Краткая история становления православного поста
Из текста Нового Завета ясно, что к посту первые христиане прибегали не регулярно, а лишь во время скорбей и искушений. Дошедшие до нас древние памятники христианской письменности свидетельствуют о том, что уже в первые века пост становится неотъемлемой частью церковной жизни, однако вплоть до IX – X в. они не дают точного представления о положении тогдашних постов в составе церковного года, об их продолжительности и способе пощения.
В «Учении двенадцати апостолов» — древнейшем [1] памятнике христианской письменности, имеется первое упоминание о регулярном обязательном посте в среду и пятницу: «Посты же ваши да не будут с лицемерами (т.е. с фарисеями), ибо они постятся в понедельник и четверг; вы же поститесь в среду и пятницу» [2].
Из этого следует, что пост этих двух дней был обязателен для всех верующих. 69-е апостольское правило предусматривает извержение из сана для клириков и отлучение для мирян, не постящихся в среду и пятницу. Для первых христиан пост среды и пятницы означал вкушение пищи без растительного масла и вина только после 9 часа (3 часа дня) [3]. «Пастырь Ерма» [4] говорит, что «в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному» [5].
Примечательно, что в тексте «Учения двенадцати апостолов» ничего не говорится о Пасхе и ее посте. Впервые об этом упоминает святой Ириней Лионский (†202). Его свидетельство позволяет увидеть первый зародыш нынешней святой Четыредесятницы, которая в то время ограничивалась одним – двумя днями, считалась не предпраздничным постом, а пасхальным, самой Пасхой. Пасхальный пост по этому свидетельству продолжался, где день, где два, где еще дольше, где обнимал промежуток времени в 40 часов.
Зерном Великого поста, точкою его исторического отправления, послужили дни страдания и смерти Спасителя (Великая Пятница и Суббота), которые христиане со времен апостольских проводили в строгом посте и совершенном воздержании. Соблюдение Великой Пятницы, как дня, в который, по словам спасителя, отнят был жених от сынов брачных, составляет кратчайший срок предпасхального поста. Более усердные присоединяли к нему другой день – Субботу, а иные захватывали и еще несколько предшествующих дней, пока в III веке не дошло до целой пасхальной недели, что было зафиксировано в «Апостольских Постановлениях» [6]. Согласно последним «в дни пасхальные поститесь, начиная с понедельника до пятницы и субботы 6 дней. От вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни. В пятницу и субботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая. В прочие же дни до пятницы пусть каждый ест в 9 часу или вечером, или кто когда сможет, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье – воду. В субботу же поститесь до пения петухов, бодрствуя и собравшись вместе в церкви, пребывайте всю ночь в бдении, молитвах и прошениях к Богу» [7] .
В IV веке Великий пост перестал быть недельным. Однако единой формы проведения поста тогда еще не было. В разных местах продолжительность поста составляла шесть, семь или восемь недель [8].
Согласно Сократу Схоластику [9], в это время «разногласия касаются не только числа постных дней, но и понятия о воздержании от яств; потому что одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц, говоря, что птицы, по сказанию Моисея, также произошли из воды. Одни воздерживаются даже от плодов, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа, вкушают потом всякую пищу» [10]. По Сократу, признаком поста было то, что в постный день не было завтрака, а только обед или ужин.
В IV – V веках предпасхальный пост становится Четыредесятницей, что оказалось тесно связанным с учреждением чина для оглашенных и чина для кающихся, торжественное принятие которых в церковь приурочивалось ко дню Пасхи. По чувству братства и любви в посте оглашенных и кающихся стали принимать участие все верующие. После Пасхи, в период Пятидесятницы, никто не постился и не преклонял колен, ибо это было время радости и покоя.
Кроме Великого поста с давних пор были известны еще три меньших, иногда называемых малыми четыредесятницами. Все они зародились в глубокой христианской древности, но что касается их продолжительности, способа провождения и положения в составе церковного года, то в этом отношении они определились только в период IX – XII веков. Из исторических данных ранее других становится известен Петров пост, почти одновременно с ним пост Рождественский и уже после них — Успенский пост.
Хотя празднование дня апостолов Петра и Павла было установлено в V веке, начало зарождения Петрова поста отмечено в «Апостольских Постановлениях», согласно которым «после нея (50-цы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления» [11]. Из этого следует, что первоначально Петров пост был семидневным и связан с Пятидесятницей, так как после нее апостолы, совершив пост и молитву [Деян. 13, 3], начали свое проповедническое дело. Впоследствии пост св. апостолов был продлен вплоть до Успения. «Он начинался сразу после недели Всех Святых и продолжался до 14 августа! Это означает, что он был самым продолжительным постом в году … при поздней Пасхе составлял 55 дней, а при ранней достигал 89 дней… В дальнейшем, по свидетельству преподобного Анастасия Синаита, святого VII века: «святыми же отцами экономии ради он был усечен … как мне кажется, более из-за нерадения и нежелания людей; простирается же он до праздника святых апостолов, потом – разрешение; затем постимся с начала августа до Успения Пресвятой Богородицы, потом – разрешение»» [12].
Таким образом, Успенский пост выделился из изначально более продолжительного Петрова поста. В древней Церкви были разногласия касательно его продолжительности; поводом к ним служил праздник Преображения, так как в этот день некоторые разрешали себе употребление мясной пищи.
Одно из первых упоминаний о Рождественском посте принадлежит Иоанну Златоусту, который в беседе на память мученика Филогония, говоря о приготовлении христиан к празднику Рождества Христова, замечает, что сила приготовления состоит не в количестве дней, а в качестве труда, а потому довольно и пяти дней поста, чтобы достойным образом встретить этот праздник [13]. Вплоть до IX века обязательность этого поста еще оспаривалась. В разных местах он имел неодинаковую продолжительность.
Кроме известных сейчас постов существовал и другой пост, который с течением времени совершенно вышел из практики. Это «многодневный пост перед Воздвижением Честнаго Креста Господня. Только для мирян он был однодневным – сам день праздника Честнаго Креста. Что же касается монахов, то они начинали пост за 4 – 14 дней до праздника» [14] .
Таким образом, повсеместная практика четырех многодневных постов сложилась только в средневековье. При этом еще довольно долго единых правил проведения постов не существовало, но в целом они были мягче по сравнению с нашим Типиконом, что проявлялось в меньшей длительности Рождественского, Петрова и Успенского поста. Например, патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон считал, что их продолжительность, во всяком случае для мирян, не должна превышать одной недели: «Один только четыредесятидневный пост есть – святой Великой Пасхи. Что же до того, чтобы более семи дней перед праздниками святых апостолов, Успения или праздником Рождества Христова поститься, то сие либо от своего произволения, либо от понуждения монастырскими уставами» [15].
Более мягкими были и правила вкушения пищи во время постов. « В меньшие посты, даже по будним дням, разрешалось монахам есть с маслом, не говоря про дни праздничные, в которые позволялось даже употребление сыра и яиц. Миряне в будние дни этих постов ели сыр и яйца; по крайней мере, так поступали некоторые из них» [16]
Не так строги были и правила проведения Великого поста. Некоторые монастырские уставы в субботу и воскресенье разрешали вкушение не только черепокожих (устриц и мидий), но и рыбы, а в будние дни Великого поста вареной пищи с елеем [17].
Существовавшие в то время описывающие порядок богослужений и постов разнообразные Типиконы формировались, главным образом, под влиянием двух уставов: Студийского и Иерусалимского. Студийский устав своим происхождением обязан прп. Феодору Студиту († 826 г.), настоятелю Студийского монастыря в Константинополе. В русской церкви этот устав был введен прп. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской лавре, откуда он распространился и в другие монастыри. На Руси он держался до половины XIV в., после чего стал уступать более строгому Иерусалимскому уставу, основание которого было положено в VI веке св. Саввой Освященным. В последующие столетия иерусалимский Устав неоднократно дополнялся благодаря трудам Иоанна Дамаскина († 777 г.), Козьмы Маюмского, монахом обители св. Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским, а также Никоном Черногорцем (XI в.) и Филофеем, патриархом Константинопольским.
В XV в. Иерусалимский устав вытеснил окончательно студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южно-славянских и на Руси. Для России Иерусалимский устав был переведен под названием «Ока Церковного» прп. Афанасием, основателем Высоцкого Серпуховского монастыря, жившим в Константинополе в конце XIV и начале XV в. Составленное на его основе первое официальное печатное издание Типикона в России относится к 1610 г.
Как провести Рождественский пост, рождество и Святки
Как произошло рождение Спасителя
Изгоняя наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Спасителя (Быт. 3, 15), и неоднократно повторял это обещание (Быт. 22, 18; 2 Цар. 7, 12-13), чтобы приготовить людей к Его принятию. Все преобразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились.
В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что «мудрый Создатель опять возстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся Вселенная ожидала небесного Искупителя.
Перед рождением Спасителя римский император Август, который правил тогда и покоренной Иудеей, повелел произвести во всей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то они и направились в этот город.
В этом городе и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14); И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).
Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно в правление римского кесаря Августа в лето от сотворения мира 5508: „повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечшагося Бога нашего, вписались с число верных». “Повинуясь кесареви повелению, Христе, ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными» — поет Церковь в Каноне на Рождество Христово.
Родившийся в вертепе, Младенец, повитый пеленами, был положен в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека. „Во яслех восклонись Господь, да безсловество человечества исправит. В безсловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити безсловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да расторгнеши пленицы прегрешений моих“.
Но ни ночной мрак, ни вертеп, ни ясли, ни пелены — эти первые образы Его смирения и уничижения — не могли утаить Божественной славы Младенца. О рождении Младенца тотчас узнали вифлеемские пастухи и восточные мудрецы, то есть „простецы и мудрецы“. Пастухи, пришедшие в вертеп после явления им Ангела с воинством небесным, поспешили в Вифлеем и первыми поклонились Младенцу-Господу.
Перед Его рождением явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда. Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Числ. 24, 17). Необычная звезда привела с востока, на поклонение новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов, которые, падши пред ним, поклонились и поднесли Ему дары — золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — »яко человеку смертну".
По изречению Церкви, не только пастухи и волхвы узнали и исповедали Христа Спасителя, но и каждая тварь принесла родившемуся Господу дар: Ангелы — пение, небеса — звезду, пастыри — чудо, волхвы — дары, земля — вертеп, пустыня — ясли, люди — Матерь Деву, язычество — начаток христианства в своих волхвах.
Так, в Вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя просияла Божественная слава.
Как был установлен Рождественский пост
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. — Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.
Зачем установлен Рождественский пост
Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
«Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Когда начали праздновать Рождество Христово
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.
Как питаться в Рождественский пост
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. — Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно — будут поститься недобровольно...
40 дней Четыредесятницы символизируют библейские 40 дней, которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому 40 дней поста – это дни подготовки к очищению и христианской жизни в целом. Первая и последняя недели великого поста отличаются особой строгостью.
Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Название этот день приобрел по традиции очищения дома от «духа масленицы». В этот день принято также ходить в баню, чтобы очиститься телесно.
Первое воскресенье Великого поста ознаменовано «Торжеством православия». Во время этого праздника в центр Храма выносятся иконы, и в конце Литургии священнослужители совершают молебное пение в середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери.
Во второе воскресение Великого поста принято вспоминать одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Именно он учил свою паству, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным светом.
Вторая неделя Великого Поста связана с тайной света. Православные христиане путем молитв и духовного очищения во время поста могут увидеть его в Светлый праздник Воскресения Христова. Святитель Григорий Фессалоникийский учил о том, что свет Преображения есть свет несотворенный. Именно его должны увидеть истинные христиане.
Третье воскресенье ознаменовано тем, что за Всенощной выносится и предлагается для поклонения верующим Святой Крест. Кресту поклоняются с молитвой: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на Литургии вместо трисвятого. Символика Креста призвана напомнить верующим о страданиях и смерти Господней и укрепить их силы для продолжения поста.
В четвертое воскресенье верующие вспоминают Св. Иоанна Лествичника, который показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.
В четверг на пятой неделе совершается «стояние Св. Марии Египетской». Жизнь этой женщины, в прошлом великой грешницы, стала символом истинного покаяния и возможности из греха возойти к Господу. Она также является символом милосердия Божия к кающимся грешникам.
В субботу на шестой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота и называется Лазаревой субботой.
Что такое пост?
А нужен ли он человеку? Многие говорят, что он даже вредит нашему здоровью. Зачем тогда поститься? Почему я должен лишать себя удовольствия вкусно с аппетитом съесть свой обед, ужин. Ведь всю пищу — »хлеб наш насущный" дает нам сам Бог, Которого мы об этом просим ежедневно в молитве «Отче наш...».
Итак, что такое пост? Это воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла, яиц, а также умеренное потребление любой еды и питья. Как учит церковь и как свидетельствуют святые Отцы древнейших и наших времен, такое воздержание необходимо человеку как способ так называемого умерщвления плоти нашей, которая является порождением греховных страстей.
Без преувеличения можно сказать, что от поста зависит внутренняя, духовная жизнь человека. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто не радеет о посте, приводит в колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. С сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню, и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится Сам законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон? Однажды ученики Христа спросили Его: почему они не могли исцелить бесноватого человека, он им ответил: „Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста“ (Мк.9,29). Таким образом, Христос подтвердил важность поста для одоления демонической силы.
»Пост тела есть пища для души", — замечает св. Иоанн Златоуст, а св. Василий Великий так продолжает: «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе».
Действительно, не есть ли пост как наказание тела для того, чтобы усмирить его буйство и сделать недоступным для страстей? Так утверждает и Апостол Павел, говоря: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12,10). Недопонимание главной сути поста и вызывает у многих беспокойство о своем здоровье.
Употребляя часто мясную пищу и нарушая посты, человек забывает, что через вкушение мяса рождаются греховные страсти, а от них — болезни плоти и души. Надо уяснить, что не изысканные блюда и мясо дают нам здоровье, а Бог. Он дает нам жизнь, здоровье, силы и разум. Ими мы руководствуемся себе на пользу, а не во вред.
Согласно Уставу, церковь разрешает в праздничные дни на трапезе «велие утешение братии», то есть позволяет нам в меру исполниться радостью наслаждения вкусной и разнообразной пищей, которую нам дает Бог.
Своеобразное назидание преподают нам святые Отцы, когда говорят: «Тело — это осел, на котором мы должны доехать до небесного града Иерусалима. Если недокормишь его — свалится, если перекормишь — взбесится, поэтому надо всегда держаться золотой середины — идти царским путем».
Святые, жившие на протяжении многих веков, доказали своей постнической жизнью неоценимую полезность поста. Вспомним Марию Египетскую, которая более сорока лет пребывала в пустыне, где питалась одними кореньями трав. Вспомним преп. Симеона Столпника, ничего не вкушавшего во весь Великий пост и дожившего до 103 лет. Преподобный Макарий Александрийский вкушал пищу один раз в неделю, а почил столетним старцем. Преп. Анфим, как и Симеон, кроме св. воды, весь Великий пост проводил без еды, ничего не принимая, а прожил 110 лет. Некоторые отцы жили еще дольше: Павел Фивейский — 113, а св. Алипий — 118 лет. Многие из подвижников нашего времени питались одной просфорой в день, другие принимали пищу только по воскресным дням, а их здоровье и долгожитие не вызывают сомнений.
Ясно, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.
Надо отметить еще и тот немаловажный факт, что пост телесный обязательно должен быть тесно связан с постом духовным, состоящим в усердной молитве и обуздании своих греховных привычек — будь то гнев и раздражение, злоба и ненависть, ложь и зависть.
Именно это церковь особенно подчеркивает при наступлении Великого поста в своем богослужении, призывая всех: "… постимся, братие, телесно, постимся и духовно", «отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13,13). А подвижники благочестия, испытавшие на себе благодатное действие молитвы и поста, уподобляли их двум крыльям, которые помогают душе человека возлетать на небо, к Богу.
Вся наша жизнь, наша душа укрепляется и преображается только тогда, когда мы ей — душе — подчиняем тело. Но от противников поста, — как верующих так и неверующих — нередко можно слышать крылатую фразу из Евангелия: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека...» или слова Апостола Павла: «Пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8,8).
Разумеется, пища сама по себе не может ни осквернить человека, ни тем более приблизить его к Богу. Однако сам человек должен избегать или по крайней мере ограничивать себя во всем том, что способствует увеличению и усилению его плотских страстей: мяса, сала, масла животного, яиц, сладостей, специй и спиртных напитков, доводящих человека до скотского состояния. Надо понять, что пост как таковой, — это не борьба с плотию. Плоть человеческую, как и душу, создал Бог. Пост — это борьба с извращенностью плоти. Когда человек не владеет своим телом, то есть не имеет воли обуздать его, то он становится рабом своей плоти, рабом пищи, пития или иных неограниченных удовольствий.
Короче говоря, пища, как вещь, начинает господствовать над человеком. Вспомним слова Христа, когда Он сказал диаволу, искушающему его в пустыне: " Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 1,4). Значит, прежде надо питать себя словом Божиим, а потом хлебом. Молитвенное общение с Богом, Подателем всех благ есть духовная пища для человека, и это — прежде всего.
Вот почему всегда, а тем более в дни поста, мы не должны вкушать ничего того, что служит усилению плоти и способствует не торжеству, а подавлению духа.
По этому поводу св. апостол Павел говорит: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7,24).
В заключение хочется привести замечательные слова св. Василия Великого: «Поскольку мы не постились, то низринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай!» И в этом спасительном делании нам помогает Церковь — она установила 4 поста в году:
Великий пост — 40 дней; к нему присоединяется Страстная седьмица — последняя неделя перед Пасхой.
Петров пост начинается через неделю после праздника Св. Троицы и кончается 12 июля, на праздновании св. апостолов Петра и Павла.
Успенский пост в честь Пресвятой Богородицы — с 14 по 27 августа.
Рождественский пост — с 28 ноября и до 7 января.
Кроме того, строго постными днями являются: День Воздвижения Креста Господня — 27 сентября, день Усекновения главы св. пророка и Крестителя Господня — 11 сентября, а также Рождественский Сочельник — 6 января и Крещенский Сочельник -18 января.
Не надо забывать и о постных днях — среде и пятнице — круглый год.
Соблюдение постных дней тем более необходимо тем, кто готовится ко св. Таинству Причащения.