ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГлаваI.Мораль и религия:
сходствои различия
ГлаваII.Учение о человекев христианскойтрадиции
2.1.Основные положенияхристианскойантропологии.
2.2.Категорииморали в контекстехристианскогоучения о человеке.
ГлаваIII. Боги человек: проблемавзаимоотношений.
3.1.Сущность Богаи его действиепо отношениюк человеку.
3.2.Нравственноеповедениечеловека сквозьпризму Боговоплощения.
Заключение
Введение.
Вкаком обществе, и в какую быэпоху не жилчеловек, емувсегда буденнужно приниматьрешение, оцениватьпроисходящееи делать нравственныйвыбор. Но особоостро звучитвопрос нравственностив современномобществе, когдалюбые духовныеискания человеканаталкиваютсяна непреодолимуюстену жесткойреальностии все “священное”,“высокое”кажется самообманом.В данной ситуации, возможно толькорелигия в состояниипомочь нашемуобществу найтивыход из кризиса, в котором находитсянаше нравственность.Тем более, чтопереоценкаценностей, которая происходитв практикеморали, созвучнатому, что напротяжениитысячелетийпроповедовалимногие религиозныеучения.
А именно, приоритетобщечеловеческойприроды нравственностии значимостиличностногоначала, акцентироваливнимание насамых сокровенныхпереживанияхчеловека, вечных, смысловыхпроблемах егобытия.
Применительнок российскомуобществу правомернеевсего говоритьоб особой значимостидля него православногохристианства, взрастившеесамо государствои его культурой.Кроме того, христианскиеавторы частообращалиськ рассмотрениюосновных категорийморали (добраи зла, свободыи ответственности, совести, долга, вины, стыда, ит.д.); давалиистолкованиеосновным проблемамее теории(происхождениеи сущностьморали, ее структураи функции идр.); довольноподробно освещалисложности, противоречиежизни и личностичеловека; высказывалипоучительныесоветы к усовершенствованиюнравственноговоспитания, советы, которыеи сегодня поражаютсвоей мудростьюи глубинойпроникновенияв человеческуюдушу. Такимобразом, актуальностьисследованияпроблемы православнойхристианскойнравственностиочевидна.
Ее значимостьусугубляетсяеще и тем, чтоне так простоиспользоватьнравственныйпотенциалхристианствав практикеморальноговоспитания.Эти трудностиво многом вызваныотсутствиемтеоретическихразработокв областиправославнойэтики. Взгляды, например, Толстого, Бердяева идругих религиозныхфилософов-моралистов, в полной мерене признаютсяцерковью, даих нельзяотожествлятьс православнымучением онравственности.
Крометого, не являетсядостаточноразработанными православноенравственноебогословие1.
Всегдаважно помнить, что в самомхристианскомкульте с егонравственнымпотенциаломследует различатьдве стороны: Божественнуюи Человеческую.Божественная– это то, чтоне зависит отнас, оно трансцендентно, от Бога, являетсяпредметом веры, именно благодаряэтой сторонесуществуетхристианскаярелигия; ичеловеческое– это то, с чемлюди приходятк Богу. Эти двестороны различны: первая – вечнаи абсолютна, вторая зависитот личности.К сожалению, эти две сторонынередко смешиваются, естественныеи неизбежныенедостаткичеловека переносятсяна Бога – подобноесмешение –следствиедуховнойблизорукости, в недостаткахи несовершенствахчеловеческойприроды повиннылюди, а не христианство, которое отнесовершенстваих не теряетсвоего величияи силы.
Такимобразом, цельюисследованияявляется изучениеименно “трансцендентной”, сакральной, скрытой отобыденногосознания стороныхристианскогоучения, т.е.освещенияонтологическойстороны морали, а не “проповедь”и не повторениеуже многимизвестнойсветской еетрактовки(например те10 заповедейМоисея). Поставленнаяцель достигаетсяпутем решенияследующихисследовательскихзадач:
показать сходство и различия между моралью и религией;
выявить основные положения христианской антропологии;
представить категории морали в контексте христианского учения о человеке;
определить сущность Бога и его действие по отношению к человеку;
изложить принципы нравственного поведения человека сквозь призму Боговоплощения.
ГлаваI.Мораль и религия:
сходствои различия
Исследователив области этики, выдвигая основныеспособы обоснованияморали, средимногих другихвыделяют такназываемуюабсолютистскуюконцепцию.Согласно ее, моральный мотивреализуетсянепосредственноот других мотивовбытия, он цененсам по себе, хотя в некоторыхиз этих концепциймораль исходитиз авторитетноговнешнего источника(Бога или другогоабсолюта). Поэтомув этих случаях, когда в рамкахданных концепцийстремятся крациональномуобоснованиюморали, — этоделается безапелляции киной, социальнойили биологической, реальностибытия человека”1.
Сам методобосноватьмораль с помощьюкакой – либоодной теориидостаточногруб. Отсюдаи все коллизииправославнойнравственности, а на самом делепротиворечиявстречаютсяв путях реализациипринципов вжизнь.
Вучебниках поэтике четкоразграниченыпонятия религиии морали: “Сложный, противоречивыйхарактервзаимодействиярелигии и моралиобусловлени их спецификой, их различиями(хотя иногдапытаются отождествитьрелигию и мораль).В чем они состоят? Прежде всего, в том, что моральпредставляетсобой путь кДобру, высшимнравственнымценностям, кнравственномусовершенствованию.А религия естьпуть к Богу, скорее почитаниеБога. Эти двапути могутсовпадать, амогут не совпадать”2.
Далееотмечаетсявсе таки определенноесходство междуморалью и религией.“Это выражаетсяпрежде всегов том, что религии, буквальнопропитанынравственнойпроблематикой, понятиямиморальногосознания (долг, стыд, совесть, справедливость, вина и так далее…)Следует подчеркнутьи то обстоятельство, что не толькорелигиозная, но и нравственнаяжизнь основываетсяна вере. В первомслучае – верав Бога, во втором– вера в торжествоДобра, Справедливостии так далее”3.
Такэтика мыслитсячем-то прикладнымпо отношениюк религии. РазделениеБога и этическихпонятий несовсем правомернодля христианства, ведь “Богесть любовь”(1Ин. 2,3). А сужденияо том, что “Богаследует любитьв четыре разаболее, болеенежели любитьближнего”.(Журнал МосковскойПатриархии,- 1991г. – 12, — с. 66) апеллируяк которым автордоказываетпротиворечивостьхристианскогоучения о морали[4], не могут претендоватьна истинность.Это всего лишьчастное, можетбыть не совсемудачное, мнение.Дело все в том, что на современномэтапе мы неимеем достаточноразвитой богословскойправославнойнауки. В Россииона началаразвиватьсялишь в 20 веке.Поэтому здесьнужно бытьосторожным, конструктивнооцениватьверность православиюразличныхбогословскихмнений.
Главныеположенияхристианскогоучения (догматы)играют оченьважную рольв формированиимировоззрения, исповедующегоэту религию.Следовательно, качество стимуляциинравственногоповедениянаходится впрямой зависимостиот философскойразработанностирелигиозногоучения. Этоймысли твердопридерживаетсяправославноебогословие.
БожественноеОткровениесвидетельствуето глубокойсвязи, существующей, в частности, между веройи христианскойнравственностью, между догматамии заповедями.“Еслипребудете вслове Моем, товы истинно моиученики, и познаетеистину, и истинасделает вассвободными”,- учит Христос(Ин.8, 31-32). Так, с однойстороны, глубинаи совершенствохристианскоговероученияоткрываетсячеловеку помере его духовногороста, по мереисполненияим евангельскихзаповедей; ас другой стороны, познание Божественнойистины освобождаетнас от властигреха.
Вопрекиэтому, в конце18 века, в протестантскойсреде появилисьрелигиозно-философскиетеории, отрицающиезначение догматовв христианскойжизни. Адогматистыотвергалидогматы верыили же во имянравственности(Кант, 1724 – 1804), илиже во имя религиозногочувства и настроения(Шлейермахер,1768 –1834). Они полагали, что религиядолжна основыватьсяне на догматах, а исключительнона нравственностиили нравственномчувстве. Подобноим адогматисты19 века (Ричльи Гарнак) сущностьрелигии такжевидели в благочестивомхристианскомнастроении.
Заблуждениеадогматистовсостояло втом, что ониполагали возможнымдуховное возрождениечеловека своимисилами. Темсамым косвенноотрицаласьнеобходимостьв Спасителии в помощи благодатиБожией в делеспасения. Так, Кант считалдостаточнымруководствоватьсяестественнымразумом, которыйякобы находитсяпод принудительнымвоздействиемвсеобщегоЗакона, пробуждающегонас поступатьнравственно.Шлейермахер, напротив, предлагалвоспользоватьсясердечнымчувством, котороебезошибочноизбирает добро.Обеданные теориине учитываюттот факт Откровения, что человекпал и в грехопаденииисказиласьего природа(разум, воля ичувство)4.Поврежденныесилы души немогут правильноориентироватьчеловека в егонравственно-практическойдеятельности.“Не то делаю, что хочу, а чтоненавижу, тои делаю”, — восклицаетАпостол (Рим.7,15). Безверы во Христаневозможностать духовносвободным.И только действиемдарованнымво Христе благодатичеловек можетбыть восстановлени преображен.
Противтех, которыеутверждают, что вся силахристианствазаключаетсяне в догматах, а в нравственномучении, следует сказать, что нравственностьчеловека тесносвязана с егодогматическимсознанием. Безверы невозможнаустойчиваянравственность.Повреждениедогматическогосознания частоприводит кповреждениюв областинравственнойжизни. Вернои обратное, порочностьнравственнойжизни ведетк омрачениюи искажениюдогматическогоумозрения5.Так, неверие, нежеланиеязыческогомира почтитьи прославитьБога явилисьпричиной того, что люди предалисьпостыднымстрастям (Рим.1, 21 –27), И наоборот, некоторые, отвергнувдобрую совесть, потерпеликораблекрушениев вере (1 Тим. 1,19).
СвятительКирилл Иерусалимскийпишет: “Сущностьрелигии состоитиз следующихдвух вещей: източного познаниядогматов благочестияи из добрыхдел; догматыбез добрых делнеприятны Богу, не приемлетОн и дел, еслиони основаныне на догмахблагочестия”6.Святые отцыне отделялисферу сознанияот духовнойжизни человека.Не случайнок еретикам ониотносили одинакогои тех, кто искажаетвероучениеЦеркви, и тех,“кто не хранитзаповедейХристовых”7.
Безправильныхпредставленийо Боге и человекенельзя понятьпризваниячеловека ипочему он долженжить так, какпредписываетзаповедь, а неиначе. Так, заповедьХристова опокаянии становитсяпонятной всвете догматическогоучения о грехопадениичеловека и егоспасении, совершаемомв соработничествес Богом. СвятойГеоргий Нисский, рассуждая овзаимоотношениидогматов изаповедей(нравственныхправил) приходитк заключению, что “догматважнее и выше, чем заповедь”8.Догматы являютсяоснованиемморали. Ониуказываютчеловеку путьи средства кдостижениютех обетований, которые даныв БожественномОткровении.
Чтокасается второгомнения, сводящегосущность христианствак областирелигиозногочувства иблагочестномунастроению, то не вызываетсомнения тотфакт, что самовозникновениерелигиозногочувства возможнотолько приопределенномпредставлениио Боге; в противномслучае ононевозможно, как невозможнои чувство страха и радости, еслинет налицовызывающегоих предмета или представления.Этой зависимостьюрелигиозногочувства отдогматическогосознания объясняется, между прочим, то, почемурелигиознаяжизнь складываетсяиначе у язычников, иначе у иудеев, иначе у магометани иначе у христиан.Христианствоне ограничиваетсянравственнымучением. Евангелиене являетсяодним из сборниковморалистическихпредписаний.Мораль, дажесамая высокая, сама по себене дает сил дляисполненияее требований.“…БезМеня не можетеделать ничего”, — говорит Спаситель(Ин. 15, 5). Лишь присодействииблагодатиХристовойчеловек можетстать поистиненравственнымчеловеком, который творитдобро “чисто”.
”Православиене знает автономнойэтики, которая, например, представляетпреимущественнообласть исвоеобразныйдуховный мирПротестантизма.Этика для Православияесть, преждевсего, образспасения иследованиеХристу. Православиене имеет разныхмасштабовморали, ноупотребляетодин и тот жемасштаб в применениямк разным положениямв жизни.
«Упрекв мироотреченностиПравославиядолжен бытьотстранен…Каждый православныйдолжен бытьмонахом – аскетом в сердце своеми если можноговорить омонашествекак о необходимомдля всякогоправославногохристианина, то это лишьотносится ковнутреннемусамоотречениюради Христа.»9– писал С.Булгаков.
Частосвязываютрелигиознуюмораль с психологией.Так Б. Раушенбахв статье “Религияи нравственность”связываетрелигиозныечувства с“внелогическойсферой сознания”.Согласно ему, проблеманравственногоповедения“оказываетсясвязанной сасимметриеймозга, с тем, что в нем вырабатываетсяи логическое, и внелогическоезнание и этидва вида знанияне конкурируют, а взаимно дополняютдруг друга…Поведениечеловека вокружающеммире опираетсяна знание онем. Это знаниеформируетсякак бы в двухвзаимосвязанныхсферах – одной, где решающеезначение имеетлогика, и другой, господствуютчувства: сострадание, любовь к ближнему, религиозноечувство поэтическое”.Здесь мы имеемдело с экзистенциальнымобъяснениемнравственногоповедения, что, конечно, проливаетсвет на представленияо человеке каксубъекте морали, но оно не достаточносамо по себе.Поэтому продолжимдальнейшеерассмотрениенашей проблемы.
ГлаваII.Учение о человекев
Христианскойтрадиции.
2.1. Основныеположения
христианскойантропологии
Вцентре любойэтическойсистемы обязательностоит человек, и, в конечномитоге, его моральноеповедениеаппелируетк выбору междудобром и злом.На первый взглядэтот вопроскажется довольнопротиворечивым.Это отмечаюти некоторыеисследователи1.Действительно, как примиритьсяс существованиемзла, как пониматьсвободу человека, насколько онаабсолютна? Ответы на этивопросы можнополучить лишьокунувшисьво глубиныправославногоучения о человеке.Это достаточноразработаннаясистема догматическогобогословия, которое естьничто иноетолкованиеи философскоеосмыслениеСв.Писания(Библии) отцамицеркви.
В Библииучение о происхождениичеловека(антропология)и учение о егосущности(антропология)связано воедино.Библейскаяантропологияисходит извоззрения, чтовесь космос, весь тварныймир и венецприроды – человек– созданы ВысшимТворческомНачалом – Богом.Признание Богав качествецельнополагающейпричины творенияпринципиальнонедоказуемо, оно являетсяпредметом веры(характернойособенностьючеловека верующего).Вера же, какпсихологическийфеномен имеетисключительнуюустойчивость.
СогласноСв.Писанию, творению человекапредшествовалособый ПредвечныйСовет в сокровенныхнедрах Бога– Троицы: “Сотворимчеловека пообразу Нашему”.(Быт.1,26). Это совещаниеБожественныхлиц имеет глубокийсмысл. Если всечувственныетвари – этоотдельные частинашего видимогомира, то человекне являетсяпросто частьюмира. Он – личностьи в силу этогосоединяет всебе все: мирвидимый и невидимый.
СвятительГригорий Нисскийпишет: “К одномутолько устроениючеловека ТворецВселенной приодной как быс осмотрительностью, чтобы веществопредуготовитьдля его состава, и образ егоуподобитьпервозданнойкрасоте, ипредназначитьцель, для которойон будет существовать”2.
Сточки зренияправославногоучения, человекпредставляетсобой малыймир. В нем соединяютсявсе сферы Вселенной.Если, как пишетпреподобныйИоанн Дамаскин“человек ищетнечто общеес неодушевленнымисуществами, причастен кжизни неразумнойи обладаетмышлениемразумным. Снеодушевленнымичеловек имеетсходство в том, что обладаеттелом и состоитиз четырехстихий. С растениями– в том же и, крометого, что имеетспособностьпитаться ирасти, производитьсемя и рождать, а с неодушевленнымивдобавок в том, что имеет влечение, т.е. доступенгневу и хотению, что наделенчувством испособностьюдвижения повнутреннимпобуждениям…Составляяпонятия о каждойвещи, стремяськ добродетелии любя то, чтосоставляетвершину всехдобродетелей,- благочестие.Поэтому человеки есть малыймир”3.
Какпринцип творениячеловек объединяетв себе духовныйи вещественныймиры. СогласноБиблии, еготело составленоиз “земли”, адуша принадлежитиному миру –духовному. Душачеловека –бессмертнаяструя дыханияБожества, какговорит святительГригорий Богослов.
Античныефилософы называличеловека «микрокосм», то есть малыймир. Свв. отцыбыли согласныс таким наименованием, свт. ГригорийНисский писал, что человек- это “некиймалый мир, содержащийв себе те жестихии, которыминаполненавселенная”, который “объемлетсобою всякийрод жизни”4.
В то жевремя у свв.отцов отношениек наименованию«микрокосм»было отличнымот того, какоеимело местов античности.Для языческихмудрецов это- гордое наименование, выражающеевеличие человека, тогда как уотцов Церквивстречаетсяоткровенноироническоеотношение кэтому термину.Свт. ГригорийНисский замечает:
“Говорили: человек естьмикрокосм… ноэтим именемвоздавая такуюхвалу человеческойприроде, незаметили, чтопочтили человекасвойствамикомара и мышей”5.
Для свв.отцов величиечеловека заключаетсяне в том, чтороднит его скосмосом, а втом, что, напротив, выделяет егоиз мира природы.Выделяет жечеловека образего сотворенияи существования: но образу Божию.
“И сказалБог: сотворимчеловека пообразу Нашему[и] по подобиюНашему… И сотворилБог человекапо образу Своему, по образу Божиюсотворил его…” (Быт. 1, 27).
«ВСвященномПисании понятие«образ Божий»не раскрывается, а в святоотеческойлитературесодержитсяширокий спектрмнений по этомувопросу. Впрочем, все свв. отцысходятся в том, что образ Божийсостоит в способностичеловека отражатьБожественныесовершенства.Например, Богесть абсолютныйДух, и человекимеет в своемсоставе нематериальнуюсоставляющую— душу (КлиментАлександрийский, свт. ГригорийНисский, Блж.Августин). Богесть абсолютныйразум, и человектакже естьсущество разумное(Климент Александрийский, Блж. Августин).Бог вечен, отражениемвечности вчеловеке являетсябессмертие(преп. МаксимИсповедник, блж. Августин).Бог царствуетнад всем миром, и человек такженаделен царскимдостоинством, призван владычествоватьнад Вселенной(свт. Иоанн Златоуст, свт. ГригорийНисский)6.
Современнаяправославнаяантропология, опираясь насвятоотеческоеучение, приходитк выводу, чтообраз Божий“не относитсяк какому-тоодному элементучеловеческогосостава, но ковсей человеческойприроде в еецелом”7.
Вотличие от всехпрочих тварей, человек нетолько причастенБожеству, носпособен свободноучаствоватьв Божественныхсовершенствах, предстоятьБогу лицом клицу. Но предстоятьможет нечто, а кто,то есть личность.Такимобразом, можносказать, чтособственнобогообразностьчеловека заключенане в естествечеловека, радикальноотличном отнетварнойБожественнойприроды, а вспособе егосуществования, который и уБога, и у человека— личностный.Следовательно, образ Божийв человекесостоит, преждевсего, в том, что человекесть личностноесущество, и вэтом безличноммире он единственныйявляется личностнымобразом личногоБога.
Такимобразом, современноеправославноебогословиеделает различиемежду собственнообразом Божиим, являющимсяхарактеристикойспособа существованияприроды, и чертамиобраза Божия, то есть темисвойствамичеловеческогоестества, вкоторых конкретнопроявляетсябогообразность.
Большинствосвв. отцов исовременныхбогослововпроводятразличие междупонятиями«образа Божия»и «подобияБожия». Эторазличиеустанавливаетсяна основанииБыт. 1, 26-27: волеизъявлениеБожие о сотворениичеловека содержитоба элемента— и образ, и подобие, тогда как сотворениетолько один— образ. Образи подобие теснейшимобразом связанымежду собойи не могут бытьпонимаемы вотрыве одинот другого.
ОбразБожий естьдар Божий каждомучеловеку, которыйвыражаетсяв способностибыть причастникомБожественнойжизни, участвоватьв Божественныхсовершенствах, а подобие — проявлениеэтого дара вжизни человекаи та мера, в какойэта способностьреализуется.Можно сказать, что образ иподобие — двааспекта двуединогопонятия. ОбразБожий есть то, что человекуизначальнодано, подобиеже есть некотораязаданность, задача, которуючеловек долженрешать в течениевсей своейжизни.Черты образаБожия относятсяк сущностичеловека, являютсясущественнымисвойствамичеловеческойприроды, в товремя как чертыподобия раскрываютсяв результатенаправленностичеловеческойволи к добру.Черты образасуть свойстваприроды, благодарякоторым человекможет совершенствоваться, уподоблятьсяБогу, отражаясовершенствасвоего Творца, напримерразумность, дар слова нтому подобноеСоответствующимобразом пользуясьэтими способностями, человек можетдостичь богоподобия, приобретая, например, благостьи мудрость, которые являютсяуже чертамине образа, аподобия. Чертамиобраза Божияобладают практическивсе люди, тогдакак черты подобияраскрываютдалеко не все.Тем не менеевозможно говоритьоб образе иподобии како двуединомпонятии. Ведьбогообразностьпотенциальнозаключает всебе богоподобие, а подобие естьраскрытиебогообразностив жизни человека.Это делаетвозможнойвзаимозаменяемостьтерминов «образ»и «подобие»в СвященномПисании и унекоторых свв.отцов без ущербадля смысла.
«Необходимоотметить, чтосами по себечерты образаБожия ни поотдельности, ни в совокупностине исчерпываютчеловеческойбогообразности.В силу различныхпричин те илииные чертыобраза Божия, например разумность, у некоторыхлюдей могутне проявляться, тем не менее, невозможноотрицать заэтими людьмичеловеческогодостоинства, поскольку онитакже могутбыть причастникамиБожественнойжизни. Конституирующимпринципомчеловека какличности являетсяне та или инаяхарактеристикаего природы, но обращеннаяк нему любовьБожия»8.Именно дыханиеБожие, Божественнаялюбовь, присутствующаяв человеке, делает егобогообразнымсуществом, личностью.
Православноеучение провозглашаетпринцип предопределеният.е. желаниеБога о назначениичеловека квечному “блаженству”,(т.е. счастью).Ап.Павел говорит, что Бог “избралнас в Нем (воХристе – к.в.)прежде созданиямира”(Еф.1.4.). Предопределениев отношениивсего человеческогорода безусловно:“Бог предопределилвсем человекамдаровать идействительнодаровал, предваряющуюблагодать иверные средствак достижениюБлаженства”9.Нигде в СвященномПисании неговорится опредопределениик погибли, нотолько к спасениюи к счастью.
Каки все творениеБожие, человекбыл создансовершенным:“Ия нашел, чтоБог совершилчеловека правым”(Ек кл. 7,29). Это значит, что человексо всеми силамии способностямисвоего естествавполне соответствовалназначению, которое былопредназначеноему Творцом.Однако, еслии говорится, что человекбыл создансовершенным, отсюда не следует, что первозданноесостояниечеловека совпадалос его конечнымназначением.По словам св.Иоанна Дамаскиначеловекбыл создан“превращающимсяв Бога по причастиюк божественномуозарению” т.е.обоживающимся, а не совершеннообожившимся.
Этосовершенноочевидно всвете предлагаемогохристианскимучением дальнейшегоразворачиваниясобытий. Девственночистый человекс его предопределениемк Добру, былповержен вгрех, грехопадениепомутило егообоживающеесясущество, замедлило, на определенноевремя прекратилоэтот процесс.Его возобновлениестало возможнымлишь с воплощениеми вычеловечиваниемвторой ипостаси Св. Троицы –Иисуса Христа, Сына Божия.
В чемже сущностьгрехопадения? Так зло прониклов мир. Каковего источник? ДостаточноизвестнымявляетсяповествованиеБиблии о грехопадении, зато трактовка, правильноеего восприятиезатруднена, и нередко онаобъясняетсяочень вульгарно.Нравственнаявменяемостьпреступленияослушания волиБожией – вкушениязапретногоплода, предполагаетопределеннуюсвободу выбора.Эта свободакак результат“образа и подобияБожия” былоиспользованочеловеком возло – он преступилволю Творца, впал в грех.
По фактугрехопаденияесть преслушание, нарушениезапрещающейзаповеди [Рим.5,19]. При этом возникаетвопрос о соответствиитяжести преступленияи строгостипоследовавшегоза ним наказания.
Запретвкушения отдрева познаниядобра и зла посути являетсязаповедьюпоста, воздержания.В христианскомпонимание постникогда неявлялся самоцелью, пост естьприуготовление.Адаму пост былдан как необходимоеиспытание егосвободной воличтобы добродетельчеловека являласьне просто природнымсвойством, нобыло обусловленоего сувереннымличностнымвыбором. С этойже целью сознательногоутверждениячеловека вдобре Бог попускаетискушениечеловека. Раноили поздно этотпост долженбыл окончитьсяи увенчатьсяпричастиемчеловека Богу, переходомчеловека наболее высокуюступень совершенства.Но пост, установленнымБогом, не могбыть нарушенчеловекомсамовольно.
Загрехом прародителей, внешне открывающимсякак простоенепослушание, скрываетсястрашный грех, который можноопределитькак нежеланиенести свойкрест. Бог нетолько указалчеловеку цельжизни – совершенство, но и предложилсредство дляее достижения.Человеку былпредложен труд, труд физический(“возделыватьи хранить” рай[Быт 2.15]] и интеллектуальный( наречениеимен животных(Быт. 2, 19-20)], а такжетруд постнический, аскетический.Ночеловек добровольноотверг предложенныйему Богом путьи выбрал болеелегкий путь, предложенныйзмием – “вкусите…и будете, какбоги”[Быт. 3,5] – путь, который в дальнейшем получил наименованиемагии. Сущностьэтого путизаключаетсяв стремленииприобрестизнание, власть, силы и способностинезаконнымобразом, незатрачиваядля этого никакоготруда, преждевсего нравственного.
Грех, повреждениечеловеческойприроды сильнозатуманил“Образ и подобиеБожие” в человеке.“Помрачениеума, воли, чувств– это были признакидуховной смерти, которой человекподвергся врезультатегрехопадения.Духовная смертьне была актоммести со стороныТворца, но онастала естественнымследствиемотделениячеловека отБога”11.“Чем дальшечеловек уходитот жизни, — говоритсв. ВасилийВеликий, — темближе он к смерти”.Но жизнь – этоСам Бог, и отвержениежизни – смерть.
Смерть, таким образом,- плод греха исуществуетв мире вопрекиволе Божией.Грех являетсяжалом смерти, и через смертьон царствуетв мире.
2.2.Категорииморали в контекстепристальногоучения о человеке.
Любоеучение имеетсвой понятийныйаппарат, своеобразныйязык, без которогоневозможновыразить егоосновные идеи.Спецификапонятий моральногосознания заключаетсяв том, что ониявляются конкретнымвыражениемнравственныхположений.Среди этихпонятий укажемдля добро изло, совестьи свободу
С вопросомо грехе связанопонятие злавообще. Важносказать, чтоБог не являетсятворцом зла.Весь сотворенныйИм мир был весьмахорош. Это означает, что зло не существуеткак самостоятельнаяприрода, точнее, извращенноесостояние волиразумных существ.
Сконца 3 векавплоть до БлаженногоАвгустина отцыревностноборолись противманихейства, которое училоо бытие в миредвух равныхначал – Богаи “анти – Бога”.Отвергая такогорода дуализм, отцы учили, чтозло есть недостаток, порок, болезньприроды. Какотдельнаяприрода злоне существует, Этот ответ, позаключениюВ. Лосского, был достаточнымдля опроверженияманихеев, нов нем не учитываетсяактивностьзла, реальностьего разрушительногоприсутствияв мире… И так, зло – не только “недостаточность”природы, в неместь активность, одержимостьволи. Конечно, зло всегдапаразитирует, существуетза счет какой-либодоброй по своейсути природы.Зло есть бунтпротив Бога, т.е. позицияличностная.Таким образом,злоотносится нек сущностям, а к личностям, хотя зло, безусловно, повреждаетприроду, которойовладевает.
“Мирво зле лежит”, — говорит ИоаннБогослов. Зло– это состояние, в котором пребываетприрода личныхсуществ, отвергнутыхот Бога.
Пословам ДиадохаФетинийского,“ зло не есть, или, вернее, оно есть лишьв тот момент, когда егосовершают”12.
Чтокасается такойкатегории, какспособностьк внутреннемусамоопределению.Естественно, возникаетвопрос: от чего зависитэто самоопределение? Очевидна егозависимостьот многих факторов: наследственныхи социальных, но полностьюоно или неопределяется, иначе была быполная предопределенностьи никакой свободы, а значит и всехпонятий, тесносвязанных снею: человеческойличностью, греха и добродетели.Это делаетсвободу неуловимойдля окончательныхопределений, самым, пожалуй, загадочнымсвойствомчеловека. Однако, всеобщее признаниесуществованиясвободы выражаетсяв моральныхпредставленияхобщества, безкоторой онибыли бы простоневозможные.
ПовыражениюЛосского В.Н., Бог пошел нанекий риск, создав человекасвободным, ведьсвобода предполагаети возможностьотказа со сторонычеловека13.Но без свободычеловек не былбы человекомв полном смыслеслова, а был бывысокоорганизованнымзапрограммированнымавтоматом. Бог, создав человекаразумным исвободным, нехочет насильственногоего спасения.Ведь человекудано все, чтобыон мог осознатьсвое действительноеположение вмире, поверитьБогу, ответитьна его любовь, наиболее полнопроявившуюсяв том, что боготдал СвоегоСына ради людей(см.Ин.3,16), и построитьжизнь сообразносвоему призваниюпо спасениюи к вечной жизни.
Тайначеловеческойсвободы разрешаетсяне в определенияхее, а в следованииза Христом вКотором таинственнымобразом совмещаетсясвобода и истина:“ГдеДух Господень, там свобода”(2 Кор. 3,17); “Познайтеистину, и истинасделает вассвободным”(Ин. 8,32); “Яесть путь иистина и жизнь”(Ин. 14,6).
“Такимобразом, подлиннаясвобода не естьпросто потенциальнаявозможностьвыбора, а егоосуществление, реализация.Истинная свобода, как Божий Дар, может бытьсвязана толькос добром, свыполнениемзаповедейХристовых”14.
Совестьже, по единодушномумнению святыхотцов, являетсягласом Божиимв душе человека, а не простонеким субъективнымнастроением, к которомуможно не прислушиваться.Само слово“Со-весть”означает“Со-ведание”,“Со-значение”(с Богом) высшейБожией правды, отступлениеот которойпорой приводитчеловека кмучительнымраздумьям ипереживаниям, к мукам совести.Это происходиттогда, когдачеловек перестаетосознаватьподлиннуюприроду, призвание, место в мироздании, и пытается воглаву углапоставитьэгоистическиеинтересы. Этосостояниемучительнойвнутреннейборьбы в человекедвух начал: эгоистическогои другого –призывающегочеловека следоватьБожией правде, ярко описаноАпостоломПавлом. (Рим.7,15-25) Человек однимисвоими силамибез благодатиБожией не можетвырваться израздирающихего противоречий.
Иногдавозражают, чторелигиозныедогматы, церковныеканоны якобыстесняют свободучеловека, номожно возразить, что любойосуществленныйвыбор ограничиваетсвободу, понимаемуюкак произволили только каквозможностьвыбора. Выборже истинногопути, вехамикоторого являютсяканоны и догматы, не ограничивает, а, наоборот, увеличиваетсвободу, таккак свободаи истина тесновзаимосвязаны(см.Ин. 8,32). ПоэтомуАпостол Павели говорил:“К свободепризваны вы, братия…” (Гал.5,13)
Такимобразом, мырассмотримосновные категориинравственногорелигиозногосознания безкоторых былобы невозможнопоказать егоосновные идеи.
ГлаваIII.Бог и человек: проблемавзаимоотношений.
3.1. СущностьБога и его действийпо отношениюк человеку.
Духовнаясмерть привелак расстройствуприроды человека.Все силы душиего получилинеподобающеенаправление, наклонилисько злу, к страстям.
Такимобразом греховныйне по существу, а по состояниючеловек не могнравственносовершенствоваться; Бог же тоже немог вернутьего в первоначальное, безгрешноесостояниемеханическидабы не нарушитьего свободнуюволю. Требовалоськоренное, радикальноевмешательствоБога для преобразованиячеловеческойприроды. Этамиссии возлеглана Христа, сынаБожия: “Иботак возлюбилБог мир, чтоотдал СынаСвоего Единственного, дабы всякийверующий в Негоне погиб, ноимел жизньвечную” (Ин.3,16)
В связисо сказанным, необходимоуточнениетринитарногодогмата, краеугольногокамня всейхристианскоговеры – и нравоучения.
“Учениео ТриединствеБожества сводитсяк следующимосновным положениям:
Богтроичен, троичностьсостоит в том, что в Боге –три лица (ипостаси): Отец, Сын, СвятойДух. Каждоелицо ПресвятойТроицы естьБог, но Они сутьне три Бога, асуть единоеБожественноеСущество. ТриБожественныхлица отличаютсяличными (ипостасными)свойствами”.
Приведеннаяздесь выдержкане претендуетна полнотуизложенияхристианскогоучения о Боге– Троице, онодовольно объемнои сложно, егоразработка– результатмолитвенно– творческойдеятельностисв. Отцов напротяжениистолетия. Этоположениеучения сложнов своей трактовке, и, главное сложнодля нашегообыденноговосприятия.Однако, сама“троичность”демонстрируетцелую: как отмечалГригорий Богослов,1- е число скудное;2 – число разделяющее,3-е первое число, которое превосходити бедностьединицы, и разделениедвоицы.
Любовь, как антологизированноепонятие, “Богесть любовь”(1 Ин.4,8) есть, преждевсего способсуществованияБога, образотношений междуЛицами Св. Троицы.Но особенноБог являют своюлюбовь по отношениюк человеку: “Немы возлюбилиБога, но Он возлюбилнас и послалСына Своегов умилостивлениеза грехи наши.”(1 Ин. 4,10).
ПервопричинавоплощенияИисуса Христазаключена внеобходимостипосредническогослужения: “ЕдинБог, един и посрединемежду Богоми человекамичеловек ИисусХристос”(1 Тим. 2,5).
Примерпосредническогослужения –работа переводчика, человека, являющегосяносителем двухязыковых культур.Миссия посредникаможет бытьуспешной тольков том случае, если он в равнойстепени является“своим”для обеих сторон, посредникоммежду которымион собираетсявыступить.Если, цель Христасостоит в том, чтобы восстановитьмежду Богоми человеком, соединить ихсоюзом болеетесным, чемтот, которыйимел место догрехопадения, то Спасительбудучи единымсуществом, единым лицом, в то же времядолженбыть не толькоистинным Богом, что утверждаетсяв Символе Веры, но и истиннымчеловеком.
Сущностьвоплощениясостоит в том, что Сам СынБожий, (Бог Слово)не переставалбыть тем, чемон был от вечности, т.е. истиннымБогом, становится, сверхъестественнородившись почеловечествуот Девы Марии, тем, чем Он небыл, т.е. истиннымчеловеком. Этозначит, чточеловечествоСпасителяникогда несуществовалоотдельно отБожества какотдельнаячеловеческаяособь – такимобразом, вследствииВоплощенияБог-Слово пребываетв таком же отношениик воспринятойИм человеческойприроде, в какомличность каждогочеловека находитсяв отношениисвоего тела.
ДогматБоговоплощения, т.е. нераздельноеи несвязанноесоединениедвух природ– Божественнойи человеческойв Лице СынаБожия, ИисусаХриста, выражаетту истину, чтоСын Божий, Словопри своем Воплощениии Вочеловечениисоединялсяне с отдельныминдивидуальнымчеловеком, ас человеческойприродой вцелом; т.е. совсем родомчеловеческим.Поэтому БогочеловекИисус Христоспо своей человеческойприроде являетсяВсечеловеком, Новым Адамом, включившимв себя весьчеловеческийрод.
ВСв. Писанииговорится оспасении двоякимобразом. С однойстороны, о спасенииговорится како событии, ужесовершившимисяи от нас независящем: “Выспасены, и сиене от нас, неот вас, Божийдар”(Еф. 2,8). С другой, утверждаетсянеобходимостьдля человекатрудиться длядостиженияспасения: “Сострахом и трепетомсовершайтесвое спасение”(Флп. 2,12). Такимобразом, Св.Писание различаетистину ужесовершившегосяспасения иистину необходимостисовершенияспасения каждымверующим, тоесть личногоусвоения открытогодля человека, спасение воХристе. Грехв православномпонимании –это не преступлениеили оскорблениев юридическомсмысле. Это, прежде всего, болезнь человеческойприроды, ееповреждение.Поэтому спасениемыслится какосвобождениеот болезни, исцеление ипреображениечеловека. Цельпришествияв мир Христа– соединитьчеловека сБогом. Такимобразом, чтобыкаждыйиз нас мог стать“причастникомБожескогоестества”(2 Пт. 1,4). Только всоотношениис этой конечнойцелью можетбыть правильнопонято учениеоб искуплении.
Спасениечеловечестваво Христе немогло совершитсяавтоматически, с насилием надчеловеческойприродой. Ононе может осуществитсяпомимо свободногои сознательноговыбора человека, так как в противномслучае, это небудет иметьникакой нравственнойцены.
ГосподьИисус Христоспо Своемучеловечествупрошел путьпослушанияи претерпелвсе искушения, которые влекутчеловека кгреху “побеждаяих не толькосилою своегоБожества, нои при участииСвоей человеческойволи. Явив абсолютноепослушаниеОтцу, Христосприводит Своючеловеческуюволю в совершенноеединение сволей Божией”1
Людимогут воспользоватьсяплодами искупленияпутем живой сердечной верыи “расписаниемсвоей греховнойплоти”, то естьсвоим нравственнымсамосовершенствованиемпо мере сил.
ПреобразованиедействиемблагодатиБожией сметнойприроды человекав бессмертную, тленной в нетленную, освобождениеее навсегдаот нравственныхнесовершенств, короче, обожение– вот то, чтосоставляетпоследнюю ивысшую цельправославногохристианства.
“СловоБожие (ИисусХристос – К.В.)по неизреченнойблагодати Своейсделалась тем, что и мы, дабынас сделатьтем, что естьОн” — учит Св.Ириней Лионский.“Сын Божий длятого воплотился, чтобы человекстал “богом”, вошедшим отземли черезСнисшедшегоради нас выше”- пишет Св. ГригорийБогослов2.
“Богсый, впоследствиичеловеком, чтобы нас обожить”(Св.АфанасийВеликий, 5:2,227).
«Будучиистинным СыномБожиим, Он сделалсяСыном человеческим»(св.Иоанн Златоуст)3.
Святыеотцы, пользуясьтермином “обожение”, постоянноподчеркивают, что, “богом”человек можетстать не поестеству, но“по благодати”или “по усыновлению”.Это, однако, не значит, чторечь идет ободном лишьочищении души.Духовное очищениеслужит лишьприготовлениемк обожению, которое являетсярезультатомвполне реального благодатноговселения Богав сердце человека.
“Человекудостоен высочайшейпочести, какойне имеют дажеангелы: человеческаяприрода ипостасносоединиласьс Бесконечным, Вечным, Божеством.Само Божествоприобщилоськ человечеству, а человечествов Божествеобожилось”4.
Богявилсяво плоти, Богстал человеком…Он пришел спастирод человеческий, но и почтитьестествочеловеческое, приняв человеческоеТело.
3.2.Нравственноеповедениечеловека сквозьпризму Боговоплощения.
Принципыхристианскойморали необходимопереводитьв конкретныенормы поведения, излагая их наязыке, доступномпонимаю современногочеловека. Наоснове этихпринципов можноопределитьи «правилаповедения»христианинав жизни, изложенныев заповедях, обязательныедля всех времени обстоятельств, но этих правилбудет совсеммало. В большинствеже случаевнормы поведенияобусловлены, с одной стороны, глубоко заложеннымпринципом любвии терпения, сдругой всейсовокупностьюконкретныхобстоятельств.
Отождествлениекаждого человекас Сыном Человеческим, Иисусом Христом, которое вытекаетиз догматаБоговоплощенияи которое СамСпасительподтвердилв Евангелии(Мф. 25,31-46).
ЭтосамоотождествлениеХриста с человеческимродом, котороележит в основедогмата Искупления, заставляетпонимать буквально, а не иносказательнослово Христао СтрашномСуде: “Таккак вы сделалиодному из сихбратьев Моихменьших, тосделали Мне”(Мф. 25,40) и то же самоев отрицательнойформе.
Отсюдаследует главнаязаповедь христианскойморали – видетьв каждом человекеобраз (живуюикону) Христа.
Человек– высшая земнаясвятыня, носительобраза Божияи Его света.Эта истинадолжна определятьвзаимные отношенияхристиан другк другу и повсем людямвообще. Поэтомужестокостьи немилосердиепо отношениюк человеку– “религиозноепреступление”, равносильноекощунству, поскольку онов силу указанногоотождествления, представляетсобой какбы “вторичноераспятие Христа”.Это то религиозноепреступление, которое совершилИуда, предавшийХриста, иудейскиепервосвященникиосудившие Егона позорнуюи мучительнуюсмерть; сюдаже относятсявсе великиеи малые инквизиторы, ради властисамовластияотвергнувшиезаповедь любвии предавшиена мучениябратьев своих, сюда относятсявсе, равнодушновзирающие начужое страдание, упиваясь своимличным благочестиеми “не участие”в преступленияхпротив человечности.
В каждомчеловеке мыдолжны, конечновидеть нетрансцендентногоБога (поройименно так ибывает), а именноХриста, Воплощенногоистинного Бога, принявшегонашу человеческуюприроду и темсамым давшегонам возможностьузнать свойобраз в каждомчеловеке.
В этомсмысле надопонимать словапреп. НилаСинайского, который говорил, что совершенныймонах “ всякогочеловека почитаеткак бы Богом, после Бога”.Так же, по видимому, следует трактовать“классическую”формулу православнойэтики аввыДорофея: “Есливозлюбим Бога, то сколькоприближаемсяк Богу нашейлюбовью и сближним, и сколькосоединяемсяс ближним, и сколько соединяемсяс ближними, столько соединяемсяс Богом”.
Всамом деле,любяближних, мысоединяемсясо Христом– Богом именнопо Его человеческойприроде; любялюдей, мы соединяемсяс Богом именнои только воХристе в ЕгомистическомТеле, котороеявлено невидимой, антологическойстороной Церкви(Церковь естьТело Христово).
Отсюдаможно высказатьпредположение– надежду, чтоверующиенехристианскихрелигий и люди, просто не знающиеХриста через Самостоятельнуюлюбовь к людямбессознательносоединяютсясо Христом — Богом.
Такимобразом, устамиХриста провозглашаетсявысочайшийэтический идеал– принципомотношений междулюдьми, междулюдьми и Богомобъявляетсянаименее рациональноечувство – любовь.“ВозлюбиГосподаБога твоего, всем сердцемтвоим, и всеюдушою твоею, и всем разумениемтвоим.Сия есть перваяи наибольшаязаповедь”.Вторая же подобнаяей: возлюбиближнего твоего, как самогосебя” (Мф.22,37-39)
Всвоем “гимнелюбви” апостолПавел неопровержимосвидетельствуето превосходствелюбви над всемипрочими добродетелями.“Еслия говорю языкамичеловеческимии ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящаяили кимвалзвучащий. Еслия имею дарпророчества, и знаю все тайны, и имею всякоепознание и всюверу, так чтомогу и горыпереставлять, а не имею любви, то я ничто. Иесли я раздамвсе имение моеи отдам теломое на сожжение, а любви не имею, нет мне в томникакой пользы”(1 Кор. 13, 1-3)
Такимобразом всяуставнаянравственностьи все способностичеловека превращаютсяв ничто, еслиу нас нет даралюбви, этогоопределяющегопризнака “ученикаХристова”, ибоОн Сам дал заповедьв прощальнойбеседе: “Заповедьновую даю вам, да любите другдруга; как Явозлюбил вас, так и вы да любитедруг друга. Потому узнаютвсе, что вы Моиученики, еслибудете иметьлюбовь междусобой”(Ин. 13,34-35)
Всехристианскоеповедение поотношению ик Богу, и к другимлюдям основываетсяна любви; любовь– основа христианскойжизни. Апостоллюбви ИоаннБогослов, обращаяськ верным, пишет:“ЛюбовьБожия к намоткрылась втом, что Богпослал в мирЕдинородногоСына Своего, чтобы мы получилижизнь черезНего. Возлюбленные! Если так возлюбилнас Бог, то имы должны любитьдруг друга…Если мы любимдруг друга, тоБог в нас пребывает,илюбовь егосовершениеесть в нас…Кто говорит:“Ялюблю Бога”,абрата своегоненавидит, тотлжец: ибо нелюбящий братасвоего, котороговидит, как можетлюбить Бога, Которого невидит? И мы имеемо него такуюзаповедь, чтобылюбящий Богалюбил и братасвоего”.(1Ин.4,7-21)
Здесьуместно привестислова П.Флоренского:“Любить невидимогоБога – это значитпассивно передним открыватьсвое сердцеи ждать Егоактивногооткровениятак, чтобы всердце нисходилоэнергия БожественнойЛюбви”. Причиналюбви к Богуесть Бог (Св.БернардКлервоский1090-1153). “Напротив, любить видимуютварь – этозначит даватьвоспринятойБожественнойэнергии открыватьсячерез воспринявшего…, давать переходитьей на другого, на брата… Любямы любим Богаи в Боге”.
Заключение.
В результатеизложенногов непретендующейна полнотуформыправославноговзгляда начеловека, Бога, взаимоотношениямежду нимиможно сделатьнесколькосущественныхвыводов.
Всистеме христианскойморали следуетразличать ееонтологическуюсуть, фундаментальныеположенияучения, составляющиесокральнуюего часть иопределяющиедуховную высотухристианскойнравственностии принципыраелизациив жизнь этихпонятий, т.е.того, что получаетсяв результатепереводамировоззренческихпонятий в конкретныенормы, формыповеденияличности.Претерпеваеттрансформацию, не может претендоватьна абсолютностьформа, а несодержание.Правильноепредставлениео содержанииспособствуетоблачению егов лучшие формы.Изучениюименно содержанияна его бытийно– мировоззренческомуровне и посвящаласьданная работа.
Мы показали, что цельсуществованиячеловека –максимальноеслияние с Богом.Прежде всего, человек «образи подобиеБожие»(здеськроется смыслпотенциальногосоединенияс Богом – обожения), ноистинное обожениечеловеческойприроды сталовозможнопосле воплощенияБога – Слова:«сделалсятем, что и мы, дабы нас сделатьтем, что и Он»(св.Ириней Лионский).
Практическаяформа осуществленияэтой цели –пребываниев любви, претворениев жизнь этойлюбви: «возлюбиГоспода Богатвоего» и «возлюбиближнего твоего».
Междупонятиями«любовь к Богу»и «любовь кближнему» нетонтологическойразницы.В силувоплощенияи вочеловеченияХристаэти понятиятождественны.Онтологическаяцель существованиячеловека реализуетсяв конкретнуюформу нравственногоповедения –любовь.
В силусказанного, следует думать, что неправомерноразделятьнравственнуюсторону ученияи собственносамо учение.Основа православнойэтики — христоцентризм, следованиеХристу путемисполненияего «заповедей».
Всяоригинальностьи новизнахристианскогоучения в том, что оно сообщаетлюбовь и благодать, а не закон инорму.
В Евангелиинет формальногоморалистическогопафоса, здесь«суббота длячеловека, а нечеловек длясубботы». Поэтомувся нормативнаяэтика (ветхозаветная, кантанскаяи всех современныхсекуляризированныхсистем) являетсяэтикой Закона, а не благодати, в то время какЕвангельскоеОткровениеучит не тольконормам поведения, сколько призываетк новому рождениюво Христе. Вхристианствеблаго духовногосовершенствадаруется человеку, а не являетсяплодом егоестественногоавтономногоразвития.
Многосказано о том, что Евангельскаяпроповедьглубоко нравственна, что заповеди, как ветхозаветные, так и новозаветные, нечто иное, какэтическийэталон. Однако, как мы показали,“христианскийправославныйзакон невозможноуложить в списокправил и запретов.Любая попыткасоставитьподобный “кодекс”наталкиваетсяна неразрешимыепротиворечияи приводит ктрагическимколлизиям. Впроцессеисторическогоразвития Церквинередко делалисьпопытки свестихристианскуюнравственность к некоему закону.При этом забывалисьслова апостолаПавла, которыеясно и настойчивоучат нас, чтохристианскаянравственность– совсем иногорода”. Отморали правили запретовхристианствоперешло к “моралиевангельскогодуха”, к “моралипринципов”.
Оригинальностьданной работы, как нам кажется, в том, что мысделали попыткуподробнеераскрыть этумысль, доказатьее; доказатьтак же принциптождественностиправославногоучения и нравственностина теологическомуровне, разделяясамо учениеи принципы егореализации.Ведь конечнаяцель любойфилософскойтеории – какимто образомпомочь человекуориентироватьсяв окружающеммире. Современномуобществу необходимонравственноеучение, в данномслучае религиозное, которое моглобы его оздоровитьдуховно, но обэтом говорить, пожалуй, покаеще рано.
В первуюочередь мыпоказалинеобходимостьосознаниязначимостирелигиознойнравственности, осмысленияее антологическойсущности. Таквот практическаязначимостьработы заключаетсяв том, чтобы, прежде всего, правильноизложить основыправославнойнравственностии теоретическиих осмыслить.
Сегоднямного говорято том, что христианствоможет статьосновой нравственноговозрожденияРоссии, поэтомунеобходимобыло разобратьсяв правильностиего трактовки, что мы и попыталисьсделать в даннойнаучно-исследовательскойработе.
Предмет: ФИЛОСОФИЯ
Тема: Онтологиум христианской (православной) нравственности сквозь призму богословия.
автор: Дергунова Л.А., к.ф.н., ст.пр-ль кафедры «Социальная работа, психология и право», ЮРГУЭС
набор/верстка: Сиропов Вадим TSR aka Iron Maiden
mailto: ironmaiden@priest.com
web: maiden.boom.ru/
pro: ironmaiden.boom.ru