МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
ЗАОЧНОЕОТДЕЛЕНИЕ
СОЧИНЕНИЕ
студента1-го класса
А.Гулинова (о. Стефана)
покатехизису
Молитваи святые таинства — средства для стяжания
благодатныхдаров
СвятагоДуха
Цельюземной жизни человека, как учат Святые Отцы, является стяжание благодати ДухаСвятаго. Она, освящая все составные части человеческого естества, возводитчеловека на высоту Богообщения. Благодаря благодати Духа Святаго первый человекпребывал в раю в блаженном состоянии, мог слышать неизреченные глаголы ГосподаСаваофа «ходящего в раю во время прохлады дня». Будучи умудренным отэтой благодати, Адам нарек имена всем скотам и птицам небесным, и зверямполевым, и призван был, исполняя заповеди Божии и подчиняя свою волю волеБожественной, стяжать все большее число даров благодати Духа Святаго, тем самымвсе более приближаясь к своему Создателю. Но совершилось грехопадение и человекмгновенно лишился Богообщения и благодатных даров Духа Святаго. Прежде всего,дара мудрости. Адам, тот самый Адам, который дал имя всем тварям земным,прячется от Бога между деревьями сада! Такому человеку уже не было места в раю,он, как ветвь отломленная от древа и потерявшая живительную силу соков, текущихпо стволу, становится посторонним для того места, где происходило общение сБогом. И человек изгоняется из рая. Перед началом Великого Поста есть особеннаяслужба, которая посвящается изгнанию Адама из рая, и там в одной из стихир естьслова: «Седе Адам прямо рая и плакашеся». Адам плачет о том, что он утратил,о том, как он согрешил и что с ним случилось, и обращается к Богу с молитвой ипросит у Него прощения. Адам и его потомки, желая воплотить свою молитву, своепокаяние, создают первое богослужение. История знает, что это богослужениеносило характер жертвы. Что такое жертва? Это отнятие у себя чего-то оченьдорогого и отдание тому, кого мы любим. Ветхозаветное богослужение знаетмножество жертв — умилостивительные, очистительные, благодарственные. Но ниодна из них не давала человеку возможность соединиться с Богом, вернутьблагодать Духа Святого. Человек потерял Бога и не может Его найти. Тогда Богсам приходит на землю для того, чтобы Себя соединить с человеком. Господь нашИисус Христос принял на Себя нашу плоть и Своим Божеством освятил ее и, принявна кресте смерть, принес Себя в жертву за грех всего человечества. Повознесении Своем Господь послал на землю Духа Святаго.
БлагодатьДуха Святого была ниспослана на учеников Господа в день Пятидесятницы.Выразилось это в чрезвычайных дарованиях Апостолам: знамений, исцелений,пророчеств, дара языков и в благодатных силах, ведущих верующих во Христа кдуховному совершенствованию и спасению. Эти благодатные силы пребывают всозданной Господом Святой Церкви.
Первые христиане жили в благодати Духа Святаго. Они руководствовалисьне канонами, не Писанием, не Преданием, которых еще не было, а непосредственнымзнанием воли Божией. Об этом в Деяниях упоминается таким образом:«Прошедше чрез Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены ДухомСвятым проповедывать слово в Асии» Этому древнему восприятию христианскойжизни совершенно тождественно учение преподобного Серафима Саровского.«Если вы, ваше Боголюбие, в Духе Святом, то нечего беспокоиться, значитвсе хорошо, а если почему-либо вы чувствуете, что Дух Святой оставил вас,значит, что-то вы не так сделали, значит, вы погрешили, и надо молиться ивопрошать Господа: в чем я согрешил? И каяться в этом и добиваться прощения,пока Господь Дух Святой снова не придет к вам», — говорит преподобныйСерафим Мотовилову.
Изэтих слов вытекает, что молитва является средством стяжания Духа Святаго. Обэтом с убедительной ясностью говорит Святое Евангелие. «Отец небесный дастДуха Святого просящим у Него»(Лк.11,13). Через все Священное ПисаниеНового Завета проходит заповедь непрестанной молитвы. (1 Фесс. 5,17, Ефес.6,18, Лук. 18,1). И это естественно, ведь именно молитва соединяет каждогочлена Церкви с Небесным Отцом. Благодаря молитве мы очищаем нашу зараженнуюстрастями душу и она становится готовой к принятию благодатных даров ДухаСвятаго. Молитва по выражению преп. Исаака Сирина является как бы плугом,которым мы призваны возделывать свое окаменелое сердце: «Самое оставлениемолитвы делает землю сердца вещественной, (грубой), и она производит терние поестеству своему. Точно: страсти — это терние, прорастающее от семени, находящегосяв нас». Освободившись от этого терния, сердце человека становитсяспособным воспринять величайший дар — благодать Духа Святого. Благодать эту,проникающую внутреннее существо человека, ведущую его к духовномусовершенствованию и спасению, человек получает в Таинствах Церкви. Что такоеТаинство? В духовной жизни Церкви все Таинственно, в том смысле, что ничегонельзя исследовать чисто научным способом. Тем не менее Православная Церковь особымобразом выделяет семь священнодействий и называет их Таинствами. Это крещение,миропомазание, причащение — Евхаристия, покаяние, священство, брак иелеосвящение. Эти священнодействия выделены потому, что в них таинственнымобразом благодать Божия дает человеку какое-то новое качество, возводит накакую-то новую ступень. «В крещении человек рождается в жизнь духовную, вмиропомазании получает благодать возращающую и укрепляющую, в причащениипитается духовно, в покаянии врачуется от болезней духовных — от грехов, всвященстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать другихпосредством учения, молитвы и Таинств, в браке получает благодать, освящающуюсупружество и естественное рождение и воспитание детей, в елеосвященииврачуется от болезней телесных, посредством исцеления от духовных».(Пространный Христианский Катехизис).
Такимобразом, каждое из Таинств сообщает человеку какой-либо благодатный дар СвятагоДуха. Точнее, может сообщить. Благодать никогда не действует насильно, нестесняет воли человека. Часто люди приступающие к Таинствам не получают от нихтого, что они могут дать: или не открыты для благодати сердца их, или не побереглиони принятых даров Божиих. Поэтому нужно различать действительность Таинства отего действенности, т. е. от того, насколько принимающий Таинство удостаиваетсяего благодатной силы. Таинства — это средства для оправдания и освящениячеловека, для получения благодатных даров Духа Святаго, но если человекприступает к ним недостойно, то они могут повлечь за собой не оправдание, аосуждение. Но если человек принимает Таинство с верой, молитвой и смиреннымсознанием своего недостоинства, то Господь, через это Таинство приближаетчеловека к Себе, делает его чадом Своим и удостаивает его Царства Небесного.