваетразличия с православием и католицизмом.
Внешне баптистский культ выглядитупрощенно. Например, из семи христианских таинств соблюдаеются (но уже не кактаинства, а как обряды) только три: крещение, причащение (хлебопреломление) исвященство (рукоположение). Кроме того, толкуются и исполняются они несколькопо-иному. Это дает основание считать, что баптисты фактически не признаютобрядов традиционных религий, которые, по их мнению, не дают еще права на спасение.Крещение принимают взрослые члены общин. Перед совершением обряда верующийвыдерживает период «приближенного» (кандидата на принятие крещения).Преломление хлеба не связывается с мифом о превращении хлеба в тело, а вина — вкровь Христа. Обряд совершается лишь как «воспоминание» о жерствеХриста, как символ выражения любви к нему. Этим демонстрируется внутренняя верачленов общин. В догмате о спасении центральное место занимает общийпротестантский принцип: «райское блаженство» достигается верой, и тольколичной верой. Отрицаются посредники между богом и человеком, путь к спасениюдолжен быть проложен самим верующим. Воздастся лишь тому, кто заслужил этумилость у Бога. Исходя из того, что «все призваны, но не всеизбраны», верующий находится в состоянии полной неопределенности, страха истремится своим религиозным усердием оказаться на виду у Бога. Чтобы обрестиспасение, баптист должен преодолеть трудный, тернистый путь. Он должен почувствоватьсебя «нищим духом», т.е. испытать потребность в религиозной вере, какбы пройдя несколько периодов. Первый период — внутренняя убежденность в своейгреховности, состояние безнадежности, осознание себя грешником, которму грозитгибель. В таком состоянии человек обязательно, по мнению идеологов баптизма,должен обратитьсяк Богу, который и укажет истинный путь. Того, кто ищет Бога,называют «обретающим благодать». Верующий должен отрешиться отмирских забот, соединить свое сердце с пострадавшим за грехи человечестваХристом. Это и есть второй период спасения — «обращение». Онопроявляется в покаянии, которое требует личной жертвы во имя «Христараспятого». Затем наступает период «духовоного возрождения»,т.е. ощущения богоизбранности, веры в то, что «святой дух» хотя инезаслуженно, но избирает тебя. Баптизм объявляет, что кроме первородного грехаесть еще грехи мирские. От них надо избавиться молитвой, покаянием, причащениеми стать примером служения богу везде и всюду — дома, на работе, в«общении» с Богом. Последняя ступень спасения — «совершенство»(полное единение с богом).
Такимобразом, культ баптистов с его «спасительной» миссией достаточносложен и мистифицирован.
Еслиговорить о праздниках, то баптисты соблюдают только те, праздники, которыесвязаны с мифом о Христе. Кроме того, они отмечают праздник «жатвы»(последнее воскресенье сентября) и день единства (последнее воскресеньеоктября). Баптисты не поколняются иконам, кресту, не осеняют себя крестнымзнамением. В их молитвенных домах нет картин, фресок, икон и других культовыхатрибутов, есть только плакаты с религиозными текстами и евангельскимипризывами. Служители культа не носят специальных облачений, объявляются«старшими среди равных». Также баптистами отрицается поклонениемощам, святым местам, они не ставят свечи для поминания душ умерших. В литургииже главная роль отводится проповеди, песнопению, молитве.
Положения веры баптистов, выработанные еще в XIXвеке,сохранились до настоящего времени практически без изменений. Об этомсвидетельствует действующий «Устав Союза евангельскиххристиан-баптистов», принятый в 1979 году. Одним их главных в нем являетсядогмат о Боге, который представлен в трех лицах. Однако в последнее время идеябогочеловека заменяется идеей Бога, воплощенной в нравственных (добро,справедливость) и социальных (мир, целесообразность) понятиях. Обращение к Богусовершается через молитву. Роль обрядов крайне незначительна, так как они, поубеждению верующих, не спасают, а только завершают «возрождение испасение», т.е. являются внешним выражением силы личной веры.
Баптисты не соблюдают также постов. По христианской традиции они считают, чтопост — это не ограничение в пищи, а воздержание от неугодных Богу поступков,многочасовые молитвы и т.д. Баптизм приписывает именно себе заслуги всоблюдении подлинных христианских установлений и обвиняет других в нарушениипринципов первоначального христианства.
Важноеместо в баптистском культе занимает водное крещение. Оно символизирует очищениеот первородного греха, поэтому принявшие его становятся полноправными членами общин.До совершения обряда верующему, как правило, дается испытательный срок. Надподготовкой кандидата, или «приближенного», усиленно работают опытныепроповеденики, стараясь привести к крещению уже истового приверженца. Ритуалосуществляется в водоемах или специальных бассейнах (баптистериях), которыеимеются в больших молитвенных домах. Правила предписывают крестить верующегопогружением в воду, а не окроплением. Проповедник при этом произносит молитву.Завершается ритуал исполнением религиозных псалмов, гимнов, проповедью.
Особаяроль отводится и обряду причащения, или хлебопреломления. По форме он малоотличается от православного обряда. Разница лишь в том, что баптисты не пекутспециальный опреснок, а покупают в магазине булку. На собрании общины ее разламываютна кусочки. Пресвитер совершает молитву. Затем его помощник (дьякон) обноситхлеб по рядам присутствующих. Верующие съедают здесь же кусочек и запивают егочем-нибудь. К совершению обряда не допускаются те, кто не прошел крещения илибыл замечен в «нехристианском» поведении. Обряд имеет цель укрепитьрелигиозную веру.
Предметомпостоянной заботы и внимания руководителей общин является брак и семья. В семьебаптисты видят главный оплот сохранения религиозности. Бракосочетание широкопропогандируется, а свадьба представляет собой некое назидательно-религиозноесобрание. В обряде широко используются народные традиции. Развод недопустим.Основное условие создания семьи — общая вера. При этом чувству любви ипривязанности друг к другу отводится второстепенное место. Правда, можновстретить случаи, когда разрешается развод по причине «нехристианскойжизни» обоих супругов или одного из них.
Важную роль баптизм отводит изучению священных книг. В основу вероучения, жизнии деятельности евангельских христиан-баптистов положена Библия, чтение которойявляется обязательным. Библия объявляется единственным руководством в жизни ивере. Большое место в культе отводится молитве. В ее слова вкладываются мечты,надежды и устремеления верующих. Во время молитвенных собраний наряду спеснопением, музыкой, проповедью произносятся коллективные и индивидуальныемолитвы.
«Священство»- посвящение в сан — совершается над вновь избираемыми преситерами и дьяконами.Стоящему на коленях возлагают руки на голову старшие служители и произносятспециальную молитву, т.е совершают рукоположение, которым символизируется«благодать свыше», дающая возможность разумно служить братству. Смомента рукоположения пресвитер становится «мужем начальствующим междубратьями».
Культовая практика у баптистов упорядочена.Собрания проводятся в определенное время и по намеченному плану. Некоторыеизменения коснулись только внешней стороны обрядов. Сущность же их остаетсяпрежней — укрепление веры, приобщение к религии новых членов. Молитвенные собранияв определенной мере театрализуются. В проповеди, зачастую сопровождаемые пениеми музыкой, вставляются отрывки из литературных произведений. В последние годы вобщинах все шире применяются современные музыкальные инструменты. Традиционныефисгармония и фортепиано уступают место мощной стереофонической аппаратуре.Духовно-религиозные песни и гимны создаются часто на основе народных исовременных популярных эстрадных мелодий. Это полностью согласуется сустановками руководства, считающего, что «музыка дарована богом дляпрославления его дивного имени и удовлетворения присущих людям эстетическихпотребностей души».
Вучебную программу библейских курсов ВСЕХБ введен специальный курс «Пение имузыка». Во многих общинах есть квалифицированные руководители хоров — регенты. Ни одно собрание не проходит без песнопений и музыки, которые призванывозбудить и укрепить религиозное чувство. Проповедники утверждают, что не можетбыть ничего «прекраснее и возвышеннее, чем восхвалять Господа нашимипеснопениями и игрой на музыкальных инструментах».
Баптистскийдогмат о человеческой сущности, по существу, ничем не отличается отобщехристианского. Человек сотворен Богом, рождается греховным, искупает грехверой, заслуживая ад или рай как итог своей земной жизни. Особенность же в том,что человек, обращенный в баптизм, как утверждают его идеологи, не толькоизбран, но и возрожден. От него требуется исключительно активная миссионерскаядеятельность и неистовая вера, позволяющая искупить грех. Он «брат воХристе» и «любимое чадо господне». Его назначение — служение Богу.Исходя из этого, приверженцев своей веры баптисты считают «богоизбранными»,«особым народом». Имеет свои особенности и установление о погребениичеловека. Согласно этому установлению, после смерти единоверца баптисты недолжны выражать скорбь, плакать, высказывать горе. Это связывается с тем, чтодуша умершего наконец «соединилась с Богом» и«блаженствует» в потустороннем мире. Поэтому надо не грустить, арадоваться. Однако скорбь верующих родных и близких нередко выражается в тех жеестественных формах, что и у всех людей. И проповедники не мешают этому.«Мы, верующие, — говорят они, — не скорбим об умерших, но мы не можем неиспытыать естественной скорби в связи с разлукой с нашими родственниками, как верующими,так и неверующими». Как было сказано выше, баптистскими общинами руководятпресвитеры, которые избираются верующими. Общее управление осуществляют старшиепресвитеры по областям и регионам страны. В каждой общине избирается церковныйсовет. Пресвитеры и церковный совет принимают меры по укреплению дисциплины иорганизованности своих приверженцев, усилению их веры.
Всеверующие обязаны распространять «истинную» религию, поэтому членыбаптистских общин — весьма активные миссионеры, старающиеся привлечь в своюорганизацию как можно больше новых членов.
Деятельность баптистов в начале ХХ века.
В 1907 г. в рамках Союзарусских баптистов было учреждено «Баптистское мис-сионерскоеобщество» со штатом разъездных миссионеров и самостоятельным бюдже-том. В 1909 г. основана баптистскаямолодежная организация «Всероссийский союз кружков молодежи».Подготовка квалифицированных кадров пресвитеров и проповед-ников велась вбаптистской семинарии г. Гамбурга (Германия): к 1911 г. ее окончили 42человека из России. К 1912 г.по неполным данным Министерства внутренних дел в России насчитывалось около 115тыс. баптистов, в том числе русских и украинцев — 67 тыс.; немцев, эстонцев,финнов, латышей — 48 тыс.
Вруководстве Союза русских баптистов преобладали выходцы из молокан. Онипривнесли в него традиции авторитарной власти «старцев» и изоляцииобщин, а также жесткую иерархическую структуру их построения. Вплоть до 1917 г. в Союзе русскихбаптистов преобладало патриархально-консервативное направление, возглавляемоеД. Мазаевым и отличавшееся демонстративной аполитичностью. Дня верующихисключа-лась сама возможность иметь суждения по политическим вопросам, а ихсоциальная активность должна была проявляться исключительно во внутриобщинной,религиозной и миссионерской деятельности.
Вначале XX века происходило формирование общероссийской организацииевангельских христиан. В результате решений трех съездов 1907 — 1909 гг.(последний из которых, собравшийся в сентябре 1909 г. в Санкт-Петербурге,носил общероссий-ский характер) был создан Всероссийский союз евангельскиххристиан, воспринявший вероучение общих баптистов. Численность последователейданного течения возросла с 20,8 тыс. в 1905 г. до 30,2 тыс. в 1912 г. ПредседателемВсероссийского союза еван-гельских христиан стал И. Проханов — выдающийсярелигиозный деятель, проповедник и публицист.
В 1908 г. Проханов выступилинициатором создания Русского евангельского союза. Его членами могли статьпоследователи любой христианской конфессии, разде-ляющие идеи духовноговозрождения на основе учения Иисуса Христа, вне зависимо-сти от внешнегопроявления веры и церковного устройства, Поэтому Русский евангель-ский союзмыслился объединением не церквей, а отдельных христиан, сплоченных на основеобищости понимания главных вопросов веры.
Ввидутого, что экуменические идеи Проханова не встретили поддержки у большинствапредставителей христианских конфессий России, его деятельность сосре-доточиласьво Всероссийском союзе евангельских христиан. В 1911 г. этот союз вошел всостав Всемирного союза баптистов, а Проханов стал его вице-президентом. В 1912 г. в Санкт-Петербургена Васильевском острове открылся Дом Евангелия, сделавшийся главным центромевангельских христиан. По сравнению с Союзом русских баптистов структура Союзаевангельских христиан была более демократичной. Это привлекло к нему частьбаптистов, недовольных господством мазаевской группировки.
Сполитической деятельностью баптистов и евангельских христиан связано возникновениехристианско-демократического течения российской политической мысли. Попыткасоздания христианско-демократической партии была предпринята в годы первойрусской революции
Вмарте 1917 года Прохановым была создана христианско-демократическая партия«Воскресенье», также в основном разделявшая политическую платформу конституционныхдемократов, но с акцентом на духовно-нравственные аспекты политическихпреобразований. Партия просуществовала до октября 1917 года. В августе 1917года Проханов принял участие в работе Государственного совещания в Москве, гдесделал доклад о свободе совести.В годы первой мировойвойны баптисты и евангельские христиане развернули активную деятельность посбору денежных средств в пользу раненых: только Петроградская общинаевангельских христиан внесла на эти нужды 11 тыс. рублей. Помещения общинпредоставлялись под лазареты. Была создана специальная Солдатская миссия,проводившая миссионерскую работу в действующей армии. Много баптистов иевангельских христиан находилось в войсках, хотя случаи отказа от участия вбоевых действиях имели место, особенно среди евангельских христиан.
Кначалу 1917 года Евангельско-баптистское движение христиан в России стало восновном сложившейся и полноценной ветвью Христианской Церкви. Евангельскиехристиане России не являются абсолютно “слепой” копией баптистов Запада, точнотакже, как Русская Православная Церковь не является точной копией ГреческойПравославной Церкви, откуда она восприняла первых своих миссионеров. Российскаяземля весьма благотворна для творческой национальной адаптации всякой свежейидеи! Именно с таким “расширенным сердцем” подошли Евангельские христиане ктому “во-доразделу”, который называется у нас Октябрьской революцией. Движениеевангель-ских христиан-баптистов имело все черты общей для всего мира веры воХриста, но также было, и национальным выражением идеи “живой, простой” веры!
Баптизм в Латвии.
По последнимданным, на апрель 2006 года в Латвии зарегистрировано 87 баптистских общин,общее число прихожан в которых составляет около 7000 человек.
Заключение.
Такимобразом, в баптистоской интерпритации из понятия долга исчезает всякоеобщественное содержание. Баптистское учение требует от верующего оценивать своеповедение в обществе прежде всего с точки зрения того, что он сделал для «делаХриста», для проповедования «вести евангельской» в мире, для строительствадуховного царства божьего на земле. Общественный долг, согласно этому учению,должен восприниматься как нечто внешнее, хотя и обязательное, в то время какрелигиозный долг, божественное призвание следует воспринимать как внутреннюю,исходящую
из сердца, необходимость.
Провозглашая религиозную значимостьповседневной, практической деятельности человека, идеологи евангельских христиан-баптистовотнюдь не отказываются от общих оценок сущности земной жизни человека, которыевытекают из признания в качестве конечной цели жизни «небесного мира». Этот мотивявляется одной из главных тематик духовных песен баптистов: «Хоть на земле яеще нахожусь, ей я чужой, но я к небесному миру стремлюсь, жажду покой».
Список использованной литературы.
Митрохин Л.Н. Баптизм. М., 1996
Основные принципы веры евангельскиххристиан-баптистов. Сборник, б.м., 1992
Интернет источники-http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144,1519044,00.html;
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=76377&order=&pg=5
[1]экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921года