Оглавление
Введение
Глава 1.Семьяв жизни героя
Глава 2.Отношенияс богами и самыйважный аспектжизни «великого»
Глава 3. Характеристикаосновных чертгероя ирландскихпреданий
Заключение
Списокиспользованныхисточникови литературы
Введение
Мифология— это первая, архаичная формадуховной культуры, возникшая насамой раннейстадии общественногоразвития. Тогдачеловечествов форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталосьдать ответ навсе волнующиелюдей вопросы.Значительнуючасть мифологиисоставляликосмологическиемифы, посвященныеустройствумироздания, возникновениюнаиболее важныхявлений природы, животных илюдей. Особоеместо занималимифы о достиженияхлюдей: добываниеогня, изобретениеремесел, развитииземледелия, приручениидомашних животных.
В древнихсказаниях былизаложены всеключевые аспектыбытия: великаялюбовь и ревность; конфликт старогои нового поколений; мужество ижестокостьмужчин, особеннона полях сражений; проказы плутов, любителейнарушить размереннуюскуку жизни; тяжесть болезниили увечья; таинство смерти, загробнаяжизнь, включаявозрождениеи переселениедуш, а такжежизнь послесмерти; влияниеколдовствана разум и тело; страсть к странствиямили смертельныесхватки с чудовищами; горечь предательства; внезапностьнесчастья, удачи и всего, что связанос судьбой; отношениямежду земными небесным, между людьмии богами; мифыо мировом потопе; гипотезы сотворениямира и происхожденияобщества; ипоследнее, пожалуй, самоеважное — желаниепостичь сущностьвселенной.
Весь жизненныйопыт, всю мудрость, которые копилисьтысячелетиями, человечествовыразило именнов мифологическойтрадиции. Сказанияпередавалисьиз уст в уста, часто людьми, спецификациейкоторых былиименно хранениеэтого знанияи передача егопотомкам. Нельзяне восхищатьсяогромнымразнообразиеммифологическихсюжетов, ихсложной структурой, поэтическойкрасотой описываемыхмест.
Каждая культурадревнего мира, будь то египтяне, шумеры, кельты, или греки создалапо-своему уникальныймифологическийкорпус, позволяющийнам окунутьсяв прошлое нанесколько тысячлет назад, увидетькультуру народов, давно исчезнувшихс лица земли, понять, какчеловек виделэтот мир, чтоон думал.
Одной изярчайших мифологийдревности, оказавшейогромное влияниена культурноеразвитие европейскойцивилизации, являются сказаниядревних кельтов, народа, «жизньи история которогои сегодня взначительноймере окутаныпокровом тайны»1.По меньшей мередважды кельтскиесказания оставилислед в европейскойлитературе.В первый разэто случилосьв XIIвеке, когдавесь Запад былпокорен романамио короле Артуреи рыцарях КруглогоСтола, в сюжетахи поэтике которыхмногое почерпнутоих кельтскихсказаний. ОбразыМерлина, Тристана, короля Артураимеют прообразыв сагах Ирландии.Во второй разэто произошлов XVIIIвеке, когда всяевропейскаяпоэзия, не исключаяи русской (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский), подпала подобаяние «Оссиана»Макферсона, который самвдохновлялсяшотландскимибалладами.
Существуетнескольковерсий происхождениякельтов. Согласноболее раннейточке зрения, предки этогонарода пришлив ЦентральнуюЕвропу изПричерноморья.Возможен идругой вариант: первоначальнойродиной кельтовбыли земли квостоку отРейна, территориисовременныхБаварии и Чехии, а также землик западу от нихдо самого Рейна.В конце 2 тыс.до н.э. они облюбоваливосток Франции, север Швейцарии, юго-востокГермании, апозднее сталиосваиватьБританию иИрландию. Следуетотметить, чтокельты никогдане были политическимобразованием; это группаплемен, объединенныходним языкоми культурой.«Кельты говорилипо-кельтски, но у них никогдане было объединеннойкельтскойимперии»2.
В V веке дон.э. кельты прочнооккупировалитерриториюФранции, Британию, затем добралисьдо Балканскогополуостроваи, наконец, доюга Италии. В385 году до н. э. ониовладели Римоми беспощадноразграбилигород. Это небыло забытони Юлием Цезарем, ни его легионерами, захватившимимежду 59 и 49 гг. дон. э. кельтскиеземли в Галлии(Франции), которыевошли в составРимской империи.1Кельты центральнойЕвропы былизавоеваныгерманскимиплеменами, абольшая частьбританскихостровов перешлапод владычествоРимской империи.Точно так же, как и на другихзавоеванныхримлянамитерриториях, здесь быстроначалась романизацияместного населения.И хотя завоевателине слишкомстремилисьнавязать свойобраз жизни, их вторжениевсе же не прошлобесследно длякельтскогомира. Однаконе вся территорияБритании былапокорена Римскойимперией. Былизавоеваны землиравниннойАнглии от рекиСеверн на западедо реки Хамберна севере, нодо Ирландииримляне недошли.2Поэтому именноэта странаявилась «микрокосмомдревней кельтскойрасы»3, сохранив ипродолживэкономическую, политическуюи культурнуюжизнь древнихкельтов.
Именно поэтой причинеавтор беретмифологиюдревней Ирландиикак образецкельтскогомифологическогокорпуса, сумевшегосохранитьбогатейшийзапас мифологическихтрадиций, скоторым неможет сравнитьсяни одна другаястрана к северуот Альп, не исключаяи Исландию.
Хранителямии толкователямидревних преданийявлялись жрецыдревних кельтов(друиды в Галлии, филиды и друидыв Ирландии).Вопрос о разграничениифункций филидови друидов натерриторииИрландии довольносложен. ФрансуазаЛеру говорито том, что, возможно, друиды и филидысоставлялидве параллельныедруг другукорпорации, соперничавшиемежду собой.4Данные группыбыли родственнымежду собой, в древнейшиевремена являясьединой организациейс общими привилегиями.
Хотя письменностьу кельтовсуществовала, друиды запрещалификсироватьчто бы то нибыло из своегоучения. Возможно, таким образомони защищалиодну из основныхпривилегийсвоей «касты»(хранение ипередачамифологическогокорпуса), нежелая, чтобызнание распространилосьсреди непосвященных.Как бы то нибыло, серьезнойпроблемой дляизучения ирландскоймифологииявляется отсутствиеписьменныхисточников, записанныхнепосредственнов ту эпоху самимикельтами. Наиболеедревняя изсохранившихсярукописейдатируетсяXI– XIIвв. н. э.
Ирландскиесказания былизаписаны толькопосле введенияхристианства, в 5 веке н.э. смонахами вмонастырскихскрипториях.Вообще, монастыриИрландии быстростали центрамиобразованияи культуры.Рядом с нимипродолжалисуществоватьобъединенияфилидов, сохранявшиеполную независимостьи служившиеисточникомсведений длямонахов; в товремя как институтдруидов практическиполностью былуничтожен.Однако священнослужителине просто фиксировалипредания, ониих ощутимокорректировали, а некоторыепредания незаписывалисовсем. Так, вирландскоймифологическойтрадиции, дошедшейдо нас, полностьюотсутствуютэсхатологическиеи космогоническиемифы.
Таким образом, до нас дошелобширный корпуслитературныхпамятников, посвященныхмифологииБританскихостровов изаписанныхв период примернос начала XIIдо конца XVIвека. Наиболееизвестнымииз них являютсятакие манускрипты, как Лейнстерскаякнига, Баллимотскаякнига, Великаяи Желтая книгиЛекана. Сейчасэти источникихранятся вдублинскомТринити Колледжеи КоролевскойИрландскойАкадемии.Лейнстерскаякнига былазаписана около1160 года, в нейсодержатсятакие тексты, как «Книгазахватов Ирландии»,«Похищениебыка из Куальнге»,«Старина мест».Баллимотскаякнига датируетсяконцом XIVвека и, помимовсего прочего, содержит историио Финне МакКумале, фенияхи верховномкороле ИрландииКормаке. Желтаякниги Леканабыла записанане позднееначала XVвека и содержитв себе практическивесь уладскийцикл повестей.
По традиционной, принятой самимипоэтами классификациисаги делилисьпо сюжетномупризнаку: Приключения, Плавания, Разрушения, Сватовстваи т. д. Также былеще один принципклассификации– иерархический: саги делилисьна самостоятельные( «главные») ивводные или«предшествующие», которые вводилите или иныеэпизоды основныхсаг. Сегодняученые делятирландскийэпос на четырецикла: мифологический, ольстерский(названный посеверномукоролевствуИрландии, героикоторого играютважную рольв сагах), исторический( или королевский), и цикл Финна.
В даннойработе авториспользуетсказания изольстерского, историческогои финнскогоциклов, так какименно здесь, с завоеваниемСыновей Миля(древние ирландцысчитали, чтоименно от этогоплемени беретначало их род), начинается«настоящаяистория» Ирландии, и главнымидействующимилицами сагстановятсясмертные.
Существуетнесколькопереводовирландскихсаг на русскийязык, авторданной работыпользовалсяпереводамиСергея ВладимировичаШкунаева, известногоисторика, переводчикаи кельтолога, и Людмилы ИосифовныВолодарской.
Интерес кмифологиидревних кельтовне угасал никогда, однако с научнойточки зренияданная темадостаточноподробно иполно изучаетсяне более двухстолетий. Однойиз наиболееизвестных иобширных работ, посвященныхданной теме, является энциклопедия«Кельтскаямифология», выпущеннаяв 1999 году издательствомGeddes& Grossetи переведеннаяна русский языкС. и А. Головыми.В энциклопедииесть не толькообширный словарьпо кельтскоймифологии, нотакже сведенияо мифологиикак континентальныхкельтов, таки тех, кто жилна Британскихостровах. Вчастности, приводитсякраткий пересказнаиболее важныхпреданий всехчетырех циклов, а также анализпоследних.
В своейфундаментальнойработе «Кельтскиекоролевства», посвященнойистории и культурекельтов, авторыМайлз Диллони Нора КершоуЧедвик посвящаютнесколько главрелигии и мифологиикельтов, а такжепреданиямдревнего народа.Они дают характеристикугалльской ибриттскоймифологии, определяяоснову дляразвития кельтскоймифологическойтрадиции вцелом. Даетсякраткое содержаниевсех четырехмифологическихциклов Ирландии, описание основныхсобытий и главныхперсонажейпреданий.
Обширнаяработа ТомасаРоллестона«Мифы, легендыи преданиякельтов» представляетсобой пространныйочерк кельтскоймифологии. Всвоей книгеавтор сумелне только осветитьнаиболее важныемоменты кельтскихпреданий, нои охарактеризоватьосновные моментысобственнокельтскойрелигии, систематизироватьи кратко изложитьвсе упоминанияи представленияо кельтскоймифологии вантичной литературе.
В отечественнойнауке ирландскаямифологияизучаласьпрежде всегоизвестнымкельтологомСергеем ВладимировичемШкунаевым, переведшимна русский языкогромное количествоирландскихсаг, написавшимнесколькостатей по даннойтематике. Дляданного исследованиянаиболее полезной(интересной, продуктивной)оказаласьстатья «Героии хранителиирландскихпреданий»1, в которой авторхарактеризует«сращивание»2двух традиций( раннехристианскойи языческой, хранителямикоторой являлисьдруиды), даетсянебольшойанализ тех саг, которые приведеныв издании.
Кроме того, существуетогромное количествосборниковмифологийдревнего мира, куда включеныи кельтскиесаги3. К сожалению, не всегда качествоподобных работсоответствуеттребованиям, предъявляемымк подобногорода литературе.Одним из таковыхявляется сборник«Мифы древнегомира» составителяН. Г. Фефелова.Информация, приведеннаяздесь, охватываетдалеко не всеаспекты ирландскихмифов; зачастуюона упрощенаили искажена.
В настоящеевремя доступномножествоИнтернет-сайтов, посвященныхирландскоймифологии, однако информация, представленнаяв них, зачастуюобрывочна, противоречиваи не содержитссылок на источники.
В даннойработе авторухотелось бы, проанализировавобраз героевкельтскихпреданий, подробнеерассмотретьмифологиюдревней Ирландии.Какие жизненныеценности былиприоритетнымидля персонажейисследуемогомифологическогокорпуса? Какони выглядели, какими качествамиобладали? Какоеместо в их жизнизанимали семейныеотношения исуществовалили таковыевообще (в современномпониманииданных слов)? Ответы на заданныевопросы могутпомочь понятьто, каким древнийнарод мыслилидеальногочеловека.
Целью работыявляется анализобраза герояв ирландскоймифологии, егоосновныххарактеристики стиля жизни.
Автор ставитперед собойследующиезадачи: посмотреть, какова рольсемьи на протяжениивсей жизнигероя; чем былазанята егоповседневнаяжизнь, какиевзаимоотношениясвязываливеликих с богами; наконец, напримере наиболееяркого и популярногоперсонажамифологическогокорпуса, Кухулина, отследитьважнейшиекачества, которымидолжен обладатьобъект исследования.
Работа состоитиз трех глав.В первой главеавтор хотелбы рассмотретьотношениягероев со своимиродителями, период взросления«великогомужа»; показатьроль жены вжизни мужа, ееместо в обществе, а также техарактеристики, которыми онадолжна обладать.
Вторая главапосвященавзаимоотношениямс богами и главномузанятию в жизникаждого героя– войне, способахи правилах ееведения.
В третьейглаве на примереодного героярассматриваютсяосновные моментыжизни великих, а также указываютсяхарактеристики, которыми долженобладать воин.
Глава 1. Семьяв жизни героя
Зачастуюродителямиу «великихмужей» ирландскихсаг были волшебныесущества изПлемен богиниДану, этимобъясняласьневероятнаясила, красота, храбрость иудачливостьвоина. С самогосвоего рожденияон выделенсреди остальноймассы королевства, ему предопределеносовершитьмножествоподвигов. Однакобожественноепроисхождениеодного из родителейне являлосьобязательнымусловием длярождения будущегонепобедимогои неустрашимогогероя. Так, корольУлада Конхобарбыл зачат смертнымии воспитан имиже, хотя являлсяодним из великихгероев своеговремени.
В идеале послерождения мальчиквоспитывалсяотцом и матерью(если оба смертные), готовясь статьпреемникомотца, воиноми государственныммужем. Отецгероя обязательнозанимал высокоеположение вобществе, былприближеннымк королю, советникоми могучим воином.
Иногда мальчикрос не с родителями, и причин этомумогло бытьнесколько.Например, еслиотец ребенкабыл сидом, тосын воспитывалсясреди людейсмертной матерью.Еще один вариант: сразу послепоявления насвет героя отеци мать былиубиты. Тогдаребенка навоспитаниемог взять любойиз приближенныхк королю аристократов(это считалосьделом чести– не дать мальчикупогибнуть), разумеется, с согласияправителя, илиже друиды. Еслипосле смертиотца мать ребенкавновь «бралив жены», мальчикатак же моглиотдать на воспитаниедруидам. Основныефункции родителей– помочь ребенкувыжить, женитьего, сохранитьи, по возможности, умножить егобудущее наследство.Профессияребенка предопределенас самого рождения– он, как и егоотец (опекун), будет великими могучим воином.Роль родителейв воспитаниии образованииребенка быланевелика, чащевсего этотаспект жизнигероя обеспечивалкороль, назначаямальчику учителейи приглашаяв свою резиденцию, где паренекобучался вместесо своимисверстниками.С этого моментав жизни герояфигура родителейредко появляетсяна страницахсаг. Исключениемявляется ситуация, когда сын иотец вместеслужат придворе короля, но в этом случаеих отношениятрансформируютсяиз «отцовско-сыновних»в «соратническо–партнерские».
Военномуискусству, знаниям жрецови другим необходимымзнаниям ребенканачинали обучатьв семь лет.Совершеннолетнимже он становилсятолько тогда, когда «бралв руки меч мужа».Решение о том, что пришловремя для инициации, принимал одиниз его наставников.Он посылалюношу к королю, и, если правительбыл согласенс решениемучителя, молодойчеловек выбиралсебе оружиесреди предоставленногоему королем.
Одним из самыхважных этаповв жизни герояявлялась женитьба.Считалось, чтов своих потомкахвеликий можетвозродиться.Умереть неженатыми бездетным– значит полностьюпрекратитьсвое существование, без надеждына реинкарнацию.К холостыммужчинам относилисьс недоверием, и в первую очередьсоратникигероев, опасаясьза свою честь.Ведь, будучисвободным, герой являетсяпотенциальнымсоблазнителемих жен и дочерей:«Задумалисьтогда улады, как быть им сКухулином, ибоуж слишкомлюбили его ихжены и дочери, а юноша в товремя еще невыбрал себежену. Решилиони, что надонайти девушку, к которой посваталсябы Кухулин, ибодумали улады, что, имея добруюи заботливуюжену, не станетон соблазнятьих дочерей иженщин»1.
Будущая женадолжна былабыть красивой, мудрой и невинной, умело вестихозяйство, хорошо петьи говорить.Красота имелапервоочередноезначение, так, в саге «Сватовствок Луайне и смертьАтирне» девушкаумерла от стыдаи позора, когдаотвергнутыеею поэты изуродовалиее лицо, спевглам дицин(песнь поношения, от которой налице возникаливолдыри).
Вопрос осватовстверешают отецдевушки и будущиймуж, мнениеневесты неимеет веса. Всагах встречаютсяситуации, когдадевушка, несоглашаясьс выбором отца, сбегает из домасо своим возлюбленным.Например, всаге «ПреследованиеДиармайда иГрайне» юнаяГрайне, просватаннаяза престарелогоФинна, влюбляетсяв прекрасногофения Диармайдаи сбегает сним1. Влюбленныескрываютсяот погони у МакОка, бога любвии юности у ирландцев.Примечательно, что погонюустраиваетне отец девушки, а сам жених, Финн. Виновнымза преступлениесчитаетсяДиармайд, укравшийдевушку и темсамым нанесшийощутимый ударпо чести обманутогожениха. Финнпрощает влюбленных, но нескольколет спустяподстраиваетсмерть соперника, сознательноне донеся досмертельнораненого Диармайдацелебную воду, и берет в женыГрейне. Этасага, посвященнаятеме любви, повлияет насоздание легендыо Тристане иИзольде.
Выкуп назначаетсама невестаили ее отец: герой долженсовершить рядподвигов, чтобыдоказать, чтоон достоинсвоей будущейжены. Например, в саге «Сватовствок Эмер» Кухулинувелено поразитьсто воинов укаждого бродаот Ат СкенеМенд до БанкуингБреа Фейдельма; убить двадцатьсемь мужчинс одного удара, да так, чтобытри из них осталисьв живых.
Обязанностижены «великогомужа» — вестихозяйство ирожать детей.Прав у женщин, разумеется, было меньше, чем у мужчин, ведь они неявлялись воинами, не защищалисвое королевство, не добывалиеду. Более того, для женщинынеестественнобраться заоружие в какихбы то ни былообстоятельствах, это прерогативамужчин. Так, всаге «БолезньКухулина» Фанд, любовницаКухулина, увидевжену последнегоЭмер с оружиемв руках, говорит: « Подобны свирепымвоинам, устремляющимсяв бой, эти прекрасныеженщины. Вижуя, это – Эмер, дочь Форгала.Изменила онасвой пол и нрав»2.Изменила свойпол – значит, взяв оружиев руки, занявшисьнеженскимделом, а именновойной, временностала мужчиной.Идеал женскогообраза – потрясающейкрасоты женщинас голубымиглазами и светлымиволосами, умная, добрая, «чистая», покорная ихозяйственная.Она обязательнодостойна своегомужа, являясьпрактическиидеальнойженщиной, женой, подругой, матерьюи помошницей.
В то времякак жена занимаетсяхозяйствоми растит потомство, супруг обеспечиваетсемью, а именно: охотится, воюет( колоссальныйисточник доходовв виде трофеев), защищает свойдом.
Большую частьжизни геройпроводит впоходах, совершаявеликие подвиги.Видятся ониредко, следствиемявляются частыеизмены. Впрочем, эта тема затрагиваласьтолько в контекстепоходов и деянийгероя, поэтомув сагах мы встречаемупоминаниялишь о мужскихпрелюбодеяниях.Насколько впреданияхогромна актуальностьтемы женитьбы, настолько жетема супружескихотношений быланеактуальна.
Сложно сказать, любили ли супругидруг друга. Всовременномпонимании этогослова, конечноже, нет. Тем неменее упоминанияо высоких чувствахвстречаютсянеоднократно, например, всаге « Сватовствок Эмер»: «… Честьюсвоей и жизньюклянусь,- сказалаЭмер,- что полюбилая Кухулина…»1.Но, с другойстороны, проявленийлюбви зафиксированомало, одним изних являетсяревность жены, когда она узнаетоб измене мужа.Но в большейстепени супругагневается, чемревнует, досадуяна то, что своимповедениемизменник позоритее перед соседями.
Муж редковмешиваетсяв дела жены, вто время какта часто оказываетпомощь своемусупругу.
Безусловно, семья былапатриархальной, ее главой являлсямужчина, именноотцовское имяили имя мужачаще всегоиспользовалисьдля идентификациичеловека, както: «Фергус, сын Ройга»,«Сетанта, сынСуалтама»,«Сохт, сын Фитала»,«Эмер, женаКухулина». Нослучались иварианты: «Конхобар, сын Несс (Несс– мать Конхобара, королева Улада).Для героя женщинане являласьлишь обязательнымусловием дляпродолжениярода. В зависимостиот того, наскольковысок ее статусв глазах мужа, она могла последнимдаже манипулировать, заставляя еговыполнять своиприхоти. Супругау героя моглабыть толькоодна, во всякомслучае, в сагахмы не встречаемупоминаниео несколькихженах сразуу одного человека.Не исключено, что это являетсярезультатом«цензуры»христианскихмонахов.
Статус женщинв ирландскоймифологиидовольно высок.Медб, супругакороля КоннахтаАйлиля, еслине единолично, то, по крайнеймере, наравнес мужем правитстраной. Героиобучаются уженщин не толькомудрости, нои искусствувоенных действий.Так, в саге«Сватовствок Эмер» Кухулинобучается всембоевым приемаму двух королев– Скатах и Айфе.
Рождениедетей мало чтоменяет в жизнивеликого. Именноон дает ребенкуимя, но, точнотак же, как иего родители(опекуны) когда-то, он практическине обращаетвнимания наребенка. Сынгероя-предводителяслужит отцунаравне с другимивоинами, родительсовершенноникак его невыделяет, и безуточняющихфраз, например,«его сын, Ойсин», определить, что перед намифигурируетотпрыск короля, практическиневозможно.
Хотелосьбы сказать, чтона протяжениивсей жизнигероя семьяне являласьодной из главныхценностейвеликого. Женысменяли однадругую, отношенияс детьми непредставлялиособого интереса, встречи с родителямипроисходилиредко. Ничегоне менялосьи в старости, до которой, впрочем, геройдоживал редко.
--PAGE_BREAK--
Глава 2. Отношенияс богами и самыйважный аспектжизни «великого»
Прежде чемначать разговоро взаимоотношенияхгероев и боговиз Племен БогиниДану, следуетвыяснить, неявлялись лидля кельтовсами героибожественнымисуществами?
Ведь в мифах, несмотря наофициальноепочитание ТуатаДе Дананн, установленноекоролем ИрландииЭремоном, наиболееранние царии герои древнейстраны обращалисьсо своими богамисвободно, еслине сказатьфамильярно.Так, верховныйкороль Эрин(древнее названиеИрландии) Эохайдсчитался наиболееподходящимпоклонникомдля богиниЭтайн и смоготвергнутьпритязательствабога Мидира.А современникиЭохайда, например, король ОльстераКонхобар и еговерный вассалКухулин, оказывалисьнеоднократнововлеченнымив любовныеинтриги и военныеподвиги сидов.
Все персонаживремени правленияКонхобара, поутверждениюирландскихпреданий, жилив самом началехристианскойэры. Однакобольшинствоисследователейсчитают, чтоэто позднейшиеинтерполяциихристианскихмонахов; насамом делелегендарнымиперсонажамикельтских мифовявляются нереальные люди, а боги. Были липравительКонхобар и еговоины, Финн ифении реальнымилюдьми, жившимив глубокойдревности, илиже богами, современем утратившимисвой божественныйстатус? На этотвопрос нельзядать точногоответа, но, обратившиськ преданиям, мы видим, что, даже если онибыли людьми, в жилах большинстваиз них теклакровь ПлеменБогини Дану.Например, Кухулин, величайшийгерой Ольстера, с материнскойстороны былвнуком Дагды(бог грозы, молниии дождей, хозяинкотла изобилия), а отцом его, попреданию, былсам Луг ДлинныеРуки (бог солнца).Не менее высокоеи знатноепроисхождениеимели и всепрочие центральныеперсонажи.
Теперь нетруднопонять, почему«не только сыныбогов благосклонновзирали надочерей смертныхи находили ихпрекраснымии достойнымисвоей любви, но и бессмертныебогини не отличалисьизлишней гордынейи нередко заключалибраки со смертнымимужами»1.
Возникаети еще один вопрос: как простыесмертные, СыновьяМиля, смоглине только победитьТуата Де Дананн, но и заставитьих уйти в потусторонниймир? «Побежденныеи разгромленные, боги унылоскрылись вподземномцарстве, оставивземлю во владениезахватчикам»2.
Скорее всего, изначальноСыновья такжеявлялись божествамии обладалисверхъестественнойсилой. Однакомонахи, записывавшиеданные предания, были осведомленыо том, что пишут«настоящуюисторию» Ирландии.Они не моглидопустить даженамеков набожественноепроисхождениежителей Эрин.Результатомявилась очередная«корректировка»событий и особенноперсонажей, в них участвовавших.
Итак, героиявлялисьполубожественнымисуществами, и вполне естественно, что они общалисьс богами практическина равных. Ониженились наних. Например, Ойсин, сын великогогероя Финна, стал мужембогини Ниави уехал в СтрануЮных, туда, гдеобитали изгнанныесиды.По преданиям, женой короляИрландии Эохайдабыла Сида поимени Мрнгфинд.
Они ослушивалисьих. Так, Кухулинне только отказалсяот помощи Морриган, великой богинивойны, но и смогпобедить еев саге «Похищениебыка из Куальгне».
Они дружилис ними. Морриганпросила Кухулинаисцелить еераны, и великийгерой согласился, после чегобогиня подружиласьс ним и сталапомогать емуво всем. Запредсказаниями, помощью и советамиобращалисьпрежде всегок друидам, поэтами бардам. В преданияхнет упоминанийо жертвоприношенияхбогам или окаких-либоритуалах, свидетельствующихо почитаниигероями ТуатаДе Дананн.
В целом героии боги общалисьдруг с другомна равных, первыеедва ли непревосходилипо силе и могуществувторых, храбросражаясь сврагами на полебоя.
Основными главным занятиемв жизни герояявлялась война, будучи способомзащиты, источникомбогатства, показателемвеличия, возможностьюпроявить наилучшиекачества. Герой– прежде всеговоин, храбрец, образец мужества, силы и отваги.Мифы рассказывалисьдруидами впервую очередьдля короля иего воинства.Подвиги, свершаемыевеликими иневозможныев реальности, должны былислужить стимуломк определенномуроду действий, героическаясмерть персонажейна поле боя –способом преодолениястраха. Нужнобыло пробудитьчувство презренияк смерти, одновременнопоощряя ратныеподвиги. Военныедействия ивеликие воины, фигурировавшиев сагах, являлисьобразцом дляподражания.
Количествосовершенныхподвигов иубитых враговопределялостатус герояи его положениев обществе:«Любимым жеделом собравшихсявоинов былопохвалятьсясвоими победамии подвигами.Чтобы подтвердитьсвои рассказы, они приносилис собой в карманахотрезанныеконцы языковвсех убитыхими врагов; многие же, чтобыувеличитьчисло, еще прибавлялик ним языкичетвероногих.И начиналасьпохвальба, причем каждыйговорил поочереди. Но приэтом бываловот что. У каждоговоина сбокувисел меч, и, если воин лгал, острие его мечаобращалосьпротив него.Так меч былпорукою правдивостивоина»1.Конечно, происхождениетоже игралоопределеннуюроль, и, еслиты сын самогоКонхобара, ноникчемен всражениях, уважения тебене дождаться.Впрочем, детивеликих воиновне могли бытьслабы в битвахпо определению.
Главнымбогатствоми источникомпропитаниякороля, еговоинов и вообщевсего народаявлялись стадаодомашненныхживотных. Этихпоследних нужнобыло защищатьот посягательствсоседних королевств.Именно такойзащите и посвященаодна из центральныхповестей уладскогоцикла и вообщеирландскихмифов – «Похищениебыка из Куальнге».Воины являлисьосновой армиикороля, свидетельствомего власти, силы и могущества.Герои обязаныбыли сражатьсяза своегопредводителя; малейший намекна то, что воинструсил илипытается уклонитьсяот битвы, оборачивалсяпозором и потерейчести.
Однако героине обязательноявлялись воинамикороля, иногдаони существовалисамостоятельнои даже боролисьпротив правителя, объединяясьв военные сообществанаподобиедружин. Одиниз ярчайшихпримеров такойдружины мынаходим вмифологическомцикле, посвященномФинну. Это фении, небольшаянезависимаявоенная дружинавоинов, жившихв лесах и занимавшихсяразбоем и охотой.Они были настолькосильны и могущественны, что сумелиобложить даньюдаже верховногокороля Ирландии.
Хочетсяотметить, чтокрупномасштабныхвоенных действийпрактическине было, в основномописываласьбитва героеводин на один, либо сражениеодного воинапротив нескольких.Воин частовоюет на колеснице, которая к томуже являласьосновным способомпередвижения.
В битве сврагом геройдолжен бытьчестен, отважени непримирим.Сцены боя достаточноподробны, естьописания техникибоя и степенинанесения ран.Одна из самыхраспространенныхсмертей – отрубаниеголовы. Именнотакой вид гибели, по-видимому, являлся окончательными бесповоротнымна взгляд кельтов, так как послеиных смертельныхран герой всеже оставалсяживым. Впрочем, даже послеотрубанияголова моглаговорить, например, голова приемногоотца Кухулинав предании«Похищениебыка из Куальнге»:«И случилосьтак, что поднялсяна дыбы Серыйиз Махи и поскакалпрочь от Эмайн, а щит Суалтаймавыскользнулиз его рук икраем своимотрубил емуголову. Тогдаповернулалошадь обратнок Эмайн, и наспине ее лежалщит с головойСуалтайма.Вновь молвилаголова:
— Мужей убивают, женщин уводят, скот похищают, о улады!»1
В перерывахмежду битвамигерои устраивалироскошные пиры; выясняли, ктоиз них сильнее; решали возникавшиедруг с другомпротиворечия.«Мирное» времяв жизни героябыло крайненезначительно, поэтому ирландцыуделяли емусовсем немногоместа в своихпреданиях.
В заключениихотелось быподчеркнуть, что герои былиравны богамв своем поведении, в своих поступках.Сами боги охотнопринимали такоеположениевещей, и неслучайно.Такое привилегированноеположениевеликому давалоничто иное, какполубожественноепроисхождение.
Весь жизненныйпуть герояпредставлялсобой непрерывнуючереду военныхподвигов, описаниекоторых и составляетоснову ольстерскогои финнскогомифологическихциклов. Длявеликого война– не простонеобходимостьзащищать своиземли. Войнаи есть самажизнь, именноона «делает»героя тем, ктоон есть.
Глава 3. Характеристикаосновных чертгероя ирландскихпреданий
Герой Ольстерскогоцикла, правительЭмайн Махи, король Конхобарсобрал вокругсебя целуюплеяду выдающихсяирландскихвоинов, «которойне знала земляЭрина ни в прежние, ни в последующиевремена»1.Эти воины называлисебя «БогатырямиКрасной Ветви», и среди них небыло ни одного, кто не являлсябы знаменитымгероем. Каждыйиз них имеетхарактеристикигероя ирландскогомифа, а именносилу, смелость, преданностьсвоему королю, изворотливыйум, удачливостьи совершенныефизическиеданные. Средивеликих особенновыделяетсяисполинскаяфигура Кухулина, которого безпреувеличенияможно назватьглавным персонажемОльстерскогоцикла; героем, в образе которогонаиболее четкопрослеживаютсявсе черты идеальноговоина страныЭрин. На примереэтого образапредставляетсявозможнымвыделить черты, характерныедля образагероя ирландскихмифов.
ПодобноГераклу, егожизнь представляласобой непрерывныйряд волшебныхподвигов идеяний. Числоирландскихсаг и преданий, так или иначесвязанных собразом Кухулина, превышаетсотню, причеммногие из этихпреданий существуютв несколькихвариантах, чтообъясняетсянесколькимипереводами, осуществленнымив разное времяразными переводчиками.
Рассмотримвнешний обликвеликого героя:«На колесницевижу я юношу, темного, покрытогокровью, прекраснеекоторого несыскать во всейИрландии. Нанем чудесная, дивно сработаннаяалая рубахас пятью складками.Золотая пряжкана белой егогруди у ворота- с полной силойбьется о пряжкугрудь. На немсветлый плащс накидкой, изукрашенныйсверкающейзолотой нитью.Семь красныхдраконовыхкамней в глубинеего глаз. Двещеки его, голубые, алые, как кровь, мечут огненныеискры и языкипламени. Лучлюбви светитсяв его взоре.Кажется мне, что жемчужныйпоток во ртуего. Черна, какуголь, каждаяиз его бровей.На боку воинамеч с золотойрукоятью.Голубо-красноекопье с маленькимикопьями прикрепленок алым оглоблям, что держаткоричневыйостов колесницы.На плечах воинаалый щит с серебрянойкромкой, украшенныйзолотыми ликамидиких зверей»1.Существуетмнение, что вболее раннийпериод бытованияпреданий Кухулинбыл персонификациейСолнца2.Косвенныеподтвержденияэтой теорииможно обнаружитьи в приведенномвыше небольшомотрывке изотносительнопозднего предания, как то: «Семькрасных драконовыхкамней в глубинеего глаз. Двещеки его, голубые, алые, как кровь, мечут огненныеискры и языкипламени»3.Для сравненияприведем описаниееще одноговеликого воина, короля ОльстераКонхобора, единственногочеловека, имевшегоправо отдаватьприказы Кухулину: «Воин высокий, стройный, могучийи гордый былво главе тоговойска. Волосыу него светло-золотистые, коротко стриженые, вьющиеся, прекрасноуложенные.Благородноего румяноелицо, свирепи пронзителенвзгляд серыхглаз, внушающихужас. У егоподбородкавьется золотистаяраздвоеннаяборода. Алыйплащ с бахромойпятью складкамиспадает с плечвоина и скреплензолотой заколкойнад его грудью.На белом телевоина белоснежнаярубаха с капюшоном, изукрашеннаязлатотканымиузорами красногозолота. Белыйщит у него вруках со зверинымиликами красногозолота. Держитон изукрашенныймеч с золотойрукоятью имогучее сероекопье»1.Итак, первое, чем долженобладать воини герой – красивойвнешностью.Согласно своемустатусу, ондолжен одеватьсяв прекрасныеодежды с обилиемдрагоценныхкамней. Егооружие, будьто меч или копье, а также щитвсегда при нем, вне зависимостиот того, кудавоин направляется.Он всегда долженбыть готов кнападениюврагов и суметьзащитить себяи свое имущество.
Разумеется, происхождениегероя должнобыть божественнымхотя бы отчасти.Этому «параметру»большинствовеликих соответствует: матерью ФиннаМак Кумала, предводителяфениев быласида; отцомКухулина былсам Луг; богСолнца такжеявлялся родителемГайне, одногоиз самых доблестныхфениев Финна.
Еще одниматрибутомирландскогогероя являлосьналичие своихсобственныхгейсов. Гейс(или гис) – магическийзапрет-табу, нарушениекоторого неизбежновлекло за собойнесчастье илидаже смерть.Не вполне ясно, как возникалигейсы, кто ихналагал нагероев и какте узнавали, в чем именнозаключаетсяих личный гейс.Иногда гейсобъявляли отцыпри рожденииребенка, нооткуда у нихбыла эта информация, остается загадкой.
Возможно, им говорилиэто друиды.
Тем не менее, такие запретысчиталисьбезусловнообязательными, и самые худшиебеды и несчастьялюдей считалисьследствиемнарушениягейсов. Такихтабу могло бытьнесколько, онине были систематизированы, часто противоречилидруг другу иявлялись причиноймногих конфликтов.Например, всаге «Сватовствок Эмер» описывается, что гейс короляОльстера Конхобараобязывал егопроводитьпервую брачнуюночь с каждойневестой Ольстера, тем временем, для жениха ЭмерКухулина этобыло неприемлемоеусловие. Ситуациябыла решенабуквальнымследованиемтексту гейса: король провёлночь, лежа рядомс девушкой подприсмотромдрузей жениха.
Заметим, чтогибель героевчасто предваряласьнарушениемгейса. Например, гейс Кухулиназапрещал емунарушать законыгостеприимстваи отказыватьсяот пищи с любогоочага. Геройбыл вынужденотведать отравленнуюпищу, от чегосильно ослаб, и что вскорепривело егок гибели. Диармайдубыло запрещенооказыватьпокровительствоженщине; но оннарушил табу, оказав помощьпрекраснойГрайне. Итогомявилась скораясмерть Диармайда.У короля ИрландииКонайре былцелый ряд гейсов, и буквальновсе из них оннарушил передсвоей гибелью, например, далприют одинокойженщине послезахода солнца1.
Интереснымявляется тотфакт, что напротяжениивсей жизнигерой ирландскихмифов не претерпеваетдуховных изменений, внутреннейэволюции, как, например, Гильгамеш(герой месопотамскихмифов, сумевшийсправитьсясо страхомсмерти и принятьфакт своейсмертностикак должное, как неотъемлемуючасть человеческойжизни) или стрелокИ (герой древнихмифов Китая, характер которогоизменился послесмерти жены.Прежде благородныйи добрый, онначал третироватьсвоих слуг, зачто последниеего и убили).
Кухулин былпрекраснымвоином, и всюсвою жизньсовершенствовалсвои боевыенавыки, однакоего внутреннеесодержаниеоставалосьодинаковыми в шестнадцатьлет, и в двадцатьшесть.
Женой Кухулинабыла прекраснейшаяЭмер, обладавшаявсеми необходимымихарактеристикамиидеальной женысвоего героя.Точно так же, как Кухулинбыл лучшимсреди достойнейших, Эмер носиластатус «первойиз жен Ольстера», сумев победитьсвоих соперниц1.
Одна из центральныхсаг ольстерскогоцикла – историяоб убийствеКухулиномсобственногосына. На последнемлежали гейс«не произноситьсвоего имени», и, когда юношапришел ко дворукороля, воины, пожелавшиеузнать его имяи получившиеотказ, вызвалиего на поединок.Герой убилнесколькихиз них, в концеконцов схлестнувшисьс Кухулином.Однако последнийне знал о том, что его соперникомявляется собственныйсын, тот такжене подозревало том, с кемсражается. Витоге Кухулинубивает своегосына, передсмертью тотсообщает емусвою историюи выясняетсяправда.
Погиб величайшийирландскийгерой в возрастедвадцати семилет, на полебоя. Враг Кухулина, королева Медб, навела на воинастрах и уныние, наслав призрачноевойско на Ольстер.Это была ловушка, чтобы измотатьвеликого. Кухулинповерил, чтовраги настоящие, и храбро билсяс ними. Вскореон совсем обессилел, в этот моментнастоящий враги сообщникМедб, Лугайд, убил его, разумеется, отрубив голову(вариант: смертельноранил; Кухулинумер как герой, стоя, успевпривязать себяремнем к камню).
На примереобраза Кухулинамы видим, чтоосновнымичертами, которымидолжен былобладать ирландскийгерой, являлисьотвага, красотаи невероятнаясила. Также ондолжен былобладать честью, но весьмасвоеобразной.Вполне нормальнымсчиталосьбросить своегокороля и уйтислужить к другому, если возниклиразногласия.Однако отвернутьсяот него или отсвоего сотоварищана поле боябыло недопустимо.
Истинныйгерой Ирландииобязательноимел несколькогейсов, прекраснуюжену и всю жизньсовершал подвиги, один невероятнеедругого.
Необязательно, но чаще всегоон был приближенк королю и редкодоживал достарости, погибаяв сраженияхс врагом наполе боя.
Заключение
В настоящеевремя все болеепопулярнымстановитсявид фантастики, сформировавшийсяв XX веке иполучившийназвание «фэнтези».Он основан наиспользованиимифологическихи сказочныхмотивов, взятыхиз мифологическихи фольклорныхтрадиций разныхстран мира.Сегодня существуетнесколькоразновидностейфэнтези, однакопервым, заложившимосновы самогожанра и самымпопулярнымвидом является, вне всякогосомнения, такназываемоеэпическоефэнтези.
За основупроизведенийэтой разновидностивзяты кельтскиемифологическиепредания, и неслучайно. Основателеми создателемклассическогопроизведенияэпическогофэнтези являетсяДж. Р. Р. Толкин, долгое времяувлекавшийсякельтскимимифами и подробноих изучавший.
Как следствие, его книги (апозже и целыйжанр) имеютмного общегос мифологическойтрадициейкельтов.
За основуберется непрекращающаясяборьба главныхгероев с врагами(чаще всего этивраги являютсяолицетоврениемзла). Героямпомогают старыеволшебники, имеющие многосходства сдруидами, обладающиенеобходимымизнаниями длятого, чтобыпобедить врагов.Также в произведенияхприсутствуютмагическиесущества, помогающиелюдям или, наоборот, вредящие им.Это хоббиты, гномы, эльфы.Совсем каксиды, они живутрядом с людьми, но редко с последнимипересекаются.
Даже пейзажв выдуманных«фэнтези» — мирах во многомсхож с пейзажемирландскихмифов – эторавниннаяместность схолмами, рекамии недалекорасположеннымморем.
Это значит, что интереск кельтскоймифологии нетолько не угасс годами, мифыкельтов незабыты в современноммире. Наоборот, своими красотойи эпичностьюони вдохновляютмногих авторовна созданиепроизведений, отчасти копирующихсами саги.
Мифологиякаждого народапо-своему уникальна, обладает присущимитолько ейопределеннымикачествами, характеризующимиее носителей.
Говоря окельтскоймифологии, мывспоминаемпрежде всегосидов, великихбогов Луга иМананнана ине менее великихгероев, короляАртура и егоотважных соратников.
Образ кельтскогогероя, ирландскогогероя прочновошел в сознаниеевропейцев, явившись прототипомдля созданиямногих художественныхпроизведений.Этого бесстрашного, гордого, могущественногои мудрого человека, на самом делеявлявшегосяполубогом; человеком, жизнью которогобыла война, судьба которогопредначерталаему многозахватывающихприключений, неожиданныхсобытий, огромныхпотерь и великихсвершений. Непроявляя лишнихэмоций в отношенияхс дамами, они, не стыдясь, плакали припотере другана поле боя; сражались сбогами и в одиночкуспасали целыестраны от разрушений.
Обобщая, хотелось быеще раз вспомнитьо том, что в сагахкрайне маломеста уделеноотношенияммежду героеми его семьей, последняя былакрайне незначительнадля «великого».Полубожество, равное сидам, он выделялсясреди людейпрежде всегосвоей способностьювоевать, и именноэтот последнийаспект егожизни являлсяключевым. Героймог быть холост, мог расти безродителей, могне быть преданкоролю и необязательнодолжен был бытькрасив; егородителямимогли являтьсяобычные смертные.Но он обязательнодолжен был бытьмогучим воином, убить огромноеколичествоврагов. Способностьбиться с врагамибыла определяющей, в ирландскихсагах геройникогда не былхилым и никогдане боялся сражений.
Списокиспользованныхисточникови литературы
Источники:
1. Кельтскиемифы: Валлийскиесказания. Ирландскиесказания. Перс англ. А. И. Володарской.– Екатеринбург,2005.
2. Мифы древнегомира. Мифы, легенды, сказания. Сост.И. Г. Фефелова.– СПб., 2001.
3. Преданияи мифы средневековойИрландии. Сост., пер. и вступит.ст. С.В. Шкунаева.– М., 1991.
Литература:
4.Мифологиядревнего мира.– М.: Белфакс,2002.
5.Мифы древнегомира / сост. Н.Г. Фефелова. –СПб., 2001.
6.Биркхан Г.Кельты: историяи культура.-М., 2007.
7.ГюйонвархК.Ж., Леру Ф. Кельтскаяцивилизация.- СПб., 2001.
8.Диллон М., Чедвик Н. К.Кельтскиекоролевства.– СПб., 2002.
9. Леру Ф. Друиды.- СПб., 2000.
10.НизамиддиновД. Н. Мифологическаякультура: уч.пособие. – М.,1993.
11.Подгаец А.М., ДубровинаМ. Б. Кельты: чтомы знаем о них? уч. пособие. –Пермь, 1998.
12.Смирнов А.И. Древнеирландскийэпос // Библиотекавсемирнойлитературы.Серия первая.Том 8. Ирландскиесаги. Ирландскийэпос. – М., 1973.
13. Шкунаев С.В. Кельтскиймиф в саге окороле Конайре// Вестник древнейистории. – 1984. — №3. – С. 24-29.
14. Энциклопедиямифологиидревнего мира[Электронныйресурс]. – Режимдоступа:godsbay.ru/celts/, свободный.
Справочныеи информационныеиздания:
15. Кельтскаямифология: энциклопедия.– М., 2003.
16. Новая ИллюстрированнаяЭнциклопедия, том 8. — М., 2003.