Реферат по предмету "Религия"


Истории религий Дао де Дцин

Чжун Ли-цюань
Глава восьмибессмертныхжил во временадинастии Чжоу(1122 — 249). Он обладалсекретом изготовления
эликсира жизни и порошка перевоплощения. Его обычно
рисуют толстым человеком с обнаженным животом. Иног-
да он держитв одной рукеперсик, а в другой- веер, с помощьюкоторого оживляетдуши усопших.
Легендарассказывает, что, когда ЧжунЛи-цюань появилсяна свет, странноесияние озарилокомнату. Поэтомуребенку предсказалинеобыкновенноебудущее. Да ина-
ружность его была не совсем обычной: огромная голова,
широкий лоб, толстые уши, длинные брови, красный нос,
квадратный рот, полные щеки и ярко-красные губы. Руки
его при рождениибыли такимидлинными, словноу трехлетнегоребенка. Целыхсемь дней младенецничего не ели не плакал.
Когда Чжун Ли-цюань вырос, он сделалсяполководцем
и удостоилсясамых высокихмилостей императора.Однажды инородческоеплемя туфань, жившее на северо-за-
паде, совершилонабег на пограничнуюместность. Пятьтысяч китайскихвоинов подначальствомЧжун Ли-цюаня
были посланынавстречунеприятелю, Сначала военноесчастье благоприятствовалокитайцам; ново время гене-
ральногосражения, когдауспех уже склонялсяпо обыкновениюна сторону ЧжунЛи-цюаня, надполем боя про-
летел духдругого бессмертного- Ли Те-гуая, сказавший: «Э, да это там, внизу, тот самый ЧжунЛи-цюань, которо-
го следовалобы превратитьв духа, чтобыон мог возвыситьсянад миром. Ксожалению, онне постиг даои слиш-
ком любитпочести и славу.Если он и теперьвыйдет победителемв бою, то императорскиемилости и наградысо-
всем вскружатему голову; онокончательнопогрязнет втщеславныхмирских желаниях, и это навсегдазакроет ему
путь к дао… Нет, лучше будет, если я придам делу дру-
гой оборот: пусть Чжун Ли-цюань потерпит поражение;
это заставитего покинутьсуету мира.Тогда в уединениион сможет понять, свои заблуждения, вникнет в учениео дао и настольковозвысит свойдух, что будетдостоин вой-
ти в сонмБессмертных».
Тотчас же после этих слов Ли Те-гуай превратил-
ся в старика, явился к потерявшемуверу в победувоеначальникуплемени туфаньи открыл емуспособ, с помощью
которого он может разбить китайскую армию. Воины ту-
фань с новой энергией бросились, в битву и разбиликитай-
цев наголову.Сам Чжун Ли-цюань, спасаясвою жизнь, верхом умчалсяс поля сраженияв пустынныедебри, так
как вернутьсяк императорус позором онне мог.
Будучи нполном отчаянии, Чжун Ли-цюаньвстретил монаха, к которому иобратился засоветом: чтоему теперь делать? Монах пригласил его к себе. Долго шли они вместе, пока не достигли жилища Наставника ВосточногоКитая.
Старец хозяиноказал ЧжунЛи-цюаню радушноегостеприимство, а затем посоветовалему отказатьсяот всех егочестолюбивыхзамыслов.
Почувствовавк наставникуглубокую симпатию, Чжун Ли-цюаньпопросил старцапринять огов ученики ипри-
общить к тайнежизни. С тогодня на высокой Горе трех
вершин он постепенно приучался к новой жизни. В это
время в томкраю был сильныйголод; людиумирали тысячами.Здесь впервыеЧжун Ли-цюаньприменил своизнания на благолюдям: обрабатывая медь и оловокакой-то волшебнойжидкостью, онпревращал ихв серебро, котороераздавал беднякам.Так он спасмножестволюдей.
Однажды онсидел, глубокозадумавшись.Вдруг каменнаястена со страшнымгрохотом раскололасьна две поло-
вины, и из расщелины появилась нефритовая шкатулка.
Чжун Ли-цюаньоткрыл ее инашел в нейтаинственноенаставлениео том, как статьбессмертным.Он последовал
этому наставлению. Внезапно его комната наполнилась
разноцветными облаками, послышалась прелестная музы-
ка, и небесный аист предложил аскету отправиться вместе
с ним в странубессмертия.С этого временион сделалсябессмертным.Веер, с которымего изображают, по даос-
ским верованиям, обладает чудесной способностью воз-
вращатьжизнь умершим.
По другойверсии, женившисьна красивойдевушке, ЧжунЛи-цюань вернулсяв родную деревню, где решил
заняться изучением философии. Как-то прогуливаясь, он
обратил внимание на молодую женщину в траурном одея-
нии, котораясидела у могильногохолма и вееромобмахиваларазрыхленнуюземлю. На вопросЧжун Ли-цюаня,
что это означает, женщина ответила так: покойный муж
перед смертьюпросил ее невыходить вторичнозамуж до техпор, пока земляна его могильномхолме не высохнет.
Теперь, найдяжениха, онахотела бы повозможностибыстрее высушитьземлю на могилепокойного мужа, поэтому
и обдуваетее веером.
Чжун Ли-цюаньпредложилпомочь женщине, Взяв у нее веериз рук, он призвална помощь духов.Могильный холмвскоре сталсовершенносухим, Вдовапоблагодарилаза помощь иудалилась, оставив свойвеер,
Когда молодаяжена Чжун Ли-цюаняувидела у неговеер, она захотелаузнать, откудаон его взял.Муж рас-
сказал о встрече на кладбище. Жена страшно возмутилась
таким поступкомвдовы, обвинивее в отвратительнойбезнравственности.Эти слова женынавели ЧжунЛи-цюаня намысль проверитьее чувства.
Прошептавсоответствующиезаклинания, он притворилсямертвым. Вмигперед мнимоймолодой вдовойпо-
явился красивый молодой человек, и через несколько дней
она согласилась выйти за него замуж. Жених сказал, что
для помолвкинеобходимокакое-то снадобье, которое можноприготовитьтолько из мозгаее покойногомужа. Вдовасогласилась, исполнитьпросьбу своегожениха и открыла
гроб. Каковже был ее ужас, когда она обнаружила, что ее бывшиймуж ожил и вэто же самоевремя женихбесслед-
но исчез. Не в силах перенестипозора, женщинапокончила
собой.
После случившегосяЧжун Ли-цюаньподжег свойдом, оставивтолько веери священнуюкнигу «Даодэцзин».
Ли Те-гуай
Этот бессмертный обыкновенно изображается хромым
нищим, опирающимся на посох. В правой руке он держит
тыкву-горлянку, в которой находитсяснадобье, обладающеетаинственнойсилой — с егопомощью можноотделять душуот тела.
Презиравшиймирскую суетуи все соблазнымира, Ли Те-гуайвел аскетическийобраз жизни, удалившисьв горное ущелье, где нашел пещерус каменнойдверью. Сороклет он прожилв горах, изучаятайну бессмертия.Сидел на циновкеиз тростника, часто забываяо пище. Он настолькоискусно владелтайной магиина земле, чтобыл приглашенна небо заниматьсяэтим же делом.Туда он явилсяв образе духа, оставив своетело на землена попеченииученика.
Однажды, когдаЛи Те-гуайотсутствовалслишком долго, его ученик, решив, что ондействительноумер, сжег
тело учителя.Через некотороевремя Ли Те-гуай, вернувшисьс гор Долголетияна землю, необнаружилсвоего
тела. Он сталискать трупнедавно скончавшегосячеловека, вкоторого смогбы перевоплотиться, но найти трупздоровогочеловека несмог, поэтомупришлось емуперевоплотитьсяв хромого нищего.
Ли Те-гуайчасто появлялсяна земле. Иногдаон принималвид старика, продающеголекарственныеснадобья. Вжилище он ненуждался: вешална стену сумку, ночью впрыгивалв нее, а на другойдень утромвылезал оттуда.
Существовалаи такая легенда.Считая некоегоЧаоду достойнымвеликой чести, Ли Те-гуай хотелсделать егобессмертными приказал емуследовать засобой в горящуюпечь. Чаодупринял Ли Те-гуаяза обыкновенногонищего и, несмотряна все его доводы, отказался пойтиза ним. ТогдаЛи Те-гуай бросилв реку листокбамбука и предложилему отправитьсяна тот берегна этой «лодке».Чаоду вновьиспугался.Тогда Ли Те-гуайсказал: «Тыслишком забо-
тишься о земном и не сможешь сделатьсябессмертным»,
Сам же вскочилна бамбуковыйлисток и переплылреку.
Ли Те-гуайсчитаетсяпокровителеммагов, волшебников, чародеев.
Лань Цай-хэ
Это был юродивый.Летом од ходилв ватном халате, а зимой легкоодетый частовалялся наснегу. Платьеего, подпоясанноечерным поясом, представлялособой настоящеерубище. На однуногу был надетсапог, другая- была босая.Распевая песни, которые тутже импровизировал, он
бродил порынкам и просил милостыню.Когда ему бросали
монеты, онраздавал ихили, нанизавна веревочку, таскал
за собой поземле и, когдаони рассыпались, даже не оглядывался.Лань Цай-хэ былпьяницей. Однажды, сидя в ка-
бачке и забавляяприсутствующих, он вдруг услышал.пение святыхдаосов. В тотже миг он бесшумноподнялся в небо- его подхватилооблако. ЛаньЦай-хэ сбросилвниз сапог, халат, пояс.Облако взвилосьввысь, становясьвсе меньше именьше, и с техпор никто ужена земле неслы-
хал про ЛаньЦай-хэ.
Этот бессмертныйсчитаетсяпокровителеммузыкантови изображаетсяс флейтой ируках.
Люй Дун-бинь
Преданиеговорит, чтомать почувствовалаего зачатиев тот момент, когда ее комнатанаполниласьнежным, тон-
ким ароматом, раздалась небесная музыка и белый аист
спустился с неба на кровать и внезапно исчез. Младенец
родился с шеей аиста, спиной обезьяны, туловищемтигра
и щекамидракона. Глазаего напоминалиглаза птицыфеникс, бровибыли густые, плечи широкие, нос слегка гор-
батый, кожабледно-желтогоцвета, окололевой бровивиднеласьчерная родинка.С самого детстваон был развитне по летам имог ежедневнозапоминатьпо десяти тысяч
слов; безвсякой подготовкион овладеллитературнойречью.
Сначала ЛюйДун-бинь сделалкарьеру напоприще науки, Он был удостоенученой степеницзиньши и служил
в управлении области Техуа (в нынешней провинции
Цзянси).Там в горах он встретилбессмертного Чжун Ли-
цюаня и стал под его руководством изучать тайнымагии,
научилсяготовить эликсири узнал способделать золото.
Он также всовершенствеизучил фехтованиеи искусствостановитьсяневидимым.
Чжун Ли-цюаньпосвятил егов тайны ученияо дао, и в 50-летнемвозрасте онсделался бессмертным.
Пройдя счестью всеиспытания, ЛюйДун-бинь овладелискусствоммагии и получилмеч «чудесногомогущества»(его часто изображаютс мечом за спиной).Целых четыресталет он странствовалс этим мечомпо земле, избавляялюдей от горяи зла, убиваядраконов и тиг-
ров.
Когда-то онпоклялся ЧжунЛи-цюаню, чтобудет всемисилами направлятьсвоих товарищейк познанию дао.Однажды ЛюйДун-бинь пришелв местечко Юэянпод видом торговцамаслом. Он хотелсделать бессмертнымивсех тех, ктоне станет домогатьсявыгоды припокупке масла.Целый год онпродавал масло, встречая толькожадных и недобросовестныхпокупателей; лишь одна женщинаоказаласьчестной и нетребовалабольше, чем ейследовало. ЛюйДун-бинь пошелк ее дому и бросилв колодец посредидвора несколькозерен риса.Вода тотчаспревратиласьв вино, и стараяженщина, торгуяим, выручиламного денег.
Затем ЛюйДун-бинь убилдракона, причинившеголюдям бесчисленныебеды, и отказалсявзять за этонаграду. Вообщеон сотворилмного чудес, делая добро, но только людямс открытымсердцем.
Хэ Сянь-гу
Еще в раннемдетстве онавстретила ЛюйДун-биня, который, предвидя будущеедевочки, подарилей персик бессмертия.Она съела толькополовину егои с тех пор почтине нуждаласьв земной пище.На рисункахХэ Сянь-гуизображаетсянеобычайнокрасивой девушкойс цветком лотосав одной руке, а в другой онадержит широкуюплетеную корзинку, иногда наполненнуюцветами..
Хэ Сянь-гупокровительствоваладомашнемухозяйству ипредсказывалалюдям судьбу.
По другойверсии, превращениедевушки в бессмертнуюпроизошло так.Ей было четырнадцатьлет, когда однаждыона увиделаво сне духа, который сказал:
— Если хочешьдостичь бессмертия, прими жемчужныйпорошок.
Проснувшись, она исполнилауказание, ивдруг тело еесделалосьлегким, как быневесомым, ивечным.
Вскоре к ХэСянь-гу пришлибессмертныеЛи Те-гуай иЛань Цай-хэ ипосвятили еев тайны дао ибессмертия.С этого времениона проводилавсе дни в одиночестве, странствуяпо горам и, едвакасаясь землиногами, с необычайнойлегкостьюпереносиласьс одной вершинына другую. Домойона возвращаласьтолько к ночи, принося с собойсобранные задень лекарственныеи волшебныетравы и фруктыдля матери.
Хань Сян-цзы
Хань Сян-цзыбыл племянникомзнаменитогоХань Юя, ученогои министра, жившего с 768 по824 г. при импера-
торах танскойдинастии.
Несмотряна свои глубочайшиепознания, дядяобладал характеромбеспечным илегкомысленными блестящуюкарьеру считалединственнойцелью жизникаждого человека.Племянник былему прямойпротивоположностью: он не обращалникакого вниманияна все соблазны, привлекающиемолодежь, сжаром предавалсяпостижению
мистики иотвлеченныхнаук. Дядя доказывалему необходимостьизучения классическихкниг, для тогочтобы
он смог сдатьгосударственныеэкзамены иподняться послужебнойлестнице. Ноюноша думалиначе. Они немогли столковаться, и племянникоставил домдяди, решивпредатьсяизучению интересующихего предметов.
Отправившисьна поиски учителя, он случайновстретил мудрогоЛюй Яня. Слушаяего наставления, он быстро постигалучение о дао.
Однажды онипришли в страну, где в изобилииросли «персикидухов». ХаньСян-цзы хотелсорвать несколькоплодов и дляэтого влез надерево. Вдругсук под нимподломился, он упал на землюи умер. Но в тотже миг воз-
несся на небо — уже как бессмертный, без страданийи
боли.
Желая приобщитьк дао своегодядю, Хань Сян-цзыприбег к помощиволшебства, так как знал, что обычные
убежденияна старогочеловека неподействуют.
Случилосьв это время, что засухаохватила огромныепространства, и императорприказал ХаньЮю совершитьторжественноевсенародноемоление Небуо ниспослании
дождя. Носколько Хань Юй ни молился, небо оставалось
безоблачным, и министру грозило увольнение со службы и
лишениетитулов. ХаньСян-цзы воспользовалсяэтим случаем, Приняв образдаосскогомонаха, он сказалминистру,
что у негоимеется «большойзапас дождяи снега». Таккак положениеХань Юя былобезвыходно, сообщениемонаха чрезвычайноего обрадовало; он тотчас послалк даосу
чиновникас просьбойвызвать дождь.Монах поднялсяна тот самыйпомост, гденедавно министрбезрезультатномо-
лился, и произнесмагическиезаклинания, И вдруг дрогнулии заколыхалисьнеподвижнодо тех пор висевшие
листья деревьев, и горячий воздухпронизала волнахолода. Наюго-восточнойстороне небапоказалосьбыстро растущееоблако. Скорооно охватиловсе небо; хлынулли-
вень. Вскоредождь перешелв снег, которыйтолстым слоемпокрыл всевокруг.
Этот случайпоколебалнедоверие ХаньЮя к знаниямдаосов, но всееще не привелего на правильныйпуть.
Прошло ещенекотороевремя. Хань, Юйпраздновалдень своегорождения. Множествогостей и родственников
веселились и его доме. Пирбыл в полном разгаре, когда
вошел Хань, Сян-цзы в образемонаха, Он такжепоздравилминистра, затемстал декламироватьимпровизирован-
ные стихи, в которых говорилосьо цветах, мгновеннорасцветающих.
— Ну что выпустяки говорите,-воскликнулхозяин,- развеможет цветокнаперекорзаконам природыв
один миграспуститься?
Тогда ХаньСян-цзы взялсосуд, наполнилего землей инакрыл тазом.Через несколькоминут даосслегка при-
поднял таз, и все увидели, как из землипоказалсяросток;
он быстро увеличивался и скоро превратился в пышное
растение с двумя бутонами, которые распустились в два
роскошныхцветка...
Хань Сян-цзыизображаетсячасто с корзинойцветов. илифруктов в рукахи считаетсяпокровителемсадовни-
ков.
Чжан Го-лао
Из всех восьми бессмертных Чжан Го-лао самый ста-
рый по годами самый благоразумный.За это его ипрозвали лао- «старый»,«почтенный»,«уважаемый».Жил он
отшельникомв горах и всюжизнь скитался.
Чжан Го-лаовсегда ездилна белом мулелицом к хвосту, проезжая задень по несколькудесятков тысячли.
Когда бессмертныйостанавливалсягде -либо, онскладывал мула, как будто тотбыл вырезаниз бумаги, иклал его в сосудиз бамбука. Акогда нужнобыло ехатьдальше, брыз-
гал на сложеннуюфигурку водоюизо рта, и мулснова оживал.
Чжан Го -лаопокровительствовалсупружескомусчастью и рождениюдетей. На популярномв народе рисунке
он изображен сидящим на муле и подносящим младенца
толькочто повенчаннойпаре.
Чжан Го-лаосчитают такжепокровителемизящных искусств.Он часто изображаетсяс бамбуковымсосудом длякистей.
Цао Го-цзю
Существуетнескольколегенд о том, почему этотчеловек изменилсвой прежний, земной образжизни и стал
бессмертным.
Однажды, говорится водной из легенд, семь гениев, достигшихбессмертия, пировали внебесной Странеблажен-
ных. В разгарпира Ли Те -гуай, бывший обыкновеннораспорядителемвсех празднеств, сказал:
— Друзья, насздесь семеро.Мы занимаемсемь из восьмигротов в небесныхсферах. Еслибы еще одногобес-
смертногоприбавить кнам, то наш кругбыл бы замкнут.Но знаете ливы кого-либодостойногозанять месторядом
с нами?
— Если вы поднялиэтот вопрос,-отвечали емудругие,- то, вероятно, у васесть кто-нибудьна примете!
— Да, я слышал, что у императрицыЦао,- ответилЛи Те-гуай,- естьмладший брат, нравственныекачества которогои стремлениясоответствуютнашим взглядам.
Как вы полагаете, не следовалобы принять егов наше общество?
Это предложениебыло одобреновсеми. ЧжунЛи-цюань взялсяиспытать, насколькоискренне братимператри-
цы (его звалиЦао Го-цзю) стремится к постижениюдао.
Если испытаниепройдет успешно, то Чжун Ли-цюаньпревратит егов бессмертного.
Был у ЦаоГо-цзю младшийбрат, Цао-эр, который творилвсякие мерзостии вел распутныйобраз жизни.
Все это в высшей степени оскорблялоЦао Го-цзю, кото-
рый представлял прямую противоположность своему бра-
ту. Все усилияЦао Го-цзю исправитьЦао-эра былинапрасны — онтолько восстановилбрата противсебя.
— Законы природы,- пробовал Цао Го-цзю убедить
юношу,- созданытак, что люди, творящие добро, будут благоденствовать, а поступающиедурно — погибнут, Мне
стыдно затебя; болеетого, я в ужасепредвижу твоюсудьбу.
Сам Цао Го-цзюс тех пор сталраздаватьденьги нищим, расстался ссемьей и друзьями, оделся в даосское
платье и зажилотшельникомв горах.
Однажды егопосетили дватаких же, каки он, отшельника.Это были бессмертныеЧжун Ли-цюаньи Люй Дунбинь.Они спросили, что он делаетв одиночестве.
— Единственнаяцель моегопребыванияздесь,- ответилЦао Го-цзю,- этовоспитать всебе дао.
— Где же находитсядао? — спросилиего.
— Дао — там,- ЦаоГо-цзю указална небо.
— А где же небо?- спросилибессмертные.
Вместо ответаЦао Го-цзю указална свое сердце.
Чжун Ли-цюаньулыбнулся исказал:
— Сердце естьнебо, а небоесть дао. Выпроникли кпроисхождениювещей!
Тотчас жеЦао Го-цзю былпревращен вбессмертного.
Цао Го-цзюизображаетсяс большимикастаньетамив руках и считаетсяпокровителемактеров.
Легенды овосьми бессмертныхполучили самоеширо-
кое распространение и народных сказаниях, театральных
представлениях, а также в изобразительном искусстве
Китая.
Представлениядаосов о раеи аде во многомблизки буддийским.Однако в нихесть и немалосвоеобразного.
Даосскийрай известенпод названиемшоу-шань — горыДолголетия.Эта странаблаженстваизображаласьв
виде горного массива, из которого видны озера, протоки,
скалистыеберега, мостики, беседки, сосновыеи персиковыерощи. В раюпрогуливалисьдаосские божества, а над
ними в воздухепарили журавлии проносилисьбыстроногиескакуны.
Даосскийад (обычно егоназывали Земляжелтого источника), по преданию, находилсягде-то средимрачных скал в провинции Сычуань и представлял собой десятиэтажное сооружение. На каждом из этажей помещалосьособое отделение, которое напоминало китайский суд во главес судьей. Адобслуживали писцы, чиновники и палачи, одетые в халаты, подбитые тигровой шкурой — это служило признаком их свирепости. Грешник последовательно проходил все десять отделений ада, и в каждомего ждало суровоеиспытание.
Служителейкульта в даосскойрелигии подразделялина две основныегруппы. К первойотносилисьмонахи, за-
нимавшие высшее положение в даосской иерархии. Они
жили прибольших монастырях, получали хорошееобразование, постояннозанималисьизучениемдревних трак-
татов. Отмирян они отличалисьодеждой и прической.Это была наиболееквалифицированнаяи образованнаячасть даосскогодуховенства.Под их руководствомпроходили курсобучения молодыепроповедники, маги, гада-
тели, составлявшиекак бы вспомогательныйсостав жрецовдаосизма ивыполнявшиеповседневнуюслужбу в храмах.
Главноезанятие второйгруппы даосов- служителейкульта заключалосьв заклинаниидемонов. Даосскиеобряды совершалимногочисленныежрецы, призванныебо-
роться созлыми духами, которые приносятлюдям всевозможныебедствия: недороды, наводнения, болезни и т. д.Существовало, например, поверье, что от мертвецаисходит дурноевлияние. Даосскиемонахи должныбыли пресечьэто влияниев тех семьях, где умиралкто-нибудь изродственников.После сожжениякурительныхсвечей и
прочтенияустановленныхмолитв жрецыотрубали головупетуху и обрызгивалиего кровьюжилище, зараженноедурным влиянием, произнося приэтом заклинания.
Традиционныйдля Китая культпредков привсем широкомраспространениив стране неоказывал быстройи
непосредственнойподдержкиверующим вконкретныхделах. Этотнедостатоквосполнялиидолы, к которымнаселениеобращалосьв тех случаях, когда необходимабыла «неотложнаяпомощь», Большинствоидолов имелобуддий-
ское происхождение, что подтверждалосьих внешнимвидом и формамипоклонения.Остальныепредставлялисобой изображениянациональныхкитайских богов- государст-
венных мужей, полководцеви героев древности, в разное времяпричисленныхимператорскимиуказами к ликусвятых. И техи других идоловверующие почиталив рав-
ной мере, считая, что всебоги получаютот Неба такуюже власть, какчиновники отимператора, и потому должны
приходитьна помощь людям.
Посколькуидолы самиговорить неумели, то, естественно, необходимыбыли посредники, которые моглибы
передатьих ответы молящимся, а также истолковатьволю
богов всем приходящим в храм за советом и помощью.
Роль такихпосредниковбрали на себяжрецы-прорицатели, прошедшиеспециальныйобряд посвященияв это звание.Только послеэтой церемониижрец делалсяпра-
вомочным истолкователемволи идолов.В книге «Светлые
и теневыестороны в жизникитайцев»церемонияпосвященияв прорицателиописана наиболеедостоверно.
Дж. Макговану, автору названнойкниги довелосьлично присутствоватьв даосскомхраме на церемониипосвященияв прорицателии наблюдатьвесь этот процесс.
«Это происходилов темную грозовуюночь. Черные, тяжелые тучипроносилисьнизко над головой.Темнота поглощалавсе вокруг, кроме огромногобанановогодерева передхрамом, гдедолжен былсовершатьсятаинственныйритуал.
Все помещениехрама тонулов глубокоммраке, ощущениекоторого становилосьсильнее отмерцания несколь-
ких маленькихсвечей у входа.И как будто длятого, чтобыместо действиястало еще болеемрачным, рядомс главным идоломмерцали свечи, а он с высокомерно-повели-
тельным видомсмотрел на всеперед собой.Намеренно илинет, но эффект, создаваемыйтусклым освещением,
был поразительными полностьюгармонировалс церемонией, проходившейза входнойдверью.
Казалось, мы чувствовалиприсутствиебога, которыйбыл вполнеосязаем прислабом свете, а окружающиетени увеличивалиего фигуру ипридавали емусверхъестественныйвид, внушающийстрах.
За пределамиузкой полоски, вдоль которойотражалсятусклый светсвечи, из-заглубокого мракатаинственность
становилась еще более ощутимой. Можно было различить
призрачные фигуры по обеим сторонам идола, они как
будто скрывалисьво тьме, остававшейся вне досягаемости
пляшущихбликов тусклойсвечи.
Лицоодного из этихстражей былопоглощеноглубо-
коймыслью, онобыло настолькоспокойным, чтокак будто
быне выражалоникаких душевныхволнений. Другой
страж распростер руки, как бы принимая решениенасчет
просьбы, с которой к нему обратились, Рядом заметна
была еще одна фигура, застывшая в позе смертельной
схватки с невидимым врагом. Извивающееся тело ее было
сведено агонией, а мышцы изогнутых и искаженных рук
вздулись; лицо выгляделовызывающими говорило онепокоренномдухе.
Мое вниманиебыло сконцентрированона фигурахчетырех мужчин, стоявших лицомк идолу в различныхпо-
зах внутри храма. Главным действующим лицом среди
них был тот, который готовился стать прорицателем.
У него былподозрительныйвид человека, слоняющегосяпо притонами игорным домам.Но еще большеон походил набездельника- завсегдатаязлачных мест.
Легко былозаметить, чтоон был совсемнеобразованнымчеловеком. Егоманера держатьсяи одежда говорилио том, что онпринадлежитк низшему классу.Его лицо, поразившееменя большевсех, было лишеноодухотворен-
ности. Он был из тех, которых ни один деловойчеловек
не возьметна работу и от которых домохозяйкитщательно
оберегаютдомашнюю птицу.
Справа отнего, чутьобратившисьв его сторону, стоял человекгрубоватойнаружности.Видимо, знатокпроцедурыпосвящения, он произносилнараспев словазаклинаний, призывая духавселиться встоящего рядомчеловека.
Впереди находились двое музыкантовс гонгами, вкото-
рые они медленно и ритмично ударяли, аккомпанируя
громкому и монотонному голосу, разносившемуся по всему
храму.
Я с большимвниманиемнаблюдал зачеловеком, стоявшим сопущеннойголовой и молчаливоожидавшимпоявления духа.Последний, видимо, не спешилс ответом напризыв жреца, ибо не былоникаких признаковтого, что
торжественныепризывы и ударыв гонг производятна
него хотябы малейшеевпечатление.Долгое времябог как
бы оставалсябезучастным.Тогда заклинаниястали убыстряться, и каждое словопроизносилось более отчетливо.Слушая внимательно, можно былоразобратьследующийтекст:
»Явись, снизойдискорее, владыкадухов. Сойдитеи вы, посланцы царства теней, сойдите и рассейтеполчища демонов, носящихся в воздухе. Сойди и ты к нам, сынНефритовогоимператора, ставший великиммонархом черездесять воплощений. Явись сюда сосвоим золотымэликсиром жизни, от которого и звезды блещутярче, и земляполнится радостью.Ждем тебя, чтобы ты одним своимпоявлением разогнал демонов, насылающихна людей болезни, чуму и мор. Взмахни своим золотым мечом и разруби накуски эти злобныесущества. Приди со своимипризрачнымивойсками, с быстротоймолнии, подобнодуху, с грохотом влекущему колесницу, приди и не задерживайся.Явись, явисьи вселись в этого человека, готового исполнитьтвои повеления".
Удары гонга, сопровождавшиезаклинания, гулко отдавалисьпо всему храму.Наконец посвящаемый, непод-
вижно стоявший в отдалении, начал слегка шевелиться, и
это немедленнобыло замеченодругими. Голосзаклинателязвучал ещегромче, а ударымузыкантовв гонг уча-
стились, словно этимшумом хотелиускорить появлениедуха, Черезнесколько минутпосвящаемыйстал раскачиватьсяиз стороны всторону, какбудто бы духсхватил
его и игралс ним в какую-тосумасшедшуюигру. Заклинанияделались ещегромче, голосзаклинателяповышался, инедавние мольбызвучали ужекак приказание.Заклинатель, видимо, чувствовал, что успех зависелтеперь всецелоот его стараний.Этот грубоватойнаружностичеловек с бегающимиогоньками вглазах и лицом, искажен-
ным нервнойгримасой, какбы властноприказывалневидимомудуху выполнитьего команду.
Тем временемс посвящаемымначали происходитьудивительныеперемены. Онсовершеннопреобразился: тупое, безучастноевыражение глазисчезло и онизапылали страстью, Он был уже нескучающим, лишенным эмоцийсуществом, ачеловеком, наполненнымогнем, темпераментоми бурными чувствами.С дикими жестамии
безумнымвыражениемлица он прыгали скакал похраму. Ударыв гонг участились, а голос заклинателяперешел почтив крик. Сцена, действительно, была захватывающей.
Наконец,-заканчиваетсвой рассказДж. Макгован,-в полном изнеможенииот диких прыжковпосвящаемыйупал на пол, где оставалсялежать безчувств в течение
некотороговремени. Церемонияпосвященияимела большойуспех, и с этоговремени всеоткровениябогов должныбыли осуществлятьсячерез этогочеловека, который, как все былив уверены, сделалсяистолкователемих воли".


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.