Малков П.Ю.
Библейскийтекст говоритоб ангелахнемного. Лишьизредка настраницахВетхого и НовогоЗавета встречаетсякраткий рассказо соприкосновениидруг с другоммира ангелови мира людей.Только иногдапроисходитлегкое и мимолетноевзаимопроникновениедвух реальностей, а затем – вновьих разделение, обособление.Но именно благодарятакому касаниюмы и улавливаемтот подлинный, истинный порядок, то единствостроя вселенной, что должныцарить в бытии: гармоничнуюсвязь двух напервый взглядстоль несхожихмежду собойродов разумныхтворений. Нокак же произошелих изначальныйдревний разрыв? Ответ на этотвопрос – ужена первых страницахкниги Бытия.
В результатегрехопаденияАдама ангельскийи человеческиймиры оказалиськак бы «рассечены»: и вот, в самомначале земнойистории Творецставит на стражеу Эдемских вратмногоочитогохерувима ипламенныйобращающийсямеч (см. Быт 3:24).Отныне плодырайского ДреваЖизни оказываютсянедоступныдля человека: он впадает вотьму богооставленностии смерти. Адамслепо бродитпо земле, отыскиваязабытую дорогудомой, в своепрекрасноеотечество, нообретает лишьголод, болезни, отчаяние одиночества.И он и Ева потерялиправо благодатногобогообщения: теперь для нихневозможновести таинственныеи радостныебеседы с Создателемвселенной втени и прохладеЭдемского сада.Путь туда прегражденнедремлющими грозным стражем– одним из тех, в ком прежделюди виделиотнюдь не пугающегои страшногочасового, астаршего братапо творению.
Человечествозаблудилось, потерялосьподобно отбившейсяот стада овце, неразумномуи боязливомуживотному, сбежавшемуот Хозяинадалеко в горыи заплутавшемутам в темныхущельях. Однакокроме этойовцы, по словуевангельскойпритчи (ср. Мф18:11-14), в стаде уПастыря осталосьмножество, –еще девяностодевять – других, верных Ему, слушающих Егоголос и неотступноследующих заНим. Тысячитысяч и мириадымириад ангелов(ср. Дан 7:10; Мф 26:53), окружают БожийПрестол: бесчисленныевоинства НебесногоЦаря, сонмывестниковСоздателя, молниевидныегонцы, готовыеисполнить любоеповелениеГоспода. ОкружаяТворца, ангельскиесилы образуютвокруг Негостройные хоры, без усталиславят и воспеваютЕго святостьи премудрость.
Конечно же, человечествои после грехопадениясоприкасалосьс ангельскиммиром. Земля, эта едва заметнаяточка на духовномнебосводемногоразличныхсотворенныхСоздателемобителей, такили иначе ощущаланевидимое, апорой и видимоеангельскоеприсутствие.Зачастую общениес ангеламивызывало улюдей приступыстраха, рождалоопасение засвою жизнь: ведь в ветхозаветныевремена считалось, что явлениеангела человеку– это предзнаменованиеего скоройсмерти. Но помимостраха такиевстречи пробуждалив людях и чувствовосхищения, благоговейноговосторга передлицом высшей, свободной отгреха реальности.Человек различалв образе бытияангелов то, чтонекогда утратилсам – благодатнуюи святую связьпрекрасногосоздания с егоТворцом.
Видения удивительныхживотных, странныхи загадочныхколесниц, грозныхнебесных воинов, дивных шестикрылыхфигур представалиперед ветхозаветнымипророками –тайновидцамии вестникамиБожественнойВоли о судьбахизбранногонарода. Такиеявления существангельскогомира всегдаприводиличеловека к ещебольшему осознаниюнесравненногопревосходствабезгрешных, бесплотныхи нетленныхангельскихсил над людскимродом. Уже гораздопозже, в новозаветныевремена, святительГригорий Паламапишет так: «Ангелычтимее нас, ибоживут вне телаи, несомненно, ближе к бесплотномуЕстеству».
ПредстоящиеБожественномуПрестолу иверно служащиесвоему Господуангелы живути существуютпрежде всегоблагодаря своейпричастностисвету благодатиТворца. Они –«вторые светы», отражающиев себе, подобнозеркалам, изначальноесияние ГосподнейСлавы. По учениюСвятых Отцов, это изначальноеблистаниеБожественныхэнергий – пищаи питие длянебесных сил.Именно, здесь– источник ихбессмертнойи безгрешнойжизни, залогспособностиангелов к постижениюими удивительныхтроичных тайн, открывающихсябесплотнымсилам в тоймере, в какойэто угодноСамому Богу…
«В начале сотворилБог небо и землю»,(Быт 1:1) – говоритсяв СвященномПисании ВетхогоЗавета. Под«небом» в этомстихе экзегетычаще всегоразумеют, именно, все разнообразиеангельскихдуховных, нематериальныхчинов и миров.Ангелы древнеечеловека, старшеего. Возникшиеиз небытия впервый деньтворения, в«нулевой» точкеотсчета времен, они были свидетелямивсего дальнейшегохода созданиявселенной, прославляяв своих гимнахискусствоПервейшегоТворца, Художникаи Поэта. Ангелы– старшие братьячеловека; ветхийже Адам, их младшийбрат, утративбылую святость, ушел «на странудалече» из домасвоего Создателяи Отца.
Итак, по отношениюк небеснымангелам человеквсегда признавалсвое духовноеи физическое«малолетство».Он чувствовалих превосходствов святости имудрости, ихправо изначальногои непреложногостаршинства.«Где был ты, когда Я полагалоснования земли при общемликованииутренних звезд, когда все сыныБожии восклицалиот радости?»(Иов 38:4, 7) – спрашиваетчеловека Господь.И человек смиренносклоняет голову: да, я слаб ибеспомощен, я неразумени грешен в сравнениис любимымисынами Божиими– ангелами.Они, сотворенныев самом началежизни этогомира, возникшиев тайне, в молчании– еще до первых, прогремевшихпод небеснымсводом, властныхслов: «Да будетсвет», – бытьможет, и имеютнечто общеес человеком.Но в то же времяв этом миренельзя найтидва столь непохожихдруг на другасущества, какангел – самовоплощениесвятости – ичеловек –безрадостноесредоточиегреховногоначала в предельномего выражении.
Была ли возможностьу людей вновьобрести свою«семью» и, вернувшисьиз далекой итемной страны, упасть в объятияспешащегонавстречу Отца, войти в единуюрадость сосвоими братьями? Как известно, вполне обнадеживающийответ на этотвопрос далНовый Завет.Ветхозаветныеже праведникилишь смутнодогадывалисьо том, каковбудет этотответ, – горянадеждой, чтоони не обманутсяв собственныхожиданиях.
В Ветхом Заветенаименованиеангела иногдаприлагаетсяи к людям, преждевсего к пророкам.Так ангелом, вестником, посланникомБожиим, именуются, например, пророкиМоисей (Чис20:16) и Аггей (Агг1:13). В таком употреблениислово «ангел»имеет, естественно, прежде всегосимволическое, образное значение: ведь пророкидостигали поройпоистине почтиангельскихдуховных высот, близости кБогу, познанияЕго таинственныхпромыслительныхзамыслов очеловеке. Вовсем этом онив некоторойстепени уподоблялисьнебесным силам.
Итак, библейскоесравнениеветхозаветныхпророков иправедниковс ангелами –исключительнословесное, метафорическое.Иначе обстоитдело с загадочнымибиблейскимитеофаниями: явлениямиветхозаветнымправедниками пророкамСамого Богав ангельскомоблике. ОбразтаинственногоАнгела ВеликогоСовета, АнгелаГосподня, АнгелаИеговы, АнгелаЛица Божия, выступающийна страницахмногих ветхозаветныхкниг, издавнапривлекалвнимание экзегетов, Отцов и учителейЦеркви. Ещесвятой ИустинФилософ виделв являвшемсяправедникамдревнего ИзраиляАнгеле ГосподнемСамо ПредвечноеСлово, СынаБожия, ВтороеЛицо ПресвятойТроицы до ЕгоВочеловечения.Подобного жемнения придерживалисьКлимент Александрийский, Тертуллиан, святительАфанасий Великий, святитель ИоаннЗлатоуст, святительИларий Пиктавийский, блаженныйФеодорит имногие другиеОтцы Церкви.Так, например, в известнейшемсвятоотеческомтруде по православнойангелологии«О небеснойиерархии», автора которогопринято именоватьПсевдо-Дионисием, утверждается, что «…Сам Иисус, для нашегоспасения вчиненныйв число благовестников, назван АнгеломВеликого Совета(Ис 9:6), ибо Сам Он, как Ангел, говорит, что все, чтослышал от Отца, возвестил нам».СвятительМосковскийФиларет отмечает, что «…лицоСына Божия естьединое, в которомс именем Боганаиприличнейшимобразом соединяетсяимя Ангела».
Ангел Господень(евр. МалеахИегова) появляетсяна страницахБиблии неоднократно.И, приходя клюдям, Он говоритзачастую именнокак «властьимеющий», какСам Бог. Послетаких явленийветхозаветныеправедникии пророки твердознали, что рядомс ними находилсяих Создатель.Здесь – ужеотнюдь не условноесравнение, символическоеотождествлениеодного из ангельскихгонцов с Тем, Кто послал егов человеческиймир. Это Бог, невидимый инепостижимый, в видимом ангельскомобразе посещаетчеловека иговорит с ним.
Так, спасающаясябегством отгнева своейгоспожи Сарры, Агарь понимаетпосле встречис Ангелом Господниму источникана дороге кСуру: с нею толькочто беседовалее Творец (Быт16:7-14). Ангел Господеньвзывает с небеск Аврааму в тотстрашный миг, когда старецберет в рукунож, чтобы принестив жертву Богулюбимого сынаИсаака – и закланиеотменяется.Авраам доподлиннознает Кто обращалсяк нему из заоблачнойвыси, и поэтомуместо несостоявшегосяжертвоприношенияполучает имяЯгве-ире «Господьусмотрит».Ангел Господень, вернее СамГосподь в ангельскомобразе продолжаетмежду тем говоритьс Авраамом, произнося поСвоему Божественномуправу обетованиядля грядущихпоколений –его потомков(Быт 22:11-18). В темнотеночи, до появленияпервых проблесковзари, боретсяс загадочнымПротивникомИаков. ЭтотПротивникназываетсяна страницахбиблейскихкниг то Богом(Быт 32:28; Ос 12:3), тоАнгелом (Ос12:4). По окончанииже борьбы Иаковсам вопрошает«Побежденного»им о Его имени, но тот лишьотвечает: «Начто ты спрашиваешьо имени Моем? Оно чудно»,(Быт 32:29) – а затемблагословляетбогоборца. Обэтом таинственномпоединке, происшедшемв древние временапод покровомночи, блаженныйФеодорит говориттак: «из всегорассказа познаем, здесь явилсяИакову ЕдинородныйБожий Сын иБог». АнгелГосподеньпредстает такжеи перед Моисеемв горящем инесгорающемтерновом кусте, однако теперьэтот Ангел ужепрямо называетСебя Богом: «ЯБог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака иБог Иакова»(Исх 3:6). ЯвляетсяАнгел Господеньи будущим родителямСамсона – Маноюи его жене, ноздесь на вопросо Его имениАнгел опятьне дает прямогоответа, произносяте же самыеслова, что иперед Иаковом:«Что ты спрашиваешьоб имени моем? Оно чудно» (Суд13:18). После неожиданногои пугающеговознесенияАнгела в пламенижертвенникаМаной и егожена в страхепадают на землю.Когда Ангелисчезает, Манойв ужасе говорит:«Верно мы умрем, ибо видели мыБога» (Суд 13:22). Онясно понимает, Кто только чтоговорил с ними.И мы видим: истинао том, что нельзяузреть Богаи не умереть, была столь же, хорошо известнаМаною, как илюбому другомучеловеку вдревнем Израиле.
Итак, Сын Божий, ПредвечноеСлово, являетсяперед людьмив ветхозаветнуюэпоху в образеАнгела. ТайнаТроицы быланадежно сокрытаот еврейскогонарода, которыйеще не был готовк принятиюпарадоксальнойправды о существующейв Боге надмирнойгармонии Единстваи Троичности, поэтому емугрозила опасностьвпасть в примитивноеязычество: начать поклонятьсятрем различнымбожествам.Завеса надтайной ЕдинойПресвятойТроицы в дохристианскиевремена началалишь немногоприподниматься.И именно ангельскийобраз делаетхотя бы отчастидоступным длячеловека откровениео трехипостасномБожественномсверхбытии: три Мужа, триАнгела, посещаютдом Авраамаи Сарры, и ветхозаветныйправедник вдругначинает видетьв Трех – Одногои в Едином –Трех (Быт 18:1-16). Ивсе же АнгелГосподень приСвоем явлениилюдям никогдане дает прямогоответа на вопросо Его имени.Имена Сына, Слова, Премудростив их подлинномзначении ещене приоткрываютсячеловечеству.Ангельскийобраз надежноскрывал засобой от людей, еще не готовыхпринять этувесть, истинуБогосыновства, истину о ЛичностиТого, Кто ещене стал плотью.
В ветхозаветнуюэпоху лишьангельскийобраз мог послужитьнаиболее адекватнымвыражениемсвятости инадмирностиБожества. Однаков подобном«использовании»Словом, этимизвечным Светом, ангельскогооблика, можнотем не менееуловить, – несмотряна всю высотуи чистоту его, несмотря навсе совершенствосамой природы«вторых светов»,– как бы некийкеносис Сына, Его добровольноесамоумаление.Ведь что такоеангельскаяприрода в сравнениис естествомсверхсущегои непознаваемогоБожества? Ангелы– только служебныедухи, Господнивестники, воины, певцы величияих Создателя.«Вот, Он и слугамСвоим не доверяети в АнгелахСвоих усматриваетнедостатки»,– говорит СвященноеПисание онесравненномпревосходствеБога над ангельскимичинами (Иов4:18). Здесь, в нисхожденииВторого ЛицаПресвятойТроицы до ангельскогообраза, мыпрослеживаемЕго как бы первый,«малый» кеносис, приготовляющийнас к радостиподлинно страшногов своем величии, добровольногонисхожденияСына в перстноевещество падшейчеловеческойприроды. Разумеется, здесь отнюдьне происходитипостасноевосприятиеСловом ангельскогоестества; этолишь «условный»ангельскийобраз, заслоняющийсобой невместимуючеловеческимвосприятиеми потому смертельноопасную длялюдей – при ихсоприкосновениис нею – природуБожества. Итак, Сын Божий поСвоей любви, по избыткумилосердияи до Воплощенияне оставлялСобственнымпомыслом страждущегочеловечества.Слово в образеАнгела Господнянеустаннонаправлялоизбранный народнавстречу томудню, когда мирокажется готовпринять Христа.Пусть имя этогопрекрасногои властногоАнгела былопока неведомолюдям, «чудно»для них. Пустьчеловечествоеще не зналооткровенияСлова, – затоСлово доподлиннознало Своесогрешившеетворение, нелишая неустанногопопеченияпотомков Адама.Воистину, Бог«…во всякойскорби неоставлял их, и Ангел лицаЕго спасал их; по любви Своейи благосердиюСвоему Он искупилих, взял и носилих во все днидревние» (Ис63:9).
Этот АнгелГосподеньпредставалперед человекомдля того, чтобыободрить его, сказать емуслова обетования, принести новуюнадежду во мракбогооставленности.Ангел Господень, например, неоднократноявлялся пророкуЗахарии, обещаяскорое утешениеБожие страждущемуИерусалиму, ветхому Израилю.«Так говоритГосподь Саваоф: снова переполнятсягорода Моидобром, и утешитГосподь Сион, и снова изберетИерусалим»(Зах 1:17). Человекждал своегоизбавления, и Избавительбыл уже близко.И пусть тогда, во временапророка Захарии, до РождестваСпасителяоставалосьеще более пятисотлет – в сознаниипророков годыэти пролеталис удивительнойбыстротой.Столетия ВетхогоЗавета мчалисьтак же быстро, как проноситсяангел, спешащийисполнитьповелениясвоего Создателя.Миг Боговоплощениянаступал…
«Вот, Я посылаюАнгела Моего, и он приготовитпуть предоМною, и внезапнопридет в храмСвой Господь, Которого выищете, и Ангелзавета, Котороговы желаете; вот, Он идет, говорит ГосподьСаваоф» (Мал3:1). По толкованиюОтцов Церквиздесь говоритсяо двух ангелах: первый – ПредтечаХристов, второй– все Тот жеАнгел Господень, Сын Божий, грядущийв мир, чтобывоплотитьсяв нем. Но хотячеловечествои ждало своегоспасения, Боговоплощениезастало людскойрод врасплох.Перемены, происшедшиево всем строемироздания, для большинствалюдей осталисьпопростунезамеченными.Ангел Заветапришел в Свойхрам, но находившиесяв этом храме, молившиесяи приносившиездесь Богубесчисленныежертвы не призналив человеке изпровинциальнойГалилеи своегоГоспода и Творца.
Если во Христене узнали СынаБожия дажепредставителибогоизбранногонарода, то темболее – на первыхпорах – недогадывалисьо Его приходев мир языческиецивилизации.Миллионы людейуслышали освершившемсятаинстве Рождестватолько спустясотни лет послеБоговоплощения.Римская империяжила тогданеторопливо-однообразной, прозаическибезбожнойжизнью. Где-тошли локальныевойны, где-топоднималисьи подавлялиськровавые восстания; императоры, чередуясь, торасширялигосударство, то расшатывалиего устои; философызаново изобреталиизвечно существующиезаконы мироздания.Здесь приносилижертвы богам, про которыхиздавна сочиняликомедии и всуществованиекоторых врядли верили. Лишьизредка в Империипроисходилнекий всплескрелигиознойактивности: с востока приходилкакой-либоэкзотическийкульт, – и тотчасвся держава, хотя и на оченькраткий периодвремени, вовлекаласьв бешеный круговоротбожественныхимен, бесчисленныхэманаций, мудреныхтерминов изагадочныхмистерий. Затемволна увлеченияспадала, и Империяв разочарованиизабывала омодном преждекульте, как опорядком наскучившейигрушке, отдаваянадоевшуюрелигию наоткуп несколькимсотням упорствующихв своих заблужденияхфанатиков… --PAGE_BREAK--
Но если людскойрод не заметил, что Сын Божийстал одним изего представителей, то в ангельскоммире Боговоплощениеизменило многое.Вся сложнейшаянебесная иерархияоказаласьнарушена иизменена: в мигБоговоплощенияк Деве Мариибыл послан –с самой важнойвестью за долгуюисторию существованиятворения –отнюдь не херувимили серафим, а архангел –представительодного из «низших»чинов в ангельскойиерархии, –предпоследнего.Вспомним, чтопо учению Церкви, архангелы –те представителинебесных сил, что издревлесвязаны именнос человечеством, они по волеБожией открывалилюдям будущее, доносили доних властныеповеленияТворца. Архангелы– в сравнениис высшими ангельскимичинами, прекраснымисозерцателямии причастникамивеличайшихБожественныхтайн, – толькосмиренныевестники Создателя, Его гонцы, безустали спешащиепосетить поврежденнуюи искаженнуючеловеческимгрехом землю.Но теперь этотеще недавнобезрадостныйи обезбоженныймир вдругпревращаетсяв центр вселенной, в ось для всегомногообразиясветлых ангельскихжилищ, бесчисленныхнебесных обителей.Сам Господьделается теперьСыном Человеческим, Сам Он становитсяплотью от плотинашего перстногосуществования.Отныне Он –Первенец Той, Кто в Своемслужении, святостии приснодевствеподнялась нагораздо большуюдуховную высоту, чем даже прекрасныеи бесплотныемногоочитыехерувимы ишестикрылатыесерафимы. Всеэто объясняетто особое, исключительноважное значение, что обретаютотныне в небеснойиерархии именно«земные» ангелы– архангелы, то особое почитание, которое оказываетим Церковь. Это– наши ангелы, это – ангелы, принесшиеименно намрадостную вестьо близящемсяИскуплении.Они – посланникив тот мир, гдеСлово сталоплотью, – а такжеангелы-хранители: человека – сутьдва рода представителейнебесных сил, к которым мыобращаемсяс особенногорячей молитвой: ведь они издревленеразрывносвязаны с землей, оберегают ееи любят человеческийрод.
… Пастырь, имевшийвозле себядевяностодевять верныхЕму овец, оставилих в горах иотправилсяна поискиединственнойзаблудившейся(ср. Мф 18:22). Всегдавидевший рядомс Собой Своихпрекрасных«старших детей»– ангелов, Господьпошел отыскиватьмладшего блудногосына – человека.Бог Сам ступилБогочеловеческойстопой на опасныеи извилистыепути земнойжизни. ВеликогоСовета Ангел, как было определеноэтим ТройческимСоветом ещедо начала времен, нисходит к нам, но уже не какАнгел ветхозаветныхтеофаний, некак Ангел Иеговы, а как Сын ЧеловеческийИисус Христос.Господь принимаетне чистую исвободную отрабства грехуангельскуюприроду, ноделается СыномДавидовым –«…не Ангеловвосприемлет но восприемлетсемя Авраамово»(Евр 2:16). Как пишетархимандритКиприан (Керн),«…в плане спасения, и даже больше, в плане миротворенияпредвиден былот века до сложениямира БОГОЧЕЛОВЕК, а не БОГОАНГЕЛи не какой инойобраз откровенияБога».
По любви к людямГосподь соединилсяс нашим человеческиместеством. Мысподобилисьтого, что недостижимодаже для прекрасныхи безгрешныхангелов: Богстал одним излюдей, сделалсянам сотелесен, и, освятив, преобразиввоспринятуюИм человеческуюплоть СвоимБожеством, вознес ее – ас нею и всехнас – в областьПресвятойТроицы. БожественноеСлово, преждеабсолютноневидимое инеосязаемоев Собственнойсверх-бестелесности, многократнопревосходящейбесплотностьангельскую, навеки сталовидимой и осязаемойплотью. Такимобразом произошлонечто удивительное: невидимыйГосподь теперь, по слову Апостола,«показал СебяАнгелам» (1 Тим3:16). Неким загадочным, непостижимымспособом ангелысмогли отнынеименно видетьсвоего Создателя– в той мере, вкакой это доступноих нематериальнымсверхчувственнымспособностям.Как восклицаетблаженныйФеофилактБолгарский,«О, таинство! С нами и ангелыувидели СынаБожия, не видевшиЕго прежде».Взорам ангельскихсил явилсяБогочеловекИисус Христос, и теперь ониобрели возможностьпознавать Богапо-новому: черезпоклонениевоипостазированномуплотскомуестеству Слова,– естеству, навсегда ставшему«сопрестольным»Отцу.
Здесь было быуместно задатьсявопросом осамом образебогопознанияу ангелов. Какових путь достиженияпричастностик тайнам Создателя? Однако мы, увы, не в силах ясноговорить дажео наших человеческихспособах иобразах постиженияБожества; врядли простымисловами возможнодостаточноадекватновыразить загадочныйопыт православныхсвятых в ихприобщениик освящающейблагодатиТворца. Как мызнаем, апостолПавел будучивосхищен дотретьего неба, в миг выхода«из себя самого», в момент своего«самопревосхождения», не мог осознать, что представляетон собой в этуминуту, – чтоон такое: пребываетли он в человеческомтеле, или толькодух его вознесенв небесную высь(ср. 2 Кор 12:2). В подобномтаинственномсамопревосхожденииАпостол достигподлинногои высочайшегоединения сСоздателем.По мысли святителяГригория Паламытакого жемистическогоопыта в превосхождениисамих себя –силой единящихих с Богом нетварныхэнергий –сподобляютсяи ангелы. Онпишет, что «…еслиравно и ангелыи человекитаким образомвидят Бога, единятся сБогом и воспеваютБога, то наверноеи ангел, повествуйон о своемсверхприродномсозерцании, точно так жекак Павел сказалбы: «Знаю ангелавидевшего; незнаю, был ли ондаже ангелом, знает Бог»…
Именно благодаряВочеловечениюСлова ангеламудалось постигнутьмногие неведомыеим прежде тайныБожества. Ведьангелы далеконе всеведущи, они не могутпознавать то, что им не открываетСам Господь.Так, изначальноот них быласокрыта тайнаобраза грядущегоИскуплениячеловека. Лишьвместе с людьмии через их посредствопостигли онисмысл и содержаниечудесногоДомостроительстванашего спасения.«Мне, наименьшемуиз всех святых,– говорит Апостол,– дана благодатьсия – благовествоватьязычникамнеисследимоебогатствоХристово иоткрыть всем, в чем состоитдомостроительствотайны, сокрывавшейсяот вечностив Боге, создавшемвсе ИисусомХристом, дабыныне соделаласьизвестною черезЦерковь начальствами властям нанебесах многоразличнаяпремудростьБожия...» (Еф3:8-10). Итак, «многоразличнаяпремудростьБожия» становитсяведома началами властям –ангелам – именноиз проповедиАпостола. СвятительИоанн Златоусттак выражаетэту истину:«Что замышляетЦарь, того незнает щитоносец Посмотри, какая честьоказана человеческомуроду: вместес нами и черезнас высшие силыузнали тайныЦаря».
Чему же научилисьангелы благодаряапостольскойпроповеди? Очем они узналииз того исповеданияверы, что провозглашалосьученикамиСпасителя передлицом как видимых, так я невидимыхразумных творенийСоздателя? Помысли СвятыхОтцов, отнынеим стала ведомаименно удивительнаямногоразличность, таинственнаяпарадоксальностьпремудрогоБожественногоПромысла. Домомента вочеловеченияСлова творческаяпремудростьБожествапредставляласьангелам кудаболее «предсказуемой»,«однозначной», чем была насамом деле.Добро естьдобро, зло естьзло. Добро следоваловоле Творца, зло ей всегдапротивостояло; потому-то впониманиинебесных силчерез посредствозла никогдане могло произойтиничего доброго.Мысль о том, что Господьв Своем удивительномПромысле о миреспособен обратитьна служениеблагу дажецарящую в нашейматериальнойвселеннойбезблагодатнуюгреховностьбытия, быласовершенночужда небеснымсилам. Но черезсобытие Боговоплощенияони познали, как, по волеТворца, в миретаинственнымобразом изпротивоположногоможет возникнутьпротивоположное; так благодарязлодеяниюпроизошлапобеда над злом– из смертиСпасителяявилось торжествовечной жизни, из Его бесчестияи поруганияот распинателейродилась славаВоскресения; орудие позорнойказни превратилосьотныне в животворящееДрево, скорбноесошествие воад стало началомвосхождениялюдского родав НебесноеЦарство. УченикиРаспятогославили Крест, на котором Онбыл убит; апостолырадовалисьтому, что ихУчитель принялстрашную смерть, ибо через Егогибель человечествополучило обетованиебессмертия.Разве мыслимобыло прежде, до ВоплощенияСына, дажепредположить, что можно такрадоватьсяторжеству –пусть и временному– зла, так ликоватьпри воспоминаниио недавнейсмерти на КрестеБогочеловекаИисуса Христа, так хотетьуподобитьсяЕму и принятьстоль же тяжкиймученическийконец? Такимобразом снаступлениемхристианскоговека ангелыстолкнулисьс совершенноновой, неведомойдля них преждесторонойБожественногоПромысла – стаинственным«умением»Творца дажезло заставлятьслужить добру.Именно таковопониманиеСвятыми ОтцамиЦеркви словАпостола омногоразличиипутей БожественнойПремудрости, открывшеесянебесным силамблагодарячеловеку ичерез его посредство.
Ангелы узналимножество новыхтайн своегоСоздателя, однако знать– еще не всегдазначит обладатьтем, что познаешь, быть причастнымтому, о чем тебестановитсяизвестно. ПостигаямногоразличнуюБожественнуюПремудрость, созерцая теудивительныедары, что получилот Творца ихмладший брат– человек, небесныесилы жаждути сами «проникнуть»(1 Пет 1:12) в этипреображающиетварное естествотаинства, статьсоучастникамив достигаемомхристианскимисвятыми стяжанииБожественнойблагодати. Самособый образдоступногочеловекубогопознания, недостижимыйдля над-материальныхангельскихсил, будил вних несбыточноестремлениеуподобитьсяздесь телесномулюдскому естеству.Слово сталоплотью, Спасительходил по землеи рука любогобыла способнакоснуться Бога.Затем плотьэта, плоть Сына, была вознесенапревыше херувимови серафимов, посажена одеснуюОтца, прославленаи воспета ими, бесплотнымиангелами. То, что могло казатьсяпрежде лишьзалогом рабствачеловека поотношению квожделениямего плотскогоестества, оказалосьвознесеннымпревыше дажевсего подлиннодуховного ипрекрасногов мире, сделалосьнепреложнойстороной теперьуже двуприроднойИпостаси Сына.Телесностьстала однойиз крепчайшихнитей, связующихСына Человеческогос людьми, а уангелов подобнойсвязи с их Творцомбыть не могло.«Мне кажется,– говорит преподобныйАнастасийСинаит, – чтоангелы желают, чтоб и в их естестве, подобно тому, как и в нашейплоти, существенновселился Бог, сотворившийэту плоть. Онижелают также, чтобы и мыпоклонилисьих естествуи славословилиего, подобнотому, как с ихстороны и состороны всякойвидимой и невидимойтвари, поклоняемонаше во Христеестество, посаженноена престолехерувимскомв недрах Отца.Ангелы желаюттак же иметьключи ЦарстваНебесного исесть на двенадцатипрестолах соХристом и судитьс Ним в деньсудный, какбудут судитьрыбаки (апостолыСпасителя –П. М.). Я же утверждаю, что херувимыи серафимыжелают иметьтакое же дерзновениеко Христу, какоеимел возлегшийна персях ЕгоИоанн Евангелисти грешные жены, помазавшиеЕго благовониями.Это суть теблага, которыедарованы намХристом и вочто желаютпроникнутьангелы (ср. 1 Пет1:12), то есть в нихвойти»
Издревле человекомощущаласьособая святостьи духовноевеличие ангельскихсил. Теперь желюди осозналии другую, обнадеживающуюи утешительнуюдля них истину– свят такжеи искупленныйБогом на Крестечеловек. Он былиздревле лишь«немного» (ср.Пс 8:6) умален предангелами. Царь, лишившийсянекогда царскогодостоинства, владыка, поставленныйСоздателемуправлять всемматериальнымтворением ине сохранившийэто творениеот зла – человек, вновь вступаетв свои права, вновь получаетпод начало делаБожиих рук.Ныне люди вспомнилио том, что и они, как и ангелы, сотворены пообразу их Создателя.Более того, если небесныесилы в высшейстепени преуспелив достижениибогоподобия, то человек вгораздо большеймере, чем они, носит в себеименно образБожества. Эта, на первый взгляд, дерзновеннаямысль высказываласьне одним представителемсвятоотеческогоцерковногоПредания. Ведьангелы, по Апостолу,«…суть служебныедухи, посылаемыена служениедля тех, которыеимеют наследоватьспасение...»(Евр 1:14). Человекже прежде всегопризван косуществлениюего царскогодостоинства, его владычествуво вселеннойпо образу ВсемогущегоНебесного Царя.Кроме этойстороны людскойбогообразности, Отцы Церквиусматриваютее и в самомсодержании, в составечеловеческойдуши: внутреннеприсущие намдары ума, словаи животворящегодуха как бы«проецируют»в нашей душеобразы ТрехЛиц Божества– Отца, Сына иСвятого Духа.Но, кроме душичеловека, некуютаинственнуюбогообразностъимеет и людскаятелесность.Разумеется, дело здесьотнюдь не втом, что Богуможет бытьприписанакакая-либоматериальность.Просто в телесностичеловека содержитсяособая, уникальнаяспособностьк творчеству, к созданиюновых и прекрасныхпредметов, вещей. Люди, вотличие отангелов, обладают, кроме душевных, надматериальныхсторон собственнойличности, ещеи материальнымителеснымичувствами. Сих-то помощьюони и могутвоздействоватьна наш перстныймир, творческипреображаяего изнутри.По мысли святителяГригория Паламы, нам доступно«…разнообразноемножествоискусств, науки знаний: земледелие, строительстводомов, творчествовещей из ничего,– разумеетсяне из совершенногонебытия, ибоэто уже делоБожие, – всеэто дано тольколюдям Ничегоподобногоникогда несвойственноангелам».
Право творить– удивительноебогодарованноеправо, которымчеловек наделенс момента егосоздания. Разумеется, возможностьпостроить домили вспахатьполе видитсянам куда более«прозаичной», чем право «вторыхсветов» предстоятьПрестолу Господа, лицезреть ЕгоСлаву и воспеватьЕму хвалу. Однакоудивительнымобразом способностьк обыкновенномутелесному трудуможет вдругвознести человекадаже превышесвятых ангельскихсил – тех существ, что способныв единый миг, подобно яркойи блистающеймолнии, пересечьот края и докрая весь небесныйсвод. Невзрачныеогороды смиренныхправославныхмонахов, незамысловатыеплоды их трудов– корзины ихлебцы, пожалуй, послужили ихдуховномупрославлению, стяжанию имисостояниясвятости неменьше, чем, например, ихгорячая молитваили те загадочныемистическиеоткровения, которых онисподобились.ПодлинноравноангельскоголицезренияСлавы Творцадостигалидревние иконописцы, делавшие видимойдля многих –через написанныеими образы –Личность небесногоПервообраза: БожественногоСлова, ставшегоплотью. Краскии доски, яичныежелтки и кистивдруг помогаличеловеку предстатьлицом к Лицус Богом, одинна один с видимымиему тайнамибытия Создателявселенной.Прозаическоеже выращиваниевинограда ивыпечка простенькихпросфор даютлюдям одновременнои радостнуюи страшнуювозможностьприступатьк Евхаристии, вкушать от тойЧаши, в которойхлеб и винопрелагаютсяв Тело и КровьСпасителяИисуса Христа.
Мы чаем прихода«жизни будущаговека», дня, когдаСын Божий придетво славе судитьмир, когда мертвыевоскреснути праведникибудут принятыБогом в удел.Вселеннаяизменится, человек будетжить уже насовсем инойземле – землебез греха исмерти. Что жеслучится вгрядущем векес ангельскимимирами? Произойдутли тогда какие-либоперемены и вобразе существованиянебесных чинов?
Заметим, чтов Откровениисвятого ИоаннаБогословаговорится нетолько о новойземле, но и оновом небе(Откр 21:1). Подразумеваетли здесь Апостолбудущие измененияв жизни ангелов, в устроениигорних обителей, или имеет ввиду лишь обновлениематериальногонебесногосвода? Когдаидет речь осотворенныхв первый деньбытия мира небеи земле (см. Быт1:1), то, как ужебыло сказановыше, под первоначальнымнебом в соответствиисо святоотеческойэкзегетическойтрадициейобычно подразумеваютсяименно ангельскиемиры. Вполневероятно, чтои в АпокалипсисеИоанна такжеговорится обангельском«поднебесье»: ведь грядущихперемен новоговека с надеждойожидает не одинлишь людскойрод – ждут ихи «вторые светы».Они, совершеннонепричастныек бедам и заботамматериальногомира, тем неменее с нетерпениемчают восстаниячеловечестваиз темных безднтления и греха.И происходитэто потому, чтов соответствиис Божественнойволей новый– прекрасныйи таинственный– будущий векпридет для всехвместе, наступитв один миг идля людей, идля ангелов.Только когдавсе разумныетворения водинаковоймере будутготовы вступитьв будущий век, врата горнегоИерусалимараспахнутсядля обоих родовстоль непохожихдруг на другасозданий. Нодо тех пор, покамы еще не достиглипоследней чертыобветшавшегоот воздействиясмерти и грехабытия, ангелы, так же как имы, не могутвойти в свойновый эон: послову преподобногоИсаака Сирина,«…ради нас иим возбраненвход, и они ждутединократногоотверзстиядвери новоговека».
Что же произойдетв тот день, когда«приидет СынЧеловеческийво славе Своейи все святыеАнгелы с Ним...»(Мф 25:31)? Каковобудет то место, что займут вобновленноммире ангелыи люди?
Область христианскойэсхатологии– областьбесчисленныхзагадок и тайн.СвященныйБиблейскийтекст доноситдо нас тольковесьма смутныеобразы, намеки, символизирующиекак грядущиестрашные бедствиячеловечества, так и его будущиеблага. Мы оченьмало знаем отом, что ожидаетнас в те дни. Ивсе же мы помнимслова Спасителя:«Сподобившиесядостигнутьтого века ивоскресенияиз мертвых равны Ангелами суть сыныБожии, будучисынами воскресения»(Лк 20:35-36). И еще намизвестно утверждениеАпостола о том, что «не АнгеламБог покорилбудущую вселенную...»(Евр 2:5). Наконец, он же открываетнам, что людямбудет дажедаровано правосудить падшихангелов – бесов(см. 1 Кор 6:3). Итак, мы видим, чтов грядущемновом векечеловек получит, быть может, даже большуюславу, чем небесныеангелы. Служитли это основаниемдля нашей гордости, для нашегосамодовольства? Конечно же, нет. Человеки ангел – дваразумных существа, сподобившиесярадости богоусыновления, права называтьсядетьми Создателя,– одинаководороги своемуТворцу и любимыИм. И люди, инебесные силыпризваны составитьв будущем единыйстройный хор, славящий ивоспевающийГоспода, предстоящийперед Его надмирнымПрестолом.Здесь не можетбыть и речи опервенствечести, о преимуществечеловека надангелом илиангела надчеловеком. Лишьпрекраснаягармония хора, единение помыслови любви должныцарствоватьв горнем Иерусалиме.«После сеговзглянул я, ивот, великоемножестволюдей, которогоникто не могперечесть, извсех племени колен, и народови языков, стоялопред престоломи пред Агнцемв белых одеждахи с пальмовымиветвями в рукахсвоих. И восклицалигромким голосом, говоря: спасениеБогу нашему, сидящему напрестоле, иАгнцу! И всеАнгелы стояливокруг престолаи старцев ичетырех животных, и пали передпрестолом налица свои, ипоклонилисьБогу, говоря: аминь! благословениеи слава, и премудростьи благодарение, и честь и силаи крепость Богунашему во векивеков! Аминь»(Откр 7:9-12). Говоряо будущем поклоненииВсемогущемуБожеству небесныхсил и святых, открывшемсяапостолу ИоаннуБогослову, святой АндрейКесарийскийвосклицает:«Вот одна Церковьангелов и людей! Ибо будут тогдасослужителямичеловеков иангелы...». Такимобразом, грядущеепредназначениечеловека вновом векесходно с изначальнымпризваниемангельскихсил – прославлятьи воспеватьСоздателя.Однако, этимвовсе не исчерпываютсяте задачи, чтодолжен будетрешать человеческийрод в светенезаходимогодня. На плечиего ляжет заботаоб устроении, украшении новойземли, а, бытьможет, даже инового неба.Ведь в людскойприроде равнозаключеныэлементы и мираматериального, чувственного, и мира духовного, умозрительного.Потому-то именночеловек и призван, достигнуввнутри собственного«я» гармониидвух этих элементов, в дальнейшемреализоватьтакую же гармониюпреображенныхматерии и духауже во всейполноте тварногобытия. Добитьсяподобного лададвух, казалосьбы, столь несочетаемыхи непохожихдруг на друганачал оказываетсявозможнымименно длялюдского родаблагодарячеловеческомуправу богообразногосо-творчестваИзвечномуТворцу.
Ангелы в отличиеот человекане обладаютстоль же всеобъемлющейспособностьютворить – полностьюавтономносоздавать новыеи благие вещи.Однако, им присущнесколько инойи тоже вполнетворческийдар – любоватьсямногообразнойкрасотой мироздания, воспеватьотражающеесяв ней великолепиеи величие Создателя.Пусть они и неимеют таланта«строителя», зодчего, затоих достоинство– в даре поэтическом.Благодаря ихуподоблениюПервому Поэтунеба и земли, ангелам, бытьможет, кудаболее полно, чем человеку, доступно восприятиевселенскойкрасоты, видение, что все окружающееих мирозданиеподлинно «хорошовесьма» (Быт1:31), ощущение, сколь «совершеннынебо и земляи все воинствоих» (Быт 2:1). Способностьпламенетьторжествующейрадостью, светлыми святым небеснымвосторгом передЛиком их Создателязаключена вангельскойприроде. В новомже – обоженноми преображенном– мире их небесноегорение, ихдивные песнопенияи хвалы будутеще прекрасней, зазвучат по-новомусреди общеголикованиянарождающихсяи неведомыхеще нам утреннихзвезд, в торжественаступающегобесконечного«восьмого дня».
По премудромузамыслу и волео вселеннойПервого Творцачеловек призванстроить и творить.Ангелы же будутвоспевать этотзамысел, прославлятьего грядущеетаинственноевоплощение, предначертанноеБожественнымПромыслом длятакой близкойи одновременнодалекой реальностивечной жизни.И лишь если обаэти образаслужения, взаимнодополняя иосвящая другдруга, станутединственноважной, значимойцелью длячеловеческихи ангельскихсуществ, будетдостигнутагармония небесногои земного начал: улицы горнегоИерусалиманавсегда станутобщим достоянием«вторых светов»и людей, а егодома – их вечнымижилищами. «ПрестолБога и Агнцабудет в нем, ирабы Его будутслужить Ему.И узрят лицеЕго, и имя Егобудет на челахих. И ночи небудет там, и небудут иметьнужды ни всветильнике, ни в свете солнечном, ибо ГосподьБог освещаетих; и будутцарствоватьво веки веков»(Откр 22:3-5).